Музыка 5 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год
| Дата: Класс: 5 1 урок | ||||||||
| Тема:   Айтыс – состязание акынов. 
 » | ||||||||
| Цель урока: 
 Закрепление знаний об айтысе. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения. | ||||||||
| Ожидаемый результат: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях. | ||||||||
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | ||||||
| 3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. | пазлы 
 
 | |||||
| 5 мин. | II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала. 
 Музыкальное обобщение 
 Что такое айтыс? 
 Кто такой акын? Какой он использует инструмент? 
 Виды айтысов. | Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. | перфокарты | |||||
| 20 мин. | III. Актуализация знаний. 
 С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест». . 
 
 
 
 
 
 Самостоятельно изучают новый материал. 
 
 В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов — певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей — батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Айтыс проходил под сопровождение таких музыкальных инструментов, как домбра, гармонь и кобыз. Айтыс проходил в публичной форме. Присутствующие своими возгласами определяли победителя. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества. В них также были затрагивались вопросы любви, разоблачения отживших некоторых обычаев и обрядов, вопросы равноправия женщины. 1. Каковы основные мотивы творчества поэтов XIX века? 2. Какое время мы называем «эпохой скорби»? 3. Расскажите о выдающихся мастерах кюя. 4. Что вы узнали об айтысе? 5. Используя свои знания из уроков казахской литературы, подготовьте небольшие рассказы о поэтах, музыкантах изучаемого периода. 6. Исполните одну из песен поэтов, музыкальных произведений композиторов изучаемого периода. : Рассмотрим иллюстрации. Скажите, что изображено на этих картинках? (ответы детей) Правильно, это – айтыс. Айтыс – это самобытный жанр культуры казахского народа, искусство словесной импровизации. Кто такой акын? (ответы детей) Правильно, акын – человек, мастер слова, ведь главное в айтысе – слово! Айтыс родился на народных праздниках, ярмарках, когда собиралось много народа. Чтобы привлечь народ на ярмарку обычно приглашали акынов, которые рассказывали народу о знаменитых батырах, защищавших свою Родину, о местах природы, которыми гордится казахский народ: это и горы Алатау, сосновый бор Семея, реки и озёра. Ведь народ многого не знал, так как был неграмотен. Это теперь мы, даже никуда не выезжая, видим столько красивого и прекрасного благодаря кинотеатрам, телевидению, книгам, спектаклям. Биржан-сал был народным любимцем, его песни очень популярны в народе до сей поры. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля, автор популярных песен «Темиртас», «Жамбас синар», «Жанбота». Интересна история возникновения песни «Жанбота». Жанбота был волостным старостой и всё, что он приказывал, должно было исполняться. В опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» используются авторские песни Биржана. На ярмарке Биржан встречается с местной поэтессой Сарой Тастамбековой и влюбляется в неё, но вот беда, ведь Сара сосватана за старого горбатого старика. И Жанбота, пригласивший Биржана, узнал про чувства, которые возникли между Сарой и Биржаном, и по его приказу Биржан был схвачен и отправлен в тюрьму, где погибает, ведь в песне «Жанбота» – Биржан осмеял самоуправство и алчность Жанботы и призывал народ бороться против его произвола. В народе бережно хранят имена акынов: Биржана, Абая, Мухаммеда Канафия, Амре Кашаубаева, Кали Байжанова и других. Одна из улиц нашего города названа именем Амре Кашаубаева. Кто из вас живёт по улице Кашаубаева? (ответы детей) Теперь вы тоже должны гордиться и знать историю вашей улицы. | |||||||
| 10 мин. | IV. Закрепление урока. По методу«Ромашка Блума» проводит закрепление урока. 
 
 .Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие. Вопросы для закрепление урока: Что такое айтыс? Какой айтыс самый сложный? Что главное в айтысе? Кто может участвовать в айтысе? Какие стихи используются в айтысе акынов? Какой айтыс является свадебным? Какое качество личности помогает победить в айтысе? Кто из композиторов первым использовал айтыс в опере? Что общего в айтысе и тартысе? Что означает две начальные строчки в айтысе «Девушки и джигита»? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Ромашка Блума | |||||
| 5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» 
 Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. | Оценивают работу своих одноклассников. 
 На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | 
 стикеры | |||||
| 2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. | 
 
 | |||||
| дополнительная информация | ||||||||
| дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями | ||||||
| рефлексия. 
 были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? | Проводит рефлексию. 
 -Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? | |||||||
| Итоговая оценка 
 Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? 
 Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? 
 Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 
 
 
 
 
 | 1. 
 
 2. 
 
 
 1. 
 2. | |||||||

