История мира 9 класс Поурочные планы
Класс Дата_____________
Тема: «Введение в курс новейшей истории мира».
Цель урока: обновить знания, полученные при изучении всемирной истории в 8 классе. Составить представление о материале, который будет изучаться в течение учебного года и подготовить к его усвоению. Создать условия для начала формирования исторического мировоззрения и понимания особенностей развития в новейшее время
Задачи:
Развивающая – создать условия для формирования навыка выделения главного от косвенного материала учебника, работы в коллективе и умения вести аргументированную беседу по указанной теме, а также навыка классификации.
Образовательная – создать условия для понимания общественно-политической и экономической ситуации в мире в начале XX века.
Воспитательная — создать условия для формирования гражданской позиции, умения слушать оппонента и т.д.
Оборудование урока: политическая карта мира, схема-классификатор, термины, даты, планшеты, маркеры и т.д.
Структура материала.
План урока
- Вводная часть. 2. Формирование вопроса. Версии. 3. Разработка рабочей гипотезы. 4. Работа в микрогруппах. Монтаж. 5. Формулировка суждения. 6. Вывод (самоконтроль). 7. Домашнее задание.
Ход урока
- Вводная часть.
Курс «Новейшая история мира» охватывает события новейшей истории человечества. Этот период истории начинается со времен Первой мировой войны 1914—1918 гг. и продолжается до наших дней. Программа курса новейшей истории стран Европы и Америки, Азии и Африки ориентирована на комплексное изучение социально-экономических, политических и духовных процессов человеческого общества. В хронологическом плане новейший период тесно связан с важнейшими событиями XX в. Процессы XX столетия характеризуются скоростью и глубиной изменений, революционностью перемен и их всемирным масштабом. Прежде всего глубокие перемены наметились в экономическом развитии и в условиях жизни людей. Мир вступил в новый этап индустриальной эпохи. Развитие средств коммуникаций и транспорта, усовершенствование двигателей внутреннего сгорания создали возможности для освоения огромных, ранее недоступных территориальных пространств. Большая часть XX в. находилась под знаком господства развитых стран: Великобритании, Франции, Германии, Италии, США, Японии, СССР (России). При изучении курса «Новейшая история мира» школьная программа эпоху новейшей истории делит на два периода.
Первый (1914—1945 гг.) связан с глубоким расколом европейского общества, формированием и укреплением системы государственно-монополистического капитализма и тоталитарных общественных систем. К началу XX в. окончательно оформляется колониальная система империализма за счет захвата и подчинения народов Азии, Африки и Латинской Америки. Опутанные сетью неравноправных договоров, кабальных займов и военных союзов, формально независимые государства оказались в зависимости от ведущих промышленно развитых стран.
Окончание Второй мировой войны в 1945 г. вызвало качественное переустройство мирового политического пространства, положило начало «холодной войне» и переходу к биполярной модели международных отношений между миром социалистических и капиталистических стран.
Послевоенный период с 1945 г. и по настоящее время трактуется как второй этап новейшей истории, включающий процессы постепенной трансформации индустриальной цивилизации и перехода ее в новое качество — постиндустриальное общество. Основным фактором, характеризующим динамику этого периода, стало возрастание роли науки в общественном производстве, приведшее во второй половине XX в. к научно-технической революции (НТР).
В 40—70-е годы западноевропейское общество, опираясь на идеи британского экономиста Дж. Кейнса, в социально-экономической практике организации хозяйства использовало модель «массового производства — массового потребления». Главным отличительным признаком этой модели стало то, что государство попыталось регулировать социально-экономическое развитие общества. В социальной сфере государство проводило политику «выравнивания доходов» путем перераспределения части доходов от более имущих к менее имущим слоям через налоговую политику. В большинстве капиталистических стран государство активно поддерживало муниципальное жилищное строительство, программы развития образования и здравоохранения, помощи беднякам. Государство ввело гарантированный минимум заработной платы, определило максимальную продолжительность рабочей недели, установило контроль за увольнениями.
С 80-х годов XX в. страны Западной Европы и США перешли к другой модели развития общества. Главной целью реформ явилось ослабление государственного вмешательства в экономические процессы и создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Ударной силой экономических реформ 80-х годов стала приватизация: распродажа акций государственных компаний в частные руки, снижение налогообложения, ослабление государственного контроля за ценами и производством, расширение свободы фирм при торгово-финансовых операциях. Главным двигателем новой хозяйственной системы стала частнопредпринимательская инициатива, а регуляторные функции возлагались на рыночно-конкурентные механизмы.
Крушение колониальной системы стало одним из крупнейших событий второй половины XX в. Первоначально распад колониальной системы охватил Азию и Северную Африку. С 1960 г. центром освободительного движения стала Черная Африка. К началу 70-х годов около 125 государств Азии, Африки и Латинской Америки получили независимость и стали суверенными государствами. Колониальные империи ушли в прошлое.
Неотъемлемой частью второго периода новейшей истории является эволюция социалистической системы, завершившаяся распадом СССР и началом постсоциалистической трансформации стран Восточной Европы и Евразии. Воссоединение Германии и крах СССР явились концом «холодной войны». Во второй половине XX в. в Европе и других районах мира наметилось движение к интеграции (прежде всего, к экономической). Наиболее ярко этот процесс выражен в Западной Европе, где в 1992 г. был подписан договор о Европейском союзе. Интеграционные процессы наблюдаются в Африке, Азии, Латинской Америке. Попытки интеграции намечаются и на постсоветском пространстве. 10 октября 2000 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан,
Россия и Таджикистан создали Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС), президенты Казахстана, России и Беларуси подписали документ о формировании единого Таможенного союза.
На основе объективного изучения событий новейшей истории стран Запада и Востока должно формироваться патриотическое воспитание молодежи. Героическая борьба народов за свободу и независимость, подвиги героев многих стран, биографии талантливых политических военных руководителей и их деятельность во благо своего Отечества могут стать примерами подражания для казахстанской молодежи. Выдающиеся политические и государственные деятели XX в. У. Черчилль, Ф. Д. Рузвельт, Ш. де Голль, К. Аденауэр, М. Кемаль Ататюрк, М. К. Ганди, Дж. Неру, Сунь Ятсен, А. Сукарно, Г. А. Насер, М. Джинна, Хо Ши Мин, Н. Ман-дела, М. Тэтчер, Б. Н. Ельцин и другие внесли неоценимый вклад в дело развития и свободы своих стран. Имена их навеки остались в анналах истории XX в.
XX в. вошел в историю как век невиданного взлета науки и техники, многих видов искусства, которые обогатили человеческую цивилизацию. Люди овладели силой атома, раскрыли строение молекулы и генов, исследуют секреты космоса, широко применяют достижения биотехнологии, радиоэлектроники, компьютерной техники. Мировое развитие многократно усилилось в начале XXI в. Вместе с тем человечеству угрожают новые опасности (международный терроризм, наркобизнес, инфекционные болезни, изменения окружающей среды, нехватка питьевой воды, продовольствия, природных ресурсов). Продолжается совершенствование оружия массового уничтожения (ОМУ). Растет разрыв между богатым и бедным населением мира. На наших глазах разразился мировой финансово-экономический кризис, который усугубляет материальное положение многих людей.
Для решения этих проблем требуется взаимодействие всех государств. Необходимо выработать новые правила взаимоотношений между странами, создать новую систему международных отношений, основанных на доверии и уважении интересов всех народов, на отказе от алчности и имперских эгоистических устремлений отдельных сверхдержав. Жизнь развивается и ее нескончаемые тайны ждут своих исследователей. Открыть, познать, использовать их во благо людей и нашей прекрасной Родины — Казахстана — предстоит нынешней молодежи.
Закрепление.
Вопросы для самоконтроля:
— дайте общую характеристику общественно-политической ситуации в мире в начале XX века.
— Назовите основные периоды в новейшей истории
— Какие события происходили в мире после второй мировой войны
Домашнее задание. Выучить основные даты
Рефлексия.
Класс Дата_____________
Тема: ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Цели изучения темы: раскрыть причины Первой мировой войны, выяснить цели воюющих государств и объяснить несправедливый характер войны, обрекшей народы на страдания.
Обучающая: Обратить внимание на вину капиталистов всех стран, провоцировавших захватническую политику. Важно развивать у учащихся мысль о необходимости сохранения мира как главной задачи человечества.
Развивающая: Для развития у учащихся навыков самостоятельной работы и повышения интеллекта необходимо научить их делать выводы по теме, вырабатывать собственное мнение и ориентироваться по карте-схеме, научить работать с документацией, анализировать просмотренные кинофильмы, карты, иллюстрации.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету
Проверка домашнего задания:
Наглядные пособия: карты; карты-атласы учебника «Первая мировая война 1914—1918 гг.», «Мировое политическое территориальное разделение с 1874 по 1914 г.».
Картины: «Сентябрь 1914 года. Битва при Марне», «Верденская битва. Противостояние защитников форта».
Предлагается проведение занятий в форме лекции, рассказа, самостоятельной работы.
План занятия:
- Причины и цели Первой мировой войны. 2. Начало войны. Военные действия 1914—1916 гг. 3. Назревание социально-экономического и политического кризисов в воюющих странах. 4. Выход России из войны. 5. Поражение Германии и ее союзников. Окончание войны. 6. Итоги Первой мировой войны. 7. Версальско-Вашингтонская система.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Причины, характер и цели войны. Первая мировая война явилась результатом острых противоречий, возникших между ведущими капиталистическими державами, интересы которых сталкивались в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке.
К XX в. обострились отношения между Великобританией и Германией, Германией и Россией, Францией и Германией, Австро-Венгрией и Россией. Эти противоречия привели к образованию соответствующих военно-политических блоков. В конце XIX в. (1882 г.) был создан Тройственный союз, куда вошли Германия, Австро-Венгрия и Италия. В начале XX в. (1907 г.) формируется Антанта, объединившая Францию, Англию и Россию.
Непосредственным поводом к войне послужило убийство в г. Сараево 28 июня 1914 г. наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены. В ответ на это Австро-Венгрия 28 июля 1914 г. объявила войну Сербии. Связанная с Сербией взаимными обязательствами, Россия объявила всеобщую мобилизацию. Использовав это как предлог, в начале августа Германия объявила войну России и Франции. В том же месяце в войну против Германии вступили Великобритания и Япония. Так закрутился маховик Первой мировой войны, во время которой были убиты 10 млн. человек и более 20 млн. ранены и контужены.
Самостоятельная работа учащихся. Составить хронологическую таблицу. Военные действия в 1914—1916 гг. Военные действия в 1914 г. закончились в целом в пользу стран Антанты. Германия потерпела неудачу в битве на Марне, австро-венгерские войска — в Галиции и Сербии. Турецкая армия была разгромлена русскими войсками на Кавказском театре войны. Германский план успешной войны, на два фронта провалился. Война приняла затяжной характер.
Главные события 1915 г. развернулись на Восточном фронте. Германия и ее союзники направили основной удар против России, рассчитывая нанести ей поражение и вывести ее из войны. Германские войска в феврале-марте остановили продвижение русских войск и начали вытеснять их из Восточной Пруссии. В мае немецкие и австро-венгерские войска прорвали слабо укрепленный русский фронт и начали наступление севернее Варшавы. Русские войска после упорных сражений оставили Польшу, Галицию и Прибалтику. Несмотря на большие людские и территориальные потери, Россия не вышла из войны.
Весной и летом на Западном театре войны также шли упорные сражения, не дававшие преимуществ ни одной стороне, а 22 апреля при сражении у г. Ипр германские войска впервые в истории войн применили отравляющие вещества.
Самой крупной операцией англо-французских армий в 1915 г. была операция по захвату пролива Дарданеллы в Мраморном море. Потеряв 150 тыс. человек, англо-французское командование отказалось от своего замысла.
В результате упорной дипломатической борьбы страны Антанты сумели перетянуть на свою сторону союзницу Германии Италию, и 17 мая 1915 г. Италия расторгла договор с Тройственным союзом, а 23 мая объявила войну Австро-Венгрии.
В связи с переходом Италии на сторону Антанты Тройственный союз перестал существовать. На смену ему пришел союз Германии и Австро-Венгрии с Болгарией и Османской империей, названный Четверным союзом.
Военные действия 1917 г. Военные действия на фронтах Первой мировой войны продолжались с прежним ожесточением. В апреле 1917 г. в войну вступили США. Экономические трудности, переживаемые странами Европы, не коснулись США. Выгодно торгуя с обоими воюющими блоками, монополистический капитал США нажил огромные прибыли. Когда германское правительство объявило о неограниченной подводной войне против любых судов, следующих в порты стран Антанты, США разорвали дипломатические отношения с Германией и 6 апреля 1917 г. объявили ей войну. Участие свыше 2 млн. солдат и офицеров армии США на фронтах Европы значительно повысило военный потенциал Антанты и окончательно определило будущих победителей этой затяжной войны.
Когда страны Антанты готовились к завершающим операциям Первой мировой войны, в России произошла Октябрьская революция.
Поражение германского блока и окончание войны. Освободившись от военных тягот Восточного фронта, Германия решила до переброски американских войск в Европу предпринять решительные меры на Западном фронте, нанеся поражение войскам Антанты. Сняв с Восточного фронта значительные силы, Германия в начале 1918 г. предприняла наступательные операции на Западном фронте.
Значительно укрепившись за счет американских резервов, командование Антанты в августе 1918
11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу в штабном вагоне маршала Фоша было подписаноперемирие между Германией и ее противниками. Первая мировая война закончилась.
Итоги войны. Первая мировая война стала эпохальным событием первой половины XX в. По своим масштабам и потрясающим социально-политическим последствиям эта война не имела себе равных в прошлой истории человеческого общества. В ней участвовали 38 государств с населением в 1,5 млрд. С обеих сторон были мобилизованы 74 млн. человек.
Воюющие армии использовали новые виды военной техники: танки, самолеты, дирижабли, радиосвязь, подводные лодки, химические средства поражения, противогазы. Война нанесла огромный материальный урон всем воюющим странам.
Версальско-Вашингтонская система. Государства, победившие в Первой мировой войне, 18 января 1919 г. приняли участие в работе Парижской мирной конференции. В столицу Франции приехали представители 32 государств. При подписании договора о перемирии в стороне остались Германия и другие государства, потерпевшие поражение, а также и Советская Россия. Основной проблемой конференции стала подготовка мирных договоров с побежденными странами. Французская делегация желала наказать своего противника — Германию, мечтая присоединить к Франции немецкие территории (угольный бассейн Саар и левый берег Рейна) и установить свое господство в Европе.
Создание Лиги Наций. Мандатная система. Идея президента США В. Вильсона о создании международной организации с главной ролью США в ней породила одну из самых существенных
проблем. На Лигу Наций, устав которой был одобрен на Парижской мирной конференции,было возложено развитие сотрудничества среди народов, обеспечение мира и безопасности во всем мире. Было решено каждый год созывать Ассамблею Лиги Наций для обсуждения международных проблем. Одновременно с Ассамблеей был создан Совет с такими же полномочиями. Постоянными членами Совета были пять главных держав, одержавших победу в войне, —США, Англия, Франция, Италия и Япония.
Работа конференции закончилась подписанием трех основных договоров:
- «Соглашение четырех держав» (Англия, США, Франция, Италия) давало международную гарантию совместного владения островами на Тихом океане.
- «Соглашение пяти держав» (Англия, США, Япония, Франция, Италия) определяло долю этих держав при строительстве тяжелых кораблей для военно-морских сил, это было большой победой делегации США. 3. «Соглашение девяти держав» определяло взаимоотношения с Китаем при сохранении системы неравноправных договоров, причем территория Китая «объявлялась открытой» для всех стран. Вашингтонское соглашение изменило соотношение сил в бассейне Тихого океана в пользу США. Версальско-Вашингтонские соглашения не упрочили мирных отношений после войны в Европе, Азии, Африке и на Тихом океане, а лишь временно приглушили противоречия между империалистическими державами.
Закрепление. Устный фронтальный опрос1. Определите причины Первой мировой войны.
- Назовите наиболее крупные сражения Первой мировой войны.
- Почему Германии не удалось реализовать «План Шлиффена» и когда произошел перелом в войне в пользу Антанты?
- Какие цели преследовали державы-победительницы на Парижской мирной конференции?
- Какие территориальные изменения произошли в мире после подписания Парижско-Версальских договоров?
- В чем смысл создания системы мандатов? Какая задача ставилась перед Лигой Наций?
Домашнее задание параграф 1 конспект, выучить даты.
Рефлексия. Составить кластер. « Первая мировая война»
Класс Дата_____________
Тема: РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Цели изучения темы: дать характеристику революционно-демократическим движениям в России и в странах центральной Европы после первой мировой войны.
Обучающая: дать характеристику социально-экономического и политического развития стран Европы после Первой мировой войны, раскрыть причины образования в Европе новых государств. Объяснить общие признаки и особенности революций в странах Европы, сопоставляя Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. в России.
Развивающая: работать над развитием систематизированием материала, сформировать у учащихся представление о политических партиях и усилении их влияния в различных странах.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету
Наглядные пособия: карты «Страны Европы в первой половине XIX века», «Февральская революция 1917 года в России», «Октябрьское вооруженное восстание в России».
Можно использовать диапозитивы, картины, иллюстрации, схемы.
Вид занятия — смешанный (рассказ, беседа, вопросы-ответы, самостоятельная работа).
