География 9 класс Поурочные планы
География, 9 класс
Урок № 1: ЭГП Казахстана. Природные условия и ресурсы.
Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся об экономико-географическом положении Казахстана на политической карте мира и о значении природных условий и природных ресурсов для развития хозяйства; 2) Развивать умение давать характеристику экономико-географического положения государства; 3)Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания. Раздать ученикам тесты за 8 класс с целью проверки прочности усвоения знаний за предыдущий курс обучения.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)? (уголь)
2.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)
- Город Туркестан в 2000 году отметил (1500 лет)
- Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
- «Пятым океаном» называют (атмосферу)
- Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)
- Последнее катастрофическое землетрясение в Алмазы произошло в (1911г)
- Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)
- Заморозки на юге Казахстана бывают в (начале осени и поздне-весенний период)
- Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. На каком материке расположена наша республика? Проблемный вопрос: Выгодно ли экономико-географическое положение Казахстана?
V.Объяснение новой темы.
- ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
- Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
- Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
- Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
- Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
- Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
- Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)
VI.Усвоение новой темы.
- Дата объявления Казахстаном независимости (16.12.1991г)
- Последнее катастрофическое землетрясение в Алматы произошло в (1911г)
- Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
- Работа с вопросами в учебнике.
VII.Домашнее задание. Стр. 3-4, §1,2,сх. 1
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Поскольку большую часть территории Казахстана занимают равнины, то можно сказать, что природные условия республики благоприятны для развития сельского хозяйства и строительства дорог и промышленности. Благоприятны и большие минеральные богатства. К отрицательным сторонам географического положения относится удаленность от Мирового Океана, засушливость климата, слабая обеспеченность пресной водой
География, 9 класс
Урок № 2: Население и его плотность
Цель урока: 1) Сформировать знания учащихся о численности, плотности населения, естественном приросте; 2) Развивать умение работать с картой и таблицами;3)Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- ЭГП РК (площадь 2 724,9 тыс.кв. км – 2% Земли или 6,1% Азии; протяженность границ 13 311 км, из них12 711 по суше; разведанные запасы угля 176,6 млрд. т; 51 аэропорт, из них 13 международных)
- Природные условия (рельеф, почва, климат, солнечное тепло, водный режим)
- Природные ресурсы (полезные ископаемые, почва, вода, атмосферный воздух, растительный и животный мир)
- Минеральные ресурсы (из 109 элементов таблицы Менделеева разведаны 99, используются 60; по запасам на 6 месте в мире, по запасам вольфрама -1 место, хромита и фосфора -2, марганца -3, свинца и молибдена – 4, золота – 6, железа – 8, урана -9, нефти – 11)
- Земельные ресурсы (270,1 млн. га, из них 82% пригодны для с/х; по площади распаханных земель на 6 месте в мире)
- Водные ресурсы (объем поверхностных вод 115,3 млрд. куб. м; 85 тыс. рек, 48 тыс. озер общей площадью 45 тыс. кв. км; 4 тыс. водохранилищ)
- Биологические ресурсы (5700 видов растительности, из них 14% эндемиков, 279 видов занесены в Красную Книгу РК; леса занимают 4% общей площади территории страны; 155 видов млекопитающих, 480 – рептилий, 150 – рыб; в Каспии 90% всех осетровых рыб; 10 заповедников)
III.Всесторонняя проверка знаний.
- Лесостепная зона Казахстана расположена на (севере)
- Из указанных видов природных ресурсов считаются невосполнимыми (минеральные)
- Изотермы – это линии с (одинаковой температурой)
- Самый сухой регион Казахстана (Западный)
- По площади Казахстан занимает место в мире (9)
- Тургайская ложбина разделяет (Западно-Сибирскую равнину и Казахский мелкосопочник)
- Где атмосферное давление повышенное? (на равнинах)
- Столица Кыргызстана (Бишкек)
- Параллели имеют направление (запад-восток)
- Самая высокая вершина Заилийского Алатау (Талгар)
11. Природная зона, отличающаяся высоким плодородием почв (степь)
12. Длительность вегетационного периода на казахстанской части Западно-Сибирской равнины составляет (160-170дней)
- Столица Казахстана Астана расположена на (Казахском мелкосопочнике)
- Самая мутная река Казахстана (Сырдарья)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Равномерно ли расселено население по территории республики и как это влияет на развитие экономики?
V.Объяснение новой темы.
- Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
- Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
- Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)
4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн. казахов в 54 странах мира)
VI.Усвоение новой темы.
- По площади Казахстан занимает место в мире (9)
- Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
- Численность населения республики Казахстан (1989г) составляет (16,5млн. чел)
VII.Домашнее задание. §3, диаграмма 1, составить график
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Знания о численности населения, его возрастном и половом составе, географическом размещении, плотности имеют большое значение
География, 9 класс
Урок № 3: Трудовые ресурсы
Цель урока: 1) Сформировать знания о трудовых ресурсах и половом составе Казахстана; 2)Развивать демографические понятия; 3)Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Численность населения (по данным 2002 г. численность 14, 851 млн. человек, на 2005 год – 15, 074 млн. – 50-е место в мире и 4-е в СНГ; рождаемость – новорожденные на 1 тыс. человек в год; смертность; естественный прирост; сейчас коэффициент естественного прироста – 6,3; механическое движение; миграции)
- Плотность населения (степень населенности конкретного населения – 5,5 человек на 1 кв. км – это в 6, 6 раза ниже мирового показателя 40 человек, плотность сельского населения – 2,6 человек на кв. км)
- Национальный состав населения (130 национальностей и народов; казахов 7,985 млн. человек -57,2%, в Кызылординской области – 94%, в ЮКО – 68%, в сельской местности более 90%; русских 27,2%; диаспора – пребывание значительной части народа за пределами своей страны; украинцев – 3,1%, узбеков – 2,7%, татар – 1,6%; депортация)
4.Казахская диаспора в странах мира (всего численность казахов 12,5 млн. человек – 70-е место в мире; всего в мире более 3000 народов и народностей; 4млн.)
III.Всесторонняя проверка знаний.
- Гипотеза немецких учёных о вулканическом происхождении Тянь-Шаня была опровергнута и научно описано их образование (П.П. Семёновым)
- В полупустынях Казахстана получили развитие (светло-каштановые почвы)
3.В Евразии первое место по площади занимает (Россия)
4.К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ)
- Главная причина неравномерности распределения растений и животных на Земле (распределение тепла и влаги)
- По Аральскому морю проходит граница Казахстана с (Узбекистаном)
7. Географическими полюсами Земли являются (Северный и Южный)
- Самым холодным климатическим поясом считается (арктический)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Для чего демографам необходимо знать состав трудовых ресурсов и возрастной состав населения?
V.Объяснение новой темы.
- Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
- Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях;урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация –концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы– 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
- Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)
VI.Усвоение новой темы.
- Урбанизация – это (процесс роста городского населения)
- Сельское население преобладает в области (Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской)
- Пик роста промышленности и увеличение городского населения в Центральном Казахстане пришёлся на (годы Великой Отечественной войны)
VII.Домашнее задание. § 4, диаграмма 2,3, схема 2
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Для нормального развития экономики важно иметь достаточно развитый контингент молодежи, которая легче осваивает, по сравнению с взрослым населением, достижения науки и техники
География, 9 класс
Урок № 4: Общая характеристика хозяйства
Цель урока: 1) Сформировать знания об основных чертах хозяйства; 2) Развивать умение работать с картой; 3)Патриотическое воспитание.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
- Трудовые ресурсы часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом работы в народном хозяйстве; в Казахстане трудовыми ресурсами считается население в возрасте: мужчины – 16-63 года, женщины – 16-58 лет, это свыше 9 млн. чел. или 59,2%;люди, работающие на производстве, в сельском хозяйстве, строительстве, создают машины, приборы, строят дома – производят материальные ценности в отличие от работников образования, науки, культуры, здравоохранения, службы быта; экономически активное население – часть населения, занятая в общественном производстве, включая сферу услуг и личное подсобное хозяйство)
- Городское население (показывает степень индустриализации страны; 57% городского населения в Казахстане; возросло число горожан в Кызылординской, Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях;урбанизация – рост численности городского населения; в РК 20 городов численностью населения больше 100 тыс. чел.; городская агломерация –концентрация населенных пунктов в окрестностях крупных промышленных центров; самая крупная – Караганды-Темиртау; ИЗА – индекс загрязнения атмосферы– 7 городов – Риддер, Усть-Каменогорск, Актобе, Алматы)
- Особенности размещения сельского населения (снизилось с 1989 г. на 431 тыс. чел., или на 6%, особенно вблизи Алматы и Астаны)
III.Всесторонняя проверка знаний.
- Академия наук Казахстана была образована в (1946г)
- Кайнозойская эра делится на 3 основных периода (палеоген, неоген, четвертичный)
- Человек создал новые природные комплексы (поля, сады, огороды, парки)
- В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)
- Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
- Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)
- Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)
- Почва плодородная в (степи)
- Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Что относится к народному хозяйству? Какие предпосылки нужны для его развития?
V.Объяснение новой темы.
- Развития хозяйства Казахстана (экономика; предприятия бывают государственными, частными, акционерными, кооперативными; хозяйственные отрасли)
- Производственная сфера (электроэнергетика, машиностроение и др., товары народного потребления, транспортировка до потребителя – транспорт, связь)
- Непроизводственная сфера (бытовые – жилье, коммунальное хозяйство и др., духовные – культура, искусство; здравоохранение, отдых, образование, спорт, бытовое обслуживание)
- Промышленность (по СНГ Казахстан по объему производства стоит на третьем месте; обеспеченность сырьем и топливом; группа А – производство средств производства – топливо, электроэнергия, машины, сырье и др.; группа В – производство предметов потребления; промышленность дает 50% продукции)
- Тяжелая промышленность (топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, производство строительных материалов)
- Легкая и пищевая промышленность (текстильная, швейная, кожевенная, обувная; мясная, рыбная, сахарная, вино-водочная, консервная и др.)
- Формы организации производства (концентрация – сосредоточение производства на крупных предприятиях; специализация – разделение труда, производство определенных видов продукции – однородность продукции и технологического процесса; кооперация – производственные связи между предприятиями, выпускающими однородную продукцию)