» » СОР Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Литературное чтение» 4 класс

СОР Сборник заданий формативного оценивания по предмету «Литературное чтение» 4 класс

21 август 2019, Среда
538
0

Сборник заданий формативного оценивания
по предмету «Литературное чтение»
4 класс
Нур-Султан, 2019
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видеои
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
СОДЕРЖАНИЕ
I ЧЕТВЕРТЬ ........................................................................................................................................ 4
Сквозная тема «Моя Родина- Казахстан!» .................................................................................. 4
Раздел «Слушание и говорение» ................................................................................................. 4
Раздел «Чтение» ............................................................................................................................ 7
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 13
2 ЧЕТВЕРТЬ ..................................................................................................................................... 16
Сквозная тема «Культурное наследие» ..................................................................................... 16
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 16
Раздел «Чтение» .......................................................................................................................... 18
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 20
Сквозная тема «В мире профессий» .......................................................................................... 21
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 21
Раздел «Чтение» .......................................................................................................................... 22
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 24
3 ЧЕТВЕРТЬ ..................................................................................................................................... 25
Сквозная тема «Природные явления» ....................................................................................... 25
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 25
Раздел «Чтение» .......................................................................................................................... 26
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 30
Сквозная тема «Охрана окружающей среды» .......................................................................... 31
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 31
Раздел «Чтение» .......................................................................................................................... 33
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 35
4 ЧЕТВЕРТЬ ..................................................................................................................................... 36
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 36
Раздел «Чтение» .......................................................................................................................... 37
Сквозная тема «Путешествие в будущее» ................................................................................ 41
Раздел «Слушание и говорение» ............................................................................................... 41
Раздел «Письмо» ......................................................................................................................... 43
4
I ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема «Моя Родина- Казахстан!»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.1 Понимание содержания аудио/видеоинформации
Цель обучения 4.1.1.1 Формулировать вопросы для установления
причинно-следственных связей, явлений, поступков и
отвечать на открытые вопросы
Критерий оценивания Обучающийся
 Отвечает на вопросы по содержанию для
определения основных моментов прослушанного
текста
 Составляет вопросы по содержанию текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задания
Прослушай стихотворение В. Запуниди «Родина моя - Казахстан!» и выполни задания.
https://www.youtube.com/watch?v=Us8_6WZfwso
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звёздные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озёра,
И лоз виноградных витые узоры.
Там свято хранятся традиции предков,
И люди плохие встречаются редко.
Там радость - так радость! Беда - не беда.
Гостям в каждом доме там рады всегда.
Там разные нации в мире живут,
Там вечные ценности - знания, труд.
Самая лучшая ты на земле,
Родина – матушка, слава тебе!
Вы спросите, где это, я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
«Осы маган - Улы Отан,
Касиетті жер Казакстан!»
Задание 1
Выпиши ключевые слова прослушанного рассказа:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5
Задание 2
В парах составьте по 2 вопроса по содержанию текста, задайте их друг другу и дайте
полные ответы на них.
Дескриптор Обучающийся:
- отвечает на поставленные вопросы по тексту;
- составляет вопросы по содержанию текста;
- дает на них полные ответы;
- выписывает ключевые слова.
6
Подраздел 1.5 Высказывание мнения по аудио/видео информации
Цель обучения 4.1.5.1 Строить высказывание для объяснения своих идей,
чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями, которые
были в жизни/ по материалам прочитанного
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет устное описание картины для объяснения
своих идей,чувств,взглядов, используя художественно-
выразительные средства.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Рассмотри картинуи выполни задание.
Задание
Составь рассказ по картине, используя эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.
Используйте опорные слова, которые помогут вам при описании картины.
Раннее утро, мать - старушка, забыли о матери, смотрит вдаль, навещать стариков.
Дескриптор Обучающийся
- использует информацию по картине для составления
устного высказывания;
- составляет рассказ по картине, используя художественно-
выразительные средства.
7
Раздел «Чтение»
Подраздел 2.1 Использование видов чтения
Цель обучения 4.2.1.1 Читать вслух бегло, сознательно и выразительно;
читать по ролям/ выборочно
Критерий оценивания Обучающийся
 Демонстрирует навыки беглого, сознательного и
выразительного чтения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Работа в парах. Прочитайте в парах выразительно стихотворение Н. Лушниковой «Я –
Дочь казахского народа»
О степь моя! Как не любить твой нрав
Народ твой добр, земля в соцветьях трав.
Здесь бабушка щедра и весела,
Как ласточка поит меня с крыла.
Здесь мудрый дед осмысливает путь.
Кто в стужу к нам решил бы заглянуть
тот был бы инакормлен, и согрет,
И шубу с плеч для гостя снимет дед.
Живет в моем ауле старший брат,
Душа его как ценный клад.
Какой бы груз на плечи ни упал,
Он, словно нар, взойдет на перевал.
А младший брат-
Во всем помощник мой.
Лишь только позову-передомной.
К труду и уважению привык,
Он перед старшим гибок, как тростник.
Здесь выросла и старшая сестра-
Приветлива всегда, всегда добра,
Её душа как шёлковая нить,
Такой сестрой нельзя не дорожить!
Аул родной! Ты воспитал меня,
Мою любовь до времени хроня.
Язык казахский мне навеки дал-
Сравнятся ль с ним и жемчуг, и коралл?
Задание 1
Какие сравнения использует автор, говоря о казахском языке в стихотворении «Я – дочь
казахского народа» Н.Лушникова?
А) ты воспитал меня
В) к труду и уважению привык
С) он, как нар, взойдет на перевал
8
Д) сравнятся ль с ним и жемчуг, и коралл
Задание 2
Выпиши из текста 3-4 ключевых слова.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 3
Найди и подчеркни в тексте предложения, описывающие народ казахской степи.
Дескриптор Обучающийся:
- определяет о чем идет речь в рассказе;
- находит сравнения, описыващие казахский язык;
- определяет не менее 3 ключевых слов;
- находит в тексте описание казахской степи.
9
Подраздел 2.4 Определение жанра литературного произведения
Цель обучения 4.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности мифа,
фантастики легенды, басни, литературной сказки, рассказа,
стихотворения, былины, притчи, героического эпоса
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет жанр литературных произведений
 Определяет их жанровыеособенности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочти отрывки произведений и определи их жанр.
Отрывок произведения Название жанра
Обоснуйте свой выбор
Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в
третьем классе четырнадцатой школы и все время
отставал, и по русскому письменному, и по арифметике,
и даже по пению.
– Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во
второй вас всех догоню.
А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он
опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не
тужил. Все «успею» да «успею».
И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда
с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул
портфелем по загородке и крикнул:
– Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!...
Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю,
да как вскрикнет:
– Ой!
Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
– Тетя Наташа, что с вами?
– Как что? – отвечает тетя Наташа. – Вы говорили, что
вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его
дедушка.
– Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я –
Петя, ученик третьего класса.
– Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тетя Наташа.
Это……………………………….
…Потому, что
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Это……………………………….
……………………………………
Потому, что
10
Дескриптор
Обучающийся
- определяет жанр литературного произведения;
- объясняет свой выбор.
11
Подраздел 2.4 Определение жанра литературного произведения
Цель обучения 4.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности
мифа, фантастики легенды, басни, литературной сказки,
рассказа, стихотворения, былины, притчи, героического
эпоса
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет жанры художественных
произведений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочтите отрывки произведений и определите их жанр. Укажи в столбцах напротив
каждого произведения их жанр (миф, басню, литературную сказку, рассказ,
стихотворение,легенду, притчу, героический эпос).
Тогда сказало величество Ра: «Да обыщет меня Исида и да
выйдет имя мое из тела моего в тело ее».
И скрылся божественный от богов, и расширилось место
«Ладьи Миллионов Лет». И когда совершилось выхождение
сердца, сказала она сыну своему Гору: «Свяжет он себя
клятвой божьей, да отдаст он бичи свои»
Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из
братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье
одарило его деньгами, и он ушел счастливый. Другой брат
попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе
с ней вне себя от счастья. Третий брат наклонился над ямой: —
Что тебе нужно? – спросило Счастье — А тебе что нужно? –
спросил брат. — Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье.
Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и
пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом....
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят...
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
12
Очень рано понял Таргын, сколько бед и страданий несут
народу своими бесчинствами и коварством ханы и бии. Чтобы
защитить и без того терзаемый междоусобицей народ, Таргын
откочевал к горам Казылык, к месту, называемому Темир
Какпа — Железные Ворота, единственному пути, где могло
перевалить через горы войско кызылбасов. Было у Таргына два
коня — Азбан и Тарлан.
В старину жил один бедный человек. У него было девять
сыновей и одна дочь. Старшие братья ничем не выделялись, а у
младшего были золотые волосы. Звали его Тотамбай. Была у
них на всех одна кобылица. Жеребилась она каждый год, но
каждый раз спускалось с неба чёрное облако и похищало
жеребёнка. Братья караулили поочередно, но ничего не смогли
сделать..
Астана — современная столица Республики Казахстан. Это
очень красивый город с миллионным населением, крупный
культурный и промышленный центр страны. Город имеет
богатое историческое прошлое и свои отличительные
особенности. Мы с семьей не раз посещали
достопримечательности Астаны. Я горжусь своей столицей.
Дескриптор
Обучающийся
- определяет миф;
- определяет литературную сказку;
- определяет стихотворение;
- определяет басню;
- определяет рассказ;
- определяет героический эпос;
- определяет притчу.
13
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.3 Написание текстов с использованием различных форм
представления
Цель обучения 4.3.3.1 Писать творческие работы в форме диафильма/
проспекта/ презентации/ схем/ интервью/ отзыва/ заметки/
объявления/ постера.
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишут творческие работы в форме постера
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Работа в группах.Посмотрите видео о государственных символах Республики Казахстан
https://www.myshared.ru/slide/68256 /
Создайте постерпо данной теме. Презентуйте другим группам.
Постер должен быть представлен в оригинальной творческой форме( может содержать
картинки , рисунки, схемы)
Дескриптор Обучающийся
- создает постер, используя прочитанный рассказ;
- представляет постер в творческой форме;
- составляет краткие предложения по теме презентации;
- презентуют работу,в соответствии с распределенными
ролями.
14
Подраздел 3.1 Составление плана
Цель обучения 4.3.1.1 Составлять план на основе выявления
последовательности событий и деления
произведения на части, озаглавливать каждую
часть
Критерий оценивания Обучающийся
 Делит рассказ на части и составляет план
рассказа
Уровень мыслительных навыков Применение
Задание
Прочитайте рассказоб удивительной природе Казахстана.
Каждая страна имеет что-то неповторимое и особенное, которое привлекает туристов из
других стран. И Казахстан здесь не исключение. Чем привлекателен Казахстан для
иностранных туристов?
Обязательным местом для посещения туристов
становится Кызыларай. Им представится возможность
пожить в национальной юрте, узнать больше о быте
местных жителей и насладиться красивой
природой.Туристам, остановившимся в Кызыларае,
предлагается экскурсия по тропе на вершину горы
Аксоран (1,5 м над уровнем моря). Отсюда открывается
чудесный вид, от которого захватывает дух. Туристов
также привлекает возможность пожить в национальных
домах вместе с местными жителями. Это лучшая
возможность узнать о повседневной жизни в обычном
ауле.
