СОР И СОЧ Химия 9 класс

29 август 2019, Четверг
1 470
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Химия»
9 класс
Нур-Султан 2019
2
Данный сборник заданий составлен в помощь учителю при планировании, организации
и проведении формативного оценивания по предмету «Химия» для обучающихся в 9
классах. Сборник подготовлен на основе учебной программы и учебного плана.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые
помогут учителю предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по
достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания.
Рекомендательный характер сборника позволит адаптировать, дополнять и вносить
изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Сборник предназначен для учителей средней школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Используемые условные обозначения:
* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения
со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть;
** используется одна из частей цели обучения учебной программы
3
Содержание
1 четверть ..................................................................................................................... 4
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация ................................................. 4
Раздел 9.1В Качественный анализ неорганических соединений ................. 10
Раздел 9.1С Скорость химических реакций ................................................... 17
Раздел 9.1D Обратимые реакции ..................................................................... 19
2 четверть ................................................................................................................... 22
Раздел 9.2А Окислительно-восстановительные реакции .............................. 22
Раздел 9.2В Металлы и сплавы ........................................................................ 25
Раздел 9.2С Элементы 1 (I), 2 (II) и 13 (III) групп и их соединения ............ 28
3 четверть ................................................................................................................... 30
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их соединения
............................................................................................................................. 30
Раздел 9.3В Химические элементы в организме человека ........................... 43
4 четверть ................................................................................................................... 46
Раздел 9.4А Введение в органическую химию .............................................. 46
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо .............................................................. 51
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические
соединения ......................................................................................................... 57
1 четверть
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.4.1.1 Знать определения и приводить примеры электролитов и
неэлектролитов
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует электролиты и неэлектролиты
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Дайте определение электролитам.
2. Какой вид химической связи характерен для электролитов?
3. Какие классы веществ относятся к электролитам и неэлектролитам?
4. Выберите из перечня веществ электролиты, определив вид химической связи:
NaCl(тв), NaOH(в.р.), O2(г), H2SO4, CH3COOH, C6H12O6, СО2(г).
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение электролитам;
− указывает тип химической связи в молекулах электролитов;
− перечисляет классы веществ-электролитов и неэлектролитов;
− классифицирует вещества по видам химической связи и дает
соотвествующие пояснения.
5
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.4.1.4 Объяснять механизм электролитической диссоциации
веществ с ионным и ковалентным полярными видами связи
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет механизм электролитической диссоциации
веществ с ионным и ковалентным полярными видами связи
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте сбалансированные химические уравнения, диссоциации 1 моль следующих
соединений:
a) Карбонат калия
b) Хлорид цинка
c) Сульфат меди
2. Запишите названия стадий процесса электролитической диссоциации веществ с ионным видом
связи.
3. Запишите названия стадий процесса электролитической диссоциации веществ с ковалентной
сильнополярной связью.
4. Что является причиной распада электролита на ионы в растворе и расплаве?
5. Почему кристаллы хлорида натрия не проводят электрический ток? Поясните свой ответ:
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированное химическое уравнение диссоциации
карбоната калия;
− составляет сбалансированное химическое уравнение диссоциации
хлорида цинка;
− составляет сбалансированное химическое уравнение диссоциации
сульфата меди;
− записывает названия стадий процесса электролитической
диссоциации веществ с ионным видом связи;
− записывает названия стадий процесса электролитической
диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью;
− объясняет причину распада на ионы веществ в растворе и расплаве;
− объяснять механизм электролитической диссоциации для вещества с
ионным видом связи на примере хлорида натрия.
6
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.4.1.6 Составлять уравнения электролитической диссоциации
кислот, щелочей, средних и кислых солей
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения электролитической диссоциации
кислот, щелочей, средних и кислых солей
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. В четырех стаканах содержатся водные растворы веществ. Укажите, в каком из этих стаканов
загорится лампа при помещении электродов в вышеуказанные растворы.
A) Серная кислота
B) Гидроксид бария C) Сульфат алюминия D) Гидрокарбонат
натрия
2. Составьте сбалансированные уравнения диссоциаций веществ электролитов (из задания 1).
Дескриптор Обучающийся
− определяет проводимость электролитов водных растворов веществ из
класса солей, кислот и оснований;
− составляет уравнение электролитической диссоциации серной кислоты;
− составляет уравнение электролитической диссоциации гидроксида бария;
− составляет уравнение электролитической диссоциации сульфата
алюминия;
− составляет уравнение электролитической диссоциации гидрокарбоната
натрия.
7
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.2.2.1 Составлять уравнения реакций обмена в молекулярном и
ионном виде
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций в полном молекулярном,
ионном и сокращенном ионном виде
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Составьте молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций
взаимодействия в растворах между следующими веществами:
а) Хлорид бария и сульфат натрия
b) Карбонат калия и серная кислота
с) Гидроксид натрия и фосфорная кислота
Дескриптор Обучающийся
− составляет полное сбалансированное молекулярное, ионное и
сокращенное ионное уравнения реакций между хлоридом бария и
сульфатом натрия;
− составляет полное сбалансированное молекулярное, ионное и
сокращенное ионное уравнения реакций между карбонатом калия и
серной кислотой;
− составляет полное сбалансированное молекулярное, ионное и
сокращенное ионное уравнения реакций между гидроксидом натрия и
фосфорной кислотой.
8
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.3.4.1 Составлять уравнения реакций, отражающие химические
свойства кислот, растворимых и нерастворимых оснований,
средних солей в молекулярном и ионном виде
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций, отражающие химические
свойства кислот, растворимых и нерастворимых оснований,
средних солей в молекулярном и ионном виде
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Составьте полные сбалансированные молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия
серной кислоты:
a) с металлом;
b) с оксидом металла;
c) с растворимым основанием;
d) с нерастворимым основанием;
e) с средней солью.
2. Составьте полные сбалансированные молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия
гидроксида натрия:
a) с кислотным оксидом;
b) с кислотой;
c) с средней солью.
3. Составьте полные сбалансированные молекулярные и ионные уравнения реакций взаимодействия
средней соли:
a) с кислотой;
b) с щёлочью;
c) с солью.
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированные молекулярное и ионные уравнения
реакций, отражающие химические свойства кислоты;
− составляет сбалансированные молекулярное и ионные уравнения
реакций, отражающие химические свойства основания;
− составляет сбалансированные молекулярное и ионные уравнения
реакций, отражающие химические свойства средней соли.
9
Раздел 9.1А Электролитическая диссоциация
Цель обучения 9.3.4.4 Составлять молекулярные и ионные уравнения гидролиза
средних солей
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет молекулярные и ионные уравнения гидролиза
средних солей и указывает среду раствора данной соли
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Запишите определение процесса гидролиз.
2. Составьте уравнение гидролиза следующих солей и укажите среду раствора:
a) Cульфид калия
b) Хлорид алюминия
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение процесса гидролиз;
− составляет сбалансированное полное молекулярное и ионное
уравнение гидролиза сульфида калия и указывает среду;
− составляет сбалансированное полное молекулярное и ионное
уравнение гидролиза хлорида алюминия и указывает среду.
10
Раздел 9.1В Качественный анализ неорганических соединений
Цель обучения 9.4.1.8 Описывать и проводить реакции окрашивания цвета
пламени для определения катионов металлов: Li
+
, Na
+
, K
+
,
Ca
2+
, Sr
2+
, Ba
2+
, Cu
2+
9.4.1.9 Проводить качественные реакции на определение катионов
Fe
2+
, Fe
3+
, Cu
2+
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает и проводит реакции окрашивания цвета
пламени для определения катионов металлов: Li
+
, Na
+
, K
+
,
Ca
2+
, Sr
2+
, Ba
2+
, Cu
2+
 Прогнозирует результат качественного определения
катионов Fe
2+
, Fe
3+
, Cu
2+
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Лабораторный опыт №3
«Определение катионов Li
+
, Na
+
, K
+
, Ca
2+
, Sr
2+
, Ba
2+
, Cu
2+
по окрашиванию пламени»
1. Протестируйте кристаллики солей (хлорид лития, хлорид натрия, хлорид калия, хлорид
кальция, хлорид стронция, хлорид бария и хлорид меди (II)) для определения соответствующих
катионов по характерному окрашиванию цвета пламени.
Заполните таблицу по результатам эксперимента:
Определяемый катион Цвет пламени Название соли
Li
+
Хлорид лития
Na
+
Хлорид натрия
K
+
Хлорид калия
Ca
2+
Хлорид кальция
Sr
2+
Хлорид стронция
Ba
2+
Хлорид бария
Cu
2+
Хлорид меди (II)
2. Нитраты меди (II), железа (II), железа (III) являются растворимыми в воде солями
a) Предложите способы лабораторного тестирования данных катионов, спрогнозируйте
результат и запишите изменения, сопровождающие данные превращения:
11
Cu
2+
Fe
2+
Fe
3+
b) Составьте соответствующие полные сбалансированные молекулярные, ионные и
сокращенные ионные уравнения реакций.
Cu
2+
Fe
2+
Fe
3+
Дескриптор Обучающийся
− определяет «сухим» способом катионы металлов по цвету пламени (6
из 7-ми);
− прогнизирует результат качественного определения катионов Fe
2+
,
Fe
3+
, Cu
2+
в водных растворах солей;
− составляет сбалансированное полное молекулярное, ионное и
сокращенное ионное уравнение качественного определения катионов
Fe
2+
, Fe
3+
, Cu
2+
в водных растворах солей.
12
Раздел 9.1В Качественный анализ неорганических соединений
Цель обучения 9.4.1.10 Проводить качественные реакции на хлорид-, бромид-,
йодид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, нитрат-, силикат-ионы
и описывать результаты наблюдения реакции ионного
обмена
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет результаты качественных реакций на хлорид-,
бромид-, йодид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, нитрат-,
силикат-ионы
 Описывает наблюдения реакций ионного обмена и
составляет соотвествующие уравнения реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Лабораторный опыт №5
«Определение анионов Сl

, Br

, I

, PO4
3–
, SO4
2–
, CO3
2–
, NO3

, SiO3
2-
в водных растворах»
1. Обнаружение сульфат-ионов SO4
2-.
В пробирку налить 1 мл раствора сульфата натрия, добавить раствор хлорида бария.
Что наблюдаете?
2. Обнаружение карбонат-ионов СО3
2-.
К 2 мл раствора карбоната натрия прилить раствор соляной кислоты. Что наблюдаете?
3. Обнаружение фосфат, хлорид, бромид- и иодид- ионов.
К 1 мл растворов данных солей прилить раствор нитрата серебра. Что наблюдаете?
4. Обнаружение нитрат-ионов.
К 1 мл раствора нитрата натрия прилить 0,5 мл раствора щелочи, добавить кусочек
алюминиевой фольги и нагреть. Проверить выделяющийся газ на запах и индикатором.
5. Обнаружение силикат-ионов.
К 1 мл раствора силиката натрия прилить 2 мл раствора соляной кислоты, пробирку
встряхнуть. Что наблюдаете?
Заполните таблицу результатами эксперимента:
Определяемый
анион
Качественный
реагент на
анион
Наблюдение Уравнение реакции
SO4
2-СО3
2-PO4
3-Cl
-
13
Br
I
NO3
-SiO3
2-Дескриптор Обучающийся
− фиксирует наблюдения при обнаружении SO4
2-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении СО3
2-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении PO4
3-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении Cl
-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении Br
-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении I
-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении NO3
-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции;
− фиксирует наблюдения при обнаружении SiO3
2-и составляет
сбалансированное молекулярное уравнение реакции.
14
Раздел 9.1В Качественный анализ неорганических соединений
Цель обучения 9.4.1.11 Составлять план эксперимента по определению
катионов и анионов незнакомых веществ и осуществлять
его на практике
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет план эксперимента по определению катионов
и анионов незнакомых веществ и осуществляет его на
практике
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Практическая работа №2
«Качественный анализ состава неорганического соединения»
Три пронумерованные пробирки содержат растворы сульфата меди (ІІ), хлорида бария,
йодида калия соответственно.
1. Исследуйте качественный состав солей, содержащихся в трех пронумерованных
пробирках по изменению цвета пламени на катионы.
Результаты занесите в таблицу:
Определяемый ион Цвет пламени Формула соли
2. Исследуйте качественный состав солей на следующие анионы: сульфат, хлорид, йодид
Результаты занесите в таблицу:
Определяемый
анион
Качественный
реагент на
анион
Наблюдение Уравнение реакции
SO4
2-Сl
I
-Результат эксперимента:
Пробирка №1 Пробирка №2 Пробирка №3
15
Дескриптор Обучающийся
− фиксирует результаты качественного обнаружения катионов (Cu
2+
,
Ba
2+
, K
+
) и указывает цвет пламени;
− фиксирует результаты качественного обнаружения анионов (SO4
2-,
Сl
-, I
-);
− описывает наблюдения качественного обнаружения анионов (SO4
2-Сl
-, I
-);
− составляет сбалансированные молекулярные уравнения химических
реакции;
− определяет растворы в пробирках №1, №2, №3.
16
Раздел 9.1В Качественный анализ неорганических соединений
Цель обучения 9.2.3.1 Производить расчеты по химическим уравнениям, если
одно из реагирующих веществ дано в избытке
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет по химическим уравнениям массу,
количество вещества или объем продукта/реагента
реакции, если одно из реагирующих веществ взято в
избытке
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Сколько граммов средней соли получится при взаимодействии 6 г гидроксида натрия и 9,8
г серной кислоты, взятых в растворах.
2. Сколько граммов хлорида аммония образуется при взаимодействии 5,6 л аммиака (н.у.) и
7,3 г хлороводорода?
3. На 200 г 10%-го раствора серной кислоты подействовали 40 г оксида алюминия. Найдите
массу образовавшейся воды.
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированное молекулярное уравнение химической
реакции;
− определяет по мольному фактору реагирующее вещество, взятое в
избытке;
− вычисляет массу продукта реакции по реагирующему веществу
взятому в недостатке;
− записывает ответ.
17
Раздел 9.1С Скорость химических реакций
Цель обучения 9.3.2.2 Определять факторы, влияющие на скорость реакций и
объяснять их с точки зрения кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет факторы, влияющие на скорость реакций и
объясняет их с точки зрения кинетической теории частиц
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Дополните пропущенные слова в предложениях:
a) Чем больше ______________________ реагирующих веществ, тем ___________
столкновений и, соответственно, выше скорость реакции.
b) _________________________ — это вещества, участвующие в химической
реакции и ____________________ ее скорость или направление, но по окончании
реакции остающиеся __________________________ количественно и качественно.
c) Для _______________________ веществ _____________________ давления
приводит к увеличению __________________ реакции.
2. Заполните таблицу:
№ Факторы, влияющие на
скорость химической
реакции
Закономерности изменения скорости с точки
зрения кинетической теории частиц, при
изменении условий
1
2
3
4
5
Дескриптор Обучающийся
− записывает пропущенные слова в утверждениях (7 из 8-ми);
− указывает фактор (концентрация), влияющий на скорость
химической реакции с точки зрения кинетической теории частиц;
− указывает фактор (температура), влияющий на скорость
химической реакции с точки зрения кинетической теории частиц;
− указывает фактор (давление, только для газообразных веществ),
влияющий на скорость химической реакции с точки зрения
кинетической теории частиц;
− указывает фактор (поверхность соприкосновения реагирующих
веществ, для гетерогенных систем), влияющий на скорость
химической реакции с точки зрения кинетической теории частиц;
− указывает фактор (катализатор/ингибитор), влияющий на скорость
химической реакции с точки зрения кинетической теории частиц.
18
Раздел/Тема 9.1С Скорость химических реакций
Цель обучения 9.3.2.3 Объяснять отличие катализатора от реагентов и влияние
на скорость реакции
Критерий оценивания Обучающийся
 Отличает катализатор от реагентов и объясняет его
влияние на скорость химической реакции
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Запишите определение термина «катализатор».
2. Оксид азота (N2O) используется в качестве ракетного топлива. В приведенной ниже
таблице даны значения энергии активации разложения оксида азота при участии
различных катализаторов:
2N2O(г) → 2N2(г) + O2(г)
Протекание реакции Ea / кДж/моль
Без катализатора 245
С золотым катализатором (Au) 121
С железным катализатором (Fe) 116
С платиновым катализатором (Pt) 136
a) Определите какой катализатор является наиболее эффективным для данной реакции
разложения, используя данные в таблице. Аргументируйте свой ответ:
b) Как катализатор влияет на скорость химической реакции?
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение термина «катализатор»;
− определяет наиболее эффективный катализатор по имеющимся
справочным данным;
− аргументирует свой ответ;
− объясняет влияние катализатора на скорость реакции.
19
Раздел 9.1D Обратимые реакции
Цель обучения 9.3.3.1 Знать обратимые и необратимые реакции
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует определение обратимых и необратимых
реакций
 Приводит примеры обратимых и необратимых реакций
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Запишите определение обратимым химическим реакциям и приведите пример обратимой
реакции.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Запишите определение «необратимым» химическим реакциям и приведите пример.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение обратимой химической реакции;
− приводит пример обратимой химической реакции;
− формулирует определение необратимой химической реакции;
− приводит пример необратимой химической реакции.
20
Раздел 9.1D Обратимые реакции
Цель обучения 9.3.3.2 Описывать равновесие как динамический процесс и
прогнозировать смещение химического равновесия по
принципу Ле Шателье-Брауна
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет равновесие как динамический процесс и
прогнозировать смещение химического равновесия по
принципу Ле Шателье-Брауна
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Определите, каковы характеристики динамического равновесия.
1) Имеются равные количества реагентов и продуктов.
2) Концентрации реагентов и продуктов остаются постоянными.
3) Скорость прямой реакции такая же, как скорость обратной реакции.
Какое из утверждений верно?
A B C D
1, 2 и 3 только 1 и 2 только 2 и 3 только 1
A B C D
2. Заполните таблицу, указав смещение химического равновесия при влиянии внешних
факторов на следущие процессы:
Химические процессы Повышение
давление
Повышение температуры
2Н2(г) + О2(г) 2Н2О(г) +483.6 кДж;
СаСО3(к) СаО(к) + СО2(г) -179 кДж;
3. Укажите, какие изменения внешних факторов позволят увеличить выход продукта
следующей реакции:
СО2(г) + С(графит) 2СО(г).
Дескриптор Обучающийся
− определяет характеристики динамического равновесия;
− прогнозирует смещение химического равновесия по принципу
Ле Шателье-Брауна;
− указывает изменение внешних факторов, способствующих
увеличению выхода продукта.
21
Раздел 9.1D Обратимые реакции
Цель обучения 9.3.3.3 Понимать и различать влияние изменения условий на
скорость химической реакции и на состояние
химического равновесия
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает влияние изменения условий на скорость
химической реакции и на состояние химического
равновесия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Какие условия позволят увеличить выход аммиака?
N2(г) + 3H2(г) ↔2NH3(г) + 92 кДж
катализатор давление температура
A отсутствует высокое низкая
B отсутствует низкое высокая
C присутствует высокое высокая
D присутствует низкое низкая
2. Если газ N2O4 поместить в герметичный сосуд, то устанавливается следующее
равновесие: N2O4 (г) 2NO2 (г)
Прямая реакция является эндотермической. Что произойдет при увеличении
температуры в системе?
1) Увеличивается концентрция NO2
2) Увеличивается концентрция N2O4
3) Равновесие не смещается
Какое из утверждений верно?
A B C D
1, 2 и 3 только 1 и 2 только 2 и 3 только 1
3. Раствор перекиси водорода разлагается очень медленно на кислород и воду.
Как можно увеличить скорость реакции?
Дескриптор Обучающийся
− определяет влияние изменения условий на скорость химической
реакции;
− различает условия, влияющие на скорость химической реакции;
− определяет влияние изменения условий на состояние
химического равновесие;
− определяет условия, влияющие на скорость реакции.
22
2 четверть
Раздел 9.2А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 9.2.2.3 Знать и уметь использовать правила нахождения
степеней окисления
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет степени окисления
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. При хлорировании водопроводной воды хлор реагирует с водой по следующей реакции:
Cl2(г) + H2O(ж)→ HOCl(водн) + HCl(водн)
Определите степени окисления хлора до и после реакции.
2. Определите степени окисления:
a) Si в SiF4 k) Tl in TlCl
b) S в H2S l) C в CaC2
c) Pb в PbO2 m) H в AlH3
d) S в H2SO4 n) C в C2O4
2-e) N в NO3
-o) I в IO3
-f) N в NO2
-p) Cl в Cl2O7
g) I в I2 q) O в OF2
h) S в S2O3
2-r) Fe в Fe3O4
i) Cl в ClO
s) S в S4O6
2-j) Cl в ClO3
-t) C в HCN
Дескриптор Обучающийся
− использует метод «нулевой суммы» для определения степени
окисления;
− определяет степени окисления элементов в соединении или
ионе.
23
Раздел 9.2А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 9.2.2.5 Понимать окислительно-восстановительные
реакции как реакции, протекающие с изменением
степеней окисления
Критерий оценивания Обучающийся
 Отличает окислительно-восстановительные реакции
как реакции, протекающие с изменением степеней
окисления
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте реакцию взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой.
Является ли данная реакция окислительно-восстановительной?
2. Перманганат калия реагирует с соляной кислотой по следующей реакции:
2 KMnO4 + 16 HCl → 2 KCl + 2 MnCl2 + 5 Cl2 + 8 H2O
Определите степень окисления каждого элемента до и после реакции.
Является ли данная реакция окислительно-восстановительной? Обоснуйте свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение химической реакции;
− определяет степени окисления элементов;
− различает окислительно-восстановительную реакцию;
− объясняет свой ответ.
24
Раздел 9.2А Окислительно-восстановительные реакции
Цель обучения 9.2.2.7 Расставлять коэффициенты методом электронного
баланса в уравнениях окислительно-восстановительных реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Расставляет коэффициенты методом электронного
баланса в уравнениях окислительно-восстановительных реакций
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
Расставьте коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций
методом электронного баланса:
а) P + HNO3 + H2O → H3PO4 + NO
в) KMnO4 + Na2SO3 + KOH → K2MnO4 + Na2SO4 + H2O
с) NaCrO2 + PbO2 + NaOH → Na2CrO4 + Na2PbO2 + H2O
Дескриптор Обучающийся
− определяет степени окисления элементов;
− составляет электронный баланс;
− расставляет коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
25
Раздел 9.2В Металлы и сплавы
Цель обучения 9.1.4.1 Объяснять свойства металлов, применяя знания о
металлической связи и кристаллической решетке
металлов
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет свойства металлов, применяя знания о
металлической связи и кристаллической решетке
металлов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. На приведенной ниже диаграмме показана часть гигантской металлической структуры.
a) Объясните основные особенности металлической связи, используя эту диаграмму.
b) Объясните, почему металлы являются хорошими проводниками электричества.
c) Объясните, почему в целом металлы имеют высокие температуры плавления.
d) Объясните, почему калий лучше проводит электричество, чем литий.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет особенности строения металлической
кристаллической решетки;
− объясняет причину электропроводности металлов;
− объясняет причину высокой температуры плавления металлов.
26
Раздел 9.2В Металлы и сплавы
Цель обучения 9.1.4.3 Знать понятие сплава и объяснять его
преимущества
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет понятие сплава и его преимущества
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Дайте определение понятию сплав.
2. Определите, какое из этих утверждений о сплавах является правильным.
a) Большинство сплавов менее полезны, чем отдельные элементы, из которых они
сделаны.
b) Большинство сплавов более мягкие, чем отдельные элементы, из которых они
сделаны.
c) Большинство сплавов тверже, чем отдельные элементы, из которых они сделаны.
Ответ: __________________
3. Укажите какие из следующих свойств улучшается при добавлении хрома в сталь.
a) Устойчивость к коррозии
b) Электрические характеристики
c) Магнитные свойства
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение понятия «сплав»;
− определяет утверждения о сплавах;
− указывает свойство, улучшающее характеристики стали при
добавлении хрома.
27
Раздел 9.2В Металлы и сплавы
Цель обучения 9.2.3.2 Вычислять массу вещества по уравнению реакции,
если известна масса другого вещества, содержащего
определенную массовую долю примесей
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет массу вещества по уравнению реакции,
если известна масса другого вещества, содержащего
определенную массовую долю примесей
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Рассчитайте массу водорода, выделившегося при взаимодействии 325 г технического
цинка, содержащего 30 % примесей с раствором соляной кислоты.
2. Какая масса углекислого газа получится при сжигании 128 г метана, содержащего 20 %
примесей?
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение реакции;
− рассчитывает массу чистого реагента;
− определяет количество вещества;
− определяет массу продукта реакции.
28
Раздел 9.2С Элементы 1 (I), 2 (II) и 13 (III) групп и их соединения
Цель обучения 9.2.1.2 Составлять уравнения реакций, характеризующие
основные свойства оксидов и гидроксидов щелочных
металлов
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций, характеризующие
основные свойства оксидов и гидроксидов щелочных
металлов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Сравните химическую активность щелочных металлов с металлами II группы.
2. Запишите пример уравнения химической реакции взаимодействия одного щелочного
металла с водой.
3. Составьте уравнения реакций гидроксида калия, характеризующие его основные
свойства (не менее трех).
4. Составьте уравнения реакций оксида калия, характеризующие его основные свойства
(не менее трех).
Дескриптор Обучающийся
− определяет химические свойства щелочных металлов;
− составляет не менее трех уравнений реакций,
характеризующие основные свойства гидроксидов щелочных
металлов;
− составляет уравнения реакций, характеризующие основные
свойства оксидов щелочных металлов.
29
Раздел 9.2С Элементы 1 (I), 2 (II) и 13 (III) групп и их соединения
Цель обучения 9.2.1.6 Исследовать амфотерные свойства алюминия, его
оксида и гидроксида
Критерий оценивания Обучающийся
 Исследует амфотерные свойства алюминия, его
оксида и гидроксида
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Лабораторный опыт № 9
«Взаимодействие алюминия с раствором кислоты и щелочи»
Ход работы:
а) В пробирку поместите кусочек металлического алюминия и прилейте 5 капель 2М
раствора соляной кислоты. Что наблюдаете?
Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с соляной кислотой.
b) В пробирку поместите кусочек металлического алюминия и добавьте 5 капель 2М
раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с раствором гидроксида
натрия.
с) В две пробирки поместите по 4 капли раствора хлорида алюминия и осторожно
добавьте в каждую по 2 капли 2М раствора гидроксида натрия до образования осадка
гидроксида алюминия. К полученному осадку прибавьте: в одну пробирку 3 капли
соляной кислоты, в другую – такое же количество раствора гидроксида натрия. Что
наблюдаете?
Составьте уравнения соответствующих реакций.
Дескриптор Обучающийся
− проводит эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности;
− исследует свойства алюминия и записывает свои наблюдения;
− составляет уравнения реакций взаимодействия алюминия с
соляной кислотой;
− составляет уравнения реакций взаимодействия алюминия с
раствором гидроксида натрия;
− составляет уравнение реакций взаимодействия хлорида алюминия
с гидроксидом натрия;
− составляет уравнение реакций взаимодействия гидроксида
алюминия с соляной кислотой;
− составляет уравнение реакций взаимодействия гидроксида
алюминия с гидроксидом натрия.
30
3 четверть
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их соединения
Цель обучения 9.1.4.5 Составлять электронные формулы молекул
галогенов, определять вид связи и тип
кристаллической решетки
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет электронные формулы молекул
галогенов, определяет вид связи и тип
кристаллической решетки
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Какое утверждение о броме является верным?
a) Бром нерастворим в неполярных растворителях.
b) Пары брома более плотнее, чем воздух.
c) Бром незначительно испаряется при нормальных условиях.
d) Газообразный бром имеет фиолетовый цвет.
2. Галогены хлор, бром, йод являются двухатомными молекулами при комнатной
температуре и давлении.
a) Запишите электронную формулу атома хлора.
b) Изобразите диаграмму «точек и крестов» для молекулы брома, отображая только
внешние электроны
c) Температуры кипения галогенов от хлора к йоду показаны в таблице:
Галоген Температуры кипения,
0
С
Хлор - 35
Бром 59
Йод 184
Объясните тенденцию изменения температур кипения у представителей группы
галогенов.
Укажите вид связи и тип кристаллической решетки в молекулах галогенов.
Дескриптор Обучающийся
− указывает утверждение, характеризующее свойства брома;
− составляет электронную формулу галогена;
− изображает молекулу брома с помощью диаграммы «точек и
крестов»;
− объясняет закономерности изменения свойств галогенов;
− определяет вид связи галогенов;
− определяет тип кристаллической решетки галогенов.
31
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.9 Описывать химические свойства хлора:
взаимодействие с металлами, водородом и
галогенидами
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций, характеризующие
химическое свойства хлора
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. При пропускании хлора через водный раствор бромида натрия протекает химическая
реакция.
a) Что можно наблюдать в результате данной реакции?
b) Напишите уравнение данной реакции.
c) Почему не идет реакция между бромом и водным раствором хлорида натрия?
2. Составьте уравнения реакций взаимодействия хлора:
a) с натрием
b) с магнием
c) с водородом
Дескриптор Обучающийся
− объясняет реакции хлора с галогенидами;
− составляет уравнение реакции взаимодействия хлора с
бромидом натрия;
− описывает изменения, происходящие при взаимодействия
хлора с бромидом натрия;
− составляет уравнение реакции взаимодействия хлора с натрием
и магнием;
− составляет уравнение реакции взаимодействия хлора с
водородом.
32
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.12 Сравнивать физические свойства аллотропных
видоизменений серы и составлять уравнения
реакций, отражающие химические свойства серы
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает физические свойства аллотропных
видоизменений серы и составляет уравнения
реакций, отражающие химические свойства серы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Заполните таблицу:
Свойства Ромбическая сера Моноклинная сера Пластическая сера
Цвет
Форма
Температура
плавления
Стабильность
структуры
2. Определите какое утверждение о сере не является верным.
a) Ромбическая сера более стабильна, чем моноклинная сера при комнатной
температуре
b) Пластическая сера имеет кристаллическую структуру
c) Самородная сера может быть найдена в вулканах
d) Сера входит в состав пирита
3. Составьте уравнения химических реакций, отражающих химические свойства серы:
a) реакция серы с металлами:
b) реакция серы с неметаллами:
c) реакция серы с концентрированной кислотой:
Дескриптор Обучающийся
− указывает физические свойства аллотропных видоизменений
серы;
− составляет уравнения химических реакций серы с металлами;
− составляет уравнения химических реакций серы с
неметаллами;
− составляет уравнения химических реакций серы с
концентрированной кислотой.
33
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.13 Сравнивать физические и химические свойства
оксидов серы (IV) и (VI) и объяснять
физиологическое воздействие диоксида серы
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает физические и химические свойства
оксидов серы (IV) и (VI) и объясняет
физиологическое воздействие диоксида серы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства
оксидов серы (IV) и (VI).
2. Составьте диаграмму Вена для сравнения физических свойств оксидов серы (IV) и (VI).
3. Объясните физиологическое воздействие диоксида серы:
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнения химических реакций, характеризующих
химические свойства оксида серы (IV);
− составляет уравнения химических реакций, характеризующих
химические свойства оксида серы (VI);
− составляет диаграмму Вена для сравнения физических свойств
оксидов серы (IV) и (VI);
− объясняет физиологическое воздействие диоксида серы.
34
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.14 Исследовать физические и химические свойства
раствора серной кислоты и ее солей
Критерий оценивания Обучающийся
 Исследует физические и химические свойства
раствора серной кислоты и ее солей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
Практическая работа № 5
«Изучение химических свойств разбавленной серной кислоты и ее солей»
Опыт I. Взаимодействие разбавленной серной кислоты с основаниями.
a) с щелочами:
К 1 мл раствора гидроксида натрия добавьте 1 каплю фенолфталеина.
Прилейте серной кислоты до обесцвечивания раствора.
Составьте уравнение химической реакции.
b) с нерастворимыми в воде основаниями:
К 1 мл раствора сульфата меди (II) прилейте раствор щелочи до образования
гидроксида меди (II).
Добавьте кислоты до растворения осадка.
Составьте уравнение химической реакции.
Опыт II. Взаимодействие с солями.
a) К 1 мл раствора серной кислоты добавлять раствор хлорида бария до выпадения
осадка. Составьте уравнение химической реакции.
b) К 1 мл раствора карбоната (или гидрокарбоната) натрия добавить кислоты. Что
наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение, демонстрирующее химическое свойство
разбавленной серной кислоты (нейтрализации);
− составляет уравнение химической реакции разбавленной
серной кислоты с нерастворимым основанием;
− составляет уравнение химической реакции разбавленной
серной кислоты с хлоридом бария;
− составляет уравнение химической реакции разбавленной
серной кислоты с карбонатом натрия;
− формулирует вывод по химическим свойствам раствора серной
кислоты.
35
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.3.3 Вычислять выход продукта реакции по сравнению с
теоретически возможным
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет выход продукта реакции по сравнению с
теоретически возможным
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль
массой 4,5 г. Определите выход продукта реакции (%).
2. Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой
для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV)
составляет 90%.
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированное уравнение химической реакции;
− вычисляет теоретическую массу (объем) продукта реакции;
− определяет массовую долю выхода продукта;
− вычисляет массу исходного вещества.
36
Раздел 9.3АЭлементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.1.4.6 Объяснять молекулярную, электронную и
структурную формулы аммиака
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет молекулярную, электронную и
структурную формулы аммиака
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Изобразите молекулярную, электронную и структурную формулы молекулы аммиака.
2. Объясните, какие свойства обусловлены особенностями строения молекулы аммиака.
Дескриптор Обучающийся
− изображает молекулярную, электронную и структурную
формулы аммиака;
− объясняет, какие свойства обусловлены особенностями
строения молекулы аммиака:
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.3.3.5 Описать процесс производства аммиака
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает процесс производства аммиака
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Процесс Габера широко используется в производстве аммиака.
a) Составьте уравнение химической реакции.
b) Запишите название основных источников двух реагентов, используемых в
процессе Габера.
c) Приведите оптимальные условия процесса производства аммиака.
d) Объясните, как повышение температуры в реакционном сосуде влияет на выход аммиака.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение химической реакции производства
аммиака;
− записывает основные источники реагентов в процессе Габера;
− определяет оптимальные условия протекания процесса;
− объясняет влияние повышения температуры на выход аммиака.
38
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.20 Описывать специфичность взаимодействия
разбавленной и концентрированной азотной
кислоты с металлами и уметь составлять уравнения
реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения химических реакций
взаимодействия разбавленной и концентрированной
азотной кислоты с металлами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Закончите следующие уравнения реакций:
1) Zn + HNO3 (разб.) →
2) Ni+HNO3 (конц.) →
3) Cu+HNO3 (разб.) →
4) Са + HNO3(конц.) →
5) Cu + HNO3 (конц.) →
6) Na + HNO3(разб.) →
Дескриптор Обучающийся
− определяет продукты реакций взаимодействия
концентрированной азотной кислоты с неактивными металлами;
− определяет продукты реакций взаимодействия
концентрированной азотной кислоты с активными металлами;
− определяет продукты реакций взаимодействия
концентрированной азотной кислоты с металлами средней
активности;
− определяет продукты реакций взаимодействия разбавленной
азотной кислоты с неактивными металлами;
− определяет продукты реакций взаимодействия разбавленной
азотной кислоты с активными металлами;
− определяет продукты реакций взаимодействия разбавленной
азотной кислоты с металлами средней активности.
39
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.22 Сравнивать аллотропные модификации фосфора
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает аллотропные модификации фосфора
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Запишите три аллотропные модификации фосфора:
Сравните физические характеристики трёх модификаций фосфора:
Дескриптор Обучающийся
− записывает три аллотропные модификации фосфора;
− сравнивает физические характеристики трех модификаций
фосфора.
40
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.23 Объяснять общие химические свойства фосфора и
его соединений
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения химических реакций,
демонстрирующие общие химические свойства
фосфора и его соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Осуществите схему превращений: Р → Р2О5 → Н3РО4 → Na3PO4 → Ca3(PO4)2
1
2
3
4
2. Завершите химические уравнение следующих реакций. Сбалансируйте и назовите
продукты реакций.
Н3РО4 + NaOH →
Н3РО4 + NaOH →
Н3РО4 + NaOH →
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированные уравнения химических реакций;
− записывает названия продуктов реакций.
41
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.4.2.3 Называть классификацию минеральных удобрений
и питательные элементы, входящие в их состав
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует минеральные удобрения и
питательные элементы, входящие в их состав
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните таблицу:
Название
минерального
удобрения
Химический состав Цвет и внешний вид Питательные
элементы в составе
удобрений
Дескриптор Обучающийся
− называет минеральное удобрение;
− определяет химический состав;
− определяет питательные элементы, входящие в состав
удобрений;
− описывает цвет и внешний вид удобрения.
42
Раздел 9.3А Элементы 17 (VII), 16 (VI), 15 (V), 14 (VІ) групп и их
соединения
Цель обучения 9.2.1.25 Характеризовать основные химические свойства
кремния и его соединений, составлять уравнения
реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует основные химические свойства
кремния и его соединений, составляет уравнения
реакций
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Твердый кремний и твердый хлорид магния образуются, когда тетрахлорид кремния
реагирует с металлическим магнием. Напишите уравнение химической реакции.
2. Напишите реакции взаимодействия кремния с:
a) кислородом
b) хлором
c) серой
d) концентрированным раствором гидроксида натрия
e) кальцием
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с
хлоридом магния;
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с
кислородом;
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с хлором;
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с серой;
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с
концентрированным раствором гидроксида натрия;
− составляет уравнения реакций взаимодействия кремния с
кальцием.
43
Раздел 9.3В Химические элементы в организме человека
Цель обучения 9.5.1.1 Называть элементы, входящие в состав организма
человека и объяснять их значение (О, С, Н, N, Ca, P,
K, S, Cl, Mg, Fe)
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает элементы, входящие в состав организма
человека и их значение (О, С, Н, N, Ca, P, K, S, Cl,
Mg, Fe)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Заполните таблицу:
Элементы в составе
организма человека
Значение элементов в организме человека
Кислород
Углерод
Водород
Азот
Кальций
Фосфор
Калий
Сера
Хлор
Магний
Железо
Дескриптор Обучающийся
− называет значение элементов в организме человека.
44
Раздел 9.3В Химические элементы в организме человека
Цель обучения 9.5.1.3 Объяснять роль кальция и железа в организме
человека
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет роль кальция и железа в организме
человека
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Объясните роль кальция и железа в организме человека.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
К чему приводит дефицит этих элементов в организме?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет роль кальция в организме человека;
− объясняет роль железа в организме человека;
− объясняет последствия дефицита кальция в организме;
− объясняет последствия дефицита железа в организме.
45
Раздел 9.3В Химические элементы в организме человека
Цель обучения 9.5.1.5 Называть источники загрязнения тяжелыми
металлами и объяснять их воздействие на
организмы
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает источники загрязнения тяжелыми
металлами и объясняет их воздействие на
организмы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. К токсичным металлам можно отнести ртуть, свинец, хром и …
a) Углерод
b) Кадмий
c) Титан
d) Гелий
2. На рисунках даны примеры источников загрязнения окружающей среды.
Объясните экологические проблемы, изображенные на рисунках.
Предложите пути решения данных проблем загрязнения окружающей среды
тяжелыми металлами.
Объясните последствия воздействия токсичных металлов на живые организмы.
Дескриптор Обучающийся
− записывает источники загрязнения токсичными металлами;
− объясняет последствия воздействия тяжелых металлов на
живые организмы;
− предлагает пути решения проблемы загрязнения;
46
4 четверть
Раздел 9.4А Введение в органическую химию
Цель обучения 9.4.3.2 Знать классификацию углеводородов и их
производных: спирты, альдегиды, карбоновые
кислоты, углеводы, аминокислоты
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует углеводороды и их производные:
спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы,
аминокислоты
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. На диаграмме показана структура соединения:
Какие функциональные группы содержит данная молекула?
2. Из предложенного перечня выберите структуру альдегида:
A. B.
C. D.
3. Какая формула представляет структуру н-пентана?
A. CH
3CH
2CHCH
2CH
3
B. (CH
3CH
2
)
2CH
3
C. CH
3(CH
2
)
3CH
3
D. CH
3(CH
3
)
3CH
3
4. Какое вещество является гомологом 1-хлорпропана?
A. 1-хлорпропен
B. 1-хлорбутан
C. 1-бромпропан
D. 1,1-дихлорпропан
5. Найдите соответствие формулы и класса органических соединений:
CH CH CH
O
3 2 CH CCH
O
3 3 CH CH COH
O
3 2 CH COCH
O
3 3
47
Формула Класс органических
соединений
А 1
Карбоновая кислота
В 2 Альдегид
С 3 Углевод
D 4 Аминокислота
Дескриптор Обучающийся
− определяет соединение класса углеводородов;
− определяет соединение класса галогеналканов;
− определяет соединение класса спиртов;
− определяет соединение класса альдегидов;
− определяет соединение класса карбоновых кислот;
− определяет соединение класса углеводов;
− определяет соединение класса аминокислот.
48
Раздел 9.4А Введение в органическую химию
Цель обучения 9.4.3.3 Объяснять понятие функциональной группы, как
группы определяющей характерные химические
свойства данного класса соединений
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает функциональные группы, как группы
определяющей характерные химические свойства
данного класса соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
Заполните таблицу:
Класс Алкены Спирты Карбоновые кислоты
Общая формула
Функциональная
группа
Простейший
представитель класса
Пример уравнения
химической реакции
Дескриптор Обучающийся
− записывает общую формулу и функциональную группу;
− приводит пример уравнения химической реакции.
49
Раздел 9.4А Введение в органическую химию
Цель обучения 9.4.3.5 Использовать номенклатуру основных классов
органических соединений по IUPAC: алканы, алкены,
алкины, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты,
аминокислоты
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует номенклатуру основных классов
органических соединений по IUPAC для
определения веществ класса: алканы, алкены,
алкины, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты,
аминокислоты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Назовите соединение по номенклатуре IUPAC:
A) 3,4-диметилпентан B) 2,3-метилпентан
C) 2,3-диметилпентан D) 2,3-диметилбутан
2. Назовите соединение:
A) 3-метил,2-этилпентен-2 B) 3,4-диметилгексен-3
C) 3-метил,4-этилпентен-3 D) 2,3-диметилгептен-3
3. Напишите структурные формулы следующих соединений:
A) 2-метилбутанол-2
B) 2,2,3-триметилпентаналь
C) 4-метилпентин-2
D) 2,4-диметил,3-этилпентановая кислота
E) 3-аминобутановая кислота
Дескриптор Обучающийся
− записывает названия соединений по номенклатуре IUPAC;
− составляет структурные формулы по названию соединений.
50
Раздел 9.4А Введение в органическую химию
Цель обучения 9.2.3.4 Определять молекулярную формулу газообразного
вещества по относительной плотности и массовым
долям элементов
Критерий оценивания Обучающийся
 Вычисляет молекулярную формулу газообразного
вещества по относительной плотности и массовым
долям элементов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Углеводород, W, содержит 92,3% углерода по массе. Относительная молекулярная
масса W составляет 78,0.
а) Вычислите эмпирическую формулу W.
b) Вычислите молекулярную формулу W.
2. Найти молекулярную формулу вещества, содержащего 81,8% углерода и 18,2%
водорода. Относительная плотность вещества по азоту равна 1,57.
3. При полном сгорании неизвестной массы углеводорода образовалось 4,48 л углекислого
газа и 3,6 г воды. Относительная плотность вещества по водороду равна 14. Выведите
молекулярную формулу углеводорода.
Дескриптор Обучающийся
− определяет молекулярную формулу газообразного вещества по
относительной плотности и массовым долям элементов;
− вычисляет эмпирическую формулу;
− вычисляет молекулярную формулу.
51
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.7 Описывать химические свойства алканов и
подтверждать их уравнениями реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения, демонстрирующие
химические свойства алканов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Напишите сбалансированные уравнения полного сгорания следующих алканов:
a) C7H16
b) C4H10
c) C11H24
d) C8H18
2. Составьте уравнения реакций:
a) взаимодействия алкана с галогеном
b) взаимодействия алкана азотной кислотой
c) изомеризации алкана
d) крекинга алкана
Дескриптор Обучающийся
− составляет сбалансированное уравнение реакции полного горения
алкана;
− составляет уравнение реакции взаимодействия алкана с галогеном;
− составляет уравнение реакции взаимодействия алкана азотной
кислотой;
− составляет уравнение реакции изомеризации алкана;
− составляет уравнение реакции крекинга алкана.
52
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.10 Изучить химические свойства алкенов на примере
этена (горение, гидрирование, гидратация,
галогенирование, качественные реакции),
подтверждать их уравнениями химических реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения реакций, демонстрирующие
химические свойства алкенов на примере этена
(горение, гидрирование, гидратация,
галогенирование, качественные реакции)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте уравнения следующих реакций:
a) горение этена
b) гидрирование этена
c) гидратация этена
d) галогенирование этена
2. Приведите примеры качественных реакций, характерных для алкенов.
Запишите уравнения соответствующих реакций.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение реакции горения этена;
− составляет уравнение реакции гидрирования этена;
− составляет уравнение реакции гидратации этена;
− составляет уравнение реакции галогенирования этена;
− объясняет качественные реакции алкенов;
− подтверждает качественные реакции соответствующими
уравнениями реакций.
53
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.11 Объяснять особенности строения полимеров и
механизм реакций полимеризации на примере
полиэтилена
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет особенности строения полимеров и
механизм реакций полимеризации на примере
полиэтилена
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Напишите уравнение полимеризации этилена.
Объясните механизм реакции полимеризации.
Охарактеризуйте строение полимеров.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение полимеризации этилена;
− объясняет механизм реакции полимеризации;
− характеризует строение полимеров.
54
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.13 Изучить химические свойства алкинов на примере
этина (горение, гидрирование, гидратация,
галогенирование, качественные реакции),
подтверждать их уравнениями химических реакций
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет уравнения, демонстрирующие
химические свойства алкинов на примере этина
(горение, гидрирование, гидратация,
галогенирование, качественные реакции)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Составьте уравнения для следующих реакций:
a) горение этина
b) гидрирование этина
c) гидратация этина
d) галогенирование этина
2. Приведите примеры качественных реакций, характерных для алкинов.
Запишите изменения, сопровождающие эти превращения. Поясните свой ответ.
Дескриптор Обучающийся
− составляет уравнение реакции горения этина;
− составляет уравнение реакции гидрирования этина;
− составляет уравнение реакции гидратации этина;
− составляет уравнение реакции галогенирования этина;
− объясняет качественные реакции алкинов и указывает
изменения, сопровождающие эти превращения.
55
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.14 Описывать получение, свойства и применение
бензола
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает уравнения получения, свойства и
применение бензола
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Предложите способы получения бензола. Подтвердите их соответствующими
уравнениями реакций.
2. Перечислите области применения бензола.
3. Какое из следующих утверждений о химических свойствах бензола является
правильным?
a) Он легко вступает как в реакции замещения, так и в реакции присоединения.
b) Он легко подвергается реакции замещения, но не реакции присоединения.
c) Он легко подвергается реакции присоединения, но не реакции замещения.
d) Он не подвергается реакциям замещения и реакциям присоединения.
4. Составьте следующие уравнения реакций:
a) взаимодействие бензола с азотной кислотой
b) взаимодействие бензола с хлором
c) полное горение бензола
d) получение гексахлорциклогексана из бензола
Дескриптор Обучающийся
− составляет способы получения бензола;
− приводит области применения бензола;
− определяет верное утверждение о свойствах бензола;
− составляет уравнение реакции взаимодействия бензола с азотной
кислотой;
− составляет уравнение реакции взаимодействия бензола с хлором;
− составляет уравнение реакции полного горения бензола;
− составляет уравнение реакции получение гексахлорциклогексана
из бензола.
56
Раздел 9.4В Углеводороды. Топливо
Цель обучения 9.4.3.17 Называть фракции нефти и области применения
продуктов перегонки сырой нефти
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает фракции нефти и области применения
продуктов перегонки сырой нефти
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Нефть представляет собой смесь углеводородов.
a) Дайте определение термину «углеводород».
b) Нефть может быть разделена на различные фракции фракционной дистилляцией.
На диаграмме показана ректификационная колонна. Фракции показаны буквами.
Подпишите буквы названиями соответствующих фракций.
c) Опишите, как фракционная дистилляция используется для разделения нефти
на фракции.
d) Укажите области применения продуктов перегонки сырой нефти.
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение термина углеводород;
− записывает фракции нефти;
− описывает процесс фракционной перегонки нефти;
− записывает области применения продуктов перегонки сырой
нефти.
57
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения
Цель обучения 9.4.3.18 Знать классификацию кислородсодержащих
органических соединений
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет классификацию кислородсодержащих
органических соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Определите, какое из этих соединений является кетоном.
А С.
В. D.
2. Определите, формулы какого класса соединений даны ниже.
Назовите их, используя номенклатуру IUPAС.
Дескриптор Обучающийся
− определяет класс кислородсодержащих органических
соединений;
− записывает названия соединений по формуле, используя
номенклатуру IUPAС.
58
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические
соединения
Цель обучения 9.4.3.22 Знать состав карбоновых кислот и описывать
химические свойства уксусной кислоты и его
применение
Критерий оценивания Обучающийся
 Записывает состав карбоновых кислот и описывает
химические свойства уксусной кислоты и его
применение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Этанол и этановую кислоту можно отличить по точкам их плавления. Укажите
и объясните, какое из двух соединений будет иметь более высокую
температуру плавления.
2. Какое из нижеприведенных веществ менее растворимо в воде?
A. CH
2OHCHOHCH2OH
B.
C.
D.
3. Приведите примеры химических реакций, отражающих химические свойства
карбоновых кислот (не менее четырех).
4. Перечислите области применения уксусной кислоты.
Дескриптор Обучающийся
− объясняет свойства уксусной кислоты;
− указывает из приведенного перечня наименее растворимое в
воде соединение;
− описывает химические свойства карбоновых кислот;
− перечисляет области применения уксусной кислоты.
CH CCH
O
3 3
CH CH COH
O
3 2 CH COCH
O
3 3
59
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие
органические соединения
Цель обучения 9.4.3.23 Объяснять особенности сложных эфиров и жиров,
функции жиров
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет соответствие особенностей сложных
эфиров и жиров, функции жиров
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Соотнесите функции жиров с их возможностями:
Функции жиров Возможность
1 Структурная А Тепловая изоляция
2 Энергетическая В Водоотталкивающая, средство от
механических повреждений
3 Запасающая С В состав входят фосфолипиды,
гликолипиды
4 Защитная D При расщеплении 1 г жира выделяется
38,9 кДж
5 Терморегуляторная Е Создание резервного источника энергии
2. Допишите уравнение реакции и назовите продукты данных реакций.
А)
В)
Дескриптор Обучающийся
− определяет соответствие между функциями жиров с их
возможностью;
− записывает и называет продукты реакций.
60
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические
соединения
Цель обучения 9.4.3.26 Объяснять классификацию, биологическое значение
и функции углеводов
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет классификацию, биологическое значение
и функции углеводов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Объясните на чем основана классификация углеводов на примере представителей
моно-, ди- и полисахаридов:
2. Объясните биологическое значение и функции углеводов на примере представителей
моно-, ди- и полисахаридов:
Дескриптор Обучающийся
− объясняет классификацию углеводов;
− записывает химические формулы представителей моно-, ди- и
полисахаридов;
− объясняет биологическое значение и функции представителей
моно-, ди- и полисахаридов.
61
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические
соединения
Цель обучения 9.4.3.27 Объяснять образование пептидной связи между α-аминокислотами в белках
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет образование пептидной связи между
α-аминокислотами в белках
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Запишите определение пептидной связи.
2. Составьте уравнение реакции образования дипептида – глицилцистеин.
3. Назовите дипептид. Укажите пептидную связь.
Дескриптор Обучающийся
− записывает определение понятия пептидная связь;
− объясняет образование пептидной связи;
− называет дипептид;
− указывает пептидную связь;
− составляет уравнение химической реакции образования
дипептида – глицилцистеин.
62
Раздел 9.4С Кислородсодержащие и азотсодержащие органические
соединения
Цель обучения 9.4.3.28 Исследовать реакцию денатурации белка
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет реакцию денатурации белка
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задания
1. Дополните в таблице условие и сущность реакции денатурации белка.
Свойство Условие Факторы Продукт реакции
Денатурация Денатурированный
белок
2. Дополните схему. Определите и охарактеризуйте виды денатурации.
Дескриптор Обучающийся
− определяет условия, факторы, вызывающие денатурацию;
− указывает два вида денатурации белка.
Виды денатурации

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021