Русский язык 7 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для русских школ
№ Деятельность учителяДеятельность ученика
1.Тема: Русский язык как развивающееся явление.
Цель: Продолжить формировать знания учащихся о языке, как средстве общения.
1Обучающие: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, формирование умения работать в группе.
Развивающие: развиватется интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь, кругозор, прививать любовь к русскому слову.
Учащиеся готовятся к уроку.Актуализация знаний
Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Язык живет вместе с жизнью народа». И действительно, как и любой другой язык, русский язык развивается в процессе развития общества:
— обогащается словарный запас,
— изменяются морфологические нормы языка,
— появляются новые синтаксические конструкции,
— закрепляются новые нормы произношения и написания слов.
Что такое язык?
Сколько языков существует в мире? (Общее число языков в мире от 2500 до 5000, точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка. Пересчитать языки, как коров в деревенском стаде, нельзя. Корова или есть или ее нет: Вот это уже не корова, а овца. Это тоже не корова, а куст у дороги. Коровой мы называем экземпляр вполне определенного животного. С языками посложнее.
На географической карте изображены моря: Северное, Норвежское, Гренландское: Где, в каком точно месте кончается одно и начинается другое, а другое переходит в третье? Граница между морями определяется весьма условно, миля-другая здесь, как правило, не столь важна.
Тоже часто бывает и с языками. Можно, например, ехать на машине из Москвы на запад, в Минск или Полоцк, останавливаясь в каждой деревне и прислушиваясь к речи местных жителей, чтобы уловить момент, когда русский язык сменится белорусским. Однако только заехав далеко в Витебскую область, мы догадаемся, что вокруг говорят на диалекте белорусского языка. Граница между русским и белорусским языками в этих краях размыта. Ее можно провести лишь условно. Учитываются при этом не только собственно языковые признаки, но и внеязыковые обстоятельства. )
Какую группу славянских языков входит русский язык? Используя материал упражнения , составьте кластер.
Уч-ся работают с текстом «Язык – это окно в новый мир», отвечают на вопросы, делают выводы, готовят презентации .4. Закрепление нового материалаПо методу Джигсо : всем группам раздаем матиериалы для задание
Какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими?
1группа Он сидел у рояля и перелистывал ноты (А. Чехов) — И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Блок)
2 группа Ветка тополя уже выбросила бледно-желтые клейкие листочки. (Б. Полевой) — За тополью высокой я вижу там окно. (М. Лермонтов)
3 группа Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. (М. Горький) — Лицо Анны было закрыто вуалем. (Л. Толстой)
Учащиеся выписывают работают по группам, индивидуально, по парам.5. РефлексияЧто знали? Что узнали?
Что хотят узнать?
Уч-ся заполняют карточки. Сдают.6. Подведение итогов.Выставляются оценки. Подсчитываем баллы. 7.Последующие задания№ 9, стр.5 + словарьЗапись в дневниках.