» » Русский язык (с русским языком обучения) 5 класс. Сборник заданий формативного оцениванияч

Русский язык (с русским языком обучения) 5 класс. Сборник заданий формативного оцениванияч

01 май 2018, Вторник
945
0

Сборник заданий формативного оценивания
Русский язык
(с русским языком обучения)
5 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции,Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть ....................................................................................................................................... 4
Раздел « Культура: язык и общение» ...................................................................................... 4
Раздел «Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура» .................................................... 12
2 четверть ..................................................................................................................................... 15
Раздел «Жизненные ценности» .............................................................................................. 15
Раздел «Мир профессий»........................................................................................................ 19
3 четверть ..................................................................................................................................... 23
Раздел «Мир фантазий» .......................................................................................................... 23
Раздел «Живые организмы: растения» .................................................................................. 28
Раздел «Каникулы и отдых» ................................................................................................... 34
4 четверть ..................................................................................................................................... 39
Раздел «Астрономия: звёзды и созвездия» ........................................................................... 39
Раздел «Чудеса света» ............................................................................................................. 45
4
1 четверть
Раздел « Культура: язык и общение»
Цель обучения 5.СГ1. Понимать основное содержание текста,
определяя главную информацию
Критерий оценивания Обучающийся
 Сообщает основную информацию текста
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прослушайте текст, выполните задания:
- назовите героев легенды;
- перечислите основные события в хронологическом порядке;
- какое объяснение дал Эзоп гостям и царю, приготовив одно и то же блюдо?
В Древней Греции жил баснописец Эзоп. Однажды Ксанф пригласил гостей и
попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил
языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились: «Почему это лучшее блюдо?».
Эзоп отвечал: «А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди
объясняются друг с другом, получают знания, мирятся». Такое рассуждение понравилось
Ксанфу и его гостям.
В следующий раз приказал Ксанф приготовить блюдо самое худшее. Эзоп
отправился на базар и купил языки. Гости удивились. Эзоп объяснил: “Что может быть на
свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, ссорятся.
Язык может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства. Может ли быть
что-нибудь хуже языка?”. Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над
мудрыми словами.
Дескрипторы Обучающийся
- называет героев произведения;
- перечисляет основную информацию в хронологическом порядке;
- объясняет действия главного героя.
.
5
Цель обучения 5. СГ3. Пересказывать содержание текстов (повествование,
описание), используя эмоционально-окрашенные слова
Критерий оценивания Обучающийся
 Передает содержание текста.
 Использует эмоционально окрашенные слова
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
Прослушайте текст и перескажите.
Избалованные афиняне были чрезвычайно требовательны к устному изложению речей.
От оратора требовали правильного произношения, полноты голоса, ритма.
У Демосфена был слабый голосок и короткое дыхание, он не мог выговаривать
многие согласные звуки, особенно «р», сильно заикался. Он сильно переживал из-за этого.
Он заучивал наизусть огромные куски будущего выступления. Но и такая подготовка
мало чем помогала. Чтобы язык был подвижным и гибким, а звук чистейшим, он набирал
в рот камешки и с ними пробовал говорить громко и выразительно. Чтобы усилить голос и
дыхание, он взбегал на крутые склоны, на одном выдохе произнося стихи и речи.
Демосфен, приложив неимоверные усилия, исполнил мечту – стал величайшим оратором.
Дескрипторы Обучающийся
-передает подробно содержание текста;
-сохраняет последовательность при пересказе;
-использует при пересказе эмоционально окрашенные слова.
6
Цель обучения 5.Ч1. Понимать основную информацию сплошных и
несплошных текстов, определяя тему
Критерий оценивания Обучающийся
 Сообщает основную информацию
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прочитайте текст, подчеркните ключевые слова, определите тему прочитанного текста
и озаглавьте текст.
По словам-паразитам, которыми грешат многие, можно составить первое
впечатление о человеке. Каждое из них имеет свое значение, поэтому они не только
загрязняют нашу речь, но и выдают то, о чем часто собеседник умалчивает.
Самое распространенное слово-паразит-«короче». «Короче» в слово-паразит
превратила военная среда. Так старшие по званию учили подчиненных более четко
выражать свои мысли. Потом слово попало в мир «штатских», и им стали обрывать
слишком долгие рассказы.«Короче» любят вспыльчивые, нервные, вечно торопящиеся
люди. Они не расположены к общению, не любят разговоры, поэтому хотят сократить как
свою речь, так и речь собеседника.
А слово «ну» наши предки употребляли, когда хотели принудить собеседника к
чему-нибудь. Со временем это «слово-угроза» стало употребляться для придания
высказыванию большей силы и значимости. Кроме того, с помощью «ну» мы нередко
смягчаем некоторые фразы, которые могут звучать слишком жестко и категорично.
Дескрипторы Обучающийся
- читает текст и выделяет ключевые слова;
- формулирует тему текста;
- озаглавливает текст.
7
Цель обучения 5.Ч2. Определять основную мысль на основе содержания
и композиции
Критерий оценивания Обучающийся
 Передает основную мысль текста на основе
содержания и композиции
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы:
- Какие чувства пробуждает в нас поэзия Пушкина?
- Как вы понимаете выражение «поит живою водою»?
- Как вы думаете, почему поэзия Пушкина
сопровождает нас всю жизнь?
- Считаете ли вы, что заглавие раскрывает основную
мысль текста? Почему?
2. Выделите вступление, основную часть, заключение.
3. Выпишите предложение, в котором выражена главная мысль текста.
Наш Пушкин
Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живою
водою» всех, кто прикоснется к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого
ума и пылкого благородного сердца она воспитывает в нас «чувства добрые», учит
любить и понимать «гений чистой красоты». Всем своим творчеством Пушкин служил
родному народу, и народ, конечно, платит ему ответной любовью. Стихи Пушкина – это и
живопись, и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства через всю жизнь.
Каждый раз, возвращаясь к ним, мы, к великой нашей радости, находим в них что-то
новое.
Дескрипторы Обучающийся
- отвечает на вопросы по тексту;
- выделяет структурные элементы текста;
- определяет предложение, содержащее главную мысль
текста.
8
Цель обучения 5.П1. Составлять простой план
Критерий оценивания Обучающийся
 Оформляет простой план
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитатйте текст, составьте простой план.
Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность?
Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть
воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным,
скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович
Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался.
Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя
привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень
нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры.
Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои
услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в
знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и
побуждениях.
А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и
человечности.
По С. Гиацинтовой
Дескрипторы Обучающийся
- делит текст на смысловые части;
- формулирует точные заголовки к смысловым частям текста;
- оформляет план в соответствии с темой и идеей текста.
9
Цель обучения 5.П4. Создавать тексты повествование и описание в
художественном и разговорном стилях (письмо,
рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение,
сказка) с учетом целевой аудитории
Критерий оценивания Обучающийся
 Пишет текст с учетом целевой аудитории, жанра,
типа речи, стиля
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Просмотрите приведенный ниже образец личного письма. Обратите внимание на
структурные элементы письма. Учитывая характерные признаки жанра, напишите письмо
одному из следующих получателей: любимой тёте, племяннику-первокласснику, брату-
студенту.
Структура
письма
Текст письма
Приветствие Привет, Алимуша!
Этикетные
фразы-вопросы
Как твои дела? Как поживаешь? Сто лет тебе не писала, и вот,
наконец, выдалась минуточка. Я уже учусь, скоро сессия. После лета
так трудно опять браться за ум.
Рассказ о себе Решила научиться играть на гитаре. Это так здорово! Играю
классику. Уже получается даже самостоятельно что-то подбирать.
Так что делаю успехи.
Сообщения Ещё твоя любимица кошка Элька скоро принесёт котят. Помнишь,
ты хотела котёнка? Давай думай быстрее. Котята появятся через
месяц. А вот к Новому году я могу тебе преподнести пушистый
подарок! В общем, я тебе сделала предложение.
Просьбы Пиши мне. Расскажи, как живёшь, и вообще, приезжай на
новогодние каникулы. Покатаемся на коньках, сходим на лыжах в
лес!
Прощание Пока, целую. Твоя Саулешка.
Дата 9 октября 2016г.
Дескрипторы Обучающийся
- создает текст в соответствии с признаками жанра;
- определяет стиль письма в соответствии с жанром;
- соблюдает структуру письма, следуя образцу.
10
Цель обучения 5.СРН3. Использовать именные части речи, согласуя
слова в роде, числе и падеже
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет именные части речи в контексте
устных и письменных высказываний
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Из данных слов составьте словосочетания по моделям:
прилагательное+существительное, числительное+существительное, местоимение+
существительное. Определите род, число и падеж главного и зависимого слова.
Прокомментируйте ответ.
Составьте 3 предложения со словосочетаниями.
Беседа, занимательный; наш, культура; мой, общение; каждый, предложение;
некоторый, жест; второй, язык; поэтический, речь; первый, слово.
Дескрипторы Обучающийся
- составляет словосочетания по предложенным моделям;
- согласует главное и зависимое слово в роде, числе и падеже;
- определяет главное и зависимое слово в словосочетании;
- определяет род, число и падеж именных частей речи;
- использует составленные словосочетания в контексте.
11
Цель обучения 5.СРН4. Использовать знаки препинания при прямой
речи и обращении, тире в простом предложении,
однородными членами, а также с обобщающим словом
при однородных членах предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Соблюдает пунктуационные нормы языка
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Составьте два предложения со словами дамы и господа, ребята так, чтобы в первом
случае слово было подлежащим, а во втором - обращением. Предложения с обращением
перестройте в прямую речь и запишите по схеме:
1. «П», - а.
2. А: «П».
3. «П, - а, - п».
2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания
1. Правда - это значит победа совести в человеке.
2. Мой девиз мыслить обо всём но писать понятно для всех.
3. На площадке на лужайке в доме везде царила тишина.
Дескрипторы Обучающийся
- различает предложения с обращением;
- составляет предложения с прямой речью;
- использует обращение в предложении с прямой речью;
- записывает предложения с прямой речью в соответствии со
схемой;
- расставляет тире в простом предложении;
- расставляет знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
12
Раздел «Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура»
Цель обучения 5.СГ2. Определять тему и основную мысль, опираясь на
вопросы
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует тему и основную мысль текста по
вопросам
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Прослушайте текст, ответьте на вопросы:
- Какой заголовок можно подобрать к данному тексту?
- Почему велосипед может прийти на помощь современному человеку?
- Можно ли считать велосипед лекарством от всех бед?
Обычно у занятого современного человека не хватает времени даже на
элементарную пятиминутную утреннюю гимнастику. Но и здесь на помощь приходит
велосипед. Если вы собираетесь на работу в офис, то велосипедная прогулка
одновременно заменит вам разминку, зарядит энергией на целый день, потренирует
сердечно-сосудистую систему и сэкономит средства на проезд. Кроме того, учитывая
количество пробок в часы пик в наших городах, велосипед может значительно сберечь
время. Этот вид транспорта способен проехать там, где остановится даже самый
маленький автомобиль. А сколько можно сэкономить топлива! Велосипед – это лекарство
от многих экологических и экономических проблем!
Дескрипторы Обучающийся
- подбирает заголовок к тексту;
- формулирует основную мысль, отвечая на вопросы.
13
Цели обучения 5.СГ5. Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные
особенности исполняемой роли
Критерии оценивания Обучающийся
 Принимает участие в диалоге-расспросе в
соответствии с выбранной ролью
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Прочитайте диалоги. Охарактеризуйте участников диалога. Озвучьте диалог по
ролям.
1)
- Сынок, здравствуй. Ты не мог бы мне помочь?
- Здравствуйте, бабушка. Охотно вам помогу. Говорите, в чем ваше дело.
- Ты не мог бы перевести меня через дорогу? Я еле-еле хожу, а тут машины носятся.
Водители не ждут, пока я совсем перейду дорогу, срываются с места. А я боюсь
ненароком упасть прямо под колеса.
- Конечно, бабушка, я вам помогу перейти.
- Прими мою огромную благодарность, сынок!
- Да что вы, не стоит благодарности! Каждый на моем месте должен сделать то же
самое. А водителям этим – позор!
2)
- Здравствуйте! А в продаже есть печенье «Ореховое»?
- Этого печенья нет, оно закончилось.
- Извините, а почему тогда на витрине выставлена пачка и написано «Ореховое»?
- Где?... Ах, это! Эта пачка не настоящая, а муляж.
- Ух ты! А зачем муляжи-то?
- Чтобы покупатели видели, что обычно «Ореховое» есть у нас в ассортименте.
- Хорошо, спасибо, что пояснили. Но тогда порекомендуйте мне, пожалуйста, какое-
нибудь печенье, похожее по вкусу на «Ореховое».
- Вот, например, хорошее печенье «Лакомка» с орехами… Или «Любимое».
- «Любимое», как я вижу, в шоколаде?
- Да, в шоколадной глазури.
- Можно мне, пожалуйста, килограмм «Любимого».
- С вас ровно шестьсот тенге.
- Возьмите, пожалуйста, тысячу.
- А мелких купюр у вас нет? Они бы нам очень пригодились.
- Увы, только такие!
- Ну, ничего страшного. Вот ваша сдача – четыреста тенге. Кушайте на здоровье!
- Спасибо!
3)
- Привет, Жаник!
- Салют, Тима!
- Куда путь держишь один?
- Да вот хочу город посмотреть, да мне некому его показать! Мои дядя и тетя, к
которым я приехал в гости, сейчас на работе.
14
- Давай я тебе покажу нашу Астану и ее достопримечательности. Если ты, конечно, мне
доверяешь. Ведь мы только вчера познакомились во дворе.
- Я бы с радостью нашел провожатого, да боюсь тебя стеснить!
- Да брось, у меня много свободного времени! Перво-наперво, в Астане нужно
посмотреть на Есиль, я считаю.
- А в городе есть набережная?
- Конечно! А еще нам бы хорошо прокатиться по самой реке. На катамаране, например.
Только так можно оценить всю прелесть.
- Что еще в Астане интересного?
- Тебя интересует архитектура?
- Я люблю смотреть на все красивое и необычное.
- Тогда наша дорога лежит к символу Казахстана и обновленной Астаны, сверкающему
Байтереку. С его высоты можно рассмотреть удивительную архитектуру столицы – прямо
разноцветная игрушечка!
- Еще я бы отдохнул в каком-нибудь парке.
- Я поведу тебя на водно-зеленый бульвар, вблизи Байтерека, там можно увидеть
переливающиеся разными цветами танцующие фонтаны. Ну что, в путь?
- В путь!
2. Составьте диалог по сюжетным картинкам (5-6 реплик). Прочитайте по ролям.
Дескрипторы Обучающийся
- читает реплики диалога с соответствующей интонацией
«говорящего»/«слушающего»;
- составляет 5-6 реплик в соответствии с выбранной ролью;
- отвечает на вопросы собеседника.
15
2 четверть
Раздел «Жизненные ценности»
Цель обучения 5.СГ2. Определять тему и основную мысль, опираясь на
вопросы
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует тему и основную мысль текста по
вопросам
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Соберите пословицы и ответьте на вопросы.
1. Чтец, да, книга, плох, хороша. 2. Не, книга, земель, увезет, а, тридевять, самолет, за.
3. Испокон, растит, книга, человека, века.
Какой общей темой объединены пословицы?
Какую роль играет книга в жизни человека?
Чему нас учат пословицы?
Дескрипторы Обучающийся
- определяет тему микротекста;
- формулирует основную мысль прочитанного.
16
Цель обучения 5.Ч5. Формулировать вопросы, отражающие отношение
к тексту
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет вопросы
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте текст.
Сформулируйте к тексту вопросы, используя фразы:
«Как вы думаете, почему...?»;
«Можно ли считать верным то, что…?»;
«Какие выводы можно сделать из…?»
Задайте эти вопросы друг другу.
Сто пятое наставление
Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи с кем хочешь, сторонись только
пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом – слово лжеца подобно записи на воде.
Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя. Избегай также дружбы глупца и невежды.
Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний – один вред. Не
сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои
деньги. Беги прочь от скряги – эта дружба ничего не даст, кроме разорения. Обходи
стороной также разиню и труса – с подобными приятелями ты никогда не познаешь
покоя и благополучия”.
Из “Книги о воспитании” Каюма Насыри
Дескрипторы Обучающийся
- составляет 3 вопроса по тексту;
- использует предлагаемые фразы (не менее 2-х);
17
Цель обучения 5.П2. Излагать основное содержание текста
Критерий оценивания Обучающийся
 Передаёт основное содержание текста
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст, озаглавьте его. Напишите изложение, сохраняя основное
содержание текста.
Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством
умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Книги встречают нас в самом раннем
детстве и сопровождают нас всю жизнь. Огромный мир – заманчивый и разнообразный –
врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Мы пересекаем экватор на фрегате «Паллада» вместе с бесстрашным адмиралом
Беллинсгаузеном, слышим зловещий гул прибоя о ледяной материк Антарктиды. Мы
сталкиваемся с Пугачевым во время бурана и, взволнованные, видим слезы жителей
Новой Гвинеи, когда они провожают своего великого защитника и друга Миклухо-
Маклая.
Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг!
Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из
окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя
самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя
как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до
конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
Дескрипторы Обучающийся
- озаглавливает текст;
- пишет изложение, сохраняя последовательность;
- сохраняет основное содержание текста;
- соблюдает структуру изложения.
18
Цель обучения 5.СРН2. Использовать слова с прямым и переносным
значением, синонимы, антонимы, омонимы и
многозначные слова, заимствованные слова,
эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты,
сравнения
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет слова с прямым и переносным
значением, синонимы, антонимы, омонимы и
многозначные слова, заимствованные слова,
эмоционально окрашенные слова; гиперболы,
эпитеты, сравнения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Напишите текст (не менее 5 предложений) на тему «Дружба», включив 2 пословицы.
Дружба – богатство бесценное.
Дерево крепко корнями, человек – друзьями.
Хорошо иметь тысячу друзей, а еще лучше – иметь одного верного друга.
Цену кусочку хлеба в голод узнаешь, цену настоящей дружбе в беде узнаешь.
Сила птицы – в крыльях, сила человека – в дружбе.
2. В тексте используйте языковые средства выразительности:
слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и
многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально окрашенные слова;
гиперболы, эпитеты, сравнения.
Дескрипторы Обучающийся
- составляет текст на предложенную тему (не менее 5
предложений);
- использует пословицы ( не менее 2-х);
- использует языковые средства выразительности(3-4).
19
Раздел «Мир профессий»
Цель обучения 5.СГ4. Прогнозировать содержание по отрывкам текста
Критерий оценивания Обучающийся
 Предугадывает содержание по отрывкам текста
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем будет идти речь в тексте.
После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.
2. Прослушайте начало текста (первый и второй абзацы) и попробуйте предположить,
что ответит каждый из строителей. Почему так думаете?
3. Дослушайте текст до конца и объясните, почему у троих рабочих три разных ответа.
Кто что строит
Во все времена люди по-разному относились к труду, к своей работе, которую им
приходилось выполнять.
Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих
рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются.
Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!"
Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и
дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".
Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.
Дескрипторы Обучающийся
- делает предположения по фрагментам текста;
- обосновывает свои предположения.
20
Цель обучения 5.Ч3. Понимать применение прямого и переносного
значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и
многозначных слов, синтаксических единиц,
использованных автором в тексте для различных целей
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет использование автором слов в прямом
и переносном значении, синонимов, антонимов,
омонимов и многозначных слов, синтаксических
единиц для различных целей
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте текст, выполните задания.
Каким должен быть учёный?
Когда спрашивают, кто сделал открытие, то редко сходятся в ответе. Ведь
открытие никогда не делается сразу. Оно лишь последняя ступенька длинной лестницы. А
эта лестница создана трудами очень многих.
Природа, её тайны не даются без организованной, планомерной, систематической
борьбы. И в этой борьбе за овладение тайнами природы, её силами – счастливый удел
учёного, его страсть и горение.
Но если у исследователя нет этой страсти, если по шестичасовому звонку
поспешно закрывает он двери своей лаборатории и если рука его не дрожит, когда он
делает контрольное взвешивание или последние вычисления, он не будет настоящим
учёным. И если в своих изысканиях он ценит каждый успех лишь постольку, поскольку
успех лично его, его слово и его мысль; если он не понимает, что законченная мысль есть
последняя капля, собиравшаяся долгие годы в десятках умов, то он не сможет быть
истинным борцом за новое, за истину.
1. Объясните значения слов: удел, страсть, изыскания. Есть ли среди них
многозначные слова? Воспользуйтесь толковым словарем.
2. Как вы понимаете выражение: открытие – последняя ступенька лестницы?
3. Найдите синонимы к словам открыть, дрожать.
4. К слову настоящий подберите антоним.
Дескрипторы Обучающийся
- объясняет значения многозначных слов;
- объясняет понимание выражения, употребленного в
переносном значении;
- подбирает к словам синонимы, антонимы и омонимы.
21
Цель обучения 5.П3. Представлять информацию в виде рисунков
Критерий оценивания Обучающийся
 Передает информацию в виде рисунков
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Вставьте названия профессий в пословицы, используя слова для справок. Придумайте
иллюстрации к 1-2 пословицам, передавая основную мысль пословицы.
Сперва сам поучись, потом в … становись.
Плох тот …, который не мечтает стать генералом.
… … видит издалека.
Умелый … зря стрелу не выпустит.
Нынче в поле …, завтра в армии ….
Слова для справок: учитель, солдат, рыбак, охотник, тракторист, танкист.
Источник: https://skorogovorki.com/poslovitsyi-i-pogovorki-o-professiyah/.html
Дескрипторы Обучающийся
- записывает название профессии на месте пропуска в
пословице;
- выбирает пословицы и передает ее смысл в виде рисунка.
22
Цель обучения
5.СРН2. Использовать слова с прямым и переносным
значением, синонимы, антонимы, омонимы и
многозначные слова, заимствованные слова,
эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты,
сравнения
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет в задание слова с прямым и
переносным значением, синонимы, антонимы,
омонимы и многозначные слова, заимствованные
слова, эмоционально окрашенные слова;
гиперболы, эпитеты, сравнения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст, выполните задание.
Когда Серёжка задумывается, кем ему быть, мысли его начинают скакать в беспорядке,
и он даже удивляется своему непостоянству.
