СОР И СОЧ Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 4 класс
1
Сборник заданий формативного оценивания
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
4 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять учащимся конструктивную обратную связь по
достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать
уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей учащихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
Сборник разработан не в коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть .......................................................................................................................................... 4
Раздел «Программирование» ..................................................................................................... 4
2 четверть ........................................................................................................................................ 13
Раздел «Робототехника» ............................................................................................................ 13
3 четверть ........................................................................................................................................ 22
Раздел «Создание видео» ........................................................................................................... 22
Раздел «Презентации» ............................................................................................................... 26
4 четверть ........................................................................................................................................ 34
Раздел «Электронная почта» ................................................................................................... 34
4
1 четверть
Раздел «Программирование»
Раздел/Тема Переменные
Цель обучения 4.4.2.1 Использовать переменные
Критерий оценивания Обучающийся:
Описывает назначение переменных
Определяет результат использования переменных в
программе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Ответь на вопросы.
1. Для чего в программе создают переменные?
_________________________________________________________________________
2. Какие переменные использованы в программе на рисунке?______________________
3. Каковы первоначальные значения этих переменных? ___________________________
4. Чему равен ответ при указанных на картинке значениях переменных? _____________
Дескриптор Обучающийся:
пишет назначение переменных;
определяет используемые в программе переменные, их
значения;
вычисляет результат вычисления.
5
Раздел/Тема Переменные
Цель обучения 4.4.2.1 Использовать переменные
Критерий оценивания Обучающийся:
Организовывает вычисления в программе с помощью
переменных
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Практическая работа.
1. Запусти среду программирования Scratch.
2. Составь программу для вычисления периметра и площади
квадрата.
Вопросы-подсказки.
Все ли квадраты имеют одинаковые периметры и
площади? Почему?
От чего зависят периметр и площадь квадрата?
Нужна ли переменная в данной программе?
Дескриптор Обучающийся:
использует переменную для обозначения стороны
прямоугольника;
организует ввод значения переменных;
организует вычисление и вывод периметра квадрата;
организует вычисление и вывод площади квадрата.
6
Раздел/Тема Смена костюма персонажа
Цель обучения 4.4.1.1 Реализовать вложенный цикл
Критерий оценивания Обучающийся:
Различает внешний и вложенный циклы
Определяет количество шагов цикла
Объясняет процесс работы вложенного цикла
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Котенок пошел в школу и взял с собой два костюма. Айым составила
для него программу для смены костюмов. Объясни котенку, что Айым
для него придумала.
Ответь на вопросы:
Сколько раз выполнится внешний цикл? _____________________
Сколько в программе вложенных циклов? ____________________
Сколько раз котенок скажет слово «Урок» за всю программу? ___
Верно ли что, в цикле со словом «урок» шагов меньше, чем в
цикле со словом «перемена»? ____________________________________
Сколько раз котенок переоденется в костюм1? ________________
Дескриптор Обучающийся:
определяет количество шагов внешнего и вложенных циклов;
определяет общее количество выполнения отдельных команд.
7
Раздел/Тема Смена костюма персонажа
Цель обучения 4.4.1.1 Реализовать вложенный цикл
Критерий оценивания Обучающийся:
Создает программу с использованием вложенного
цикла;
Различает внешний и вложенный циклы
Определяет количество шагов циклов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1. Запусти среду программирования Scratch.
2. Котенок прочитал о подвигах знаменитых
батыров и решил запомнить их имена.
Передвигаясь по одной и той же траектории, он
каждый раз повторял одно из трех имен
«Райымбек», «Кабанбай», «Отеген».
Составь программу, в которой котенок будет
двигаться по треугольной траектории 5 раз. При
этом на каждой стороне треугольника ему
необходимо сменять костюм и называть одного из
батыров.
3. Заполни таблицу.
Внешний цикл Вложенный цикл
Для чего ты
использовал в
программе
Количество
шагов
Дескриптор Обучающийся:
организует внешний цикл и внутренний циклы;
организует смену костюма;
организует поворот спрайта;
организует вывод слова;
объясняет цель использования циклов;
определяет количество шагов.
