Биология 9 класс КСП Краткосрочные планы 2017-2018 год
Тема
Урок 1 |
Общая биология в системе естественно — научных дисциплин, её цель и задачи. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности, многообразие живого мира, уровни организации живой материи. Значение предмета для понимания всего живого.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
сформироватьпредставления о взаимосвязи наук с биологией, её месте в системе наук, роли курса общей биологии в системе естественно- научных дисциплин;
Образовательная: актуализировать личностную значимость для учащихся вопросов изучаемой темы, обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, повторить и углубить знания об основных биологических науках; подготовка К ВОУД Развивающая: создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат |
знать основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии, значении биологии.
способствовать формированию трудовых и учебных навыков, увеличить эффективность использования изучаемых вопросов в жизни, практической деятельности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителья |
Деятельность
ученика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Орг.
момент I нт. II. Зна II.Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Общая биология» Во Ш. Изучение н/м:
IV. Закрепление:
V. Д/З:
VI. Рефлексия. |
Организационно- психологический настрой.
1. Техника безопасности на рабочем месте, во время лабораторных и практических работ, самонаблюдений. 2. Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ними. А). Что такое биология? Составьте синквейн понятия «биология». Правила составления синквейна. В синквейне 5 строк: 1 – понятие (слово). 2 – прилагательные (два слова). 3 – глаголы (три слова). 4 – предложение (из четырёх слов). 5 – существительное (одно слово). Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Пример синквейна: 1. Биология. 2. Интересная, значимая. 3. Открывает, изучает, экспериментирует. 4. Помогает понять живую природу. 5. Наука. Б). Биология – наука о жизни. Методы изучения биологии:
При изучении биологических объектов используется самая различная техника: микроскопы, ультрацентрифуги, анализаторы. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
А) производство продовольствия; Б) разработка методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно тяжелых, сердечно- сосудистых, рак, СПИД. В) охрана природы и приумножение ее богатств. 4.Уровни организации живой природы.
Современная биология – быстроразвивающаяся наука. Вспомните, сочетанием, каких двух греческих слов, образовано слово «биология»? (путем сочетания двух греческих слов: «bios» — жизнь и «logos» — слово, учение). Таким образом, биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов – бактерий, вирусов, грибов, растений, животных. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной. Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности; один из источников диалектико- материалистического мировоззрения. В). Комплекс биологических наук и межпредметных дисциплин, их краткая характеристика. В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием. Работа в парах: Самостоятельная работа с учебником по заданию: Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на странице 4 и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты ими изучаемые” (время на выполнение – 10 минут). Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
??? Скажите, при заполнении таблицы, какие науки вызвали у вас затруднения? Микробиология изучает мир бактерий и вирусов; ботаника – строение и жизнедеятельность растений; зоология собирает и систематизирует сведения о животных; микология изучает грибы; антропология – человека; общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого. Отдельные области биологии изучают общие свойства живых организмов. Так, морфология — учение о внешнем строении, структуре объектов живой природы (морфология растений, морфология животных и т.д.); физиология – учение о функциях живых организмов; анатомия – наука о внутреннем строении существ. К классическим наукам биологического цикла также можно отнести и систематику (систематика растений, систематика животных, систематика грибов и др.), экологию (экология растений, экология животных, экология грибов и др.), палеонтологию (палеоботаника, палеозоология и др.). В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией и др. Так возникла биофизика, биохимия, бионика и др. Так, без знания физики невозможно понять работу нервной системы организма, без знания химии – разобраться во множестве процессов, происходящих внутри клеток, широкое внедрение математики вызвало рождение биометрии, позволило выявить статистические закономерности биологических явлений и т.д. Биология относится к фундаментальным наукам, т.к. её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное (практическое) значение. Предметы биологического цикла – теоретическая основа для ряда специальных дисциплин – медицины, агрономии, ветеринарии, звероводства, птицеводства и т.д. Это значит, что здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность базируются на тех знаниях и достижениях, которыми характеризуется современный уровень биологии. Благодаря достижениям биологии большое значение приобретает биотехнология – новое направление материального производства. Достижения биотехнологии позволяют получать промышленным путём необходимые для человека вещества (антибиотики, витамины, гормоны и т.д.). Таким образом, биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин. Интеграция наук помогает в решении самых сложных синтетических проблем. Обратите внимание на то, что эта дифференцировка привела бы науку к тупику, если бы не было интегрирующей науки – общей биологии. Она объединяет все биологические науки на теоретическом и практическом уровнях. Проблемный вопрос: Что же изучает общая биология? Общая биология – общие принципы организации живых систем, закономерности развития живого. ? Что может объединять все биологические науки? Закономерности жизни на всех уровнях её организации, механизмы биологических процессов и явлений, пути развития органического мира и его рациональное использование. Задание1. Работа в группах (если урок проводится в классе с расширенным изучением предмета, то можно более подробно остановится на связи этого предмета с биологией) . Учащиеся выясняют связь биологии с : 1. Группа – химией; 2. Группа – физикой; 3. Группа – математикой; 4. Группа – гуманитарными предметами. Задание 2. Подобрать по одному примеру использования методов биологических наук в ботанике, зоологии , анатомии и физиологии человека. Методы биологических наук 1. Наблюдение и описание_________________________________ 2. Сравнительный________________________________________ 3. Экспериментальный____________________________________ 4. Исторический_________________________________________ Приведите примеры использования этих методов в других науках. 2.Знакомство с тематикой и структурой учебника. Задание 3. Внимательно ознакомится с названием глав, подразделов учебника. Назвать наиболее значимые и интересные темы. Перечислите, какие темы, на ваш взгляд, носят мировоззренческий характер. Есть ли такие, которые могут быть значимы для будущей деятельности.
Работа в группах по заданию: Самостоятельная работа с учебником по заданию: Пользуясь учебником “Биология. 10 класс” под редакцией Н.Г.Асанова на страницах 5-6, приложением и своими знаниями курса биологии 6 – 9 классов, заполните таблицу «Вклад ученых в развитие биологии» с обсуждением:
Ж). Актуальность биологических знаний в современном мире. Как вы считаете, в чем состоит актуальность биологических знаний в современном мире? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории — и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду». Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности. Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота. Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.
1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни? 2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы? 3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии? 4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека. 5. Какова основная цель науки? 6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип? 7. Что такое научный эксперимент? 8. Каких ученых Казахстана вы запомнили? стр. 3- 7 Творческое задание по группам на выбор: 1. Каково значение биологии для понимания всего живого. 2. Напишите эссе «Является ли биологическая наука частью культуры человечества?»
Какие ощущения вы испытываете при изучении этой темы? |
Приложение 1.
- Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
- Описательный – собирание и описание фактов. Ульям Гарвей – открытие и описание кровеносной системы человека.
- Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий. Карл Линней создавший научные основы классификации растений и животных, понятия о роде и виде организмов.
- 4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Френсис Бэкон (только опыт является главным ключом к познанию). Луи Пастер – экспериментальные основы микробиологии.
- Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
- 6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.