Наравне с Кызыларай, туристы интересуются
национальными парками, которые славятся своей
живописностью. В первую очередь, Чарынский Каньон,
который может быть сравнен с Гранд Каньоном в
Аризоне, красивые тополиные и ясеневые рощи и
леса.На территории парка находятся знаменитые
поющие пески. Они представляют собой огромные
дюны, издающие непонятный звук, похожий на сигналы
речных судов. Поющие пески производят неизгладимое
впечатление и привлекают внимание туристов.
На севере Казахстана, между городами Астана и
Кокшетау находится удивительный район, настоящий
оазис - Боровое. Покрытые лесом холмы занимают
площадь порядка 30 километров. Вокруг
располагается бескрайняя казахская степь. Боровое –
почти одинаково звучит по-русски и по-казахски.
Молва о Боровом ширилась, люди стали приезжать
сюда издалека – подлечиться целебным воздухом и
бодрящим кумысом. Особый микроклимат края, его
целительный, напоённый смолистым ароматом воздух, лечебные грязи ставят Боровое в
один ряд с ведущими курортами мира. Не случайно с 1938 года этот край получил второе
название «Казахстанская Швейцария».
15
Разделите рассказ на части. Ответьте на вопросы.
1.Как можно озаглавить первую часть?
2. О чем говорится во 2 части?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Составь и запиши план рассказа.
План:
1.__________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- делит рассказ на части;
- выбирает подходящий заголовок 1 части;
- определяет то, о чем говорится во 2 части;
- составляет план.
16
2 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема «Культурное наследие»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.5 Высказывание мнения по аудио/ видео информации
Цель обучения 4.1.5.1 Строить высказывание для объяснения своих идей,
чувств, взглядов, сравнивая с похожими событиями,
которые были в жизни/ по материалам прочитанного
Критерий оценивания Обучающийся
 Рассказывает об обычаях и традициях , используя
ситуации из жизни
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Посмотрите видеозапись казахского национального обряда «Тұсау кесу»/ Прослушайте
рассказы о казахских национальных обрядах.
https://www.youtube.com/watch?v=YJf5VjLo6Yo
В ознаменование рождения младенца устраивается праздник шилдехана. Его
проводят в день, когда произошло это радостное событие. Родственники, друзья и
близкие без приглашения приходят в дом молодых родителей, чтобы отпраздновать
появление нового члена общины.
Они поздравляют родителей, высказывают пожелания младенцу, а вечером —
веселятся и угощаются сытным ужином. Отец ребенка закалывает жертвенного ягненка и
раздает мясо родственникам и друзьям.
Третий день отведен для проведения ритуала бесик той. В этот день родители
получают в подарок колыбельку, а женщина, которая перерезала пуповину (киндик
шеше) пеленает ребенка, перевязывает специально сшитыми лентами, кладет его в бесик
(люльку) и накрывает шапаном и шубкой.
Перед этим она окуривает разнотравьем колыбельку, чтобы изгнать оттуда злых
духов и болезни. Над постелью малыша вешают уздечку и плетку — символы казахского
народа. Все действия сопровождаются песнями . Затем приглашенные угощаются
яствами.
Когда малышу исполняется один год, то проводится обряд тусау кесу. Чтобы
ребенок хорошо ходил, как только он сделает первые шаги, ему проводят «обрезание
пут». Этот ритуал организовывает крестная мама. Проходит он так:
17
Малышу завязывают «восьмеркой» ножки белыми и черными нитками. Эти пута
символизируют многообразие жизненных ситуаций.
Успешный и уважаемый человек (желательно среднего возраста) перерезает эти
нити и ведет ребенка по дорожке, устланной белой тканью, что символизирует счастье и
успех в жизни.
Гости бросают вслед малышу шашу — конфеты, монеты, украшения.
Расскажио каких –либо обычаях или традициях своего народа, используя в рассказе
ситуации из вашей жизни.
Дескриптор Обучающийся
- составляет не менее 6 предложений по заданнойтеме;
- рассказывает об обычаях и традициях своего народа;
- использует в рассказе ситуации из жизни.
18
Раздел «Чтение»
Подраздел 2.5 Оценивание поступков героев литературного
произведения
Цель обучения 4.2.5.1 Определять приемы создания образа автором
произведения, определять отношение автора к герою,
соотносить свою и авторскую оценку/ сопоставлять
поступки героев по аналогии/ контрасту
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает портрет героев
 Оценивает поведение главных героев
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитай отрывок из казахской легенды «Чёрный бура Ойлыбая».
Давным-давно на берегу величавой степной реки жил музыкант по имени Ойлыбай.
Он обладал великим даром извлекать из кобыза густые, тягучие звуки, которые
заставляли людей замирать от восторга. Им чудились то дробный стук дождевых капель
и плеск звонких ручьёв, то тепло ласковых солнечных лучей. Говорили, что волшебством
своей игры музыкант мог вызвать бурю и ливень, гром и молнию.
Слава о кобызисте-чудодее далеко разнеслась по аулам.В то время побережье
великой Сырдарьи находилось во власти ханов. Их воины не раз тёмной бурей налетали
на мирный аул Ойлыбая.Наконец, когда стало совсем невмоготу, музыкант выехал им
навстречу, сыграл на своём волшебном инструменте и превратил воинов в диких ослов.
С тех пор никто из ханских слуг не решался даже приблизиться к аулу музыканта.
Весть эта дошла однажды до кокандского бека. Он при¬шёл в ярость и решил во
что бы то ни стало уничтожить кобызиста. Бек послал к Ойлыбаю своих людей с
дорогими по¬дарками и с приглашением погостить у него. Ойлыбай пове¬рил сладким
речам и приехал в змеиное гнездо.
Днём и ночью слушал бек волшебную игру кобызиста. И чем больше бек слушал,
тем больше охватывал его страх. «Если убью его - несдобровать мне!» - думал бек. А сам
всё выпытывал:
-В чём твоя сила? Многие искусно играют на домбре и кобызе, но от этого бури не
бушуют, гром не гремит. Откуда у тебя такое колдовство?
- Весь секрет в том, что у моего кобыза есть покрови¬тель - чёрный бура, - ответил
простодушный музыкант.
-А можно на него взглянуть? - продолжал коварный бек. - Любезный, вызови
своего покровителя. Ойлыбай заёрзал, неспокойно стало у него на душе. Не годится
беспокоить верблюда по пустякам, да ещё в угоду врагу! Но музыкант не мог отказать
хозяину, который так ласково его принял.
(По О. Сарсенбаеву)
Задание 2
Опиши главных героев произведения, используя таблицу.
Музыкант Ойлыбай
Кокандский бек
19
Задание 3
Как ты оцениваешь поступок кокандского бека? Почему он хотел уничтожить
кобызиста?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- описывает портрет главного героя;
- оценивает поведение главного героя произведения.
20
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.3 Написание текстов с использованием различных форм
представления
Цель обучения 4.3.3.1 Писать творческие работы в форме диафильма/
проспекта/ презентации/ схем/интервью/ отзыва/ заметки/
объявления/ постера
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет творческие работы в форме постера
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Работа в группах.
Посмотрите видеофильм «Легенда о домбре»
https://www.youtube.com/watch?v=IyATq_6ussE
Создайте постер/ презентацию/ диафильм по сюжету. Презентуйте другим группам.
Работа должна быть представлена в оригинальной творческой форме( может содержать
картинки , рисунки, схемы)
Дескриптор Обучающийся
- создант постер, используя просмотренный видеоролик;
- представляет работу в творческой форме;
- составляет краткие предложения по теме презентации;
- презентуют работу.
21
Сквозная тема «В мире профессий»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.2 Пересказывание произведения
Цель обучения 4.1.2.1 Пересказывать произведение свободно или в
заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно);
творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию,
придумать разворачивание событий)
Критерий оценивания Обучающийся
 Переказывает содержание прослушанного
произведения, придумывает конец сказки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прослушай отрывок из сказки о садовнике Н. Абрамцевой, придумай ее конец.
Много-премного лет назад жил маленький-премаленький удивительный городок. В
нем вокруг каждого дома рос сад: яблоневый, или черешневый, или грушевый, или
персиковый, или еще какой-нибудь. Жители городка очень любили навещать и
приглашать друг друга к себе. По делам и просто так. Каждый день они писали письма:
«Уважаемый сосед (в маленьком городке все соседи)! Вы давно не заходили в черешневый
дом!» Или «Дорогой друг (в городке все были друзьями)! Вас ждут хозяева в яблоневом
саду».
А почтальону говорили:— Будьте добры, пожалуйста, отнесите письмо тому- то или
тому-то. Почтальон ничего не путал, ведь городок совсем маленький. Но однажды
случилась неприятность. Почтальон нес три очень важные записки с просьбой зайти:
пекарю — к хозяйке яблоневого сада, гончару — в дом вишневый, аптекарю — в
персиковый.
И вдруг налетел ветер. А у ветра было в тот день озорное, почти разбойничье
настроение.
Вырвал ветер у почтальона записки-приглашения, перемешал и унес. Полетели
письма, а потом ветер осторожно опустил их в сад... садовника. Так уж захотел
ветер. Садовник уже очень давно выращивал цветы. Разные. Красивые.
Когда у кого-нибудь из горожан был день рождения, или другое торжество, или
просто хорошее настроение — каждый мог прийти к садовнику и для каждого он подбирал
цветы.
Сам садовник никогда цветов не разносил. Даже в гости ни к кому не ходил. Потому
что каждому самому было приятно зайти в его чудесный сад, единственный в городе
цветочный сад.
Оттого и удивился садовник, когда к нему прилетели просьбы-приглашения зайти к
хозяевам яблоневого, вишневого и персикового садов. Откуда было знать садовнику, что
не его ждали, а пекаря, гончара и аптекаря. Ведь письма начинались словами: «Уважаемый
сосед...»
Садовник приготовил несколько разных букетов, потому что не знал, какие цветы
нужны, осторожно уложил букеты в корзину и отправился в гости....
Дескриптор Обучающийся
- пересказывает произведение;
- сочиняет конец сказки.
22
Подраздел
Раздел «Чтение»
2.3 Определение темы и основной мысли литературного
произведения
Цель обучения 4.2.3.1 Определять тему и основную мысль, доказывая
фактами из произведения
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет тему, основную мысль произведения
 Демонстрирует понимание содержания прочитанного
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папа выбирал профессию»
Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали:
«Кем ты будешь?» И папа всегда отвечал на этот вопрос не задумываясь. Но каждый раз
он отвечал по- другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень
нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка,
которой стучит ночной сторож. Но тут появился продавец мороженого с красивой
зелёной тележкой. «Одну порцию продам, одну — съем! — думал папа. — А маленьких
детей буду угощать мороженым бесплатно».
Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного
человека.Человек этот всё время играл с вагонами и с паровозами.
— Кто это? — спросил папа.
— Это сцепщик вагонов, — ответили ему.
И тут маленький папа понял наконец, кем он будет…
Он твёрдо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зелёной тележки с мороженым
ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашёл выход.
— Я буду сцепщиком и мороженщиком! — заявил он - Это совсем нетрудно…
А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на
четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину.
Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не
мог научиться. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А
по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел,
смотрел, а потом спросил:
— Ты что это делаешь, мальчик?
23
— Я хочу стать собакой, — сказал маленький папа.
Тогда незнакомый военный спросил:
— А человеком ты не хочешь быть?
— А я уже давно человек! — сказал папа.
— Какой же ты человек, — сказал военный, — если из тебя даже собака не получается?
Разве человек такой?
— А какой же? — спросил папа.
— Вот ты подумай! — сказал военный и ушёл.
Он совсем не смеялся и даже не улыбался.
Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Но он сам вдруг
понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию.
Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
— Я буду человеком!
И тут никто не засмеялся.
И маленький папа понял, что это самый правильный ответ.
И теперь он тоже так думает. Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее
всего и для лётчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом
человеку совсем не нужно.
1.Определи тему рассказа.
_____________________________________________________________________________
2.Найди и подчеркни строчки, в которых выражена идея рассказа.
Дескриптор Обучающийся
- определяет тему рассказа;
- определяет основную мысль прочитанного произведения.
24
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.2 Создание творческих работ разных жанров
Цель обучения 4.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров на
основе прочитанного (с добавлением новых героев,
нового сюжета)
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет продолжение рассказа с добавлением
нового героя
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Прочитай рассказ про хитрого повара и придумайте продолжение, добавив еще одного
героя.
Недавно ко мне в гости пришли две маленькие девочки. Я спросил одну из них, Катю:
— Кто твой папа?
Катя ответила:
— Мой папа инженер.
Тогда я спросил другую девочку, ее подружку Олю:
— А твой папа кто?
Маленькая Оля, смущенно опустив глазки, ответила:
— Мой папа… мой папа… тоже инженер, нет, он техник…
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- составляет продолжение рассказа;
- добавляет в рассказ нового героя;
- записывает не менее 7-8 предложений.
25
3 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема «Природные явления»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.3 Прогнозирование событий в произведении
Цель обучения 4.1.3.1 Прогнозировать развитие сюжета по заголовку и
заключительной части произведения, объяснять причину
своего выбора
Критерий оценивания Обучающийся
 Прогнозирует конец произведения по заголовку и
заключительной части
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Продолжите сказку по заголовку и заключительной части.
Лесная гроза
Так и стоял напоенный влагой Лес, изумленный от такой невиданной доброты. Боясь
пошевелиться, чтобы случайно не стряхнуть с веток и листьев оставшиеся капельки
дождевой воды, он тихо-тихо пел самую веселую в мире песенку.
Это счастье было так велико, что Лес даже не смог сразу заметить еще одной радости,
которую ему подарило небо — изумительной по красоте Радуги. А она, осветив своими
нежными красками все небо, ласково смотрела на мир, будто говоря всем:
— Любуйтесь мною! Любуйтесь! И будьте счастливы!
Дескриптор Обучающийся
- придумывает развитие истории соответственно заголовку и
данной концовке;
- соблюдает логическую последовательность; демонстрирует
достаточный словарный запас.
26
Раздел «Чтение»
Подраздел 2.1 Использование видов чтения
Цель обучения 4.2.1.1 Читать вслух бегло, сознательно и выразительно;
читать по ролям/ выборочно
Критерий оценивания Обучающийся
 Демонстрирует навыки беглого, сознательного и
выразительного чтения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок из рассказа Ирины Пивоваровой «Весенний дождь»
Я вышла на улицу…
Я гуляла во дворе до вечера, а вечером мама с папой ушли в театр, и я, так и не
сделав уроков, легла спать.
Утро было тёмное, такое тёмное, что вставать мне совсем не хотелось...
По дороге в школу я вспомнила, что не сделала ни одного урока, и от этого мне
стало ещё хуже. Я села за парту и вынула учебники.
Вошла Вера Евстигнеевна. Урок начался. Сейчас меня вызовут.
— Синицына, к доске!
Я вздрогнула. Чего мне идти к доске?
— Я не выучила, — сказала я.
Вера Евстигнеевна удивилась и поставила мне двойку...
Вдруг меня в спину толкнули. Я обернулась. Мне в руки сунули записку. Я
развернула узкую длинную бумажную ленточку и прочла:
«Люся!Не отчаивайся!!!Двойка — это пустяки!!!Двойку ты исправишь!Я тебе
помогу! Давай с тобой дружить! Только это тайна! Никому ни слова!!!Яло-кво-кыл».
В меня сразу как будто что-то тёплое налили. Я так обрадовалась, что даже
засмеялась. Люська посмотрела на меня, потом на записку и гордо отвернулась.
Неужели это мне кто-то написал? А может, эта записка не мне? Может, она
Люське? Но на обратной стороне стояло: ЛЮСЕ СИНИЦЫНОЙ.
Какая замечательная записка! Я в жизни таких замечательных записок не получала!
Ну конечно, двойка — это пустяки! О чём разговор?! Двойку я просто исправлю!
Я ещё раз двадцать перечла:
«Давай с тобой дружить...»
Ну конечно! Конечно, давай дружить! Давай с тобой дружить!! Пожалуйста! Очень
рада! Я ужасно люблю, когда со мной хотят дружить!..
Но кто же это пишет? Какой-то ЯЛО-КВО-КЫЛ. Непонятное слово. Интересно, что
оно обозначает? И почему этот ЯЛО-КВО-КЫЛ хочет со мной дружить?.. Может быть, я
всё-таки красивая?
Я посмотрелась в парту. Ничего красивого не было.
Наверное, он захотел со мной дружить, потому что я хорошая. А что, я плохая, что
ли? Конечно, хорошая! Ведь с плохим человеком никто дружить не захочет!
На радостях я толкнула локтем Люську.
— Люсь, а со мной один человек хочет дружить!
— Кто? — сразу спросила Люська.
— Я не знаю кто. Тут как-то непонятно написано.
— Покажи, я разберу.
27
— Честное слово, никому не скажешь?
— Честное слово!
Люська прочла записку и скривила губы:
— Какой-то дурак написал! Не мог своё настоящее имя сказать.
— А может, он стесняется?
Я оглядела весь класс. Кто же мог написать записку? Ну кто?.. Хорошо бы, Коля
Лыков! Он у нас в классе самый умный. Все хотят с ним дружить. Но ведь у меня
столько троек! Нет, вряд ли он....
Задание
Ответьте на вопросы по содержанию текста.
Почему Люся получила «двойку»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Что было написано в записке, которую получила Люська?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Как вы думаете, что могла обозначать подпись «ЯЛО-КВО-КЫЛ»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- отвечает на вопросы по содержанию текста;
- высказывает свое предположение о том, кем была написана
записка.
28
Подраздел 2.7 Сравнение элементов художественного произведения
Цель обучения 4.2.7.2 Сравнивать эпизод художественного произведения с
его отображением в иллюстрациях/ мультфильмах/ музыке/
кинофильме
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает эпизод произведения с иллюстрацией
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Соотнеси стрелками иллюстрации с соответствующими эпизодами из произведения
Галины Ильиной «Профессии ветров»
Каждый знает - у Ветров
Множество профессий.
Ветер тёплою весной
Радостен и весел -
Очищает небо он:
Тучи разгоняет.
"Ветер-дворник" - так его
Солнце называет.
Ветер-доктор от жары
Вылечит в два счёта,
Летом нужная для всех
У него работа
Полетят осенним днём
Листья с Ветром вместе -
Учит листья танцевать
Ветер-балетмейстер.
29
В декабре всегда Земле
Холодно до дрожи.
Ветер-кровельщик снега
На неё уложит,
Ну а Ветер-музыкант
Успокоит песней...
Каждый знает - у Ветров
Множество профессий.
Дескриптор Обучающийся
- сопоставляет иллюстрации с соответствующими
эпизодами.
30
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.1 Составление плана
Цель обучения 4.3.1.1 Составлять план на основе выявления
последовательности событий и деления
произведения на части, озаглавливать каждую
часть
Критерий оценивания Обучающийся
 Делит рассказ на части и составляет план
рассказа
Уровень мыслительных навыков
Применение
Задание
Прослушай сказку и выполни задания.
Снег и заяц (Бурятская народная сказка)
Снег говорит зайцу:
- Что-то у меня голова заболела.
- Наверное, ты таешь, оттого у тебя и голова заболела, -
ответил заяц. Сел на пенек и горько заплакал:
- Жалко, жалко мне тебя , снег… От лисицы, от волка. От
охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить
буду ? Любая ворона, любая сова меня увидит. Заклюет.
Пойду к хозяину леса , попрошу его. Пусть он тебя, снег,
сохранит для меня.
А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает. Ручьями бежит с гор. Затосковал
заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:
- С солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на
серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы.
Никто тебя не заметит.
Обрадовался заяц.
С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю – серую.
Раздели рассказ на частии составь план.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- делит рассказ на части;
- выбирает подходящие заголовки к частям рассказа;
- составляет план.
31
Сквозная тема «Охрана окружающей среды»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.1 Понимание содержания аудио/видео информации
Цель обучения 4.1.1.1 Формулировать вопросы для установления
причинно-следственных связей, явлений, поступков и
отвечать на открытые вопросы
Критерий оценивания Обучающийся
 Отвечает на вопросы по содержанию для
определения основных моментов прослушанного
текста
 Составляет вопросы по содержанию текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прослушайте отрывок из рассказа В.Распутина «Пожар» и ответьте на вопросы.
https://asbook.co/abooks/russlit/3132-pozhar-rasputin-valentin.html
В парах составьте 2-3 вопроса по содержанию текста, задайте их друг другу и дайте
полные ответы на них.
Запишите ключевые слова текста:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- составляет вопросы по прослушанному тексту;
- определяет ключевые слова текста.
32
Подраздел 1.2 Пересказывание произведения
Цель обучения 4.1.2.1 Пересказывать произведение свободно или в заданной
учителем форме (кратко, подробно, выборочно); творческий
пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать
разворачивание событий)
Критерий оценивания Обучающийся
 Пересказывает прослушанное произведение.
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прослушай отрывок из рассказа Т. Костомаровой «Как я спас кота»
Как-то раз я собрался гулять, - в этот день на небе сияло солнце и было тепло. Я вышел
на улицу и около дома, под кустом сирени, увидел необыкновенного кота: он был пушист и
очень красив, но совсем не ухожен. На его светло-бежевой шёрстке покоились былинка и
маленький берёзовый листочек. Кот лежал под деревом и грустно смотрел на меня.
«Наверно, его бросили и, он хочет есть», - подумал я.
- Пушистик, иди ко мне! Иди, я тебя пожалею, - сказал я.
Он встал, подошёл, обнюхал мои ноги и потёрся о них, листочек тут же упал. Опустившись
на корточки, я отодвинул листочек, убрал былинку и погладил его. Котик замурлыкал,
ткнулся головой в мою руку, и я понял, что он сказал «спасибо».
Потом мы гуляли: сначала рядышком, но после я взял его на руки и начал разговаривать с
ним.
Через некоторое время мимо прошли мой старший брат Рома и его друг Илья, они сели
на скамейку. Я подошёл к ним, опустил кота на землю, тот встал на задние лапы, а передние
положил Илье на колени. Размахивая хвостиком, будто метёлкой, он так и остался стоять,
пока я снова не взял его на руки и не отправился домой, – надо же было покормить его! Дома
была одна бабушка. Я сказал, что бедняжка голоден и попросил разрешения поселить его в
нашей комнате. Но бабушка не разрешила, и мне ничего не оставалось, как отнести
пушистого зверька обратно на улицу. Я взял его на руки и, выйдя во двор, опустил на землю.
Подумал, – уйдёт. А он и не думал уходить: как и в первые минуты нашего знакомства, он
закружился вокруг меня, замурлыкал и, подпрыгивая, стал тянуться к руке, чтобы ткнуться в
неё мордочкой...
Перескажи произведение, придумав свою концовку.
Дескриптор Обучающийся
- пересказывает произведение;
- придумывает концовку рассказа.
33
Раздел «Чтение»
Подраздел 2.2 Формулирование вопросов и ответов по содержанию
литературного произведения
Цель обучения 4.2.2.1 Формулировать творческие, интерпретационные,
оценочные вопросы по содержанию литературного
произведения и отвечать на подобные вопросы
Критерий оценивания Обучающийся
 Отвечает на составленные вопросы по
содержанию текста
 Составляет вопросы различного типа по
содержанию текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прочитайстихотворение «О защите природы» А.Ершова.
Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.
Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких..
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.
Выпишите ключевые слова прослушанного рассказа:
_____________________________________________________________________________
В парах составьте по 1 вопросу (творческие, интерпретационные, оценочные) по
содержанию текста, задайте их друг другу и дайте полные ответы на них.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
34
Дескриптор Обучающийся
- отвечает на поставленные вопросы по тексту;
- составляет вопросы по содержанию текста;
- дает на них полные ответы;
- выписывает ключевые слова.
35
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.1 Составление плана
Цель обучения 4.3.1.1 Составлять план на основе выявления
последовательности событий и деления произведения на
части, озаглавливать каждую часть
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет план рассказа
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прослушайте произведение И.С. Тургенева «Перепелка»
https://www.youtube.com/watch?v=M1yz5l50LUQ
Дескриптор Обучающийся
- Определяет части текста;
- Составляет план рассказа.
36
4 ЧЕТВЕРТЬ
Сквозная тема «Путешествие в космос»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.1 Пересказывание произведения
Цель обучения 4.1.2.1 Пересказывать произведение свободно или в
заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно);
творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию,
придумать разворачивание событий)
Критерий оценивания Обучающийся
 Переказывает содержание прослушанного
произведения в прозе
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Посмотрите отрывок из мультфильма «Полёт на луну». Кратко перескажите сюжет
мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=WpAA7rxsaeY
Дескриптор Обучающийся
- пересказывает сюжет просмотренного мультфильма;
- соблюдает логическую последовательность;
- демонстрирует достаточный словарный запас.
37
Раздел «Чтение»
Подраздел 1.4 Определение жанра литературного произведения
Цель обучения 4.2.4.1 Понимать и определять жанровые особенности мифа,
фантастики легенды, басни, литературной сказки, рассказа,
стихотворения, былины, притчи, героического эпоса
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает жанровые особенности народной и
литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочтите отрывки произведений и определите их жанр.Укажи в столбцах напротив каждого
произведения их жанр (миф, басню, литературную сказку, рассказ, стихотворение, былину,
притчу, героический эпос).
Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон
и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все
выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот,
напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон.
Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как
звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту,
где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его
и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет
не уступит ему, богу, в умении бросать диск.
Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали -
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.
Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее? И Ветер
сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в
плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять
плащ быстрее, чем ты». Солнце спряталось за тучу, а
Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не
превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем
крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер
стих и прекратился. А Солнце выглянуло из-за тучи и
ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял
плащ.И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие
всегда сильнее ярости и силы.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
38
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
На склоне лет родился у мергена сын Таргын, который
вскоре стал выделяться среди сверстников невиданной
силой — мог скрутить как ягненка огромного вола, а
спокойствием и рассудительностью усмирить и свирепого
дракона. Очень рано понял Таргын, сколько бед и
страданий несут народу своими бесчинствами и
коварством ханы и бии. Чтобы защитить и без того
терзаемый междоусобицей народ, Таргын откочевал к
горам Казылык, к месту, называемому Темир Какпа —
Железные Ворота, единственному пути, где могло
перевалить через горы войско кызылбасов. Было у
Таргына два коня — Азбан и Тарлан. В туманные дни
садился он, чтобы ехать в дозор, на Азбана, а в ясный
день седлал Тарлана.
Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки,
старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». —
«Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети;
авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку
помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на
сметане, изжарила в масле и положила на окошечко
постудить.
Дескриптор
Обучающийся
- определяет миф;
- определяет литературную сказку;
- определяет стихотворение;
- определяет басню;
- определяет героический эпос;
- определяет притчу;
- определяет былину.
39
Подраздел 2.7 Сравнение элементов художественного произведения
Цель обучения 4.2.7.2 Cравнивать эпизод художественного произведения с
его отображением в иллюстрациях/ мультфильмах/ музыке/
кинофильме
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает эпизод произведения с иллюстрацией
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Соотнеси иллюстрации с соответствующими эпизодами из рассказа
На территории нашей страны находится
крупнейшая в мире стартовая площадка.
Сегодня Байконур - это самая крупная и
практически единственная (не считая
Китайской) космическая гавань откуда
осуществляются пилотируемые запуски.
Второй спутник вышел на орбиту с
пассажиром на борту. Пассажира
звали Лайка - это первая собака, которая
отправилась в космическое пространство.
Но первыми собаками которые вернулись из
космоса живыми были Белка и Стрелка.
Так убедились, что живые существа могут
жить в невесомости хотя бы
непродолжительное время.
12 апреля в Казахстане празднуют День
космонавтики. Для страны это особенный
праздник. Ведь именно с казахской земли
первый космонавт Юрий Гагарин совершил
первый полет.
Сбылась вековая мечта человечества.
Впервые житель планеты «Земля»
устремился к звездам. Впервые человек в
космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал
виток вокруг земли, и этот полет открыл
новую эру – эру полетов человечества в
космическое пространство.
Всего 108 минут продолжался его полёт, но
Гагарин был первым, кто доказал, что
человек может работать в космосе.
40
Токтар Аубакиров родился 27 июля 1946
года в Каркаралинском районе
Карагандинской области. Последний
космонавт СССР, первый космонавт
казахской национальности.
Совершил космическую экспедицию в 1991
году, провел в космосе 7 дней 22 часа 13
минут.
Талгат Мусабаев - родился 7 января 1951
года в Каргалы. Совершил три полета и
провел в космосе 341 день 9 часов 48 минут
41 секунд. Талгат Мусабаев занесен в книгу
рекордов Гиннесса: до него никто не
находился в открытом космосе больше
суток в течении одного полета.
Дескриптор Обучающийся
- сопоставляет иллюстрации с соответствующими эпизодами.
41
Сквозная тема «Путешествие в будущее»
Раздел «Слушание и говорение»
Подраздел 1.1 Понимание содержания аудио/видеоинформации
Цель обучения 4.1.1.1 Формулировать вопросы для установления причинно-
следственных связей, явлений, поступков и отвечать на
открытые вопросы.
Критерий оценивания Обучающийся
 Отвечает на вопросы по содержанию для определения
основных моментов прослушанного текста
 Составляет вопросы по содержанию текста и вопросы
высокого порядка
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Прослушайотрыврк из произведенияАнтуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
и выполни задания.https://deti-online.com/audioskazki/sbornik-skazok-mp3/malenkiy-princ/
Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль вокруг не было
никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушен
ие и затерянный на плоту посреди океана, и тот был бы не так одинок. Вообразите же
мое удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал:-
Пожалуйста... нарисуй мне барашка!
- А?..
- Нарисуй мне барашка...
Я вскочил, точно надо мною грянул гром. Протер глаза. Начал осматриваться. И вижу -
стоит необыкновенный какой-то малыш и серьезно меня разглядывает.
Вот самый лучший его портрет, какой мне после удалось нарисовать. Но на моем
рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был на самом деле. Это не моя вина. Когда
мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не выйдет, и я ничего не
научился рисовать, кроме удавов - снаружи и изнутри.
Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление. Не забудьте, я находился за
тысячи миль от человеческого жилья. А между тем ничуть не похоже было, чтобы этот
малыш заблудился, или до смерти устал и напуган, или умирает от голода и жажды. По его
виду никак нельзя было сказать, что это ребенок, потерявшийся в необитаемой пустыне,
вдалеке от всякого жилья.
Наконец ко мне вернулся дар речи, и я спросил:
- Но... что ты здесь делаешь?
И он опять попросил тихо и очень серьезно:
42
- Пожалуйста... нарисуй мне барашка...
Все это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Хоть и
нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я все-таки достал из кармана лист
бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории,
арифметике и правописанию, - и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не
умею рисовать. Он ответил:
- Все равно. Нарисуй барашка.
Так как я никогда в жизни не рисовал баранов, я повторил для него одну из двух старых
картинок, которые я только и умею рисовать, - удава снаружи. И очень изумился, когда
малыш воскликнул:
- Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой.
У меня дома все очень маленькое. Мне нужен барашек. Нарисуй барашка.
И я нарисовал.
Он внимательно посмотрел на мой рисунок и сказал:
- Нет, этот барашек уже совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал.
Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
Выпиши ключевые слова прослушанного рассказа:
___________________________________________________________________________
В парах составьте 2-3 вопроса по содержанию текста, задайте их друг другу и дайте полные
ответы на них
Дескриптор Обучающийся
- отвечает на поставленные вопросы по тексту;
- составляет вопросы по содержанию текста;
- дает на них полные ответы;
- выписывает ключевые слова.
43
Раздел «Письмо»
Подраздел 3.2 Создание творческих работ разных жанров
Цель обучения 4.3.2.1 Писать творческие работы разных жанров на основе
прочитанного (с добавлением новых героев, нового
сюжета)
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет продолжение рассказа на заданную тему
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитай начало рассказа «Город будущего» и напиши продолжение, описывая каким бы ты
хотел видеть вой город в будущем.
Как и многие люди, я люблю помечтать. Обычно перед сном мое воображение уносит
меня далеко за пределы моей маленькой комнаты в старом кирпичном доме. Недавно у нас
построили большой новый микрорайон с узкими высокими домами, похожими на свечки.
Мы ходили туда гулять и удивлялись, как люди не боятся жить так высоко.
У меня было ощущение, что я попал в другой мир — огромные краны поднимали грузы на
большую высоту, вокруг суетилось много рабочих в специальной одежде, мощные тяжелые
машины постоянно ездили туда-сюда. Это был новый город, которого я раньше не знал.
Будущее — мечта, которая может стать реальностью.Лежа в кровати , я начал
представлять себе, как через много лет изменится мой город.…
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- пишет продолжение рассказа
- описывает город будущего.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021