Всемирная история 8 класс. Поурочные планы 51 час
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВСЕМИРНОЙ
истории в 17-18 вв.
ВВОДНЫЙ УРОК
Цель урока: дать представление о курсе истории, изучаемой в 8 классе; повторить пройденный ранее материал; познакомить учащихся с основным содержанием всемирной истории, охватывающей период с 1640 по 1914 г.
Перед объяснением новой темы в ходе беседы учитель определяет общий уровень знаний, полученных школьниками при изучении предыдущих разделов истории (особенно это касается основных понятий и терминов, относящихся к данному курсу), выявляет усвоение специальных понятий, проверяет умения и навыки анализировать схемы, диаграммы, цифровые значения, работать с картой.
Если уровень подготовленности учащихся класса известен учителю, то главное внимание при изложении материала следует уделить пунктам 3 — 6.
План урока.
- Что изучает история? Для чего нужно знать историю?
- Какие исторические периоды изучаются в 5 — 8 классах?
- Основное содержание и хронология всемирной истории средних веков до середины XV—XVII вв.
- Какой курс истории изучается в старших классах?
- Основное содержание, хронология курса «Всемирная история 1640 — 1914 гг.», 8 класс.
- Методические советы учащимся для успешного усвоения основного содержания курса.
- Учащимся старших классов предлагается ответить на вопрос: «Что такое история?». Они должны отметить, что любое событие, происходящее в нашей жизни, имеет свою историю. История же как научная дисциплина изучает важнейшие явления, события в истории человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня.
Для чего нужно знать историю? (Каждый культурный человек знает, что нет настоящего без прошлого и будущего — без сегодняшнего дня). Учитель подробнее останавливается на этом вопросе, дает дополнительные понятия из различных работ Президента РК Н.Назарбаева, ставших программными для развития государства.
Изучение истории Казахстана и иностранных государств позволяет решать задачи, стоящие перед каждым гражданином, правильно понимать современное политическое положение, активно участвовать в общественной жизни.
- Нет необходимости подробно останавливаться на курсах истории древнего мира и средних веков. Достаточно вспомнить название периодов и определить историческую эпоху.
Учащимся следует объяснить понятия «общественное устройство», «государство», «производительные силы».
3.Можно провести беседу, рассказав о понятии «средние века» и их значении, об исторических эпохах развития общества, хронологических рамках, используя данные
таблицы 1.
4.Учитель дает представление о периодах истории, изучаемых в старших классах, знакомит с авторами учебникаи его структурой.
Основное содержание и хронология всемирной истории для 8 классов даны во введении к учебнику Н.Алдабек и др. Всемирная история. Алматы: Мектеп, 2004.
5.Рассказывая о важнейших событиях и основных проблемах истории нового времени, следует определить, что ее основное содержание — становление и развитие капитализма. Объясняя предпосылки буржуазных революций и победу капиталистических отношении в европейских странах, осуществление колонизации ими стран Азии, Африки, Латинской Америки, учитель показывает на карте крупнейшие государства Европы.
Остановившись на признаках и особенностях капитализма, учитель обращает внимание учащихся на господство капиталистических монополий, объясняет смысл слова монополия.6. Для успешного усвоения основного содержания курса учитель дает советы учащимся. Говорит о том, что они должны выработать навыки анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, раскрывать связи между историческими явлениями в ходе чтения текста учебника. Преподаватель советует школьникам учиться оценивать заслуги того или иного исторического деятеля, самостоятельно работать с документами, литературой, выявлять основные достижения в области культуры, а также, давая оценку внешней политике, объяснять причины и следствия военных действий нового времени, пользуясь картой.
Учитель отмечает важность записи исторических понятий в тетрадь, составления краткого конспекта после чтения
текста учебника, приобретения навыков работы с дополнительными документами, исторической, художественной литературой.
После того как обобщен материал вводного занятия, учащиеся получают домашнее задание — ответить на вопросы § 1. Учитель может предложить и другие задания
Таблица 1 Основные эпохи истории развития общества
Исторические эпохи | Общественный строй и время | Примечание |
Древний мир. | Первое общественное устройство. Несколько сот тысячелетий тому назад возник рабовладельческий строй: IV в. до н. э. — V—VII вв. н.э. (В Европе — до V в.). | Некоторые общества, минуя рабовладельческий строй.перешли к феодализму. |
История средних веков. | V—VII вв. н.э. до XVII в. В передовых странах возник капиталистический строй. | |
Новая история западных стран (всемирная
история). |
Середина XVII в. — 1914 г (1640—1914 гг.) | |
Новейшая история. | Капиталистический строй, индустриальное общество, начиная с 1914 г. до настоящего времени. | В некоторых странах установился социалистический строй. |
- 1. ПОБЕДА И УТВЕРЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА В АНГЛИИ
Англия перед революцией. Преддверием Английской революции стал новый этап развития государства — буржуазно-демократический. Установив значение исторического промежутка между средними и новыми веками, отметим ряд изменений, послуживших основой для развития новых капиталистических отношений. В учебнике изложен материал о начале формирования буржуазных свободных отношений и экономического уклада, являющихся результатом того социального переворота, который внесла в общество Английская буржуазная революция.