«Почему ни с того ни с сего я думаю про Антарктиду или про марки Мадагаскара? –
философствует он в такие минуты. – Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-
то само думается. Вот захочу – и не буду ни математиком, ни инженером, а буду шофёром
или геологом, или, как отец и мать, конструктором. На уроках географии меня так и тянет
уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать
древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?»
И Серёжка спрашивает отца:
- Пап, а как ты узнал, что хочешь быть конструктором?
Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил
школу, потом работал на сибирской стройке – водил здоровенные самосвалы, потом
поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием
вспоминает молодость, Серёжка думает о своём: «Почему-то раньше всё было просто.
Люди знали, кем они хотят быть, на кого надо учиться. А тут стоишь, как Илья Муромец,
и не знаешь: налево пойдешь, направо пойдёшь или прямо пойдёшь?».
По Е. Велтистову
Выберите название понравившейся вам профессии и подготовьте к нему словарик слов,
включив в соответствующую профессии лексику, состоящую из
- слов с прямым и переносным значением;
- синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;
- заимствованных слов, эмоционально-окрашенных слов;
- гипербол, эпитетов, сравнений.
Дескрипторы Обучающийся
- выбирает название профессии;
- составляет тематический словарик;
- использует словари: толковый, синонимов, антонимов,
иностранных слов.
23
3 четверть
Раздел «Мир фантазий»
Цель обучения 5.СГ6. Оценивать звучащую речь с позиции «нравится/ не
нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою
позицию
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает оценку звучащей речи с позиции «нравится /
не нравится», «правильно/ неправильно».
 Приводит аргументы
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прослушайте текст, ответьте на вопросы.
Сережка захотел рассказать всем анекдот.
— Я щас такой анекдот расскажу, оборжетесь! — закричал он. — Да тихо вы!
Слушайте! И он стал хватать ребят за руки, требуя внимания.
Все постепенно замолчали и стали слушать.
— Про Вовочку! Очень смешной анекдот! Со смеху умрете! Совершенно новый! Никто
из вас еще такого не слышал! — кричал Сережка, размахивая руками. — Отличный
анекдот!
— Да рассказывай же! — сказала Нина и надула губки.
— Слушайте! Идет Вовочка, а у дома мужики сидят на лавочке за столом. Вовочка
подходит к ним и спрашивает...
Тут Сережка залился таким смехом, что весь покраснел.
— Пока ничего смешного нет, — рассудительно сказал Коля. — Чего ты смеешься-то?
— Щас, щас! — заливался Сережка. Он мужикам говорит:
— Мужики, вы икру есть будете?
Тут он опять подавился от смеха и даже закашлялся.
— Дальше-то что?— опять спросил рассудительный Коля.
— А мужики говорят — будем! А Вовочка им говорит... когда будете есть икру... меня
...позовите...
Сереже от смеха стало совсем плохо. Ниночка улыбнулась, Денис засмеялся, а Николай
сказал:
— Я этот анекдот еще в прошлом году слышал. Никакой он не новый вовсе. А
рассказывать старые анекдоты стыдно.
Повернулся и ушел прочь.
Вопросы к тексту:
- Что рассказал друзьям Сережа? Как он это делал?
- Понравилось ли ребятам, как Сережа рассказывал анекдот? А вам? Почему?
- А как его слушали ребята? Какие правила слушания были нарушены? Кем? Почему?
- Правильно ли Сережа рассказывал смешную историю? Объясните, как вы бы это
сделали?
Дескрипторы Обучающийся
 отвечает на вопросы по прослушанному тексту;
 оценивает услышанное с позиций: «нравится/ не нравится»,
«правильно/ неправильно»;
 аргументирует свою позицию.
24
Цель обучения 5.Ч2. Определять основную мысль на основе содержания и
композиции
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует основную мысль текста на основе
содержания и композиции
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
«Как хорошо быть поэтом!» — подумали однажды мы с Петей Синичкиным.
— Сочинять стихи очень просто, — говорит Петя.
— О чём же нам писать?
— Что увидим, о том и сочиним!
И мы пошли на улицу сочинять стихи.
— Пёс промчался через двор, — сочинил Петя первую строчку.
— Кот забрался на забор, — добавил я вторую.
— Птички весело поют, — говорит Петя.
— Тучки белые плывут, — отвечаю я.
— Вышел дед из магазина.
— У него в руках корзина.
— А в корзине той варенье.
— Вот и всё стихотворенье!
— Ну, теперь мы настоящие поэты! Скорее к художнику! Пусть сделает рисунки к
нашему стихотворению!
«Что-то, кажется, у нас не получилось», — подумали мы и решили записаться в наш
школьный литературный кружок.
- Что вы узнали из текста?
- Из скольких частей состоит текст? Найдите вступление.
- Что происходит в основной части?
- Как звучит заключительная часть текста?
- Почему у ребят не получилось стихотворение?
- Что бы вы им посоветовали?
Дескрипторы Обучающийся
-отвечает на вопросы (не менее 5);
- определяет основную мысль текста.
25
Цель обучения 5.Ч3. Понимать применение прямого и переносного
значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и
многозначных слов, синтаксических единиц,
использованных автором в тексте для различных целей
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет использование автором слов в прямом
и переносном значении, синонимов, антонимов,
омонимов и многозначных слов, синтаксических
единиц для различных целей
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
1. Прочитайте текст.
КТО ЗА КЕМ ОХОТИТСЯ
Сижу на речке, ловлю пескарей. Ко мне на удочку, на самый кончик присела стрекоза.
Четыре слюдяных крыла. Бронзовое тельце. На голове — будто громадные выпуклые очки.
Повела глазищами:
— Не прогонишь? Я тебе пригожусь.
Сидим. Смотрим друг на дружку.
Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Какой-то щелчок послышался. И упало
мне на руку блестящее комариное крылышко. Это она комара на лету сцапала.
Едва присела на удочку, как снова взлет. Опять щелчок надо мной. Опять комариные
крылышки сыплются.
Ну и хитрая! Ну и сообразительная! Она ведь за кем охотится? За комарами. А комары за
кем охотятся? За мной. Вот стрекоза и выбрала местечко поближе ко мне. Щелкает да
щелкает комаров, которые меня бы сейчас кусали...
— Я же говорила, что пригожусь!
По Э. Шиму
2. Вставьте на месте пропусков слова и выражения из текста «Кто за кем охотится».
В русском языке очень часто слова используются не только в прямом значении, но и в
переносном. Зачем? Обратимся к рассказу Э. Шима.
В нем есть слова в переносном значении. Они создают ____________. Например, эпитеты
__________________ создают образ ________________. Или олицетворения
__________________________ оживляют картину. Метафоры ______________ помогают
представить, как автор фиксирует особенно яркие детали стрекозы отдельными штрихами.
Выбранные автором глаголы __________________________________ отражают существо
называемых действий. Динамичность повествования достигается использованием
отглагольных существительных ________________________________, которые рисуют
быструю смену действий.
Таким образом, мы видим, что слова в переносном значении необходимы тексту, особенно
___________________. Они придают тексту ____________________, оживляют картину.
Дескрипторы Обучающийся
- распознает языковые явления в прочитанном тексте;
- использует для изложения мыслей сочинение-клише.
Цель обучения 5.П5. Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает текст эссе-повествование
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Напишите эссе-повествование на одну из следующих тем:
1. Зимние каникулы в стране чудес.
2. Трудно или легко делать добро.
3. Путешествие на машине времени в будущее/прошлое.
Дескрипторы Обучающийся
- пишет эссе в соответствии с темой и основной мыслью;
- включает все составляющие истории: завязка, место и время
действия, сюжет, персонажи, кульминация и заключение;
- соблюдает орфографические и пунктуационные нормы
правописания.
Цель обучения 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения.
Критерий оценивания Обучающийся
 Редактирует текст с помощью словаря.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте и отредактируйте эссе своего одноклассника («Зимние каникулы в
стране чудес», «Путешествие на машине времени в будущее/прошлое», «Космическая
история большой Галактики». Используйте инструкцию.
Инструкция
1. Прочитайте работу одноклассника.
2. Замените повторяющиеся слова синонимами при помощи словаря.
3. Выделите при необходимости логическую последовательность абзацев.
4. Дайте советы по улучшению истории.
5. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки с помощью
справочных пособий.
Дескрипторы Обучающийся
- редактирует и корректирует работу одноклассника по
предложенной памятке - инструкции;
- дает рекомендации по улучшению работы.
27
Цель обучения 5.СРН4. Использовать знаки препинания при прямой
речи и обращении, тире в простом предложении,
однородными членами, а также с обобщающим словом
при однородных членах предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет знаки препинания при прямой речи и
обращении, в предложениях с однородными
членами, с обобщающим словом при однородных
членах предложения, а также тире в простом
предложении
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте в текст подходящее
обращение там, где это уместно.
Я не сказочник, и всё же у меня есть своя сказка свой фантастический мир!
Эта высокая набережная над морем.
В ясную августовскую ночь море сказочное зрелище!..Морские звёзды сливаются с
летающими звёздочками светлячков, и стирается грань между землёй и водой. Звёзды над
головой звёзды под ногами звёзды вокруг меня яркий мерцающий мир...
Если не верите, проведите такую ночь над морем, и вы убедитесь, что звёздное море,
конечно же, сказка наяву.
Дескрипторы Обучающийся
- вставляет в текст подходящее обращение;
- соблюдает пунктуацию в предложении с обращением;
- использует тире в простом предложении;
- расставляет знаки препинания при однородных членах
предложения.
28
Раздел «Живые организмы: растения»
Цель обучения 5.СГ6. Оценивать звучащую речь с позиции «нравится /
не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя
свою позицию
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает оценку звучащей речи с позиции «нравится
/не нравится», «правильно/ неправильно»,
аргументируя свою позицию
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прослушайте презентацию/информацию о растениях, ответьте на вопросы.
На первый взгляд брусника и толокнянка очень похожи друг на друга.
Оба растения — вечнозелёные карликовые кустарнички. Их спелые плоды одинаковы и
по размерам, и по окраске. И растут они в одних и тех же местах: по сосновым косогорам
да редким ельникам. И листья их тёмно-зелёные, блестящие заготовляются как
лекарственные растения.
Однако присмотритесь внимательнее. Брусничные листья овальные, с завёрнутым
книзу краем. У толокнянки листья более узкие, похожи на уши какого-то зверя. За это
сходство растение получило в народе название «медвежье ушко».
Разница есть и в розово-красных плодах. У каждой брусничники отчётливо виден след
— звёздочка на том месте, где был когда-то цветок. У толокнянки на этом месте лишь
небольшая впадинка с чёрной точкой в центре.
Ягоды можно различать даже на ощупь. Брусника, как только начинает краснеть,
постепенно теряет свою твёрдость. Толокнянка же всегда остаётся жёсткой.
Ну а о вкусе можно не говорить. У брусники приятная кисло-сладкая и сочная мякоть, у
толокнянки она сухая, безвкусная, мучнистая (отсюда и название — «толокнянка»).
По Б. Тимофееву
- О чем говорится в презентации?
- Что общего у этих растений?
- А какие их отличительные признаки вы запомнили?
- Что в народе называют «медвежьим ушком»? Почему?
- На плодах какого растения есть «звездочки»?
- Правильно ли дано растению название «толокнянка»? Почему вы так считаете?
- Что вам помогало запоминать текст при прослушивании?
- Какое из приведённых заглавий: «Брусника и толокнянка», «Растения-двойники» —
вам представляется более выразительным? Почему?
- Согласны ли вы с тем, что использование сравнений и образных выражений
способствует лучшему запоминанию информации? Почему?
- Понравилась ли вам информация о растениях? Что именно вы можете отметить?
29
Дескрипторы Обучающийся
- отвечает на вопросы по материалу презентации (на 8 из10);
- аргументирует свою точку зрения с позиций «нравится/не
нравится», «правильно/неправильно»
30
Цель обучения 5.Ч7. Извлекать информацию для выполнения
конкретной задачи
Критерий оценивания Обучающийся
 Выбирает необходимую информацию из
различных источников
 Использует информацию из различных
источников для выполнения конкретной задачи
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте тексты, выполните задания.
1. Ответьте на вопросы:
- О каком растении идет речь в двух текстах?
- Что вы узнали из текста 1 о грибе-боровике?
- Почему его назвали «белым грибом»?
- Как отличить молодой боровик от старого?
- Где, когда и как растут боровики?
- Как рассказывается о боровике в сказке?
- Что говорится о братьях?
- Как можно охарактеризовать героев сказки?
- Какого характера информация, данная о боровике, в 1-ом, во 2-ом тексте?
- Где и когда ее можно использовать?
2. Продолжите текст 2 двумя предложениями, используя информацию из текста 1
Текст 1.
БЕЛЫЙ ГРИБ-БОРОВИК
Боровик – съедобный гриб. Он имеет твёрдую белую ароматную мякоть, на вкус
сладковатую. Свое второе название “белый гриб” боровик получил за свойство оставаться
белым после сушки.
Определить молодой или старый гриб можно по его шляпке и ножке. У молодого
боровика ножка у основания вздутая. У зрелого – полукруглая. Шляпка боровика также
укажет на его возраст. Нижняя часть шляпки у молодых грибов белого цвета, у старых –
желтовато-зеленоватая.
Все боровики появляются в лесу в июле и встречаются вплоть до октября. Растут
боровики часто целыми семьями. Поэтому, найдя один гриб, следует искать рядом его
родственников. Искать их лучше по краешку леса, на опушках, среди молодой поросли
деревьев.
Текст 2.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
В зелёном лесу, под пушистой ёлкой, жили два брата-боровичка. У них были серенькие
шапки и толстенькие ножки.
Боровички жили дружно и во всём помогали друг другу, вместе грелись на солнышке.
А когда шёл дождь, старший боровичок, как зонтиком, прикрывал своей шляпкой
младшего.
...Но скоро старший брат состарился, стал дряхлым, шляпка покрылась глубокими
морщинками. Тяжело ему было стоять, и опёрся он на младшего брата.
31
Тот потерпел денёк, а потом заворчал:
— Долго ты ещё будешь так стоять! Не могу же я всё время поддерживать тебя! Гляди,
какой я молодой, красивый, стройный! Мне жить надо, а ты солнце заслоняешь!
Не вынес обиды старший брат и рассыпался. Младший вздохнул облегчённо и
подставил солнцу свой бок. Жизнь его вновь стала легка и безоблачна.
Так он жил день, другой. Но вскоре...
Дескрипторы Обучающийся
- определяет тему обоих текстов;
- отвечает на вопросы по тексту (на 8 из10);
- дает характеристику героям сказки;
- сравнивает тексты по характеру информации;
- использует информацию из текста 1.
32
Цель обучения 5.П5. Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение
Критерий оценивания Обучающийся
 Cоздает текст эссе-рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Согласны ли вы с утверждением «Как аукнется, так и откликнется»? Напишите в
форме эссе-рассуждения продолжение одноименной сказки.
Дескрипторы Обучающийся
- создает текст в соответствии с жанром ;
- соблюдает структуру эссе-рассуждения;
- приводит аргументы из текста;
- соблюдает нормы правописания.
Цели обучения 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения.
Критерии оценивания Обучающийся
 Редактирует текст с помощью словаря.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте и отредактируйте эссе-рассуждение своего одноклассника (продолжение
сказки «Как аукнется, так и откликнется»). Используйте инструкцию.
Инструкция
1. Прочитайте работу одноклассника.
2. Замените повторяющиеся слова синонимами при помощи словаря.
3. Выделите при необходимости логическую последовательность абзацев.
4. Дайте советы по улучшению написания продолжения сказки.
5. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки с помощью справочных
пособий.
Дескрипторы Обучающийся
- редактирует и корректирует работу одноклассника по
предложенной памятке - инструкции;
- дает рекомендации по улучшению работы.
33
Цель обучения 5.СРН4. Использовать знаки препинания при прямой
речи и обращении, тире в простом предложении,
однородными членами, а также с обобщающим словом
при однородных членах предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет знаки препинания при прямой речи и
обращении, в предложениях с однородными
членами, с обобщающим словом при однородных
членах предложения, а также тире в простом
предложении
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мы собирали в лесу грибы ягоды и орехи. 2. Мы собирали в лесу грибы и ягоды
орехи и лечебные травы. 3. В лесу мы собирали и травы и ягоды и грибы всё что
находили.
2. Рассмотрите схемы предложений с прямой речью и составьте предложения,
используя обращения к общественности об охране редких растений. (А – слова автора, П –
прямая речь).
1) А: «П?»
2) «П»,— а.
3) «П,— а,— п».
Дескрипторы Обучающийся
- расставляет знаки препинания в предложениях с
однородными членами;
- составляет предложения с прямой речью в соответствии
со схемами;
- использует обращение в предложениях с прямой речью.
34
Раздел «Каникулы и отдых»
Цель обучения 5.СГ6. Оценивать звучащую речь с позиции «нравится/
не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя
свою позицию
Критерий оценивания Обучающийся
 Дает оценку звучащей речи с позиции «нравится/
не нравится», «правильно/ неправильно»,
аргументируя свою позицию
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого уровня
Задание
Расскажите своему однокласснику смешную небылицу, якобы произошедшую с
вами на каникулах.
После подумайте и ответьте на вопросы:
- Как отреагировал на ваш рассказ ваш одноклассник? Соблюдал ли он правила
слушания?
- Понравилось ли ему ваше сочинение? Как вы об этом узнали?
- Понравилось ли вам самому то, как вы рассказывали небылицу? Почему?
Дескрипторы Обучающийся
- оценивает воздействие своего рассказа на слушателя;
- оценивает свое умение рассказывать с позиций
«нравится/не нравится», «правильно/неправильно»;
- аргументирует свое высказывание.
35
Цель обучения 5.Ч2. Определять основную мысль на основе
содержания и композиции
Критерий оценивания Обучающийся
 Формулирует основную мысль текста на основе
содержания и композиции
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте начало повести Р. Погодина «Шаг с крыши». Ответьте на вопросы к тексту.
Выходной день называется воскресеньем. Неделя кончилась, всё плохое ушло, и
начинается новое, весёлое.
В душе у Кати словно раскручивалась пружина, которая сбросила одеяло, толкнула её с
постели и поставила на пол. Кате хотелось перевернуться через голову, но она не умела.
Поэтому Катя вскинула вверх руки и ногу. Она бы вскинула и другую ногу, но на чём же
тогда стоять?
Она встряхнула простыни, застелила кровать. Потом она достала из-под кровати
гантели, стукнула их одна о другую и принялась упражняться. Руки вверх. Руки к плечам.
Руки в стороны. Приседание — руки перед собой.
По Р. Погодину
Вопросы к тексту:
- О чём говорится в приведённом выше отрывке? Сколько в нем частей?
- Что можно сказать о настроении героини, с которым она встречает воскресный день?
- В чём оно проявилось?
- В каком предложении выражена основная мысль фрагмента? К какой части текста
относится это предложение?
Дескрипторы Обучающийся
 отвечает на вопросы к тексту;
 описывает настроение героини произведения;
 делит текст на части;
 находит основную мысль микротекста.
36
Цель обучения 5.Ч3. Понимать применение прямого и переносного
значения слов, синонимов, антонимов, омонимов и
многозначных слов, синтаксических единиц,
использованных автором в тексте для различных целей
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет использование автором слов в прямом и
переносном значении, синонимов, антонимов,
омонимов и многозначных слов, синтаксических
единиц для различных целей
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте текст, выполните задания.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека
есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в
своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого
человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого
внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как
телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остается неповторимой и
незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с
которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем
положительные качества, привить любовь к окружающим, сформировать правильное
понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Помнить, что она
принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, а также систему ценностей и
мировоззрение.
Заполните таблицу
Языковые средства Комментарий
Подберите из текста эпитеты к слову
«игрушка».
Как это помогает выразить основную мысль
текста?
Подберите антоним к сочетанию
«реальная игрушка».
Объясните значение подобранного антонима.
Используются ли в тексте синонимы?
Какие?
Какую роль они играют в тексте?
В каком абзаце текста используется
противопоставление?
С какой целью используется
противопоставление?
Определите многозначные слова Являются ли они ключевыми в раскрытии
темы?
Какую роль играют однородные члены предложения в заключительной части текста?
37
Дескрипторы Обучающийся
- находит эпитеты в тексте, связывая их использование с
основной мыслью;
- находит в тексте антонимы, синонимы, многозначные слова,
объясняет их роль;
- объясняет использование в тексте синтаксических единиц.
Цель обучения 5.П5. Писать эссе-повествование, эссе-рассуждение
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает текст эссе-повествование
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Какой воскресный день (воскресное утро, воскресный вечер) вам запомнился? Был ли он
удачным или неудачным, грустным или весёлым, обычным или необыкновенным?
Напишите эссе-повествование на тему: «Воскресное утро (вечер, день)» так, чтобы
читатель почувствовал ваше настроение, отношение к тому, о чём вы будете рассказывать
.
Дескрипторы Обучающийся
- повествует в соответствии с темой и основной мыслью;
- соблюдает структуру: завязка, развитие действий, кульминация
и заключение
- использует языковые средства выразительности для создания
определенного эффекта;
- соблюдает нормы правописания.
Цель обучения 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения.
Критерий оценивания Обучающийся
 Редактирует текст с помощью словаря
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте и отредактируйте эссе своего одноклассника на тему «Воскресное утро
(вечер, день)».
Дескрипторы Обучающийся
- редактирует работу одноклассника;
- дает рекомендации для улучшения работы;
- исправляет орфографические и пунктуационные ошибки с
помощью словаря, справочной литературы.
38
Цель обучения 5.СРН4. Использовать знаки препинания при прямой
речи и обращении, тире в простом предложении,
однородными членами, а также с обобщающим словом
при однородных членах предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Расставляет знаки препинания при прямой речи и
обращении, в предложениях с однородными
членами, с обобщающим словом при однородных
членах предложения, а также тире в простом
предложении
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте небольшой текст на тему «Как я провожу свободное время», используя
предложения с однородными членами предложения. Включите в текст предложение с
прямой речью.
Дескрипторы Обучающийся
- использует предложения с однородными членами;
- составляет предложение с прямой речью;
- соблюдает пунктуационные нормы языка при написании
предложений с однородными членами и с прямой речью.
39
4 четверть
Раздел «Астрономия: звёзды и созвездия»
Цель обучения 5.СГ5. Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные
особенности исполняемой роли
Критерий оценивания Обучающийся
 Принимает участие в диагоге-расспросе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Ознакомьтесь со справочным материалом.
КАК СОСТАВИТЬ ДИАЛОГ
1. Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.
2. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников (вопросов, ответов,
возражений и т.д.)
3. Реплика — каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге.
4. Каждая реплика пишется с новой строки, с заглавной буквы, перед репликой ставится
тире.
5. В диалоге кроме реплик также могут присутствовать слова автора. Между репликой и
словами автора ставится тире. Слова автора после реплики пишутся со строчной буквы.
6. Если слова автора стоят перед репликой, то после них ставится двоеточие.
7. Граматической особенностью диалогов является употребление неполных
предложений, ведь большая часть информации известна участникам разговора из
предыдущих реплик, обстоятельств разговора и внеречевой ситуации.
2. Составьте диалог на тему «Большая и Малая Медведицы».
Дескрипторы Обучающийся
- Составляет диалог ( не менее 5 реплик);
- использует в диалоге обращения;
- исполняет роль «спрашивающего» / «отвечающего» согласно
требованиям.
40
Цель обучения 5.СГ7. Строить высказывание определенного типа
последовательно, с четкой структурой, с опорой на
наглядные материалы; соблюдать орфоэпические нормы
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает высказывание определенного типа с
соблюдением орфоэпических норм
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Подготовьте устный рассказ на тему «Звезда Солнце», опираясь на картинки.
Дескрипторы Обучающийся
- строит высказывание с опорой на картинки;
- соблюдает структуру текста-повествования;
- соблюдает орфоэпические нормы.
41
Цель обучения 5.Ч2. Определять основную мысль на основе содержания
и композиции
Критерий оценивания Обучающийся
 Познает основную мысль текста на основе
содержания и композиции
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Перед вами предложения, они перепутаны местами. Составьте из предложений связный
текст: расположите их в нужном порядке. Озаглавьте текст.
Внутри Млечного Пути астрономы обнаружили множество интересных объектов —
туманности и звездные скопления.
Млечный Путь — это плоскость нашей Галактики. Именно здесь, в плоском
спиральном диске, сосредоточена бо льшая часть звезд и газа. Здесь же находится и наше
Солнце. Центр Галактики находится в созвездии Стрельца. Здесь Млечный Путь
становится очень широким, растекаясь на соседние созвездия Змееносца и Скорпиона.
Если бы не темные, поглощающие свет туманности, в этом месте мы наблюдали бы
огромное яркое пятно света, уступающее по блеску лишь Солнцу и Луне.
Вдали от городских огней, на темном и прозрачном сентябрьском небе отчетливо виден
Млечный Путь, широкой полосой протянувшийся от зенита к южному горизонту. В
созвездии Лебедя он разбивается на два потока темными туманностями, следует через
созвездия Лисички, Стрелы и Орла вниз, становясь ярче и шире.
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет ключевые слова;
- восстанавливает логику изложения текста;
- определяет основную мысль текста.
42
Цель обучения Ч8.Сравнивать темы и композиции различных текстов
(письмо, рекламный текст, объявление, дневник,
стихотворение, сказка)
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет различные тексты по сходству и
различию
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого уровня
Задание
Прочитайте сказку и стихотворение. Сравните темы текстов и построение.
МОРЕ И ЗВЁЗДЫ
В одной морской стране, где жили самые теплые, самые цветные и самые глубокие
моря, родился наш главный герой. Это было еще совсем юное и небольшое море. Но
несмотря на возраст и размер, в нем обитали тысячи рыб, кораллов, медуз и прочих
морских обитателей.
Однажды ночью наше море задумалось...
- Как же странно! Солнце уже совсем спряталось, а кто же тогда светит и переливается
на небе? Да так блестит, что свет достигает до самых моих глубин!
- Это звёзды... – донесся из глубин хриплый голос. Это старый кит услышал наше море.
- Звёзды! Здорово! Как же хочется подружиться с одной из них, – сказало маленькое
море.
И тут его желание исполнилось: с небосклона сорвалась одна маленькая звездочка и
полетела прямо в объятия моря.
С тех самых пор существует предание, что если загадать желание на упавшую звезду,
оно непременно сбудется.
Я. Жаровой
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет –
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Римма Алдонина
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет общие признаки;
- указывает на различия фрагментов;
- определяет тему и идею текстов.
43
Цель обучения 5.П6. Писать творческие работы (120-150 слов),
представляя себя на месте героя, используя жизненный
опыт
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает текст сказки объемом 120-150, используя
жизненный опыт
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Придумайте свою историю, представив себя новой звездой солнечной системы. В
форме сказки (рассказа/сочинения) расскажите о жизни в далеком космосе.
Дескрипторы Обучающийся
- создает текст в соответствии с жанром;
- пишет с опорой на жизненный опыт;
- соблюдает орфографические и пунктуационные нормы.
Цель обучения 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Редактирует текст с помощью словаря
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Представьте себя в роли редактора. Прочитайте истории своих одноклассников и
составьте список рекомендаций для улучшения.
Дескрипторы Обучающийся
- представляет конструктивную обратную связь
одноклассникам;
- исправляет орфографические и пунктуационные ошибки;
- составляет список рекомендаций для улучшения историй.
44
Цель обучения 5.СРН1. Правильно писать гласные и согласные в корне
слова, НЕ с именами существительными,
прилагательными, отрицательными местоимениями,
глаголами, а также окончания в разных частях речи
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет правила правописания гласных и
согласных в корне слова, НЕ с именами
существительными, прилагательными,
отрицательными местоимениями, глаголами, а
также окончания в разных частях речи
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Перепишите текст, вставляя нужные буквы и раскрывая скобки. Выполните задания.
1. Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Подберите проверочные слова.
2. Проверьте написание словарных слов по орфографическому словарю.
3. Объясните правописание окончаний, выделите графически.
4. Найдите в тексте слова с частицей НЕ, объясните их написание.
В м..нуту горя или радост.. кто (не)обращал своего взора к чудной пан..рам.. ясн..
неба с золотой россыпью звёзд, стараясь различить в ней отклик на свои мечты? Ми..ионы
горящих светил бл..стают из беск..нечности. Играя переливами света, они колебл..ся и
дрожат, то весело заг..раясь, то как будто бессильно затухая. Порою каж..ся, что
бесп...койный блеск их прокатыва..тся в..лн.. по небу, от одного края г..ризонта до друг...
Изучая небо, древние люди старались сгру..ировать звёзды. Именно так появились
созвездия. Затем астр..номы объ..снили, что созвездия выдуманы людьми, что светила
(не)крепятся на небесной тверд.., а представляют собой миры, удалённые от нас на
неизмеримые расстояния.
Дескрипторы Обучающийся
- объясняет написание гласных и согласных букв в корне слова,
в окончании;
- выделяет часть слова со вставленной буквой (корень /
окончание);
- находит в тексте слова с частицей не;
- определяет часть речи слов с частицей не.
45
Раздел «Чудеса света»
Цель обучения 5.СГ5. Участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные
особенности исполняемой роли
Критерий оценивания Обучающийся
 Принимает участие в диалоге-расспросе в
соответствии с выбранной ролью, меняя позицию
«говорящий» на «слушающий»
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Вспомните сказки, рассказы, в которых встречаются диалоги о чудесных, волшебных
предметах, и запишите любой из них по памяти. Прочитайте диалог в парах.
Дескрипторы Обучающийся
- составляет диалог в соответствии с темой;
- составляет 5-6 реплик в соответствии с выбранной ролью;
- отвечает на вопросы собеседника.
46
Цель обучени 5.СГ7. Строить высказывание определенного типа
последовательно, с четкой структурой, с опорой на
наглядные материалы; соблюдать орфоэпические
нормы
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает высказывание определенного типа с
соблюдением орфоэпических норм
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте текст-описание по картинкам (1-2)
СЕМЬ ЧУДЕС КАЗАХСТАНА
В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры,
сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами
признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка
«Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта,
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.
47
Дескрипторы Обучающийся
- создает высказывание описательного характера;
- соблюдает структуру текста;
- соблюдает орфоэпические нормы языка.
Цель обучения 5.Ч2. Определять основную мысль на основе содержания
и композиции
Критерий оценивания Обучающийся
 Передает основную мысль текста на основе
содержания и композиции
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Прочитайте выразительно текст, ответьте на вопросы к тексту, разделите на абзацы.
В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но
большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. По
приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно
скончавшейся супруге Мумтаз-Махал 22 долгих года продолжалось строительство. В нём
участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из
Венеции, Персии, Средней Азии и арабского Востока. Сегодня беломраморный памятник
великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших
достопримечательностей Индии. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя
минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной
платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над
землёй подобно сказочному миражу.
Вопросы к тексту:
- Когда был создан беломраморный шедевр?
- В чью честь была построена усыпальница?
- Сколько лет продолжалось строительство?
- В какой стране воздвигнут памятник великой любви?
- Как выглядит мавзолей Тадж-Махал?
- Какое заглавие можно дать тексту?
-
Дескрипторы Обучающийся
- отвечает на вопросы по тексту;
- делит текст на части: вступление, основная часть, заключение;
- озаглавливает текст.
48
Цель обучения 5.Ч8. Сравнивать темы и композиции различных
текстов (письмо, рекламный текст, объявление, дневник,
стихотворение, сказка)
Критерий оценивания Обучающийся
 Сопоставляет различные тексты по сходству и
различию
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
Сравните тексты, найдите общее и различное по содержанию и структуре.
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
Говорят, на белом свете,
Нашей солнечной планете
Было только семь чудес,
Восхваленных до небес:
Пирамиды – чудо раз,
Сохранились и до нас.
Чудо два – Семирамида
Будто бы взрастила сад,
В нем гулять был каждый рад.
(Кто садил? Ведется спор.
Вдруг Навухо-доносор?)
Чудо три и чудо пять
Нужно в Турции искать:
Для Дианы храм в Эфесе
Был когда-то интересен.
Ну, а царская жена
Мужу Мавсолу верна,
Усыпальницу-громаду
Приказала строить рядом.
Где стоял? Ответ был ясен:
В Турции, в Галикарнасе.
Чудо света где четыре?
Грецию мы пропустили.
Фидий Зевса сотворил
И на троне посадил.
(В городе, что спорту рад –
Родине олимпиад).
Чудо шесть – колосс Родоса,
Ну а семь? – маяк Фароса.
Тесен древний мир чудес,
Зато вечен интерес!
(Географию чудес,
Восхваленных до небес
Вы запомнили, друзья?
Иран, Египет, Турция,
И, конечно, Греция).
Лора Евлахова
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА
Группу американских школьников попросили перечислить, что, по их мнению, можно
внести в понятие семи чудес света.
После некоторой дискуссии большинство сошлось на том, что это:
1. Великие Пирамиды Египта
2. Тадж Махал
3. Гранд Каньон
4. Панамский канал
5. Эмпайр Стейт Билдинг
49
6. Базилика Святого Петра
7. Великая Китайская стена
Учительница видела, что одна из девочек не принимала участие в дискуссии, а что-то
продолжала писать, и поинтересовалась, не возникли ли у той какие-либо проблемы.
Да,- ответила девочка, - я никак не могу выбрать : здесь так много всего…
Прочти нам, может, мы сможем тебе помочь…
Немного поколебавшись, девочка прочитала: «Я думаю, что семь чудес света – это:
1. Видеть
2. Слышать
3. Осязать
4. Ощущать вкус
5. Чувствовать
6. Смеяться
7. Любить
В классе стало так тихо…
Дескрипторы Обучающийся
- выделяет общие признаки текстов;
- указывает на различия фрагментов;
- определяет тему и идею текстов.
50
Цель обучения 5.П6. Писать творческие работы (120-150 слов),
представляя себя на месте героя, используя жизненный
опыт
Критерий оценивания Обучающийся
 Создает текст -повествование, используя
жизненный опыт
Уровень мыслительных
навыков
Навык высокого порядка
Задание
У каждого из вас есть свое открытие чуда. Расскажите об этом в эссе-повествовании
«Чудо(еса) в моей жизни».
Дескрипторы Обучающийся
- создает текст в соответствии с темой;
- соблюдает структуру текста;
- опирается на жизненный опыт;
- соблюдает орфографические и пунктуационные нормы.
Цель обучения 5.П7. Корректировать текст, исправляя орфографические
ошибки с помощью словаря, редактируя предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Редактирует текст с помощью словаря.
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Проверьте эссе-повествование «Чудо(еса) в моей жизни» с помощью словаря.
Запишите текст с учетом исправлений.
Дескрипторы Обучающийся
- исправляет орфографические и пунктуационные ошибки с
помощью словаря, справочной литературы;
- вносит изменения с учетом исправлений и рекомендаций по
улучшению;
- повторяющиеся слова заменяет синонимами при помощи
словаря;
- корректирует логическую последовательность абзацев.
51
Цель обучения 5.СРН4. Использовать знаки препинания при прямой
речи и обращении, тире в простом предложении,
однородными членами, а также с обобщающим словом
при однородных членах предложения
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет знаки препинания при прямой речи и
обращении, в предложениях с однородными
членами, с обобщающим словом при однородных
членах предложения, а также тире в простом
предложении
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Найдите в тексте глаголы, при помощи которых вводится прямая речь. Выпишите
предложения с прямой речью, выделяя обращения. Составьте схемы предложений с
однородными членами.
СУДИЛИ-РЯДИЛИ
Посмотрел Филин на Жабу и даже перекосился!
— Жалобы на тебя, Жаба! Скользкая ты, противная, ядовитая.
Задрожало у Жабы горлышко от обиды, затуманились золотые глаза.
— Наговоры и оскорбления! Конечно, я ядовитая, если меня зубами прижать. Или
языком лизнуть. Вот ты, Филин, станешь меня языком лизать?
— Что ты! — охнул Филин. — Пусть лучше Сорока, у неё язык длинный!
— Ни за что! — испугалась Сорока. — И никогда!
— То-то же, — Жаба урчит. — А если меня просто так руками трогать, то никакого
вреда не будет.
— А бородавки? — не удержалась Сорока. — Все говорят: жабу тронешь — появятся
бородавки.
— Глупости, суеверия, — обижается Жаба. — Слышали слово такое — суеверие? Вот
оно и есть...
— А скользкая, а противная — тоже суеверия? — никак не уймётся Сорока.
— А чего по чужим садам и огородам по ночам шастаешь? Своими глазами видел, —
щёлкнул клювом Филин.
Снова задрожало у Жабы горлышко от обиды, снова затуманились золотые глаза.
— Вот вас бы на моё место! Только и слышишь: ядовитая жаба, пучеглазая жаба,
кривоногая жаба, вредная жаба, толстая жаба. А я, может, потому и толстая, что для
людей стараюсь. Леса и поля, сады и огороды от корнеедов и листогрызов берегу — не
щадя живота своего! Нет, чтоб спасибо сказать, так ещё и палкой замахиваются.
По Н. Сладкову
Дескрипторы Обучающийся
- называет глаголы, использованные в тексте для ввода прямой речи
( не менее 3-х);
-распознает и выписывает предложения с прямой речью(2-3);
-находит обращения, объясняя особенности оформления;
-составляет схемы предложений с однородными членами.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020