» » СОР И СОЧ Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс

СОР И СОЧ Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Русский язык» (с русским языком обучения) 9 класс

26 август 2019, Понедельник
225
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Русский язык»
(с русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила подготовить настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю. Задания с критериями оценивания и
дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять учащимся
конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать
аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей учащихся.
Сборник предназначен для учителей общеобразовательных школ Республики
Казахстан и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Плодотворной работы и творческих успехов!
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть .......................................................................................................................................... 4
Раздел 1 «Конфликты и миротворчество» ................................................................................. 4
Раздел 2 «Сухопутные страны» ................................................................................................ 10
2 четверть ........................................................................................................................................ 14
Раздел 3 «Традиции и культура» ............................................................................................. 14
Раздел 4 «Ресурсы планеты Земля» ......................................................................................... 20
3 четверть ........................................................................................................................................ 24
Раздел 5 «Подросток в современном мире» ........................................................................... 24
Раздел 6 «Всемирная связь» ..................................................................................................... 31
4 четверть ........................................................................................................................................ 34
Раздел 7 «Дилеммы и выбор» .................................................................................................. 34
Раздел 8 «СМИ» ........................................................................................................................ 38
4
1 четверть
Раздел «Конфликты и миротворчество»
Раздел/ тема Конфликты и миротворчество
Цель обучения 9.1.2.1 Определять основную мысль на основе микротем,
выражая свое отношение к услышанному
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Определяет основную мысль прослушанного
текста и выражает свое отношение к услышанному
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Посмотрите видеоролик о конфликте на Олимпиаде.
https://www.youtube.com/watch?v=gsrlSzeAnms
2. Подумайте о месте спорта в развитии мира, подготовьтесь представить краткий обзор
содержания текста, определите основную мысль и выразите свое отношение к проблеме
мировых конфликтов. Приведите аргументы для защиты своей точки зрения.
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет основную мысль прослушанного текста;
- выражает свою позицию по поводу услышанного;
- приводит аргументы для защиты своей точки зрения.
5
Раздел/ тема Конфликты и миротворчество
Цель обучения 9.2.6.1 Использовать разные виды чтения, в том числе
просмотровое чтение, чтение с составлением плана
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Знакомится с содержанием текста и подбирает
подзаголовки к частям текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Просмотрите текст. Сделайте текст удобным для чтения: разделите на абзацы и
озаглавьте их.
Территориальный спор – это разногласие при делении какой-либо территории, будь
то суша, море или воздушное пространство. Территориальный спор может привести к
войне, последствия которой могут быть просто необратимы.
История человечества полна войн, целью которых был захват новой территории или
возвращение бывших владений. Вторая половина нашего века изобиловала
территориальными конфликтами в Африке и Латинской Америке, а конец столетия
привлек внимание к Азии и пространству бывшего СССР.
Не успев как следует разобраться со своими притязаниями на сушу, государства
включились в борьбу за контроль над морским пространством и владение. Спорными
точками в такой борьбе стали отдельные острова и архипелаги в разных частях Мирового
Океана.
В каждом конкретном случае принятое решение — результат длительных
переговоров, взаимных уступок, а иногда, демонстрации силы или даже военного
противостояния.
Редко при решении территориальных споров страны руководствуются принципом
"uti possidetis" ("владей, чем владеешь"). В основном, так поступают страны с
колониальным прошлым, отторгнутые территории которых стали неотъемлемой частью
другого государства.
Гораздо чаще в международной практике встречаются другие пути решения
проблемы:
- образование кондоминиума — совместного владения (Вануату, бывшие
Новые Гебриды: Великобритания — Франция);
- признание суверенитета одного государства с немедленной передачей
территории в аренду другому на длительный срок (Гонконг: Китай —
Великобритания);
- в случае, если спор возник из-за природных ресурсов — совместная
разработка месторождения или его раздел (о. Шпицберген: Россия — Норвегия).
В некоторых странах совместная разработка трансграничных месторождений
закреплена законодательством. Компании, получившие лицензию на разработку такого
месторождения, обязаны сотрудничать с компаниями страны-соседа.
Итак, в конце прошлого века Азия — регион средоточия проблем, территориальных
споров — таит в себе огромный потенциал для новых конфликтов. Сейчас это регион
концентрации активизирующегося в последнее время национализма. Здесь растут,
крепнут и рушатся социальные надежды, увеличивается экономическое благосостояние, а
пропасть социального неравенства становится все шире. Азия крайне восприимчива к
политическим инновациям, благодаря высоким темпам роста населения и урбанизации.
6
Но одновременно здесь идет стремительное наращивание военной мощи. В 1995 г. Азия
стала, согласно данным Международного института стратегических исследований,
крупнейшим в мире импортером оружия, обогнав Европу и Ближний Восток.
Вся Азия, а особенно Восточная, охвачена энергичной деятельностью, которая
направлялась по мирному руслу быстрыми темпами экономического развития региона.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=28659
История миротворческой деятельности Казахстана
Миротворческой деятельности РК уже 18-й год. За это время казахстанские
военнослужащие участвовали в операциях по поддержанию мира и безопасности в
разных странах. История отечественной миротворческой деятельности берет начало с
создания казахстанского миротворческого батальона "Казбат". Он был сформирован
распоряжением Главы государства от 31 января 2000 года.
"Уже спустя три года Казахстан направил инженерно-саперное подразделение
батальона "Казбат" для участия в миротворческой деятельности в Ираке. За период
миротворческой деятельности было произведено девять ротаций, в которых в составе
коалиционных сил участвовало 290 военнослужащих казахстанской армии.
С начала миссии в Ираке батальоном было уничтожено более четырех миллионов
взрывоопасных предметов, очищено 6 718 кубометров воды. С 2005 года в рамках обмена
опытом инструкторами ВС РК были обучены саперному делу 572 курсанта Военной
академии Ирака. Казахстанские военные врачи постоянно привлекались в медицинскую
группу американской базы "Дельта", где более чем 5 000 представителям местного
населения и коалиции была оказана медицинская помощь – в основном, женщинам и
детям, пострадавшим от террористических атак.
Руководством Ирака была выражена огромная признательность Казахстану,
поскольку страна участвовала в операции "Свобода Ираку" с 19 августа 2003 года, и,
несмотря на все трудности и кризисные ситуации, осталась верной своему
союзническому долгу.
Политическими лидерами ведущих государств коалиции неоднократно давалась
высокая оценка вклада Казахстана в стабилизацию ситуации, обеспечение безопасности и
мирного строительства в Ираке.
Деятельность отечественных миротворцев не стоит на месте. С 2014 года 11
казахстанских офицеров в течение 12 месяцев проходили службу в рамках миссии ООН
по поддержанию мира и безопасности в Западной Сахаре и Кот-д’Ивуаре.
Стоит отметить, что руководство Организации объединенных наций положительно
оценило уровень подготовки наших военнослужащих и выразило заинтересованность в
направлении большего их количества в миссии ООН.
Министерство обороны совместно с МИД проводит плановую работу по
подготовке и направлению военных наблюдателей, штабных офицеров и миротворческой
роты ВС РК для участия в миротворческих миссиях ООН.
Свой профессионализм казахстанские миротворцы оттачивают в ходе тактико-специальных миротворческих учений. Одно из них – "Степной орел", проводимое
Вооруженными силами Казахстана, Великобритании и США. С 2003 года в учениях
принимают участие военнослужащие Афганистана, Германии, Италии, Кыргызстана,
Литвы, Непала, Таджикистана, Турции и Франции.
Участвуя в Иракской кампании, в миссиях "голубых касок", в Международных
учениях, казахстанские военные приобрели огромный опыт.
В 2015 году в Казахстане приняли закон "О миротворческой деятельности
Республики Казахстан". Как отмечают эксперты, закон был принят очень своевременно –
7
в период неоднозначных и сложных международных взаимоотношений. Сейчас
Казахстан вносит очередной вклад в развитие миротворческих миссий ООН путем
совместного с Индией развертывания своего контингента в Ливане.
http://today.kz/news/kazahstan/2018-10-30/771454-istoriya-mirotvorcheskoj-deyatelnostikazahstana/
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет основные части текста;
- озаглавливает каждую из частей;
- отражает в подзаголовках содержание частей текста.
8
Раздел/ тема Конфликты и миротворчество
Цели обучения 9.3.1.1 Составлять разные виды плана, в том числе
цитатный, тезисный
9.3.2.1 Излагать содержание текстов, синтезируя
информацию прослушанного, прочитанного и
аудиовизуального материала
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические
средства связи (союзы и союзные слова) в
сложных предложениях
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Cоставляет цитатный план текста;
 Излагает содержание текста, синтезируя
материалы из различных источников.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Прочитайте текст. Составьте его цитатный план. Напишите выборочное изложение
текста на тему: «Как преодолевают международные конфликты?», используйте
информацию из других источников. При изложении текста используйте сложные
союзные предложения.
Природа конфликта
Функционирование современного международного общества невозможно без
противостояния позиций и взглядов. Логическим следствием этого являются
противоречия и конфликты. Эти конфликты иногда приводили к международным
кризисам и вооруженной борьбе, причиняя серьезные и опасные последствия. Некоторые
из них оказались устойчивыми, а другие затихали на время и при определенных условиях
начинались с новой силою.
Ученые утверждают, что за последние 5,5 тыс. лет человечество жило в мире
максимум 300 лет. В течение этих 55 веков на нашей планете произошло 14,5 тыс. войн в
которых погибло 3.600.000.000 человек. За годы, прошедшие после окончания Второй
мировой войны, в мире произошло более 250 войн, в которых участвовали более 90
государств, а человеческие потери составили более 35 млрд. Косово, Чечня, Ирак, Сирия,
Украина. Хотим мы этого или нет, в развитии мирового сообщества существовали и
будут существовать конфликты. Важно, как их решают. Есть способы их разрешения
через насилие, вооруженные конфликты, или мирным путём.
Можно выделить несколько основных причин международных конфликтов:
несовершенство человеческой природы; бедность и неравенство в благосостоянии
народов разных стран; социально-экономический и политический строй государств,
уровень культуры; неустроенность международных отношений.
Предметом разногласий часто являются территории и границы, стремление занять
доминирующее положение в регионе, противостояние экономических, политических
интересов стран, негативные этнические стереотипы, религиозные противоречия.
Перед человечеством возникла потребность найти способы избежать вооруженного
разрешения противоречий. К сожалению, вечный мир сегодня остается иллюзией.
Статьей 33 Устава ООН определены пути урегулирования международных противоречий
и конфликтов, которые могут привести к нарушению мира и спокойствия между
народами. Этот документ обязывает членов ООН соблюдать принципы справедливости и
права.
9
Таким образом, факторы, способствующие преодолению конфликтов и
конфликтных ситуаций, имеют как объективный, так и субъективный характер. Это
прежде общая международная обстановка и заинтересованность конфликтующих в
преодолении конфликта. Для успешного преодоления конфликтов необходимы
понимание, взаимные уступки и компромиссы конфликтующих сторон. Конфликт не
может быть разрешён, если одна или обе стороны будут глухи к предложениям своего
партнёра на переговорах о мире.
Геннадий Петров, «Expert Online», 2017
Дескрипторы Обучающийся
- составляет цитатный план текста;
- пишет выборочное изложение текста в соответствии с темой;
- приводит дополнительные аргументы из других источников;
- строит текст логично и последовательно;
- соблюдает грамотность речи;
- использует при изложении текста сложные союзные
предложения.
10
Раздел «Сухопутные страны»
Раздел/ тема Сухопутные страны
Цели обучения 9.1.5.1 Участвовать в полемике, синтезируя различные
точки зрения и предлагая решение проблемы
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Участвует в полемике, указывая проблему и
предлагая пути решения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к участию в «саммите» государств, не имеющих
выхода к морю, на тему: «Транспортные коридоры Евразии: новые пути сотрудничества».
Используйте информацию из прочитанного текста.
2. В выступлении нужно описать проблемы страны, не имеющей выхода к морю,
предложить мирные пути решения этих проблем, показать, каким образом решение
проблем будет влиять на экономическое и политическое состояние других стран, какие
преимущества это принесет.
3. Обратите внимание, что выступление участников саммита зачастую носит призывный
характер.
Многие страны мира пострадали в результате повышения цен, однако труднее всего
приходится странам, не имеющим выхода к морю. Этим странам столь же трудно
экспортировать свои товары. Результат – объем торговли меньше, а темпы
экономического роста ниже, чем в соседних странах, имеющих выход к морю.
Отсутствие выхода к морю является одной из основных причин, по которым 16 из
31 стран, со всех сторон окруженных сушей, относятся к числу беднейших стран мира,
отмечают три экономиста Всемирного банка, занимающиеся вопросами организации и
материально-технического обеспечения торговых операций.
Среди других проблем следует отметить задержки грузов на границе, засилье
картелей в сфере автомобильных перевозок, множество различных процедур
таможенного контроля и взяточничество. Все эти проблемы поддерживают транспортные
расходы на искусственно завышенном уровне.
Всемирный банк, Организация Объединенных Наций, страны, не имеющие выхода
к морю, и страны-доноры объединили свои усилия в стремлении сократить препятствия
на пути торговли, экономического роста и развития, с которыми сталкиваются наименее
развитые страны, не имеющие выхода к морю. Программа призывает страны повысить
прозрачность регулирования транзитных перевозок и пограничного режима,
усовершенствовать административные процедуры и упростить процедуры пограничного
контроля.
К основным источникам расходов относятся не только физические препятствия, но
и широко распространенная коррупция и серьезные недостатки в функционировании
транзитных систем, которые препятствуют выходу на рынок надежных поставщиков
логистических услуг.
Для того чтобы импортируемые товары покинули порт, иногда требуется в два раза
больше времени, чем для доставки этих товаров из порта к месту назначения. В общей
11
сложности может пройти от четырех до шести недель, прежде чем товары из прибрежных
стран попадают в страны, не имеющие выхода к морю.
Товары, предназначенные для отправки в страны, не имеющие выхода к морю,
находятся в порту дольше, чем товары, предназначенные для доставки в пункты
назначения внутри страны, и «в большинстве транспортных коридоров подвергаются
многочисленным длительным процедурам таможенного досмотра».
В Африке и Центральной Азии товары, предназначенные для доставки в страны, не
имеющие выхода к морю, проходят по меньшей мере через три процедуры «таможенной
очистки», в то время как товары, доставляемые в пункты назначения в прибрежной
стране, подвергаются только одной такой процедуре. Первая задержка происходит в
порту.
Вторая – на границе. Пересечение границы между Кенией и Угандой обычно
занимает более 24 часов. В Центральной Азии грузовики стоят на границе с
Узбекистаном по три дня.
И третья задержка связана с выдачей окончательного разрешения на провоз товаров
в столице страны, не имеющей выхода к морю.
Задержки повышают стоимость доставки товаров и делают ситуацию менее
предсказуемой. Это не менее серьезная проблема, чем слишком долгий процесс
транспортировки товаров, отмечается в докладе.
Расходы возрастают также в силу других факторов, таких как засилье картелей в
сфере грузовых автомобильных перевозок, как в прибрежных странах, так и в странах, не
имеющих выхода к морю, а также взяточничество.
Взимание «платы за помощь» представляет собой «серьезную проблему» в
некоторых транспортных коридорах. На пограничных пунктах таможенного досмотра
широко распространена коррупция, отмечается в докладе. Для того, чтобы въехать на
территорию Узбекистана, водителю грузовика из Кыргызстана приходится платить до
700 долл. США просто за пересечение границы, причем четверть этой суммы –
неофициальные платежи.
Упрощение и рационализация импортно-экспортных процедур могут снизить
стоимость перевозки товаров, а значит и потребительские цены, способствуя развитию
торговли, экономическому росту стран и притоку инвестиций, отмечает эксперт
Рабалланд. Однако подобные преобразования наталкиваются на серьезные
препятствия.
«Проблема в том, что система контролируется влиятельными кругами, в
значительной степени заинтересованными в сохранении существующего положения дел.
Многие люди наживаются на существующей системе, причем речь идет о миллионах
долларов».
http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2008/06/16/landlocked-countries-highertransport-costs-delays-less-trade
Дескрипторы Обучающийся
- строит высказывание в соответствии с темой;
- используйте информацию прослушанного текста;
- описывает проблемы страны, не имеющей выхода к морю;
- предлагает пути решения этих проблем;
- аргументирует свою позицию;
12
- использует различные средства выразительности для
привлечения внимания аудитории;
- соблюдает грамотность речи.
13
Раздел/ тема Сухопутные страны
Цели обучения 9.2.1.1 Понимать открытую и скрытую (подтекст)
информацию сплошных и несплошных текстов,
соотнося заключённую в тексте информацию с
информацией других источников /личным опытом
9.2.2.1 Выявлять особенности и роль структуры текста в
передаче основной мысли
9.3.4.1 Создавать тексты-повествование с элементами
рассуждения соответствующих стилей (научная
статья) с учетом целевой аудитории
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Демонстрирует понимание открытой и скрытой
информации текста
 Определяет основную мысль текста
 Пишет вступление и заключение к научной статье
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
1. Прочитайте текст.
Как решить свои проблемы странам, не имеющим выхода к морю? Примером могут
послужить сухопутные страны-соседи: Казахстан и Россия.
«Евразия» - теперь не только географическое понятие или часть названия
"Евразийский союз". Россия и Казахстан наращивают связи в самых разных сферах
экономики на уровнях от государственного до регионального, по границе.
Казахстанский Атырау, пожалуй,- одно из немногих мест, где можно свободно
пешком прогуляться из одной части света в другую. По реке Урал, которая разделяет
город на две половины, проходит и граница между Европой и Азией. На правом берегу –
Европа. Но стоит пройти несколько метров по мосту и попадаешь уже в Азию. И
движение в обоих направлениях здесь никогда не прекращается.
А еще небольшой Атырау называют «нефтяной столицей» Казахстана.
Сюда идут потоки углеводородов с каспийских разработок. Почти вся добываемая
казахстанская нефть. Одно из наиболее перспективных месторождений находится
неподалеку, в районе Прикаспийской впадины. Это территория на севере Каспийского
моря, одна часть которой находится в России, а другая - в Казахстане.
Однако до сих пор никто и не думал о том, чтобы добывать здесь нефть. По
расчетам геологов, залежи находятся на глубине около десяти километров. Добраться до
этого месторождения - довольно сложная задача, поэтому российские и казахстанские
нефтяники договорились объединить усилия.
Открывая форум межрегионального сотрудничества, главы государств говорили
о необходимости решения проблем сухопутных стран благодаря инновациям в сфере
добычи нефти и газа.
«Внедрение передовых технологий переработки сырья даст возможность укрепить
эффективные производственные цепочки, в которые будут вовлечены десятки
предприятий двух стран: энергетические, машиностроительные, инжиниринговые; что
позволит нашим регионам создать новые рабочие места, создать спрос на научные
исследования, что чрезвычайно важно в современном мире; способствовать подготовке
квалифицированных кадров, производству сложного оборудования», - сказал президент
14
РФ Владимир Путин.
«Мы могли бы предложить высокотехнологичное оборудование собственного
производства. Для этого у нас все имеется. Так же мы могли бы активизировать
совместно геологоразведку для выявления новых перспективных месторождений нефти
и газа. Путем совместных исследований могли бы заняться такими перспективными
направлениями, как интенсификация добычи тяжелой нефти, глубоководная добыча,
сланцевая нефть, получение синтез-нефти, альтернативная энергетика и многое другое», -отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
http://www.ntv.ru/novosti/1225440/
(текст адаптирован)
Ответьте на вопросы:
1) Какую проблему поднимает автор статьи?
2) С чем связана деятельность "Евразийского союза"?
3) Почему небольшой Атырау называют «нефтяной столицей» Казахстана?
4) Что получают две сухопутные страны с каспийских разработок?
5) О чем договорились российские и казахстанские нефтяники?
6) О каких инновациях в сфере добычи нефти и газа шла речь на форуме
межрегионального сотрудничества?
7) Какую возможность, по словам российского президента Владимира Путина, даст
людям внедрение передовых технологий переработки сырья?
8) О каких совместных исследованиях говорит казахстанский лидер Н.А. Назарбаев?
9) Что дает двум сухопутным странам создание Евразийского экономического
союза?
10) Какова основная мысль данной статьи?
2. Перепишите начало и конец текста таким образом, чтобы они стали вступлением и
заключением к научной статье.
Дескрипторы Обучающийся
- верно отвечает на вопросы по содержанию текста;
- выделяет проблему текста;
- определяет основную мысль текста;
- переписывает вступление и заключение текста;
- соблюдает жанровое своеобразие научной статьи;
- соблюдает грамотность речи.
15
2 четверть
Раздел «Традиции и культура»
Раздел/ тема Традиции и культура
Цели обучения 9.1.3.1 Пересказывать содержание текстов смешанного
типа, творчески интерпретируя информацию
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Пересказывает информацию прослушанного
текста, творчески интерпретируя ее
 Строит высказывание в соответствие с речевыми
нормами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прослушайте текст.
