» » СОР И СОЧ Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Основы права» (c русским языком обучения) 9 класс

СОР И СОЧ Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Основы права» (c русским языком обучения) 9 класс

26 август 2019, Понедельник
361
0

1
Методические рекомендации по формативному оцениванию
по предмету «Основы права»
(c русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Сборник заданий формативного оценивания поможет учителю в рамках внедрения
обновленного содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами
являются образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную
обратную связь по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные
задания, планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Желаем плодтворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистам, координаторам
региональным и школьным координаторам по критериальному оцениванию, а так же другим
заинтересованным лицам.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1 четверть .................................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Понятие права ......................................................................................................................... 4
Раздел 2. Права и свободы человека и гражданина .......................................................................... 5
Раздел 3. Понятие гражданского права ............................................................................................... 7
Раздел 4. Понятие трудового права ...................................................................................................... 8
Раздел 5. Понятие брака и семейного права ....................................................................................... 9
Раздел 6. Понятие административного права .................................................................................. 10
2 четверть .................................................................................................................................................. 11
Раздел 7. Конституционное устройство государственных органов ........................................... 11
Раздел 8. Право собственности............................................................................................................ 12
Раздел 9. Условия труда ........................................................................................................................ 14
Раздел 10. Пути заключения и расторжения брака ......................................................................... 15
Раздел 11. Понятие преступление ....................................................................................................... 16
3 четверть .................................................................................................................................................. 17
Раздел 12. Обязательство и ответственность в гражданском праве ........................................... 17
Раздел 13. Права и обязанности членов семьи ................................................................................ 18
4 четверть .................................................................................................................................................. 19
Раздел 14. Защита прав потребителей ............................................................................................... 19
Раздел 15. Трудовой договор ............................................................................................................... 20
4
1 четверть
Раздел 1. Понятие права
Тема Что такое право, и как оно влияет на общественные
отношения
Цель обучения 9.1.1.1 Объяснять понятие и роль права в системе
социальных норм
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает понятие права от морали в
системе социальных норм
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Заполните диaгрaмму Венна. Определите 3 сходства и 3 различия понятий «Право» и
«Мораль».
Дескриптор Обучающийся
− определяет первое сходство права и морали;
− определяет второе сходство права и морали;
− определяет третье сходство права и морали;
− определяет первое различие права и морали;
− определяет второе различие права и морали;
− определяет третье различие права и морали.
мораль право
5
Раздел 2. Права и свободы человека и гражданина
Тема Какие права и обязанности у человека и гражданина
Республики Казахстан
Цель обучения 9.2.1.2 Определять конституционные права,
свободы и обязанности человека и
гражданина на основе анализа Конституции
Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет права и свободы человека и
гражданина на основе Конституции РК
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите конституционные права и обязанности человека и гражданина на основе
статьи Конституции РК и заполните таблицу
Статья 12
1. В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в
соответствии с Конституцией.
2. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются
абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и
иных нормативных правовых актов.
3. Гражданин Республики в силу самого своего гражданства имеет права и несет
обязанности.
Права и свободы человека и гражданина Обязанности гражданина
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Дескриптор Обучающийся
− определяет права и свободы человека и гражданина;
− определяет обязанности человека и гражданина.
6
Тема Почему Казахстан провозглашает себя
демократическим, светским, правовым и социальным
государством
Цель обучения 9.2.1.1 Объяснять основы конституционного строя
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет понятия: «демократическое
государство», «светское государство», «правовое
государство» и «социальным государство»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Соотнесите правильно термины с их определениями.
№ Термины Определение
1. Правовое
государство
A государство, политика которого направлена на
перераспределение материальных благ в соответствии с
принципом социальной справедливости ради достижения
каждым гражданином достойного уровня жизни,
сглаживания социальных различий и помощи
нуждающимся
2. Социальное
государство
B государство, устройство и деятельность
которого соответствует воле народа,
общепризнанным правам и свободам человека и
гражданина.
3. Светское
государство
C государство с устройством, где религия отделена от него
и которое регулируется на основе гражданских,
не религиозных норм; решения государственных органов
не могут иметь религиозного обоснования
4. Демократическ
ое государство
D государство, в котором созданы условия для обеспечения
прав, свобод человека, гражданина, а также необходимые
механизмы для их дальнейшей реализации
1 2 3 4
Дескриптор Обучающийся
− знает значение терминов и понятий;
− умеет правильно соотносить термины с их
определением;
− понимает сущность значения терминов и понятий;
− различает конституционный строй.
7
Раздел 3. Понятие гражданского права
Тема Как гражданское право регулирует общественные
отношения
Цель обучения 9.3.1.1 Объяснять понятие и принципы
гражданского права
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет понятие гражданского права и
определяет принципы гражданского права
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Дайте определение понятия «Гражданское право» и перечислите его принципы.
Гражданское право – это
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет понятие «гражданское право»;
− описывает первый принцип;
− описывает второй принцип;
− описывает третий принцип;
− описывает четвертый принцип;
− описывает пятый принцип;
− описывает шестой принцип.
принципы
гражданског
о права
2 принцип
__________________
3 принцип
_________________
4 принцип
___________________
5 принцип
__________________
6 принцип
________________
1 принцип
_____________
8
Раздел 4. Понятие трудового права
Тема Что провозглашает 24 статья Конституции РК
Цель обучения 9.4.1.1 Объяснять понятие трудового права
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет понятие трудового права
 На основе 24-ой статьи Конституции РК делает
анализ трудового права
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Дайте определение понятия «Трудовое право»
Трудовое право – это
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Опираясь на пункты 1-4 статьи 24 Конституции РК, определите, какие пункты данной
статьи были нарушены.
«Статья 24
1. Каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и
профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в
условиях чрезвычайного или военного положения.
2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и
гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на
социальную защиту от безработицы.
3. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на
забастовку.
4. Каждый имеет право на отдых. Работающим по трудовому договору гарантируются
установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и
праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».
Выпускник М. устроился на работу на нефтеперерабатывающий завод. С ним
заключили трудовой договор, где прописаны условия труда, но не указаны нормы
техники безопасности, занимаемую должность, продолжительность рабочего времени
и времени отдыха. Какие нормы трудового права нарушены
1.
____________________________________________________________________________
2.
____________________________________________________________________________
3.
____________________________________________________________________________
4.
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет понятие трудового права;
− определяет первое нарушение нормы трудового права;
− определяет второе нарушение нормы трудового права;
− определяет третье нарушение нормы трудового права;
− определяет четвертое нарушение нормы трудового права.
9
Раздел 5. Понятие брака и семейного права
Тема Как законодательством защищается семья?
Цель обучения 9.5.1.1 Объяснять понятия «брак и семья»
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет понятия: «семья», «брак», «брачный
возраст», «заключение брака», «семейное
право»
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Дайте определения понятиям «брак», «семья» «брачный возраст», «заключение брака»,
«семейное право».
Брак –
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Семья –
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Брачный возраст –
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Семейное право –
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Заключение брака –
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает понятия брак,
− описывает понятия семья;
− описывает понятия брачный возраст;
− описывает понятия заключение брака;
− описывает понятия семейное право.
10
Раздел 6. Понятие административного права
Тема Какие общественные отношения регулирует
административное право?
Цель обучения 9.6.1.1 Объяснять понятие административного права
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет понятия административного права
 Определяет содержание административного
права
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Решите тесты
1. Административно - правовые нормы устанавливаются
A) Властными органами государства
В) Судом
С) Администрацией предприятия
Д) Руководителем хозяйственного товарищества
2. Административные правоотношения складываются в сфере
A) Имущественных отношений
B) Неимущественных отношений
C) Государственного управления
D) Трудовых отношений
3. Санкция, не являющаяся административным взысканием
A) Штраф
B) Лишение специального права
C) Конфискация имущества
D) Предупреждение
4. Содержание административно-правового правоотношения
A) Субъективные права и обязанности
B) Санкция
C) Способность быть истцом и ответчиком в суде
D) Составление Учредительских документов
Дескриптор Обучающийся
− определяет органы устанавливающие административно -правовые нормы;
− определяет сферу административно-правовых норм;
− определяет вид взысканий;
− определяет содержание административно-правового
правоотношения.
11
2 четверть
Раздел 7. Конституционное устройство государственных органов
Тема В чем заключается функция государственных органов?
Цель обучения 9.2.2.1 Определять и сравнивать функции
государственных
органов, руководствуясь основными положениями
Конституции РК
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет функции государственных органов,
руководствуясь основными положениями
Конституции РК
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите полномочия ветвей государственной власти Республики Казахстан.
Поставьте знак √ в соответствующей колонке.
№ Обязанности Президент Правительство Парламент Судебная
власть
1 Выявляет
нарушение/
законность действий
граждан перед
государством
2 Подписывает
представленный
Сенатом
Парламента закон в
течение одного
месяца
3 Обеспечивает
исполнение
бюджета
4 Решает вопросы
войны и мира
5 Утверждает
республиканский
бюджет
6 Устанавливает и
отменяет
государственные
налоги и сборы
7 Осуществляет
помилование
граждан
Дескриптор Обучающийся
− определяет полномочия Президента;
− определяет полномочия Правительства;
− определяет полномочия Парламента;
− определяет полномочия судебной власти.
12
Раздел 8. Право собственности
Тема Как стать собственником?
Цель обучения 9.3.2.1 Определять виды собственности;
9.3.2.2 Определять пути приобретения и прекращения
права собственности, анализируя правовые
ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает определение и сравнение видам
собственности
 Анализируя правовые ситуации,определяет
пути приобретения и прекращения права
собственности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задания
Соотнесите виды собственности с их содержанием.

Содержание
Виды собственности
Республиканская
собственность
Коммунальная
собственность
Коллективная
собственность
Индивидуальная
собственность
1 Правителственные
здания; дороги и т.д.
2 Имущество
общественных и
религиозных
организаций
3 Национальные
музеи, библиотеки
4 Квартиры, жилые
дома, дачные
строения и т.д.
5 Имущество местной
казны, средства
местного бюджета
6 Имущество органов
местного
самоуправления,
муниципальные
предприятия и
организации и т.д
7 Автомобили, гаражи
и т.д
8 Имущество
хозяйственных
товариществ и
обществ; имущество
потребительских
кооперативов
13
Дескриптор Обучающийся
− определяет республиканскую собственность;
− определяет коммунальную собственность;
− определяет коллективную собственность;
− определяет индивидуальную собственность.
14
Раздел 9. Условия труда
Тема Как законодательством регулируются условия труда?
Цель обучения 9.4.2.1Определять условия труда, руководствуясь
положениями Трудового кодекса РК
9.4.2.2 Объяснять права и обязанности работодателя и
работника, анализируя правовые ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет условия труда на примере
ситуации
 Анализирует права и обязанности
работодателя и работника
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Решите ситуацию.
1. Работники одного из отделов предприятия в связи с острой производственной
необходимостью приняли решение о работе в выходные дни. Работодатель не возражал
против выхода на работу, однако приказ об обязательном выходе и оплате издавать не
стал – посчитал, что не должен оплачивать за работу, так как этот выход на работу
является инициативой работников.
Правомерны ли действия работодателя?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Допускается ли выход на работу в выходные и праздничные дни по инициативе
работников?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Каким образом это оформляется?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
− определяет правомерность действий работодателя;
− определяет правомерность действий работников;
− определяет условия выхода на работу.
15
Раздел 10. Пути заключения и расторжения брака
Тема При каких обстоятельствах заключается и расторгается
брак?
Цель обучения 9.5.2.1 Определять условия заключения и расторжения
брака
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет условие заключения брака
 Определяет условие расторжения брака
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Решите ситуации.
1. В орган ЗАГСа обратились с заявлением о расторжении брака супруги Вакуленко,
имеющие совершеннолетних детей. У них происходили постоянные скандалы, по
причине пьянства супруга. Совместно нажитое имущество ими было разделено по
взаимному согласию. В органе ЗАГСа супругам в регистрации развода было отказано,
т.к., по мнению работников органа ЗАГСа, они не представили достаточно веских
доказательств невозможности сохранения семьи.
Вправе ли был орган ЗАГСа отказать супругам Вакуленко в регистрации развода?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Где могут быть обжалованы действия должностных лиц органа ЗАГСа?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого
была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось
по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по
мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.
Законны ли действия органов ЗАГСа?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
___________________________
Дескриптор Обучающийся:
− определяет правомерность действии работников органа
ЗАГСа;
− определяет порядок обжалования решения органов
ЗАГСа;
− анализирует изменения решения в связи с
усыновлением.
16
Раздел 11. Понятие преступление
Тема Какое деяние признается преступлением?
Цель обучения 9.7.2.1 Различать признаки и виды преступления
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет виды преступлений
 Определяет степень преступления
 Определяет сроки наказания
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу.
Виды преступлени
Наименование вида
преступления
Степень виновности Сроки наказания
Преступления легкой
тяжести
Неосторожное деяние Два года лишения свободы
Дескриптор Обучающийся
− определяет виды преступлений;
− определяет степень преступления;
− определяет сроки наказания.
17
3 четверть
Раздел 12. Обязательство и ответственность в гражданском праве
Тема Какую ответственность порождают гражданско-правовые обязательства?
Цель обучения 9.3.3.1 Анализировать обязательства и определять
ответственность в гражданском праве
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует обязательства в гражданском
праве
 Указывает ответственность в гражданском
праве
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Решите ситуацию.
ОАО "ХХХ-банк" обратилось в суд с иском к индивидуальному
предпринимателю С. и физическому лицу С. о взыскании задолженности по кредиту,
ссылаясь на то, что 3 августа 2016 г. между Банком и индивидуальным
предпринимателем С. было заключено соглашение об открытии кредитной линии на
сумму 14 млн. тенге со сроком погашения до 3 августа 2017 г. Вследствие
ненадлежащего исполнения принятых по договору обязательств у заемщика перед
Банком образовалась задолженность.
Что такое обязательство?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Когда и почему возникает гражданско-правовая ответственность?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Будут удовлетворены требования банка к С. индивидуальному предпринимателю и ему
же, как физическому лицу?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет понятие «обязательство»;
− анализирует возникновение гражданско-правой
ответственности;
− дает оценку правовой ситуации.
18
Раздел 13. Права и обязанности членов семьи
Тема Как защищаются права ребенка?
Цель обучения 9.5.3.2 Анализировать права детей в обществе и семье,
ссылаясь на правовые акты
Критерий оценивания Обучающийся:
 Опираясь на правовые нормативные акты,
анализирует права ребенка в обществе и семьи
 Анализирует правовую ситуацию
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Решите правовую ситуацию.
1. После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был оставлен у
матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в
месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее
новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению с сыном. Она не
разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей
матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки
возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании
ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.
Дайте правовую оценку действиям Григорьевой?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− дает правовую оценку действиям Григорьевой;
− определяет судебный орган по защите прав ребенка.
19
4 четверть
Раздел 14. Защита прав потребителей
Тема Знаем ли мы свои права как потребители?
Цель обучения 9.3.4.1 Предлагать пути защиты прав потребителей
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет понятие «права потребителей»
 Определяет пути защиты прав потребителя
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Решите правовую ситуацию
Антонина купила в кредит норковую шубу. Пришла домой, показывает шубу своим
дочерям. Одна из дочерей спрашивает: мама, почему шуба старая? Антонина осмотрела
шубу. Получилось, что в магазине она примеряла новую шубу, а завернули ей старую
шубу. Она со своими дочерями поехала в магазин с требованием, чтобы ей шубу
поменяли. В магазине ей в этом отказали.
Дайте правовую оценку данной ситуации
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Как должна защитить свои права потребителя Антонина?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− оценивает ситуацию с точки зрения права;
− предлагает пути защиты прав потребителей.
20
Раздел 15. Трудовой договор
Тема Какие права и обязанности возникают по трудовому
договору?
Цель обучения 9.4.4.1 Раскрывать содержание трудового договора,
анализируя правовые ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует содержание трудового
договора
 Анализирует права работника
 Дает правовую оценку ситуации
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Решите правовую ситуацию.
При заключении трудового договора с Канарбаевым о его работе в должности
заместителя директора, руководитель организации предложил в указанный договор
включить следующие условия:
− о режиме работы и отдыха;
− об условиях оплаты труда;
− о соблюдении правил внутреннего трудового распорядка;
− об обязательстве Канарбаева в течение первых двух лет работы не использовать
ежегодный и другие виды отпусков (учебный, по уходу за больными членами
семьи и др.);
− об обязательстве не принимать участия в забастовке;
− об обязательстве не работать по совместительству у другого работодателя.
По соглашению с Канарбаевым трудовой договор был заключен.
Правомерны ли действия руководителя организации?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Каков порядок заключения трудового договора, и каково должно быть его
содержание?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какова значимость трудового договора? Ответ обосновать.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет правомерность действий руководителя;
− анализирует содержание трудового договора;
− определяет значимость составления трудового договора;
− дает обоснованный ответ.

Комментарии: