» » Русская словесность 5 класс Поурочные планы

Русская словесность 5 класс Поурочные планы

03 ноябрь 2016, Четверг
796
0

Поурочные разработки по русской словесности для 5 класса

 

 

Урок 1

Введение. Понятие о словесности.

 

Цель:

  • познакомить пятиклассников со структурой учебника; дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • воспитывать бережное отношение к слову.

 

Ход урока

  1. I. Организационный этап

 

  1. II. Актуализация

— Ребята, у меня в руках учебник словесности для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте поближе познакомимся с этой книгой.

— С чего же мы начнем знакомство?

Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски.

Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги.

Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан.

— Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?

В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

— Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.

Авторы-составители учебника по словесности для 5 класса – Чаплышкина Т.П., Садвакасова А.М., Сафронова Л.В., Ставицкая Н.Н. и Ходова С.Я. Они продумывали содержание учебника, подбирали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Петухова Л. и Иванченко Э. оформили учебник, сделали его красивым. Редактор Швыдко А. организовал всю работу над учебником, много работал над его рукописью, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление.

— Нравится ли вам внешний вид учебника?

— В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?

Ученики узнают, что издательство называется «Атамұра», что оно находится в г. Алматы.

— Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?

Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.

— Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?

Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов».

 

III. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Слово учителя.

— Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство – это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова.

Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя – и на него откликался один из воинов, они называли предмет – и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.

Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе, какую брань обрушат на него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя, и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на его глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, но не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

— Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

— Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий.

Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово – волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум – на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение.

Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.

Словесность – это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)

 

  1. Работа со статьей учебника.

Учащиеся читают статью учебника на стр. 3.

 

  1. IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Экспресс-опрос.

— Как называется обертка книги? (Суперобложка.)

— Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя автора? (Обложка.)

— Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.)

— Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.)

— Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.)

— Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания? (Титульный лист.)

— Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.)

 

  1. V. Этап информации о домашнем задании
  2. Чтение статьи учебника, стр. 3-6.
  3. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении.

 

  1. VI. Этап рефлексии

 

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020