Транскрипт
ПОХИЩЕНИЕ НЕВЕСТЫ
Одним из казахских обычаев является «похищение невесты». Этот обычай появился
из-за того, что молодой парень не мог уплатить калым за свою возлюбленную или же,
потому что родители девушки или парня были против брака их детей, в результате парень
крал девушку и вез к себе домой и уже не имело значения, мог ли он уплатить калым или
же несогласие родителей на свадьбу.
Обычай похищения невесты и заключения брака без согласия не только девушки,
но и ее родителей нередко становился источником жестоких межродовых столкновений и
последующей судебной тяжбы, особенно если девушка была уже засватана за другого.
Закон, как правило, оказывался на стороне представителя более сильного и влиятельного
рода, которым практически всегда оказывался мужчина. Жених мог пойти на такой риск,
только заручившись поддержкой своей родни.
Поводом к похищению избранницы могло быть и желание во что бы то ни стало
заполучить понравившуюся девушку и показать окружающим свою удаль.
Но с точки зрения самих казахов, адат все же предусматривал необходимость
урегулирования конфликта, вызванного похищением, а, следовательно, и возмещение
морального и физического ущерба семье похищенной девушки. Традиционные
стереотипы достойного поведения женщины сказывались в том, что многие девушки
после похищения считали позором для себя возвращение в дом родителей и
предпочитали остаться в новой семье.
Но со временем понимание «похищения невесты» изменилось. В результате чего
начали появляться такие случаи, когда молодой человек крал девушку, с которой
практически не знаком и женился на ней. И такие случаи начали увеличиваться, и, каждая
девушка - казашка, с которой происходило именно так мирившись с этим, убеждая себя,
что это ее судьба, без единого слова со слезами на глазах выходила замуж.
По казахским обычаям могут побить парня в момент кражи, до того, как он ввел
девушку к себе в дом. Потом родня жениха отправляется к родственникам девушки
просить прощения.
Затем братья имеют право поехать за девушкой в дом жениха и забрать ее оттуда, и
никто не вправе препятствовать брату в этом - это свято. Брат может забрать девушку
даже если она будет сопротивляться ему.
В настоящее время этот обычай практически изжил себя. В Уголовном кодексе
Казахстана за похищение невесты предусмотрено наказание от пяти до восьми лет
16
тюремного заключения.
http://www.bilu.kz/pochichenye.php
(текст адаптирован)
2. В группе поставьте театрализованную сцену, отражающую содержание текста.
Распределите роли, творчески интерпретируйте прослушанную информацию. Постройте
свою речь в соответствие с выбранной моделью поведения и ролью. Соблюдайте
грамотность.
Дескрипторы Обучающийся
- пересказывает информацию прослушанного текста;
- творчески интерпретирует информацию в зависимости от
коммуникативной задачи;
- уместно использует в речи языковые средства;
- соблюдает речевые нормы.
17
Раздел/ тема Традиции и культура
Цели обучения 9.2.5.1 Формулировать вопросы и идеи, интерпретируя
содержание текстов
9.3.3.1 Представлять информацию в виде презентаций с
использованием ссылок, гиперссылок
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Формулирует вопросы и идеи по содержанию
текста
 Представляет информацию текста в виде
презентации
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст и выполните задания:
1) Выпишите из текста аргумент, подтверждающий необходимость сохранения
национальных традиций.
2) Сформулируйте 5 вопросов к тексту, начинающихся со слов: Почему? Каковы
причины? На ваш взгляд… В чем суть? Правильно ли?
3) Какие выводы вы сделали для себя после прочтения текста? Запишите 3 вывода.
Соревнования в красноречии и мастерстве владения образным и метким словом
были традиционны для казахов и всегда являлись своеобразным экзаменом в ораторском
искусстве. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе
афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились
крылатыми. Особую популярность получил айтыс при проведении каких-либо
традиционных обрядов (свадьба, рождение ребенка и т.д.).
Далеко за пределами Казахстана известно имя Жамбыла Жабаева, участвовавшего в
огромном количестве айтысов и написавшего много оригинальных поэтических
произведений. Навсегда останутся в памяти имена и таких акынов казахской земли, как
Нурпеис, Иса, Шашубай, Толеубай и многие другие. «Слово акына острее клинка и
нежнее волоска», «У хорошего оратора слова меткие, а язык, как и руки умельца -народное достояние» - подчеркивалось в казахских пословицах.
Аналогично русской пословице «Молчание – золото», у казахов также отмечалось,
что «Немногословие - золото, многословие - бронза». Таким образом, слово может быть,
как разобщающим и разрушающим, так и вдохновляющим, убеждающим и бодрящим
оружием человека.
Казахский народ гордится своими традициями, поэтому искусство красноречия не
утрачивает своей значимости и сегодня. Оно славит народ и его мудрость, помогает
людям преодолевать трудности.
http://el.kz/kz/news/archive/content-15383
(текст адаптирован)
2. Создайте презентацию об айтысе или акыне. Используйте материалы текста, включите
в презентацию гиперссылки к другим источникам информации, чтобы более подробно
раскрыть содержание текста и ваши выводы.
18
Дескрипторы Обучающийся
- формулирует вопросы по тексту;
- выражает свои выводы, исходя из информации текста;
- создает презентацию, отражающую содержание текста;
- использует гиперссылки к другим источникам информации;
- глубоко раскрывает содержание текста и свои идеи.
19
Раздел/ тема Традиции и культура
Цели обучения 9.3.4.1 Создавать тексты-описание с элементами
рассуждения, повествование с элементами
рассуждения соответствующих стилей (научная
статья, отчет о поездке) с учетом целевой
аудитории
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Пишет отчет о деловой поездке
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задания
1. Допишите отчет о деловой поездке волонтеров школы в одну из стран, с традициями и
обычаями которой вы знакомы.
Отчет о деловой поездке в ... __________
С _____________по ________________ волонтерами школы ______________________
была организована поездка в _____________________ .
Целью данного маршрута было __________________________________.
Кроме волонтеров школы в поездке приняли участие
_________________________________, для того чтобы
_________________________________________________________________.
Во время экскурсии по стране ее участники посетили _________________________.
Один день был посвящен изучению __________________________.
Во всех культурных уголках столицы прошли встречи с
________________________________.
Во время мероприятий участники имели возможность обменяться
________________________.
Волонтерам удалось _____________________________
В результате поездки были сделаны следующие выводы:
_________________________________.
Дескрипторы Обучающийся
- пишет отчет о деловой поездке;
- придерживается жанрового своеобразия текста;
- соблюдает грамотность речи.
20
2 четверть
Раздел «Ресурсы планеты Земля»
Раздел/ тема Ресурсы планеты Земля
Цели обучения 9.1.4.1 Прогнозировать содержание по финалу текста
9.2.4.1 Определять типы текстов, характерные черты,
языковые особенности текстов разных жанров,
стилей и подстилей (научная статья, отчет о
поездке)
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Прогнозирует содержание текста по финалу
 Выделяет и комментирует стилистические
особенности текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Рассмотрите карту. Предположите, о чем пойдет речь в тексте, которому принадлежит
данный рисунок. Составьте устное высказывание, прогнозируя содержание текста.
2. Прочитайте текст. Определите тип, стиль, укажите их характерные черты, языковые и
жанровые особенности текста. Запишите ваши выводы в таблицу.
