Музыка 6 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год

04 ноябрь 2016, Пятница
615
0

Предмет Класс     6 Дата № урока   1
Тема занятия Великий акын Жамбыл и легендарная кюши Дина
Ссылки, источники Учебник «Литературное чтение», методическое руководство к учебнику,, дополнительная литература
Общая цель . 1. Образовательная:

 

1. Познакомить с творчеством Жамбыла и  Дины

2. Сформировать представление о жизни женщины — домбристки в XIX – начале XX в.в./расцвет тв-ва/

3. Послушать стихи, сделать записи.

4. Обобщить полученные знания, сделать вывод на уровне учитель — Курмангазы, ученица —  Дина.

5. Продолжить работу над песней

2. Развивающая:

1. Коротко  о творчестве и жизни Жамбыла и Дины Нурпеисовой.

2.Послушать и  проанализировать музыку ученицы Курмангазы и стихи учителя, что общего  в их творчестве…

3.Развивать умение сопоставлять творчество разных композиторов.

 

Результаты обучения Получение детьми дополнительных знаний о деятелях культуры Казахстана

 

Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе

Ключевые  идеи значимые для урока Знания: 

 

1.Знать о жизни  и  творчестве Дины Нурпеисовой и Жамбыла

2.Знать, каковы их заслуги в культуре казахского народа, как увековечена память.

Умения:

1.Уметь сопоставлять творчество разных композиторов на уровне учитель-ученик.

2. Уметь в просмотренном видео материале выделять главное, записывать в тетрадь.

3.Уметь сделать выводы о том, какую роль играет в жизни человека учитель.

Навыки:

1.Навыки на слух анализировать материал из док/фильма

Этапы Время Виды занятий и действия участников занятия Процесс оценивания
1. Организация  класса   1. Эмоциональный настрой на урок Раздается лист самооценивания
2Актуализация действий (вызов)   2. Работа по группам

 

-вспоминаем литературные приемы (каждая группа рассказывает об одном лит. приеме)

3. Проверка домашнего задания

 

Формативно (фишки)
3 Изучение нового материала

 

(понимание)

  4. Объяснение  материала учителем.

 

 Дина Нурпеисова (1861-1955) — известный казахский композитор, кюйши, родилась и выросла в местечке «Бекетай кумы» в Жанакалинском районе Западно-казахстанской области. Похоронена в Алматы. Народная артистка Казахстана (1944); участвовала в республиканском смотре народного искусства в 1937 году, в возрасте 75 лет участвовала в первом Всесоюзном смотре народного искусства; в возрасте 83 лет Дина стала призером в декаде искусств в Ташкенте, где участвовали представители 5 республик Средней Азии. Она с детства так хорошо исполняла кюи Даулеткерея, Мусирали, Узака, Аликея, Туркеша, Есжана, Байжумы, Баламайсана и других, что ее прозвали «девочкой-домбристкой». Слава о ней разнеслась так далеко, что сам Курмангазы приехал послушать ее исполнение. Он был доволен игрой девочки, благословил ее, а в дальнейшем не выпускал ее из виду, брал с собой на различные состязания, показывал ей особые приемы игры на домбре. С 9 лет и до 19, пока ее не выдали замуж, становлением Дины руководил Курмангазы. То, что такой мастер кюя, как Курмангазы, был для Дины наставником, стало удачей не только для нее лично, но и для всех, кто любит искусство кюя. В 1880 году Дина вышла замуж за Канаса Турманулы из рода бескаска племени бериш, у них родился сын Нурпеис. Вскоре после этого муж умер. По обычаям того времени Дина вышла замуж за младшего брата мужа по имени Шапек. Тогда не положено было называть мужа прямо по имени, и она обращалась к нему «Жапек». Сын Нурпеис умер в возрасте 14 лет. Позже, во время какой-то счетной компании, то ли это были выборы, то ли перепись населения, Дина назвала вместо фамилии имя умершего сына; очевидно, так она поступила в связи с тем, что раньше не полагалось снохе называть имя свекра. С тех пор ее зовут Дина Нурпеисова. Жапек и Дина прожили счастливую жизнь. Мелодичные кюи Дины созданы в этот период под впечатлением радостей материнства. Выдавая ее замуж, отец подарил дочери коня с отметиной на лбу; так создан кюй «Қара қасқа ат».  Подражая своим наставникам, Даулеткерею и Туркешу, она написала кюи «Бұлбұл», «Жігер», «Байжұма». В честь своих родственниц по мужу создан кюй «Кербез». Кюй «Он алтыншы жыл» Дина Нурпеисова создала, когда сына Журымбая в 1916 году призвали в армию по царскому указу; в честь дорогих друзей создан кюй «Қосалқа», в честь любимого сына Коныра ею создан кюй «Әсем қоңыр». Все эти кюй созданы ею в особенном, характерном для нее, стиле. Кюи Дины Нурпеисовой способствовали развитию казахского инструментального искусства и поставили ее вровень с лучшими домбристами. В советский период она продолжала творческую деятельность, выражая через музыку свои мечты, пожелания, надежды. Несмотря на возраст, в честь 20-летия Казахстана, она создала кюй «Тойбастар», в годы Отечественной войны кюи «Ана бұйрығы», «Жеңіс». В страшные годы репрессий и идеологической демагогии из Дины Нурпеисовой пытались сделать проповедника советского режима. Ее вдохновенным кюям присваивались совсем другие названия, чтобы использовать их в русле официальной идеологии. Так вышли в свет кюи «Герой труда», «Доярка», «Сталин», «Делегат» и другие. Но настоящее золото не ржавеет. Искусство самобытного композитора Дины Нурпеисовой продолжает жить и радовать людей.

