» » Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения) 9 класс

Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Русская литература» (с русским языком обучения) 9 класс

26 август 2019, Понедельник
266
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила подготовить настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю. Задания с критериями оценивания и
дескрипторами являются образцами, которые помогут предоставлять учащимся
конструктивную обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать
аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей учащихся.
Сборник предназначен для учителей Назарбаев Интеллектуальных школ и других
заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Плодотворной работы и творческих успехов!
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть .......................................................................................................................................... 4
Раздел «Странности любви» ........................................................................................................ 4
2 четверть ........................................................................................................................................ 13
Раздел «Тема маленького человека» .......................................................................................... 13
3 четверть ........................................................................................................................................ 23
Раздел «Тайны человеческой души » ......................................................................................... 23
4 четверть ........................................................................................................................................ 33
Раздел «Сатира на общество» ..................................................................................................... 33
4
1 четверть
Раздел «Странности любви»
Тема У. Шекспир Сонеты
Цель обучения 9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный
рассказ, лирическое отступление, типизация,
психологизм, внутренний монолог, оксюморон,
хронотоп, градация, парцелляция, афоризм
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает определение термину
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задания
1. Дайте определение термину «сонет»
2. Укажите признаки сонета в произведении Шекспира.
В.Шекспир. Сонет 130
Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
Дескриптор Обучающийся
- дает определение термину «сонет»;
- определяет признаки сонета (не менее 2-х).
5
Тема А.С. Пушкин «Цыганы»
Цель обучения 9.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически
осмысливая; выражать своё отношение к услышанному
или прочитанному
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует художественное произведение
 Различает открытую и скрытую (подтекст) информацию
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задания
1.Ответьте на вопросы (по поэме А.С.Пушкина «Цыганы»)
1.В чем конфликт поэмы «Цыганы»?
A) Противостояние двух миров
B) Ущемление свободы человека
C) Бегство Алеко из города
2.О чём была песня Земфиры?
A) О Родине
B) О дружбе
C) О том, что она разлюбила его
3. Как поступают цыганы с Алеко?
A) Изгоняют из табора
B) Осуждают на совете старейшин
C) Выбирают своим вожаком
2. Составьте список прилагательных/эпитетов, характеризующих образ Алеко.
Дескриптор Обучающийся
- определяет конфликт произведения;
- характеризует главного героя;
- определяет открытую информацию;
- различает скрытую информацию (подтекст).
6
Тема А.С. Пушкин «Цыганы»
Цель обучения 9.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно
читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с
проблематикой произведения
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит в тексте цитаты
 Читает выразительно наизусть цитаты, фрагменты
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1.Прочитайте наизусть понравившийся отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»»,
соблюдая «5 золотых правил».
• произношения
• интонации
• объема
• темпа
Дескриптор Обучающийся
- выбирает отрывок;
- определяет тематику произведения;
- выразительно читает фрагмент текста;
- соблюдает правила чтения.
7
Тема П.Н. Васильев «И имя твоё…»
Цель обучения 9.1.4.1 Составлять тезисный план
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет тезисный план
Уровень мыслительной
деятельности
Применение
Задание
1. Составьте тезисный план стихотворения П.Н. Васильева «И имя твоё…», используя
алгоритм:
 Осмысление темы
 Наброски основных (тезисных) тем в определенной последовательности
 Деление пунктов на подпункты
 Редактирование пунктов (расширение, сокращение, перестановка формулировок)
 Окончательное оформление плана
Дескриптор Обучающийся
- составляет тезисный план;
- определяет тему произведения;
- определяет основные части текста;
- определяет основную мысль каждой части.
8
Тема И.С. Тургенев «Ася»
Цель обучения 9.2.2.1 Определять тему и идею произведения,
выражая мнение об их актуальности
и аргументируя свою позицию
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет тему и идею произведения
 Выражает свое мнение о проблематике
Уровень мыслительной деятельности Навыки высокого порядка
Задание
1. Заполните концептуальную карту по произведению И.С. Тургенева «Ася»
Тема
Идея
Проблематика
Вывод
_____________________________________________________
Устная 2-ух минутная презентация
Дескриптор Обучающийся
- определяет тему;
- определяет идею;
- определяет проблематику;
- выражает свое мнение.
9
Тема И.С. Тургенев «Ася»
Цель обучения 9.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, различать виды композиции,
объяснять значение лирических отступлений
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет в тексте произведения элементы
композиции
 Объясняет значение вставных эпизодов
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задания
1. Рассмотрите иллюстрацию. Как можно озаглавить эпизод?
2.Где происходит действие? Выбрать одну или две
цитаты, которые наиболее ярко характеризуют
персонажей.
3. Кто изображен на картине?(персонажи их поступки)
Выбрать одну или две цитаты, которые наиболее ярко
характеризуют персонажей.
4. Какие детали внешности и поступка раскрывают
проблематику произведения? Выбрать одну или две
цитаты, которые наиболее ярко характеризуют
персонажей.
5. К какой части композиции относится эпизод?
Выбрать одну или две цитаты, которые наиболее ярко
характеризуют персонажей.
Дескриптор Обучающийся
- выделяет эпизод в композиции произведения;
- определяет место данного эпизода в композиции;
- приводит цитаты из текста;
- обращает внимание на художественные детали;
- объясняет роль данного эпизода в композиции.
10
Тема А.И. Куприн «Олеся»
Цель обучения 9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их
социальных и межличностных отношений
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует героев произведения
 Анализирует способы авторской характеристики
героев
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задания
1. Дайте характерситику героям произведения А. И. Куприна «Олеся»
2. Заполните графы таблицы, выявляя характер героев.
Портет, внешний образ, как
он дан автором?
Речевая характеристика
героя
Дескриптор Обучающийся
- описывает портрет, внешний образ героя;
- дает речевую характеристику героя.
11
Тема А.И. Куприн «Олеся»
Цель обучения 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов,
изобразительные средства и фигуры поэтического
синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры,
олицетворения, риторические фигуры, антитезы,
перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории,
инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует способы авторской характеристики
героев
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задания
1. Дайте характерситику героям произведения А. И. Куприна «Олеся»
2. Определите авторское отношение к героям через литературные приемы ( детали , одежда,
поступки и речь)
Авторское отношение к
герою, ваше личное
отношение
Мировоззрение героя как
представителя своей эпохи
Сравнение героя вначале и
в конце
Дескриптор Обучающийся
- определяет авторское отношение к героям;
- объясняет способы выражения авторского отношения;
- выражает свое мнение.
12
Тема А.И. Куприн «Олеся»
Цель обучения 9.4.1.1 Участвовать в обсуждении произведения, объясняя
свою позицию с учетом различных мнений, оценивая
актуальность проблематики произведения
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Участвует в обсуждении произведения
 Отстаивает свою точку зрения
 Оценивает поведение, поступки героев, позицию
автора
Уровень
мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Вопрос для обсуждения: актуальна ли сегодня проблема конфликта между обществом и
теми, кто не вписывается в него (по произведению А.И. Куприна «Олеся»)
Дескриптор Обучающийся
- участвует в обсуждении;
- составляет комментарии;
- аргументирует свою точку зрения;
- приводит примеры из текста;
- дает оценку поведению героя;
- выражает свое мнение.
13
2 четверть
Раздел «Тема маленького человека»
Тема Н.В. Гоголь «Шинель»
Цель обучения 9.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически
осмысливая; выражать своё отношение к
услышанному или прочитанному
Критерий оценивания Обучающийся
 Понимает художественное произведение
 Различает открытую и скрытую (подтекст)
информацию
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задания
1. Cоставьте цепочку ключевых эпизодов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
2. Назовите художественные детали, помогающие раскрыть идею произведения
Дескриптор Обучающийся
- выделяет ключевые эпизоды;
- определяет идею произведения;
- определяет открытую информацию;
- различает скрытую информацию (подтекст).
14
Тема Н.В. Гоголь «Шинель»
Цель обучения 9.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно
читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с
проблематикой произведения
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит самостоятельно в тексте цитаты, фрагменты
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Подберите цитату, отражающую авторский замысел повести.
Дескриптор Обучающийся
- подбирает цитату;
- определяет тематику произведения;
15
Тема Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель обучения 9.2.1.1 Определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в
письмах, святочный рассказ)
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет жанр и его признаки
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задания
1. Соотнесите жанры с их признаками.
1. Роман в письмах, так
называемый «эпистолярный»
жанр
А. Небольшое прозаическое произведение, которому
присуще большая насыщенность событиями, четче фабула,
отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.
2. Рассказ Б. Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного
героя. Повествование ведётся от одного лица. Это может
быть герой или сам автор. Большую роль играют детали.
Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер
героя.
3. Новелла В. Повышенная чувствительность персонажей, акцент на
эмоциях и внутреннем мире героев, идеализация
деревенского образа жизни, культ естественности,
искренности и простоты.
Маленькие люди откровенно делятся друг с другом своими
переживаниями, мыслями и открытиями
2. Определите жанр произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Докажите
примерами из текста.
Дескриптор Обучающийся
- определяет жанр;
- определяет признаки жанра;
- приводит примеры из текста.
16
Тема Ф.М. Достоевский «Бедные люди»
Цель обучения 9.2.2.1 Определять тему и идею произведения, выражая
мнение об их актуальности и аргументируя свою
позицию
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет тему и идею произведения
 Выражает мнение о проблематике
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. В чем смысл названия произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»?
Дескриптор Обучающийся
- определяет тему;
- определяет идею;
- определяет проблематику произведения;
- выражает свое мнение.
17
Тема Л.Н. Толстой «После бала»
Цель обучения 9.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы
композиции, различать виды композиции,
объяснять значение лирических отступлений
Критерий оценивания Обучающийся
 Выделяет в тексте произведения элементы композиции
 Объясняет значение вставных эпизодов
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Определите место данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов
композиции. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул
другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом
подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около
него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных
ножек. Вся зала следила за каждым движением пары.
Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно
умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не
модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков.
Очевидно, сапоги были построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и
одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и
эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то
танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех
тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел
два круга.
Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело,
упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла
вокруг него, все громко зааплодировали.
Дескриптор Обучающийся
- выделяет эпизод в композиции произведения;
- определяет место данного эпизода в композиции;
- приводит цитаты из текста;
- обращает внимание на художественные детали/элементы;
- объясняет роль данного эпизода в композиции.
18
Тема Л.Н. Толстой «После бала»
Цель обучения 9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения,
оформляя своё представление с помощью различных
способов свертывания информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует систему образов
 Оформляет своё представление с помощью различных
способов свёртывания информации
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Проанализируйте систему образов и хронотоп произведенпия Л.Н.Толстого «После
бала»
МИР
Персонажи
Действие
(сюжет и фабула)
Хронотоп
(Пространство и время)
Дескриптор Обучающийся
- объясняет роль главного героя;
- выражает личностное отношение к герою;
- объясняет роль пространства и времени.
- представляет/свертывает информацию в виде таблицы;
19
Тема А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Цель обучения 9.2.7.1 Определять способы выражения авторского
отношения к героям и изображаемым событиям
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет способы выражения авторского
отношения к героям
Уровень мыслительной
деятельности
Применение
Задания
1. Почему в заглавие произведения автором вынесен предмет-символ?
2. Объясните позицию автора, приведите паримеры из текста.
(По произведению А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»)
Дескриптор Обучающийся
- определяет значение символики названия произведения;
- объясняет позицию автора.
20
Тема А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Цель обучения 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов,
изобразительные средства и фигуры поэтического
синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры,
олицетворения, риторические фигуры, антитезы,
перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории,
инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, фигуры и приемы
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Каким способом а втору удалось показать нравственное превосходство «маленького
человека» над окружающими людьми? (по произведению А.И. Куприн. «Гранатовый
браслет»).
Способы авторской
характеристики
Примеры Комментарий
Характеристика героя
Изобразительные средства
Фигуры и приемы
Дескриптор Обучающийся
- определяет авторское отношение к героям;
- объясняет способы выражения авторского отношения;
- приводит примеры из текста.
21
Тема Л.Н. Толстой «После бала»
Цель обучения 9.2.9.1 Писать сочинения на литературные и свободные темы,
рецензии (на спектакли и/или экранизации
произведения) и др.
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет творческую работу
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Напишите эссе на тему «Гибель главного героя неотвратима …», в котором бы отразился
ваш взгляд на тему «маленького человека» (по одному из изученных произведений).
Дескриптор Обучающийся
- соблюдает структуру эссе;
- использует изобразительно-выразительные средства;
- выражает свой взгляд на тему.
22
Тема Л.Н. Толстой «После бала»
Цель обучения 9.4.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства, характеризуя
сходства и различия в средствах создания образов, выделяя
индивидуальные авторские приемы
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает художественное произведение с
произведениями других видов искусства
 Характеризует специфические средства создания образов в
разных видах искусства
Уровень
мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Сравните сцену экзекуции в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» с иллюстрацией И.И.
Пчелко «Сквозь строй». Охарактеризуйте, какие способы и средства используют авторы
для создания образов.
При каждом ударе наказываемый, как
бы удивляясь, поворачивал
сморщенное от страдания лицо в ту
сторону, с которой падал удар, и,
оскаливая белые зубы, повторял
какие-то одни и те же слова. Только
когда он был совсем близко, я
расслышал эти слова. Он не говорил, а
всхлипывал: «Братцы,
помилосердуйте. Братцы,
помилосердуйте». Но братцы не
милосердовали, и, когда шествие
совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно
выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина.
Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с
другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе
под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал
его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком
увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное,
неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Дескриптор Обучающийся
- сравнивает произведения по жанру;
- определяет способы создания образов;
- определяет средства выразительности;
- комментирует свою точку зрения.
23
3 четверть
Раздел «Сатира на общество»
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный
рассказ, лирическое отступление, типизация,
психологизм, внутренний монолог, оксюморон,
хронотоп, градация, парцелляция, афоризм
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает определение термину
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1.К какому литературному направлению принадлежит произведение А.С.Грибоедова «Горе
от ума»? Почему вы так считаете?
Дескриптор Обучающийся
- определяет литературное направление;
- доказывает принадлежность произведения к литературному
направлению.
24
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.1.5.1 Пересказывать содержание произведения, используя
разные приемы пересказа, творчески переосмысливая
развитие сюжета
Критерий оценивания Обучающийся
 Пересказывает содержание произведения или отрывка
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1.Перескажите содержание 1 явления от имени одного из героев. Обратите внимание на
возможные интонации и особенности речевой характеристики.
Дескриптор Обучающийся
- пересказывает содержание от имени одного из героев;
- сохраняет особенности речевой характеристики героев.
25
Тема Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Цель обучения 9. 1.6.1 Давать развернутый аргументированный ответ на
проблемный вопрос со ссылкой на источники
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос
Уровень
мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Дайте ответ на проблемный вопрос «Почему птицу-тройку принято считать
воплощением представлений Гоголя о России»? Аргументируйте свой ответ примерами из
текста.
Дескриптор Обучающийся
- дает аргументированный ответ на проблемный вопрос;
- использует цитаты;
26
Тема Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Цель обучения 9.2.4.1 Анализировать в произведении эпизоды, важные для
определения конфликта, объяснять связь с другими
эпизодами
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует эпизоды произведений
 Объясняет их связь с проблематикой и роль в развитии
сюжета
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Определите, какую роль в развитии сюжета играет этот отрывок. Объясните связь
данного фрагмента с проблематикой произведения.
«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу!.. Открыто –
пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин
невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая,
тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая,
несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне?
Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в
душу, и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая
связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на
меня полные ожидания очи?..
И еще полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако,
тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит
сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты
сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись
ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине
моей; неестественной властью осветились мои очи… у! какая сверкающая, чудная,
незнакомая земле даль! Русь!..»
Дескриптор Обучающийся
- определяет тему произведения;
- определяет проблематику произведения;
- определяет роль отрывка в развитии сюжета;
- объясняет связь данного фрагмента с проблематикой произведения.
27
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их
социальных и межличностных отношений
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует героев произведения
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Составьте интеллектуальную карту с изложением своих первых впечатлений о героях
пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Дескриптор Обучающийся
- описывает портрет, внешний образ героя;
- дает речевую характеристику героя;
- подтверждает цитатами из текста.
28
Тема Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Цель обучения 9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения,
оформляя своё представление с помощью различных
способов свертывания информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует систему образов
 Оформляет своё представление с помощью различных
способов свёртывания информации
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Проанализируйте систему образов и хронотоп произведенпия Н.В. Гоголя «Мертвые
души»
Дескриптор Обучающийся
- объясняет роль главного героя;
- выражает личностное отношение к героям;
- объясняет роль пространства и времени.
- представляет/свертывает информацию в виде таблицы;
- приводит примеры из текста.
29
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.2.7.1 Определять способы выражения авторского отношения
к героям и изображаемым событиям
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет способы выражения авторского отношения
к героям
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Выпишите изобразительные средства и художественные приемы, которые автор
использовал для изображения столкновения интересов и взглядов представителей «века
нынешнего» и «века минувшего» ? Объясните их роль.
Дескриптор Обучающийся
- определяет способы выражения авторского отношения;
- объясняет роль изобразительных средств и приемов.
30
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов,
изобразительные средства и фигуры поэтического
синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры,
олицетворения, риторические фигуры, антитезы,
перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории,
инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует способы авторской характеристики
героев, изобразительные средства, фигуры и приемы
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1.Каким способом а втору удалось показать сатиру на общество? (по произведению А.С.
Грибоедова «Горе от ума»)
Способы авторской
характеристики
Примеры Комментарий
Дескриптор Обучающийся
- определяет авторское отношение к героям;
- объясняет способы выражения авторского отношения;
- приводит примеры из текста.
31
Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Цель обучения 9.4.2.1 Сравнивать художественное произведение с
произведениями других видов искусства,
характеризуя сходства и различия в средствах
создания образов, выделяя индивидуальные
авторские приемы
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает художественное произведение с
произведениями других видов искусства
 Характеризует специфические средства создания
образов в разных видах искусства
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1.Сравните отрывок из постановки "Горя от ума" А.С. Грибоедова в БДТ, режиссёр Георгий
Александрович Товстоногов с комедией А.С. Грибоедова"Горя от ума". Охарактеризуйте,
какие способы и средства используют авторы для создания образов.
https://www.youtube.com/watch?v=7hWmqg91Crg отрывок из постановки "Горя от ума" А.С.
Грибоедова в БДТ, режиссёр Георгий Александрович Товстоногов. Чацкий - Сергей Юрский
1.
Дескриптор Обучающийся
- сравнивает произведения по жанру;
- определяет способы создания образов;
- определяет средства выразительности;
- комментирует свою точку зрения.
32
Тема Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Цель обучения 9.4.3.1 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы, близкие по тематике/
проблематике/ жанру, учитывая особенности
национальной культуры; объяснять позицию авторов
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы
 Учитывает особенности национальной культуры
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Сопоставьте поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души» с комедией А.С. Грибоедова «Горе от
ума» с точки зрения тематики, жанра и проблематики. Как показана сатира на общество?
Дескриптор Обучающийся
- сопоставляет произведения по тематике;
- сопоставляет произведения по жанру;
- выявляет общую проблематику;
- комментирует свою точку зрения.
33
4 четверть
Раздел «Тайны человеческой души »
Тема А.С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель обучения 9.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой
произведения
Критерий оценивания Обучающийся
 Находит самостоятельно в тексте и выразительно читает
наизусть цитаты, фрагменты.
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Подготовьте выдержки из произедения А.С.Пушкина «Пиковая дама», которые стали
крылатыми фразами или выпишите из текста.
Дескриптор Обучающийся
- находит выдержки из текста;
- определяет тематику произведения.
34
Тема А.С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель обучения 9.1.4.1 Составлять тезисный план
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет тезисный план
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1. Составьте тезисный план к эпизоду «Роковая ночь Германа» (А.С. Пушкин. «Пиковая
дама»), используя алгоритм.
 Осмысление темы
 Наброски основных (тезисных) тем в определенной последовательности
 Деление пунктов на подпункты
 Редактирование пунктов (расширение, сокращение, перестановка формулировок)
 Окончательное оформление плана
Дескриптор Обучающийся
- составляет тезисный план;
- определяет тему произведения;
- определяет основные части текста;
- определяет основную мысль каждой части.
35
Тема А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
Цель обучения 9. 2.1.1 Определять жанр и его признаки (сонет, роман, роман в
письмах, святочный рассказ)
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет жанр и его признаки
Уровень мыслительной
деятельности
Знание и понимание
Задание
1.Определите жанр произведения А.П. Чехов «Ионыч». Докажите примерами из текста.
Дескриптор Обучающийся
- определяет жанр;
- определяет признаки жанра;
- приводит примеры из текста.
36
Тема А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
Цель обучения 9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения,
оформляя своё представление с помощью различных
способов свертывания информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы,
диаграммы и пр.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует систему образов
 Оформляет своё представление с помощью различных
способов свёртывания информации
Уровень мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1. Проанализируйте путь Старцева к Ионычу в произведенпии А.П. Чехова «Ионыч».
Дескриптор Обучающийся
- объясняет роль главного героя;
- выражает личностное отношение к герою;
- объясняет роль пространства и времени.
- представляет/свертывает информацию в виде таблицы;
- приводит примеры из текста.
37
Тема Н.С. Лесков «Жемчужное ожерелье»
Цель обучения 9.4.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы, близкие по тематике/
проблематике/ жанру, учитывая особенности
национальной культуры; объяснять позицию авторов
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Сопоставляет произведения (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы
 Учитывает особенности национальной культуры
Уровень
мыслительной
деятельности
Навыки высокого порядка
Задание
1.Сопоставьте «ЗАПОВЕДИ ХРИСТА, пересказанные Лесковым» с рассказом Н.С. Лескова
«Жемчужное ожерелье». С какими заповедями Христа перекликается духовное
перерождение отца Маши? Почему вы так считаете?
Дескриптор Обучающийся
- сопоставляет произведения по тематике;
- сопоставляет произведения по жанру;
- выявляет общую проблематику;
- комментирует свою точку зрения.

Комментарии: