ЧОП Человек. Общество. Право 10 класс КСП краткосрочные планы на 2017-2018 год
Тема | Понятие мировоззрения Урок 1 | ||||||||||||||||
Цель |
Сформировать понятие мировоззрения, определить структуру, основные элементы, общественно- исторический и индивидуальный характер мировоззрения
Задачи: О. Формирование научных представлений о понятии мировоззрение,выяснить какую роль играет мировоззрение в духовном развитии личности. Р.Развивать умения: анализировать, решать познавательные и проблемные задачи,делать выводы, работать в группе; участвовать в дискуссии, отстаивая свое мнение, считаться с мнениями других и находить общее решение. ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях и делать нравственный выбор. В. Формиования основ нравственной культуры, способствовать выроботки отношения приверженности к гуманистическим и общечеловеческим ценностям.
|
||||||||||||||||
Результаты обучения |
Знать: основные элементы и структуру мировоззрения
Уметь: анализировать, обобщать материал по изучаемой теме Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал
|
||||||||||||||||
№ | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
1 |
«Если вы»
Организационный момент |
Приветствие. Психологический настрой Прием «Волшебная поляна». Учитель напоминает детям требования к уроку, поведению на уроке, правила ведения тетрадей, контурных карт; знакомит с учебником.
.Психологическая релаксация “Если вы”Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок давайте начнем с психологической релаксации. Если вы любите шоколад –хлопните в ладоши. Если вы всегда делаете зарядку по утрам – поднимите руки вверх. Если вы забываете, здороваться по утрам со своими соседями покачайте головой. Если вы любите лето и ждете его с нетерпением, то скрестите руки на груди. Если вы пришли на урок с желанием продуктивно поработать протяните руку своему соседу. Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры (квадрат, круг, овал, ромб). Класс делится на 4-5 групп по 5-6 человек. Организуется работа в группах. В ходе занятия вам предстоит заполнить таблицу:
|
Учащиеся хлопают в ладоши, поднимают руки вверх, качают головой, скрещивают руки на груди, протягивают руки друг другу.
Учащиеся делятся на группы, выбирая геометрические фигуры.
|
||||||||||||||
2 |
«Сегодня на уроке»
|
Решение проблемного задания.
( Используем проектор, открываем слайд №1 презентации , где записано это задание)
Проблемное задание № 1. Прежде,чем мы узнаем тему урока,мы с вами решим проблемное задание. В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно, когда он обретает……. Вы должны продолжить высказывание индийских мудрецов. Работая в группе вы должны выяснить, что же должен обрести человек, чтобы началось его духовное рождение? 5 минут идет работа в группах. Каждая группа в помощь получает список понятий, из которых можно выбрать ключевое слово для продолжения высказывания. Список понятий на карточке №1 для каждой группы: Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи. Каждая группа дает ответ на проблемное задание. Ответ к заданию №1:( демонстрируется слайд презентации с ответом). В Древней Индии считали, что человек рождается дважды. Первый раз человек рождается физически, когда он впервые приходит в этот мир. Второй раз человек рождается духовно , когда он обретает мировоззрение.О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? |
Учащиеся работают в группах, отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, определяют тему урока, записывают в тетрадь. | ||||||||||||||
3 |
«По лестнице знаний»
|
1.Что такое мировоззрение?
Задание №2. Каждая группа, в ходе совместного обсуждения должна дать свое толкование понятия мировоззрение ( 1минута на обсуждение) Заслушиваются ответы каждой групп А теперь сравним свои ответы с научным понятием мировоззрение. Откроем учебник параграф и посмотрим какое определение дается в учебнике. Мировоззрение— это целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Давайте выясним, а чем мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека. (Работа с понятием с помощью слайда № 3 презентации и учебника) 1.Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом, то есть совокупность всех взглядов на мир. 2.Следующей отличительной чертой мировоззрения является то, что оно отражает отношение человека к миру:боится , страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его? Мы с вами выяснили, что такое мировоззрение. А сейчас нам нужно определить из чего же складывается и формируется мировоззрение любого человека. |
Учащиеся выполняют задания. Высказывают свое мнение .Участвуют в дискуссии, отстаивают свою точку зрения.
|
||||||||||||||
4 |
«Работаем сообща»
|
Задание№3.Каждая группа получает карточку №2 с заданием.
Выведите философскую формулу мировоззрения. Мировоззрение= знания+… +…+…+…. и.т.д., используя карточку№1 со списком понятий. Список понятий на карточке №1 для каждой группы: Богатство, слава, карьера, жизненные ценности, знания, деньги, опыт,власть, мировоззрение, авторитет, идеалы, могущество, вера,убеждения, влияние и нужные связи. Работа в группах ( 1-2 минуты). Заслушиваются ответы каждой группы. Сравните свои формулы с формулой на слайде.( слайд №4 презентации).Ответ к заданию №3. Мировоззрение =знания +убеждения + вера + жизненные ценности + идеалы + опыт. Из формулы мывидим , что любое мировоззрение начинается с приобретения знаний. Из истории вы знаете, что раньше власть имущие ограничивали доступ простым людям к образованию и знаниям. Почему? Приведите примеры. Вставьте в схему структуры мировоззрения все понятия от 1 до 6 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
Кто я? Какой я? В чем смысл жизни? Зачем я?
Познание 1 Я… 4 Я…
5 Я.. 2 Я… 3 Я.. 6.Я…
|
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.Проводят взаимооценивание по критериямпредставленным на интерактивной доске:
1Задание выполнено полностью, аккуратно, все факты отражены точно – «5» 2. Задание выполнено полностью, но не аккуратно, содержит не все факты – «4» 3.Задание выполнено не полностью, не аккуратно, имееются ошибки.- «3». Оценки выставляются в оценочный лист.
|
||||||||||||||
5 |
«Найди решение»
|
Мировоззрение нередко называют ядром, « стержнем» духовного развития человека. Сейчас каждая группа, опираясь, на учебник и свой жизненный опыт составьте кластер:
« Роль мировоззрения в жизни и деятельности человека?» Какие из лих ценностей лежали в основе мировоззрения человека ЭПОХИ: 1)Античности 2)раннего средневековья 3)эпохи Возрождения 4)эпохи Просвещения 5) эпохи Реформации а) деловой успех, б)антропоцентризм , в)соревновательность, г)активность, д)индивидуализм е)интерес к личности, ж)верность семье, группе , корпорации, з)гармония души и тела и)рационализм Закрепление нового материала
Беседа
1. Как развивалась философская мысль в отношении выработки понятия «сознание»?
2. Почему трудовая деятельность и человеческое общение считают необходимыми предпосылками возникновения сознания?
3. В чем заключается взаимосвязь языка и сознания?
4. Попробуйте определить особенности своей памяти.
5. Охарактеризуйте свое собственное мышление.
6. Объясните, что такое сознание.
Построение схемы «структура сознания» |
Выполняют задания, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное. Взаимооценка групп.Критерии оценивания:
1.Умение распределить работу в команде – 3 балла 2.Умение выслушать друг друга – 2 балла 3.Полнота раскрытия темы- 2 балла 4. Наличие рисунков и схем – 2 балл 5.Правильность и полнота выступления – 3 балл 12 — 11 баллов – «5». 10 – 8 баллов – «4» 7- 5 баллов – «3» .
|
||||||||||||||
6 | «Знания и умения» |
А теперь попробуйте выразить свое представление о мировоззрении и его роли в жизни людей в форме стихотворения (прием «синквейн» — пятистишие).
1 строка – существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – ключевая фраза, наиболее важная идея 5 строка – существительное, резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора. Оцени высказывание 1)Я принимал активное участие в работе над решением задач урока 2)Я считаю, что задачи урока решены 3)Без моего участия часть задач не смогла быть решена бы работать успешно 4)Мне было интересно отвечать на вопросы, которые ставили меня в тупик
|
Учащиеся составляют синквейн. | ||||||||||||||
7 | «Это вы можете» |
Рефлексия урока. Игра «Веночек»
Дом задание параграф 1,2 |
Записывают дом.задание, подводят итоги урока |