Текст
Тема Основная мысль
Цель Целевая аудитория
21
Тип Стиль
Структура текста Жанр
Языковые особенности.
Роль в тексте
Синтаксические особенности.
Роль в тексте
Природные ресурсы Казахстана
Одно из главных богатств Казахстана - это его полезные ископаемые. По оценке
ученых ведущих стран мира Казахстан занимает шестое место в мире по запасам
природных ресурсов, хотя еще не может использовать это преимущество с наибольшим
для себя эффектом. По подсчетам некоторых ученых разведанные недра Казахстана
оцениваются примерно в 10 триллионов долларов США.
Казахстан располагает богатыми природными ресурсами, о чем свидетельствует то,
что из 110 элементов таблицы Менделеева в его недрах выявлены 99, разведаны 70, но
пока извлекаются и используются 60 элементов. По оценке доктора Даниеля Фаина,
специалиста по природным ресурсам и энергетике из Массачусетского технологического
института (США), в год распада СССР (1991 год) 90% хромовой руды, 26% меди, 33%
свинца и цинка, 38% вольфрама, которыми располагал в том году бывший СССР,
оказались в Казахстане. Сюда следует добавить, что в бывшем СССР на долю республики
приходилось запасов баритов - 82%, фосфоритов - 65%, молибдена - 29%, бокситов - 22%,
асбеста - 20%, марганца - 13%, угля - 12% и т.д. (рис.1)
22
Рис.1. Карта природных ресурсов Казахстана
Казахстан располагает богатейшими сырьевыми ресурсами для стекольной и
фарфоро-фаянсовой промышленности. Наиболее редкие драгоценные камни, самые
разнообразные строительные и облицовочные материалы содержат в себе его недра и
горы. Другими несметными богатствами Земли Казахской можно назвать минеральные,
лечебные, промышленные и термальные воды, которые пока не находят широкого
применения.
Казахстан - одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния,
олова, урана, золота и других цветных металлов. В мировом масштабе Казахстан уже
сейчас является крупнейшим производителем вольфрама, а по его запасам занимает
первое место в мире, второе - по запасам хромовых и фосфорных руд, четвертое - свинца
и молибдена, восьмое - по общим запасам железной руды (16,6 миллиардов тонн) после
Бразилии, Австралии, Канады, США, Индии, России и Украины.
Сегодня ни для кого не секрет, что к Казахстану повышенный интерес проявляют
США и страны Западной Европы, а также Турция, Иран, Пакистан, Япония и Китай. Это
прежде всего объясняется высоким потенциалом республики в стратегических сырьевых
ресурсах, в первую очередь нефти и газа.
https://articlekz.com/article/8964 (текст адаптирован)
Дескрипторы Обучающийся
- прогнозирует содержание текста по карте;
- составляет устное высказывание на основе своих прогнозов,
используя информацию несплошного текста (карты).
- определяет тему, основную мысль, цель и целевую
аудиторию текста;
- правильно определяет тип, стиль и жанр текста;
- анализирует структуру текста;
- определяет языковые особенности текста на уровне лексики и
синтаксиса;
- указывает цель их использования в тексте.
23
3 четверть
Раздел «Подросток в современном мире»
Раздел/ тема Подросток в современном мире
Цель обучения 9.1.5.1 Участвовать в полемике, синтезируя различные
точки зрения и предлагая решение проблемы
9.1.6.1 Оценивать прослушанный материал с точки
зрения нормативности речи, содержания,
структуры, логики изложения материала,
выражая собственное мнение
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Участвует в диалоге, предлагая пути решения
проблемы
 Оценивает диалог с точки зрения содержания,
структуры и нормативности речи
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте вопросы, которые задают подростки психологу на форуме в интернете.
Выберите один из вопросов и разыграйте диалог между подростком и психологом,
который пытается помочь ребенку решить его проблему.
Орфография и пунктуация пользователей сохранена.
Меня любят 2 мальчика. Кого выбрать?
Вопрос задает: Анджела
В меня влюбились 2 парня одному 15 лет другому 13 лет. Они
оба делают мне комплименты говорят ласковые слова, но дошло
всё до того что они чуть не подрались. Подскажите кого
выбрать.
Хочу телефон!
Вопрос задает: Аноним
Всем привет, я мечтаю о новом телефоне уже больше
трех лет! Но моя мама не поддерживает этого. Все мои
одноклассники ходят с новыми и нормальными телефонами, у
меня же одной маленький телефон. Я прошу самсунг за 80000
тысяч тенге, помогите мне! Как уговорить маму купить мне
телефон?
Выбор подарка
1.
Вопрос задает: А.Ж.
24
Скоро день рождения моей мамы. Хочу подарить ей
браслет, но не знаю какой лучше. Папа говорит, что лучше всего
выбрать браслет красного цвета, хотя у нее практически нет
вещей красного цвета. А спросить у нее – не хочу. Это же
подарок. Подскажите, как мне быть?
2. Работайте в мини-группах из 3-х человек. Один член группы должен оценить диалог,
отвечая на вопросы, предложенные ниже. Оценивающему необходимо представить
результаты своей работы в устном высказывании.
Вопросы для оценивания диалога ДА/НЕТ
Раскрывает ли диалог предложенную проблему?
Правильно ли формулируют вопросы участники диалога?
Даются ли аргументированные ответы на вопросы?
Выступают ли участники диалога как в позиции «отвечающего»,
так и в позиции «задающего вопросы»?
Придерживаются ли участники диалога выбранных социальных
ролей?
Соответствуют ли языковые приемы, использованные
участниками диалога, ситуации общения?
Соблюдается ли структура диалога: вступление, основная часть,
заключение?
Используют ли участники диалога сложные предложения в своей
речи?
Соблюдаются ли речевые нормы?
Дескрипторы Обучающийся (участник диалога)
- поднимает в диалоге одну из предложенных проблем,
предлагая пути решения;
- правильно формулирует вопросы;
- выступает как в позиции «отвечающего», так и в позиции
«задающего вопросы», аргументируя собственную позицию;
- соблюдает логику изложения и структуру диалога;
- использует сложные предложения;
- соблюдает речевые нормы.
Обучающийся (оценивающий диалог)
- оценивает диалог с точки зрения содержания, структуры и
нормативности речи;
- представляет результаты оценивания в устном высказывании;
- соблюдает грамотность речи и логику изложения
информации.
25
Раздел/ тема Подросток в современном мире
Цели обучения 9.2.8.1 Сравнивать стилистические (композиционные,
языковые, жанровые) особенности различных
текстов, учитывая цель, целевую аудиторию и
позицию автора
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Сравнивает стилистические особенности
различных текстов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте два текста о примерах для подражания среди подростков. Сравните эти
тексты и опишите в таблице их сходства и различия по форме, языку и стилю.
Сходства текстов
Различия текстов
Текст А Текст Б
Форма (жанр)
Целевая аудитория
Цель
Содержание (О чем текст? Тема, идея, проблема)
Стиль
Лексические особенности
Синтаксические особенности
Текст А. Отрывок из журнальной статьи.
Примеры для подражания — кто они?
Для семнадцатилетней Натальи пример для подражания, или кумир, – это «человек,
который чётко понимает, что в жизни действительно важно, и прилагает усилия, чтобы
улучшить мир вокруг себя». По словам её ровесницы Самиры, кумир – это человек,
который её вдохновляет, когда она чувствует себя «усталой, безынициативной или просто
раздражительной».
Наталья и Самира участвовали в исследовании, проводимом психологами, для того
чтобы выяснить, как наличие примеров для подражания в подростковом возрасте влияет
26
на становление личности в будущем. В этом исследовании приняли участие
старшеклассники в возрасте 16–17 лет. Их попросили рассказать о людях, которым они
стараются подражать.
Результаты исследования оказались несколько неожиданными. Во-первых, 60%
опрошенных отметили, что у них нет и никогда не было примера для подражания. Во-вторых, удивило то, кому именно молодые люди стараются подражать. Принято считать,
что в качестве примеров для подражания подростки в основном выбирают известных
музыкантов, спортсменов, актёров и политических деятелей. Однако выяснилось, что
некоторые из участников этого исследования хотят быть похожими на людей, которых
они встречают в повседневной жизни: членов семьи, учителей и сверстников. Таким
образом, образцом для них может служить обычный человек, который способен помочь
молодому человеку раскрыть свой потенциал.
Среди основных качеств человека, достойного подражания, участники
исследования называли любовь к своему делу, уважение к людям, высокие нравственные
ценности, готовность работать на благо окружающих, умение мотивировать других, а
также способность преодолевать трудности. Некоторые из этих ответов удивили
исследователей, так как предполагалось, что эти качества, как правило, ценятся людьми
более старшего возраста. Мнение о том, что все подростки эгоцентричны и
сосредоточены только на своих проблемах, не подтвердилось результатами этого
исследования. Многие из участников отметили, что стремятся внести свой вклад в жизнь
общества.
И всё же не все качества, которые старшеклассники ценят в своих кумирах, в
обществе традиционно считаются положительными, например, стремление добиваться
своей цели любыми средствами или стремление к обогащению. Двое из опрошенных
назвали своим кумиром известного футболиста только потому, что он получает высокую
зарплату. Поведение некоторых названных «примеров для подражания» также вызывает
сомнение: неуважение к законам, проявление агрессии, высокомерие. Несмотря на всё
это, старшеклассники всё равно считали их достойными кумирами.
Текст Б. Запись в блоге известного спортсмена.
Дорогие друзья!
Я снова в сети. Сразу хочу сказать, что последние дни были очень насыщенными.
Я, конечно же, не забыл о предстоящем чемпионате, но пришлось отвлечься. Моим
спонсорам надо было, чтобы я поучаствовал в рекламе новой коллекции спортивной
обуви. Мне даже на тренировку пришлось идти в 5 утра, чтоб потом успеть на
презентацию новой коллекции. Но отель-то был какой — пятизвёздочный, и вечер был
просто потрясающий!
Мне посчастливилось познакомиться с нужными людьми — бизнесменами и
владельцами серьёзных компаний. Потенциальные спонсоры, может быть?
Ну и, конечно же, встретил много молодых людей, которые мечтают сделать
карьеру в спорте. Приятно видеть, что я для них такой авторитет! У многих такие же
бейсболки, как и у меня — прямо законодатель моды. Мы сделали много снимков вместе!
Скоро появятся в сети.
Было здорово! Но в результате я задержался и опоздал на следующую тренировку.
Пришлось объясняться с тренером. Но его это не убедило... Он всё равно заставил меня
навёрстывать упущенное. И несколько бесконечных часов я провёл на тренажёрах.
Признаюсь, я был как выжатый лимон!
Но без паники — я все ближе и ближе к цели. Рад сообщить, что на днях я побил
10 свой личный рекорд. Теперь я просто обязан держать себя в форме! Осталось всего две
недели... Следите за моими результатами!
И напоследок — никаких встреч с друзьями... По крайней мере до чемпионата...
27
Дескрипторы Обучающийся
- сравнивает тексты с точки зрения темы, основной мысли;
- сравнивает тексты с точки зрения цели и целевой аудитории;
- сравнивает тексты с точки зрения жанра;
- сравнивает тексты с точки зрения стиля;
- сравнивает тексты с точки зрения использования лексики;
- сравнивает тексты с точки зрения использования синтаксиса;
- выявляет сходства и различия текстов.
28
Раздел/ тема Подросток в современном мире
Цели обучения 9.3.7.1 Корректировать и редактировать имеющиеся
недочеты в тексте
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические
средства связи в сложных предложениях
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Редактирует текст в соответствии с речевыми
нормами
 Использует правильно предлоги в предложениях
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст, найдите в нем стилистические, грамматические, орфографические
ошибки. Отредактируйте текст. Обратите внимание на употребление предлогов в
предложениях.
Выбор профессии.
По семейным обстоятельствам и по-своему, конечно, жиланию я хочу уйти из
школы после 9 класса. Проблема в том, на кого лучше мне пойти учится? Я много
задумывалась над этим вопросом, но не к чему конкретному не пришла. У меня много
различных способностей к разным видам деятельности, например, хорошо готовлю,
хорошо развита физическая подготовка, неплохо пою, могу найти общий язык с людьми,
могу помочь с ихними проблемами и дать советы, с детьми тоже неплохо лажу, умею
шить, вязать, делать масаж, ну… и многое другое. По причине того что я практический
равнодушно ко всему отношусь, нету такого, чтобы я к чему та была превязана.
Благодаря этому я не знаю, на кого лучше мне идти учится. Поэтому дайте пожалуйста
советы, на этот счёт.)
Дарья, 15 лет.
Дескрипторы Обучающийся
- исправляет ошибки в тексте: стилистические,
грамматические, орфографические;
- правильно употребляет предлоги в предложениях.
3 четверть
Раздел «Всемирная связь в 21-ом веке»
Раздел/ тема Всемирная связь в 21-ом веке
Цели обучения 9.1.7.1 Строить развёрнутый аргументированный монолог
(рассуждение на заданную тему, убеждение),
включающий не менее 3 микротем в пределах
учебной, общественно-политической и социально-культурной сфер; использовать модели речевого
поведения в соответствии с речевыми нормами в
конкретной ситуации
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Строит развернутый монолог-рассуждение с
элементами описания и повествования, используя
информацию прослушанного текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прослушайте текст о вреде социальных сетей
https://www.youtube.com/watch?v=870R1eT1QiY
2. Определите проблему, которую автор поднимает в тексте.
_____________________________________________________________________________
3. На основе информации текста составьте тему для текста-рассуждения.
_____________________________________________________________________________
4. Создайте монолог-рассуждение на данную тему, включите в него элементы описания и
повествования, используйте информацию прослушанного текста.
Время на ответ - 2-3 мин.
Дескрипторы Обучающийся
- строит аргументированный монолог-рассуждение;
- демонстрирует полное понимание и раскрытие темы и
проблемы;
- выдерживает в монологе логичную структуру (рассуждение с
элементами повествования и описания);
- использует языковые средства для произведения эффекта на
слушателей;
- соблюдает грамотность речи.
30
Раздел/ тема Всемирная связь в 21-ом веке
Цели обучения 9.2.3.1 Понимать применение аббревиации, парцелляции,
иронии, намёков, преуменьшения, преувеличения
и другие приемы в словосочетаниях
9.3.5.1 Писать разные виды эссе, в том числе
дискуссионное, рассматривая проблему с разных
сторон и предлагая пути решения
9.4.4.1 Использовать знаки препинания в простых,
простых осложненных и сложных предложениях
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Выделяет языковые приемы, использованные в
тексте, и определяет их роль
 Пишет дискуссионное эссе по предложенной теме
 Соблюдает пунктуационные нормы в простых и
сложных предложениях
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прочитайте текст. Проанализируйте его языковые особенности, запишите свои выводы
в таблицу:
Языковые приемы Пример из текста Роль в тексте
Глобальная связь
Если вы охотник, путешественник или бизнесмен, то сотового телефона не всегда
хватает, чтобы быть на связи. А вот со спутниковым аппаратом "выйти в эфир" можно из
любой точки планеты.
Все чаще под термином "мобильная связь" люди понимают не сотовые системы,
распространенные во всем мире, а спутниковые - для них на самом деле нет никаких
препятствий в организации передачи голоса и данных в любой стране мира.
На рынке в достаточном количестве представлены портативные модели, так
называемого мобильного "железа", получившего наибольшее распространение и
имеющего доступную цену. Каждый спутниковый терминал наряду с приемником
включает в себя и достаточно мощный радиопередатчик, который обеспечивает
пользователям надежную передачу речи, факсимильных сообщений и компьютерных
данных (абонент может получить доступ к электронной почте, передаче файлов, web-серфингу), услуги по приему и отправке SMS и другие сервисы, знакомые пользователям
в основном по мобильным сетям (АОН, голосовая почта и т.д.). Однако "пробивная"
способность носимых спутниковых терминалов все-таки позволяет принимать вызовы
даже в зданиях, когда спутник не виден - сигнал будет чуть хуже, но говорить, тем не
менее, будет можно.
31
08 января 2009 Максим Букин
2. Напишите дискуссионное эссе на тему «Можно ли назвать спутниковую связь - связью
будущего?». Используйте информацию прочитанного текста.
Обратите внимание на постановку знаков препинания в простых, простых осложненных и
сложных предложениях.
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет языковые приемы, использованные в тексте (не
менее 3-х);
- определяет роль языковых приемов в тексте;
- пишет дискуссионное эссе по предложенной теме;
- приводит противоположные точки зрения и аргументирует
их;
- соблюдает логику и последовательность изложения
информации;
- выражает собственную позицию и взгляды, интерпретируя
информацию прочитанного текста;
- соблюдает пунктуационные нормы в простых и сложных
предложениях.
32
4 четверть
Раздел «Дилеммы и выбор»
Раздел/ тема Дилеммы и выбор
Цели обучения 9.1.7.1 Строить развёрнутый аргументированный монолог
(рассуждение на заданную тему, убеждение),
включающий не менее 3 микротем в пределах
учебной, общественно-политической и социально-культурной сфер; использовать модели речевого
поведения в соответствии с речевыми нормами в
конкретной ситуации
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Строит развернутый монолог-убеждение с
элементами описания и повествования, используя
информацию прослушанного текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
1. Прослушайте текст. На основе текста постройте монолог-убеждение на тему
«Подростковый возраст – возраст дилемм» для выступления на классном часе. В
монологе выскажите своё отношение к предложенной ситуации, предложите несколько
вариантов решения для Луизы.
Транскрипт
Дилемма
Джуди – двенадцатилетняя девочка. Мама обещала ей, что она сможет пойти на
рок-концерт, который будет в их городе, в том случае, если она накопит деньги на билет,
работая детской няней и экономя на школьных обедах. Девочке удалось накопить
пятнадцать долларов на билет и плюс к тому еще пять долларов. Но затем мама изменила
свое решение и сказала Джуди, что она должна потратить деньги на новую одежду для
школы. Джуди расстроилась и решила все равно пойти на концерт. Она купила билет и
сказала матери, что смогла накопить только пять долларов. В ту субботу она пошла на
представление, а матери сказала, что проведёт день с друзьями. Прошла неделя, и мама
ничего не узнала. Затем Джуди рассказала свой старшей сестре Луизе о том, что ходила
на концерт и солгала матери. Луиза не знает, сообщить ли матери о том, что сделала
Джуди, или ей следует промолчать, ведь Джуди – ее сестра.
Дескрипторы Обучающийся
- строит аргументированный монолог-убеждение;
- использует информацию прослушанного текста;
- демонстрирует полное понимание и раскрытие темы и
проблемы;
- выдерживает в монологе логичную структуру (рассуждение с
элементами повествования и описания);
- использует языковые средства для произведения эффекта на
слушателей;
- соблюдает грамотность речи.
33
Раздел/ тема «Дилеммы и выбор»
Цели обучения 9.2.2.1 Выявлять особенности и роль структуры текста в
передаче основной мысли
9.2.4.1 Определять типы текстов, характерные черты,
языковые особенности текстов разных жанров,
стилей и подстилей (научная статья)
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Указывает роль структуры текста в передаче
основной мысли
 Анализирует стиль, тип, языковые особенности
текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст. Определите, из каких частей он состоит. Укажите роль каждой
части. Сформулируйте основную мысль текста.
Проблема роли красоты в жизни человека.
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое
красота? Невозможно дать четкое определение этому понятию. Для каждого человека
красота заключается в разных вещах. Для кого-то это бриллиантовая россыпь, нитка
жемчуга, весенний рассвет или звездная летняя полночь, а для кого-то это летучее,
хрупкое, неясное, но понятное состояние души. Или, может быть, это не состояние души,
а состояние окружающего мира? Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт
великой русской литературы – сказку Феликса Давидовича Кривина «Волк на елке»,
которая убеждает нас в том, что красота мира, природы может сблизить и врагов, может
изменить духовный мир людей.
Размышляя над проблемой красоты, автор использует приём аллегории -иносказания, проводит аналогию между людьми и животными. Волк всегда в сказках
злой, и ловит зайца, а трусливый заяц от него убегает. Ф.И. Кривин с грустной иронией
пишет о людях, напоминающих злого волка и трусливого зайца, которые постоянно
конфликтуют между собой. Но именно в этой сказке писатель подчёркивает, что
непримиримые враги вдруг оказываются «рядышком – Заяц и Волк-под новогодней
ёлкой», а «внутри у них что-то переворачивалось». И заяц, и волк видят «чудо» - елку,
которая «вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом», ее как будто «убрали
к празднику». Этими примерами автор сказки показывает, как сказочные герои
становятся восприимчивыми к красоте, восхищаются одним и тем же, потому что
«красота – это страшная сила». Ф.И. Кривин убеждает нас в том, что внешняя красота
создаёт внутреннюю гармонию и одухотворённость.
Авторская позиция в тексте выражена в аллегорической форме, через мысли Зайца
и Волка, под образами которых «спрятаны» люди. Заяц считает, что «есть на свете кое-что посильнее волков», а волк думает, что «не в зайцах счастье». Так Ф.И. Кривин
подводит нас к выводу о том, что «не в деньгах счастье (а именно такая пословица
вспоминается сразу нам, читателям), а в красоте». Не достаток и деньги составляют
истинную красоту. Красота мира, красота природы, наконец, духовная красота человека
может воздействовать на него так, что он забывает обо всем на свете.
Не могу не согласиться с мнением автора в том, что «не хлебом единым жив
человек». Этому можно найти множество примеров из жизни. Красота для меня – в
34
вечном движении, в музыке, в природе, в человеке, невольно останавливаешься перед ней
и испытываешь самые лучшие человеческие чувства: восхищения, очарования, любви,
гордости… На мой взгляд, красота включает в себя мужественность, добро, героизм,
честность, которые, к сожалению, не ценятся в современном мире. Люди в погоне за
привлекательной внешностью забывают о внутренней красоте человека, о его
положительных качествах характера. Конечно, прекрасно когда человек красив и внешне,
и душой. Но если делать выбор, то внутренняя красота человека гораздо важнее. Не зря
гласит пословица: «С лица воду не пить». Человек должен быть красив делами и
поступками. В художественной литературе мы встречаем героев, которые не наделены
особенной внешней красотой, но внутренний свет делает их в глазах окружающих
самыми красивыми. Например, Наташа Ростова в романе-эпопее «Война и мир» при
внешней некрасивости наделена лучшими чертами характера - добротой и отзывчивостью
или Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в
образе которой воплощены лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и
целомудрие.
Итак, подводя итог вышесказанному, хочется обратить внимание на то, что многие
писатели и поэты подчёркивают, что только истинная красота мира и природы,
внутренняя красота человека способны изменить взгляды на жизнь, само отношение к
жизни. Красота может спасти от одиночества. Как тут не вспомнить слова Л.Н.Толстого,
что «красота спасет мир»!
Дескрипторы Обучающийся
- указывает роль структурных частей в тексте;
- формулирует основную мысль текста;
- анализирует стиль и тип текста;
- анализирует языковые особенности текста.
35
4 четверть
Раздел «Средства массовой информации»
Раздел/ тема «Средства массовой информации»
Цели обучения 9.2.7.1 Извлекать и синтезировать информацию из
различных источников, интерпретировать, делать
выводы на основе полученных сведений,
выражая собственное мнение
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Извлекает и синтезирует информацию из
различных источников, делает вывод на основе
полученных сведений, выражая собственное
мнение
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Прочитайте тексты. Выпишите из них ключевые идеи. Объедините идеи в одно-два
предложения. Сформулируйте собственный вывод на основании информации из двух
текстов.
Список идей Резюмирование
Запишите идеи из текста 1
 ________
 _________
 ________
 _________
 ________
Объедините идеи, записанные слева, в
одно или два законченных предложения.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Запишите идеи из текста 2
 ________
 _________
 ________
 _________
 ________
Объедините идеи, записанные слева, в
одно или два законченных предложения.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Ваш вывод:
Текст 1
Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают
мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою очередь играют одну из
определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании
общественных интересов граждан. Общественное мнение существует практически во
всех сферах и областях жизнедеятельности общества, но высказывается и разглашается
далеко не по любому поводу и вопросу.
Итак, в современном обществе человек подвергается одновременному воздействию
с разных сторон, таких СМИ как: телевидение, газеты, журналы, радио. Ориентироваться
36
и разбираться в огромном количестве и объеме информации крайне трудно, т. к. человек
не всегда имеет возможность и желание проверить достоверность полученных им
сведений. Чаще всего после получения информации, человек принимает ее на веру, т. е.
считает ее единственной верной, что способствует формированию ложных
представлений, не имеющего ничего общего с истиной.
Автор: Гуржий Дарья Александровна
https://moluch.ru/archive/92/20451/
Текст 2
Сегодня уже немодно признаваться в том, что я люблю читать свою газету по
утрам. Я знаю, я могла бы получить ту же самую информацию, открыв ноутбук, IPad или
смартфон. Но для меня ничего не сравнится с тем трепетом, который ты испытываешь,
открывая свежую газету по утрам. Момент, когда я начинаю читать свежую газету,
сравним, пожалуй, с тем моментом в театре, когда оркестр начинает играть ещё до того,
как подняли занавес.
Каждое утро я садилась на автобус №19, который доставлял меня прямо от моей
небольшой квартирки к офису на Карнаби Стрит, где я тогда работала секретарем. Пока
автобус совершал со мной небольшое путешествие по городу в 45 минут, газета в то же
время уносила меня в эмоциональное путешествие к глубинам собственных мыслей.
Когда приходило время выходить из автобуса, я складывала газету в сумку и ступала на
Карнаби Стрит уже с чувством вдохновения и осознанности, и как минимум с одной
идеей или мыслью, которую я носила в голове целый день.
Теперь я понимаю, что это происходило благодаря двум вещам: невероятному
таланту журналистов и гению редактора. Когда я захожу на сайт Daily Mail, чтобы
получить последние новости, я не могу сказать, что меня обуревают чувства, подобные
тем, что в автобусе. Ведь газета, словно захватывающий детектив, держит интригу до
самой последней страницы.
Дескрипторы Обучающийся
- извлекает ключевые идеи из прочитанных текстов;
- синтезирует информацию;
- делает вывод на основе полученных сведений, выражая
собственное мнение.
37
Раздел/ тема «Средства массовой информации»
Цели обучения 9.3.6. 1 Писать творческие работы (300-350 слов),
фрагмент/фрагменты текста, являющиеся
определенными композиционными элементами
(начало романа, продолжение рассказа)
9.4.3.1 Использовать правильно морфологические
средства связи (союзы и союзные слова) в сложных
предложениях
Критерии
оценивания
Обучающийся
 Пишет продолжение рассказа
 Использует союзы и союзные слова в сложных
предложениях
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
1. Допишите рассказ для детей об изобретении радио. Пользуйтесь дополнительными
источниками информации. Обратите внимание на употребление союзов и союзных слов в
сложных предложениях.
Давным-давно, еще в 19 веке, Генриха Герца пригласили доцентом в университет
города Киля. Больше всего юношу интересовали быстрые электрические колебания. И
вот здесь и пришел ему на помощь случай.
У него на столе стоял виток проволоки, имевший маленький искровой промежуток.
Разряжая лейденскую банку, Герц вызывал в нем проскок искры и тем самым получал
желанные электрические колебания. Как-то раз рядом с этим контуром случайно был
оставлен второй виток, никак с ним не связанный. И вдруг, разряжая лейденск ую банку
через один виток, Герц с изумлением увидел, что искры проскакивают и на втором
контуре. Вначале он посчитал это каким-то случайным явлением, но вскоре, повторив его
не один раз и на разных проводниках, юноша понял, что открыл электрические волны.
Тогда он еще не знал, что…
Дескрипторы Обучающийся
- пишет продолжение рассказа;
- творчески интерпретирует фактическую информацию из
дополнительных источников;
- соблюдает стилистические особенности жанра;
- выстраивает логичную структуру рассказа;
- использует соответствующий язык, изобразительно-выразительные средства;
- соблюдает грамотность речи;
- использует союзы и союзные слова в сложных предложениях.

Комментарии: