География 9 класс Поурочные планы

24 октябрь 2016, Понедельник
462
0

География, 9  класс

Урок № 1: ЭГП Казахстана. Природные условия и ресурсы.

 

Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся об экономико-географическом положении Казахстана на политической  карте мира и о значении природных условий и природных ресурсов для развития хозяйства; 2) Развивать умение давать характеристику экономико-географического положения государства; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты за 8  класс с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

1.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)? (уголь)

2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

  1. Город Туркестан в 2000 году отметил (1500 лет)
  2. Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
  3. «Пятым океаном» называют (атмосферу)
  4. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
  5. Последнее катастрофическое землетрясение в Алмазы произошло в (1911г)
  6. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
  7. Заморозки на юге Казахстана бывают в (начале осени и поздне-весенний период)
  8. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. На каком материке расположена наша республика? Проблемный вопрос: Выгодно ли экономико-географическое положение Казахстана?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
  2. Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
  3. Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
  4. Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
  5. Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
  6. Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
  7. Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
  2. Последнее катастрофическое землетрясение в Алматы произошло в (1911г)
  3. Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
  4. Работа с вопросами в учебнике.

 

VII.Домашнее задание. Стр. 3-4, §1,2,сх. 1

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Поскольку большую часть территории Казахстана занимают равнины, то можно сказать, что природные условия республики благоприятны для развития сельского хозяйства и строительства дорог и промышленности. Благоприятны и большие минеральные богатства. К отрицательным сторонам географического положения относится удаленность от Мирового Океана, засушливость климата, слабая обеспеченность пресной водой

                                          География, 9  класс

Урок № 2: Население и его плотность

 

Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся о численности, плотности населения, естественном приросте; 2) Развивать умение работать с картой и таблицами;3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
  2. Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
  3. Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
  4. Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
  5. Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
  6. Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
  7. Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
  2. Из указанных видов природных ресурсов считаются невосполнимыми (минеральные)
  3. Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
  4. Самый сухой регион Казахстана (Западный)
  5. По площади Казахстан занимает место в мире (9)
  6. Тургайская ложбина разделяет (Западно-Сибирскую равнину и Казахский мелкосопочник)
  7. Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
  8. Столица Кыргызстана (Бишкек)
  9. Параллели имеют направление (запад-восток)
  10. Самая высокая вершина Заилийского Алатау (Талгар)

11. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)

12. Длительность вегетационного периода на казахстанской части Западно-Сибирской равнины составляет (160-170дней)

  1. Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском мелкосопочнике)
  2. Самая мутная река Казахстана (Сырдарья)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Равномерно ли расселено население по территории республики и как это влияет на развитие экономики?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
  2. Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
  3. Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)

4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн. казахов в 54 странах мира)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. По площади Казахстан занимает место в мире (9)
  2. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
  3. Численность населения республики Казахстан (1989г) составляет (16,5млн. чел)

 

VII.Домашнее задание. §3, диаграмма 1, составить график

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Знания о численности населения, его возрастном и половом составе, географическом размещении, плотности имеют большое значение

                                          География, 9  класс

Урок № 3: Трудовые ресурсы

 

Цель урока: 1) Сформировать знания о трудовых ресурсах и половом составе Казахстана; 2)Развивать демографические понятия; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
  2. Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
  3. Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)

4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн.)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Гипотеза немецких учёных о вулканическом происхождении Тянь-Шаня была опровергнута и научно описано их образование (П.П. Семёновым)
  2. В полупустынях Казахстана получили развитие (светло-каштановые почвы)

3.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)

4.К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ)

  1. Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
  2. По Аральскому морю проходит граница Казахстана с (Узбекистаном)

7. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)

  1. Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего демографам необходимо знать состав трудовых ресурсов и возрастной состав населения?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
  2. Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях;урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация –концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы– 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
  3. Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)

 

VI.Усвоение новой темы.

  1. Урбанизация – это (процесс роста городского населения)
  2. Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
  3. Пик роста промышленности и увеличение городского населения в Центральном Казахстане пришёлся на (годы Великой Отечественной войны)

 

VII.Домашнее задание. § 4, диаграмма 2,3, схема 2

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Для нормального развития экономики важно иметь достаточно развитый контингент молодежи, которая легче осваивает, по сравнению с взрослым населением, достижения науки и техники

                                          География, 9  класс

Урок № 4: Общая характеристика хозяйства

 

Цель урока: 1) Сформировать знания об основных чертах хозяйства; 2) Развивать умение работать с картой; 3)Патриотическое воспитание.

 

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

 

Оборудование:  1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

  1. Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
  2. Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях;урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация –концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы– 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
  3. Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

  1. Академия наук Казахстана была образована в (1946г)
  2. Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
  3. Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
  4. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
  5. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
  6. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
  7. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)
  8. Почва плодородная в (степи)
  9. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что относится к народному хозяйству? Какие предпосылки нужны для его развития?

 

V.Объяснение новой темы.

  1. Развития хозяйства Казахстана (экономика; предприятия бывают государственными, частными, акционерными, кооперативными; хозяйственные отрасли)
  2. Производственная сфера (электроэнергетика, машиностроение и др., товары народного потребления, транспортировка до потребителя – транспорт, связь)
  3. Непроизводственная сфера (бытовые – жилье, коммунальное хозяйство и др., духовные – культура, искусство; здравоохранение, отдых, образование, спорт, бытовое обслуживание)
  4. Промышленность (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции)
  5. Тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство строительных материалов)
  6. Легкая и пищевая промышленность (текстильная, швейная, кожевенная, обувная; мясная, рыбная, сахарная, вино-водочная, консервная и др.)
  7. Формы организации производства (концентрация – сосредоточение производства на крупных предприятиях; специализация – разделение труда, производство определенных видов продукции – однородность продукции и технологического процесса; кооперация – производственные связи между предприятиями, выпускающими однородную продукцию)

 

Комментарии:
Прокомментировать
  • bowtie smile laughing blush smiley relaxed smirk
    heart_eyes kissing_heart kissing_closed_eyes flushed relieved satisfied grin
    wink stuck_out_tongue_winking_eye stuck_out_tongue_closed_eyes grinning kissing stuck_out_tongue sleeping
    worried frowning anguished open_mouth grimacing confused hushed
    expressionless unamused sweat_smile sweat disappointed_relieved weary pensive
    disappointed confounded fearful cold_sweat persevere cry sob
    joy astonished scream tired_face angry rage triumph
    sleepy yum mask sunglasses dizzy_face imp smiling_imp
    neutral_face no_mouth innocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив