Войти на сайт Регистрация

Музыка 5 класс КСП Краткосрочные планы на 2017-2018 год

Дата:                                                                                                    Класс: 5   1 урок  
Тема:   Айтыс – состязание акынов.

 

»

 
Цель урока:

 

Закрепление знаний об айтысе. Дальнейшее воспитание интереса и уважения детей к творчеству казахского народа. Развивать вокальные и творческие способности детей через музыкально-ритмические движения.

 
Ожидаемый результат: формирование и развитие метроритмического чувства, развитие ладового чувства, пения в ансамбле, работа над фразировкой в песнях.  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. пазлы

 

 

 
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

 

Музыкальное обобщение

 

Что такое айтыс?

 

Кто такой акын? Какой он использует инструмент?

 

Виды айтысов.

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. перфокарты  
20 мин. III. Актуализация знаний.

 

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

.

         Айтыс- душа народа

 

 

 

 

 

Самостоятельно изучают новый материал.

 

 

В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов — певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей — батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Айтыс проходил под сопровождение таких музыкальных инструментов, как домбра, гармонь и кобыз. Айтыс проходил в публичной форме. Присутствующие своими возгласами определяли победителя. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества. В них также были затрагивались вопросы любви, разоблачения отживших некоторых обычаев и обрядов, вопросы равноправия женщины.

1.      Каковы основные мотивы творчества поэтов XIX века? 2. Какое время мы называем «эпохой скорби»? 3. Расскажите о выдающихся мастерах кюя. 4. Что вы узнали об айтысе? 5. Используя свои знания из уроков казахской литературы, подготовьте небольшие рассказы о поэтах, музыкантах изучаемого периода. 6. Исполните одну из песен поэтов, музыкальных произведений композиторов изучаемого периода.

: Рассмотрим иллюстрации. Скажите, что изображено на этих картинках? (ответы детей)

Правильно, это – айтыс. Айтыс – это самобытный жанр культуры казахского народа, искусство словесной импровизации.

Кто такой акын? (ответы детей)

Правильно, акын – человек, мастер слова, ведь главное в айтысе – слово! Айтыс родился на народных праздниках, ярмарках, когда собиралось много народа. Чтобы привлечь народ на ярмарку обычно приглашали акынов, которые рассказывали народу о знаменитых батырах, защищавших свою Родину, о местах природы, которыми гордится казахский народ: это и горы Алатау, сосновый бор Семея, реки и озёра. Ведь народ многого не знал, так как был неграмотен. Это теперь мы, даже никуда не выезжая, видим столько красивого и прекрасного благодаря кинотеатрам, телевидению, книгам, спектаклям.

Биржан-сал был народным любимцем, его песни очень популярны в народе до сей поры. Биржан-сал – композитор яркого, самобытного стиля, автор популярных песен «Темиртас», «Жамбас синар», «Жанбота». Интересна история возникновения песни «Жанбота». Жанбота был волостным старостой и всё, что он приказывал, должно было исполняться.

В опере М. Тулебаева «Биржан и Сара» используются авторские песни Биржана. На ярмарке Биржан встречается с местной поэтессой Сарой Тастамбековой и влюбляется в неё, но вот беда, ведь Сара сосватана за старого горбатого старика. И Жанбота, пригласивший Биржана, узнал про чувства, которые возникли между Сарой и Биржаном, и по его приказу Биржан был схвачен и отправлен в тюрьму, где погибает, ведь в песне «Жанбота» – Биржан осмеял самоуправство и алчность Жанботы и призывал народ бороться против его произвола.

В народе бережно хранят имена акынов: Биржана, Абая, Мухаммеда Канафия, Амре Кашаубаева, Кали Байжанова и других. Одна из улиц нашего города названа именем Амре Кашаубаева. Кто из вас живёт по улице Кашаубаева? (ответы детей) Теперь вы тоже должны гордиться и знать историю вашей улицы.

 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу«Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

 

 

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об осени, поднимающие настроение, а на другой – снижающие.

Вопросы для закрепление урока:

Что такое айтыс?

Какой айтыс самый сложный?

Что главное в айтысе?

Кто может участвовать в айтысе?

Какие стихи используются в айтысе акынов?

Какой айтыс является свадебным?

Какое качество личности помогает победить в айтысе?

Кто из композиторов первым использовал айтыс в опере?

Что общего в айтысе и тартысе?

Что означает две начальные строчки в айтысе «Девушки и джигита»?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Ромашка Блума  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

 

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

 

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

 

стикеры

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

 

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

 

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

 

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

Комментариев: 0
Добавить комментарий
КРАТКОСРОЧНОЕ КТП ОМЖ ОРТА ПЛАНЫ ПОУРОЧНЫЕ СРЕДНЕСРОЧНОЕ ксп ссп ҚМЖ