История Казахстана 5 класс. Поурочные планы

29 октябрь 2016, Суббота
1 209
0

Рассказы по истории Казахстана 5 класс.

Урок 1

Тема урока: Введение. Понятие истории. Что изучает история.

Цели:

Обучающая – познакомить учащихся с содержанием и важностью курса, рассказать о становлении науки истории;

Развивающая – показать, что историю необходимо знать каждому человеку;

Воспитание патриотизма.

Наглядность: карта, презентация, линия времени.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Новая тема. План:

А) Понятие истории.

Б) Формирование и развитие истории.

В) Зачем нужно изучать историю?

Г) История Казахстана – часть всемирной истории.

А) Слово учителя: с момента появления человека прошло много тысяч лет и произошло множество событий. Сотни войн, открытия новых материков, тайн науки и др. История – это наука, которая изучает все то, что пережило человечество. История это слово, которое впервые использовали древние греки и арабы. На казахском языке это слово звучит «тарих». История – это одна из древнейших наук.

Б) В) Работа с учебником. Читаем и отвечаем на вопросы.

  • Кого раньше называли шежиреши?
  • Что это слово означает?
  • Кто является родоначальником письменной истории в Европе и Китае?
  • Как назывались произведения Геродота и Сыма Цяня?
  • Что вы узнали о Рашид-ад-Дине?
  • Как вы думаете, зачем надо изучать историю?

Г) Слово учителя: курс истории 5 класса состоит из рассказов по истории Казахстана, которые рассказывают о важнейших событиях истории нашей страны.

Для того, чтобы ориентироваться в исторических событиях необходимо хорошо знать ленту времени. Работа с лентой времени.

История древнего мира, средних веков, новая и новейшая история.

  1. Закрепление:
  2. Что называется историей? (наука о прошлом человечества).
  3. Кого называют «отцом истории»? (Геродота).
  4. Как назывались казахские летописцы? (шежиреши).
  5. Как назывался труд Геродота? («История»).
  6. Кого на Востоке называют «отцом истории»? (Сыма Цяня).
  7. Как назывался труд Сыма Цяня? («Исторические записки»).
  8. Кто автор книги «Жами ат-тауарих»? (Рашид ад-Дин).
  9. Из каких периодов состоит всеобщая история? (древний мир, средние века, новая история, новейшая история).
  10. Вывод: как вы поняли из нашего урока, если усердно изучать историю, то она будет для вас самым интересным и увлекательным предметом, полным тайн и загадок. Например, изобретение обычной для вас бумаги имеет очень интересную историю. Кроме того вы узнаете ответы на очень многие тайны и загадки.
  11. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 1 прочитать и пересказать. Выставление оценок за урок.

 

 

История Казахстана 5 класс

Урок 2

Тема урока: Исторические источники. Виды исторических источников.

Цели урока:

Обучающая – знать, что такое исторические источники, как они возникают, что изучают такие науки как археология, этнография; познакомить учащихся с историей возникновения письма, бумаги и книги, раскрыть их значение; продолжит накопление знаний об объектах изучения археологии и этнографии, дать знания об истории формирования и развития археологических и этнографических знаний, об особенностях их исследований;

Развивающая – научить учащихся свободно выражать свои мысли и мнения, сформировать навыки правильного заключения своих рассуждений и сравнения их с мнением других учащихся; развивать способности к различению особенностей и общего в  источниках; сформировать у учащихся умение сравнивать первоначальную письменность, первые алфавиты, книги с современными достижениями человечества в этой сфере, находить общее и особенности; развивать у учащихся способности к сравнению источников и знаний, получаемых посредством археологических и этнографических исследований, а также умению делать выводы на основе этих данных о жизни, быте, хозяйстве и традициях древних людей;

Воспитательная – воспитывать у учащихся уважение к труду.

Наглядность: презентация

Метод урока: объяснительно — иллюстративный.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

2 Устный опрос домашнего задания:

  1. Что называется историей? (наука о прошлом человечества).
  2. Кого называют «отцом истории»? (Геродота).
  3. Как назывались казахские летописцы? (шежиреши).
  4. Как назывался труд Геродота? («История»).
  5. Кого на Востоке называют «отцом истории»? (СымаЦяня).
  6. Как назывался труд СымаЦяня? («Исторические записки»).
  7. Кто автор книги «Жамиат-тауарих»? (Рашид ад-Дин).
  8. Из каких периодов состоит всеобщая история? (древний мир, средние века, новая история, новейшая история).
  9. Зачем нужно знать историю?
  10. Работа с лентой времени.
  11. Новая тема. Записываем тему в тетрадь.

Слово учителя:

По истории написано много книг, но откуда берут информацию историки? Ведь многие события произошли очень много лет назад.

Жизнь людей оставляет после себя «следы».

Эти следы мы называем историческими источниками.

Они бывают разными: письма, посуда, одежда и многое другое.

Все исторические источники можно разделить на несколько групп.

Впишите в таблицу что относится к тем или иным видам источников.

Устные Письменные Археологические Этнографические Антропологические

 

 

         

Большую помощь истории оказывают вспомогательные науки: нумизматика, геральдика, антропология. Записываем в тетрадь – новые термины (нумизматика, геральдика, антропология)

Беседа с классом: для чего нам нужно уметь читать и писать?

Какими бы мы были, если бы не было ни письма, ни алфавита, ни книг?

Почему возникло  письмо?

Каково значение возникновения письма?

Работа с учебником: стр.10-13.

Работа с терминами: пиктография, иероглиф, шумеры, финикийцы, папирус, пергамент (записать в тетрадь значение)

Слово учителя: овладение письмом было нелегким делом, на подготовку одной книги тратилось много сил и времени, поэтому мы должны уважать культурные достижения наших предков.

Большую роль в изучении прошлого играет наука археология. Что изучает археология?

Работа с термином археология.

Работа с учебником (стр.15-16).

Какое значение имеет археология?

Какие находки ждут археологов  в земле?

О чем эти находки могут рассказать?

Кроме археологии большую помощь истории оказывают науки этнография и этнология.

Работа с терминами.

Работа с учебником (стр.17-18)

Назовите основателей этнографии.

Какие данные нам дает этнография?

Как ученые собирают этнографический материал?

  1. Закрепление по вопросам:
  2. Назовите виды исторических источников. (устные, письменные, археологические, этнографические, антропологические).
  3. Что относится к устным источникам? (легенды, родословные, мифы, предания, сказки, загадки и т.п.).

3.Как называют собирателей устного народного творчества? (этнографы).

  1. Какой археолог открыл древний город Трою в 1873 году? (Г.Шлиман).
  2. Какая поэма помогла Г.Шлиману найти Трою? («Илиада»).
  3. Что относится к письменным источникам? (законы, указы, документы, письма, летописи, литературные произведения).
  4. Что относится к археологическим источникам? (все вещи, сделанные руками человека и найденные во время раскопок).
  5. Что изучают антропологи? (человека).
  6. Что изучает нумизматика? (монеты, денежное обращение).
  7. Что изучает геральдика? (гербы и отличительные знаки).
  8. Система знаков, передающая информацию называется…? (письмо).
  9. Как называется вид письма, нарисованного на камне или глине? (пиктографией).
  10. Вид письма, в котором рисунок — это знак, называется…? (иероглиф).
  11. Самая древняя письменность (шумерская клинопись).
  12. Когда возникла шумерская клинопись? (4 тыс.лет до н.э.).
  13. Как писали шумеры? (сверху вниз).
  14. Какой народ и когда создал первый алфавит? (финикийцы, 3.5 тыс.лет до н.э.).
  15. По сравнению с современным алфавитом в финикийском алфавите не было …? (гласных букв).
  16. Как называется древнетюркская письменность? (руническая).
  17. Какая письменность стала распространяться с Х века в Казахстане? (арабская).
  18. Почему с Х века распространилась арабская письменность? (в связи с распространением ислама).
  19. В каком году арабская письменность была заменена латиницей в Казахстане? (1929г.).
  20. Когда вместо латиницы была введена кириллица в Казахстане? (1940 г.).
  21. Кто изобрел бумагу? (китайцы).
  22. На чем писали в Древнем Египте? (папирус).
  23. Как называли листы для письма, сделанные из кожи скота? (пергамент).
  24. Кто создал первый печатный станок? (Иоганн Гуттенберг).
  25. Где был похоронен «Золотой человек»? (курган Иссык близ Алматы).
  26. Какая письменность использовалась 5 тыс.лет назад? (пиктография).
  27. Какой алфавит усовершенствовал А.Байтурсынов? (арабский).
  28. Наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам называется … (археология).
  29. Какой ученый первым использовал термин «археология»? (Платон).
  30. Какой археолог открыл царские курганы Бегазы-Дандыбая? (А.Маргулан).
  31. Какой археолог открыл Иссыкский курган? (К.Акишев).
  32. Сколько в мире этносов? (около 3 тыс.).
  33. Какой археолог исследовал курганы с «усами»? (Мир Кадырбаев).
  34. Итоги, оценки, домашнее задание параграф 2,3,4 пересказ

 

Комментарии:
Прокомментировать
  • bowtie smile laughing blush smiley relaxed smirk
    heart_eyes kissing_heart kissing_closed_eyes flushed relieved satisfied grin
    wink stuck_out_tongue_winking_eye stuck_out_tongue_closed_eyes grinning kissing stuck_out_tongue sleeping
    worried frowning anguished open_mouth grimacing confused hushed
    expressionless unamused sweat_smile sweat disappointed_relieved weary pensive
    disappointed confounded fearful cold_sweat persevere cry sob
    joy astonished scream tired_face angry rage triumph
    sleepy yum mask sunglasses dizzy_face imp smiling_imp
    neutral_face no_mouth innocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив