Биология 9 класс КСП Краткосрочные планы 2017-2018 год

20 октябрь 2016, Четверг
634
0

 

 


Тема

 

Урок 1

Общая биология в системе естественно — научных дисциплин, её цель и задачи. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности, многообразие живого мира, уровни организации живой материи. Значение предмета для понимания всего живого.

 

 

Цель сформироватьпредставления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, роли курса общей биологии в системе естественно- научных дисциплин;

 

  Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов  изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения,  повторить и углубить знания об основных  биологических науках; подготовка К ВОУД

 Развивающая: создать  условия  для  развития  у  учащихся  высокой концентрации  внимания, скорости  восприятия  и  переработки  информации,  культуры  речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

 

Ожидаемый результат знать основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии, значении биологии.

 

способствовать формированию трудовых и учебных навыков, увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителья Деятельность

 

ученика

I. Орг.

 

момент

I     нт.

II. Зна    II.Знакомство с

организацией учебных занятий  по курсу «Общая биология»

   Во   

Ш.

 Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Д/З:

 

 

 

 

VI. Рефлексия.

Организационно- психологический настрой.

 

 

 

1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений.

2. Введение в общую биологию и «экологию»,  знакомство со структурой учебника и правилами  работы  с ними.

А). Что такое биология?

Составьте синквейн понятия «биология».

Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк:

1 – понятие (слово).

2 – прилагательные (два слова).

3 – глаголы (три слова).

4 – предложение (из четырёх слов).

5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна:

1. Биология.

2. Интересная, значимая.

3.  Открывает, изучает, экспериментирует.

4. Помогает понять живую природу.

5. Наука.

Б). Биология – наука о жизни.

Методы изучения биологии:

  • наблюдение – выявляет объекты и явления;
  • сравнение- дает возможность установить закономерности;
  • эксперимент или опыт – выявляет свойства биологических объектов;
  • исторический – познать процессы развития живой природы.

При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, анализаторы.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Этапы работы Осуществление
Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы
Предполагаемое реше­ние, формулировка гипотезы Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже извест­ные данные
Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)
Проведение опыта Подбор необходимых биологических объек­тов, приборов и реактивов. Проведение опы­та. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипо­тезой, научное объяснение результатов

 

  1. Значение биологии:

А) производство продовольствия;

Б) разработка методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно тяжелых, сердечно- сосудистых, рак, СПИД.

В) охрана природы и приумножение ее богатств.

4.Уровни организации живой природы.

Уровень организации пояснение Науки занимающие этими вопросами
Молекулярно-клеточный Строение и функции клеток Биохимия, цитология
организменный Строение и жизнедеятельность организма Анатомия, генетика, физиология
Популяционно-видовой Взаимоотношение между особями их связи со средой Экология, эволюционное учение
биогеоценотичный Взаимосвязь организма в сообществе Экология
биосферный Живые организмы Экология, учение о биосфере

Современная биология – быстроразвивающаяся наука.

Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»?

(путем сочетания двух греческих слов: «bios» — жизнь и «logos» — слово, учение).

Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.

Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных.  Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г.

Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк.

Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения.

В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика.

В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.

Работа в  парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука Что изучает
1 Анатомия  
2 Антропология  
3 Биология  
4 Биометрия  
5 Биотехнология  
6 Биофизика  
7 Биохимия  
8 Ботаника  
9 Вирусология  
10 Генетика  
11 Зоология  
12 Микология  
13 Микробиология  
14 Морфология  
15 Палеонтология  
16 Селекция  
17 Систематика  
18 Физиология  
19 Цитология  
20 Эволюционное учение  
21 Экология  
22 Эмбриология  

 

??? Скажите, при заполнении  таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения?

Микробиология изучает мир бактерий и вирусов;

ботаника – строение и жизнедеятельность растений;

зоология собирает и систематизирует сведения о животных;

микология изучает грибы;

антропология – человека;

общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов.

Так, морфология  — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.);

физиология – учение о функциях живых организмов;

анатомия – наука о внутреннем строении существ.

К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.),

экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.),

палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.).

В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др.

Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д.

Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение.

Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии.

Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.).

Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем.

Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях.

Проблемный вопрос:

Что же изучает общая биология?

Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого.

? Что может объединять все биологические науки?

Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование.

 Задание1.

Работа в группах (если  урок проводится в классе с расширенным изучением предмета, то можно более подробно остановится на связи этого предмета с биологией) . Учащиеся выясняют связь биологии с :

1.      Группа – химией;

2.      Группа – физикой;

3.      Группа – математикой;

4.      Группа – гуманитарными предметами.

Задание 2.

Подобрать по одному примеру использования методов биологических наук в ботанике, зоологии , анатомии и физиологии человека.

Методы биологических наук

1.      Наблюдение и описание_________________________________

2.      Сравнительный________________________________________

3.      Экспериментальный____________________________________

4.      Исторический_________________________________________

Приведите примеры использования этих методов в других науках.

2.Знакомство с тематикой и структурой учебника.

Задание 3.

Внимательно ознакомится с названием глав, подразделов учебника. Назвать наиболее значимые и интересные темы.

Перечислите, какие темы, на ваш взгляд, носят мировоззренческий характер. Есть ли такие, которые могут быть значимы для будущей деятельности.

 

Работа в группах по заданию:

Самостоятельная работа с учебником по заданию: 

Пользуясь учебником “Биология. 10 класс”  под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением  и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов,  заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением:

Ф.И.О ученого Вклад в науку
     
     
     
     
     
     

 

Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире.

Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире?

В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории — и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».

Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.

Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.

 

 

1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили?

стр. 3- 7

Творческое задание по группам на выбор:

1. Каково значение биологии  для понимания всего живого.

2. Напишите  эссе «Является  ли биологическая наука  частью      культуры человечества?»

 

Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы?

 

Приложение 1.

  1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
  2. Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.
  3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.
  4. 4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.
  5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
  6. 6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
Комментарии:
Прокомментировать
  • bowtie smile laughing blush smiley relaxed smirk
    heart_eyes kissing_heart kissing_closed_eyes flushed relieved satisfied grin
    wink stuck_out_tongue_winking_eye stuck_out_tongue_closed_eyes grinning kissing stuck_out_tongue sleeping
    worried frowning anguished open_mouth grimacing confused hushed
    expressionless unamused sweat_smile sweat disappointed_relieved weary pensive
    disappointed confounded fearful cold_sweat persevere cry sob
    joy astonished scream tired_face angry rage triumph
    sleepy yum mask sunglasses dizzy_face imp smiling_imp
    neutral_face no_mouth innocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив