» » СОР И СОЧ История Казахстана» 10 класс (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)

СОР И СОЧ История Казахстана» 10 класс (общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)

03 сентябрь 2019, Вторник
461
0

Методические рекомендации по формативному оцениванию
по предмету «История Казахстана»
10 класс
(общественно-гуманитарное направление, естественно-математическое направление)
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет Вам возможность адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официаль ном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет -сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть ......................................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Центрально-азиатские цивилизации: многообразие и культурная общность ........................... 4
Раздел 2. Цивилизация Великой Степи ......................................................................................................... 5
Раздел 3. Центральная Азия и мировая цивилизация ................................................................................ 10
2 четверть ....................................................................................................................................................... 11
Раздел 4. Истоки происхождения казахского народа................................................................................. 11
Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация ......................... 13
3 четверть ....................................................................................................................................................... 19
Раздел 5. Ранние государства на территории Казахстана .......................................................................... 19
Раздел 6. Империи кочевников Великой степи ......................................................................................... 22
Раздел 7. Казахское ханство – первое национальное государство в Центральной Азии ....................... 28
Раздел 8. Путь к независимости и возрождение национальной государственности .............................. 32
4 четверть ....................................................................................................................................................... 41
Раздел 9. Традиционная культура казахского народа - наследие степной цивилизации ...................... 41
4
1 четверть
Раздел 1. Центрально-азиатские цивилизации: многообразие и культурная общность
Тема Древние очаги центрально-азиатских цивилизаций
Цель обучения 10.1.1.3 Характеризовать особенности древних
центрально-азиатских очагов цивилизаций
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает предпосылки формирования
древних центрально-азиатских очагов
цивилизаций и особенности их развития
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Заполните таблицу по указанным категориям
Цивилизации Факторы
возникновения
Особенности Взаимосвязи
Хорезм 1.
2.
Согдиана
Южный
Казахстан и
Семиречье
Дескриптор Обучающийся
- описывает политико-экономические факторы, повлиявшие на
формирование государственности Хорезма, Согдианы,
Южного Казахстана и Семиречья;
- описывает особенности государственности Хорезма,
Согдианы, Южного Казахстана и Семиречья;
- определяет и обосновывает сходства форм государственности
Хорезма, Согдианы, Южного Казахстана и Семиречья.
5
Раздел 2. Цивилизация Великой Степи
Тема «Великая Степь»: историко-географическая
характеристика
Цель обучения 10.1.2.2 Объяснять сущность понятия «Великая Степь»
на основе анализа исторических источников
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет историко-географические
особенности формирования цивилизации
Великой Степи
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Используя собственные знания и исторический источник составьте органайзер на тему:
Цивилизация «Великой степи».
Мобильные кочевые народы выполняли важнейшую роль связующего звена
между цивилизациями Востока и Запада. Они распространяли научные знания, новые
изобретения, мировоззренческие и религиозные концепции. Являлись хранителями
Великого шелкового пути. Народ, унаследовавший и сохранивший на земле предков
большую отчую юрту Тюркского мира, возрождает сегодня идею «Мәңгілік Ел» —
«Вечного Народа», «Вечного Государства». Империи хуннов, тюрков, чингизидов
возникали, достигали своего могущества и распадались под натиском суровых
исторических ветров, но сохраняли политическую и идейную преемственность,
передавая по наследству код евразийства. Основатели империи Хунну (Модэ-шаньюй),
Тюркского каганата (Бумын-каган), Золотой Орды (Джучи, Бату, Берке, Менгу-Тимур-хан), Казахского ханства (Жанибек и Керей) были носителями идеи «Мәңгілік Ел».
Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно отмечал на то, что казахи являются
продолжателями государственной, политической, культурной и исторической традиций
Великой кочевой цивилизации.
В период Золотой Орды сложилась единая этногенетическая общность, позже
названная казахами. Серебряные монеты Золотой Орды, называемые «дангами» были
прообразом современного тенге. Тамга — (герб) ханов Золотой Орды, называемая Тарак
- тамгой, была унаследована казахскими ханами. Исторические деятели, как Касым-хан,
Хакназар-хан, Тауекель-хан, Есим хан раздвинули границы Казахского ханства и
укрепили государственность. Степная демократия создала два уникальных явления –
институт биев и батыров. Толе-би, Казыбек-би и Айтеке-би, участвовавшие в создании
законодательного памятника «Жеті-Жарғы», вошли в историю как выдающиеся
государственные деятели степи. Батыры – это особая социальная группа людей, которая
оставила глубокий след в истории Казахстан Богенбай-батыр, Кабанбай батыр,
Райымбек-батыр.
В трагические годы джунгарского нашествия борьбу против захватчиков
возглавил легендарный хан Абылай. Его историческое значение Лидер нации Нурсултан
Назарбаев отметил в своей книге «Времена и думы»: Последним казахским ханом стал
Кенесары, возглавивший национально-освободительное движение 1837-1847 гг.,
охватившее весь Казахстан. Блестящая плеяда алашордынцев – Алихан Букейханов,
Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев и
другие — были предвестниками независимости. Они приняли активное участие в
процессах воссоединения казахских земель, приложили огромные усилия для
обеспечения их целостности. В 1991 г. Казахстан стал независимым государством.
Наконец воплотились в жизнь многовековые чаяния казахского народа. Правительству
удалось поднять страну из разрухи, сформировать эффективную экономику, привлечь
6
масштабные инвестиции, создать уникальную казахстанскую модель межэтнического и
межрелигиозного согласия, построить в суровых степях великолепную новую столицу.
Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/5114
© e-history.kz
Цивилизация «Великой степи»
Ключевые термины
Основные события
Ключевые имена
Уникальность формирования цивилизации «Великой степи»
Дескриптор Обучающийся
- определяет не менее 4-х ключевых терминов;
- определяет не менее 4-х основных событий;
- определяет не менее 3-х ключевых имен;
- обосновывает уникальность формирования цивилизации
«великой степи» приводя не менее 2-х аргументов.
7
Тема Истоки и особенности возникновения цивилизации
Великой Степи (энеолит, эпоха бронзы)
Цель обучения 10.1.2.3 Объяснять истоки и особенности
возникновения цивилизации Великой Степи
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности формирования
цивилизации Великой Степи
 Определяет характерные особенности
цивилизации Великой Степи по периодам
(энеолит, эпоха бронзы)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
применение
Задание
Используя текст и собственные знания, заполните нижеприведенную таблицу.
В Казахстане Энеолит был на довольно высоком уровне. В IV-III тысячелетиях до
н.э. стали появляться первые медные изделия в Казахстане. В Центральном и Восточном
Казахстане в итоге было найдено около 100 поселений с литейными мастерскими
(районы Жезказгана, Зыряновска и др.). Причем главным регионом здесь выступил
Жезказган. Стоит отметить, что в Центральной Азии произошло приручение верблюда,
горного барана, некоторых пород собак. Одомашнивание лошади произошло на
территории Северного Казахстана. В эпохе энеолита в Северном Казахстане
происходило развитие Ботайской культуры. Ботайская культура включает в себя такие
стоянки как: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Она также была близка Терсекской
культуре, которая была расположена географически рядом. Ботайская культура свое
наименование получила по названию разъезда Ботай, возле которого было откопано
первое характерное поселение Ботайской культуры, которое датировалось 3-2
тысячелетиями до н.э.
Ранний период (середина – конец 3-го тысячелетия до н.э.). В начале этого
времени на территорию Казахстана с запада проникают представители так называемой
ямной культурно-исторической общности. Уникальными, самыми восточными
«ямными» памятниками, являются курган №2 могильника Карагаш (200 км к ЮВ от г.
Караганды) и погребение, обнаруженное в могильнике Григорьевка-2 (35 км к С от г.
Павлодар). Средний период (XX–XIII вв. до н.э.). характеризуют памятники
андроновской культурно-исторической общности (XVIII–XIIIвв. до н.э.),
простиравшейся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от тайги до гор
Памира, Тянь-Шаня и Алтая. Территория Казахстана была основной зоной обитания
андроновских племен, о чем свидетельствуют материалы многочисленных и ярких
памятников, в том числе поселения, имеющие значительную площадь и могильники с
большим количеством погребальных сооружений. Поздний период (XII–IX вв. до н.э.).
По наиболее ярким могильникам позднебронзовая культура населения
Центрального Казахстана была названа бегазы-дандыбаевской. Оба могильника, давших
название культуре, находятся в Карагандинской области (могильник Дандыбай в
настоящее время затоплен водохранилищем). На могильнике Бегазы были раскопаны
грандиозные для того времени сооружения, названные мавзолеями. Они представляют
собой четырехугольные помещения, стены которых сложены из массивных каменных
блоков и обставлены огромными каменными плитами, сохранившими к настоящего
времени высоту до 2 м.
Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/906
© e-history.kz
8
Особенности цивилизации Великой Степи
Энеолит Эпоха бронзы
1.
2.
1.
2.
Дескриптор Обучающийся
- пишет краткий обзор особенностей цивилизации великой степи;
- приводит не менее 2-х фактов в описании характерных
особенностей периода энеолита;
- приводит не менее 2-х фактов в описании характерных
особенностей периода эпохи бронзы;
9
Тема Цивилизация Великой Степи в эпоху ранних
кочевников
обучения 10.1.2.6 Характеризовать особенности кочевой
цивилизации Великой Степи, используя
критерии определения понятия «цивилизация»
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности кочевой цивилизации
Великой Степи
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Выберите одну из предложенных линий и опишите особенности кочевой цивилизации
Великой Степи
Техническое развитие Традиции и обычаи Виды хозяйства
Формы собственности
Цивилизация Великой
Степи Ремесла
Общественное устройство Система власти Религия
Дескриптор Обучающийся
- описывает особенности кочевой цивилизации Великой Степи
согласно выбранной линии.
10
Раздел 3. Центральная Азия и мировая цивилизация
Тема Вклад народов Центральной Азии в развитие мировой
культуры
Цель обучения 10.1.3.2 Анализировать достижения народов
Центральной Азии в области науки, духовной
культуры, обобщая их вклад в
общечеловеческий прогресс
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует достижения ученых в области
науки, духовной культуры
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Восполните недостающую информацию в таблице и ответьте на вопросы
_____________________ Юсуф Баласагуни Махмуд Кашгари
Труды
1 «Большая книга музыки»
2
1
2
1 «Словарь тюрских
наречий»
2
Можно ли рассматривать данные труды как жизненный кодекс в наши дни и
почему?
Согласны ли вы, что данные деятели внесли собственный вклад в
общечеловеческий прогресс? Да/нет, дайте обоснование.
Дескриптор Обучающийся
- определяет имя ученого, названия труда отображенного на
портрете;
- приводит не менее 2-х аргументов актуальности данных трудов
в наши дни;
- приводит доказательства о своей позиции по обоснованию
вклада ученых в общечеловеческий прогресс.
11
2 четверть
Раздел 4. Истоки происхождения казахского народа
Тема Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана
Цель обучения 10.2.1.2 Определять этапы этногенеза на территории
Казахстана, выявляя преемственность
этнических процессов
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет особенности этнических процессов
на территории Казахстана по историческим
периодам
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя текст и собственные знания, заполните нижеприведенную таблицу.
Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности
необходимы следующие условия:
1. определенный уровень развития культуры;
2. территория с обозначенными границами;
3. сформированное общественно-этническое сознание;
4. сформировавшийся язык;
5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических
представителей;
6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.
При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на
историю жизни древних племен населявших земли Казахстана.
Этногенез на территории Казахстана
Этапы Особенности этнических процессов (внешний облик,
язык, культура)
1 II- I тыс. д.н.э Андроновцы
2 VIII-IV вв. до
н.э.
3 VI —XII в. Тюркский период
4 XIII —XIV вв
5 XV—XVIвв.
Вывод: Какую значимость имеет преемственность этнических процессов на
территории Казахстана?
12
Дескриптор Обучающийся
- определяет особенности этнических процессов первого этапа;
- определяет особенности этнических процессов второго этапа;
- определяет особенности этнических процессов третьего этапа;
- определяет особенности этнических процессов четвертого
этапа;
- определяет особенности этнических процессов пятого этапа;
- обосновывает вывод о преемственности этнических процессов
в Казахстане.
13
Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация
Тема Историческая обусловленность формирования
родоплеменной структуры казахов
Цель обучения 10.2.2.8 Использовать понятие «культурно-генетический код» для оценки значимости
культуры, обычаев, традиций родной земли
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значимость понятий в сохранении
культуры казахского народа, его обычаев и
традиций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Объясните, по какому принципу образован ряд
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Какое значение имеют данные понятия в сохранении культуры казахского народа, его
обычаев и традиций?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет принцип взаимосвязи указанных в схеме понятий;
- использует понятие «культурно-генетический код» в
определении значимости сохранения самобытной культуры
казахского народа.
Шежіре Жеті ата Родство
14
Тема Особенности родоплеменной структуры казахов
Цель обучения 10.2.2.3 Объяснять особенности родоплеменной
структуры казахов на основе данных устной
историологии (шежіре, генеалогические
предания)
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет особенности родоплеменной
структуры казахского народа
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Напишите письменное заключение к предложенной таблице об особенностях
родоплеменной структуры казахов.
Старший жуз Средний жуз Младший жуз
Название родов
Характерные
признаки
Общий вывод:
Значимость
генеалогии для
казахского
народа
15
Дескриптор Обучающийся
- приводит примеры (не менее 3-х) родоплеменного деления
казахов Старшего/ Среднего/ Младшего жузов;
- описывает отличительные признаки (не менее 3-х) казахских
родов;
- объясняет значимость генеалогии для казахского народа.
16
Тема Особенности родоплеменной структуры казахов
Цель обучения 10.2.2.5 Объяснять консолидирующую роль
родоплеменной организации казахов
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры ведения общего хозяйства;
 Обосновывает связующую роль родоплеменной
организации казахов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Приведите по указанным категориям примеры социально-экономической взаимосвязи
казахских родов.
Социальная организация казахов основывалась на многообразии взаимосвязанных
форм отношений между людьми: кровнородственных семейных, хозяйственных,
генеалогических, политических, военных, культурных, этнических и
Главным стержнем общественных связей являлось единство интересов и целей. В
условиях аграрного общества оно реализовывалось в виде общины, которая
функционировала на основе производственных связей. В источниках отмечается: «У
киргизов владение землей общинное, каждый род и отдел имеют свой определенный
участок, на этом пространстве каждый из родовичей может иметь свои пашни, летовки
и зимовки; но род ревниво следит за тем, чтобы никто из другого отдела не занимал их
земель». Разветвленная родоплеменная организация, представлявшая собой форму
объединения людей в разные иерархически организованные социальные группы
посредством генеалогического родства. Казахи подразделялись на Старший (Улы),
Средний (Орта) и Младший (Киши) жузы.
В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, канглы, шанышклы, дулат,
албан, суан, шапрашты, сарыуй-сын, ергели, ысты. Средний жуз составляли племена:
аргын, найман, кыпчак, керей, конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три
крупных объединения: алимулы, байулы и жетыру. По отдельным подсчетам, в XVII —
первой пол. XVIII вв. в состав всех трех жузов входило 112 родоплеменных
подразделений. Каждое звено данной структуры, например, объединение или племя,
дробилось, в свою очередь, на множество более мелких групп (родов и их отделений,
поколений, кланов и т. д.), тесно связанных между собой традицией единого
генеалогического древа. Все они, как и система в целом, имели сложные
генеалогические предания, возводившие свое происхождение к одному реальному либо
легендарному предку. Рядовые общинники и богатые скотовладельцы могли
существовать и нормально обеспечивать функционирование скотоводческого хозяйства
только в процессе активного взаимодействия друг с другом, так как первым альянс с
богатыми кочевниками предоставлял необходимый прожиточный минимум для того,
чтобы есть, пить и воспроизводить себе подобных, а зажиточные индивиды получали
возможность реализовывать свое стремление приумножать и увеличивать
принадлежавшие им стада.
Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/1514
© e-history.kz
17
Вывод: Согласны ли Вы, что родоплеменная организация казахов способствовала
налаживанию эффективной социально-экономической взаимосвязи казахских жузов,
дайте обоснование своему мнению
Дескриптор Обучающийся
- приводит не менее 2-х примеров ведения общего хозяйства;
- приводит не менее 2-х примеров взаимосвязи казахских
родов в имущественных отношениях;
- приводит не менее 2-х примеров взаимосвязи
казахских родов в организации безопасности;
- обосновывает свое мнение о эффективности социально-экономической взаимосвязи казахских жузов.
1
2
1
2
1
2
Собственность
Хозяйство
Безопасность
18
Тема Особенности социальной стратификации
традиционного казахского общества
Цель обучения 10.2.2.7 Объяснять функциональную роль социальных
институтов традиционного казахского
общества
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает функции социальных институтов
традиционного казахского общества
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Впишите политические, экономические и социальные функции каждой
представленной в схеме групп, определите общие социальные функции.
Дескриптор Обучающийся
- приводит пример политической, экономической и социальной
функции каждой социальной группы;
- называет 2 общие социальные функции институтов.
"Белая кость"
политическая функция -социальная функция -экономическая функция -
"Черная кость"
политическая функция -социальная функция -экономическая функция
-Общие
социальные
функции
1)
2)
19
3 четверть
Раздел 5. Ранние государства на территории Казахстана
Тема Политическая организация ранних государств на
территории Казахстана
Цель обучения 10.3.1.1 Использовать понятия «государство»,
«власть», «политическая организация» для
определения признаков государственности
ранних кочевников Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет признаки формы
государственности ранних кочевников
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Используя текст и собственные знания, составьте схему (пример схемы приведен
ниже) структуры власти у ранних кочевников.
2. Напишите краткое пояснение к схеме с доказательствами существования форм
государственности и включающее понятия «государство», «власть», «политическая
организация».
Как свидетельствуют источники, в VIII-VII вв. до н.э. на территории Великой
Степи сложился кочевой способ производства. Первоначально здесь господствовала
власть, основанная на авторитете правящей политической элиты, традициях и обычаях.
Так, на высшей ступени сакского общества находились цари, обладавшие большой
властью. Они решали вопросы войны и мира, посылали послов в заморские края,
возглавляли войско в военных походах, заключали союзы. Существовал так называемый
царский род, из которого происходили наследственные правители. Значительную роль в
сакском обществе играл институт «сатрапии». Сатрапами назывались лица,
поставленные царем для управления в какой-либо местности или племени. Важную
роль в обществе также играла военно-племенная знать. Однако необходимо отметить,
что в сакском обществе отсутствовал институт чиновников, характерный для
земледельческих цивилизаций. Основную роль в управлении обществом играли
родовые предводители. В государстве уйсуней власть основывалась на авторитете
верховного правителя (гуньмо) и его приближённых. Первоначально гуньмо был
выборным вождем, но постепенно он узурпировал право наследования власти. Гуньмо
выполнял важнейшие экономические и политические функции. Одной из важнейших
функции гуньмо было распределение пастбищ между отдельными племенами и
крупными скотовладельцами аристократами. На внутреннюю и внешнюю политику
гуньмо большое влияние оказывал вооруженный народ. В период ведения внешних
войн гуньмо собирал народное ополчение и командовал им. Власть гуньмо
ограничивалась родовыми старейшинами и племенными вождями. Отдельными
племенами усуней правили беки, тарханы и старшины из числа близких родственников
гуньмо.Более сложное устройство власти имели хунны. Высшая власть в
государственном образовании хуннов принадлежала верховному правителю, носившему
титул «шанью», т.е «величайший». При шанью состоял царский совет, избираемый из
числа членов господствующего рода и шести помощников-представителей родовых
групп.
20
Пример схемы
Дескриптор Обучающийся
- составляет схему структуры власти племен саков/уйсуней/
гуннов;
- пишет краткое пояснение к схеме используя понятия
«государство», «власть», «политическая организация»;
- приводит не менее 3-х доказательств форм государственности.
21
Тема Политическая организация ранних государств на
территории Казахстана
Цель обучения 10.3.1.3 Характеризовать особенности политического
устройства ранних государств на территории
Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает особенности политического
устройства ранних государств на территории
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу (используя пример) об особенностях политического устройства
нижеприведенных ранних государств на территории Казахстана
Государство Особенности политического устройства
Саки 1.Военно-кочевая демократия (пример)
2.
Гунны 1.
2.
Уйсуны 1.
2.
Дескриптор Обучающийся
- определяет не менее 2х особенностей политического
устройства саков;
- определяет не менее 2х особенностей политического
устройства гуннов;
- определяет не менее 2х особенностей политического
устройства уйсуней.
22
Раздел 6. Империи кочевников Великой степи
Тема Тюркская империя - классический образец
государственности кочевников. Преемники Тюркской
империи
Цель обучения 10.3.1.2 Объяснять исторические этапы формирования
государственности на территории Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет факторы формирование Тюркского
каганата на территории
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Укажите факторы оказавшие влияние на формирование Тюркского каганата на
территории Казахстана
Дескриптор Обучающийся
- приводит 1-ый пример природно-климатического фактора
повлиявшего на создание тюркской империи;
- приводит 2-ой пример природно- климатического фактора
повлиявшего на создание тюркской империи;
- приводит 1-ый пример политического фактора повлиявшего
на создание тюркской империи;
- приводит 2-ой пример политического фактора повлиявшего
на создание тюркской империи;
- приводит 1-ый пример экономического фактора
повлиявшего на создание тюркской империи;
- приводит 2-ой пример экономического фактора
повлиявшего на создание тюркской империи.
Природно- климатические
факторы
Политические факторы
Экономические факторы
• 1
• 2
• 1
• 2
• 1
• 2
23
Тема Тюркская империя – классический образец
государственности кочевников. Преемники Тюркской
империи
Цель обучения 10.3.2.1 Исследовать процесс развития тюркских
государств на основе изучения источников,
выявляя преемственность форм
государственного устройства
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает процесс развития государственности
тюрков
 Анализирует особенности форм
государственного устройства в тюркских
государствах, приводя доказательства
преемственности
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните сравнительную таблицу об особенностях форм государственного устройства.
Тюркский каганат Тюргешский каганат Кыпчакское ханство
1.
_____________________
______________________
______________________
2.
______________________
______________________
______________________
1.
_____________________
______________________
______________________
2.
________________________
________________________
________________________
1.
_____________________
_____________________
_____________________
2.
_____________________
_____________________
_____________________
Вывод о преемственности форм государственного устройства.....
Дескриптор Обучающийся
- называет не менее 2 особенностей формы государственного
устройства в Тюркском каганате;
- называет не менее 2 особенностей формы государственного
устройства в Тюргешском каганате;
- называет не менее 2 особенностей формы государственного
устройства в Кыпчакском ханстве;
- пишет вывод о преемственности форм государственного
устройства ;
- приводит не менее 2-х доказательств о преемственности форм
государственного устройства.
24
Тема Империя Чингисхана и ее наследники
Цель обучения 10.3.1.2 Объяснять исторические этапы формирования
государственности на территории Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет особенности формирования
государственности на территории Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
применение
Задание
1. Работа с таблицей. Определите верное суждение.
Утверждение Истина Ложь
Завоеванная Чингисханом территория Казахстана была
разделена 4 улуса
Монгольская империя — держава великих монгольских ханов,
существовавшая в XIII — XIV вв., простиралась от Китайского
моря до Средиземноморья и Персидского залива
Три казахских жуза стали фактически преемниками трёх улусов
чингизидов.
Старший сын Джучи, Орда-Ежен, получил Белую Орду,
находившуюся между Иртышом и хребтом Каратау
Шайбани сыну Чагатая, отошла Синяя Орда, кочевавшая от
Тюмени до Арала.
Чагатай, был «хранителем Ясы», и улусом его был Западный и
Центральный Казахстан
2. Приведите примеры из системы управления в Монгольской империи повлиявшие на
формирование Казахского ханства
Методы административного управления
1_________________________________________________________________________
2________________________________________________________________________
Методы социально- экономического регулирования
1_________________________________________________________________________
2_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет верно ли 1 утверждение;
- определяет верно ли 2 утверждение;
- определяет верно ли 3 утверждение;
- определяет верно ли 4 утверждение;
- определяет верно ли 5 утверждение;
- определяет верно ли 6 утверждение;
- называет 1 пример административного управления в
Монгольской империи имевший продолжение в Казахском
ханстве;
- называет 2 пример административного управления в
25
Монгольской империи имевший продолжение в Казахском
ханстве;
- называет 1 пример социально- экономического управления в
Монгольской империи имевший продолжение в Казахском
ханстве;
- называет 2 пример социально- экономического управления в
Монгольской империи имевший продолжение в Казахском
ханстве.
26
Тема Империя Чингисхана и ее наследники
Цель обучения 10.3.2.4 Исследовать процесс развития улусной
системы на территории Казахстана, выявляя
преемственность форм государственного
устройства
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает улусную систему наследников
Чингисхана
 Делает вывод о преемственности в
общественном устройстве улусов и казахского
ханства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Используя текст и собственные знания определите и сравните особенности управления
в улусной системе наследников Чингисхана и напишите вывод.
Завоеванные территории Чингисхан поделил между своими четырьмя
сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки его трех сыновей. Розданные
земли стали называться улусами. После монгольского завоевания в Степи утвердилось
чингизидство. Всех чингизидов стали относить к «белой кости» или «торе». Только
потомки Чингисхана – ханы и султаны составляли закрытую самим происхождением
корпоративную группу правителей «Степи».
Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадлежали земли к
востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда
дошли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы
относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение
Сырдарьи и Северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный
Казахстан. Судя по некоторым источникам, центр улуса находился на берегу Иртыша, а
по другим – у слияния рек Сарысу и Кенгир. По всей вероятности, вторая версия ближе
к истине, потому что захоронение Жошы (Джучи) находится в местности этого
междуречья.
В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили Юг и Юго- восток Казахстана
(Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалы. Летняя ставка
Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили
также земли Восточного Туркестана.
Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входили земли Западной
Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее течение Иртыша. После получения титула хана
он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон.
Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией. Между этими улусами, которые
управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических,
экономических и этнических связей. Между улусами все время происходили междо-усобные распри за власть и захват территории. Со временем, после смерти Чингисхана в
1227 году, родственные отношения между его сыновьями были практически
прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке
междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.
Монгольская империя
Улусная система
наследников
Чингисхана
Улус Джучи Улус Чагатая Улус Угэдэя
27
Линии сравнения
Этнический состав
Система
управления
Хозяйство
Вывод: Как
повлияла улусная
система на тип
государственного
устройства в
Казахском ханстве
Дескриптор Обучающийся
- определяет этнический состав улусов;
- определяет особенности управления в улусах;
- определяет особенности ведения хозяйства в улусах;
- приводит 1 факт о территориальной преемственности улусов и
казахского ханства;
- приводит 1 факт преемственности в управлении улусов и
казахского ханства;
- приводит 1 факт преемственности в общественном устройстве
улусов и казахского ханства.
28
Раздел 7. Казахское ханство – первое национальное государство в Центральной Азии
Тема Ак Орда - основа Казахского ханства
Цель обучения 10.3.3.1 Устанавливать историческую преемственность
Ак Орды и Казахского ханства
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет и анализирует факты исторической
преемственности Ак Орды и Казахского ханства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Приведите доказательства исторической преемственности Ак Орды и Казахского
ханства по указанным категориям и напишите вывод.
Вывод: Ак Орда - основа Казахского ханства
________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- приводит 1 факт преемственности в управлении Ак орды и
Казахского ханства;
- приводит 2 факт преемственности в управлении Ак орды и
Казахского ханства;
- приводит 1 факт преемственности в общественном устройстве
Ак орды и Казахского ханства;
- приводит 2 факт преемственности в общественном устройстве
Ак орды и Казахского ханства;
- приводит 1 факт преемственности в системе хозяйствования
Ак орды и Казахского ханства;
- приводит 2 факт преемственности в системе хозяйствования
• Этнический
состав
• 1
• 2
• Общественное
устройство
• 1
• 2
• Хозяйство
• 1
• 2
• Система управления
• 1
• 2
29
Ак орды и Казахского ханства;
- приводит 1 факт сходства этнического состава Ак Орды и
Казахского ханства;
- приводит 2 факт сходства этнического состава Ак Орды и
Казахского ханства;
- приводит аргументы (не менее 3-х) в пользу позиции: Ак Орда -основа Казахского ханства;
- обосновывает вывод: Ак Орда - основа Казахского ханства.
30
Тема Казахское ханство: политические институты
государства
Цель обучения 10.3.3.3 Исследовать особенности политических
институтов Казахского ханства, выявляя
преемственность форм государственного
устройства
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет основные функции казахских ханов;
 Анализирует особенности политических
институтов Казахского ханства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Используя текст и собственные знания выполните нижеприведенные задания
Титул хана мог носить только прямой потомок Чингисхана. Хан избирался курултаем.
Хан выполнял свои функции пожизненно. Процесс избрания ханов сопровождался
обрядом конфирмации, заключавшимся в троекратном поднятии на белой кошме.
С.Г. Кляшторный, Г.И. Султанов выделили следующие функции ханской власти:
Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен казахских племён имел
верховное право распоряжаться всей территорией, всеми землями; в его обязанности
входило:
 Охранять страну от внешних врагов.
 Хану принадлежало право объявления войны и мира.
 Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с иностранными
государствами.
 Хану принадлежало право убить или оставить в живых своего подчиненного
С.З. Зиманов выделяет следующие функции ханской власти .
 Обеспечение сбора налогов и податей с населения в пользу хана и других
владетелей;
 Осуществление официальной внутренней и внешней политики отражавшей
интересы в основном феодальной знати;
 Создание порядка, который узаконивал и упрочивал угнетение зависимого от
знати населения;
 Ведение войн по захвату территории соседей и оборона своих границ.
Огромными полномочиями в казахском обществе в 15-18 веках обладали султаны.
В большинстве своем султаны являлись правителями уделов и улусов, выполняли
дипломатические функции, командовали войсками своих административных единиц. В
своих уделах султаны осуществляли судебную, гражданскую и военную власти. Для
решения наиболее важных политических и юридических вопросов ханом созывался
Совет биев, в состав которого входили наиболее авторитетные бии. При хане состоял
постоянно действующий орган, который осуществлял делопроизводство диван. Каждый
казахский хан и большинство султанов имели лично от них зависимых людей –
туленгутов. Туленгуты находились в полной зависимости от хана и кочевали вместе с
ним, хотя и имели свои хозяйства. Число туленгутов было весьма значительным. Так,
Аблай хан имел 5000 хозяйств туленгутов, Кенесары – 1000 хозяйств и т.д. По мнению
С.Д. Асфендиарова, институт туленгутов был феодальным институтом, аналогично
европейскому и русскому.
31
1. Напишите основные функции хана:
1
2
3
4
5
2. Если рассматривать казахское ханство с точки зрения средств, при помощи которых
оно обеспечивало выполнение государственных задач, стоящих перед ним, нельзя не
видеть, что в их системе важную роль играли:
во-первых,
во-вторых,
в-третьих,
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет 1 функцию казахских ханов;
- определяет 2 функцию казахских ханов
- определяет 3 функцию казахских ханов;
- определяет 4 функцию казахских ханов;
- определяет 5 функцию казахских ханов;
- называет 1 социальную группу участвовавшую в
управлении ханством;
- называет 2 социальную группу участвовавшую в
управлении ханством;
- называет 3 социальную группу участвовавшую в
управлении ханством;
- обосновывает собственный вывод о политической системе
Казахского ханства.
32
Раздел 8. Путь к независимости и возрождение национальной государственности
Тема Борьба казахского народа за восстановление
государственного суверенитета
Цель обучения 10.3.4.1 Устанавливать причинно-следственные связи
утраты государственного суверенитета
Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Устанавливает причинно-следственные связи
утраты государственного суверенитета
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
Внимательно прочитайте текст и ответьте на нижеприведенные вопросы
Обострение внешнеполитической ситуации, стремление приостановить нападение
волжских калмыков и башкир, обезопасить свои границы, оказание помощи в войне с
джунгарами, вынудили хана младшего жуза Абулхаира обратиться за помощью к
России. Грамота о принятии Младшего жуза в состав России была подписана в феврале
1731 года. Вскоре такой же шаг сделали и ряд других казахских правителей. Казахи
были заинтересованы в меновой торговле на приграничной линии, при принятии
подданства они могли временно переходить в зимнее время на внутреннюю часть
приграничной линии. Поэтому в конце 1731 года хан Среднего жуза подал на
подданство России. Казахи Южного Казахстан а были также были заинтересованы в
беспошлинной торговле с Россией. На территории Семиречья и Южного Казахстана
отсутствовала крепкая объединительная сила, сюда постоянно вторгались войска
Коканда и Хивы. В 1819 году в российское подданство был принят султан Суюк, в 1824
году были приняты еще 14 султанов Старшего жуза. Присоединение всей территории
Казахстана к России был завершен в 1864-1865 годах. Но в присоединение Казахстана к
России имело и негативные последствия. Казахский народ постепенно стал терять свою
независимость. Ханы и султаны стали превращаться в послушных чиновников царизма.
Началось территориальная и политическая раздробленность и разрушение единства
Казахского государства. Строительство крепостей, форпостов привело к сокращению
пастбищ, из-за чего произошел упадок скотоводства казахов. Возросли налоги, введены
различные повинности.
Вопросы:
Назовите основные причины (не менее 3-х) утраты государственного суверенитета
Казахстана
Каковы были последствия утраты государственного суверенитета Казахстана?
• Политические …………………
• Экономические …………………
• Социальные …………………
• Культурные…………………..
33
Вывод о закономерности утраты государственного суверенитета Казахстана
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- называет не менее 3-х причин утраты государственного
суверенитета Казахстана;
- определяет политические последствия утраты государственного
суверенитета Казахстана;
- определяет социальные последствия утраты государственного
суверенитета Казахстана;
- определяет экономические последствия утраты
государственного суверенитета Казахстана;
- определяет культурные последствия утраты государственного
суверенитета Казахстана;
- обосновывает собственный вывод, приводя факты в
доказательство или опровергая мнение о закономерности
утраты государственного суверенитета Казахстана.
34
Тема Борьба казахского народа за восстановление
государственного суверенитета
Цель обучения 10.3.4.2 Исследовать борьбу казахского народа за
восстановление государственного суверенитета
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует борьбу казахского народа за
восстановление государственного суверенитета
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу согласно вопросам
Периодизация основных этапов национально-освободительного движения:
I этап – 1731-1847 гг.;
II этап – 1847 г.- конец XIX в.;
III этап – начало XX в.
Первый этап характеризуется присутствием монархических иллюзий и завершается
открытой войной с метрополией. Для второго этапа присущи «мирные» формы борьбы,
просветительство, реформаторство, идея национальной автономии. На третьем этапе
появляются самостоятельные выступления казахских шаруа.
Какие причины привели к борьбе казахского народа против власти царской России?
1 2 3
Каковы были итоги борьбы казахского народа?
1
2
3
Историческое значение борьбы казахского народа за восстановление
государственного суверенитета.........
Дескриптор Обучающийся
- определяет не менее 3х причин борьбы казахского народа
против власти царской России;
- называет итоги (не менее 3-х) политической борьбы
казахского народа;
- обосновывает историческое значение борьбы казахского
народа за восстановление государственного суверенитета.
35
Тема Борьба казахского народа за восстановление
государственного суверенитета
Цель обучения 10.3.4.3 Исследовать историю восстановления
государственного суверенитета в форме
Алашской и Туркестанской (Кокандской)
автономий
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует историю восстановления
государственного суверенитета в форме
Алашской и Туркестанской (Кокандской)
автономий
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Внимательно прочитайте документ и ответьте на нижеприведённые вопросы
Отрывок из каркаралинской петиции:
«Почему занятия скотоводческой культурой должно лишать казаха избирательного
права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством
и другими промыслами?
…Не доказано, чтобы казахи общественные и государственные задачи понимали хуже
русских крестьян, не говоря уже о других оседлых инородцах… Кто будет защищать
интересы казахов? Кто может правильно выяснить назревшие их нужды и способы их
удовлетворения, если не будут участвовать в земском соборе избранные нашим
народом на общепринятых теперь основаниях представители?…
Нас не желают знать, считают чем-то низшим, бюрократия смотрит на нас с высока и
пренебрежительно… Во всяком случае мы не повинны в том, что нас не знают те, кому
сие подлежит знать…».
Вопросы:
Каковы были исторические предпосылки (не менее 3-х) формирования группы
казахской интеллигенции?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Какой цели придерживалась казахская интеллигенция?
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу.
Автономия Алаш Линия сравнения Туркестанская
(Кокандская) автономия
Предлагаемая модель
воссоздания казахского
государства
Лидеры
36
1
2
Меры предпринятые
правительством для
реализации политических
целей
1
2
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет исторические предпосылки (не менее 3-х)
формирования группы казахской интеллигенции;
- называет основную цель политической деятельности казахской
интеллигенции;
- определяет модель воссоздания казахского государства
Автономией Алаш;
- определяет модель воссоздания казахского государства
Туркестанской Автономией;
- называет не менее 4-х мер предпринятых правительством
обоих Автономий для реализации политических целей;
- пишет обоснованный вывод.
37
Тема Советская форма казахской государственности
Цель обучения 10.3.4.4 Использовать понятия «автономная советская
республика», «советская союзная республика»,
«унитарное государство» для объяснения
советской формы казахской
государственности
Критерии оценивания Обучающийся
 Использует понятия «автономная советская
республика», «советская союзная республика»,
«унитарное государство» для объяснения
советской формы казахской государственности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя текст и собственные знания, напишите письменное заключение на тему:
Насколько создание АКССР соответствовало интересам казахского народа?
Отвергнув идею национального самоопределения и образования автономного
Казахстана и Туркестана, провозглашенных в первые месяцы после Октябрьской
революции, Советское правительство приступило к созданию унитарного государства.
Гражданская война еще раз показала большевикам, что нельзя не считаться с
идеей национальной государственности народов окраин. Началась подготовительная
работа по образованию Казахской автономии на советских началах. 26 августа 1920 года
был издан Декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской
социалистической республики в составе РСФСР». Столица – город Оренбург. Была
создана структура государственной власти – местные Советы, исполкомы, ЦИК, СНК.
Критерии оценивания:
 Использует ключевые термины: «автономная советская республика»,
«советская союзная республика», «унитарное государство».
 Использует не менее 120 слов
 Приводит не менее 3-х аргументов в поддержку своей позиции
Дескриптор Обучающийся
- использует не менее 120 слов в написании письменного
заключения;
- использует ключевые термины в написании письменного
заключения;
- приводит не менее 3-х аргументов в поддержку своей
позиции;
- обосновывает собственный вывод.
38
Тема Возрождение национальной государственности
Цель обучения 10.3.4.6 Определять роль Первого Президента
Н.А. Назарбаева в возрождении национальной
государственности
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует деятельность и вклад Первого
Президента Н.А. Назарбаева в возрождении
национальной государственности, через PEST –
анализ
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Впишите стратегические решения (не менее 2-х в каждой категории) Первого
Президента Н.А. Назарбаева способствовавшие возрождению национальной
государственности.
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет стратегические политические решения (не менее 2-х) инициированные Первым Президентом Н.А. Назарбаевым;
- определяет стратегические экономические решения (не менее 2-х) инициированные Первым Президентом Н.А. Назарбаевым;
- определяет стратегические решения в социальной сфере (не
менее 2-х) инициированные Первым Президентом Н.А.
Назарбаевым;
- определяет стратегические решения (не менее 2-х) связанные с
технологиями, инициированные Первым Президентом Н.А.
Назарбаевым;
- делает обоснованный вывод.
39
Раздел Путь к независимости и возрождение национальной
государственности
Тема Возрождение национальной государственности
Цель обучения 10.3.4.7 Исследовать содержание государственных
стратегий и программ, прогнозируя
перспективы развития Республики Казахстан
Критерий оценивания  Анализирует содержание государственных
стратегий и программ, прогнозируя
перспективы развития Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу и напишите обоснованный вывод
Государственные стратегии и
программы
Ход реализации
Достижения Трудности
«Стратегия «Казахстан-2050» 1.
2.
1.
2.
Государственная стратегия "Мәңгілік
ел"
1.
2.
1.
2.
Государственная программа
инфраструктурного развития «Нұрлы
жол»
1.
2.
1.
2.
Государственная программа
индустриально-инновационного
развития
1.
2.
1.
2.
Вывод: перспективы развития Республики Казахстан
Дескриптор Обучающийся
- приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития плана «Стратегия «Казахстан-2050»;
- приводит факты (не менее 2-х) о затруднениях в развитии
плана «Стратегия «Казахстан-2050»;
- приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития программы "Мәңгілік ел";
- приводит факты (не менее 2-х) о затруднениях в развитии
программы "Мәңгілік ел";
- приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития программы «Нұрлы жол»;
- приводит факты (не менее 2-х) о затруднениях в развитии
программы «Нұрлы жол»;
40
- приводит факты (не менее 2-х) о положительных аспектах
развития программы индустриально-инновационного
развития;
- приводит факты (не менее 2-х) о затруднениях в развитии
программы индустриально-инновационного развития;
- обосновывает собственный вывод о перспективах развития
Республики Казахстан.
41
4 четверть
Раздел 9. Традиционная культура казахского народа - наследие степной цивилизации
Тема Материальная культура и прикладное искусство
казахского народа
Цель обучения 10.4.1.2 Определять важнейшие достижения
материальной культуры казахского народа
и анализировать преемственность историко-этнографических процессов на территории
Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает достижения материальной культуры
казахского народ
 Анализирует политику развития культурного
наследия в РК
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя текст и собственные знания, составьте SWOT – анализ политики развития
культурного наследия в РК, по примеру предложенного шаблона
Государство и новый формат культурных процессов в современном Казахстане
Овладение культурным наследием – это основа исторической памяти народа, без
которой, в свою очередь, не бывает истинного патриотизма. Современные культурные
процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий
спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные
отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в
настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических
обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом.
Поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с
взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. В Казахстане, благодаря
происходившему на его территории многообразным политическим, историческим,
общественно-экономическим изменениям, выработалась благодатная почва, которая
способна впитывать все наилучшее из духовного наследия человечества. Культурное
развитие страны характеризовалось трудностями и коллизиями становления нового
независимого государства.
После декабрьских событий 1986 г. в Казахстане свой отпечаток на решение
культурных вопросов оказало и обвинение казахского народа в «национализме». С
другой стороны, в культуре конца 1980-х - начала 1990-х гг. наблюдается отражение
первых шагов утверждающего плюрализма, различных форм собственности,
общественно-политического обновления и многообразия мнений. Достигнутые
Казахстаном к началу XXI века темпы экономического роста оказали неминуемое
положительное влияние на развитие культурных процессов.
Источник: http://e-history.kz/ru/expert/view/29
© e-history.kz
42
Пример
SWOT – анализ
Политика развития культурного наследия РК
Сильные стороны (достижения
материальной культуры)
1.
2.
Слабые стороны (последствия
тоталитаризма)
1.
2.
Возможности
1.
2.
Угрозы
1.
2.
Дескриптор Обучающийся
- определяет сильные стороны политики развития культурного
наследия в РК (не менее 2-х);
- определяет слабые стороны политики развития культурного
наследия в РК (не менее 2-х);
- определяет возможности политики развития культурного
наследия в РК (не менее 2-х);
- определяет внешние угрозы для плана развития культурного
наследия в РК (не менее 2-х).
43
Раздел Традиционная культура казахского народа - наследие
степной цивилизации
Тема Традиционное мировоззрение казахов
Цель обучения 10.4.1.4 Объяснять духовные и нравственные
ценности казахского народа на основе
исследований обычаев и традиций
Критерий оценивания Обучающийся
 Описыает смысловое значение ценностей
содержащихся в обычаях, на основе
исследований обычаев и традиций
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните таблицу: «Духовные и нравственные ценности обычаев казахского народа»
Обычаи
казахского
народа
Описание Смысловое значение ценностей
содержащихся в обычаях
Бата благословение перед
дальней дорогой.
Ерулик если в аул прибывали
новоселы, в их честь
устраивался небольшой
праздник
Тусау кесу обычай разрезания пут
Суинши подарок при сообщении
радостной вести
Бесикке салу обычай "класть в колыбель"
младенца
Асар обычай по совместному
труду
Вывод:
44
Дескриптор Обучающийся
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Бата;
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Ерулик;
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Тусау кесу;
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Суинши;
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Бесикке салу;
- определяет духовные и нравственные ценности содержащиеся в
обычае Асар;
- обосновывает собственный вывод.
45
Тема Памятники истории и культуры
Цель обучения 10.4.1.6 Классифицировать памятники истории и
культуры, учитывая их типологические
особенности
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует памятники истории и
культуры, учитывая их типологические
особенности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Используя текст и собственные знания, определите особенности приведенных в таблице
памятников истории и культуры
Среди 25 тысяч зарегистрированных памятников Казахстана стоянки первобытных
людей, города, имеющие тысячелетнюю историю. В числе этих многотысячных
археологических свидетельств настоящие жемчужины древнего, средневекового,
восточного архитектурного искусства. Мавзолей Баланды - II, IV-II вв. до н.э.,
расположенный на территории Кызылординской области, один из первых кирпичных
куполов в мире. Памятники Мангистау - это островок самостоятельного, автономного
развития архитектурного стиля, не имеющего аналогов в мире. Мавзолей Айша-Биби в
Жамбылской области – еще одно уникальное, также не имеющее аналогов в мире,
произведение архитектуры, демонстрирующее высочайший уровень развития
строительной технологии на территории Казахстана в VII-VIII веках. Мавзолей Ходжа
Ахмета Яссауи, признанный ЮНЕСКО памятником всемирного значения, является
энциклопедией архитектурных решений Востока.
Источник: http://e-history.kz/ru/contents/view/1109
© e-history.kz
Памятники истории и
культуры
Период постройки,
тип постройки
Значение для истории и
культуры государства
Городище Сауран
Мавзолей Ахмета Яссауи
46
Национальный пантеон РК
Дескриптор Обучающийся
- определяет время постройки и тип постройки городища
Сауран;
- определяет время постройки и тип постройки мавзолея
Ахмета Яссауи;
- определяет время постройки и тип постройки
Национальный пантеон РК;
- обосновывает значение для истории и культуры государства
городища Сауран;
- обосновывает значение для истории и культуры государства
мавзолея Ахмета Яссауи;
- обосновывает значение для истории и культуры государства
Национальный пантеон РК.
47
Тема Литературное и музыкальное наследие казахского
народа
Цель обучения 10.4.1.8 Выявлять важнейшие достижения казахской
литературы, отражающие духовно-нравственные ценности народа
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет важнейшие достижения казахской
литературы, отражающие духовно-нравственные
ценности казахского народа
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Поэты – мыслители Произведения отражающие
духовно-нравственные
ценности казахского народа
Доказательства из
произведения,
отражающие духовно-нравственные
ценности казахского
народа
Абай Кунанбаев 1
2
1
2
Ш. Кудайбердыулы 1
2
1
2
М. Монкеулы 1
2
1
2
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет первое произведение А. Кунанбаева, приводит
аргументы об анализе упадка духовно-нравственные ценностей
в произведении;
- определяет второе произведение А. Кунанбаева, приводит
аргументы об анализе упадка духовно-нравственные ценностей
в произведении;
- определяет первое произведение Ш. Кудайбердыулы,
приводит аргументы об анализе упадка духовно-нравственные ценностей в произведении;
- определяет второе произведение Ш. Кудайбердыулы, приводит
аргументы об анализе упадка духовно-нравственные ценностей
в произведении;
- обосновывает собственный вывод.
48
Раздел 10. Культура Казахстана в советский период
Тема Достижения и противоречия в области культуры
советского периода
Цель обучения 10.4.2.1 Определять новые направления и жанры в
области культуры Казахстана в советский
период
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет новые направления и жанры в
области культуры Казахстана в советский
период
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Определите название творческого стиля в области культуры в советский период,
приведите примеры его влияния на искусство Казахстана в советский период по
предложенным категориям
____________________________- ведущий творческий стиль советского
искусства, который основывался на принципах партийности, народности,
исторического оптимизма, социалистического гуманизма, интернационализма.
КИНО ЖИВОПИСЬ АРХИТЕКТУРА ЛИТЕРАТУРА
Вывод: Как отразилось влияние советского периода на национальную
культуру казахского народа
49
Дескриптор Обучающийся
- определяет название творческого стиля в области культуры в
советский период;
- приводит пример фильма и обоснование содержания данного
стиля;
- приводит пример литературного произведения и обоснование
содержания данного стиля;
- приводит пример архитектурного сооружения и обоснование
содержания данного стиля;
- приводит пример произведения живописи и обоснование
содержания данного стиля;
- обосновывает собственный вывод.
50
Раздел 11. Культура в период национального возрождения
Тема Развитие культуры на современном этапе
Цель обучения 10.4.3.1 Характеризовать новые направления и жанры в
области культуры Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует новые направления и жанры в
области культуры Республики Казахстан
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайте внимательно текст, также используя собственные знания ответьте на
нижеприведенные вопросы
В настоящее время цивилизационное формирование Казахстана, как
равноправного субъекта мирового сообщества, требует глубокого переосмысления
места и роли культурного достояния народа, давшего имя республике. Согласно
принятой ЮНЕСКО «Конвенции о всемирном культурном и природном наследии», а
также «Рекомендации об охране культурного и природного наследия» ответственность
за сохранность и прерогатива регулирования нормативной системы в этой сфере
ложится на плечи государственных структур. Однако настала необходимость и на
общенациональном уровне, с привлечением широкой общественности, произвести
освидетельствование и выявить приоритеты историко-культурного наследия с точки
зрения сохранения и развития языка, материальных, интеллектуальных и духовных
достижений, на основе которых складывается современный этнический образ
казахского народа.
Примером плодотворного диалога государства и культуры в современном
Казахстане по праву может считаться Государственная программа «Культурное
наследие». Реализация программы основана на выдвинутой Президентом Республики
Казахстан Н.А. Назарбаевым двуединой задаче формирования такой социокультурной
общности, которая опиралась бы на богатейший пласт языковой, духовной и
материальной культуры казахского народа, а также всех этносов, проживающих в
нашей стране. И одновременно – на органическом восприятии многогранного опыта
духовно-культурного развития всей мировой цивилизации. Настоящая Программа
определяет основные аспекты, связанные с изучением, охраной, использованием и
пропагандой культурного наследия страны, преемственностью развития и возрождения
историко-культурных традиций, предусматривает меры по созданию целостной
системы изучения культурного наследия, в том числе и современной национальной
культуры, фольклора, традиций и обычаев, обобщению многовекового опыта
национальной литературы и письменности, по созданию развернутых художественных
и научных серий, а также, реставрации, консервации и музеефикации памятников
истории и культуры, укреплению и развитию научно-исследовательской, материально-технической составляющей вопросов культурного наследия.
Источник: http://e-history.kz/ru/expert/view/29
© e-history.kz
1. Какая актуальная тема поднимается в тексте?
2. Назовите новые направления и жанры (не менее 4-х) в области культуры,
сформировавшиеся за годы независимости
3. Как политика государства повлияла на формирование новых направлений и
51
жанров в области культуры
Дескриптор Обучающийся
- определяет основную тему источника;
- определяет новые направления и жанры (не менее 4-х) в
области культуры;
- приводит аргументы о влиянии политики РК на формирование
новых направлений и жанров в области культуры.
52
Тема Развитие культуры на современном этапе
Цель обучения 10.4.3.2 Объяснять процесс интеграции в
международное культурное пространство
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет процесс интеграции в
международное культурное пространство
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Используя текст и собственные знания, приведите примеры сотрудничества РК в сфере
культуры с указанными странами и напишите вывод о перспективах интеграции в
международное культурное пространство.
Последние годы в развитии различных жанров и направлений отечественной
культуры были отмечены новым рывком в понимании задач культурного развития, как
со стороны государства, так и народа Казахстана. Успехи Казахстана в области
социально-экономических и политических реформ неминуемо сказались на культурных
процессах. Если в первые годы независимости историческая миссия культуры была
направлена на укрепление основ возрожденной государственности казахского народа,
то сейчас ее задачи состоят в определении места Казахстана в системе современных
мировых культурных процессов. Стратегия страны на вхождение в число 50-ти
наиболее развитых стран мира определяет и горизонты перспектив культуры
современного Казахстана.
На сегодняшний день можно дать положительную оценку в развитие культуры и
искусства Республики Казахстан. Открыты уникальные по своей архитектуре
Центральный концертный зал «Казахстан», самый масштабный в Центральной Азии
театр оперы и балета «Астана-Опера». Ведется строительство Казахского
национального музея, призванного стать местом свода знаковых ценностей культурного
наследия страны и демонстрации величия тысячелетней национальной истории.
Заложен прочный фундамент развития театрального и музыкального искусства. На
театральных площадках страны ежегодно ставится более 10 тысяч спектаклей, 300 из
них – это новые постановки отечественных и зарубежных хореографов, балетмейстеров,
режиссеров, произведения творческих конкурсов «Тәуелсіздік толғауы». Свое
сценическое мастерство ведущие отечественные солисты оперы и балета оттачивают в
лучших залах мира – Академии театра Ла Скала, Венской опере, Мариинском театре,
Фонде Перголези Спонтини, школе Итальянской Оперы в Болонье, а также обучаясь по
программе «Болашақ».
Высокий уровень конкурентоспособности казахстанских исполнителей на
международной арене подтверждается их ежегодным участием в престижных
международных конкурсах и фестивалях, завоеванием ими званий лауреатов и
дипломантов престижных международных конкурсов. За последние три года
стажировку прошли более 170 человек.
53
Дескриптор Обучающийся
- описывает примеры (не менее 2-х) сотрудничества РК в сфере
культуры со странами Европы;
- описывает примеры (не менее 2-х) сотрудничества РК в сфере
культуры с США;
- описывает примеры (не менее 2-х) сотрудничества РК в сфере
культуры со странами Азии;
- обосновывает собственный вывод.
Общее
культурное
пространство
Казахстан и
Европа
1
2
Казахстан и
Америка
1
2
Казахстан и
Азия
1
2
54
Тема Развитие культуры на современном этапе
Цель обучения 10.4.3.4 Использовать понятие «малая родина» для
исследования значимости культурно-исторического наследия народа
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует понятие «малая родина» для
исследования значимости культурно-исторического наследия народа
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте кластер на тему: «Моя малая Родина» согласно указанным категориям
Дескриптор Обучающийся
- описывает исторические культурные объекты (не менее 2-х);
- описывает деятельность знаменитых личностей малой
Родины;
- описывает исторические события, проходившие на малой
Родине (не менее 2-х);
- описывает современные культурные объекты (не менее 2-х);
- обосновывает собственный вывод.
Моя
малая
Родина
Знаменитые
личности
Исторические
события
1
2
Современные
культурные центры
1
2
Памятники
культуры
1
2

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: e-jospar@mail.ru Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020