Проверка домашнего задания:
План изучения темы: 1. Революционные события в России и их влияние на ситуацию в мире. 2. Революция в Германии.
- Революция в Австрии. 4. Революция в Венгрии. 5. Создание Королевства сербов, хорватов и словенцев.
Основные понятия: демократическая революция, Временное буржуазное правительство, сепаратное соглашение, ультиматум, интервенция, Совет народных уполномоченных (СНУ), Баварская Советская республика, Веймарская республика, коалиционное правительство, монархическое государство, народное вече.
Основные события:
- В феврале 1917 г. в России было создано Временное правительство. • Создано Советское правительство — 7 ноября 1917 г. (по старому стилю — 25 октября). • В Германии началась революция — ноябрь 1918 г. • Сформировано Чехословацкое государство — октябрь 1918 г. • Создано Государство сербов, хорватов, словенцев (ГСХС)— 18 октября 1918 г. • Создано Польское государство —ноябрь 1918 г.
Заполнение таблицы.
Вопросы | Россия | Германия | Австралия | Венгрия | Чехия | Югославия | Польша |
Годы | |||||||
Против кого было направлено | |||||||
Характер | |||||||
Движущие силы | |||||||
Итоги |
Демократические и социалистические революции и преобразования в 1917—1918 гг. произошли в России и побежденных странах — Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых сохранялся комплекс нерешенных задач общественного развития. Европейские революции возникли как революции демократические, подобно тем, что были в Западной Европе в XVIII—XIX вв. Их запоздалость в странах Юго-Восточной и Восточной Европы связана с тем, что условия для свободного развития капитализма и национально-государственного строительства в прошлом не были созданы. Революции произошли в странах, которые были империями и многонациональными государствами. В них возникло взрывоопасное сочетание социальных и политических условий. Испытываяглубокие противоречия, Австро-Венгрия, Российская и Османская империи стали распадаться. Образование новых национальных государств на развалинах империй явилось необходимой предпосылкой для преодоления их отставания от западноевропейских стран.
Революционно-демократические изменения в странах Европы. Провозглашение независимости Финляндии и стран Балтии. Под влиянием Октябрьской социалистической революции в Финляндии было создано демократическое правительство, которое в декабре 1917 г. было признано Советской Россией. Однако в стране разгоралась гражданская война, начатая в ее южных приграничных районах. Там была создана Красная Армия, поддержанная Советской Россией. На помощь правительству Финляндии в апреле 1918г. прибыла немецкая дивизия. К июлю 1919г. революционное движение было подавлено.После этого правительство Финляндии сформировалось на основе широкойкоалиции Социал-демократической партии и либерально-консервативных партий.
Столкновение националистических и пролетарско-революционных сил имело место также в Прибалтийских странах. В 1919— 1920 гг. в Латвии и Эстонии утвердились буржуазно-демократические республики. Польша. В годы Первой мировой войны польские земли оказались в зоне военных действий. В обстановке краха австро-германских армий в Царстве Польском в ноябре 1918 г. представители левых партий образовали в Люблине независимое правительство. Оно провозгласило Польшу Народной республикой. Во главе Польского государства встал Ю. Пилсудский, придавший правлению страны авторитарные черты.
Политические изменения в странах бывшей Австро-Венгрии. Поражение Австро-Венгрии и Германии совпало с революционным брожением среди трудящихся.
Всеобщая политическая стачка в Чехии 14 октября 1918 г. переросла в национально-освободительную демократическую революцию. Чехия и Словакия вышли из состава Австро-Венгрии, провозгласив создание независимой Чехословацкой Республики.
Революционные выступления солдат Истрии, Далмации, Хорватии привели к отделению от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций, и 18 октября было объявлено о созданииКоролевства сербов, хорватов и словенцев. Северная Буковина объявила о присоединении к Украине, а Галиция — к Польше.
Революция в Австрии. 31 октября 1918 г. в Австрии и Венгрии начались демократические революции, в ходе которых были свергнуты монархии. В результате Ноябрьской революции 1918 г., охватившей вслед за Германией и империю Габсбургов — Австро-Венгрию, Австрия (без ее венгерской части) 12 ноября 1918 г. была провозглашена республикой. Свержение монархии произошло без вооруженной борьбы.
