Русский язык 8 класс. Поурочный план
У р о к 1. Функции русского языка в современном мире |
Цель урока: закрепить понятия учеников об основных функциях русского языка, его месте в группе восточнославянских языков, его значении как государственного языка и одного из мировых языков.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, составление плана, выразительное чтение.
Х о д у р о к а
- Организационные вопросы.
Поздравление с началом учебного года, перекличка; знакомство с общей структурой курса 8 класса: 3 урока в неделю.
- Знакомство с учебником.
- Слово учителя
Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — «Синтаксис и пунктуация». В этом году мы будем заниматься синтаксисом словосочетаний и простых предложений, а в следующем, выпускном в общеобразовательной школе, — синтаксисом сложных предложений. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка – фонемы к изучению самой крупной единицы языка – текста.
Для уроков нам, прежде всего, необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, на условные обозначения (с. 2), на оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).
- Вопросы и задания
Кто авторы учебника? Какие фамилии в приложении «Условные сокращения» вам знакомы, какие вы встретили впервые?
Опережающее задание. Попробуйте при выполнении упражнения определить названия произведений, откуда взят тот или иной пример: некоторые наверняка вам известны. (Возможно поощрение: за несколько правильных ответов – хорошая оценка).
III. Лекция с элементами беседы о функциях русского языка в современном мире.
- Слово учителя
Тему нашего первого урока – на доске. Запишите ее в тетради.
Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются, и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки; латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом и латыни. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология, география …) или предметов, окружающих нас в повседневной жизни (телефон, телевизор, радио, велосипед, автомобиль, компьютер, монитор, мобильник, тетрадь … )
Это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые жили до нас за тысячи лет, с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.
- Вопросы для обсуждения:
— Что может язык?
— Для чего он нужен?
— Каковы его функции?
З. Прочитаем статью учебника (с. З).
- Комментарий учителя и задание для обсуждения.
Здесь названы две ocнoвныe функции языка: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны. Попробуйте определить, какая из этих функций главная, какая возникла раньше другой? Приведите доводы, аргументы в пользу вашей версии. (Обсуждение.)
Как видите, это не так-то просто решитъ. И тaкиx загадок язык хранит множество.
- Составление плана.
Прочитайте текст упр. 1 (с. 3 (вслух читает ученик) и составьте письменно его план (5-7 мин). Плaн может быть составлен в виде вопросов или в виде назывных предложений.
Примерный план:
- Два назначения языка. (Каковы функции языка?)
- Неразрывная связь функций языка. (Как связаны эти функции?)
З. Другие функции языка: экспрессивная, поэтическая. (Каковы другие назначения языка и как они проявляются?)
- Быть средством общения и средством мысли – основные назначения языка. (Что лежит в основе многочисленных функций языка?)
Обсуждение планов.
- Чтение и обсуждение cтaтьи учебника.
Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 4) по фрагментам: 1) место русского языка в группе восточнославянских языков; 2) понятие «государственный язык; З) функция межнационального общения; 4) международное значение русского языка.
- Закрепление изученного.
Вопросы и задания:
— Приведите свои примеры общих черт словарного состава русского, украинского и белорусского языков.
— Запишите определение понятия «государственный язык» в тетради.
— В каких случаях проявляется функция межнационального общения?
— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?
VII. Выразительное чтение.
Читаем высказывания о русском языке из упр. 3 (четыре человека). Понравившийся текст записываем в тетради (по выбору) .
Домашнее задание.
- Прочитать раздел «Повторение изученного» (с. 5-6 учебника).
- Рассмотреть таблицу упр. 4, перенести в тетрадь и заполнить пустые графы карандашом.
- Выполнить упр. 5.