Биология 10 класс. Поурочный план
Введение в общую биологию.
Определение жизни. Основные свойства живых организмов.
Цель рока Обуч. Расширить представления учащихся об основных критериях жизни, сформировать у школьников понятие об уровнях организации живой материи.
Развив. Развивать навыки школьников определять конкретный уровень организации жизни по его характеристикам.
Воспит. Воспитывать формирование у учащихся эмоционально-целостного
отношения к современным проблемам общей биологии
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. Момент. План урока.
Основная часть (новый материал).
Биология представляет собой комплекс наук изучающих живую природу, законы её С Щ CTBOBІІНИЯ И ]ЭІІЗВИТИЯ.
В результате объединения наук произошло обогащение биологии фактическим материалом. Кроме классических наук биологического цикла (физиологии, анатомии, гигиены, ботаники, зоологии и т.д.) появился целый ряд других молодых наук, которые глубинные основы живого ( биохимия табл. №1 стр.48)
Биология изучает многообразие жизни на Земле, эволюционное учение, представление о развитии органического мира и происхождении человека, основы экологии и учения и биосфере, цитология, основы генетики и селекция.
Основные свойства живых организмов.
- свойство Высокая степень организации живых существ.(строение
клетки Таб № 2 стр 49)
- свойство Обмен веществ.(поглощение, переработка и выделение
веществ — свет, пища.)
свойство Единство химического состава живых организмов (98% в живых организмах — углевод, кислород, азот, водород)
- свойство Дискретность (разделенность) Любая биологическая система (организм, вид) состоит из отдельных частей, но эти части образуют единое целое (стр. 49)
- свойство Раздражимость Она присуща всем живым организмам. Благодаря этому организм реагирует на условия окружающей среды (инфузория туфелька в капле воды)
- свойство Рост организмов. Рост это увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Рост сопровождается увеличением размера клеток или увеличением числа самих клеток.
- свойство Самовоспроизведение.(размножение) Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида не прекращается т.к. образуются новые организмы.
8 свойство Развитие. Рост сопровождается развитием. Во время развития постепенно и последовательно формируются и проявляются свойства и
- свойство Способность к саморегуляции Все живые организмы способны регулировать концентрацию различных химических веществ внутри себя табл №3 стр. 54, табл. № 4
- свойство Приспособленность живых существ к среде обитания.
Приспособления к передвижению в воде и воздухе.
Физминутка.
Большое значение для человечества и всего живого является охрана природы.
Вопросы охраны окружающей среды рассматриваются международными организациями (ООН — организация объединённых наций)
Сотрудничество всех стран и борьба с загрязнениями
Изучение биологии привело к появлению биологических систем (у космонавтов) — питание, дыхание и т. д.
Развитие биологии — приведет к управлению законами жизни.
Текущий контроль, закрепление материала 5-7 мин.
- Существует мнение, что химический состав живой и не живой природы во многом сходен. Докажите или опровергните эту точку зрения.
- Докажите, что биологический вид обладает свойством дискретности
(разделенность)
- Чем отличается понятие «рост» и «развитие»? Какие внешние воздействия могут ускорить или замедлить рост организма? Приведите необходимые примеры.
- Всегда, ли конкретное приспособление, имеющееся у организма, будет ему полезно? Примеры?
- Почему в науке используют несколько свойств организма, а не какой-то один( например только обмен веществ)?
- В чем заключается отличия между наблюдением и экспериментом?