География 7 класс Поурочные планы
География, 7 класс
Урок № 1: Что изучает география материков и океанов?
Периоды изучения материков и океанов
Цель урока: 1) Сформировать знания о содержании и структуре предмета
2) Развивать умение работать с картой; 3) Остановится на глобальных проблемах человечества и путях их решения
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Портреты путешественников
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
- Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
- Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
- «Пятым океаном» называют (атмосферу)
- Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
- Точка, из которой производится визирование при полярной съёмке местности (полюс)
- Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
- Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
- Жители жарких стран отличаются (тёмным цветом кожи, курчавыми волосами)
- Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего необходимо изучать физическую географию?
V.Объяснение новой темы.
- Что изучает география материков и океанов
- Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
- Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
- Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
- Географические открытия средних веков (викинги в VIII-XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января 1820 г. открыли Антарктиду, Р. Пири – Северный полюс, Р. Амундсен – Южный)
- Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
- Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
VI.Усвоение новой темы.
- Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)
- Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)
- «Пятым океаном» называют (атмосферу)
VII.Домашнее задание. § 1,2, рис. 2,4,5
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Теперь география превратилась в науку, которая не только пописывает закономерность размещения земных тел и явлений на поверхности Земли, но и объясняет причины их возникновения и развития.
География, 7 класс
Урок № 2: Карты материков и океанов
Цель урока: 1) Дать краткие сведения о картах, их группировке по содержанию; 2)Развивать умение работать с картой; 3) Воспитывать уважение к труду ученых-картографов.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта полушарий. 3. Глобус.
- Климатическая карта. 5. Геологическая карта. 6. Атласы
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Что изучает география материков и океанов
- Материки и острова, части света (площадь Земли 510 млн. кв. км, суши 149 млн. кв. км, океанов 361 млн. кв. км; архипелаг; асу, эреб)
- Мировой океан (71%, Марианский желоб 11022м)
- Географические сведения древних времен (Эратосфен, Страбон)
- Географические открытия средних веков (викинги в VIII-XI веках, Плано Карпини, Марко Поло, Афанасий Никитин, Виллем Рубрук, Х. Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Мартин Вальдземюллер, Герард Меркатор, Фернан Магеллан, Абел Тасман, С. Дежнев, Дж. Кук, А. И. Чириков – Алеутские острова, И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский – острова Тихого океана, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев 28 января 1820 г. открыли Антарктиду, Р. Пири – Северный полюс, Р. Амундсен – Южный)
- Главные географические открытия XIX века (Семенов-Тян-Шанский, М. Пржевальский, Ш. Уалиханов, А. Гумбольд – Южная Америка, Д. Ливингстон и Г. Стэнли – Африка, Н. Н. Миклухо-Маклай – Новая Гвинея)
- Крупные открытия XX века (планомерные исследования стали возможны последние 44 года)
III.Всесторонняя проверка знаний.
- Параллели имеют направление (запад-восток)
2. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
- Азимут северо-восточного направления равняется (45)
- Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
- Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
- Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)
- Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
- В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
- Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
- Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
- Почва плодородная в:
- Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
- Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)
- Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. В чем отличие карты от плана местности? Что такое масштаб и какие виды масштабов существуют? Проблемный вопрос: Можно ли изогнутую поверхность глобуса перенести на плоскую поверхность карты без искажений?
V.Объяснение новой темы.
- Картографические проекции (карта – уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов – в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов; проекции – равноугольные, равновеликие и произвольные; в равноугольных сохраняются углы и формы, искажаются длины и площади; равновеликие проекции – площади точны, а углы и формы искажаются;произвольные проекции – все виды искажений, но распределены равномерно – в центре меньше искажений, чем по краям; классификация по видам перенесения на поверхность: цилиндрические – мало искажений у экватора, много у полюсов, конические – искажаются области полюсов, поликонические – используются для карт мира, центр искажен; азимутальные используются для изображения приполярья)
- Система условных знаков (масштабные или контурные – размеры объектов;внемасштабные условные знаки – геометрические формы, чертежи, буквы – населенные пункты, полезные ископаемые, рисунки животных и растений; линейные – реки, дороги, линии связи, границы; разъясняющие и описывающие знаки – длина рек, высота горы, глубина впадины)
- Группировка карт (по территориальному охвату, по масштабу, по содержанию; по назначению; топографические карты – крупномасштабные; комплексныепоказывают несколько компонентов и их взаимосвязь)
VI.Усвоение новой темы.
- Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
- Первым приблизительно правильно определили размеры Земли (Эратосфен)
- Карта природных зон содержит данные о (границах природных зон и животном мире)
VII.Домашнее задание. §3
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Если на глобусе изображение земной поверхности дается точно, без искажений, то на карте оно подвергается различным искажениям из-за того, что поверхность Земли изображается на плоскости.
География, 7 класс
Урок № 3: Строение земной коры
Цель урока: 1) Сформировать знания о литосферных плитах и их движениях, геологическом летоисчислении и геохронологической таблице; 2) Развивать умение работать с картой; 3)Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта строения земной коры
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Картографические проекции (карта – уменьшенное, обобщенное изображение земного шара с помощью условных знаков на основании математических законов – в определенном масштабе и проекции; картографические проекции; классифицируют искажения длины, площадей, форм и углов; проекции – равноугольные, равновеликие и произвольные; в равноугольных сохраняются углы и формы, искажаются длины и площади; равновеликие проекции – площади точны, а углы и формы искажаются;произвольные проекции – все виды искажений, но распределены равномерно – в центре меньше искажений, чем по краям; классификация по видам перенесения на поверхность: цилиндрические – мало искажений у экватора, много у полюсов, конические – искажаются области полюсов, поликонические – используются для карт мира, центр искажен; азимутальные используются для изображения приполярья)
- Система условных знаков (масштабные или контурные – размеры объектов;внемасштабные условные знаки – геометрические формы, чертежи, буквы – населенные пункты, полезные ископаемые, рисунки животных и растений; линейные – реки, дороги, линии связи, границы; разъясняющие и описывающие знаки – длина рек, высота горы, глубина впадины)
- Группировка карт (по территориальному охвату, по масштабу, по содержанию; по назначению; топографические карты – крупномасштабные; комплексныепоказывают несколько компонентов и их взаимосвязь)
III.Всесторонняя проверка знаний.
- Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства (горизонт)
- Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)
- Граница тропосферы над экватором располагается на высоте (18 км)
- Больше всего воздуха в (тропосфере)
- Умеренный климат, хвойные породы деревьев, крупные хищники и парнокопытные — признаки, характеризующие (тайгу)
- Положение природных зон определяется (соотношением тепла и влаги)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Каково внутреннее строение Земли? Из каких оболочек она состоит? Что такое литосфера? Какие горные породы знаете? Проблемный вопрос: Везде ли толщина земной коры одинакова? Где чаще всего происходят землетрясения? Почему?
V.Объяснение новой темы.
- Материковая и океаническая земная кора (возраст Земли 4,5 – 5 млрд. лет; сначала была образована океаническая земная кора, океаническая кора – 5-10 км, материковая – 35-80 км)
- Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица (земная кора формировалась около 2,5 млрд. лет; эра – промежуток геологического времени, в течение которого происходят саамы значительные изменения земной коры и живых организмов)
- Литосферные плиты и их движение (теорию литосферных плит сформулировал в начале XX века немецкий ученый А. Вегенер; выделяют 7 крупных и десятки малых плит; материковые и океанические плиты; рифты – совокупность глубоких разломов земной коры, они являются границей расхождения литосферных плит и участками формирования океанической земной коры; участки соприкосновения материковых и океанических плит называют границей столкновения литосферных плит; плиты могут двигаться со скоростью от 5 до 10 см в год; платформы – сравнительно ровные и устойчивые участки земной коры; древние – Восточно-Европейская, Сибирская, Аравийская, Северо-Американская, Австралийская; щит – выход кристаллических пород, составляющих основу древних платформ – Канадский, Балтийский, Алданский; молодые платформы – Западно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская и др.; плита – участки платформ, покрытых слоем осадочных пород)
- Геосинклинали (подвижные пояса земной коры, на Земле свыше 800 действующих вулканов)
VI.Усвоение новой темы.
- Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
- Земная кора имеет наибольшую толщину (в Гималаях)
- Чаще всего случаются извержения вулканов, землетрясения, образуются горячие источники (в горных районах, на окраинах материков)
VII.Домашнее задание. § 4, рис.9,10,12