Здесь, как и в Германии, были проведены выборы в Учредительное собрание для разработки и принятия конституции. Чтобы ослабить недовольство экономической разрухой, коалиционное правительство провело ряд мер по повышению норм выдачи продовольствия по карточкам. Были приняты законы об отмене дворянских титулов и привилегий, о конфискации имущества императорской семьи в пользу жертв войны, о 8-часовом рабочем дне, о рабочих комитетах на предприятиях и ряд других законов.
Революция в Венгрии. Более драматический характер приобрели события в Венгрии. Буржуазно-демократическая революция в Венгрии привела к свержению монархии Габсбургов и отделению ее от Австрии, и 16 ноября 1918 г. Национальный совет провозгласил Венгрию республикой, признающей за своими гражданами общедемократические права и свободы. Между тем экономическое положение в стране ухудшалось. Войска Антанты оккупировали часть ее территории. Это обострило обстановку в стране. Правительство во главе с графом Каройи подало в отставку, предложив социал-демократам сформировать правительство. Те обратились за поддержкой к только что образовавшейся Коммунистической партии Венгрии. Она состояла в большинстве своем из военно-пленных, вернувшихся из Советской России. Многие из них принимали участие в Октябрьской революции на стороне большевиков и горели желанием на своей родине «сделать так, как в России».
Новое правительство сформировали социал-демократы и коммунисты, и 21 марта 1919 г. Венгрия была провозглашена Советской республикой, а ее правительство стало называться, как и в России, Советом народных комиссаров. Была создана Красная Армия для защиты республики от иностранной интервенции. Сочетание национальных задач (защита Отечества от интервенции) и социальной программы правительства по изменению социально-экономического строя придавало венгерской революции более радикальный характер по сравнению с австрийской революцией. Внутри страны начали активизироваться противники революции. Военная интервенция во многом определила исход борьбы — 1 августа 1919 г. Венгерская Советская республика пала. В стране установилась авторитарная диктатура адмирала Хорти. Венгрия вновь провозглашалась монархическим государством во главе с регентом Хорти, закрепившим за собой всю полноту власти.
Революция в Германии. Неизбежность поражения заставила Германию искать пути к прекращению войны. Созданное 30 сентября 1918 г. новое германское правительство с участием социал-демократов обратилось к США с просьбой о перемирии. Одновременно германские войска по решению командования начали крупную морскую операцию, которая должна была показать, что силы Германии еще не иссякли. 30 октября германская военная эскадра, находившаяся в гавани г. Киль, получила приказ выйти в море и атаковать английский флот. Измученные войной матросы, сознавая авантюристичность приказа, отказались подчиниться ему, и 3 ноября 1918 г. в Киле начались демонстрации матросов, солдат и рабочих, которые вскоре переросли в восстание. Город оказался в руках восставших, повстанцы создали Совет рабочих и солдат. Вслед за Килем возникли Советы в других городах, а 9 ноября восстала столица страны — Берлин. В Германии началась революция. Император бежал из страны, монархия пала. Революционное правительство — Совет народных уполномоченных (СНУ) во главе с социал-демократом Ф. Эбертом — объявило Германию республикой. Следующая мера правительства — прекращение войны. Германская делегация, прибывшая в ставку Главнокомандующего войсками Антанты маршала Фоша, подписала соглашение о перемирии. Германия признала себя побежденной. 12 ноября 1918 г. правительство опубликовало программу действий: отменялось осадное положение военного времени, провозглашалась свобода слова, собраний, ассоциаций, объявлялась амнистия политическим заключенным, вводилось впервые всеобщее равное право при прямом и тайном голосовании. Важной стороной деятельности СНУ стала социальная политика. Правительство приступило к трудоустройству демобилизованных солдат и безработных, решению проблем социального обеспечения, регулированию экономических и социальных отношений. Кроме того, была учреждена специальная комиссия по социализации, которую возглавили известные социал-демократические деятели К. Каутский и Р. Гильфердинг. Комиссия должна была заниматься огосударствлением предприятий и фирм, достигших особо крупных масштабов (монополий). Это свидетельствовало о расширении роли государства в социальной политике.
К середине декабря 1918 г. в германской революции определились левые группы, среди которых выделялась группа «Спартак», выступавшая за социалистическую революцию, за передачу власти Советам. Их вдохновлял пример Советской России. Напротив, Социал-демократическая партия Германии, возглавлявшая правительство, занимала умеренно реформистскую позицию и считала первостепенно важным созвать Учредительное собрание для выработки и принятия конституции. Это требование находило широкую поддержку, в том числе и со стороны возродившихся либеральных и консервативных партий, которые теперь выступали под вывесками «народных», «демократических», «национальных».