Русский язык 7 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год для казахских школ
Дата: Класс: 7 урок 1 | ||||||||
Тема: Язык и человек | ||||||||
Цель урока: |
сообщить учащимся, что язык – это средство общения; дать понятие о единицах языка
показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек” Показать значение изучения русского языка, о роли языка в жизни человека; познакомить с новым учебником для 5 класса, его особенностями, структурой , условными обозначениями; учить использовать учебник для получения новой информации, новых знаний формировать «стартовую мотивацию» к изучению предмета |
|||||||
Ожидаемывй результат |
Учащиеся научтся самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
различают устную и письменную формы речи; Уметь работать в группах.
|
|||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | ||||||
3 мин. |
I. Организационный момент
Делит класс на группы, объявляет тему урока и сообщает задачи урока раздает задания, знакомит с ними Создает условия для групповой работы учащихся. Прием “Корзина идей. |
Слушают, разбирают задания в группе. Лидеры групп оценивают работы других уч-ся. Работают над «Корзиной идей», вспоминают все, что знают о русском языке, о роли языка в жизни людей. | Учебник | |||||
10 мин. |
II. Проверка пройденного материала.Прием «Продвинутая лекция», прием «Зигзаг»
Дает ученикам задания, объясняет, как их выполнять, направляет учащихся на совместную работу в группе. Вспомните и запишите пословицы о книгах, об учении, о языке. 1 группа : Человек – сын природы». В какие времена и где происходят действия в «Робинзон Крузо», «Хранитель древностей», «Пикник на обочине»?
|
Выступают с заранее подготовленной лекцией об изучаемой теме, работают по приему «Зигзаг», создают постеры по теме роль языка в жизни человека », оценивают Работают в группе, разбирают задания, выполняют их в тетрадях | Таблица «ИНСЕРТ» | |||||
20 мин. |
III. Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. По методу «Ромашка Блума» Задание для группы Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем
— А теперь немного поиграем. Есть такая пословица “Слово — не воробей: вылетит – не поймаешь”. Но вы всё – таки постарайтесь поймать слова, которые улетели со страницы (Над городом низко повисли снеговые____________. Вечером началась_____________. Снег повалил большими__________. Холодный ветер выл, как дикий____________. В конце пустынной и глухой___________ вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно__________. Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и___________ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах _________. — А теперь обратимся ко второму слову темы нашего урока “речь”. Она неразрывно связана с языком. Что такое речь? Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами (. Можно сказать, что язык – это “кладовая” речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь – это язык в действии, язык в работе . — Речь бывает устная и письменная (. Давайте определим, чем они различаются. Как вы думаете, какая речь появилась раньше? (Вначале появилась звуковая речь. Это произошло примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность.) — Какая речь есть у всех народов? (Несомненно, звучащая (или устная). А вот своей письменности не имеют многие народы.) — Какую роль играет письменная речь в человеческом обществе? (Письмо – это величайшее изобретение человека. Без письменной речи люди не смогли бы сохранить идеи, знания, великие открытия, произведения искусства и многие духовные ценности исчезали бы бесследно. Письменность помогает удержать все те знания, которыми владеет человек.) — Какой речью мы пользуемся чаще? (Хотя ежедневно мы получаем информацию через письменную речь: читаем книги, газеты, журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески рекламу и т.д., гораздо чаще мы пользуемся устной речью: когда слушаем кого-либо или когда говорим сами. Это наш звучащий язык.) — И наконец, слово, заявленное в теме урока, — это “человек”. Давайте посмотри, как связаны человек с языком и речью. Удивительно, но каждый человек начинает учиться понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью не расстается на протяжении всей своей жизни. Мы и не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, но только человек обладает даром слова . — Ребята, ученым известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных (таких детей называют маугли). И ни один ребенок не умел говорить, когда попадал в человеческое общество. Как вы думаете, почему это происходило (слайд № 17)? (Действительно, для развития ребенка необходимо общение с людьми. Самыми важными являются первые годы жизни ребенка, когда он общается с людьми (слайд № 18)). — Ребята, мы можем сказать, что понятия “язык”, “речь” и “человек” тесно связаны? (Да, роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения Задание для группы: . 1 группа: Язык — это система слов. 2 группа: Язык — это стиль. 3 группа: Язык — это речь.
|
|||||||
10 мин. |
IV. Итог урока
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.
Каждая группа сейчас получит образец алфавита неизвестного вам языка и карточку с надписью, которую надо перевести на русский язык. ереводят слова: 1 группа — узелковое письмо. Слово «САЛЮТ». 2 группа — клинопись. Слово «ПРИВЕТ». 3 группа — иероглифы. Слово «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР» Проводит рефлексию. -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
|
Карточки
фишки |
|||||
2 мин. |
V. Домашняя работа. Объясняет выполнение домашней работы.
|
Ученики записывают в дневниках (Упражнение 3) |