В процессе усвоения учебного материала школьники должны получить соответствующие знания и навыки. Для реализации этой цели учителю необходимо ставить дидак-тико-методические задачи и, осуществляя их, повышать
качество урока.
Чтобы наиболее полно раскрыть содержание темы I, предлагается план четырех уроков по темам:
Урок 1. Англия накануне революции.
Урок 2. Причины Английской революции.
Урок 3. Гражданская война в Англии.
Урок 4. Особенности промышленного переворота в Англии.
При желании содержание темы можно разделить на три занятия.
Наглядные средства, карты, таблицы, схемы, иллюстрации.
Урок 1. Англия накануне революции
Цель урока: рассказать о происходящих накануне революции изменениях в обществе и принятой в сельском хозяйстве реформе; показать, как трудящиеся оказались под двойным гнетом; отметить обострение социальных и политических проблем, создание ситуации для возможности развития революции.
Методика урока: беседа в форме вопрос — ответ.
План урока (следует записать на доске).
- Победа и развитие капитализма в Англии.
- Преобразования в Англии накануне революции.
- Изменения, имевшие место на промышленных предприятиях.
- Социальные, политические, религиозные проблемы в
стране.
1640 (13.IV—5.V) — Короткий парламент. 1640 — 1653 — Долгий парламент. Программа буржуазно-дворянской оппозиции: декабрь 1640 — «Петиция о части и целом»; декабрь 1641 — «Великая ремонстрация».
1.1. Прежде чем приступить к объяснению темы, учитель проводит опрос учащихся.
- Какую революцию из истории средних веков вы уже знаете?
- Нидерландскую буржуазную революцию, которая произошла в 1566—1609 гг.
- Почему эта революция называлась буржуазной?
—Потому что она была направлена против феодального строя, способствовала возникновению капиталистических отношений.
- Как изменила революция общество?
—Социальная революция произвела переворот в обществе, заменила один общественный строй другим.
- Почему материал об Английской буржуазной революции дается в курсе истории средних веков, а не в новейшей истории?
—Потому что на Английскую буржуазную революцию большое влияние оказала Нидерландская революция.
1.2. После этих вопросов учитель переходит к изложению новой темы и раскрывает ее задачи.
Урок следует проводить в виде беседы с учащимися в форме вопросов и ответов. Такой прием поможет детям лучше понять возникновение в XVII в. в Англии феодальных отношений, определить признаки феодального строя, облегчит усвоение темы.
Далее нужно обратить внимание учащихся на значение революции для экономики Англии, на целый ряд изменений, произошедших в промышленности, сельском хозяйстве и в торговле.
Это можно показать с помощью вывешенной на доске
схемы.
Первая часть урока объясняется по этой схеме, которую учащиеся записывают в тетрадь (расчертить на доске <«хему 1).
Схема 1
Изменения в экономике Англии, произошедшие в результате промышленного переворота
Рост мануфактурного производства: изготовление стекла, выработка шелка, производство сахара, добыча поваренной соли. | ||
Развитие промышленности. | (-—-> | Развитие металлургии: добыча свинца, меди. |
За 1534 — 1560 гг. численность жителей Лондона возросла в 8 раз. |
Развитие капиталистических отношений.
В XVI в. Англия — аграрная страна. Численность сельского населения составляет 4,5 млн. человек. | ||
Изменения в сельском хозяйстве. | Бедные крестьяне лишались средств к су-шествованию. Начиная с XVII в. общинные земли были изъяты. С целью производства мяса, шерсти разводили овец. | |
Крестьяне подвергались двойному гнету. | ||
Ущемление прав крестьян лендлордами. |
В конце XVII в. крестьянам принадлежала половина посевных земель. Спустя 100 лет английские крестьяне были ликвидированы как класс.
Рост имущественного неравенства.
Возникает рынок дешевой рабочей силы, развивается наемный труд.
Появляется прослойка мелких крестьян, средних и крупных фермеров; новых дворян; хозяев предприятий; землевладельцев, сельских помещиков.
Нерешенность религиозных проблем в стране привела к тому, что пуритане выступили против абсолютизма, став идеологическим знаменем Английской буржуазной революции.