8
Раздел/Тема Сценарий своей игры
Цель обучения 4.2.1.1. Создавать простые таблицы в тексте
Критерий оценивания Обучающийся:
Вставляет и заполняет таблицу в текстовом редакторе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1. Запусти программу Microsoft Word.
2. Напечатай текст «Сценарий моей игры».
3. Вставь таблицу.
Наз ание игры Герои (спрайты) Правила игры Используемые
блоки
4. Заполни таблицу.
5. Сохрани файл.
Дескриптор Обучающийся:
вставляет таблицу в текст;
вводит необходимые данные в таблицу;
форматирует заголовок.
9
Раздел/Тема Логические операторы
Цель обучения 4.4.1.2 Использовать логические операторы
Критерий оценивания Обучающийся:
Определяет результат выполнения логических
операций
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Даны числа от 1 до 10. Запиши все числа из этого списка, удовлетворяющие условие. Если
таких чисел нет, то поставь знак -.
Не больше 3: _________________________________.
Больше 6 и меньше 9: _________________________.
Больше 7 или меньше 9: _______________________.
Не меньше 7 и не больше 9: ____________________.
Больше 8 и меньше 6: _________________________.
Больше 9 или меньше 2: _______________________.
Дескриптор Обучающийся:
определяет результат выполнения логических операций.
10
Раздел/Тема Логические операторы
Цель обучения 4.4.1.2 Использовать логические операторы
Критерий оценивания Обучающийся:
Организовывает сравнение с помощью составного
условия
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Практическая работа.
Айым в выходной день с семьей пошла в кино. Оказалось,
что в кинотеатре скидки для детей от 7 до 12 лет.
Используя предложенные блоки составь программу,
которая запрашивает возраст посетителя и определяет,
будет ли у него скидка.
Дескриптор Обучающийся:
организует ввод данных;
использует составное условие для сравнения данных;
выводит соответствующий результат.
11
Раздел/Тема Операторы сравнения
Цель обучения 4.4.1.3 Использовать операторы сравнения
Критерий оценивания Обучающийся:
Объясняет принцип работы логического оператора
Определяет последовательность использования блоков в
программе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Рассмотри программный код.
1. Впиши слова (Правильно, Неправильно) в поля, обозначенные буквами А и Б.
2. Напиши, какой оператор использован в программе для сравнения?
___________________
3. Напиши в каждый порядковый номер вставки блока в программу.
Дескриптор Обучающийся:
определяет результат логического оператора;
определяет название использованного логического
оператора;
определяет порядок вставки блоков в программный код.
12
Раздел/Тема Своя игра
Цель обучения 4.4.2.2 Создавать игру по собственному сценарию
Критерий оценивания
Обучающийся:
Оценивает свою работу согласно критериям
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
В течение нескольких уроков ты создавал свою игру. Оцени результат по следующим
критериям:
№ Критерий оценивания Наличие
/X
Комментарий/Обоснование
1. Смена сцен
2. Смена костюмов
3. Наличие не менее 2х спрайтов
4. Использование цикла
5. Использование вложенного цикла
6. Использование условного блока
7. Сложность программного кода
8. Дружественный интерфейс
Дескриптор Обучающийся:
объективно оценивает свою игру и аргументирует свое
решение.
13
В среде программирования EV3 используются различные датчики. Блоки датчиков
находятся во вкладке ________________ цвета.
Один из датчиков – __________________________.
Он предназначен для того, чтобы __________________________________________
_______________________________________________________________________.
_______________________________________________________________________
2 четверть
Раздел «Робототехника»
Раздел/Тема Датчик цвета
Цель обучения 4.5.1.1 Использовать датчик цвета
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Указывает расположение блока датчиков в среде
программирования
- Описывает назначение датчика
- Описывает режимы датчика
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Допиши пропущенные слова и выражения в тексте.
Дескриптор Обучающийся:
- называет цвет вкладки, содержащей блоки датчиков;
- называет вид изображенного датчика;
- описывает назначение изображенного датчика.
2. На картинке изображены блоки датчика цвета в трех различных режимах. Они
обозначены буквами. Припиши к названиям режимов датчика цвета буквы
соответствующих им блоков.
А Б В
Цвет _____
Яркость отраженного света ________
Яркость внешнего освещения ______
Дескриптор Обучающийся:
- соотносит картинки и режимы датчика цвета.
14
Раздел/Тема Датчик цвета
Цель обучения 4.5.1.1 Использовать датчик цвета
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Программирует робота, распознающего цвет
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
«Распознаватель цвета»
Датчик цвета может быть незаменимым помощником для многих профессий. Например, в
сельском хозяйстве для определения степени созревания овощей.
Давай, попробуем создать простую программу для робота, определяющего цвет объекта.
Выполни действия согласно инструкции.
1. Запусти среду программирования Lego Mindstorms EV3.
2. Выбери последовательно блоки Начало и Цикл.
3. Добавь в цикл блок Переключатель.
4. Установи для блока Переключатель параметры: Датчик цвета – Измерение – Цвет
15
3. Нажми на кнопку Добавить вариант и создай необходимое количество контейнеров
цветов для распознавания.
4. По умолчанию выбери вариант «Без цвета».
5. Помести программный блок «Звук» к каждому цвету. Выбери соответствующий
звуковой файл.
6. Загрузи программу и протестируй робота.
Дескриптор Обучающийся:
- создает программу для робота, распознающего цвет.
16
Раздел/Тема
Датчик цвета
Цель обучения
4.5.1.1 Использовать датчик цвета
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Программирует робота, движущегося по линии одного
цвета
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Практическая работа «Движение по линии».
1. Создай программу по образцу.
2. Протестируй программу.
3. Объясни цель использования каждого из блоков.
Цикл ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Переключатель____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рулевое управление 1 ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рулевое управление 2 ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
- использует в программе Цикл;
- использует в программе Переключатель, подбирает для
него необходимые параметры;
- использует в программе блоки движения, подбирает
для них необходимые параметры;
- тестирует программу, при необходимости устраняет
ошибки;
- объясняет роль каждого блока в программе.
17
Раздел/Тема Робот-светофор
Цель обучения 4.5.1.1 Использовать датчик цвета
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Создает программу действий робота у светофора
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Практическая работа.
Создай и протестируй программу, в которой робот движется вперед до наезда на цветную
(красную, желтую, зеленую) полосу. Далее он действует как автомобиль у дорожного
светофора.
Ответь на вопросы.
1. Какой блок, на твой взгляд, труднее всего программировать? Почему?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Оцени свою работу по двум критериям: степень самостоятельности и степень
усвоения (понимания) материала.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
- использует в программе Цикл;
- использует в программе Переключатель, подбирает для
него необходимые параметры;
- использует в программе блоки движения, подбирает
для них необходимые параметры;
- тестирует программу, при необходимости устраняет
ошибки;
- объясняет роль каждого блока в программе. оценивает
трудности и собственный прогресс.
18
Одним из самых часто используемых сенсоров является
________________________ датчик.
Он предназначен для того, чтобы ___________________
________________________________________________
________________________________________________.
Принцип его работы заключается в том, что
________________________________________________
________________________________________________
________________________________________________.
В повседневной жизни мы можем встретить его использование в
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Раздел/Тема Датчик ультразвука
Цель обучения 4.5.1.2 Использовать датчик ультразвука
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Объясняет назначение и принцип и режимы работы
датчика ультразвука
- Приводит пример использования датчика
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Допиши пропущенные слова и выражения в тексте.
Дескриптор Обучающийся:
- перечисляет основные функции датчика ультразвука;
- объясняет принцип работы датчика;
- приводит пример использования в повседневной
жизни.
2. Рассмотри внимательно рисунок. Определи вид используемого датчика и впиши в
прямоугольники названия режимов.
Вид датчика 1) ________________________
Дескриптор Обучающийся:
- называет вид изображенного датчика;
- пишет режимы изображенного датчика.
19
Раздел/Тема Выход из лабиринта
Цель обучения 4.5.1.3 Использовать датчик ультразвука
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Создает программу по образцу
- Изменяет программу для решения задачи
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Практическая работа
1. Создай программу для робота, который движется вперед до
препятствия. Встретив преграду, он останавливается и
поворачивается налево / направо на 90°.
2. Ответь на вопросы.
- На каком расстоянии от препятствия робот
остановится?
- В какую сторону повернется робот?
-
3. Представь себе, что этот робот находится в лабиринте.
Измени программу так, чтобы робот смог выйти из
лабиринта. Стрелка указывает на местонахождение
робота и направление движения.
Совет. Используй еще один блок.
Дескриптор Обучающийся:
- использует блоки движения и управления;
- анализирует новую задачу, сравнивает условия
задач;
- изменяет программу.
20
Раздел/Тема Выход из лабиринта
Цель обучения 4.5.1.4 Использовать датчик ультразвука
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Объясняет использование блоков и значений их
параметров
- Создает и тестирует программу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Задание
Практическая работа
1. Рассмотри программу. Опиши цель использования каждого блока, с учетом параметров.
Сделай вывод о результате выполнения этой программы:
робот по этой программе будет __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Набери и протестируй эту программу в среде программирования.
Дескриптор Обучающийся:
- описывает блоки движения и управления;
- определяет результат выполнения программы;
- создает программу, тестирует и исправляет
ошибки (в случае необходимости).
21
Раздел/Тема Кегль-ринг
Цель обучения
4.5.1.1 Использовать датчик цвета
4.5.1.2 Использовать датчик ультразвука
Критерий оценивания Обучающийся:
- Создает программу для робота, участвующего в
кегль-ринге
Уровень мыслительных навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Практическая работа.
Создайте программу для робота, участника соревнований по кегль-рингу.
Задача робота: не выходя за пределы круга, убрать (вытолкнуть)
находящиеся в нѐм чѐрные объекты (кегли).
Ты можешь руководствоваться данными из таблицы.
Действие Блок Параметры
Вращение
робота вокруг
своей оси
Независимое
управление
моторами
Режим «Включить»
Мощность для порта «B» =30
Значение мощности для порта «C»= -30
Поиск объекта Ожидание режим «Ультразвуковой датчик - Сравнение - Расстояние
в сантиметрах»
Выключение
моторов после
обнаружения
объекта
Независимое
управление
моторами
Движение
робота
прямолинейно
Рулевое
управление
Режим «Включить»
Рулевое управление = 0
Мощность = 50
Невыход за
пределы круга
Ожидание Режим Датчик цвета - Сравнение - Яркость отраженного
сигнала
Тип сравнения = 4
Пороговое значение = 10
Дескриптор
Обучающийся:
- использует блоки движения и управления;
- тестирует программу, вносит изменения, в
случае необходимости.
22
3 четверть
Раздел «Создание видео»
Раздел/Тема Видеозапись
Цель обучения 4.2.4.1 Создавать видеоролики
Критерий оценивания
Обучающийся
Приводит примеры устройств и программ для работы с
видео
Объясняет названия кнопок управления видео и звуком
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ответь на вопросы.
1. Какое оборудование можно взять в поход для видеозаписи?
________________________________________________________________
2. Какие программы можно использовать для видеозаписи и монтажа видео?
________________________________________________________________
3. Запиши название каждой из указанных кнопок управления видео и звуком.
1. _________________________________
2. _________________________________
3. _________________________________
4. _________________________________
5. _________________________________
6. _________________________________
7. _________________________________
8. _________________________________
9. _________________________________
Дескриптор Обучающийся
- пишет примеры устройств и программ для работы с
видео;
- пишет названия кнопок управления видео и звуком.
23
Раздел/Тема Видеозапись
Цель обучения 4.2.4.1 Создавать видеоролики
Критерий оценивания
Обучающийся
Использует программу для записи видео
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Практическая работа «Видео с веб-камеры»
Запиши короткое видео-интервью с вашим одноклассником. Попроси его ответить на
вопросы: Что такое природное явление? Какие природные явления можно наблюдать в
крае, где ты живешь?
Инструкция для записи видео.
1. Запусти программу «Киностудия».
2) Нажми на панели инструментов на кнопку «Видео с веб-камеры».
3) Для начала записи нажми на кнопку
4) Для остановки записи нажми на кнопку
5) По окончании кликни на кнопку Укажи папку, дайте имя файлу.
Дескриптор Обучающийся
- запускает программу для видео;
- использует инструменты для записи видео;
- создаѐт видео с помощью веб-камеры;
- сохраняет созданное видео.
24
Раздел/Тема Монтаж видео
Цель обучения 4.2.4.1 Создавать видеоролики
Критерий оценивания
Обучающийся:
- Выполняет видеосъемку
- Собирает видеоролик из видео и картинок
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Практическая работа «Добавление видео и фотографий»
Используя подготовленные видеофайлы и фотографии, собери видеоролик.
Предварительная подготовка (домашнее задание).
Запиши короткие видео-интервью с членами твоей семьи (не менее двух). Попроси их
ответить на вопросы: Самое удивительное, на ваш взгляд, природное явление. Почему
вы так считаете? Скачай с Интернета картинки явлений, о которых говорили твои
родные. Собери все файлы на съемный носитель.
Инструкция для создания видеоролика.
1) Запусти программу «Киностудия».
2) На вкладке «Главная» выбери «Добавить видео и фотографии».
3) В появившемся диалоговом окне открой папку с фотографиями и видео и выбери
необходимые файлы, а затем нажми кнопку «Открыть».
4) Расположи клипы в требуемой последовательности.
5) Создай на раскадровке видеопереходы между клипами.
6) Добавь видеоэффекты.
7) По окончании сохрани файл.
Дескриптор Обучающийся
- подготавливает видеофайлы и картинки;
- загружает их в программу Киностудия;
- располагает клипы последовательно;
- применяет переходы между клипами;
- применяет видеоэффекты.
25
Раздел/Тема Монтаж видео
Цель обучения 4.2.4.1 Создавать видеоролики
Критерий оценивания Обучающийся
Описывает последовательность действий для вставки
титров при монтаже видеофайлов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа «Добавление текста»
Продолжи монтаж видеоролика предыдущего урока. Добавь к нему тестовые комментарии.
Инструкция для работы.
1) Запусти программу «Киностудия», открой видеоролик с интервью твоих
родственников.
2) На вкладке «Главная» выбери «Название»:
3) Добавь название фильма, заголовки к отдельным кадрам, титры в конце
видеоролика. Используй инструменты форматирования текста.
4) По окончании сохрани файл.
Дескриптор Обучающийся
- добавляет название к видео;
- добавляет заголовки к кадрам видео;
- добавляет титры;
- форматирует тест.
26
Раздел «Презентации»
Раздел/Тема Информация для презентации
Цель обучения
4.3.1.2 Использовать настройки браузера (создавать закладки,
просматривать историю и загрузки)
Критерий оценивания Обучающийся
Использует настройки браузера для создания закладок
Скачивает информацию по заданной теме
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа
1. Создай на Рабочем столе свою папку.
2. Открой браузер.
3. Задай для поиска презентаций и картинок тему «Охрана окружающей среды».
4. Просмотри найденные страницы.
5. Создай закладки на выбранные страницы.
6. Скачай понравившиеся презентации и картинки.
7. Найди в загрузках скачанные файлы и перемести их в свою папку.
Дескриптор Обучающийся
- находит необходимую информацию;
- скачивает презентации и картинки;
- находит и переносит их в другую папку;
- создает закладки на выбранные страницы.
27
Раздел/Тема Информация для презентации
Цель обучения
4.3.1.1 Осуществлять поиск информации (файлов и папок
на компьютере)
Критерий оценивания Обучающийся:
Осуществляет поиск файлов и папок на
компьютере
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
Выполни поиск по всем папкам компьютера.
1) Нажми на кнопку «Пуск», в поле поиска набери *.ppt (* означает все файлы, ppt
– расширение файлов редактора презентаций).
2) Просмотри список с результатом поиска.
3) Повтори поиск всех картинок с расширением png, jpeg, doc.
Поиск также можно осуществлять по имени файла.
Дескриптор Обучающийся:
- находит необходимую информацию на
компьютере.
28
Раздел/Тема Информация для презентации
Цель обучения 4.2.3.1 Выбирать макет для слайда
Критерий оценивания Обучающийся:
Выбирает макеты для слайда
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1) Запусти редактор презентаций.
2) Для первого слайда по умолчанию устанавливается макет Титульный
слад. Набери на нем тему презентации «Охрана окружающей среды» и
автора (твою фамилию и имя).
3) Создай два новых слайда.
4) Выбери для одного из слайдов макет для другого -
5) Вставь на слайды необходимую информацию.
6) Сохрани файл.
Дескриптор Обучающийся:
- выбирает макеты для слайдов;
- вставляет содержимое в контейнеры макетов.
29
Раздел/Тема Звуки в презентации
Цель обучения
4.2.3.3 Вставлять звук и видео в презентацию
Критерий оценивания Обучающийся:
- Описывает назначение инструментов работы со
звуком редактора презентаций
- Описывает действия при добавлении звука в
презентацию
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Задание
1. Рассмотри рисунок.
Ответь на вопрос.
Для чего используется данный инструмент ____________________________________
_________________________________________________________________________
Сделай предположение. Почему опция Записать звук недоступна?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Напиши алгоритм вставки звука в презентацию.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
объясняет назначение инструментов работы со звуком
редактора презентаций;
анализирует рисунок, делает предположение о
причине;
пишет алгоритм вставки звука в презентацию.
30
Раздел/Тема Звуки в презентации
Цель обучения
4.2.4.2 Использовать фотографии, звуки и видео при создании
презентации
Критерий оценивания Обучающийся:
Вставляет рисунки и звуки в презентацию
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1) Запусти программу Power Point.
2) Оформи титульный лист презентации. Тема: «Животные Красной книги Казахстана»
3) Вставь несколько новых слайдов. На каждый слайд помести картинку и звук. Для
этого:
Выбери вкладку «Вставка», затем щелкни команду «Рисунки».
В диалоговом окне выбери необходимую картинку, затем нажми «Вставить».
Теперь добавь звук в презентацию. Выбери вкладку «ВСТАВКА», затем
щелкни команду «Звук».
В диалоговом окне выбери необходимый звуковой файл, затем нажми
«Вставить».
Добавь звук при переходе слайдов
4) Сохрани презентацию под именем «Красная книга».
Дескриптор Обучающийся:
- оформляет титульный лист;
- вставляет картинки и звуки в презентацию;
- форматирует текст и картинки;
- использует звук при переходе слайдов.
31
Раздел/Тема Видео в презентации
Цель обучения
4.2.4.2 Использовать фотографии, звуки и видео при создании
презентации
Критерий оценивания Обучающийся:
Вставляет видео в презентацию
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа
1) Запусти программу Power Point.
2) Открой презентацию «Красная книга», сохраненную на предыдущем уроке.
3) Выбери вкладку «ВСТАВКА», затем щелкни команду «Видео».
4) В диалоговом окне выбери необходимый видеофайл, затем нажми «Вставить».
Повтори действие для другого слайда.
Дескриптор Обучающийся:
- вставляет видео в презентацию;
- определяет место нахождения видео.
32
Раздел/Тема Анимация в презентации
Цель обучения
4.2.3.2 Настраивать анимацию объектов в презентации
Критерий оценивания Обучающийся:
Использует настройки анимации для объекта в
презентации
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1) Запусти программу Power Point.
2) Открой презентацию «Красная книга», сохраненную на предыдущем уроке.
5) Примени к каждой картинке на слайдах один из видов анимации. Для этого:
Выдели картинку, нажми на кнопку «Добавить анимацию» (вкладка «Анимация).
Выбери анимацию.
Измени параметры эффектов.
Дескриптор Обучающийся:
- применяет к объектам различные виды анимации;
- настраивает параметры анимации.
33
Раздел/Тема Анимация в презентации
Цель обучения
4.2.1.2 Вставлять в документ рисунки
4.2.3.2 Настраивать анимацию объектов в презентации
Критерий оценивания Обучающийся:
Вставляет в документ рисунки
Использует настройки анимации для объектов в
презентации
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
1) Используя браузер, найди информацию на тему «Как нужно беречь природу?».
Скачай необходимую информацию.
2) Запусти программу Power Point.
3) Создай несколько слайдов (макет «Два объекта»).
Для каждого слайда:
4) Набери заголовок
5) Вставь найденные рисунки и тексты в презентацию.
6) Настрой анимацию входа по порядку: заголовок, рисунок, текст.
Дескриптор Обучающийся:
- Находит и скачивает информацию с Интернета;
- выбирает соответствующий макет;
- вставляет рисунки и текст;
- настраивает анимацию входа объектов.
34
4 четверть
Раздел «Электронная почта»
Раздел/Тема Передача данных в Интернет
Цель обучения
4.3.2.2 Получать и отправлять по электронной почте
сообщения с прикрепленными файлами
Критерий оценивания
Обучающийся:
Использует электронную почту для получения и
отправки сообщений с прикреплѐнными файлами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа «Электронное поздравление».
1. Напиши однокласснику электронное поздравление с Днем
космонавтики, прикрепи к нему картинку.
Запусти браузер и найди картинку по теме, например, как
на рисунке.
Открой электронную почту.
Напиши текст электронного поздравления.
Прикрепи к письму найденную картинку.
Отправь письмо однокласснику.
2. Прочитай адресованное тебе письмо одноклассника, ответь на него.
Открой и прочитай полученное сообщение.
Отправь ответ на него.
Дескриптор Обучающийся:
- запускает браузер;
- находит и сохраняет картинку;
- использует электронную почту;
- прикрепляет файл к сообщению;
- отправляет письмо адресату;
- открывает полученное письмо;
- открывает прикрепленный файл.
35
Раздел/Тема Надежность паролей
Цель обучения
4.3.2.2 Получать и отправлять по электронной почте
сообщения с прикрепленными файлами
Критерий оценивания
Обучающийся:
Использует электронную почту для получения и
отправки сообщений с прикреплѐнными файлами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа «Путешествие в космос».
Пользователи электронной почты могут создавать отдельные группы. Письма,
отправленные в группу, получают сразу все ее участники. Для вашего класса была создана
группа … (почтовый адрес). Давай организуем совместный поиск картинок на тему:
«Путешествие в космос».
1. Запусти браузер.
2. Найди в Интернете одну картинку по теме.
3. Открой электронную почту.
4. Отправь в группу найденную картинку.
5. Просмотри все картинки, отправленные твоими одноклассниками.
Дескриптор Обучающийся:
- запускает браузер;
- находит и сохраняет картинку;
- использует электронную почту;
- прикрепляет файл к сообщению;
- отправляет письмо в группу;
- открывает и просматривает полученные письма.
36
Раздел/Тема Надежность паролей
Цель обучения
4.3.2.2 Использовать настройки браузера (создавать
закладки, просматривать историю и загрузки)
Критерий оценивания Обучающийся:
Применяет настройки браузера (создавать закладки,
просматривать историю и загрузки)
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа «Закладка».
Эта практическая работа посвящена созданию закладок для веб-страниц.
1. Запусти браузер.
2. Задай для поиска информации тему «Надежность паролей».
3. Просмотри найденные страницы и выбери две, на твой взгляд, лучшие из них.
4. Создай закладки для выбранных страниц.
Дескриптор Обучающийся:
- находит необходимую информацию;
- просматривает и оценивает веб-страницы;
- создает закладки на выбранные страницы.
Практическая работа «История просмотров».
Эта практическая работа посвящена операциям с историей просмотров веб-страниц.
1. Запусти браузер.
2. Открой историю просмотров.
3. Перейди на любую страницу из истории.
4. Удали из списка любую одну страницу.
5. Удали записи из истории за последний час.
Дескриптор Обучающийся:
- открывает историю просмотров;
- переходит на веб-страницу из истории;
- удаляет записи из истории.
Практическая работа «Загрузки».
Эта практическая работа посвящена загрузкам, которые пользователь Интернета совершает
в процессе использования сети.
1. Запусти браузер.
2. Найди и скачай презентацию на тему «Примеры надежных паролей».
3. Открой историю загрузок.
4. Найди загруженную презентацию.
5. Перемести ее из загрузок на рабочий стол.
Дескриптор Обучающийся:
- скачивает файл с Интернета;
- находит скачанный файл в компьютере;
- перемещает скачанный файл на рабочий стол.
37
Раздел/Тема Надежность паролей
Цель обучения 4.1.3.1 Выделять критерии надежного пароля
Критерий оценивания Обучающийся:
Объясняет критерии надежного пароля
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Напиши 5 критериев надежного пароля.
1. _________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________________
Приведи пример надежного пароля (согласно твоим критериям) _______________________
Приведи 3 разных примера ненадежного пароля, ответ обоснуй.
Пример 1 _______________________ - ненадежный, потому что _______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Пример 2 _______________________ - ненадежный, потому что _______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Пример 3 _______________________ - ненадежный, потому что _______________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
отмечает основные критерии надежного пароля;
обосновывает надежность / ненадежность пароля.
38
Раздел/Тема Компьютеры будущего
Цель обучения
4.1.1.1 Объяснять, что устаревание компьютерной и
мобильной техники связано с научно-техническим
прогрессом
Критерий оценивания Обучающийся:
Объясняет влияние НТП на развитие компьютерной и
мобильной техники
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитай текст с картинками.
Эволюция компьютеров.
Самый первый электронный компьютер назывался ЭНИАК. Он
создавался в США несколько лет и был окончательно готов к
1945 году. Эта машина была около 6 м в высоту и 26 м в длину,
весила около 30 тонн, ее объем памяти – 20 число-
слов. Она умела выполнять 357 операций
умножения или 5000 операций сложения в
секунду. Компьютер ЭНИАК прослужил около 10
лет и затем был выключен навсегда.
Ответь на вопросы.
1. Может ли ЭНИАК конкурировать с современными компьютерами? Почему?
_________________________________________________________________________
2. Чем отличаются современные компьютеры от ЭНИАК?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Что является причиной таких значительных изменений?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся:
сравнивает характеристики первого и современного
компьютеров;
объясняет причину устаревания техники.
39
Раздел/Тема Мини-проект «Компьютер будущего»
Цель обучения
4.3.1.1 Осуществлять поиск информации (файлов и папок на
компьютере)
Критерий оценивания
Обучающийся:
Находит и скачивает информацию в Интернете
Находит загруженные файлы на компьютере
Переносит файлы из одной папки в другую
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая урока
Используя Интернет-ресурсы подготовь материал для презентации о компьютерах
будущего.
1. Создай на Рабочем столе папку «Компьютер будущего».
2. Найди в Интернете и скачай материал по данной теме: не менее 5 картинок, 1
мелодии, 1 видео.
3. Перенеси скачанные файлы в папку «Компьютер будущего».
Дескриптор Обучающийся:
загружает 5 картинок, 1 мелодию, 1 видео;
переносит файлы из папки загрузок в другую папку.
40
Раздел/Тема
Мини-проект «Компьютер будущего»
Цель обучения
4.2.4.2 Использовать фотографии, звуки и видео при создании
презентации
Критерий оценивания
Обучающийся:
Создает презентацию, содержащую фотографии, звуки
и видео
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Практическая работа.
Используя материал, подготовленный ранее, оформи презентацию на тему «Компьютер
будущего». При подготовке учитывай данные листа самооценивания.
№ Критерий оценивания Оценка ( /Х)
1. Не менее 5 слайдов
2. Титульный слайд
3. Слайд с ссылками на использованные Интернет-
ресурсы
4. Не менее 5 картинок
5. Не менее 1 мелодии (звукозаписи)
6. Не менее 1 видео
7. Дружественный дизайн
8. Качество информации (полнота, полезность,
актуальность)
Дескриптор Обучающийся:
создает презентацию и выполняет самооценку согласно
критериям.