» » СОР И СОЧ Биология 10 класс (естественно-математическое направление)

СОР И СОЧ Биология 10 класс (естественно-математическое направление)

03 сентябрь 2019, Вторник
1 040
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Биология»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан 2019
Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации
и проведении формативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся в 10
классах. Сборник подготовлен на основе учебной программы и учебного плана.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые
помогут учителю предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по
достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания.
Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить
изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей средней школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения
со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
Содержание
1 четверть ....................................................................................................................................... 4
Раздел Молекулярная биология и биохимия ............................................................................................ 4
Раздел Клеточная биология ...................................................................................................................... 12
Раздел Питание .......................................................................................................................................... 16
2 четверть ..................................................................................................................................... 18
Раздел Транспорт веществ ........................................................................................................................ 18
Раздел Дыхание ......................................................................................................................................... 20
Раздел Выделение ...................................................................................................................................... 23
3 четверть ..................................................................................................................................... 24
Раздел Клеточный цикл ............................................................................................................................ 24
Раздел Закономерности наследственности и изменчивости ................................................................. 27
Раздел Эволюционное развитие. Основы селекции. Разнообразие живых организмов. .................... 29
4 четверть ..................................................................................................................................... 33
Раздел Координация и регуляция ............................................................................................................ 33
Раздел Движение ....................................................................................................................................... 40
Раздел Биомедицина и биоинформатика ................................................................................................. 41
Раздел Биомедицина и биоинформатика ................................................................................................. 43
1 четверть
Раздел Молекулярная биология и биохимия
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия
Значение воды для жизни на Земле
Цель обучения 10.4.1.1 Объяснять фундаментальное значение воды для
жизни на Земле
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значение свойств воды для живых
организмов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Основные свойства воды
Инструкция: В левой колонке проведите мини-эксперимент, демонстрирующий свойство
воды.
Запишите все наблюдения, данные и рисунки в правой колонке.
7 свойств воды Наблюдения / Результаты
/ Рисунки
1. Плотность (жидкость и жидкость)
Оборудование: стакан с жидкостью плотностью 1,
стакан с жидкостью плотностью 2.
a. Найдите массу жидкости с плотностью 1.
b. Найдите массу жидкости с плотностью 2.
c. Какие различия вы заметили между двумя
стаканами? (посмотрите на цвет, количество и
запах)
d. Как вы думаете, у жидкости 1 и у жидкости 2
одинаковая плотность? Откуда вы это узнали?
e. Возьмите стакан c жидкостью 1 и медленно
перелейте, используя ложку в стакан с
жидкостью 2. Напишите свои наблюдения за
тем, что произошло. Как вы думаете, почему
это произошло?
Плотность (жидкость и твердое вещество)
a. Оборудование: кубик льда и водопроводная
вода.
b. Поместите кубик льда в стакан с водой. Что
происходит и почему?
c. Дайте определение плотности.
2. Полярная ковалентная связь
Рисунок полярной ковалентной связи 1 молекулы
воды.
а. Нарисуйте полярную ковалентную связь воды.
b. Объясните, почему 1 молекула воды имеет
полярную ковалентную связь.
Полярная ковалентная связь
a. Нарисуйте 1 молекулу воды, связанной с
другими молекулами воды.
b. Нарисуйте 4 молекулы воды, прикрепленные к
1 центральной молекуле воды.
c. Как 1 молекула воды присоединяется к другим
молекулам воды?
d. Почему этот тип связи важен?
3. Адгезия
Оборудование: химический стакан А, стакан В,
кусочек нити.
a. Заполните стакан A 30 мл воды.
b. Используя только эти 3 единицы
оборудования, перелейте воду из стакана A в
стакан B, не переливая ее непосредственно.
Объясните, как вы смогли выполнить эту
задачу. (изображение или запись)
c. Как вы думаете, что такое адгезия?
d. В каких живых организмах имеет значение это
свойство воды?
4. Когезия
Оборудование: емкость для воды, скрепка.
a. Заполните емкость водой.
b. Попытайтесь заставить скрепку «поплавать» на
поверхности воды. Получилось?
c. Посмотрите на изображение насекомого на
поверхности воды. Как оно остается на
поверхности воды и не тонет?
d. Дайте определение когезии? Где используется
данное свойство воды в живых организмах7
Приведите примеры
5. Растворитель
Оборудование: масло, соль, стакан А, стакан В.
а. Заполните стакан А 30 мл водопроводной воды.
Возьмите 3 щепотки соли и положите их в
стакан А. Затем перемешайте.
b. Что происходит с солью? Почему это
произошло?
с. Заполните стакан В 30 мл водопроводной воды.
Добавить 5-10 капель масла в стакан В.
d. Что происходит с маслом? Почему это
произошло?
Какое это имеет значение?
6. pH
а. Используя pH-тест-полоски, найдите рН соленой
воды, пресной воды и воды из-под крана.
Сравните ваши результаты.
b. Какая вода имеет основную реакцию среды?
Нейтральную? Кислотную?
с. Какая реакция среды у океана?
d. Как вы думаете, что такое кислотность и
оcновность?
7. Определите: Теплоемкость
а. Когда вы отправляетесь на пляж утром, что
нагревается быстрее, песок или вода?
b. Что происходит с температурой песка и воды,
когда солнце садится (ночью).
с. Как вы думаете, что такое теплоемкость? Какое
имеет значение?
Дескриптор Обучающийся
 определяет значение плотности воды;
 определяет значение полярной связи в молекуле воды;
 определяет значение адгезии воды;
 определяет значение когезии воды;
 определяет значение реакции среды воды;
 определяет значение растворимости воды;
- определяет значение теплоемкости воды.
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия/ Классификация
углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды.
Химическая структура. Свойства и функция углеводов.
Цель обучения 10.4.1.2 Классифицировать углеводы по их структуре,
составу и функциям
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает углеводы по их структуре
 Соотносит структуру углеводов с выполняемой
функцией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Для каждой молекулы ниже определите, является ли она моносахаридом, дисахаридом
или полисахаридом:
a) фруктоза
b) рибоза
с) целлюлоза
d) глюкоза
е) сахароза
f) гликоген
g) хитин
h) крахмал
i) мальтоза
2. Опишите биологическую функцию для каждого из следующих углеводов:
a) целлюлоза
b) рибоза
с) крахмал
d) гликоген
е) дезоксирибоза
f) фруктоза
g) сахароза
3. Нарисуйте молекулярную структуру следующих углеводов:
Рибоза Глюкоза
Дескриптор Обучающийся
- распределяет углеводы на группы;
- определяет биологические функции углеводов;
- изображает молекулярную структуру углеводов.
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия/ Структурные
компоненты липидов. Свойства и функции жиров.
Цель обучения 10.4.1.4 Описывать химическое строение и функции жиров
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит структуру жиров с выполняемой
функцией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунке ниже показана схема молекулярных структур тристеарина (триглицерида) и
фосфатидилхолина (фосфолипида).
тристеарин фосфатидилхолин
В таблице показана структурная разница между двумя молекулами, изображенными на
рисунке.
Заполните таблицу с двумя другими структурными отличиями, отличными от числа
различных типов атомов.
структурная особенность тристеарин фосфатидилхолин
длина цепей жирных кислот одинаковая длина разные длины
Дескриптор Обучающийся
 называет структурные особенности тристеарина;
- называет структурные особенности фосфатидилхолина.
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия/ Классификация
белков по составу (простые, сложные) и по функциям.
Строение и уровни структурной организации белков.
Цель обучения 10.4.1.5 Классифицировать белки по их структуре, составу
и функциям
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает строение и уровни организации белков
 Называет функции белков
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Заполните таблицу. Классификация белков по составу и функциям.
Простые Сложные
11 2. Коллаген – фибриллярный белок, который встречается во многих тканях животных.
а) Укажите функцию коллагена в стенке артерий.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
b) Назовите одно отличие структуры коллагена от структуры гемоглобина.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
 определяет простые и сложные белки;
- называет функцию коллагена;
- указывает одно структурное отличие коллагена от
гемоглобина.
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия/
Строение молекулы ДНК. Структура ДНК (первичная и
вторичная цепи). Функции молекулы ДНК.
Цель обучения 10.4.1.8 Устанавливать связь между структурой
дезоксирибонуклеиновой кислоты и её функцией
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает строение и уровни организации ДНК
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Какая форма молекулы ДНК?
2. Какие четыре основания входят в состав ДНК? С чем связано каждое основание?
3. ДНК представляет собой полимер, а это означает, что он состоит из
много раз повторяющихся единиц (мономеров).
Что является мономером ДНК?
4. На рисунке ниже подпишите следующее:
нуклеотид, фосфат, сахар, азотные основания,
водородную связь, ковалентную связь, пуриновые
основания, пиримидиновые основания, гидроксильную
группу, 5'-конец, 3'-конец, аденин, тимин, цитозин и
гуанин.
5. Таблица показывает процентное соотношение оснований ДНК в различных типах клеток.
Источник ДНК Аденин Гуанин Тимин Цитозин
Тимус теленка 28.2 21.5 27.8 22.5
Селезенка быка 27.9 22.7 27.3 22.1
Сперма быка 28.7 22.2 27.2 22.0
Костный мозг крысы 28.6 21.4 28.4 21.5
Дрожжи 31.3 18.7 32.9 17.1
Какой вывод можно сделать из этих данных?
А ДНК встречается примерно в одинаковых количествах во всех клетках одного и того
же вида
В небольшие различия в ДНК различных клеток имеют большой эффект
С четыре основания образуют комплементарные связи между собой
D клетки дрожжей и животных имеют одинаковое строение ДНК
Дескриптор Обучающийся
 называет форму молекулы ДНК;
- называет основания;
- называет мономер ДНК;
- подписывает на рисунке компоненты ДНК.
Раздел/Тема Молекулярная биология и биохимия/
Строение и функции молекул РНК. Матричная РНК.
Рибосомная РНК. Транспортная РНК.
Цель обучения 10.4.1.10 Различать строение и функции типов
рибонуклеиновой кислоты
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает строение различных типов РНК
 Соотносит структуру молекул РНК с выполняемой
функцией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Что является мономером РНК?
2. Вставьте пропущенные слова в текст.
В РНК аденин всегда образует пару с ... .
Существует три вида РНК. ______________________ переносит информацию от ядра
к рибосомам в цитоплазме. ____________________ читает информацию и связывается
с конкретной _____________________, чтобы сделать белок. ___________________
является наиболее распространенной формой РНК и образует рибосомы.
3. Утверждения ниже описывают особенности нуклеиновых кислот.
1 переносят аминокислоты к рибомомам
2 переносят последовательность генетического кода из ядра
3 переносят последовательность генетического кода к рибосомам
Какая функция характерна только для м - РНК
А 1, 2 и 3 В 1, 2 С 1, 3 D 2, 3
Дескриптор Обучающийся
 называет мономер РНК;
- называет типы РНК;
- определяет функции тиопов РНК.
Раздел Клеточная биология
Раздел/Тема Клеточная биология / Особенности строения и функций
органоидов в клетке.
Основные компоненты клетки: клеточная стенка,
плазматическая мембрана, цитоплазма и ее органоиды
(немембранные, одномембранные и двумембранные).
Ядро. Основные функции компонентов клетки.
Цель обучения 10.4.2.1 Объяснять особенности строения и функции
органоидов клетки, видимые под электронным
микроскопом
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности строения органоидов
клетки, видимых под электронным микроскопом
 Соотносит строение органоидов клетки, видимых
под электронным микроскопом с выполняемой
функцией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Заполните таблицу ниже, указав часть клетки или органоиды клетки в правой колонке
таблицы, соотнеся с соответствующей функцией. Названия частей клетки могут быть
использованы больше, чем один раз.
Строение / Функция Часть клетки
1. Место хранения генетической информации
2. Место синтеза белков
3. Транспорт веществ внутри клетки
4. Желеподобное вещество внутри клетки
5. Органелла, которая контролирует все функции клетки
6. Содержит хлорофилл, который
7. Переваривание излишков или частей клетки
8. Маленькие выпуклости на поверхности
эндоплазматической сети
9. Обеспечивают временное хранение пищи, ферментов,
отходов клетки
10. Упаковывают белки для транспорта из клетки
11. Образуются липиды
12. Место, где образуются рибосомы
13. Обеспечивает поддержку клетки
14. Производят необходимую форму энергии для клетки
15. Прочная защитная структура, которая поддерживает
форму клеток у растений, грибов, большинства
бактерий и неокторых простейших
2. Отметьте «۷» встречается органоид в растительной или в животной клетке, или в обоих
типах клеток.
Органоид Растительная
клетка
Животная
клетка
1. Клеточная стенка
2. Хлоропласт
3. Хроматин
4. Пузырьки
5. Цитоплазма
6. Цитоскелетон
7. Эндоплазматическая сеть
8. Гольджи аппарат
9. Лизосома
10. Митохондрия
11. Ядрышко
12. Ядро
13. Рибосома
14. Центральная вакуоль
15. Плазматическая мембрана
3. Расположите следующие органоиды в таблице ниже, опираясь на их роль в
метаболизме клетки.
Лизосома - Митохондрия - Пузырьки/плазматическая мембрана - Пузырьки/
плазматическая мембрана
Переваривание Дыхание Заглатывание Выделение
Дескриптор Обучающийся
 называет органоид в соотвествии с функцией;
- указывает принадлежность органоида к растительной клетке;
- указывает принадлежность органоида к животной клетке;
- распределяет органоиды клетки в соотвествии с их ролью в
метаболизме клетки.
Раздел/Тема Клеточная биология
Цель обучения 10.4.2.2 Устанавливать связь между структурой,
свойствами и функциями клеточной мембраны,
используя жидкокристаллическую модель
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности строения клеточной
мембраны
 Соотносит структуру, свойства и функции
клеточной мембраны, используя
жидкокристаллическую модель
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунке ниже представлена модель клеточной мембраны. Используя данную модель
ответьте на вопросы.
1) Какие два основных типа биологических молекул составляют большинство клеточной
мембраны в представленной модели?
2) Сколько различных молекул белков обозначено на модели?
3) В чем разница между положением поверхностных белков и трансмембранных белков?
4) Когда углеводородная цепь присоединяется к белку, как называется такая структура?
5) Когда углеводородная цепь прикрепляется к фосфолипиду, как называется такая
структура?
6) Какие типы молекул проходят через мембрану?
7) Где именно в мембране проходят эти молекулы?
8) Как концентрация малых молекул внутри клетки сравнима с концентрацией этих
молекул снаружи клетки?
9) Поскольку частицы движутся случайным образом, молекулы склонны перемещаться
по мембране в обоих направлениях. Показано ли на модели, что молекулы движутся в
равных количествах в обоих направлениях? Стрелки на модели показывают движение
молекул.
Дескриптор Обучающийся
 описывает особенности строения клеточной мембраны;
- соотносит структуру, свойства и функции клеточной мембраны,
используя жидкокристаллическую модель.
Раздел/Тема Клеточная биология/
Особенности структуры и функции клеток бактерий,
грибов, растений и животных.
Цель обучения 10.4.2.3 Сравнивать особенности структуры и функции
клеток прокариот и эукариот
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности строения клеток прокариот
и эукариот
 Соотносит структуру и функции клеток прокариот и
эукариот
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Sphylococcus aureus это бактерия, которая вызывает много различных инфекционных
заболеваний.
На рисунке ниже представлена диаграмма Sphylococcus aureus.
Клеточные структуры подобные митохондриям, эндоплазматичсекой сети, Гольджи
аппарату, лизосомам и хлоропластам находятся только в эукариотичсекой клетке. Они не
представлены на данном рисунке. Используя данные рисунка опишите другие особенности
которые подтвреждают тот факт, что S. aureus относится к прокариотам.
Дескриптор Обучающийся
 называет особенности прокариотической клетки по рисунку.
Раздел Питание
Раздел/Тема Питание/ Факторы и условия, влияющие на активность
ферментов: рН; температура; концентрация субстрата,
фермента, ингибитора и активатора.
Цель обучения 10.1.2.1 Исследовать воздействия различных условий
(температуры, pH, концентрации субстрата,
ингибитора) на активность ферментов
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет воздействия различных условий на
активность ферментов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Диаграмма показывает массу продуктов, образующихся в течение всего периода в трех
реакциях, использующих одинаковые субстраты и ферменты.
Объем субстрата, фермента и температура поддерживаются постоянными в каждой
реакции.
Какое утверждение объясняет разницу в этих реакциях?
A) из-за рН во 2 и 3 реакциях денатурировал фермент
B) в 3 реакции есть неконкурентный ингибитор
C) в 1 реакции высокая концентрация фермента
D) в 1 реакции высокая концентрация субстрата
2. Линия Х представляет реакцию, катализируемую ферментом при оптимальных
условиях.
Линия Y показывает действие этого же фермента на тот же субстрат, но с одной
переменной: это либо изменение концентрации субстрата, или рН, или температуры.
Изменения каких условий показывает результат линии Y на диаграмме?
1. увеличение концентрации субстрата
2. высокое рН
3. низкая температура
А 1, 2 и 3 В 1 и 3 С 1 и 2 D 2 и 3
Дескриптор Обучающийся
 указывает утверждение, показывающее разницу в реакциях;
- называет условия реакции Y.
2 четверть
Раздел Транспорт веществ
Раздел/Тема Транспорт веществ / Строение и функции гемоглобина и
миоглобина человека. Кривые диссоциации кислорода для
гемоглобина и миоглобина у человека.
Цель обучения 10.1.3.1 Объяснять кривые диссоциации кислорода для
гемоглобина и миоглобина у взрослого организма и
эмбриона
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивать кривые диссоциации кислорода для
гемоглобина и миоглобина у взрослого и эмбриона
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. График показывает кривую диссоциации гемоглобина взрослого при двух (неизвестных)
концентрациях углекислого газа.
Какая точка показывает концентрацию кислорода в эритроцитах, когда они покидают
мышцы в покое?
парциальное давление кислорода/кПа
2. Постройте таблицу, показывающую три различия между гемоглобином и миоглобином.
Дескриптор Обучающийся
 анализирует графики кривых диссоциаций гемоглобина для
определения концентрации кислорода;
- сравнивает гемоглобин и миоглобин.
% насыщения
гемоглобина
кислородом
Раздел/Тема Транспорт веществ / Механизм пассивного транспорта:
простой транспорт или диффузия через мембранные
каналы, облегченная диффузия.
Цель обучения 10.1.3.3 Объяснять механизм пассивного транспорта
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывать механизм пассивного транспорта
 Сравнивать типы пассивного транспорта
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На диаграмме изoбраженo устрoйствo, испoльзуемoе для исследoвания диффузии.
Укажите как прoисхoдит диффузия глюкoзы и мoлекул вoды?
A. глюкoзы и вoды в V
B. глюкoзы и вoды в Y
C. глюкoзы в V вoды в Y
D. глюкoзы в Y вoды в V
2. Выберите строку, где все вещества могут пересекать клеточную мембрану путем
простой диффузии через бислой липидов.
A. аминокислоты, сахара, Са
2+
B. белки, углеводы, нуклеиновые кислоты
C. вода, Na
+
, K
+
D. вода, О2, СО2, стероидные гормоны
3. Заполните таблицу ниже.
Тип пассивного
транспорта
Сходство Различие
Простая диффузия
Облегченная диффузия
Осмос
Дескриптор Обучающийся
- указывает направление движения глюкозы и молекул воды;
- называет вещества, кoтoрые транспoртируются путем диффузии;
- сравнивает типы пассивного транспорта.
Раздел Дыхание
Раздел/Тема Дыхание / Строение и функции АТФ
Цель обучения 10.1.4.1 Описывать строение и функции
аденозинтрифосфорной кислоты
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит строение АТФ с выполняемыми
функциями
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. На рисунке ниже обозначьте каждую часть молекулы АТФ.
4. Когда клетка имеет доступную энергию, как она может сохранить небольшое
количество этой энергии?
5. Когда высвобождается энергия сохраненная в форме АТФ?
6. Заполните все четыре части диаграммы, описав взаимоотношения между АТФ и АДФ.
Дескриптор Обучающийся
 определяет компоненты АТФ;
 называет как клетка хранит доступную энергию;
 называет, когда энергия высвобождается;
- показывает на диаграмме взаимоотношения между АДФ и
АТФ.
Раздел/Тема Дыхание / Структурные компоненты митохондрий и их
функции. Взаимосвязь структуры митохондрий и
процессов клеточного дыхания.
Цель обучения 10.1.4.5 Устанавливать взаимосвязь структуры
митохондрий и процессов клеточного дыхания
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет соответствие строения митохондрий с
выполняемой функции
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. На рисунке ниже показано строение митохондрии.
1) Укажите структуру, обозначенную буквой А на рисунке.
2) Объясните как строение структуры А соответсвует выполняемой функции.
Дескриптор Обучающийся
- называет структуру А на рисунке;
- определяет соответствие строения структуры А выполняемой
функции.
Раздел/Тема Дыхание / Цикл Кребса. Основные и промежуточные
соединения цикла и продукты реакции. Электронно-транспортная цепь. Значение для биологических систем.
Цель обучения 10.1.4.6 Описывать цикл Кребса
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет основные и промежуточные соединения
цикла Кребса
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На диаграмме ниже заполните пустые квадраты названиями веществ, образующихся
или высвобождающихся во время цикла Кребса.
2. Ответьте на вопросы ниже.
1. Где происходит цикл Кребса?
2. Какое основное значение цикла Кребса.
3. Какой продукт окисления пирувата входит в цикл Кребса.
4. Сколько циклов будет идти из одной молекулы глюкозы.
5. Что происходит с двумя углеродами, которые входят в цикл в составе ацетил КоА
6. Что происходит с молекулой глюкозы в конце цикла?
7. Сколько процессов окисления происходит в течение цикла?
8. Сколько молекул НАДФ получается из каждой молекулы пирувата?
Сколько молекл НАДФ получается из каждой молекулы глюкозы?
9. Сколько молекул ФАД получается из каждой молекулы пирувата?
Сколько молекл ФАД получается из каждой молекулы глюкозы?
10. Сколько молекул АТФ получается из каждой молекулы пирувата?
Сколько молекл АТФ получается из каждой молекулы глюкозы?
Дескриптор Обучающийся
 называет соединения, которые образуются в цикле Кребса;
 называет соединения, которые высвобождаются в цикле Кребса;
 называет, где происходит цикл Кребса;
 называет количество молекул АТФ. НАДФ, ФАД,
образующихся в ходе цикла.
Раздел Выделение
Раздел/Тема Выделение / Абсорбция и реабсорбция. Образование мочи
Цель обучения 10.1.5.1 Объяснять механизм фильтрации и образования
мочи
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает механизм фильтрации и oбразoвания
мoчи
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Эпителиальные клетки проксимального извитого канальца приспособлены для
избирательной реабсорбции. В таблице 1 показаны особенности структуры
проксимального извитого канальца. Объясните, как особенность структуры
проксимального канальца помогает процессу избирательной реабсорбции.
Особенности структуры Объяснение
микроворсинки
много митохондрий
плотное соединение клеток
2. В какой части почек происходит фильтрация крови
a) извитых канальцах нефронов
b) почечных чашках
c) капсулах нефронов
d) почечных лоханках
3 Что содержит первичная моча?
a) только воду
b) только полезные вещества
c) только вредные вещества
d) как вредные, так и полезные вещества
Дескриптор Обучающийся
− описывает как микроворсинки помогают процессу
реабсорбции;
− объясняет присутствие большого числа митохондрий;
− определяет как тесное соединение клеток помогает процессу
реабсорбции;
− указывает в какой части почки происходит фильтрация;
− называет вещества, входящие в состав первичной мочи.
3 четверть
Раздел Клеточный цикл
Раздел/Тема Клеточный цикл / Митоз. Процессы, происходящие в
клетке в различные фазы митоза. Лабораторная работа
«Определение уровня митотической активности в клетках
корешка лука»
Цель обучения 10.2.2.1 Исследовать фазы митоза с помощью готовых
микропрепаратов
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет фазы митоза
 Описывает фазы митоза
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На микрофотографии ниже изображены фазы митоза в корешках лука. Стадии от А до С
расположены в правильном порядке, стадии от К до N расположены неправильно.
Назовите стадии А и С.
А ______________________________________________________________________
С ______________________________________________________________________
2. Расположите стадии от К до N в правильном порядке, начиная со стадии следующей за
стадией С.
С → ... → ... → .... →
3. Объясните как поведение хромосом и нитей веретена деления во время стадии L
гарантирует, что две дочерние клетки будут иметь одинаковый генетический материал.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
 определяет стадии А и С;
- указывает правильный порядок расположения стадий от К до
N;
- описывает процессы происходящие во время стадии С.
Раздел/Тема Клеточный цикл / Гаметогенез у растений и животных.
Гаметы. Стадии гаметогенеза. Спорогенез и гаметогенез у
растений.
Цель обучения 10.2.2.2 Объяснять особенности формирования гамет у
растений и животных
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности формирования гамет у
растений и животных
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Диаграмма иллюстрирует стадии жизненного цикла организма.
Какая строка показывает процесс, в результате которого образуются гаплоидные клетки
и митоз.
Образуются гаплоидные
клетки
Митоз
А P Q
В Q R
С R Q
D P R
Дескриптор Обучающийся
 называет, где происходит митоз и образование гаплоидных
клетки.
Раздел Закономерности наследственности и изменчивости
Раздел/Тема Закономерности наследственности и изменчивости
Цель обучения 10.2.4.2 Применять цитологические основы дигибридного
скрещивания; наследования сцепленного с полом
и множественный аллелизм при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует цитологические основы дигибридного
скрещивания; наследования сцепленного с полом и
множественный аллелизм при решении задач
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Высокое растение зеленого горошка (TTGg) скрещивается с высоким растением
зеленого горошка (TtGg). Напишите полную схему этого скрещивания.
___________ X ___________
____ высокое/зеленые ____ высокое/белые
____ короткое/зеленые ____ короткое/ белые
2. Гомозиготное растение с высоким стеблем и цветками зеленого цвета скрещивается с
гомозиготным растением с коротким стеблем и белыми цветками.
Напишите схему этого скрещивания.
___________ X ___________
высокое/зеленые ____высокое/белые
____ короткое/зеленые ____ короткое/белые
Дескриптор Обучающийся
 определяет генотипы исходных организмов;
 определяет гаметы;
 определяет фенотипы и генотипы гибридов первого поколения.
Раздел/Тема Закономерности наследственности и изменчивости/
Хромосомные заболевания человека, связанные с
аномальным количеством хромосом.
Цель обучения 10.2.4.6 Описывать хромосомные заболевания человека,
связанные с аномалиями числа хромосом
(аутосомные и половые)
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует аутосомные и половые заболевания
человека
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. На диаграмме ниже изображен кариотип человека, имеющего заболевание, связанное с
изменением числа хромосом.
а) Изучите кариотип и определите с аномалием каких хромосом связано это
заболевание. Назовите это заболевание.
b) Опишите основные признаки этого заболевания.
Дескриптор Обучающийся
 описывает заболевания, связанные с аномалиями числа
хромосом.
Раздел Эволюционное развитие. Основы селекции. Разнообразие живых организмов.
Раздел/Тема Эволюционное развитие. Основы селекции. Разнообразие
живых организмов/ Доказательства эволюции.
Сравнительно-анатомические. Эмбриологические.
Палеонтологические. Биогеографические. Биохимические.
Цель обучения 10.2.6.3 Анализировать доказательства эволюции
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет доказательства эволюции
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Чарльз Дарвин изложил основы теории эволюции в 1800-х годах.
1. Объясните, как Дарвин использовал различные виды вьюрков на острове Галапагос, чтобы
разработать свою теорию эволюции.
2. Используя летучих мышей и бабочек в качестве примера, объясните, что подразумевается
под «конвергентной эволюцией».
3. Что такое генетический дрейф и как он развивается?
4. Ископаемые остатки использовались для поддержки теории эволюции Дарвина.
Определите одно преимущество и один недостаток использования ископаемых остатков
для поддержки теории эволюции.
Дескриптор Обучающийся
 обсуждает преимущества доказательств теории эволюции;
- обсуждает недостатки доказательств теории эволюции.
Раздел/Тема Эволюционное развитие. Основы селекции. Разнообразие
живых организмов / Способы видообразования.
Механизмы видообразования
Цель обучения 10.2.6.4 Называть способы видообразования
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает способы видообразования
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Эволюция не только изменяет частоты аллелей в популяциях, но и способствует
созданию новых видов. Этот процесс называется видообразованием.
Дайте определение вида?
2. События видообразования происходят, когда популяции в пределах вида становятся
изолированными. Извержение вулканов, изображенное ниже, является примером
события, которое вызывает географическую изоляцию. Существуют и другие типы
изоляции, вызванные различными факторами.
a) Объясните, как извержение вулкана может привести к появлению нового вида из
существующего вида в данной области в течение длительного периода времени.
b) Каким видообразующим процессом является это?
Дескриптор Обучающийся
 определяет вид;
 называет способ видообразования;
 описывает процесс образования нового вида.
Раздел/Тема Эволюционное развитие. Основы селекции. Разнообразие
живых организмов / Этапы антропогенеза. Проантропы.
Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы
Цель обучения 10.2.6.6 Называть этапы антропогенеза
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает этапы антропогенеза
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Эволюция человека.
Как мы превратились в современных людей, которыми мы являемся сегодня?
Анализируя черепа с трех разных этапов эволюции человека, мы можем наблюдать
процесс эволюции, при котором современные люди произошли от обезьяноподобных
предков.
За последние шесть миллионов лет физическая внешность и поведенческие черты
людей медленно развивались. Вот черепа из трех разных этапов эволюции человека.
Австралопитек.
У черепа австралопитеков было выступающее лицо, низкий плоский лоб, и сильные
челюсти с большими передними зубами.
Посмотрите на рисунок черепа.
Человек умелый (Homo erectus)
Череп и мозг Homo erectus были намного больше по размеру, чем у австралопитеков
Посмотрите на череп со всех сторон.
Homo sapiens
Череп Homo sapiens, или современного человека, даже больше по размеру, чем череп
Homo erectus.
Однако мозг Homo sapiens немного меньше, чем мозг человека прямоходящего.
Посмотрите на череп со всех сторон.
2. Теперь сравните все три черепа.
Какие сходства вы можете найти, чтобы представить доказательства их
эволюционных отношений?
Какие еще физические различия вы можете найти?
Проведите дальнейшие исследования, чтобы выяснить, как эти различия повлияли на
их поведение и выживание.
Дескриптор Обучающийся
 объясняет доказательства эволюции человека.
4 четверть
Раздел Координация и регуляция
Раздел/Тема Координация и регуляция
/ Строение нервных клеток. Мембранный потенциал.
Потенциал действия. Инициация и трансмиссия
потенциала действия. Передача импульса вдоль аксона
нейрона
Цель обучения 10.1.7.1 Описывать и объяснять инициацию и трансмиссию
потенциала действия в миелинизированных аксонов
нейронов
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет, где и как происходит трансмиссия и
инициация потенциала действия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. а) Опишите строение миелинизированного сенсорного нейрона.
b) Объясните, как потенциал действия передается вдоль сенсорного нейрона.
2. На рисунке ниже показано строение сенсорного нейрона и некоторых рецепторных
клеток.
а) Назовите части, обозначенные:
А ______________________________________________________________________
В ______________________________________________________________________
С ______________________________________________________________________
D ______________________________________________________________________
b) Объясните как миелиновая оболочка увеличивает скорости проводимости нервного
импульса.
3 На рисунке 3.1 ниже изображен мембранный потенциал сенсорного нейрона, когда
рецепторные клетки стимулируются.
Рис. 3.1
На рис.3.2 показана длина стимула, достигающего этой рецепторной клетки.
время/м
Рис. 3.2
Используя данные рис. 3.1 и 3.2 опишите взаимосвязь между длиной стимула и
результатом потенциала действия.
Дескриптор Обучающийся
 указывает части, обозначенные А, В, С и D;
- объясняет значение миелинизированной оболочки нервной
клетки;
- описывает взаимосвязь между длиной стимула и потенциалом
действия.
длина стимула
Мембранный
потенциал/
мВ
Раздел/Тема Координация и регуляция
/ Строение центральной нервной системы. Строение и
функции головного мозга. Строение и функции спинного
мозга.
Цель обучения 10.1.7.3 Изучать строение и функции спинного и головного
мозга
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает строение и функции спинного и
головного мозга
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Обозначьте на рисунке лобную, височную, затылочную, теменную доли и мозжечок.
2. Заполните таблицу ниже.
Название частей мозга Функции
Лобная доля
Теменная доля
Височная доля
Затылочная доля
Мозжечок
3. Используя рисунок, укажите функции частей мозга.
4. Соотнесите функции с частями мозга.
Мозжечок
Большие полушария мозга
Ствол мозга
5. Укажите последовательность прохождения нервного импульса по спинному мозгу:
Укажите порядок следования всех 7 вариантов ответа:
__ Передние корешки спинного мозга
__ Задние рога спинного мозга
__ Вставочный нейрон
__ Двигательный нейрон
__ Чувствительный нейрон
__ Передние рога спинного мозга
__ Задние корешки спинного мозга
6. Какой отдел мозга осуществляет ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые
импульсы.
A. промежуточный мозг
B. средний мозг
C. мозжечок
D. продолговатый мозг
Дескриптор Обучающийся
 называет отделы головного мозга;
 называет функции отделов головного мозга.
Раздел/Тема Координация и регуляция
/ Виды механорецепторов. Реакция механорецепторов на
изменения раздражителей на примере телец Пачини.
Цель обучения 10.1.7.4 Описывать, как механорецепторы реагируют на
изменения раздражителя (тельца Пачини)
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет как изменяются механорецепторы в
ответ на изменение раздражителя (тельца Пачини)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1 Рассмотрите рисунок ниже и обозначьте структурные компоненты телец Пачини.
2. Биолог исследовала стимуляцию телец Пачини на коже кончиков пальцев. Она
использовала микроэлектроды для измерения максимального мембранного потенциала
телец Пачини и их сенсорные нейроны, когда на кончики пальцев применялись разные
давления.
На рисунке ниже показано тельце Пачини, его сенсорные нейроны и положение
микроэлектродов.
микроэлектрод Q
тельце Пачини сенсорный нейрон
В таблице показаны некоторые результаты этого эксперимента.
микроэлектрод Р
Давление, оказываемое на
кончики пальцев
Мембранный потенциал в
позиции Р / милВ
Мембранный потенциал в
позиции Q / милВ
Нет - 70 -70
Легкое - 50 -70
Среднее +30 +40
Большое +40 +40
а) Объясните как потенциал покоя -70 мВ сохраняется в сенсорном нейроне, когда
давление не применяется.
b) Объясните как применяемое давление на тельца Пачини производят изменение
мембранного потенциала, вызванного микроэлектродом P.
c) Мембранный потенциал в позиции Q был такой же как большое или среднее
давление которое было оказно на кончики пальцев. Объясните почему?
Дескриптор Обучающийся
 называет строение телец Пачини;
- описывает действие телец Пачини.
Раздел/Тема Координация и регуляция
Цель обучения 10.1.7.5 Устанавливать взаимосвязь строения и функции
холинергического синапса
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет соответствие строения холинергического
синапса выполняемым функциям
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Смоделируйте холинергический синапс, изображенный ниже. Будьте внимательны при
моделировании следующих компонентов:
натриевый канал с напряжением, калиевый канал с напряженем, нейротрансмиттер,
синаптические везикулы, пресинаптическая клетка, постсинаптическая клетка, канал
утечки калия, натрий-калиевый насос, синаптическая щель, ацетилхолиновый рецептор,
ацетилхолинэстераза, кальциевый канал.
а) Определите ион, который запускает белки / ловушки чтобы заставить синаптическое
везикулы «целоваться и бегать».
b) Какая молекула высвобождается в синаптическую щель в этой модели?
с) Почему важно, чтобы ацетилхолинэстераза присутствовала в синаптической щели?
d) Каким типом канала является ацетилхолиновый рецептор в постсинаптической
клетке?
e) Что происходит в постсинаптической клетке, когда ацетилхолин связывается с
рецептором?
f) Определите холинергический синапс является возбуждающим или ингибирующим.
Объяснить cвой ответ.
Дескриптор Обучающийся
 называет компоненты холинергического синапса;
- описывает действие холинергического синапса.
Раздел Движение
Раздел/Тема Движение / Механизм сокращения мышечного волокна. Т-система мышечного волокна.
Цель обучения 10.1.6.2 Объяснять механизм мышечного сокращения
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает механизм мышечного сокращения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Какое утверждение неверно в описании теории скольжения нитей?
Возможные ответы:
A Актиновые филаменты удлиняются, а миозиновые нити сокращаются
B Актиновые и миозиновые нити остаются одинаковыми во время сокращения
C Нити актина и миозина скользят друг мимо друга
D Актин и миозин образуют «кроссбридж», когда миозин связывается с актином
2. Изучите приведенную ниже модель, затем ответьте на следующие вопросы.
1) Обозначьте толстую горизонтальную нить «ТОЛСТАЯ нить».
2) Назовите тонкую горизонтальную нить «ТОНКАЯ нить»
3) Сколько саркомеров показано в приведенной выше модели?
4) Обсудите с вашей группой и, основываясь на ваших наблюдениях за
расположением толстых и тонких нитей, опишите следующее:
• А зону
 I зону
• H-зону
• Z-диск
5. Опишите, как зона H отличается от зоны A. (Используйте грамматически правильные
предложения).
Дескриптор Обучающийся
 называет компоненты мышечного волокна, участвующие в
мышечном сокращении;
- характеризует особенности мышечного сокращения.
Раздел Биомедицина и биоинформатика
Раздел/Тема Биомедицина и биоинформатика
Цель обучения 10.4.4.2 Объяснять механизм автоматии сердца с
использованием электрокардиограммы
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает электрокардиограмму сердца
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. На графике показаны изменения объема крови в левом желудочке, когда сердце бьется.
Время, с
а) Горизонтальная линия, обозначенная на графике А, показывает, когда кровь
выходит из желудочка. Объясните, с точки зрения артериального давления, почему
кровь не течет обратно в желудочек в этот период.
b) Нарисуйте горизонтальную линию на графике, чтобы показать период в одном
сердечном цикле, когда мышца в стенке желудочка расслабляется. Обозначьте эту
строку буквой B.
c) Нарисуйте горизонтальную линию на графике, чтобы показать один полный
сердечный цикл. Назовите эту строку буквой C.
2. На графиках показаны некоторые изменения давления и объема во время сердечного
цикла.
140
120
100
80
60
0
0 0.2 0.4 0.6 0.8 1.0 1.2 1.4
A
V olume /
cm
Time / s
3
Объем, л
а) Опишите, что показывают графики о давлении и объеме в желудочке между
точками X и Y.
в) В точке Y открывается клапан между аортой и желудочком. Используйте
информацию о давлении на графике, чтобы объяснить, почему.
с) Объясните изменения объема желудочка между точками X и Z.
Дескриптор Обучающийся
 называет фазы сердечного цикла;
- описывает фазы сердечного цикла.
Раздел Биомедицина и биоинформатика
Раздел/Тема Биотехнология / Положительные и отрицательные
стороны использования микроорганизмов в
промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту.
Цель обучения 10.4.3.1 Обсуждать преимущества и недостатки живых
организмов, используемых в биотехнологии
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает преимущества и недостатки живых
организмов, используемых в биотехнологии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу.
Использование
микроорганизмов
Преимущества Недостатки
В сельском хозяйстве
В промышленности
В быту
В медицине
Дескриптор Обучающийся
 называет преимущества использования живых организмов в
биотехнологии;
- называет недостатки использования живых организмов в
биотехнологии.
Раздел/Тема Биотехнология / Применение ПЦР. Значение
полимеразной цепной реакции в криминалистике, при
установлении отцовства, медицинской диагностике,
персонализированной медицине, клонировании генов,
секвенировании ДНК, мутагенезе.
Цель обучения 10.4.3.2 Описывать значение полимеразной цепной
реакции в таксономии, медицине и криминалистике
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет применение ПЦР в таксономии,
медицине и криминалистике
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Групповая работа.
Напишите рецепт ПЦР. Вы хотите изучить ген и нуждаться в 1 млрд копий для анализа.
Напишите ход получения ДНК.
Сначала укажите необходимые ингредиенты. Затем перечислите шаги, чтобы сделать 1
миллиард молекул ДНК. Используйте столько шагов, сколько вам нужно, и обязательно
выделите ингредиенты, действующие на каждом шагу.
2. ПЦР является важной методикой с множеством применений на Земле. По каждому
сценарию на Международной космической станции (МКС) объясните как ПЦР может
помочь ответить на вопрос.
Сценарий 1: Командир вашей миссии заболел. Вы подозреваете, что у них
инфекционный мононуклеоз, вызванный вирусом Эпштейна-Барра (EBV). Вам
необходимо проверить командира для EBV, как бы вы могли разработать план
лечения.
Сценарий 2. Ученые недавно обнаружили ген, HLP, который помогает защитить
организм от нежелательной гибели клеток. Ген HLP содержит повторяющуюся
область, где последовательность GACATC повторяется в среднем 18-20 раз у людей.
Однако было показано, что этот регион особенно восприимчив к мутации;
количество повторов может увеличивать или уменьшать изменение общей длины
гена. Исследования в стволовых клетках человека показали, что увеличение
Ингредиенты:
1. Ваш ген
2.
Инструкция:
1. Положите ингредиенты
в пробирку для ПЦР и
перемешайте
2. Поместите пробирку в
термоцикл
3.
Поместите…
количества повторов выше 25 дает клеткам раковые свойства.
Вы хотите знать, где эта область HLP чаще мутирует в человеческих стволовых
клетках, выращиваются на борту МКС, или в человеческих стволовых клетках,
выращенных на Земле. Что Вы сделаете для этого.
Время: около 1 часа. Порции: 1 миллиард молекул ДНК.
Опишите роль ПЦР в:
а) таксономии
b) медицине
c) криминалистике
Дескриптор Обучающийся
 характеризует роль ПЦР в медицине;
 характеризует роль ПЦР в таксономии;
- характеризует роль ПЦР в криминалистике.
Раздел/Тема Биотехнология / Этапы генно-инженерных манипуляций.
Значение генной инженерии
Цель обучения 10.4.3.3 Объяснять этапы генно-инженерных манипуляций
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет этапы генно - инженерных
манипуляций
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Заполните таблицу ниже указав четыре стадии генетической инженерии.
Стадии
1
2
3
4
2. Назовите две причины, почему бактерии часто генетически сконструированы для
производства полезных химических веществ.
3. Выполните одно из указанных ниже заданий.
a) Представьте, что вы фермер, заинтересованный в использовании генетически
модифицированных культур. Напишите пресс-релиз в местной газете, объяснив
преимущества ГМ-культур.
b) Представьте, что вы являетесь членом Greenpeace и вы очень обеспокоены ГМ -культурами. Создайте плакат, посвященный недостаткам ГМ-культур.
Дескриптор Обучающийся
 называет стадии генетической инженерии;
- обсуждает преимущества и недостатки ГМ культур.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021