Войти на сайт Регистрация

Русский язык 5 класс Поурочные планы

Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса

 

Урок 1

Состав слова. Однокоренные слова

 

Цели: повторить, закрепить и систематизировать знания учащихся о морфемном составе слова; отработать умение производить морфемный разбор слов.

 

  1. I. Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

 

  1. II. Повторение.

— Ребята, вы уже не один раз путешествовали по континенту, который называется Русский Язык. Вы побывали в стране Имя Существительное, посетили государство Глагол, погостили в королевстве Имен Прилагательных. А сегодня мы с вами отправимся в королевство, где живут маленькие волшебники, а называется это королевство Морфемика. Мы посетим великолепный дворец короля Корня, познакомимся с принцессой Приставкой, принцем Суффиксом, посетим прием королевы-матери Основы. А ещё вы подружитесь с маленькими, но очень трудолюбивыми горожанами – окончаниями.

Итак, мы подошли к городским воротам, но, увы, они закрыты. А открыть их поможет наша Рабочая тетрадь. Выполните упр.1 на стр. 3, и гостеприимные жители распахнут перед вами ворота.

 

(Учащиеся выполняют упражнение 1на стр. 3 Рабочей тетради.)

Найди в словах корень, приставку, суффикс, окончание. Впиши слова в таблицу.

 

Слово Приставка Корень Суффикс Окончание
Перелесок            пере- -лес- -ок
 
заря        
солнце        
солнышко        
снег        
снежок        
снежный        
лететь        
прилететь        

 

— Молодцы, ребята, вы правильно обозначили в словах морфемы, поэтому сказочные ворота открываются, и мы с вами входим в город, который называется Морфемика.

— Перед нами великолепный дворец короля Корня. Король — самый главный в королевстве. Вы, конечно, догадались почему? Правильно, без корня слово не сможет существовать, ведь именно в корне заключается главное значение слова. А теперь, ребята, вас ждет еще одно испытание, его приготовил для вас сам король Корень.

 

Задание. Выполните упр. 6 на стр. 4 Учебника русского языка. (Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях.)

 

— Хорошо, ребята, что вы подобрали однокоренные слова, учитывая значение корня, ведь в русском языке немало слов, которые совершенно одинаково звучат, но не являются однокоренными. В таких словах корни — омонимы. Их внешнее сходство случайно, и по значению они различаются.

— Но слова не всегда состоят из одного только корня. Скажите, какая часть слова может стоять перед корнем? (Дети отвечают, что это приставка, и дают ее определение.)

— Правильно, молодцы, что не забыли эту важную часть слова! А вот и сама принцесса Приставка! Она тоже приготовила для вас своё задание. Его вы найдете в Рабочей тетради на стр. 3, это упр. 4, и не забудьте, пожалуйста, графически обозначить приставку во всех образованных словах.

 

Задание. Упражнение 4 на стр. 3 Рабочей тетради.

 

От глагола ходить образуй новые слова при помощи приставок.

при___________________

под___________________

за_____________________

вы____________________

пере___________________

у______________________

в______________________

от_____________________

с______________________

ис_____________________

 

— Очень хорошая работа! Вы обратили внимание, что приставка образует новые слова? Следовательно, это значимая часть слова.

— А теперь нас ждет принц Суффикс. Он тоже приготовил вам испытание. Но сначала я попрошу вас представить нам принца – дать определение суффикса. (Дети отвечают, затем в тетрадях выполняют задание.)

 

Задание. Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для их профессии или занятия.

Бурить – бурильщик,

поливать – поливальщик,

учить — …

строить – …

водить — …

барабан — …

гардероб — …

ракета — …

 

— Отлично! А теперь мы приглашены к королеве-матери Основе. Кто из вас смог бы рассказать о ней, дать определение основы?

— Давайте продолжим нашу экскурсию по Морфемике и отправимся из дворца на главную площадь. Здесь, на дворцовой площади, уже собрались маленькие, но очень трудолюбивые жители королевства Морфемика — Окончания. Так хочется поприветствовать их, познакомиться с ними поближе. Давайте отправим им небольшое послание, в котором объясним цель нашего визита. Правда, язык у них особый – они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены все морфемы. Но, знайте, нам нельзя допустить ошибку! Тогда жители королевства обидятся на нас и слова потеряют всякий смысл. Чтобы этого не произошло, давайте вспомним порядок и правила морфемного разбора. (Дети отвечают.)

— Молодцы, ребята! Теперь мы сможем разобрать все слова по составу. И не забудьте, пожалуйста, обозначить основу и окончание каждого слова. Итак, перед вами текст нашей телеграммы. (Учащиеся на доске и в тетради разбирают по составу все слова текста телеграммы.)

 

Телеграмма

Жителей города приветствуют школьники.

Совершаем трудное кругосветное путешествие.

Узнали много интересного о вашем городе.

 

— Вы хорошо справились с заданием, и жители города шлют вам привет. А вот и ответная телеграмма от них. Расшифруйте телеграмму, составив из морфем слова. (Учащиеся выполняют задание на доске и в тетради.)

Вы -…

приставка как в слове прехорошенькая,

корень как в слове красавица,

суффикс как в слове вольный,

окончание как в слове счастливые;

 

корень как в слове ученый,

суффикс как последний суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки;

 

…и…

 

корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые;

 

корень как в слове подружка (ж/з),

окончание как в слове семья.

 

— Что же у нас получилось? Давайте прочтем текст телеграммы целиком: «Вы прекрасные ученики и верные друзья».

— Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, узнали много нового и интересного. Вы показали себя умными и умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам. Я уверена, что мы совершим еще не одно увлекательное путешествие.

— На прощанье я хочу прочитать вам стихи.

 

Позади все моря-океаны,

И пираты, и штормы, и зной.

Повидали мы разные страны

И опять возвратились домой.

 

Но поверьте матросскому слову:

Стоит лишь капитану моргнуть —

Мы отправиться снова готовы

В дальний путь!

В дальний путь!

В дальний путь!

 

Домашнее задание.

  1. Записать две пословицы или поговорки о дружбе.
  2. Упр. 2, стр. 3 учебника.

 

Похожие статьи:
Русский язык 9 класс ССП Среднесрочные планы на 2017-2018 год для русских школ Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели)

Русский язык 9 класс ССП Среднесрочные планы на 2017-2018 год для русских школ Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели)

Руский язык 9-класс Всего – 68 часов (по 2  часа в неделю, всего 34 недели).     изучение Основные цели обучения Результаты...
Русский язык 10 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ

Русский язык 10 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ

Дата:                        &...
Русский язык 11 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ

Русский язык 11 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ

Дата:                        &...
Русский язык 9 класс ССП Среднесрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).

Русский язык 9 класс ССП Среднесрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ Всего – 68 часов (по 2 часа в неделю, всего 34 недели).

Руский язык 9-класс Всего – 68 часов (по 2  часа в неделю, всего 34 недели).       изучение Основные цели обучения...
Русский язык 2 класс КСП Краткосрочные планы Атамура на 2017-2018 год

Русский язык 2 класс КСП Краткосрочные планы Атамура на 2017-2018 год

  №1 Деятельность учителя Деятельность ученика 1.Тема: Вводный урок Цель:  показать развитие и совершенствование русского...
Комментариев: 0
Добавить комментарий
КРАТКОСРОЧНОЕ КТП ОМЖ ОРТА ПЛАНЫ ПОУРОЧНЫЕ СРЕДНЕСРОЧНОЕ ксп ссп ҚМЖ