Джамбу́л Джаба́ев (1846-1945) каз. Жамбыл Жабаев; казахский и советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Джамбул родился 16 (28) февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты. Согласно семейному преданию, мать Джамбула, Улдан, родила его в то время, когда аул еда Джамбула спасался от набегов, нередких в то время в степи. Это случилось возле горы Джамбул в верховьях реки Чу. Жабай, отец Джамбула, дал своему сыну имя горы. Ещё мальчиком Джамбул научился играть на домбре.

В 14 лет (по другим данным: в 1897 году в возрасте 52 лет) он решил уйти из дома и стать акыном, зарабатывая пением. Пел он под аккомпанемент домбры в стиле толгау. Искусству импровизации учился у акына Суюнбая. Джамбул пел исключительно на казахском языке. В конце XIX — начале XX века неоднократно участвовал и побеждал в айтысах акынов. Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и др. Ко времени Октябрьской революции 1917 года Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но, со слов акына, началось его духовное перерождение и творческий подъём. После Октябрьской революции 1917 года в творчестве уже широко известного к тому времени акына появляются новые темы — «Гимн Октябрю» (1936), «Моя Родина» (1936), «В Мавзолее Ленина» (1936), «Ленин и Сталин» (1936).Его песни искренне прославляли жизнь в СССР и широко распространялись властями. Фигура девяностолетнего Джамбула подавалась в образе восточного мудреца-аксакала, приветствующего новый строй и его людей. Он становится самым уважаемым акыном Казахстана, а его песни — частью нового быта казахского аула. С 1938 года являлся депутатом ВС Казахской ССР. Когда началась Великая Отечественная война, ушел на фронт рядовой Алгадай Жамбилов, сын Джамбула. Он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области. Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев. Его похоронили в ауле ЖамбылЖамбылского районаАлматинская область (район и аул названы в его честь. В этом ауле организовали музей Жамбыла (в доме, где он жил), около дома сад, который он вырастил сам. Данный аул находится за п. Узынагач примерно 60 км от Алма-Аты. Позже рядом с Жамбылом был похоронен Нургиса Атабаевич Тлендиев — известный казахский композитор, дирижёр, домбрист, народный артист Казахской ССР (1975), народный артист СССР (1984), народный Герой Казахстана (1998 год). Это была последняя воля известного композитора. Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул звал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей (поэмы — «Моя родина», 1936), «Вооружённый народ», песни — «Гимн Октябрю», «Колыбельная песня», «Кляча и конь», «Песня о братстве народов» и др.

Сталинская премия второй степени (1941) — за общеизвестные поэтические произведения.

орден Ленинаорден Трудового Красного Знамениорден «Знак Почёта», Почтовая марка Казахстана. Увековечение имени Именем Джамбула в 19381997 годах назывался город на юге Казахстана, который сейчас именуется Тараз. Область осталась называться Джамбульской. В городе ему установлен величественный памятник в полный рост. Джамбул прожил долгие годы под Алма-Атой в посёлке, теперь носящем имя Музей Джамбула, в 70 км к западу от Алма-Аты и в 10 км от автомагистрали «Алма-АтаБишкек». После его смерти здесь в 1947 году был открыт Литературно-мемориальный музей Джамбула, расположенный в доме, где акын прожил свои последние годы. Также его именем названо много улиц в других городах, в частности в России —переулок Джамбула в Санкт-Петербурге и в Липецке, улицы Джамбула в Киеве, Ужгороде, КемеровоКурганеНижнем НовгородеНовосибирскеХабаровскена проспекте Достык в Алма-Ате ему установлен бронзовый памятник — акын с домброй, присевший у водопада. Отсюда начинается улица Джамбула. В  Есике (Алматинская область) поставлен памятник акыну и названа улица в честь него. В 2002 году в переулке Джамбула в Санкт-Петербурге казахскому акыну поставлен 4-х метровый бронзовый памятник — подарок Казахстана к 300-летию Санкт-Петербурга. Его имя присвоено Казахской государственной филармонии. Имя Джамбула носит областной драматический театр в Усть-Каменогорске  областной русский драматический театр им. Джамбула. Памятная монета Казахстана номиналом 20 тенге, посвящённая 150-летию со дня рождения Джамбула.

Формативно

 

 

 

Лист самооценивая

4Первичное закрепление знаний (применение)   Акын Суюмбай – первый учитель Жамбыла

 

Предлагаю учащимся вопросы и задания для коллективой работы.

Беседа по вопросам:

1) О чём пел акын?

2) Как Жамбыл относится к угнетателям народа? Подтвердите свою мысль примерами из поэмы.

3) Как акын относится к народу, родной земле? Почему его песни прибавляли сил народу?

4) В чём Жамбыл видел счастье?

5) Почему мы говорим, что творчество акына тесно связано с жизнью казахского народа? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

6) Почему Жамбыл говорил: «Я родины сын, плоть от плоти её, и с народом моё бытие!»

Учитель: С первых шагов творческой деятельности Жамбыл выступал продолжателем гуманистических традиций народной поэзии. Главными чертами творчества певца были протест против социального гнёта, защита прав простых людей.

2. «Жамбыл — создатель стихов – импровизаций» — доклад Коцай Дины. (доклад прилагается)

Жамбыл среди акынов

Знакомлю учащихся со значением новых слов и предлагаю послушать сообщение о Жамбыле как поэте-импровизаторе.

 

 

формативно
5 Самостоятельная работа (анализ)   1 Работа в группах

 

(составить диаграмму Венна)

 

 

Жамбыл
Дина

 

 

 

 
-выборочное чтение по опорным словам.

 

 

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

 

Дина

2 — группа

 

Жамбыл

1

 

2

 

1

 

2

 

 

 

 

формативно
6. Совместная работа с классом    .

 

*Ответьте на вопросы учебника

1 группа Музык0 и песня  Жамбыла

2 группа Музыка и кую Дина апая

3 группа: развитее кую в нороде

 

 

 
7 Синтез (обобщение и закрепление)  

 

 

 

13. Ответь на вопросы

 

-чему учит музыка?

-назовите основную мысль музыка

формативно

 

 

8 Рефлексия   -Что делали на уроке?

 

-Какое чувство осталось после урока?

-Оцените свою работу  на уроке

самооценивание
Ресурсы оснащения Рабочие тетради , картинки степей, альбомные листы, фломастеры
Последующие задания и чтение (д/з) прочитать
           
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

 

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

 

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

 

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

Комментарии:
Прокомментировать
  • bowtie smile laughing blush smiley relaxed smirk
    heart_eyes kissing_heart kissing_closed_eyes flushed relieved satisfied grin
    wink stuck_out_tongue_winking_eye stuck_out_tongue_closed_eyes grinning kissing stuck_out_tongue sleeping
    worried frowning anguished open_mouth grimacing confused hushed
    expressionless unamused sweat_smile sweat disappointed_relieved weary pensive
    disappointed confounded fearful cold_sweat persevere cry sob
    joy astonished scream tired_face angry rage triumph
    sleepy yum mask sunglasses dizzy_face imp smiling_imp
    neutral_face no_mouth innocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив