» » СОР И СОЧ Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Всемирная история» 9 класс

СОР И СОЧ Методические рекомендации по формативному оцениванию по предмету «Всемирная история» 9 класс

26 август 2019, Понедельник
597
0

Методические рекомендации по формативному оцениванию
по предмету «Всемирная история»
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
I четверть ................................................................................................................................................... 4
Раздел 1. Первая мировая война ........................................................................................................... 4
Раздел 2. Россия и страны Азии после Первой мировой войны ................................................. 10
2 четверть ................................................................................................................................................. 16
Раздел 3. Мировой экономический кризис ...................................................................................... 16
Раздел 4. Противостояние тоталитаризма и демократии ............................................................. 20
3 четверть ................................................................................................................................................. 24
Раздел 5. Вторая мировая война ......................................................................................................... 24
Раздел 6. Политическое развитие мира во второй половине ХХ века ...................................... 27
4 четверть ................................................................................................................................................. 42
Раздел 7. Социально-экономическое развитие Европы во второй половине ХХ века ......... 42
Раздел 8. «Особенности развития стран Азии во второй половине XX в.» ............................. 48
Раздел 9. «Развитие науки и культуры во второй половине ХХ века - начале ХХI века» ... 52
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
4
I четверть
Раздел 1. Первая мировая война
Тема Каковы предпосылки и причины Первой мировой
войны?
Цель обучения 8.3.2.1 Устанавливать предпосылки и причины начала
Первой мировой войны
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует предпосылки и причины начала
Первой мировой войны
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите краткосрочные и долгосрочные причины Первой мировой войны, занесите
в таблицу номера причин.
1.Стремление к ослаблению государств – конкурентов в их экономическом и
военном развитии;
2.Противоречия из-за: колоний, сфер влияния и рынков сбыта;
3.Стремление стран разрешить с помощью войны внутренние проблемы;
4.Повсеместное усиление националистических настроений;
5.Стремление Франции вернуть Эльзас и Лотарингию, которые были отняты у неё
Германией в 1871 г., и захватить Саарский бассейн;
6.Стремление Австро-Венгрии захватить Сербию и Черногорию, установить свою
гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
7.Стремление Италии (даже находясь в союзе с Австро-Венгрией) вернуть свои
земли Трентино, Триест и Фиуме. Она долго колебалась между Тройственным
союзом и Антантой, в конечном счете, связала свою судьбу с Антантой и воевала
на её стороне;
8.Стремление Англии сохранить своё морское и колониальное могущество,
разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на
передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых
нефтью территорий, на захват которых надеялась и Германия;
9.Стремление Германии разгромить Англию, лишить её морского могущества и
поделить заново французские, бельгийские и португальские колонии, утвердиться
в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у неё
польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по
Балтийскому морю;
10. Убийство наследника австрийского престола Франца Фердинанда сербским
националистом Гаврилой Принципом;
11. Стремление Польши воссоздать государство, разрушенное разделами XVIII в;
12.Претензии Турции при поддержке Германии на территорию Закавказья;
13.Намерения США в течение трёх лет войны занимавших нейтральную позицию,
наживаясь на военных поставках обеим воюющим коалициям, (США вступили в
войну в апреле 1917 г.), продиктовать ослабленным странам условия мира,
обеспечивающие мировое господство американского империализма.
14. Стремление Сербии, получившей полную независимость только в 1878 году,
утвердиться на Балканах в качестве лидера славянских народов полуострова.
Неофициальная поддержка правительством этой страны националистических
организаций, боровшихся против Австро-Венгрии и Турции;
15. Стремление России захватить Стамбул, проливы Босфор и Дарданеллы, а
также остановить назревающую в России революцию.
5
Причины войны
Краткосрочные причины Долгосрочные причины
Дескриптор Обучающийся
− определяет краткосрочные причины войны;
− определяет долгосрочные причины войны.
6
Тема Как научные открытия и новые технологии первой
половины ХХ века повлияли на ход Первой мировой
войны?
Цель обучения
8.2.4.3 Оценивать роль военной науки и техники,
военной стратегии, объясняя исторические события
Критерий оценивания
Обучающийся
 Характеризует роль военной науки и техники,
военной стратегии, объясняя исторические
события
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
На основе предложенных иллюстраций и собственных знаний напишите сообщение на
тему «Как новые виды военной техники и оружия изменили характер сражений?».
Дескриптор Обучающийся
− характеризует первый вид оружия, применяемый в ходе
Первой Мировой войны;
− приводит примеры его влияния на ход военных действий;
− характеризует второй вид оружия, применяемый в ходе
Первой Мировой войны;
− приводит примеры его влияния на ход военных действий;
− характеризует третий вид оружия, применяемый в ходе
Первой Мировой войны;
− приводит примеры его влияния на ход военных действий;
− характеризует четвертый вид оружия, применяемый в
ходе Первой Мировой войны;
− приводит примеры его влияния на ход военных действий;
− делает вывод об изменении характера военных действий
под влиянием новых видов оружия военной техники.
7
Тема Как научные открытия и новые технологии первой
половины ХХ века повлияли на ход Первой мировой
войны?
Цель обучения 8.2.4.2 Оценивать роль науки в социально-экономическом развитии стран мира, обобщая причины,
результаты, значение исторических событий
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет роль науки в социально-экономическом развитии стран мира, обобщая
причины, результаты, значение исторических
событий
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Рассмотрите перечень научных открытий и изобретений, получивших распространение
в начале ХХ века, и выполните задания.
1) Рентгеновские лучи (были открыты в конце XIX, однако получили
распространение только в начале ХХ). Автор Вильгельм Рентген.
2) Самолет. Первый управляемый полет был совершен в 1903 г. Авторы братья
Орвил и Уилбур Райт.
3) Первый антибиотик Пенициллин открыт в 1928 г. Автор Александр Флеминг.
4) Сборочный конвейер изобретен в 1908 г. Автор Генри Форд.
5) Стиральная машина изобретена в 1908 г. Автор Алва Дж. Фишер
6) Танк сконструирован в 1916 г. Автор Уильям Триттон.
7) Противогаз изобретен в 1915 г. Автор Фриц Хабер.
8) Теория психоанализа опубликована в 1905 г. Автор З. Фрейд.
A. Назовите три наиболее важных изобретения (открытия) и обоснуйте свой выбор.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
B. Определите роль этих изобретений (открытий) в социально-экономическом
развитии стран мира.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− обосновывает выбор первого изобретения (открытия);
− обосновывает выбор второго изобретения (открытия);
− обосновывает выбор третьего изобретения (открытия);
− определяет роль первого изобретения в социально-экономическом развитии стран;
− определяет роль второго изобретения в социально-экономическом развитии стран;
− определяет роль третьего изобретения в социально-экономическом развитии стран.
8
Тема Насколько прочной была Версальско-Вашингтонская система?
Цель обучения 8.3.2.4 Анализировать и оценивать деятельность
Лиги Наций и Версальско-Вашингтонской системы
договоров
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует деятельность Лиги Наций и
Версальско-Вашингтонской системы
договоров
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст «Последствия Версальского договора» и ответьте на вопросы.
Последствия Версальского договора Версальский мир совершенно не оправдал
ожиданий его авторов. Он не устранил существовавшие противоречия, а баланс
интересов не был установлен даже на самое короткое время. Страны Антанты сняли с
себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была
общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах. «По
Версальскому договору Германия осталась единым государством, но беспомощным в
военном отношении, экономически разоренным, политически униженным. … Для того
чтобы уничтожить Германию, договор был слишком мягким, для того, чтобы просто
наказать ее, - слишком унизительным», - писал академик Патрушев А.И. Унизив
Германию, Франция и Англия создали предпосылки к установлению фашистской
диктатуры в этой стране, которая привела к следующей мировой войне. Слишком
большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию
больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник
режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша. Германия и
Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение
двух стран. Япония и Италия, считавшие себя обделёнными, во Второй мировой войне
стали союзниками Германии.
Диктаторские режимы перед Второй мировой войной пришли к власти в Испании,
Португалии, Венгрии, Румынии, Литве, Латвии, Германии, Греции, Италии, Японии, во
многих странах Латинской Америки. С большим трудом демократические свободы,
хотя и в урезанном виде, сохранились в Англии, США и Франции.
1. Была ли возможность достичь договоренностей, устраивающих всех участников
Первой мировой войны? Свой ответ аргументируйте.
2. Почему Версальский мирный договор провалился?
3. Как вы понимаете выражение: «Версальский договор – это есть договор хищников и
разбойников».
4. Почему Лига Наций не сохранила мир? (не менее 3-х аргументов)
Дескриптор Обучающийся
− отвечает на первый вопрос;
− аргументирует ответ на первый вопрос;
− объясняет возможные причины провала Версальского
мирного договора;
− характеризует свое понимание выражения «Версальский
договор – это есть договор хищников и разбойников»;
− аргументирует первую причину неэффективности
деятельности Лиги Наций по сохранению мира;
− аргументирует вторую причину неэффективности
деятельности Лиги Наций по сохранению мира;
− аргументирует третью причину неэффективности
деятельности Лиги Наций по сохранению мира.
Раздел 2. Россия и страны Азии после Первой мировой войны
Тема Насколько изменилась Россия в 1917-1924 гг.?
Цель обучения 8.3.1.1 Анализировать влияние общественно-политических течений (социальный либерализм и
консерватизм, марксизм и социал-демократия) на
жизнь общества
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет влияние общественно-политических течений (социальный
либерализм и консерватизм, марксизм и
социал-демократия) на жизнь общества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
По описанию основных политических позиций определите название партии, и
какое общественно-политическое течение она представляет.
Основные политические позиции
партии
Название
политической
партии
Общественно-политическое течение,
к которому относится
политическая партия
Выступает за свержение самодержавия и
отмену любых сословий. По мнению
лидера партии, монархическая власть
тормозит развитие страны, а сословное
деление демонстрирует отсталость царских
политических взглядов. Они настаивали на
революционном решении всех проблем в
стране, а также на необходимости
диктатуры пролетариата.
Они выступали за всеобщее избирательное
право, за отмену сословий и свержение
самодержавия. Они предлагали более
мягкую модель решения существующих
политических проблем. Они считали, что
часть земель следует оставить государству,
а часть раздать народу, что с царской
властью нужно бороться путем
последовательных реформ.
Представители этой партии настаивали на
выборе демократической республики, в
качестве наилучшей модели для
управления страной. Также они настаивали
на федеративном устройстве государства и
на полном свержении самодержавия. По их
мнению, от всех классов и сословий
следует избавляться, а землю необходимо
передать в собственность народу.
Представители этой партии настаивали на
необходимости последовательного
11
реформирования существующего
государственного строя. В частности, они
настаивали на сохранении монархии, но
преобразовании ее в конституционную
монархию. Разделение власти на три ветви,
снижение роли монарха и уничтожение
сословного деления.
Дескриптор Обучающийся
− определяет первую политическую партию;
− определяет, какое общественно-политическое течение она
представляет;
− определяет вторую политическую партию;
− определяет, какое общественно-политическое течение она
представляет;
− определяет третью политическую партию;
− определяет, какое общественно-политическое течение она
представляет;
− определяет четвертую политическую партию;
− определяет, какое общественно-политическое течение она
представляет.
12
Тема Насколько изменилась Россия в 1917-1924 гг.?
Цель обучения 8.1.1.1 Характеризовать влияние Октябрьского
переворота на изменение социальной структуры,
анализируя итоги исторического события
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет влияние Октябрьского переворота
на изменение социальной структуры,
анализируя итоги исторического события
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст, выполните задание.
«Ленинская модель социалистических преобразований»
В качестве первоочередных мер предлагалось: 1-ое ликвидировать помещичье
землевладение и передать землю в использование крестьянам; 2-ое установить рабочий
контроль на предприятиях, принять рабочее законодательство; 3-е создать советскую
систему органов власти, выполняющих законодательные и исполнительные функции в
интересах избравших их трудящихся; 4-ое ликвидировать бюрократию вследствие
развития самоуправления; 5-ое создать добровольную армию и милицию. Составной
частью большевистской идеологии был пролетарский интернационализм, солидарность
эксплуатируемых групп независимо от национальности. В.И.Ленин отрицательно
относился к институтам буржуазного общества: частной собственности, парламенту,
гражданским свободам, праву т.к. считал, что без материального равенства они служат
интересам имущих классов.
Определите, какое влияние оказала Октябрьская революция на социальные слои
общества.
Крестьяне Рабочие Помещики Буржуазия
Дескриптор Обучающийся
− характеризует влияние Октябрьской революции на
крестьянство;
− характеризует влияние Октябрьской революции на рабочих;
− характеризует влияние Октябрьской революции на
помещиков;
− характеризует влияние Октябрьской революции на
буржуазию.
Тема Каковы причины и последствия гражданской войны
и иностранной интервенции в России?
Цель обучения 8.3.2.6 Анализировать причины и последствия
гражданской войны 1918-1922 гг.
Критерий оценивания Обучающийся
 Указывает причины и последствия
гражданской войны 1918-1922 гг.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите причины и последствия гражданской войны в России. Распределите номера
утверждений в соответствующих столбцах.
1. Борьба за власть между различными социальными группами и политическими
силами в России;
2. Стремление бывших правящих сил сохранить свою собственность и власть,
свое привилегированное положение;
3. Тяжелый экономический кризис;
4. Непопулярность экономической политики большевиков: политика «военного
коммунизма», продовольственная диктатура;
5. Советская страна оказалась в международной изоляции и не могла рассчитывать
на поддержку;
6. Стремление иностранных государств вернуть долги царского и Временного
правительств;
7. Голод и эпидемии, погибло около десяти млн. человек;
8. Стремление Великобритании и Франции вернуть Россию в состав Антанты и
заставить ее продолжать войну;
9. Национальный кризис в стране, который породил непримиримые противоречия
между основными социальными слоями общества;
10. Социально-экономическая и антирелигиозная политика большевиков,
направленная на разжигание вражды в обществе;
12. Победа Красной армии, установление власти большевиков;
13. Гибель 13 млн. человек (2 млн. человек эмигрировали);
14. Падение промышленного производства в 7 раз, сельскохозяйственного — в 2
раза;
15. Разруха.
Причины Последствия
Дескриптор Обучающийся
− определяет первую причину гражданской войны;
− определяет вторую причину гражданской войны;
− определяет третью причину гражданской войны;
− определяет четвертую причину гражданской войны;
− определяет пятую причину гражданской войны;
− определяет шестую причину гражданской войны;
− определяет седьмую причину гражданской войны;
− определяет восьмую причину гражданской войны;
− определяет первое последствие гражданской войны;
14
− определяет второе последствие гражданской войны;
− определяет третье последствие гражданской войны;
− определяет четвертое последствие гражданкой войны;
− определяет пятое последствие гражданкой войны;
− определяет шестое последствие гражданкой войны;
− определяет седьмое последствие гражданкой войны.
15
Тема Почему Мустафу Кемаля называли «Ататюрк»?
Цель обучения 8.4.2.2. Использовать понятие «этатизм»
(государственный капитализм) для объяснения
изменений в политике и экономике
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет понятие «этатизм» (государственный
капитализм) для объяснения изменений в
политике и экономике
Уровень мыслительных
навыков
Знание понимание
Задание
Определите в приведенном ниже списке не менее четырех суждений характеризующих
этатизм в Турции и отметьте их знаком √
Суждение Ответ
1. Усиление исламских ценностей;
2. Политическая жизнь Турции контролировалась М.Кемалем;
3. Организация массовых ненасильственных кампаний сопротивления;
4. Проведение реформ в сфере образования, реформа турецкого языка
(переход на латиницу);
5. Отмена османских титулов, введение фамилий, женщины полностью
уравнены в правах с мужчинами;
6. Притеснение этнических меньшинств;
7.Государственное вмешательство в экономику, прямое развитие
государственного капитализма в промышленности и транспортном
строительстве;
8. Поощрение частного национального капитала;
9. Секуляризация Турции.
Сделайте вывод об экономическом развитии Турции при Ататюрке, используя понятие
«этатизм».
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− указывает первое верное суждение;
− указывает второе верное суждение;
− указывает третье верное суждение;
− указывает четвертое верное суждение;
− делает вывод об экономическом развитии Турции при
Ататюрке;
− использует понятие «этатизм».
16
2 четверть
Раздел 3. Мировой экономический кризис
Тема Каковы причины и последствия краха Уолл-стрит?
Цель обучения 8.4.1.1 Оценивать влияние достижений технической
революции (конвейерное производство, стандартизация)
на развитие хозяйственной системы стран в начале XX
века
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует влияние достижений технической
революции (конвейерное производство,
стандартизация) на развитие хозяйственной
системы стран в начале XX века
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст, составьте PEST- анализ политического и социально-экономического
развития США в начале XX века.
США раньше других развитых стран вступили в период стабилизации, а в 1922-1929 гг. экономика США была на подъеме. На конец 20-х годов там производили почти
половину промышленной продукции мира, на 10 % больше чем в Англии, Франции,
Италии, Германии и Японии вместе взятых. Важным толчком к росту стало
распространение конвейерного производства, замена традиционных видов топлива
(уголь) электричеством и нефтепродуктами. Исключительную роль сыграли
стандартизация и унификация. Высокого уровня достигла механизация производства и
быта американцев. В стране резко увеличилось количество автомобилей, с которыми
начал ассоциироваться американский образ жизни. Значительно возрос экспорт товаров,
который в 20-е годы превышал импорт.
P– политические
E - экономические
S – социальные
T – технологические
Дескриптор Обучающийся
− характеризует политические изменения в США в период
просперити;
− характеризует экономические изменения в США в период
просперити;
− характеризует социальные изменения в США в период
просперити;
− характеризует технологические изменения в США в период
просперити.
Тема Каковы причины и последствия краха Уолл-стрит?
Цель обучения 8.4.1.3 Использовать понятия «рынок ценных бумаг»,
«акция», «спекуляция», «фондовая биржа», «кредит»,
«банкротство», «инфляция» для анализа исторических
событий
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет понятия «рынок ценных бумаг»,
«акция», «спекуляция», «фондовая биржа»,
«кредит», «банкротство», «инфляция» для анализа
исторических событий
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте предложения, описывающие положение США в конце 20-х гг., используя
термины, данные в таблице.
«Рынок ценных
бумаг»
«Акция»
«Спекуляция»
«Фондовая биржа»
«Кредит»
«Банкротство»
«Инфляция»
Дескриптор Обучающийся
− составляет предложение, используя термин «рынок ценных
бумаг» в тексте;
− составляет предложение, используя термин «акция» в тексте;
− составляет предложение, используя термин «спекуляция» в
тексте;
− составляет предложение, используя термин «фондовая
биржа» в тексте;
− составляет предложение, используя термин «кредит» в
тексте;
− составляет предложение, используя термин «банкротство» в
тексте;
− составляет предложение, используя термин «инфляция» в
тексте.
18
Тема Как страны мира преодолевали Великую депрессию?
Цель обучения 8.2.4.1 Характеризовать роль кейнсианства в социально-экономическом развитии стран мира
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет роль кейнсианства в социально-экономическом развитии стран мира
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
a) Приведите конкретные примеры реализации идей кейнсианства в политике
«Нового курса» Рузвельта.
b) Сделайте вывод о роли кейнсианства в преодолении «Великой депрессии» в
США.
Кейнсианство «Новый курс» Рузвельта
Правительственные меры нужны для
удовлетворения современных
общественных потребностей;
Государство должно стимулировать
спрос на рынке
Государство должно бороться с
безработицей;
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
− приводит первый конкретный пример реализации идей
кейнсианства Рузвельтом;
− приводит второй конкретный пример реализации идей
кейнсианства Рузвельтом;
− приводит третий конкретный пример реализации идей
кейнсианства Рузвельтом;
− пишет аргументированный вывод о роли кейнсианства в
преодолении «Великой депрессии» в США.
19
Тема Как страны мира преодолевали Великую депрессию?
Цель обучения 8.3.1.3 Объяснять различные пути выхода из мирового
экономического кризиса (США, Франция, Германия),
сопоставляя факты, процессы, события
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует различные пути выхода из
мирового экономического кризиса (США,
Франция, Германия), сопоставляя факты,
процессы, события
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните концепт карту «Выход из мирового экономического кризиса странами мира»
Дескриптор Обучающийся
− называет первый путь выхода из экономического кризиса
30-х гг.;
− называет второй путь выхода из экономического кризиса 30-х гг.;
− называет третий путь выхода из экономического кризиса 30-х гг.;
− называет страны, выбравшие первый путь;
− называет страны, выбравшие второй путь;
− называет страны, выбравшие третий путь;
− объясняет особенности первого пути;
− объясняет особенности второго пути;
− объясняет особенности третьего пути.
Раздел 4. Противостояние тоталитаризма и демократии
Тема Как изменилось советское общество в 1927-1939 гг.?
Цель обучения 8.3.1.2 Объяснять предпосылки формирования и
развития тоталитаризма (командно-административной
системы)
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует изменение статуса социальных слоев
(рабочего класса, крестьянства, интеллигенции) в
связи с развитием социалистического общества
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и выполните задание.
Экономические преобразования конца 20-х - начала 30-х гг. коренным образом
изменили структуру населения. Численность городского населения к 1939 г. составила
56,1 млн. жителей (32,9% общего числа населения). Значительно выросла численность
рабочего класса. Главным источником пополнения рабочего класса по-прежнему
являлись крестьяне. Изменилась структура сельского населения. В несколько раз
сократилась численность крестьян-единоличников. Исчезли кулаки и батраки. Свыше
90% общего числа крестьян трудились в колхозах. Форсированная индустриализация
ухудшила жизненный уровень населения. Главным фактором, определяющим политику
И.В. Сталина, становилось его стремление к установлению единоличной власти.
Параллельно с формированием режима личной власти развертывалась борьба с
инакомыслием. Карательные меры коснулись практически всех слоев населения. Вслед
за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев
населения. В категорию «врагов народа» попали работники Госплана, ВСНХ,
наркоматов. Аресту подверглись бывшие царские офицеры, служившие в Красной
Армии. Были ликвидированы многие общественные организации. Под контроль
чиновников были поставлены объединения творческой интеллигенции.
Напишите короткое газетное сообщение об изменениях в жизни, произошедших в
Советском Союзе в 20-30 годы от имени представителя одной из представленных
социальных категорий: индустриального рабочего, колхозника, представителя
интеллигенции, партийного работника, священнослужителя.
Дескриптор Обучающийся
− указывает изменение в экономическом положении
социального слоя СССР в 1929- 1939 гг.;
− указывает изменение в политическом положении
социального слоя СССР в 1929- 1939 гг.;
− указывает изменение в социальном положении социального
слоя СССР в 1929- 1939 гг.;
− использует термины и стилистику характерную для
советского/зарубежного/самиздатовского издания;
− анализирует влияние тоталитарного режима на положение
социальных групп.
21
Тема Почему фашизм получил развитие в Италии и Германии?
Цель обучения 8.3.1.2 Объяснять предпосылки формирования и
развития тоталитаризма (командно-административной
системы)
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует предпосылки формирования и
развития тоталитаризма (командно-административной системы)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст. Заполните сравнительную таблицу социально-экономических и
политических проблем Италии и Германии после Первой Мировой войны, сделайте
вывод о причинах прихода к власти реакционных режимов в этих странах.
Результатом Первой мировой войны для Италии стал экономический и
социальный кризис. Одновременно, в условиях социального кризиса, активизируется
фашистское движение. Еще в 1915 г. бывший член социалистической партии Бенито
Муссолини основал первые фашистские организации, т.н. "фаши революционного
действия", поддерживавшие участие Италии в войне. В 1919 г. под лозунгом борьбы за
"получение международных плодов победы" в первой мировой войне он организовал
"Итальянский союз участников войны" — "фаши комбананте", ставший основой
фашистской партии. Первоначально партия насчитывала всего около 10 тыс. членов и
особым влиянием на массы не пользовалась. Для привлечения народных масс на свою
сторону фашизм широко использовал социалистические лозунги. В программе,
провозглашенной в 1919 г., содержались требования экономических реформ:
установление 8-часового рабочего дня; гарантированного минимума заработной платы;
введение рабочего контроля на производстве; конфискации «непроизводительного
капитала».
Идеи фашизма (нацизма) в Германии появились после окончания Первой мировой
войны. Причины последующего прихода к власти фашистов (нацистов) – аналогичны
причинам, имевшим место в Италии.
Прежде всего, это:
 социально-экономический кризис, безработица и даже голод;
 долги государства по репарациям и контрибуции после поражения в Первой
мировой войне;
 неспособность правительства справиться с экономическими проблемами,
приведшая к кризису политической власти;
 раскол левых сил.
В 1921 году постепенно формируется фашистская партия, основанная на
неограниченной власти «вождя» (фюрера). Главная цель - распространение фашистской
идеологии.
С 1925 г. начинается активная борьба партии за места в парламенте. В 1928 г. –
она получила всего 12 мест в рейхстаге, однако, уже в 1932 г. – имела самое крупное
представительство.
В связи с тем, что после выборов в Рейхстаг, фашисты получили большинство
мест, 30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занял пост рейхсканцлера
Германии как глава коалиционного правительства. Таким образом, на начальном этапе,
Гитлер пришел к власти вполне законным путем.
22
Италия Вопросы для
сравнения
Германия
Социальные
проблемы
Экономические
проблемы
Политические
проблемы
Почему в Италии и Германии фашисты пришли к власти?
Дескриптор Обучающийся
− характеризует социальные проблемы Италии после Первой
мировой войны;
− характеризует экономические проблемы Италии после
Первой мировой войны;
− характеризует политические проблемы Италии после
Первой мировой войны;
− характеризует социальные проблемы Германии после
Первой мировой войны;
− характеризует экономические проблемы Германии после
Первой мировой войны;
− характеризует политические проблемы Германии после
Первой мировой войны;
− делает вывод о возможных причинах прихода фашистов к
власти в Италии и Германии.
23
Тема Какое воздействие оказала нацистская политика на жизнь
людей в Германии?
Цель обучения 8.1.2.1 Анализировать влияние распространения
реакционных идеологий на изменение социальной жизни
общества (фашизм, расизм, шовинизм, нацизм)
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует влияние распространения
реакционных идеологий на изменение социальной
жизни общества (фашизм, расизм, шовинизм,
нацизм)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
На основе анализа школьного расписания для девочек и других представленных
исторических источников сделайте вывод о влиянии реакционных идеологий в
гитлеровской Германии на детей, используя понятия фашизм, расизм, шовинизм,
нацизм. Приведите не менее трех аргументов.
Расписание уроков в нацистской школе для девочек
Задача по математике, взятая из учебника 1936 г.
«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 килограммов.
Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город.
При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг
топлива, самолет весил 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода,
он все еще имеет 230 кг топлива. Каков вес самолета, когда он пуст?»
Эту молитву дети должны были говорить в школе перед едой.
Фюрер, мой фюрер, дарованный мне Богом, всегда защищай и сохраняй мою
жизнь. Ты спас Германию из пучины бедствий.
Я благодарю тебя за мой хлеб насущный.
Оставайся со мной, не оставляй меня. Фюрер, мой фюрер, моя вера, мой свет
Приветствую моего фюрера!
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает изменения в жизни детей под влиянием
гитлеровской идеологии;
− приводит первый аргумент, подтверждающий точку зрения;
− приводит второй аргумент, подтверждающий точку зрения;
− приводит третий аргумент, подтверждающий точку зрения;
− применяет в тексте термин «фашизм»;
− применяет в тексте термин «шовинизм»;
− применяет в тексте термин «нацизм»;
− применяет в тексте термин «расизм».
24
3 четверть
Раздел 5. Вторая мировая война
Тема Каковы причины и ключевые события Второй мировой
войны?
Цель обучения 8.3.2.7 Анализировать характер международных
отношений накануне Второй мировой войны
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет характер международных отношений
накануне Второй мировой войны
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Продолжите предложения:
1. Военно-политическим блоком была «_______________________________________»,
не скрывавшая своих захватнических устремлений в мире.
2. Англия и Франция, проводили «политику умиротворения», которая
заключалась в том,___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. В марте 1938 года немецкие войска перешли границу с Австрией и оккупировали эту
страну. Так произошел
__________________________________________________________________________
4. Англия и Франция отдали на откуп Гитлеру независимую Чехословакию,
предопределив, тем самым, её судьбу. Это соглашение вошло в историю как
___________________________________________________________________________
5. 23 августа 1939 года был подписан _________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− продолжает первое предложение;
− продолжает второе предложение;
− продолжает третье предложение;
− продолжает четвертое предложение;
− продолжает пятое предложение.
25
Тема Каковы итоги и уроки Второй мировой войны?
Цель обучения 8.3.2.3 Анализировать причины, характер и последствия
Второй мировой войны
Критерий оценивания Обучающийся
 Обобщает причины, характер и последствия
Второй мировой войны
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Опираясь на текст и свои знания, заполните таблицу «Причины, последствия и характер
Второй мировой войны».
Вторая мировая война стала самым кровопролитным и жестоким военным
конфликтом за всю историю человечества и единственным, в котором применялось
ядерное оружие. В ней принимало участие 61 государство. Даты начала и окончания
этой войны (1 сентября 1939 г. - 2 сентября 1945 г.) являются одними из наиболее
значимых для всего цивилизованного мира. Причинами Второй мировой войны стали
дисбаланс сил в мире и проблемы, спровоцированные итогами Первой мировой, в
частности территориальные споры. Победившие в Первой мировой США, Англия и
Франция заключили Версальский мирный договор на максимально невыгодных и
унизительных для проигравших стран (Турции и Германии) условиях, что и
спровоцировало рост напряженности в мире. В то же время принятая в конце 1930-х гг.
Англией и Францией политика умиротворения агрессора дала возможность Германии
резко увеличить свой военный потенциал, что ускорило переход фашистов к активным
военным действиям. Итоги Второй мировой войны ужаснули всех. Военные действия
поставили на грань само существование цивилизации.
В ходе Нюрнбергского и Токийского процессов фашистская идеология была
осуждена, были наказаны и многие военные преступники. Чтобы в будущем
предотвратить возможность новой мировой войны, на Ялтинской конференции в 1945 г.
было принято решение о создании существующей и сегодня Организации
Объединенных Наций (ООН). Результаты ядерной бомбардировки японских городов
Хиросима и Нагасаки привели к подписанию пактов о нераспространении оружия
массового поражения, запрете на его производство и применение. Необходимо сказать,
что последствия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки ощущаются и сегодня.
Серьезными оказались и экономические последствия Второй мировой войны. Для
западноевропейских стран она обернулась подлинной экономической катастрофой.
Влияние стран Западной Европы значительно уменьшилось. В то же время США
удалось сохранить и укрепить свои позиции. В то же время в Советском Союзе была
укреплена тоталитарная система. В некоторых европейских странах установились
коммунистические режимы. Победа в войне не спасла СССР от последовавших в 50-е
гг. массовых репрессий.
Причины Категории Последствия
Политические
Экономические
Социальные
26
Технологические
Война носила характер______________________________________________________
_____________________________________________________потому что___________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет политическую причину Второй
мировой войны;
− определяет политическое последствие Второй
мировой войны;
− определяет экономическую причину Второй
мировой войны;
− определяет экономическое последствие Второй
мировой войны;
− определяет социальную причину Второй
мировой войны;
− определяет социальное последствие Второй
мировой войны;
− определяет технологическую причину Второй
мировой войны;
− определяет технологическое последствие Второй
мировой войны;
− определяет характер войны;
− дает обоснование характеру войны.
27
Раздел 6. Политическое развитие мира во второй половине ХХ века
Тема Как сформировалась биполярная система мира?
Цель обучения 9.3.2.8 Обобщать и оценивать изменения на политической
карте мира во второй половине ХХ века
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет изменения на политической карте мира во
второй половине ХХ века
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассмотрите карту мира и выполните задания.
a) Подпишите название двух политических систем сложившихся в мире после
Второй мировой войны.
b) Определите не менее 5 стран относящихся к данным политическим системам.
Наименование
политических систем
Страны, относящиеся к
политическим системам
(не менее 5)
Дескриптор Обучающийся
− называет первую политическую систему, сложившуюся в
мире после Второй мировой войны;
− называет первую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет вторую страну, относящуюся к политической
системе;
28
− называет третью страну, относящуюся к политической
системе;
− называет четвертую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет пятую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет вторую политическую систему, сложившуюся в
мире после Второй мировой войны;
− называет первую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет вторую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет третью страну, относящуюся к политической
системе;
− называет четвертую страну, относящуюся к политической
системе;
− называет пятую страну, относящуюся к политической
системе.
29
Тема Как сформировалась биполярная система мира?
Цель обучения 9.3.2.3 Характеризовать противостояние военно-политических блоков НАТО и ОВД, опираясь на знание
исторических фактов и карты
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет характеристики холодной войны второй
половины ХХ века, опираясь на знание
исторических фактов и карты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите верное и ложное утверждение.
Утверждение Правда /ложь
1) Долгое время очагом напряженности в Европе являлся
Берлин
2) Власти СССР в июне 1948 — мае 1949 года блокировали
Западный Берлин
3) Власти ГДР при поддержке США приняли решение о
постройке вокруг Берлина бетонной стены
4) НАТО был образован 1953 году
5) Наиболее опасным событием Холодной войны стал
Карибский кризис 1962 года
6)США создали и испытали в 1957 году межконтинентальную
баллистическую ракету
7) 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США
Трумэна в Фултоне, У.Черчилль обвинил СССР в
развертывании мировой экспансии и наступлении на
территорию «свободного мира»
8) Холодная война заключалась в гонке вооружений
(политическом противостоянии держав за превосходство в
области вооружённых сил)
Дескриптор Обучающийся
− определяет первое верное утверждение;
− определяет второе верное утверждение;
− определяет третье верное утверждение;
− определяет четвертое верное утверждение;
− определяет первое ложное утверждение;
− определяет второе ложное утверждение;
− определяет третье ложное утверждение;
− определяет четвертое ложное утверждение.
30
Тема Почему во второй половине ХХ века усилился процесс
деколонизации?
Цель обучения 9.3.2.1 Анализировать причины и последствия распада
колониальной системы
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует причины и последствия распада
колониальной системы
Уровень мыслительных
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Распределите указанные задачи по сферам общественной жизни, используя шаблон
таблицы. Продолжите список трудностей, которые мешали решению этих задач.
1.Перед странами, освободившимися от колониальной зависимости, стояло
множество задач. Основные задачами были: преодоление экономической зависимости,
отсталости и отставания; выбор оптимального пути модернизации страны,
ликвидация бедности, обеспечение роста жизненного уровня населения; превращение в
полноправный субъект международных отношений, создание стабильной
политической системы, защищающей права человека.
Политические
Экономические
Социальные
Технологические
2. Какие трудности мешали решению этих задач (продолжите список):
1) Низкий исходный уровень развития экономики;
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
4)_____________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет политические задачи колониальных
стран;
− определяет экономические задачи
колониальных стран;
− определяет социальные задачи колониальных
стран;
− определяет технологические задачи
колониальных стран;
− определяет первую трудность в реализации
поставленных задач;
− определяет вторую трудность в реализации
поставленных задач;
− определяет третью трудность в реализации
поставленных задач.
31
Тема Каковы этапы и ключевые события холодной войны?
Цель обучения 9.3.2.2 Анализировать исторические события для
объяснения понятия «холодная война»
Критерий оценивания Обучающийся
 Исследует исторические события для объяснения
понятия «холодная война»
Уровень мыслительных
навыков Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
В начале Фултонской речи Черчилль констатировал, что отныне «Соединённые
Штаты находятся на вершине мировой силы». «Это — торжественный момент
американской демократии», но и крайне ответственное положение. Противостоят им
два главных врага — «война и тирания». Объединённые Нации не смогли защитить
мир, и поэтому было бы «преступным безумием» поделиться с ними секретом ядерной
бомбы, которым пока владеют США, Англия и Канада. Чтобы стать реальным гарантом
мира, Объединённые Нации должны иметь собственные вооруженные силы – в первую
очередь, воздушные – сформированные на международной основе». Тень упала на
сцену, ещё недавно освещённую победой Альянса.
Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая
организация намерены делать в ближайшем будущем, и есть ли какие-то границы их
экспансии. Я очень уважаю и восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим
военным товарищем маршалом Сталиным… Мы понимаем, что России нужно
обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской
агрессии. Мы приглашаем Россию с полным правом занять место среди ведущих наций
мира. Более того, мы приветствуем или приветствовали бы постоянные, частые,
растущие контакты между русскими людьми и нашими людьми на обеих сторонах
Атлантики. Тем не менее, моя обязанность, и я уверен, что и вы этого хотите, изложить
факты так, как я их вижу сам. От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через
весь континент, был опущен «железный занавес».
За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и
Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и
София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я
должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только
советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля
со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во
всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы,
значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всём
тоталитарного контроля.
1. Что такое холодная война?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. О каком «железном занавесе» говорит Черчилль? ___________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Почему произошел идеологический раскол (не менее 3х аргументов)?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
32
4. Можно ли было избежать «холодной войны»?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− характеризует понятие «холодная война»;
− объясняет понятие «железный занавес»;
− характеризует идеологический раскол, приводя первый
аргумент;
− характеризует идеологический раскол, приводя второй
аргумент;
− характеризует идеологический раскол, приводя третий
аргумент;
− отвечает на вопрос о возможности/невозможности избежать
«холодную войну».
33
Тема Каковы этапы и ключевые события холодной войны?
Цель обучения 9.3.1.4 Оценивать роль личности в истории
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует роль личности в истории
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте политический портрет.
Дескриптор Обучающийся
− описывает особенности внутренней политики политического
деятеля;
− описывает особенности внешней политики политического
деятеля;
− определяет значение личных качеств политического деятеля;
− описывает итоги деятельности, вклад в развитие страны
политического деятеля.
Значение личных
качеств
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итоги деятельности,
вклад в развитие страны
34
Тема Каковы причины и последствия распада биполярной
системы?
Цель обучения 9.3.2.4 Выделять интеграционные и дезинтеграционные
процессы в мире после окончания холодной войны
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует интеграционные и
дезинтеграционные процессы в мире после
окончания холодной войны
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Приведите не менее 2-х примеров интеграционных процессов в Западной Европе и
Америке и 2-х примеров дезинтеграционных процессов в мировой системе социализма
после окончания холодной войны:
Дескриптор Обучающийся
- приводит первый пример интеграционного процесса в
Западной Европе и Америке;
- приводит второй пример интеграционного процесса в
Западной Европе и Америке;
- приводит первый пример дезинтеграционного процесса в
мировой системе социализма;
- приводит второй пример дезинтеграционного процесса в
мировой системе социализма.
Интеграционные процессы
в Западной Европе и
Америке
Дизинтеграционные
процессы в мировой
системе социализма
35
Тема Каковы цели и задачи международных правозащитных
организаций второй половины XX века?
Цель обучения 9.2.3.2 Оценивать влияние идей защиты прав человека
на деятельность современных международных
правозащитных организаций
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует влияние идей защиты прав
человека на деятельность современных
международных правозащитных организаций
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя исторические знания и дополнительный источник, заполните таблицу о
целях и задачах международных правозащитных организаций.
А) Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация,
созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности,
развития сотрудничества между государствами.
«ООН остается универсальным форумом, наделённым уникальной
легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной
безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии».
Б) ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.
Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной
Азии. ОБСЕ создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35
государств в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и
сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
Организация Цели Задачи
ООН
ОБСЕ
Дескриптор Обучающийся
− определяет цели ООН;
− определяет первую задачу, поставленную перед ООН;
− определяет вторую задачу, поставленную перед ООН;
− определяет третью задачу, поставленную перед ООН;
− определяет цели ОБСЕ;
− определяет первую задачу, поставленную перед ОБСЕ;
− определяет вторую задачу, поставленную перед ОБСЕ;
− определяет третью задачу, поставленную перед ОБСЕ.
36
Тема Каковы цели и задачи международных правозащитных
организаций второй половины XX века?
Цель обучения 9.3.1.2 Анализировать пути становления конституционно-правовой идеологии (ООН, ОБСЕ, Международный суд в
Гааге, Международный уголовный суд и др.) в ведущих
странах Европы и Азии
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет пути становления конституционно-правовой идеологии (ООН, ОБСЕ, Международный
суд в Гааге, Международный уголовный суд и др.)
в ведущих странах Европы и Азии
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните сравнительную таблицу «Становление конституционно-правовой идеологии».
МУС (Международный
уголовный суд)
Вопросы для сравнения Международный суд ООН
Время образования
Причины образования
Основные функции
Правовая юрисдикция
(юрисдикция – компетенция,
право производить суд,
решать правовые вопросы)
Дескриптор Обучающийся
− называет время создания МУС;
− называет время создания Международного суда ООН;
− определяет причины образования МУС;
− определяет причины образования Международного суда
ООН;
− определяет основную функцию МУС;
− определяет основную функцию Международного суда
ООН;
− определяет правовую юрисдикцию МУС;
− определяет правовую юрисдикцию Международного суда
ООН.
37
Тема Почему «государства благосостояния» и СССР
переживали экономический кризис в 1970 - 1980 годы?
Цель обучения 9.4.1.2 Интерпретировать экономическое развитие
стран во второй половине XX века, используя понятия
«инфляция», «кризис», «стагнация»
Критерий оценивания Обучающийся
 Обобщает экономическое развитие стран во
второй половине XX века, используя понятия
«инфляция», «кризис», «стагнация»
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Опишите экономическое положение СССР в период 1970-1980 гг., используя понятия
«инфляция», «кризис», «стагнация».
Дескриптор Обучающийся
− описывает положение СССР в период 1970-1980 гг.;
− применяет термин «инфляция»;
− применяет термин «кризис»;
− применяет термин «стагнация».
38
Тема Почему «государства благосостояния» и СССР
переживали экономический кризис в 1970 - 1980 годы?
Цель обучения 9.4.2.1 Интерпретировать и обосновывать
эффективность экономических систем
Критерий
оценивания
Обучающийся
 Анализирует эффективность экономических
систем
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните сравнительную таблицу «Эффективность экономических систем». Сделайте
вывод о том, какая экономическая система более эффективна, приведите не менее 3-х
аргументов подтверждающих вашу точку зрения:
Рыночная
экономическая система
Линия сравнения Плановая
экономическая система
Какая форма
собственности
преобладает?
Как распределяются
ресурсы?
1
2
3
Преимущества системы 1
2
3
1
2
3
Недостатки системы 1
2
3
Примеры государств
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
− определяет преобладающую форму собственности в
рыночной экономической системе;
− определяет преобладающую форму собственности в
плановой экономической системе;
− определяет, как распределяются ресурсы в рыночной
экономической системе;
− определяет, как распределяются ресурсы в плановой
экономической системе;
− определяет первое преимущество рыночной
экономической системы;
− определяет второе преимущество рыночной
экономической системы;
39
− определяет третье преимущество рыночной экономической
системы;
− определяет первое преимущество плановой экономической
системы;
− определяет второе преимущество плановой экономической
системы;
− определяет третье преимущество плановой экономической
системы;
− определяет первый недостаток плановой экономической
системы;
− определяет второй недостаток плановой экономической
системы;
− определяет третий недостаток плановой экономической
системы;
− определяет первый недостаток рыночной экономической
системы;
− определяет второй недостаток рыночной экономической
системы;
− определяет третий недостаток рыночной экономической
системы;
− приводит примеры государств с рыночной экономической
системой;
− приводит примеры государств с плановой экономической
системой;
− определяет более эффективную экономическую систему;
− приводит первый аргумент в подтверждении своей точки
зрения;
− приводит второй аргумент в подтверждении своей точки
зрения;
− приводит третий аргумент в подтверждении своей точки
зрения.
40
Тема Какие мирные способы решения
ближневосточного конфликта предпринимает
ООН?
Цель обучения 9.3.2.6 Оценивать деятельность ООН в
урегулировании международных конфликтов
Критерий оценивания Обучающийся
 Обобщает деятельность ООН в
урегулировании международных
конфликтов
Уровень мыслительных навыков Применение
Задание
Прочитайте текст и выполните задание.
Заполните кластер, укажите действия ООН для урегулирования ближневосточного
конфликта.
История деятельности ООН по урегулированию арабо-израильского конфликта
насчитывает почти шесть десятилетий, на которые пришлось пять полноценных войн.
ООН определила принципы установления справедливого и прочного мира, и приняла, в
том числе, две исторические резолюции Совета Безопасности —242 (1967) и 338 (1973)
— которые остаются основой для всеобъемлющего урегулирования. ООН оказывала
поддержку других инициатив, направленных на решение основных политических
проблем, а также неоднократно разворачивала в регионе операции по поддержанию
мира. Первая группа военных наблюдателей ООН была направлена в этот район в 1948
году и сохраняет здесь свое присутствие по сей день. Кроме того, здесь во время
Суэцкого кризиса 1956 года были созданы первые миротворческие силы ООН.
В настоящее время в регионе дислоцированы два подразделения по поддержанию
мира. Одно из них, созданное в 1974 году, наблюдает за районом разъединения между
израильскими и сирийскими войсками на Голанских высотах. Другое, созданное в 1978
году, способствует укреплению стабильности в Южном Ливане. После кризиса 2006
года, эта миссия вела наблюдение за прекращением боевых действий, осуществляла
сопровождение и поддержку вооруженных сил Ливана во время их развертывания и
помогала доставлять гуманитарную помощь.
На дипломатическом фронте ООН активно участвует в усилиях по достижению
переговорного решения в составе «квартета», куда входят также Соединенные Штаты,
Европейский союз и Российская Федерация. В 2003 году представленная квартетом
«дорожная карта» продвижения к постоянному урегулированию палестино-израильского конфликта в соответствии с принципом сосуществования двух государств,
была принята обеими сторонами, но остается пока не полностью выполненной. Между
тем, ООН продолжает, благодаря действиям Совета Безопасности и других органов, а
также Генерального секретаря и его Специального координатора по ближневосточному
мирному процессу, оказывать содействие мирному урегулированию ситуации.
41
Дескриптор Обучающийся
− определяет первое действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта;
− определяет второе действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта;
− определяет третье действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта;
− определяет четвертое действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта;
− определяет пятое действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта;
− определяет шестое действие ООН в урегулировании
ближневосточного конфликта.
Деятельность ООН
в урегулировании
ближневосточного
конфликта
42
4 четверть
Раздел 7. Социально-экономическое развитие Европы во второй половине ХХ
века
Тема Почему в Великобритании консерватизм сменился
неоконсерватизмом?
Цель обучения 9.3.1.3 Выявлять закономерности исторического развития
государств
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет закономерности исторического
развития государств
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Распределите признаки консерватизма и неоконсерватизма, ответы занесите в таблицу
номера признаков:
1. Вертикальная демократия во главе с элитой;
2. Отрицание социального прогресса;
3. Гражданское общество;
4. Приоритет общества над человеком и государством;
5. Доминирование свободы над равенством;
6. Политический элитизм (идеология, согласно которой, общество состоит из
элиты и народа, при этом жизнь общества определяется способностями и
желаниями элиты, а народу отводится пассивная роль).
7. Единство труда и капитала;
8. Ограниченное вмешательство государства в экономику;
9. Нравственный абсолютизм;
10. Неприятие социальных перемен;
11. Традиционализм;
12. Развитие частной инициативы граждан.
Признаки консерватизма Признаки неоконсерватизма
Дескриптор Обучающийся
− определяет первый признак консерватизма;
− определяет второй признак консерватизма;
− определяет третий признак консерватизма;
− определяет четвертый признак консерватизма;
− определяет пятый признак консерватизма;
− определяет шестой признак консерватизма;
− определяет первый признак неоконсерватизма;
− определяет второй признак неоконсерватизма;
− определяет третий признак неоконсерватизма;
− определяет четвертый признак неоконсерватизма;
− определяет пятый признак неоконсерватизма;
− определяет шестой признак неоконсерватизма.
43
Тема Почему в Великобритании консерватизм сменился
неоконсерватизмом?
Цель обучения 9.3.1.4 Оценивать роль личности в истории
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует роль личности в истории
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Составьте политический портрет Маргарет Тэтчер
Маргарет Хильда Тэтчер
премьер-министр Великобритании в 1979—1990 годах, лидер
Консервативной партии в 1975—1990 годах.
1 Годы жизни
2 Краткая характеристика личности политика
3 Основные направления внутренней политики (не менее 3-х фактов)
1)
2)
3)
4 Основные направления внешней политики (не менее 3-х фактов).
1)
2)
3)
Дескриптор Обучающийся
− называет год жизни Маргарет Тэтчер;
− характеризует Маргарет Тэтчер как политического деятеля;
− приводит первый факт проводимой внутренней политики
Маргарет Тэтчер;
− приводит второй факт проводимой внутренней политики
Маргарет Тэтчер;
− приводит третий факт проводимой внутренней политики
Маргарет Тэтчер;
− приводит первый факт проводимой внешней политики
Маргарет Тэтчер;
− приводит второй факт проводимой внешней политики
Маргарет Тэтчер;
− приводит третий факт проводимой внешней политики
Маргарет Тэтчер.
44
Тема Каковы признаки «шведской модели» социализма?
Цель обучения 9.1.2.2 Определять факторы, влияющие на уровень жизни
людей ведущих и развивающихся стран мира
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует факторы, влияющие на уровень жизни
людей ведущих и развивающихся стран мира
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Используя текст, схемы и собственные знания заполните SWOT – анализ шведской
модели социализма
Термин шведская модель социализма появился в конце 60-х годов, когда в
Швеции стало наблюдаться сочетание экономического роста с успешными
политическими реформами. Имидж успешной и безмятежной Швеции до сих пор
контрастирует с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Главная роль в модели отводится социальной политике, социальной справедливости,
уравниванию доходов, сглаживанию неравенств построению демократического
социализма на базе благосостояния.
S W
O T
Дескриптор Обучающийся
− определяет первую сильную сторону шведской модели
социализма;
− определяет вторую сильную сторону шведской модели
социализма;
− определяет первую слабую сторону шведской модели
социализма;
45
− определяет вторую слабую сторону шведской модели
социализма;
− определяет первую возможность шведской модели
социализма;
− определяет вторую возможность шведской модели
социализма;
− определяет первую угрозу стороны шведской модели
социализма;
− определяет вторую угрозу стороны шведской модели
социализма.
Тема Каковы особенности германского «социально-рыночного
хозяйства»?
Цель обучения 9.4.1.3 Оценивать значение экономической интеграции в
условиях глобализации
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует значение экономической
интеграции в условиях глобализации
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Укажите характерные черты германской модели «социально-рыночного хозяйства» в
условиях глобализации, определив не менее 3-х положительных и 3-х отрицательных
сторон.
Особенность германского «социально-рыночного хозяйства» состоит в том, что
одной из ее задач является обеспечение определенного социального уровня
благосостояния для всех граждан. Германская модель сочетает в себе рыночные начала
экономики с высокой степенью государственного участия. Политика 1950-60-х
отличалась комплексным подходом к решению социальных проблем: использовались
инструменты и для перераспределения и для создания необходимых условий для
экономического роста, а, следовательно, дохода всего общества. Социальной задачей
государства было не распределение социальных благ, а обеспечение условий
деятельности индивидов, способных создавать эти блага и самостоятельно заботиться о
себе. Тем не менее, в социальной модели рыночного хозяйства нередко проявляются
такие проблемы, как снижение конкурентоспособности, ущемление права
собственников, существует вероятность завышения социальных притязаний граждан,
что порождает иждивенческие установки.
Политику социального рыночного хозяйства Германии усложняет проблема,
связанная со структурными преобразованиями в Восточных землях, где продолжается
закрытие неконкурентоспособных производств, идет рост безработицы и социальной
напряженности. В условиях европейской интеграции Германия долгое время играла
роль локомотива европейского экономического развития, однако нарастающие
процессы глобализации ставят перед Германией задачу глубокого реформирования
экономической политики.
Положительные Отрицательные
1
2
3
1
2
3
47
Дескриптор Обучающийся
− характеризует первую положительную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства»;
− характеризует вторую положительную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства»;
− характеризует третью положительную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства»;
− характеризует первую отрицательную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства»;
− характеризует вторую отрицательную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства»;
− характеризует третью отрицательную черту германской
модели «социально-рыночного хозяйства».
48
Раздел 8. «Особенности развития стран Азии во второй половине XX в.»
Тема Как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин изменили Китай?
Цель обучения 9.4.1.4 Выявлять противоречия в развитии
социалистической хозяйственной системы, анализируя
причинно-следственные связи
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует противоречия в развитии
социалистической хозяйственной системы, выявляя
причинно-следственные связи
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
На основе данных текста и собственных знаний заполните графический органайзер и
сделайте вывод.
Мао Цзэдун придерживался политики наказания и стремительного повышения в
должности, тем самым привлекая на свою сторону новые кадры. Таким образом, он
смог выиграть внутрипартийную борьбу. После победы революции Мао Цзэдун
стремился за небольшой срок превзойти великие державы СССР и США по
экономическому развитию. По всей стране стали создаваться сельскохозяйственные
кооперативы, число которых с каждым годом увеличивалось. Следующая всенародная
компания началась в 1958 году и заключалась в истреблении насекомых и воробьёв…
Когда в сентябре 1976 года скончался Великий Кормчий Мао Цзэдун, Китай,
переживший к тому времени трагические страницы, связанные с авантюрными
экспериментами «большого скачка» и «культурной революции», находился в
тяжелейшем положении.
В наследство от Мао досталась архаичная экономика с абсолютным
доминированием аграрного сектора и находившейся в зачаточном состоянии
промышленностью; нестабильность в национальных окраинах, прежде всего в СУАР и
Тибете; настороженное, а где-то и враждебное отношение со стороны соседей,
порожденное политикой гегемонизма Китая; беспросветная нищета и безграмотность
населения. Развернувшиеся дискуссии охватили практически все общество, начиная от
партийных управленцев и ученых-экономистов и заканчивая рядовыми гражданами. По
сути, эти дискуссии стали предтечей знаменитых социально-экономических реформ,
положивших начало стремительному экономическому росту Китая и его выдвижению к
концу XX века в число ведущих государств мира.
Тон дискуссиям задавал Дэн Сяопин, будущий архитектор китайских реформ.
Ясно понимая острую необходимость кардинального реформирования китайской
экономики, Дэн Сяопин впервые озвучил свои соображения еще в бытность Мао
Цзэдуна на IX съезде КПК в 1974 году. Соль была в том, что идеи Дэна носили
откровенный «буржуазный», «контрреволюционный» оттенок, поскольку предполагали
реформу экономики путем внедрения рыночных механизмов.
Стратегия Дэн Сяопина охватывала период до 2050 года. В ней выделялись три
основных этапа:
Первый этап 1981–1990 гг. — обеспечение населения продовольствием и товарами
первой необходимости;
Второй этап 1990–2000 гг. — увеличение объема производства и повышение
уровня жизни населения в два раза;
Третий этап 2000–2050 гг. — достижение качества жизни высокоразвитых стран.
49
Вывод: в чем заключается противоречие в развитии социалистической
хозяйственной системы.
Дескриптор Обучающийся
− называет первую реформу Мао Цзэдуна;
− называет вторую реформу Мао Цзэдуна;
− называет третью реформу Мао Цзэдуна;
− называет первую реформу Дэн Сяопина;
− называет первую реформу Дэн Сяопина;
− называет первую реформу Дэн Сяопина;
− определяет взаимосвязь проводимых реформ;
− определяет первое последствие реформ Мао Цзэдуна;
− определяет второе последствие реформ Мао Цзэдуна;
− определяет третье последствие реформ Мао Цзэдуна;
− определяет первое последствие реформ Дэн Сяопина;
− определяет второе последствие реформ Дэн Сяопина;
− определяет третье последствие реформ Дэн Сяопина;
− делает вывод о причинах противоречий в развитии
социалистической хозяйственной системы.
Тема Как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин изменили Китай?
Цель обучения 9.3.1.4 Оценивать роль личности в истории
Критерий оценивания Обучающийся
 Характеризует роль личности в истории
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Дайте оценку политики реформ и открытости Дэн Сяопина для изменения положения
Китая, по предложенным критериям, используя 5 бальную шкалу, где 1 – минимальные
изменения, 5 – максимальные изменения. Свою оценку обоснуйте в ниже приведенной
таблице. Сделаете вывод о роли походов Дэн Сяопина для изменения положения Китая.
№ Критерии Обоснование
1 Социальные изменения
2
Культурные изменения
3 Политические
изменения
4 Экономические
изменения
Вывод о роли реформ Дэн Сяопина для изменения положения Китая:
Дескриптор Обучающийся
− оценивает и обосновывает социальные изменения;
− оценивает и обосновывает культурные изменения;
− оценивает и обосновывает политические изменения;
− оценивает и обосновывает экономические изменения;
− делает вывод о роли реформ Дэн Сяопина для изменения
положения Китая.
Тема Почему стал возможен «азиатский прорыв»?
Цель обучения 9.4.1.5 Выявлять основные факторы, способствовавшие
быстрому экономическому росту стран Юго-Восточной
Азии
Критерий оценивания Обучающийся
 Выявляет основные факторы, способствовавшие
быстрому экономическому росту стран Юго-Восточной Азии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите не менее пяти факторов, которые способствовали быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии.
1. Все «азиатские тигры» были почти лишены запасов полезных ископаемых;
2. Дешевая и исключительно дисциплинированная рабочая сила;
3. Аграрные общества;
4. Сочетание западных достижений с национальными культурными и социальными
традициями;
5. «Некапиталистическая рыночная экономика»;
6. Низкий уровень урбанизации и грамотности населения;
7. Традиционное конфуцианское воспитание с его установками на образование,
дисциплину и конформизм;
8. Значительное ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития, связанных с внедрением новых информационных
технологий;
9. Климатические условия;
10. Жесткие политические реформы, нацеленные на искоренение коррупции.
Дескриптор Обучающийся
− выявляет первый фактор, способствовавший быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии;
− выявляет второй фактор, способствовавший быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии;
− выявляет третий фактор, способствовавший быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии;
− выявляет четвертый фактор, способствовавший быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии;
− выявляет пятый фактор, способствовавший быстрому
экономическому росту стран Юго-Восточной Азии.
52
Раздел 9 «Развитие науки и культуры во второй половине ХХ века - начале ХХI
века»
Тема Как развивались наука, образование и техника в ХХ веке -первой половине ХХI века?
Цель обучения 9.2.4.3 Анализировать влияние новых научных открытий
на развитие общества (генетика, микробиология,
информационные технологии, нано-технологии, ядерная
физика)
Критерий оценивания Обучающийся
 Исследует влияние новых научных открытий на
развитие общества (генетика, микробиология,
информационные технологии, нано-технологии,
ядерная физика)
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Заполните SWOT – анализ «Влияние новых научных открытий на развитие общества».
S W
O T
Дескриптор Обучающийся
− определяет первую сильную сторону новых научных
открытий;
− определяет вторую сильную сторону новых научных
открытий;
− определяет первую слабую сторону новых научных
открытий;
− определяет вторую слабую сторону новых научных
открытий;
− определяет первую возможность новых научных открытий;
− определяет вторую возможность новых научных открытий;
− определяет первую угрозу распространения новых научных
открытий;
− определяет вторую угрозу распространения новых научных
открытий.
53
Тема Как изменилась культура в ХХ веке - первой половине
ХХI века?
Цель обучения 9.1.2.4 Определять роль средств массовой информации в
формировании общественного сознания
Критерий оценивания Обучающийся
 Обобщает роль средств массовой информации в
формировании общественного сознания
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
A. Определите факторы положительного и отрицательного влияния СМИ на
формирование общественного сознания.
B. Сделайте вывод о роли СМИ в современном обществе
+ -1.
2.
3.
1.
2.
3.
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
− приводит первый фактор положительного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− приводит второй фактор положительного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− приводит третий фактор положительного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− приводит первый фактор отрицательного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− приводит второй фактор отрицательного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− приводит третий фактор отрицательного влияния СМИ
на формирование общественного сознания;
− делает вывод о роли СМИ в современном обществе.
54
Тема Как изменилась культура в ХХ веке - первой половине
ХХI века?
Цель обучения 9.2.3.3 Аргументировать важность сохранения
национальных культурных ценностей в условиях
глобализации
Критерий оценивания Обучающийся
 Анализирует важность сохранения национальных
культурных ценностей в условиях глобализации
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте высказывание Си Цзиньпина, и заполните концепт карту:
«Национальная идентичность Китая в условиях глобализации», приведя не менее 3-х
аргументов на каждую позицию.
Си Цзиньпин: Китай - сторонник глобализации «Это было лучшее изо всех
времен, это было худшее изо всех времен», - сказал председатель КНР Си Цзиньпин во
время Всемирного экономического форума 2017 года в речи о прогрессе и мировых
проблемах он заявил о желании Китая создать сообщество с единой судьбой.
Дескриптор Обучающийся
− приводит первый пример экономической глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит второй пример экономической глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит первый пример политической глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит второй пример политической глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит первый пример культурной глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит второй пример культурной глобализации в
Китае и сохранении национальной идентичности;
− приводит первый пример технологической сферы
глобализации в Китае и сохранении национальной
идентичности;
− приводит второй пример технологической сферы
глобализации в Китае и сохранении национальной
идентичности.
55

Комментарии: