» » СОР И СОЧ Информатика 10 класс Естественно-математическое направление

СОР И СОЧ Информатика 10 класс Естественно-математическое направление

03 сентябрь 2019, Вторник
714
0

Сборник заданий формативного оценивания
Информатика
10 класс
Естественно-математическое направление
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания
образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые
помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей
обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить
формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в некоммерческих целях.
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть ................................................................................................................................................. 4
Раздел «Компьютерные сети и информационная безопасность» ................................................... 4
Раздел «Представление данных» ....................................................................................................... 9
2 четверть ............................................................................................................................................... 14
Раздел «Алгоритмизация и программирование» ........................................................................... 15
3 четверть ............................................................................................................................................... 20
Раздел «Веб-проектирование» ......................................................................................................... 20
4 четверть ............................................................................................................................................... 23
Раздел «Информационные системы» .............................................................................................. 23
1 четверть
Раздел «Компьютерные сети и информационная безопасность»
Тема «Принципы работы компьютерных сетей»
Цель обучения: 10.6.1.1. Описывать назначение компонентов сети (узлы,
маршрутизаторы, коммутаторы).
Критерий оценивания: Обучающийся
 Описывает назначение узла сети;
 Описывает назначение маршрутизатора;
 Описывает назначение коммутатора.
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задания
1. В кабинете информатики имеется 11 компьютеров и принтер. Для обмена информацией
между компьютерами и для возможности совместного использования принтера необходимо
соединить их кабелем в сеть. Какое дополнительное устройство необходимо приобрести для
этого? Нарисуйте схему соединения этих устройств.
2. Крупное предприятие имеет несколько филиалов в разных городах Казахстана. Какое
устройство необходимо использовать для соединения филиалов между собой в единую
компьютерную сеть?
Дескриптор Обучающийся
- называет коммутатор, как устройство для соединения компьютеров
в локальную сеть;
- изображает схему соединения устройств в сеть, включающую узлы
и коммутатор;
- называет маршрутизатор, как устройство для соединения филиалов
между собой.
Тема «Информационная безопасность»
Цель обучения: 10.6.2.1 Объяснять значения терминов «информационная
безопасность», «конфиденциальность»,
«целостность» и «доступность»
Критерий оценивания: Обучающийся
 Объясняет значение термина «информационная
безопасность»
 Объясняет значение термина «конфиденциальность»
 Объясняет значение термина «целостность»
 Объясняет значение термина «доступность»
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задания
1. Вставьте пропущенные слова (доступность, информационная безопасность, целостность,
конфиденциальность) в следующее утверждение:
В основе _________________________________ лежит деятельность по обеспечению
_________________________________________, _____________________________________ и
______________________________________________ информации.
2. Поставьте в соответствие термину его определение:
Термин Определение
Конфиденциа
льность
Свойство быть доступной и готовой к использованию по запросу
авторизованного субъекта
Доступность Свойство информации быть недоступной или закрытой для
неавторизованных лиц или процессов
Целостность Свойство сохранения правильности и полноты информации
3. Приведите примеры средств, применяемых для обеспечения информационной безопасности
для каждого из видов:
Вид безопасности Пример средства обеспечения
Конфиденциальность
Доступность
Целостность
Дескриптор Обучающийся
- правильно вставляет пропущенные слова в утверждение;
- устанавливает правильное соответствие терминов и определений;
- приводит примеры средств обеспечения информационной
безопасности.
Тема «Методы защиты информации»
Цель обучения: 10.6.2.2 Оценивать необходимость шифрования данных
Критерий оценивания: Обучающийся
 Оценивает и обосновывает необходимость шифрования
данных
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задания
1. Приведите два примера, когда необходимо шифровать данные.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Назовите три состояния безопасности информации, которые обеспечиваются с помощью
шифрования?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Укажите, какие из высказываний истинны, а какие ложны:
Шифрование позволяет аутентифицировать источник информации; _________
Шифрование позволяет скрыть информацию от неавторизованных пользователей; _________
Шифрование позволяет значительно сжать объем информации; _________
Шифрование позволяет предотвратить изменение важной информации; _________
Шифрование позволяет ускорить обработку информации; _________
Дескриптор Обучающийся
- приводит примеры необходимости шифрования данных;
- приводит состояния безопасности, обеспечиваемые шифрованием;
- определяет истинность высказываний относительно шифрования.
Тема «Методы идентификации личности»
Цель обучения: 10.6.2.3 Объяснять использование мер безопасности данных
пользователя: пароли, учетные записи,
аутентификация, биометрическая аутентификация
Критерий оценивания: Обучающийся
 Объясняет использование пароля, учетной записи,
аутентификации, в том числе биометрической для
безопасности данных
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задания
1. Поставьте в соответствие термину его определение:
Термин Определение
Учетная запись Некоторое секретное слово, запомненное пользователем и
предъявляемое для прохождения процедуры аутентификации
Пароль Проверка подлинности предъявленного пользователем
идентификатора.
Аутентификация Совокупность данных о пользователе, необходимая для его
аутентификации
2. Объясните, в чем заключается биометрическая аутентификация личности и перечислите не
менее трех способов биометрической аутентификации.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- соотносит термины с их определениями;
- описывает назначение биометрической аутентификации;
- перечисляет способы биометрической аутентификации.
Раздел «Представление данных»
Тема «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Цель обучения: 10.2.1.1 Переводить целые числа из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и
обратно.
Критерий оценивания: Обучающийся
 Переводит целый числа из десятичной системы
счисления в двоичную, восьмеричную и
шестнадцатеричную.
 Переводит целый числа из двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной систем счисления в десятичную.
Уровень мыслительных
навыков:
Применение
Задание 1. Ержан взял десятичное число и перевел его в различные системы счисления и
получил следующие значения:
2-я: 100010
8-я: 44
16-я: 22
При этом в одном из чисел он допустил ошибку при переводе. Найдите десятичное число,
которое он переводил. Представьте решение и укажите в какой системе счисления он допустил
ошибку.
Решение:
Переводимое число: _____________________________________________
Система, в которой допущена ошибка: _____________________________
Правильный ответ: ______________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- верно переводит число из 2-й системы в 10-ю;
- верно переводит число из 8-й системы в 10-ю;
- верно переводит число из 16-й системы в 10-ю;
Тема «Построение таблиц истинности»
Цель обучения: 10.2.2.2 Строить таблицы истинности для заданного
логического выражения
Критерий оценивания: Обучающийся
 Строит таблицы истинности для заданных логических
выражений
Уровень мыслительных
навыков:
Применение
Задание 1. Постройте таблицу истинности для заданного логического выражения:
???? = (????. ????) + ????. ((???? + ????). ????)
Обозначения: - инверсия, + - дизъюнкция, . – конъюнкция.
Дескриптор Обучающийся
- правильно перечисляет все варианты исходных значений X, Y, Z;
- правильно находит значения операции дизъюнкция;
- правильно находит значения операции конъюнкция;
- правильно находит значения операции отрицание;
Тема «Логические элементы компьютера»
Цель обучения: 10.2.2.3 Объяснять назначение основных логических
элементов: конъюнктор, дизъюнктор, инвертор
Критерий оценивания: Обучающийся
 Объясняет назначение логического элемента конъюнктор
 Объясняет назначение логического элемента дизъюнктор
 Объясняет назначение логического элемента инвертор
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задание 1. В таблице представлены логические элементы. Заполните таблицу, указав названия,
назначение и принцип работы элементов.
Логический элемент Название Назначение Таблица истинности
Дескриптор Обучающийся
- правильно называет логические элементы;
- описывает назначение логических элементов;
- строит таблицы истинности логических элементов.
Тема «Логические основы компьютера»
Цель обучения: 10.2.2.4 Преобразовывать логические выражения в логические
схемы и наоборот;
Критерий оценивания: Обучающийся
 Преобразовывает логические выражения в логические
схемы и наоборот.
Уровень мыслительных
навыков:
Применение
Задание 1. Составьте логическую схему для заданного выражения.
Задание 2. Запишите логическое выражение для заданной схемы
Дескриптор Обучающийся
- использовал в схеме четыре дизъюнктора;
- использовал в схеме четыре конъюнктора;
- использовал в схеме один инвентор.
- верно построил логическое выражение для схемы.
Тема «Логические основы компьютера»
Цель обучения: 10.1.1.1 Описывать функции Устройства управления,
Арифметико-логического устройства и регистров памяти как
отдельных частей процессора
Критерий оценивания: Обучающийся
 Описывает функции Устройства управления,
Арифметико-логического устройства и регистров памяти
как отдельных частей процессора
Уровень мыслительных
навыков:
Знание и понимание
Задание 1. На рисунке представлена стандартная схема архитектуры фон Неймана. Напишите
названия основных устройств и их функции.
Дескриптор Обучающийся
- правильно подписал устройства;
- записал функции АЛУ;
- записал функции УУ;
- записал функции памяти;
- записал функции процессора;
- записал функции устройств ввода;
- записал функции устройств вывода;
- записал функции регистров.
2 четверть
1. _________________________________
___________________________________
2. _________________________________
___________________________________
3. _________________________________
___________________________________
4. _________________________________
___________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________
Раздел «Алгоритмизация и программирование»
Тема «Пользовательские функции и процедуры»
Цель обучения 10.5.1.1 писать код на языке программирования, используя
функции и процедуры
Критерий оценивания Обучающийся
● Записывает код на языке программирования, используя
функции и процедуры.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Напишите программу для вычисления значения выражения, используя функцию.
???? =
????
????
????
????−1
+ ????
????−2
Дескриптор Обучающийся
- правильно задал имя функции;
- правильно задал аргументы функции;
- использовал цикл для вычисления степени;
- организовал ввод данных;
- организовал вызов функции;
- организовал вывод данных.
Тема «Работа со строками»
Цель обучения 10.5.1.2 использовать процедуры и функции для обработки
строк
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует процедуры и функции для обработки строк.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Напишите программу, которая запрашивает у пользователя строку, включающую
символы и цифры, затем посчитывает сумму входящих в неё цифр.
Дескриптор Обучающийся
- организовал ввода данных;
- использовал цикл для перебора символов;
- использовал функцию для определения цифры;
- организовал подсчет цифр;
- организовал вывод данных.
Тема «Работа с файлами»
Цель обучения 10.5.1.3 Использовать файлы для чтения и записи информации
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует файлы для чтения и записи информации.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Имеется файл text1.txt в котором содержится
многострочный текст. Необходимо считать из него строки
через одну и записать в новый файл text2.txt.
Пример представлен на рисунке.
Дескриптор Обучающийся
- открывает файл для чтения;
- считывает значение строки;
- считывание через одну строку;
- создает новый файл для записи;
- записывает данные в новый файл;
- закрывает файлы.
Text1.txt
Строка 1
Строка 2
Строка 3
Строка 4
Строка 5
Text2.txt
Строка 1
Строка 3
Строка 5
Тема «Методы сортировки»
Цель обучения 10.5.1.4 Реализовывать алгоритмы сортировки для решения
практических задач
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует алгоритмы сортировки при решении
практических задач
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Проанализируйте представленный алгоритм, опишите его назначение и результат
выполнения.
arr = [8,13,32,64,15,3]
i = 0
while i < len(arr) - 1:
m = i
j = i + 1
while j < len(arr):
if arr[j] < arr[m]:
m = j
j += 1
arr[i], arr[m] = arr[m], arr[i]
i += 1
print(arr)
Дескриптор Обучающийся
- указывает назначение алгоритма – сортировка массива;
- указывает метод сортировки – сортировка выбором;
- записывает результат выполнения алгоритма.
Тема «Алгоритмы на графах»
Цель обучения 10.5.1.5 Реализовывать алгоритмы поиска на графах для
решения практических задач
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует алгоритмы поиска на графах при решении
практических задач
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Между населёнными
пунктами A, B, C, D, E, F построены
дороги, протяжённость которых
приведена в таблице. (Отсутствие числа
в таблице означает, что прямой дороги
между пунктами нет.)
Запишите все варианты возможных
путей из пункта A в пункт F, определите
длину самого длинного пути (при
условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
Дескриптор Обучающийся
- правильно записывает все варианты путей;
- находит длину пути каждого варианта;
- находит самый длинный путь.
3 четверть
Раздел «Веб-проектирование»
Тема «Способы разработки вебсайтов. HTML»
Цель обучения 10.4.2.1 Использовать HTML-теги при разработке web (веб)-страниц
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует HTML-теги (шрифт, абзац, списки) при
разработке web-страниц
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Напишите html-код для создания следующей страницы (вместо описания этапа
развития можно вставить произвольный текст).
Задание 2. Напишите html-код для создания следующей
страницы, используя маркированные, нумерованные списки и
соответствующие шрифты:
Дескриптор Обучающийся
- соблюдает общую структуру html-документа;
- использует тег заголовка;
- использует тег абзаца;
- выделяет название этапа жирным шрифтом;
- выделяет основной текст абзаца курсивом;
- создает маркированный список;
- использует жирный шрифт в маркированном списке;
- создает нумерованный список внутри маркированного;
- использует курсив в нумерованном списке.
Тема «CSS»
Цель обучения 10.4.2.2 использовать CSS (си эс эс) при разработке web
(веб)-страниц
Критерий оценивания Обучающийся
● Использует CSS при разработке web-страниц
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Объясните, что такое CSS?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Назовите виды CSS _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Объясните, какие преимущества дает использование CSS при разработке HTML страниц?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- приводит расшифровку CSS;
- описывает назначение CSS;
- перечисляет преимущества использования CSS;
- называет три вида CSS.
4 четверть
Раздел «Информационные системы»
Тема «Разработка базы данных»
Цель обучения 10. 3. 2. 1 Определять типы данных в базе данных (SQL);
Критерий оценивания Обучающийся
 Правильно определяет типы данных в базе данных
(SQL).
Уровень мыслительных
навыков
Понимание
Задания
Задание 1. Проранжируйте представленные типы данных SQL в порядке возрастания
занимаемого в памяти размера начиная с самого маленького:
Тип данных Порядковый номер по размеру
DATE 3 байта
CHAR(1) 1 байт
TEXT 2
16
байт
DOUBLE 8 байт
CHAR(10) 10 байт
INT 4 байта
Опишите, чем отличается тип данных CHAR от VARCHAR:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- правильно определяет размер типа данных DATE;
- правильно определяет размер типа данных CHAR;
- правильно определяет размер типа данных TEXT;
- правильно определяет размер типа данных DOUBLE;
- правильно определяет размер типа данных INT;
- правильно описывает разницу типа данных CHAR от
VARCHAR.
Тема «Разработка базы данных»
Цель обучения 10.3.2.2 Создавать однотабличную базу данных SQL
Критерий оценивания Обучающийся
 Умеет создавать однотабличную базу данных
(SQL).
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Напишите SQL-запрос для создания таблицы базы данных «Автостоянка»,
в которой будут храниться сведения об автомобилях оставляемых на платной стоянке,
включающих следующую информацию: Порядковый номер, Марка автомобиля, Гос
номер автомобиля, ФИО владельца, Дата заезда, Время заезда, Дата выезда, Время
выезда, Сумма оплаты.
Дескриптор Обучающийся
- записывает команду CREATE TABLE;
- указывает имя создаваемой таблицы;
- правильно определяет тип поля «Порядковый номер»;
- правильно определяет тип поля «Марка автомобиля»;
- правильно определяет тип поля «Гос номер автомобиля»;
- правильно определяет тип поля «ФИО владельца»;
- правильно определяет типы полей «Дата заезда» и «Дата
выезда»;
- правильно определяет типы полей «Время заезда» и «Время
выезда»;
- правильно определяет тип поля «Сумма оплаты»;
Тема «Разработка базы данных»
Цель обучения 10.3.2.3 Создавать многотабличную базу данных (SQL)
Критерий оценивания Обучающийся
 Умеет создавать многотабличные базы данных
(SQL).
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Задание 1. Вы работаете в учебном заведении и занимаетесь организацией
факультативов. В Вашем распоряжении имеются сведения о студентах, включающие
стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Преподаватели
должны обеспечить проведение факультативных занятий по некоторым предметам.
По каждому факультативу существует определенное количество часов и вид
проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со
студентами у Вас появляется информация о том, кто из них записался на какие
факультативы. По окончанию семестра Вы заносите информацию об оценках,
полученных студентами на экзаменах. Разработайте многотабличную базу данных и
постройте для нее ER-диаграмму.
Дескриптор Обучающийся
- изображает на схеме таблицу «Студенты» с полями: Фамилия,
Имя, Отчество, Адрес, Телефон;
- создает ключевое поле Код студента в таблице «Студенты»;
- изображает на схеме таблицу «Факультативы», включающую
поля: Количество часов, Вид занятий;
- таблица «Факультативы» имеет ключевое поле Код
факультатива;
- изображает на схеме таблицу «Запись на факультативы»,
включающую поля: Номер, Код студента, Код факультатива,
Экзаменационная оценка.
- изображает на схеме таблицу «Экзамены», включающую поля:
Номер, Код студента, Код факультатива, Оценка.
- изображает связь «один-ко-многим» между таблицами
«Студенты» и «Запись на факультативы»;
- изображает связь «один-ко-многим» между таблицами
«Факультативы» и «Запись на факультативы»;
Тема «Формы»
Цель обучения 10.3.2.4 Создавать форму для ввода данных (SQL (эс кю
эль));
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает форму для ввода данных (SQL (эс кю эль));
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. При создании приложений баз данных используются формы.
(i) Опишите, что такое форма и каково её назначение? ___________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(ii) Опишите элементы управления и их назначение, используемые при создании форм.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(iii) Имеется таблица базы данных, хранящая сведения о товарах:
Номер, Наименование товара, Единица измерения, Цена, Количество, Есть ли оптовая
скидка. Разработайте макет формы и подпишите названия используемых элементов
управления.
Дескриптор Обучающийся
- описывает что такое форма в базе данных;
- описывает назначение формы при работе с базами данных;
- описывает назначение элемента управления Надпись;
- описывает назначение элемента управления Поле;
- описывает назначение элемента управления Кнопка;
- описывает назначение элемента Список;
- описывает назначение элемента Поле со списком;
- описывает назначение элемента Флажок;
- правильно указывает тип элемента для поля Номер;
- правильно указывает тип элемента для поля Наименование
товара;
- правильно указывает тип элемента для поля Единица
измерения;
- правильно указывает тип элемента для поля Цена;
- правильно указывает тип элемента для поля Количество;
- правильно указывает тип элемента для поля Оптовая скидка;
Тема «Запросы»
Цель обучения 10.3.3.1 Создавать запросы, используя извлеченные данные
(SQL (эс кю эль))
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает запросы, используя извлеченные данные
(SQL (эс кю эль))
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Имеется база данных crooks со следующими данными
ID Name DoB town gender сount
764598 Geoff 12.05.1982 Boston male 3
325628 Jane 05.07.1991 London female 5
187236 Keith 17.12.1990 Paris female 2
567213 Oliver 15.05.1989 Boston male 3
678139 Kelly 23.08.1987 Rome female 4
921675 Marea 01.01.1993 London female 2
223177 Billy 05.06.1989 Boston male 3
637951 Dastin 17.11.1990 London male 5
527947 Michael 21.09.1992 London male 2
389137 Alex 08.07.1988 Paris male 3
А) Какие данные будут выведены в результате выполнения следующего запроса:
SELECT Name, town, count FROM crooks WHERE count>=4 AND gender=’female’
В) Напишите запрос, который выведет имена и города всех женщин, родившихся
после 1 января 1990 года.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- в результатах запроса содержится 3 столбца;
- в результатах запроса строки с count>=4 и gender=female;
- запрос содержит команду SELECT;
- указывается вывод полей Name и town;
- в условии указывается пол;
- в условии указывается дата рождения > 01.01.1990.
Тема «Отчеты»
Цель обучения 10.3.2.5 Создавать отчеты, используя извлеченные данные
(SQL (эс кю эль))
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает отчеты, используя извлеченные данные
(SQL (эс кю эль))
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание 1. Одним из объектов систем управления базами данных являются отчеты.
(i) Опишите, для чего используются отчеты ____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
(ii) Что может служить источником данных для отчета?
_________________________________________________________________________
(iii) Из каких разделов состоит макет отчета?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- описывает назначение отчетов;
- указывает источник данных для отчета Таблицу;
- указывает источник данных для отчета Запросы;
- указывает раздел отчета Верхний колонтитул;
- указывает раздел отчета Нижний колонтитул;
- указывает раздел отчета Область данных;

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020