» » История Казахстана 5 класс. Сборник заданий формативного оценивания

История Казахстана 5 класс. Сборник заданий формативного оценивания

01 май 2018, Вторник
1 744
0

Сборник заданий формативного оценивания
История Казахстана
5 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть ............................................................................................................................................ 4
Раздел: Жизнь древних людей на территории Казахстана ........................................................ 4
2 четвтерть .................................................................................................................................... .... 18
Раздел: Жизнь древних кочевников ............................................................................................ 18
Раздел Саки ......................................................................................................................... ......... 24
3 четверть ............................................................................................................................. ............ 30
Раздел: Саки .................................................................................................................. ................ 30
Раздел: Усуни и кангюи......................................................................................... ...................... 42
4 четверть ..................................................................................................................... .................... 51
Раздел: Гуны .................................................................................................................................. 51
Раздел: Сарматы ............................................................................................................................ 57
Раздел: Обзор древней истории Казахстана ............................................................................... 63
4
1 четверть
Раздел: Жизнь древних людей на территории Казахстана
Тема Жизнь древнейших людей
Цель обучения 5.1.1.1 Описывать антропологические признаки первобытных
людей
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает эволюционное развитие первобытного
человека
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Расположите в хронологической последовательности и дайте краткую характеристику
каждому этапу развития человека.
Этапы эволюции Антропологические особенности
1) 2) 3) 4)
2. Используя ключевые слова «труд», «мышление», «речь», «естественный отбор –
борьба за существование» дайте развернутый ответ на вопрос «Что движет эволюцией
человека?»
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет последовательность эволюционного развития человека;
- раскрывает антропологические особенности человека на каждом
этапе развития;
- ообъясняет факторы, повлиявшие на становление человека.
5
Тема
Цель обучения
Жизнь древнейших людей
5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает жизнь и быт первобытных людей в
форме комиксов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Оживи рисунок и опиши один день из жизни первобытных людей.
Дескриптор: Обучающийся:
- Описывает деятельность каждого члена общины.
6
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения 5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских
ученых
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает археологические открытия
казахстанских ученых
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ответьте на вопросы.
1. Самые древние стоянки каменного века были найдены в ......................
Казахстане.
2. Стоянки древнекаменного века в горах Каратау обнаружил археолог
........................ .
3. Жители пещер Каратау умели изготовлять орудие труда, заточенное с 2-х сторон
–..................... .
4. Памятник каменного века Бориказган найден – в ....................... Казахстане.
5. На территории Казахстана наибольшее количество стоянок эпохи палеолита
найдено в – ......................................
6. Количество найденных неолитических стоянок на территории
Казахстана.................
7. Найденные в поселении Ботай кости свидетельствуют, что ботайцы -
.......................
8. Найденная в Северо – Казахстанской области Ботайская культура является ярким
примером эпохи – ........................
9. Около 15 тысяч каменных изделий собрали археологи на стоянке Карасу,
которая относится к эпохе -..........................
10. У села Железинка найдено неолитическое погребение. Ему характерно –
................................
Дескриптор Обучающийся
- Определяет какие стоянки древних людей были найдены в
Казахстане;
- Описывает особенности древних стоянок;
- Знает когда и кем были открыты стоянки древних людей.
7
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет сходства и отличия археологических
памятников эпохи камня
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитай текст и заполни таблицу. Приведи по два аргумента, подтверждающих сходства
и отличия археологических памятников эпохи камня.
Самые древние из стоянок каменного века - Шакпаката на полуострове Мангистау,
Арыстанды (Жамбылская обл.). Найденные там орудия труда относятся к нижнему
палеолиту. На местах стоянок были найдены рубила, зубила, бифасы, ножи, скребки,
наконечники. Наиболее крупным памятником древнекаменного века в Центральном
Казахстане является стоянка Батпак. Ее культурный слой залегает на глубине 6 метров.
Возраст стоянки - 30-25 тысячелетий назад. Найдено более 300 древних орудий труда.
Скребки, резцы, острия изготавливались из каменных отщепов.
Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол,
Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок (12-5
тыс.до н.э.). Жилища сооружали из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами
животных.
На территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок древних
людей(5-3 тыс до н.э.). В Северном Прибалхашье встречается очень много предметов,
сделанных из кремния: резцы, пластины, нуклеусы и наконечники стрел. На стоянках
Центрального Казахстана Караганда, Зеленая Балка обнаружено огромное скопление
костей животных - древние жители занимались скотоводством. В Жезказганском регионе
найдено более 150 стоянок, могильников. Стены могил укреплены каменными плитами.
Хоронили головой на северо-запад, это говорит о вере в загробную жизнь.
Стоянки палеолита Стоянки мезолита Стоянки неолита
Сходства
1)
2)
Отличия
Дескриптор: Обучающийся
- приводит два аргумента, раскрывающие сходства между
стоянками палеолита, мезолита и неолита;
- приводит два аргумента, раскрывающие отличия
археологических стоянок.
8
Тема Стоянки эпохи камня на территории Казахстана
Цель обучения 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды снаряжения
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет к какому историческому периоду
относятся орудия труда и виды снаряжения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. К какому периоду палеолита относятся орудия труда и виды снаряжений. Объясните
свой ответ.
Артефакты из Муголжар Артефакты из Каратау Городище Кожай
2. Приведи в соответствие названия и орудия труда, изображенные на рисунках.
1)__________, 2)__________, 3) __________, 4) ___________, 5) ____________
А) Топор В) Наконечник
стрелы
С) Гарпун D) Рубило E) Мотыга
1 2 3 4 5
9
костяные шилья, ручные рубила, зернотерки, силки, чопер, лук, силки, остроконечники;
топоры, микролиты, глиняные горшки, резцы, мотыги, скребки, дротики, гарпун.
Палеолит Мезолит Неолит
Дескриптор Обучающийся
- описывает основные орудия труда каждого периода каменного
века;
- определяет принадлежность орудий труда к определенному
историческому периоду;
- объясняет изменения в орудиях труда в каждом историческом
периоде.
- определяет названия и сферу применения каждого орудия труда.
3.Распределите орудия труда и виды снаряженй по историческим периодам: бумеранг,
10
Тема Изменения в хозяйстве и совершенствование орудий труда
Цель обучения 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает занятия древнего человека
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1.На протяжении первобытной эпохи человек осуществил огромные свершения. Выберите
свершения первобытных людей, которые были вызваны изменениями климата.
Объясните, как это произошло?
1. Изобрел способы производства орудия труда;
2. Научился добывать огонь;
3. Приручил животных;
4. Научился строить жилища;
5. Изобрел колесо и телегу;
6. Научился обрабатывать кожу и шить одежду;
7. Овладел речью и счетом;
8. Появились религиозные верования, так как человек пытался объяснить мир и свое
существование;
9. Люди объединялись в роды и племена, которые дали начало современным народам.
Дескриптор Обучающийся
- объясняет открытия древнейших людей, связанные с
изменением климата.
11
Тема Ботайская культура
Цель обучения 5.4.1.1 Описывать занятия древних людей
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит в соответствие занятия древнейших
людей с периодами древней истории
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Привести в соответствие занятия древнейших людей с периодами древней истории.
1 Основное занятие – охота, собирательство,
рыболовство. Обладает речью, зарождается
искусство. Орудия труда - резец (наиболее
распространён), составное копьё, гарпун, скребок,
дротики, бола, проколки.
А) Ранний палеолит
2 Занимаются земледелием и скотоводством.
Изготавливает глиняную посуду. Орудия труда –
мотыга, серпы, зернотерки,
В) Средний палеолит
3 Занимается охотой, рыболовством, собирательством.
Изобрел лук и стрелы. Орудия труда – бумеранг,
микролиты. Происходит одомашнивание животных.
С) Поздний палеолит
4 Произошло отделение скотоводства от земледелия.
Одомашнивание лошадей. Жили в землянках или
полуземлянках, которые перекрывались сверху
деревом. Появляется имущественное неравенство.
D) Мезолит
5 Основное занятие – собирательство и загонная охота,
орудия труда – палка-копалка, рубила.
E) Неолит
6 Основное занятие – охота, собирательство. Научился
добывать огонь, освоил первые постоянные жилища –
пещеры, научился шить одежду. Возникают
религиозные верования. Орудия труда – скрёбла, а
также копья, отщепы, остроконечники.
F) Энеолит
1)_____, 2)_______, 3) ________, 4) _______, 5) _______, 6) ________.
Дескриптор Обучающийся
- определяет изменения в занятиях древнейших людей в каждый
исторический период;
- соотносит занятия людей с историческим периодом;
- расставляет в хронологическом порядке.
12
Тема Зарождение металлургии на территории Казахстана
Цель обучения 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на
различные сферы хозяйства
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет влияние развития металлургии на
развитие прикладного искусства
 Описывает изменения в земледелии и скотоводстве,
связвнные с развитием металлургии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Опишите рисунки и проанализируйте, историческим свидетельством чего они
являются?
Орудия труда и
украшения из меди
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
2. Определите, как освоение первого металла повлияло на:
А) развитие земледелия_________________________________________________
______________________________________________________________________
В) развитие скотоводства_______________________________________________
______________________________________________________________________
С) развитие охоты______________________________________________________
_____________________________________________________________________
D) развитие ремесла____________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет как изменились орудия труда с освоением
металла;
- описывает изменения, произошедшие в земледельческом
хозяйстве;
- описывает изменения в скотововодческом хозяйстве,
переход к кочевому скотоводству.
13
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения 5.2.2.5 Определять вклад А. Маргулана в развитие
казахстанской археологии
Критерий оценивания Обучающийся
 Рассказывает биографию и научную деятельность
А. Маргулана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните интеллект-карту.
Дескриптор Обучающийся
- перечисляет научные открытия ученого А.Маргулана;
- называет биографические данные ученого;
- перечисляет в каких сферах науки сделал открытия
А.Маргулан;
- называет государственные награды ученного.
Научные
труды
Биография
Области познания,
куда внес свой
вклад
Научные
открытия
Государственные
награды
А.Маргулан, доктор филологических
наук, академик, профессор,
заслуженный деятель науки, археолог,
этнограф.
14
Тема Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Цель обучения 5.2.2.2 Определять признаки Андроновской и Бегазы-
Дандыбаевской культур, опираясь на археологические
источники
Критерий оценивания Обучающийся
 Классифицирует исторические артефакты на
материальную и духовную культуру
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1.Распределите артефакты Андроновской культуры на духовную и материальную.
Мотыга, серп, золотые украшения, глиняные горшки, кинжалы, топоры, наскальные
изображения, остатки жилища, кости животных, орнаменты на глиняной посуде,
захоронения.
Духовная культура андроновцев Материальная культура андроновцев
Дескриптор Обучающийся
-определяет принадлежность артефактов к материальной
или духовной культуре.
15
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения 5.2.1.1 Описывать верования первобытных людей
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывают верования древних людей на основе
наскальных рисунков
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу. Опишите, что изображено на наскальных рисунках? Как эти рисунки
связаны с верованиями древних людей?
В наскальных сюжетах чаще всего изображали дикого быка-тура или двугорбого
верблюда-бактриана. В урочище Тамгалы (Алматинская область) найдено изображение
сонцеголового человека – Митра – бога солнца, который сравнивался и отождествлялся
с быком - символом могущества, силы и плодородия. Вокруг Митры показан хоровод из
пляшущих людей, причём движение участников – это имитация движения планет на
небе. В районе хребта Каратау найдено изображение – 49 колесниц (андроновцы
верили, что боги на небе ездят на колесницах).
16
Дескриптор Обучающийся
- описывает наскальные рисунки;
- раскрывает значение наскальных рисунков, связанные с
верованиями древних людей.
Тема Древние наскальные рисунки Казахстана
Цель обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Критерий оценивания Обучающийся
 Группирует археологические памятники по
историческим периодам
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите какие рисунки были обнаружены в урочище Тамгалы (Алматинская область),
а какие - в пещере Альтамир (Северная Испания).
2. Сравните археологические памятники.
Сходства Различия
1)
2)
1)
2)
Тамгалы (Казахстан) Альтамира (Испания)
А
)
В
)
С
)
D
)
E
)
F
)
17
Дескриптор Обучающийся
- определяет к какому археологическому памятнику
относятся наскальные рисунки;
- определяет два сходства разных археологических памятников;
- определяет два различия археологических памятников.
Тема Путешествие в жизнь древних людей
Цель обучения 5.1.2.1 Демонстрировать жизнь и быт первобытных
людей в творческой форме
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает уклад жизни и быт первобытных
людей
 Составляет сценарий фильма, расскрывающий
жизнь и быт первобытных людей
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Если бы вас отправили жить в эпоху энеолита, что бы вы взяли с собой? Объясните,
почему?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Составьте сценарий кинофильма «Путешествие в жизнь древних людей».
Дескриптор: Обучающийся
- описывает жизнь древних людей в эпозу энеолита и бронзового века;
- перечисляет изменения, которые произошли в жизни древних людей
с освоением металла.
1 серия 2 серия 3 серия
18
2 четвтерть
Раздел: Жизнь древних кочевников
Тема Освоение железа на территории Казахстана
Цель обучения 5.4.2.2 Объяснять влияние развития металлургии на сферы
хозяйства
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает влияние производства железа на развитие
хозяйства
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Установите причинно-следственную связь. Что является причиной, какое следствие из него
вытекает?
1. Появление конской удилы (уздечка), переход к кочевому скотоводству,
использование лошади как средство передвижения и тягловой силы;
2. Усовершенствование орудий труда и бытовых предметов , развитие ремесла,
особенно кузнечного и оружейного, производство железа;
3. Расширение посевных площадей, появление железного плуга, увеличение
продовльственных запасов.
2. Сделайте вывод. Как производство железа повлияло на развитие хозяйства древних людей?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Выберите из одно из орудий труда или предметов быта изготовленных из железа и
приведите три примера позитивных последствий этого открытия. Запишите ваши ответы.
1._____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
19
Дескриптор Обучающийся
- объясняет влияние производства железа на производительность
труда;
- определяет причинно-следственную связь исторических событий;
- называет новые виды хозяйства, появившиеся в результате
освоения производства железа.
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого скотоводства и
земледелия
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет факторы повлиявшие на формирование
кочевого скотоводства и земледелия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Расположите причины перехода к кочевому скотоводству по степени важности, поместив
на самом верху наиболее важную причину, затем следующие две важные причины и в
третьем ряду наименее важную причину. Объясните свой выбор. Сделайте вывод.
Причины перехода к кочевому скотоводству:
1) Сухой, жаркий климат мешал развитию земледелия.
2) Использование лошади для верховой езды.
3) Желание освоить новые террритории.
4) Увеличение поголовья скота требовало новых пастбищ.
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- приводит аргументы для подтверждения своего выбора;
- определяет наиболее важные факторы перехода к кочевому
скотоводству
- делает вывод по теме.
20
Тема Возникновение кочевого скотоводства
Цель обучения 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой
цивилизации
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет вклад кочевников в мировую
цивилизацию
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой
цивилизации?
Достижения кочевников Как повлияло на развитие мира
Приручение лошади – использование для
верховой езды и как тягловю силу
Способствовали развитию торговли
Принесли изменения в военное искусство
– использование конницы повысило
мобильность
Освоение земель не пригодных для
земледелия
Изобретение переносного жилища – юрт
Великое переселение народов
Дескриптор Обучающийся
- объясняет вклад кочевников в развитие торговли, военного
искусства, культуру;
- приводит аргументы для подтверждения своего выбора.
21
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Критерий оценивания Обучающийся
 Представляет особенности прикладного искусства
древних племен
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Подпишите составные части каркаса юрты. Из чего сделаны основные части юрты-
каркас и кошма?
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Опишите внутреннее убранство юрты.
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Дескриптор Обучающийся
- описывает составные части юрты;
- описывает внутреннее убранство юрты;
- на основе юрты, перечисляет виды прикладного
искусства древних племен.
22
Тема Материальная культура древних кочевников
Цель обучения 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой
цивилизации
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет вклад кочевников в мировую цивилизацию
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Назовите три преимущества юрты - жилища древних кочевников.
1)____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
2) ___________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
3) ___________________________________________________
_____________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- называет три преимущества юрты – древнего жилища
кочевников.
23
Тема Мировоззрение древних кочевников
Цель обучения 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит примеры обычаев и традиций,
раскрывающих мировоззрение древних племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу. Как повлияли достижения кочевников на разитие мировой
цивилизации?
Обычаи и вервания кочевников Примеры из повседневной жизни
Поклонение духам предков
Поклонение синему небу (Тенгри)
Поклонение огню
Поклонение солнцу, луне и
звездам
Поклонение птицам и животным
Дескриптор Обучающийся
- приводит примеры поклонения духам предков, Тенгри,
огню, силам природы, птицам и животным;
- приводит примеры обычаев и традиций кочевников,
сохранившихся до наших дней.
24
Раздел: Саки
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
Критерий оценивания Обучающийся
 Отмечает на контурной карте расселение сакских
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Расположите на карте территории расселения сакских племен (массагеты,аргиппеи,
исседоны, аримаспы), группы сакских племен (саки парадарайя, саки тиграхауда, саки
хаомаварга).
Расселение сакских племен
Дескриптор Обучающийся
- отмечает на контурной карте территорию расселения
сакских племен;
- определяет территорию расселения сакских племен.
25
Тема Исторические сведения о саках
Цель обучения 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных
объединений
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Называет предпосылки образования
государственных объединений
Знание и понимание
Задание
Прочитайте текст и выделите ключевые слова, подтверждающие, что союз сакских племен
является государственным объединением.
Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа
общественного устройства. Происходит формирование государства.
В VI-IV вв. до н.э. сакские племена объединяются в племенные союзы.
Во главе племенного союза – царь. Царя избирают военным советом вождей
племен. Царь распределял между племенами пастбища для перекочевки, урегулировал
споры между племенами и родами, руководил объединенными войсками во время военных
походов.
Государственные дела обсуждались на народном собрании.
Племенами управляли военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени.
Знаменитые сакские курганы свидетельствуют о существовании социального и
имущественного неравенства. Поисходит сосредоточение власти и богатства в руках
родовых и племенных вождей.
Ключевые слова:
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- выделяет ключевые слова в тексте;
- определяет основные признаки государственных
объединений;
- перечисляет древние государственные объединения.
26
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.3.1 Знать археологические открытия казахстанских
ученых
Обучающийся
 Определяет истинность утверждений, связанных с
археологическими открытиями ученых
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Определите верные или неверные утверждения.
№ Утверждение Верно Неверно
1 В 1969 году археологи под руководством К.А.Акишева
начали раскопки Иссыкского кургана
2 «Золотой человек» был найден в Бесшатырском кургане
3 Серебряная чаша с надписью из 26 руноподобных знаков
была найдена в Иссыкском кургане
4 Головной убор «Золотого человека» свидетельствует, что
он относится к сакам парадарайа
5 Археологический памятник Иссыкский курган датируется
V-IV вв. до н.э.
6 В 1998-1999 гг. археологи во главе З.Самашева произвели
раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган,
относящийся к Берельскому могильнику
7 Курганы с «усами» расположены в основном на
территории Северного Казахстана
8 В Шиликтинском кургане обнаружены останки сакского
царя и ученые по праву его называют третьим «Золотым
человеком»
9 Второй «Золотой человек» найден в кургане Арал-тобе в
Западном Казахстане в 90-е гг. XX в
10 Украшения найденные в курганах сакского периода
выполнены в зверином стиле.
Дескриптор Обучающийся
- определяет ученых, сделавших археологические открытия
эпохи раннего железа;
- определяет особенности археологических памятников эпохи
раннего железа.
27
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.2.4 Определять особенности археологической находки
«Золотой человек» из Иссыкского кургана
Обучающийся
 Описывает реликвию «Золотой человек» через
описание рисунка
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:
1) Что изображено на рисунке?
2) К какому историческому периоду относится изображение на рисунке?
3) К какому стилю в искусстве относятся данные элементы памятника культуры?
4) Какие элементы рисунка свидетельствуют высокое мастерство сакских торевтов
(художники по металлу)? (Ключевые слова: штамповка, тиснение, гравировка, горельев,
барельеф, плоскостные силуэтные изображения).
5) Какова значимость изображения как свидетельства эпохи?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
28
Дескриптор Обучающийся
- определяет к какому историческому периоду соответствует
«золотой человек»;
- по отдельным элементам изображения определяет
принадлежность к стилю искусства;
- объясняет особенности данного стиля;
- доказывает ценность «золотого человека» как
произведения искусства.
Тема Археологическая находка «Золотой человек»
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Обучающийся
 Раскрывает мировоззрение древних племен на
основе произведений искусства
 Сравнивает мировоззрение древних племен с
произведениями искусства
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Какие слова и выражения из подготовленного словаря подходят для характеристики того
или иного элемента головного убора «золотого человека»? Объясните, почему?
 три яруса – три части мира – подземный мир, земля и небеса;
 четыре стороны света;
 власть над тремя мирами и четырьмя сторонами света.
29
Дескриптор Обучающийся
- характерезует связь орнамента на головном уборе «золотого
человека» с представлениями сакских племен о трехчастной
организации мира.
- выявляет связь орнамента на головном уборе «золотого
человека» с представлениями сакских племен об
окружающем мире.
30
3 четверть
Раздел: Саки
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет линии сравнения
 Выявляет общие черты Шиликтинского и
Бесшатырского курганов
 Определяет особенности Шиликтинского и
Бесшатырского курганов
Применение
Задание
Заполните таблицу. В таблицах самостоятельно сформулируйте линии сравнения и
сделайте общий вывод.
Общее
Линии сравнения Общие черты
Различия
Линии сравнения Шиликтинский курган Бесшатырский курган
Вывод:
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет линии сравнения;
- выявляет общие черты;
- определяет отличительные особенности археологических
находок.
31
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп
Обучающийся
 Описывает общественную роль социальных групп
в обществе
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Опишите какую роль в обществе играли воины, жрецы, скотоводы и земледельцы.
Сакский воин
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
Пластинка из Амударьинского клада с
изображением жреца
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
______________________________________
32
Сакские скотоводы и земледельцы
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
2. Расскрасьте представителей сакского общества в синий, желтый, красный или белый
цвет в соответствии с занимаемым положением в обществе.
Сакские воины Жрец Скотовод
Дескриптор Обучающийся
- определяет социальную структруру сакского общества;
- описывает занятия воинов, жрецов, земледельцев и скотоводов;
- описывает какой цвет одежды присущ для разных слоев сакского
общества.
33
Тема Царские курганы Шиликты и Бесшатыр
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Обучающийся
 Приводит в соответствие понятия и их
определения, связанные с мировоззрением древних
племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Приведите в соотвествие понятия и их определения, связанные с религиозными
верованиями сакских племен.
1- 2- 3- 4-
Дескриптор Обучающийся
- расскрывает представления древних людей, связанных с
культом вождя;
- расскрывает представления людей, связанных с культом
предков;
- определяет значение коня в соответствии с представлениями
древних людей;
- определяет значение кабана в соответствии с представлениями
древних людей.
1. Избранник
богов,
посредник
между небом и
землей
3. Конь
А) Бог солнца и
огня
2. Кабан
В) Культ вождя
С) Бог грома
4.
Жертвопринош
ение богам
D) Культ
предков
34
Тема Берельские курганы
Цель обучения 5.2.1.2 Описывать мировоззрение древних племен
Критерий оценивания Обучающийся
 Приводит в соответствие археологические находки с
Берельским курганом
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Из предложенных ниже археологических находок выберите артефакты, принадлежащие
Берельскому кургану.
1) Кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей.
2) Люди были захоронены в деревяных сооружениях – саркофагах.
3) Были найдены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел.
4) Найдены позолоченные грифоны – фантастические животные, изображенные в
полете, размером около 15 см.
5) Найдены фигурки степных зверей, вместо глаз, ушей, копыт вставлены маленькие
камешки голубого цвета- бирюза.
6) На черепах лошадей обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла.
7) Маска с изображением самрука.
35
2. Приведите в соответствие археологические находки с курганами, где они были найдены.
а) в) с)
d) e) f)
Шиликтинский курган Берельский курган
Дескриптор Обучающийся
- из предложенного списка правильно выявляет артефакты
Берельского кургана;
- различает артефакты найденные в Шиликтинском кургане;
- различает артефакты найденые в Берельском кургане.
36
Тема Берельские курганы
Цель обучения 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Критерий оценивания Обучающийся
 На основе реконструкции Берельского коня и
артефактов описывает виды прикладного искусства
древних племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Рассмотрите реконструкцию Берельского коня. Какие виды прикладного искусства были
у сакских племен.
________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
_________________________________
2. Дайте краткую характеристику фигурки горного козла.
Фигурка горного козла (Берельский курган)
Период:___________________________________
Материал:_________________________________
Форма:____________________________________
Орнаменты:_______________________________
Техника:___________________________________
Функция:__________________________________
Значение в наши дни:_______________________
__________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет виды прикладного искусства древних саков;
- определяет стиль прикладного искусства древних сакских
племен.
37
Тема Тасмолинская археологическая культура
Цель обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Расскрывает особенности археологических
памятников
Применение
Задание
Объясните особенности каждого типа курганов с «усами».
Особенность курганов Тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два
захоронения, расположеенных по соседству. В большом кургане хоронили человека, в
малом кургане – лошадь. От них в восточном направлении отходят два ответвления,
из камней – «усы». Взависимости от взаиморасположения курганов, ученые разделили
курганы с «усами» на 4 типа.
Дескриптор Обучающийся
- описывает внешние признаки курганов;
- определяет отличительные черты курганов.
38
Тема Сакская царица Томирис
Цель обучения 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана на
международной арене
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет место сакских племен на
международной арене
Применение
Задание
С какими государствами и правителями воевали сакские племена? Распределите
события по группам.
1 Борьба саков с Киром
(Персия)
2 Борьба саков с Дарием
(Персия)
3 Борьба саков с А.
Македонским
1. Этот царь предложил царице массагетов стать его женой;
2. В 518 г. до н.э. этот царь с огромным войском оправился в поход против саков;
3. По некоторым данным, саки ранили этого правителя;
4. Этого правителя сакский воин Ширак заманил в пустыню, в результате чего большая
часть его войска погибла;
5. Против этого завоевателя народы Средней Азии, в том числе и саки, подняли восстания;
6. Этот правитель заманил в ловушку сакских воинов, используя еду и вино;
7. После смерти этого правителя в 323 г. до н. э. держава его распалась на ряд
самостоятельных государств;
8. По приказу этого царя на Сырдарье был построен город, названный Эсхата;
9. В плену этого царя покончил жизнь самоубийством сын царицы Томирис;
10. В битве с саками этот правитель погиб и был обезглавлен;
11. После долгих лет борьбы этот правитель все-таки захватил часть сакских земель, и
саки платили ему дань, выделяя своих воинов;
12. Этот правитель воевал с саками в IV в. до н.э.
Дескриптор Обучающийся
- Определяет события, связанные с борьбой сакских племен с
персидским царем Дарием;
- Определяет события, связанные с борьбой саков с персидским
царем Киром,
- Определяет события, связанные с борьбой саков против
похода Александра Македонского.
39
Тема Подвиг Ширака
Цель обучения
Критерий оценивания
5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на
международной арене
Обучающийся
 Раскрывает значение подвига Ширака в борьбе за
независимость сакских племен
Уровень мыслительных
Навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст и приведите аргументы, подтверждающие значение подвига Ширака.
Подвиг Ширака
В 519-518 гг. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. Во главе огромного
войска (300 тысяч воинов) Дарий вступил на землю саков. Существует легенда о
подвиге сакского пастуха Ширака. Чтобы спасти свою землю, царицу и народ от персов,
Ширак пришел к ней, рассказал о своем плане. Добровольно изувечив себя, чтобы
Дарий ему поверил, он явился в его лагерь. Ширак был весь в ранах, уши и нос у него
были отрезаны, сказал, что его изуродовали соплеменники, и он жаждет мести. Он
взялся быть проводником персов и вывести их в тыл сакской кавалерии. Через семь
дней утомительного пути Ширак завел персов в безводную пустыню, и они оказались на
грани гибели. Дарию удалось спасти армию, но поход оказался неудачным.
Однако, в конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать
своих воинов для участия в персидских войнах.
1)______________________________________________________________________
2)____________________________________________________________________________
3)____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- приводит аргументы, подтверждающие значение подвига Ширака.
40
Тема Борьба саков против армии Александра Македонского
Цель обучения 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников на
международной арене
Критерий оценивания Обучающийся
 Выявляет особенности военного искусства сакских
племен
 Определяет преимущества тактики ведения боя
сакских племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников.
Борьба саков против армии Александра Македонского
В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его
воины переплыли при помощи высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец
не стал продвигаться вглубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая
сойтись в поединке.
Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять
изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи. Командование
объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то
ночью саки атаковали македонцев, используя "взрывающиеся шары", которые они
подвешивали на свои стрелы. Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой
военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины
собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни
пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В
такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их
пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников
непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас. При
наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов. Барабанщик
отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были
щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы
для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на
спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были
защищены и лошади саков.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно
теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать. Однако сакское
войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный
гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан,
предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом
пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев
вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке погиб
Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался в первых рядах.
41
Тактика сакского войска Тактика А.Македонского
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет тактику ведения боя сакских племен;
- определяет тактику боя А.Македонского;
- делает вывод о военном искусстве сакских племен.
42
Раздел: Усуни и кангюи
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения 5.3.1.2 Объяснять формирование древних государственных
объединений
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает черты древних государственных
объединений
 Классифицирует предпосылки формирования древних
государственных объединений по степени важности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Расположите предпосылки формирования древних государственных объединений по
степени важности и объясните свой выбор.
1. Появление сложной системы управления.
2. Наличие своей территории.
3. Необходимость защиты своих территорий от врагов.
4. Желание захватить соседние территории.
5. Формирование общей культуры, обычаев и традиций.
2.Напишите, что писал китайский историк Сыма Цянь об усунях.
Происхождение усуней ____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Взаимоотношения усуней с
соседями
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
43
Общественное устройство
усуней
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- распределяет предпосылки формирования древних
государственных объединений по степени важности;
- объясняет предпосылки формирования древних
государственных объединений;
- описывает взаимоотношения усуней с соседними
государствами;
- описывает общественное устройство усуней.
44
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Соотносит социальные группы и их роль в
обществе
Применение
Задание
Приведите в соответсвие социальные группы и их значение.
1. Гуньмо А)Вожди племен, военачальники.
2. Беки В)Занимались сбором налогов, исполнением
законов
3. Мелкие родоправители С)Разводили скот, занимались земледелием.
4. Скотоводы, земледельцы D)Предводитель усуней
1 2 3 4
Дескриптор Обучающийся
- определяет место и роль гуньмо в племенном объединении
усуней;
- определяет место и роль беков в племенном объединении усуней;
- определяет место и роль родоправителей в племенном
объединении усуней;
- определяет место и роль скотоводов и земледельцев в племенном
объединении усуней.
45
Тема Письменные источники об усунях
Цель обучения 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых
государственных объединений на территории Казахстана с
соседними странами
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Называет соседние племенные объединения
 Интерпретирует исторический источник
Знание и понимание
Задание
1. Опишите карту. С какими государствами граничит государственное объединение усуней?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. На основе исторического источника сделайте вывод: как сложились отношения усуней и
гуннов?
«Прежде они были под зависисмостью гуннов, впоследствии усилились и не захотели
быть под их державою». Сыма Цянь.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- называет соседние государства;
- на основе интерпретации источника описывает отношения усуней
с гуннами.
46
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового пути
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Обозначает на контурной карте трассы великого
Шелкового пути
Применение
Задание
Обозначьте на карте трассы Великого Шелкового пути.
Дескриптор Обучающийся
- отмечает на контурной карте основные города, по которым проходил
Великий Шелковый путь;
- отмечает на контурной карте ветви Шелкового пути, проходивние по
территории Казахстана.
47
Тема Развитие городской культуры кангюев
Цель обучения 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых
государственных объединений на территории Казахстана с
соседними странами
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет соседние племенные объединения
 Интерпретирует исторический источник
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитав текст, обозначьте на карте расселение кангюев и их соседей. Используя источник и
опираясь на свои знания, сделайте вывод взаимоотношениям кангюев с соседними странами.
Основным местом расселения кангюев была средняя часть долины реки Сырдарья. На
севере кангюи граничили с сарматами и аланами.Китайские источники сообщают, что в
эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге и юго-
востоке граничили с Китаем и уйсунами. Кангюи находились в тесных экономических,
культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.
Вывод:________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- отмечает на карте место расселения кангюев;
- на основе интерпретации источника описывает отношения кангюев
с соседними государствами;
- на основе интерпретации источника описывает отношения кангюев
с Римом.
48
Тема Общественное устройство кангюев
Цель обучения 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет общественное устройство конгюев
Применение
Задание
Распишите: 1) Какое место занимали данные социальные группы в обществе;
2) Чем они занимались?
Место в обществе Занятия
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет какое место в обществе занимают социальные
группы;
- объясняет занятия каждой группы;
- делает вывод о социальном неравенстве.
49
Тема Общественное устройство кангюев.
Цель обучения 5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Сравнивает особенности прикладного искусства
древних племен
Применение
Задание
Сравните прикладное искусство уйсунов и кангюев. Напишите сходства и различия по
каждому виду прикладного искусства древних племен.
Металлообработка,
изделия из металла
Обработка шерсти,
ткачество
Ювелирное искусство
Уйсуны
Кангюи
Сходства
Дескриптор Обучающийся
- описывает особенности металлообработки, ювелирного искусства,
обработки шерсти и ткачества древних племен;
- выявляет различия и сходные черты.
50
Тема Материальная и духовная культура усунов и кангюев
Цель обучения 5.2.2.6 Знать о вкладе кочевников в развитие мировой
цивилизации
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет стили искусства древних
кочевников
Знание и понимание
Задание
Определите к какому стилю относятся нижеприведенные украшения. Сделайте вывод о
вкладе кочевников в мировую культуру.
а)
b)
c)
d) e)
f)
Звериный стиль Полихромный стиль
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
- определяет стили в ювелирном искусстве древних племен;
- определяет различия в стилях ювелирного искусства древних
кочевников;
- раскрывает вклад кочевников в мировую культуру.
51
4 четверть
Раздел: Гуны
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
Критерий оценивания Обучающийся
 Отмечает на карте направления двух волн
переселения гуннов на территорию Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нанесите на контурной карте направления миграции гуннов.
Дескриптор Обучающийся
- отмечает на карте направление первой волны миграции гуннов на
территории Казахстана;
- отмечает на карте направления второй волны миграции гунновпо
территории Казахстана.
52
Тема Объединение гуннских племен
Цель обучения 5.3.1.2 Объяснять формирования древних
государственных объединений
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Объясняет предпосылки формирования древних
государственных объединений
Знание и понимание
Задание
Запишите предпосылки формирования гунского государства в виде кластера.
Дескриптор Обучающийся
- называет как образовалось государство гуннов;
- называет причины появления государства.
Предпосылки
формирования
гунского
государства
53
Тема Взаимоотношения гуннов с соседними государствами
Цель обучения 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых
государственных объединений на территории Казахстана с
соседними странами
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Показывает причины строительства Великой
Китайской стены
Знание и понимание
Задание
Из ниже предложенных утверждений отметьте знаком «√» те, которые расскрывают
причину строительства Великой Китайской стены.
1 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на
Китай.
2 В середине І века Гуннское государство разделилось на южных и
северных гуннов.
3 В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются.
4 В ІІІ в. до н.э. гуннские племена, жившие на землях севернее
Китая создали свое государство.
5 Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет.
6 В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и
Верхнего Енисея, кыргызов , затем племена лоуфань и байян на
юге.
7 Зимой в 200 году началась война между гуннами и Китаем,
которая закончилась в 188 году поражением ханьских войск.
8 Борьба с юэчжи длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до
н.э. гунны окончательно разгромили юэчжи.
Дескриптор Обучающийся
- называет с кем воевали гунны;
- отмечает причины сторительства Великой Китайской
стены;
- определяет какие племена были завоеваны китайцами.
54
Тема Переселение гуннов на Запад
Цель обучения
Критерий оценивания
5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления
переселения гуннов
Обучающийся
 Описывает изменения на исторической карте,
произошедшие в результате переселения гуннов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Используя карту и опираясь на свои знания, объясните какие изменения проишли в
результате переселения гуннов на территорию Казахстана?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- выявляет изменения на политической карте мира, произошедшие
в результате переселения гуннов;
- описывает историческую карту;
- делает вывод по теме .
55
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения 5.1.1.3 Показывать на исторической карте направления
переселения гуннов
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Определяет причины миграции гуннов
Применение
Задание
Используя карту и опираясь на свои знания ответьте на вопросы:
А) Когда и почему произошла первая волна миграции гунских племен на территорию
Казахстана?
В) Когда и почему произошла вторая волна миграции гунских племен на территорию
Казахстана? В чем ее особенность?
А)__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
В)__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- объясняет причины миграции гуннов;
- объясняет особенности второй волны миграции гунских
племен.
56
Тема Аттила и его завоевательные походы
Цель обучения 5.3.2.2 Определять взаимоотношения первых
государственных объединений на территории
Казахстана с соседними странами
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Расскрывает значение походов гуннов во
главе с Атиллой
Применение
Задание
1. Изучив карту и опираясь на свои знания, определите когда и куда совершил походы
гунский предводитель Атилла?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу. Расскройте значение походов гуннов.
Дескриптор Обучающийся
- описывает походы Атиллы;
- выявляет какие изменения повлекли за собой походы гуннов.
Значение походов гуннов
Освободили Открыли Способствовали
57
Раздел : Сарматы
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения 5.2.2.1 Описывать археологические памятники
Критерий оценивания Обучающийся
 Выявляет сходства и отличия археологических
памятников
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу.
Археологические
памятники
Археологически
е находки
Строение
могильника
Отличительные
особенности
Бесоба
Сынтас
Аралтобе
Байте, Терен
Дескриптор Обучающийся
- определяет отличительные особенности археологических находок;
- определяет ососбенности в строении могильников.
58
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения
Критерий оценивания
5.2.2.3 Описывать особенности прикладного искусства
древних племен
Обучающийся
 Создает модель прикладного искусства древних
племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Нарисуйте сарматского воина, не искажая историческую действительность в стиле
одежды и видов вооружения.
2.Соотнесите вид посуды с материалом ее изготовления. Объясните, как использовали
эту посуду и почему она была изготовлена из этого материала.
1.Посуда из металла
А)
2.Глиняная посуда
В)
3.Кожаная посуда
С)
1 2 3
Для чего
использовали
посуду и почему она
была изготовлена из
этого материала.
59
Дескриптор Обучающийся
- иллюстрирует одежду воина сармата;
- иллюстрирует вооружение воина сармата;
- различает виды посуды сарматов;
- объясняет, как использовалас ь и из чего изготавливалась
посуда.
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения 5.3.1.1 Показывать расселение племенных союзов на карте
Критерий оценивания Обучающийся
 Отмечает на карте территорию расселения
сарматских племен
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Расселите на карте племена сарматов. Отметьте на карте племена соответствующими
цифрами.
1- Даи, 2- Каспии (гиркани), 3 - Аланы
Дескриптор Обучающийся
- определяет места расселения сарматских племен.
60
Тема Общественное устройство и хозяйственная жизнь сарматов
Цель обучения 5.1.2.2 Объяснять особенности социальных групп
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Объясняет особенности социальных групп союза
племен
Применение
Задание
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: Какое место в обществе занимали сарматские
женщины?
О сарматских женщинах – воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту
эпоху. Греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с
мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни
одна женщина не выходит замуж, пока не убьёт врага».
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- описывает форму общественного строя сарматов;
- приводит доказательства, подтверждающие равноправие
женщин-сарматок.
61
Тема Политическая история сарматов
Цель обучения 5.3.2.1 Определять место ранних кочевников Казахстана
на международной арене
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет значение сарматских племен во
взаимосвязи культур Центральной Азии и
Причерноморья
Уровень мыслительных
навыков:
Применение
Задание
1. Опираясь на карту и свои знания, докажите, что сарматские племена связывали культуры
Центральной Азии и Причерноморья.
1) ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3) ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Босфорское
царство
Передняя
Азия
Кавказ
62
2.Найдите сходства и различия во внешней политике сакских и сарматских племен.
Сходства во внешней политике Различия во внешней политике
1)
2)
3)
1)
2)
3)
Дескриптор Обучающийся
- приводит три доказательства, подтверждающих, что сарматские
племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья;
- указывает страны, с которыми воевали сарматские и сакские
племена;
- называет страны, с которыми были налажены отношения.
63
Раздел: Обзор древней истории Казахстана
Тема Антропологический облик людей древнего Казахстана
Цель обучения 5.1.1.2 Определять антропологический облик людей
древнего Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает племена по признакам расовой
принадлежности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите к какому расовому типу относились племена эпохи бронзы и железа.
Андроновцы Саки Сарматы Уйсуны
Описание
внешнего облика
Принадлежность
расе
Вывод
Дескриптор Обучающийся
- описывает облик представителей древних племен;
- определяет расовую принадлежность древних племен.
64
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения 5.4.1.1 Описывать занятия древнего человека
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит занятия древних людей с
историческими периодами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Определите занятия древнего человека.
1 2 3 4 5 6
1 2 3
4 5 6
65
1. А Палеолит
2. B Мезолит
3. C Неолит
4. D Бронзовый
век
5. E Железный век
3. Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами.
1 Мотыжное земледелие А Палеолит
2 Кочевое скотоводство B Мезолит
3 Собирательство C Неолит
4 Гончарное ремесло D Бронзовый век
5 Охота на мелких животных E Железный век
1 2 3 4 5 6
2. Соотнесите занятия древнего человека с историческими периодами.
66
Дескриптор Обучающийся
- по рисунку определяет занятия древних людей;
- соотносит занятия древних людей с историческим периодом.
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения 5.4.1.2 Объяснять формирование кочевого
скотоводства и земледелия
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет формирование кочевого
скотоводства и земледелия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Напишите не менее трех факторов, способствовавших формированию кочевого скотоводства
и земледелия. Сделайте общий вывод.
А)
Факторы, способствовашие формированию кочевого скотоводства:
1._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
В)
Факторы, способствовашие формированию земледелия:
1._____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вывод:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет 3 фактора, способствовавших формированию
кочевого скотоводства;
- определяет 3 фактора, способствовавших формированию
земледелия;
- делает вывод по формированию кочевого скотоводства и
земледелия.
67
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения 5.4.2.1 Описывать орудия труда и виды оружия
Критерий оценивания Обучающийся
 Соотносит орудия труда, виды снаряжения и
области их применения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Приведите в соответствие орудия труда и их определения.
1 Бифас a) изогнутая сабля
2 Кюйме b)примитивное каменноеорудие, обработанное с обеих сторон.
3 Микролиты c)это своеобразные дома-кибитки, юрта на повозке
4 Акинак d)короткое метательное копье
5 Гарпуны e)каменные пластины, котрые служили вкладышами составных
орудий – ножей, серпов.
6 Дротик f)глиняная посуда
7 Керамика g)метательное оружие с зубчатым наконечником.
1 2 3 4 5 6 7
2. Заполните таблицу. Как и для чего применялись данные орудия труда?
№ Орудия труда Применение
1 Бифас
2 Бумеранг, ловушки и силки
3 Микролиты
4 Гарпуны
5 Дротик
6 Примитивный ткацкий станок
7 Керамика (глиняная посуда)
8 Зернотерка, ступа
9 Лук и стрелы, копье
10 Долото, топор
11 Каменная мотыга, железный плуг
12 Удила и стремена.
3.Распределите орудия труда по областям применения.
1. Зернотерка, 2. Лук и стрелы, 3. Ткацкий станок, 4. Дротик, 5. Гарпун, 6. Бифас, 7.
Гарпун, 8. Силки, 9. Мотыга, 10.Плуг, 11. Удила и стремена, 12.Керамика.
Собирательство Охота Земледелие Скотоводство Ремесло
68
- соотносит орудия труда и их описания;
- объясняет как применялись орудия труда;
- соотносит орудия труда и области их применения.
Дескриптор Обучающийся
69
Тема Путешествие в древний Казахстан
Цель обучения 5.4.2.3 Объяснять возникновение Великого Шелкового
пути
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет причины возникновения Великого
шелкового пути по степени важности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Опишите карту, назовите основные трассы шелкового пути.
2.Расположите предпосылки появления шелкового пути по степени важности и объясните
свой выбор.
1.Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней,
таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на
Востоке.
2.Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от
Китая.
3. Желание получить быстрых коней.
4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства.
70
5.Торговля шелком, сохраняя монополию на производство.
6. Распространение религиозных учений.
7. Перенять технологию производства различных изделий.
3. Классифицируйте причины возникновения Шелкового пути на экономические,
социальные, политические.
Политические Экономические Социальные
1. Разработка в горах Центральной Азии по месторождению полудрагоценных камней,
таких как лазурит, нефрит, сердолик, бирюза, которые очень ценились в то время на
Востоке.
2. Наладить дипломатические отношения с государствами расположенными к Западу от
Китая.
3. Желание получить быстрых коней.
4. Желание распротранить свое влияние на соседние государства.
5.Торговля шелком, сохраняя монополию на производство.
6. Распространение религиозных учений.
7. Перенять технологию производства различных изделий.
Дескриптор Обучающийся
- называет основные тарссы Великого шелкового пути;
- объясняет предпосылки возникновения шелкового пути;
- определяет социальные, экономические и политические
предпосылки возникновения Великого шелкового пути.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: e-jospar@mail.ru Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2018