» » СОР И СОЧ Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 9 класс

СОР И СОЧ Русский язык и литература (с нерусским языком обучения) 9 класс

26 август 2019, Понедельник
477
0

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Русский язык и литература»
(с нерусским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при
планировании, организации и проведении суммативного оценивания за раздел по
предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) для
обучающихся 9-ых классов. Методические рекомендации подготовлены на основе
учебной программы.
Задания для суммативного оценивания за раздел/сквозную тему позволят
учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения,
запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в
методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с
дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных
достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят
рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей и администрации
общеобразовательных школ.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы
(рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в
открытом доступе на официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ......................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира» .................................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля» ................................. 7
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ....................................... 11
Суммативное оценивание за раздел «История и личность» ......................................................... 11
Суммативное оценивание за раздел «Реальность и фантазия»..................................................... 14
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ....................................... 18
Суммативное оценивание за разделы «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» и
«Молодежь и средства массовой информации» ............................................................................. 18
Суммативное оценивание за раздел «Мир един: глобализация» ................................................. 22
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ....................................... 26
Суммативное оценивание за раздел «Знаменитые люди» ............................................................ 26
Суммативное оценивание за раздел «Я и закон» ........................................................................... 30
4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»
Изучаемые
художественные
произведения
А. Кунанбаев «Слова назидания» - «17 Слово», М. Шаханов
«Четыре матери», В. Гундарев «На земле Абая»
Виды речевой
деятельности
Слушание, говорение
Цель обучения 9.1.1.1 Понимать основную и детальную информацию
сообщения, продолжительностью до 5-8 минут,
определяя подтекст, цель высказывания и отношение
говорящего к событиям и героям и делая выводы
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной
проблеме, синтезируя различные точки зрения и
формулируя пути решения проблемы
Критерий оценивания Обучающийся:
 Различает информацию, определяя особенности
текста и делая выводы
 Высказывает свою точку зрения и предлагает пути
решения проблемы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Прослушайте внимательно стихотворение М. Шаханова «Четыре матери» и выполните
задания:
1. Какова тема и идея прослушанного текста?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Каких «четырёх матерей», кроме той, которая родила, упоминает автор?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод о роли языка, традиций в жизни человека. Составьте 2-3 предложения.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Ознакомьтесь с темой дискуссии «Надо ли сохранять традиции и язык своего народа?»
a) Сформулируйте проблему, связанную с темой.
b) Подготовьте убедительные аргументы, используя свой читательский и жизненный опыт.
Предложите пути решения данной проблемы.
5
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Различает информацию,
определяя особенности текста и
делая выводы
- формулирует тему текста; 1
- определяет идею текста; 1
- указывает «четырех матерей» по Шаханову; 1
- делает вывод по проблеме; 1
- составляет 2 предложения; 2
Высказывает свою точку зрения
и предлагает пути решения
проблемы
- формулирует проблему; 1
- приводит убедительные аргументы
( не менее 2-х);
2
- предлагает пути решения; 1
- демонстрирует грамотную речь. 1
Всего баллов 11
Транскрипт
Четыре матери
Судьбу от болезни беспамятства ты защити
-Ведь у человека на долгом и трудном пути,
Помимо Матери - той, что его родила,
Четыре есть матери - словно четыре крыла.
Родная Земля - наша суть и основа основ,
И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов,
Родные Обычаи - добрый и благостный свет,
Горящий для нас через тьму поколений и лет,
Родная История - как бы она ни была
Горька и печальна, мучительна и тяжела...
Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,
Того, кто забыл о своих четырех Матерях.
Народ, что четыре Святыни не смог защитить,
Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.
Четыре Матери - словно судьба дорогих:
Коль жить - лишь для них,
А погибнуть - так только за них!
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Культура народов мира»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Различает информацию,
определяя особенности
текста и делая выводы
Испытывает значительные
затруднения при
определении темы и идеи
прослушанного текста.
Затрудняется
сформулировать вывод и
свое мнение по
предложенной проблеме
Испытывает некоторые
затруднения при определении
темы и идеи прослушанного
текста. Допускает недочеты при
формулировке вывода и своего
мнения по предложенной
проблеме
Называет тему и идею
прослушанного текста. Делает
вывод, высказывая свое мнение
Высказывает свою точку
зрения и предлагает пути
решения проблемы
Затрудняется
сформулировать проблему,
привести аргументы и пути
решения, допускает ошибки
в речи, которые затрудняют
понимание
Допускает ошибки в
определении проблемы,
приводит неубедительные
аргументы, предлагает не совсем
четкие пути решения, допускает
незначительные ошибки в речи
Верно определяет проблему,
приводит убедительные
аргументы, предлагает пути
решения проблемы,
демонстрирует грамотную речь
7
Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планета Земля»
Изучаемые
художественные
произведения
К. Паустовский «Мещерская сторона» (отрывки), Ч.
Айтматов «Плаха» (отрывок), В. Распутин «Прощание с
Матерой» (отрывок), С. Сейфуллин поэма «Кокшетау».
Виды речевой
деятельности
Чтение
Письмо
Цель обучения 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую
(подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов
9.3.5.1Составлять тезисный план
9.4.3.1Представлять информацию в виде презентации, в т.ч.
содержащей таблицу, схему, диаграмму, график
9.5.1.1 Использовать существительные, прилагательные,
наречия (в т. ч. образованные от других частей речи) в
соответствующих формах
Критерий оценивания Обучающийся:
 Различает главную и второстепенную информацию
сплошных текстов
 Составляет тезисный план
 Представляет прочитанную информацию в виде
презентации
 Применяет существительные, прилагательные и
наречия в презентации
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задание
Прочитайте текст и выполните задания.
Национальный Природный Парк "Бурабай" (Боровое)
На севере Акмолинской области расположен Национальный парк "Бурабай". Это
рекреационная жемчужина Казахстана находится в фантастической горной местности,
наполненной мистическими чудесами. Великолепные сосновые леса, громадные скалы,
фантастические по форме вершины, иногда напоминающие египетские пирамиды, разделены
тихими озерами. Географически этот уголок носит название Кокшетауская возвышенность, а
местные путеводители именуют его "Казахстанская Швейцария".
Государственный национальный природный парк "Бурабай" создан в августе 2000 года
и находится в ведении Управления делами Президента.
Территория ГНПП "Бурабай" входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и
увалисто-мелкосопочной возвышенности. Климат резко континентальный, с жарким летом и
суровой зимой. Современная структура ландшафтов территории парка представлена
степными, озерными, лесными, лесостепными ландшафтами и ландшафтами низкогорий.
На территории парка имеются 14 озер, с площадью водной поверхности около 1 кв.км
каждое, и большое количество более мелких озер. Блестят на зеленом сукне леса озера:
Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачье, Котырколь. С гребня Кокшетау видны еще и
малые озёра: Светлое, Карасье, Горное, Лебединое. Визитной карточкой Борового является
8
Голубой залив на одноимённом озере. Речная сеть развита слабо и представлена малыми
реками, ручьями и временными водотоками.
Растительность на территории парка представлена лесным, степным, луговым,
болотным и солончаковым типами, флора насчитывает около 800 видов растений.
Позвоночные животные представлены 305 видами.
Несмотря на то, что в парке нет искусственных объектов, каждая гора и скала имеет
свою собственную легенду.
Горные богатства окрестностей Бурабая открывают Вам неожиданные тайны. Среди
них живописная скала Окжетпес (в переводе "недоступная стреле"), вершина которой
напоминает слоненка, а поднимающаяся прямо из воды залива скала Жумбактас (в переводе
"Камень-загадка") напоминает таинственного сфинкса, интересного тем, что если смотреть
на него с разных точек, то можно увидеть лицо девушки с развевающимися волосами, потом
женщины, и, наконец, старухи.
https://kazakhstan.orexca.com/rus/national_park_burabay.shtml
1. Выделите в тексте главную и второстепенную информации, отмечая их буквами «Г» и
«В».
2. Используя главную информацию текста, составьте простой тезисный план.
3. Представьте прочитанную информацию в виде презентации, содержащей таблицу, схему,
диаграмму или график. В презентации используйте существительные, прилагательные,
наречия в соответствующих формах.
9
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Различает главную и
второстепенную информации
сплошных текстов
- выделяет в тексте главную информацию («Г»); 1
- отмечает второстепенную информацию («В»); 1
Составляет тезисный план представляет прочитанную информацию в виде презентации, используя - создает простой план; 1
- формулирует тезисы; 1
- использует в плане главную информацию; 1
Представляет прочитанную
информацию в виде
презентации
- представляет прочитанную информацию в
виде презентации;
1
- включает в презентацию несплошной текст; 1
Применяет существительные,
прилагательные и наречия в
презентации
- использует в презентации существительные,
прилагательные, наречия в соответствующих
формах.
1
Всего баллов
8
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Природные ресурсы планета Земля»
Ф.И.О. обучающегося___________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Различает главную и
второстепенную
информацию сплошных
текстов
Затрудняется выделить в
тексте главную и
второстепенную информации
Определяет главную информацию,
допускает ошибки в определении
второстепенной информаций
Выделяет в тексте главную и
второстепенную информации
Составляет тезисный план Затрудняется формулировать
тезисы, неверно использует
главную информацию при
составлении плана
Составляет простой план, но не
совсем верно использует главную
информацию и допускает ошибки
при формулировке тезисов
Формулирует тезисы,
использует главную
информацию при создании
плана
Представляет прочитанную
информацию в виде
презентации
Затрудняется передать
прочитанную информацию в
виде презентации
Создает презентацию по
прочитанному тексту, не совсем
верно использует несплошной текст
Создает презентацию по
прочитанному тексту и
использует несплошной текст
Применяет
существительные,
прилагательные и
наречия в презентации
Допускает ошибки при
правописании
существительных
прилагательных в
соответствующих формах, не
использует наречия
Применяет существительные,
прилагательные в соответствующих
формах Допускает ошибки при
правописании наречий
Применяет существительные,
прилагательные, наречия в
соответствующих формах.
Допускает не более двух
ошибок
11
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «История и личность»
Изучаемые художественные
произведения
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», М. Шаханов
«Отрарская поэма о побежденном победителе» или
«Просчет Чингисхана», М. Ауэзов «Путь Абая», Абиш
Кекильбаев «Плеяды – созвездие надежды», А.
Байтурсынов «Великий поэт казахов».
Виды речевой деятельности Слушание
Говорение
Цель обучения 9.1.1.1.Понимать основную и детальную информацию
сообщения продолжительностью до 5-8 минут, цель и
высказывания и отношение говорящего к событиям и
героям и делая выводы
9.2.1.1. Владеть объемом словарного запаса,
достаточным для эффективного общения по широкому
кругу тем
Критерий оценивания Обучающийся:
 Различает информацию, определяя
особенности текста и делая выводы
 Создает монолог
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание
Время выполнения 20 минут
Задание
Прослушайте фрагмент программы «Галилео» об изобретении рентгена (с 0.48 до 4.21
мин.).
https://www.youtube.com/watch?v=Mc76b51lhKY&index=14&list=PL27A4F5FC57D7847A
Галилео. История изобретений. Рентген.
Задания
1. Определите цель высказывания
A. Описать рентгеновские лучи
B. Рассказать об открытии рентгена
C. Проинформировать о пользе рентгена
D. Порассуждать об известных открытиях
2. Выпишите слова, которые помогают определить отношение говорящего к содержанию
текста.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод о пользе открытия рентгена.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Расскажите о каком-либо техническом открытии, которое кажется вам наиболее
интересным, используя в монологе следующие выражения:
удачный эксперимент, полезное открытие, выдающийся ученый, научная работа
Время выступления – 2 минуты.
12
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Различает информацию,
определяя особенности текста и
делая выводы
- определяет цель высказывания; 1
- выписывает слова; 1
- формулирует вывод; 1
Создает монолог - использует выражения по теме; 1
- демонстрирует достаточный
словарный запас;
1
- соблюдает структуру монолога; 1
- придерживается речевых норм. 1
Всего баллов 7
13
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «История и личность»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Различает информацию,
определяя особенности
текста и делая выводы
Затрудняется определить
цель высказывания;
неверно выписывает слова,
помогающие определить
отношение говорящего к
содержанию текста;
затрудняется сделать вывод
Определяет цель высказывания,
допускает ошибки при
определении слов, выражающие
отношение говорящего к
содержанию текста; допускает
ошибки при формулировке
вывода по теме
Определяет цель высказывания,
выписывает слова, помогающие
определить отношение
говорящего к содержанию
текста, формулирует вывод
Создает монолог Затрудняется использовать
предложенные выражения;
демонстрирует слабый
словарный запас по теме; не
соблюдает структуру
монолога; допускает
грубые речевые ошибки
Допускает ошибки при
использовании предложенных
выражений; демонстрирует
достаточный словарный запас
по теме; не всегда соблюдает
структуру монолога; допускает
речевые ошибки
Правильно использует
предложенные
выражения,демонстрирует
хороший словарный запас по
теме. Соблюдает структуру
монолога, придерживаясь
речевых норм
14
Суммативное оценивание за раздел «Реальность и фантазия»
Изучаемые художественные
произведения
Ч. Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе»
(«Белый пароход»), Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
Виды речевой деятельности Чтение
Письмо
Цель обучения 9.3.7.1 Извлекать и синтезировать информацию, делать
выводы на основе полученных сведений, выражая
собственное мнение
9.4.5.1 Писать эссе (объем 140-160 слов) по предложенной
проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути
решения проблемы, соблюдая особенности текста
рассуждения, рассуждения с элементами повествования/
описания
Критерий оценивания Обучающийся:
 Извлекает и синтезирует информацию,
определяя особенности текста и делая выводы
 Пишет эссе - рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прочитайте интервью корреспондента газеты «От севера до запада» С.Фёдорова с
писателем - фантастом Алексеем Калугиным и выполните задания.
https://alekseykalugin.ru/index.php?togive=articles&art_mode=read&id=8
Алексей, скажите, пожалуйста, почему Вы пишете именно фантастику?
— Фантастика представляется мне наиболее живым жанром, используя который можно
говорить с читателем о многих серьезных вещах. Хорошая фантастика строится по принципу
слоеного пирога. Можно сделать один блин, к примеру, чисто фантастический боевик,
на него можно наложить массу других слоев: социальные вопросы, философия, история,
космогония — и все это будет читаться достаточно легко, поскольку изначально есть
фантастическая подложка. Этот жанр подразумевает некий приключенческий, авантюрный
элемент, в нем непременно должно присутствовать чудо. Если же определять фантастику,
как жанр, то в нем есть определенный набор приемов, увидев которые, читатель сразу
понимает, — это фантастика. Используя эти приемы, можно говорить с читателем о многих
очень серьезных вещах. Фантастика с элементами социального романа, с элементами
философии, с элементами альтернативной истории, с чем угодно, но все равно фантастика
остается главенствующей.
— Вы нашли себя именно как писатель? Это Ваше призвание?
— На сто процентов. Я начал писать достаточно давно. Еще в школе этим развлекался. В 7
классе я даже выпускал рукописный журнал, который распространялся среди
одноклассников и пользовался определенной популярностью. Кстати, фантастику я начал
писать с самого начала. Все, что было написано в доармейский период, похоронено. Это
было не больше, чем детское баловство. А после армии я начал писать серьезно. Посылал
рассказы в журналы «Вокруг света», «Химия и жизнь», «Юный техник». Но ответов
не получал.
— Практически во всех Ваших произведениях присутствует юмор — где-то больше, где-то
15
меньше. Как Вы думаете, литература и юмор неразделимы?
— Полагаю, что так. Какой бы грустной, трагической вещь ни была, в ней всегда найдется
место для смешного. Литература должна вбирать в себя все, что есть в жизни. А в ней
трагические моменты всегда соседствуют с чем-то смешным. Это вполне естественно.
И выкинуть из литературы юмор — это ненормально, нереально, она многое потеряет
от этого. Чисто юмористическая фантастика — это нонсенс. В фантастике юмор может
и должен присутствовать, как элемент, как составная часть произведения. В фантастике
юмор не является самоцелью. Даже гуслярские рассказы Булычева, которые на первый
взгляд кажутся смешными и только, несут в себе умное, рациональное зерно.
— Кто в фантастике является Вашим гуру?
— Мне всегда хочется не повторить, а сделать что-то совершенно не похожее на других. Тем
не менее, есть авторы, которых я считаю образцами. Один из моих любимых авторов — это
Филипп Дик. Страшно люблю его за неожиданные концовки, за парадоксальный подход
к ситуации. Нравится мне и Роджера Желязны. Наверное, у фантастики должно быть две
обязательные составляющие: парадокс и лиризм. Удивительный лиризм был присущ Киру
Булычеву. Если бы мне кто-то заказал составить сборник лучших рассказов тысячелетия,
первым номером я бы поставил его гениальный рассказ «Снегурочка».
1. Предметом разговора является …
А) Юмор
В) Литература
С) Творчество
D) Фантастика
2. В каком значении употреблено слово «гуру» в тексте?
А) Наставник
В) Пример
С) Специалист
D) Учитель
3. По каким признакам различается жанр фантастики от других жанров литературы?
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Сформулируйте вывод о роли фантастики на современном этапе.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Напишите эссе – рассуждение (объемом 100- 120 слов) на один из предложенных
вопросов. Аргументируйте свою точку зрения (не менее 2-х аргументов). Соблюдайте
орфографические и пунктуационные нормы.
 В чём причина успеха фильмов в жанре фантастики среди молодежи?
 Популярны ли книги фантастического жанра в вашем кругу?
16
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Извлекает и синтезирует
информацию, определяя
особенности текста и делая выводы
- называет предмет разговора; 1
- находит значение слова; 1
- определяет различия жанра
фантастики;
1
- формулирует вывод текста; 1
Пишет эссе - рассуждение - соблюдает структуру эссе-рассуждение;
1
- приводит два аргумента; 1
- делает выводы по проблеме; 1
- выражает свое отношение к данной
проблеме;
1
- допускает не более 2-х
орфографических ошибок;
1
- допускает не более 2-х
пунктуационных ошибок.
1
Всего 10
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел « Реальность и фантазия»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Извлекает и
синтезирует
информацию,
определяя
особенности
текста и делая
выводы
Затрудняется при определении
информации и значений слов из
текста, неверно формулирует
вывод текста
Определяет информацию из текста,
неверно называет значение слова;
допускает ошибки при
формулировке вывода текста
Верно определяет информацию
прочитанного текста, находит
значение слова, формулирует
вывод текста
Пишет эссе -рассуждение
Затрудняется написать эссе-рассуждение, нарушает структуру,
не приводит аргументы,
затрудняется сделать вывод по
проблеме и выразить свое
отношение проблеме, допускает
грубые орфографические и
пунктуационные ошибки
Допускает ошибки при создании
эссе – рассуждения, частично
нарушает структуру, приводит
слабые аргументы, делает
неудачный вывод по проблеме,
допускает орфографические (более
2-х) и пунктуационные ошибки
(более 2-х)
Правильно пишет эссе –
рассуждение, соблюдает структуру,
приводит убедительные аргументы,
делает вывод по проблеме,
выражает свое отношение
проблеме, допускает
орфографические (не более 2-х) и
пунктуационные ошибки (не более
2-х)
18
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за разделы «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» и
«Молодежь и средства массовой информации»
Изучаемые
художественные
произведения
Шекспир «Ромео и Джульетта» К.Г. Паустовский
«Телеграмма»;
С. Чёрный «Диета», «Зеркало», Б. Акунин. Роман «Турецкий
гамбит», (отрывки документальных вставок).
Виды речевой
деятельности
Чтение
Письмо
Цель обучения 9.3.1.1 Понимать главную, второстепенную и скрытую
(подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов
9.4.5.1 Писать эссе (объем 100- 140 слов) по предложенной
проблеме, обосновывая свое мнение и предлагая пути
решения проблемы, соблюдая особенности текста
рассуждения, рассуждения с элементами повествования/
описания
Критерий оценивания Обучающийся:
 Различает главную и второстепенную информацию
сплошного текста,определяя подтекст
 Создает эссе – рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прочитайте фрагмент из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и выполните задания.
Текст
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена 2-ая
Ромео
Я не Ромео, нет, я не Монтекки,
Красивая, коль ты того не хочешь.
Джульетта
Как ты пришёл сюда? Скажи! Зачем?
Высок забор вкруг сада, и взобраться
Нелёгкий путь, и это место смерть,
Коль рассудить, кто ты, и если только
Кто из родных моих тебя увидит.
Ромео
Любовью окрылён, я эти стены
Перешагнул. Любовь сдержать ли камню?
Что может страсть, то страсть свершить дерзает,
В твоих родных нет остановки мне.
Джульетта
Убьют тебя, коли тебя увидят.
19
Ромео
Твои глаза опаснее, чем двадцать
Мечей их. Только с ласкою взгляни,
И защищён от их вражды я буду.
Джульетта
Я ни за что бы в мире не хотела,
Чтоб здесь они увидели тебя.
Ромео
От глаз их я укрыт покровом ночи,
Лишь ты люби, и пусть меня находят: –
Уж лучше смерть от ненависти их,
Чем без твоей любви томиться в жизни.
Джульетта
Сюда пришёл – идя какой дорогой?
Задания
1. Выпишите из прочитанного фрагмента предложение, в котором содержится главная
информация.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Выпишите второстепенную информацию.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Определите скрытый смысл фрагмента.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.Напишите небольшое эссе – рассуждение на один из предложенных вопросов.
Аргументируйте свою точку зрения (не менее 2-х аргументов), предложите пути решения
проблемы. Объем работы 100- 140 слов. Соблюдайте нормы языка.
 Как избежать влияния СМИ на детей?
 Какие действия должны предпринять государственные органы по ограничению
доступа детей к Интернету?
20
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Различает главную и
второстепенную информацию
сплошного текста,определяя
подтекст
- определяет главную информацию; 1
- выписывает второстепенную
информацию;
1
- формулирует подтекст фрагмента; 1
Создает эссе - рассуждение - соблюдает структуру эссе-рассуждения;
1
- приводит два аргумента; 1
- предлагает пути решения; 1
- соблюдает нормы языка. 1
Всего баллов 7
21
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за разделы
«Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» и «Молодежь и средства массовой информации»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Различает главную и
второстепенную информацию
сплошного текста,определяя
подтекст
Затрудняется в определении
главной и второстепенной
информации, не понимает
скрытый смысл текста
Допускает ошибки в
определении второстепенной
информации, не совсем точно
понимает скрытый смысл
Правильно определяет
главную и второстепенную
информацию, понимает
скрытый смысл
Создает эссе - рассуждение Затрудняется написать эссе-рассуждение, нарушает
структуру, не приводит
аргументы, допускает
грубые ошибки
Допускает ошибки при
создании эссе – рассуждения,
частично нарушает
структуру, приводит слабые
аргументы, допускает
незначительные ошибки
Правильно пишет эссе –
рассуждение, соблюдает
структуру, приводит
убедительные аргументы,
предлагает пути решения по
проблеме, соблюдает нормы
языка
22
Суммативное оценивание за раздел «Мир един: глобализация»
Изучаемые
художественные
произведения
М. Светлов«Гренада», М. Горький «Сказки об Италии»,
В. Астафьев. «Деревья растут для всех».
Виды речевой
деятельности
Слушание
Говорение
Цель обучения 9.1.2.1 Понимать значение слов общественно-политической тематики
9.2.4.1 Создавать высказывание (рассуждение, убеждение),
используя приемы привлечения внимания и учитывая
целевую аудиторию
Критерий оценивания Обучающийся
 Различает значения слов общественно-политической тематики
 Создает высказывание - рассуждение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания.
Прослушайте внимательно фрагмент из стихотворения Михаила Светлова «Гренада» и
выполните задания.
Транскрипт
Михаил Светлов — Гренада: стих
(https://rustih.ru/mixail-svetlov-grenada/)
Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
— Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь —
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя —
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.
Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен…
Где же, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?
Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: «Грена…»
Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»
Отряд не заметил
Потери бойца
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…
1. Найдите соответствие слов и их значений, запишите в таблицу правильные буквенные
обозначения.
А) Это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его
соответствующие принципы.
В) Формирование или организация, состоит из нескольких человек
С) Часть полка, подразделение, соответствующее роте в пехоте.
23
Эскадрон Честь Отряд
2. Подберите синонимы к словам:
Волость-_________________
Хата-_____________________
3. Составьте с данными словами (волость, хата) 2 предложения.
4. Вы участник телевизионной передачи «Время». Подготовьте монолог – рассуждение на
тему «Глобализация — процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов...».
Используйте приемы привлечения внимания, учитывайте целевую аудиторию.
24
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Различает значения слов
общественно-политической
тематики
- находит соответствие слов и их значений; 1
- подбирает синонимы к словам; 1
- составляет предложения; 1
Создает высказывание-рассуждение
- соблюдает структуру монолога –
рассуждения;
1
- раскрывает тему; 1
- использует приемы привлечения внимания; 1
- учитывает целевую аудиторию; 1
- демонстрирует грамотную речь. 1
Всего 8
25
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Мир един: глобализация»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Различает значения слов
общественно-политической тематики
Затрудняется в определении
значений слов общественно-политической тематики
Допускает ошибки в
определении значений слов
общественно-политической
тематики
Определяет значение слов
общественно-политической
тематики
Создает высказывание-рассуждение
Затрудняется создать монолог –
рассуждение, структура
нарушена, тема не раскрыта, не
использует приемы привлечения
внимания, не учитывает
целевую аудиторию, допускает
грубые ошибки в речи
Допускает ошибки в построении
монолога – рассуждения, неполно
раскрывает тему, не совсем
удачно использует приемы
привлечения внимания, не совсем
верно определяет целевую
аудиторию, допускает негрубые
ошибки в речи
Раскрывает тему, соблюдает
структуру монолога –
рассуждения, использует
приемы привлечения
внимания, учитывает
целевую аудиторию,
демонстрирует грамотную
речь
26
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Знаменитые люди»
Изучаемые художественные
произведения
М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», Е.А. Евтушенко «Людей
неинтересных в мире нет», В.Ян «Чингиз-хан»
(отрывок),Абай. «Не будь падким на все».
Виды речевой
деятельности
Чтение
Письмо
Цель обучения 9.3.2.1 Определять стилистические особенности текстов
публицистического стиля (проблемная статья), научного
стиля (аннотация, тезисы, статья), официально-делового
стиля (инструкция, правило, отчет, закон); определять
принадлежность текста к различным типам на основе
характерных признаков
9.4.4.1 Писать творческие работы (в том числе на
литературные темы), фрагмент/фрагменты текста,
являющиеся контрастными по содержанию, с
использованием в письме изобразительно-выразительных
средств
9.5.1.2 Использовать глаголы в соответствующих формах
Критерий оценивания Обучающийся:
 Определяет стилистические особенности текста
 Создает портретный очерк
 Применяет в очерке причастные и деепричастные
обороты
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1.Прочитайте текст об известном спортсмене Республики Казахстан Геннадии
Головкине и определите его стилистические особенности.
Думаю, нет смысла напоминать о том, кто такой Геннадий Головкин. О новой
мировой звезде бокса, нашем соотечественнике знают не только любители спорта, но и
простые люди, живущие на планете Земля. Головокружительный успех, пришедший к
Головкину за сравнительно короткий срок, сделал его желанным гостем на светских раутах
голливудского уровня. Геннадий Геннадиевич Головкин по прозвищу Triple G (GGG) —
один из лучших боксеров мира. Его рекорд — 38 боев; 33 нокаута; ноль поражений и одна
ничья. Величайшие боксеры и продюсеры мира с интересом следят за поединками
Головкина, многочисленная армия фанатов боготворит его, но при этом Геннадий не
задирает носа, оставаясь верным своему делу и Отечеству. Он ведет себя скромно и
корректно, продолжает усиленно тренироваться для того, чтобы в ближайшем бою в
очередной раз подтвердить заслуженное звание чемпиона мира.
Никто из оппонентов Головкина не мог предположить, что их будет бить парень, который
вырос в спальном районе Караганды..
В боксе Геннадий Головкин с восьми лет. В секцию он пришел записываться с
группой знакомых мальчишек. На первой же тренировке педагог заметил талант юного
боксера. Через два года тренировок Головкин поехал на свои первые областные
соревнования. Его противники были гораздо старше, но одиннадцатилетний боксер ни в чем
им не уступал, а даже превосходил. С этого турнира он привез три победы.
27
Далее последовала череда побед на различных соревнованиях областного, государственного
и международного масштаба. За период любительского бокса Головкин провел 350
поединков и всего 5 раз уступил соперникам.
В восемнадцать лет Головкин впервые становится лучшим в мире среди юниоров. Через год
он одерживает победу на восточноазиатских играх, а в 2002-м повторяет это достижение. В
2003 году на чемпионате мира в Таиланде завоевал первое место, нокаутировав двух из
четырех противников.
Получив квалификацию, Головкин едет на Олимпийские игры в Афины, где Геннадий
приносит в копилку сборной серебряную медаль.
С 2012-го по 2014-й популярность Головкина в мире неуклонно растет. В этот период
он провел еще девять зрелищных боев, многие из которых завершил досрочно. Кроме того,
его признали суперчемпионом по версии WBA.
Сейчас семья Головкиных живет в Лос-Анджелесе, так как Гена там тренируется и
проводит большинство боев. Несмотря на удаленность от дома, прославленный боксер часто
приезжает в Караганду навестить мать и родные места. В одном из интервью чемпион
сказал: «Мне очень приятно, что я могу пробудить чувство гордости и патриотизма у
земляков- казахстанцев. Кроме того, я считаю, что каждый гражданин должен чувствовать
ответственность перед своей страной. Мне приходилось видеть много разных стран и
культур. Но ближе всего мне родной Казахстан. Моя Родина».
1. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему этого текста
_______________________________________________________________________________
2. Определите стиль данного текста _______________________________________________
3. Укажите 2 характерных признака стиля__________________________________________
4. Какова цель данного текста?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. Напишите краткий портретный очерк о знаменитом человеке, который является вашим
кумиром. В работу включите интересные факты ( не менее 2-х) и выразите свое отношение к
герою. Используйте в очерке изобразительно-выразительные средства (2-3 примера),
причастный и деепричастные обороты. Объем работы 100-120 слов.
28
Критерий оценивания Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет стилистические
особенности текста
- подбирает заголовок; 1
- определяет стиль текста; 1
- указывает характерные признаки
стиля;
1
- определяет цель текста; 1
Создает портретный очерк - соблюдает структуру очерка; 1
- включает интересные факты; 1
- выражает свое отношение; 1
- использует изобразительно-выразительные средства;
1
Применяет в очерке причастные и
деепричастные обороты
- использует причастный оборот; 1
- использует деепричастный оборот. 1
Всего баллов 10
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Знаменитые люди»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Определяет
стилистические
особенности текста
Затрудняется в подборе
заголовка, не может определить
стиль, его характерные
признаки и цель текста
Допускает ошибки в определении
стиля, его характерных признаков и
цели текста
Подбирает заголовок,
определяет стиль, его
характерные признаки и цель
текста
Создает
портретный очерк
Затрудняется в соблюдении
структуры очерка, не включает
факты и не выражает свое
отношение, не использует
изобразительно-выразительные
средства
Допускает ошибки в соблюдении
структуры очерка, включает
неинтересные факты и слабо
выражает свое отношение,
допускает ошибки в использовании
изобразительно-выразительных
средств
Соблюдает структуру очерка,
включает интересные факты и
выражает свое отношение к
герою
Применяет в
очерке причастные
и деепричастные
обороты
Не использует причастные и
деепричастные обороты
Допускает ошибки при составлении
предложений с причастным и
деепричастным оборотами
Использует причастные и
деепричастные обороты,
расставляет знаки препинания
при оборотах
30
Суммативное оценивание за раздел «Я и закон»
Изучаемые художественные
произведения
Ч. Айтматов. «Плаха» (фрагмент самосуда Бостона).
Виды речевой деятельности Слушание
Говорение
Цель обучения 9.1.4.1 Определять основную мысль текста, учитывая
структуру текста
9.2.5.1 Участвовать в дискуссии по предложенной
проблеме, синтезируя различные точки зрения и
формулируя пути решения проблемы;
Критерий оценивания Обучающийся:
 Раскрывает содержание текста для определения
основной мысли
 Высказывает точку зрения, формулируя пути
решения проблемы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
Прослушайте текст и выполните задание.
Транскрипт
Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова «Плаха»
https://www.litra.ru/composition/get/coid/00099001184864085966
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает
описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного
скотства, а отсюда — зла. Базарбай — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир,
завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится
самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе
Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон
попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына,
похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая
тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость
ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным
авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного
течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо
дня в день и которые имеют деловое, практическое значение, перерастают в проблему
нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и
для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения
образов Бостона и Базарбая. Базарбай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в
большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая.
Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в
отношении себя веление совести.
1. Ответьте кратко на вопросы по прослушанному тексту:
а) Каких героев романа Ч. Айтматова «Плаха» автор текста относит к
«отрицательным»?
31
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
в) Сколько убийств совершает Бостон?
___________________________________________________________________________
с) По мнению автора текста, какие убийства оправданы?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Определите основную мысль текста.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Примите участие в дискуссии на тему « Почему подростки совершают преступления?»
В качестве аргументов используйте свой читательский опыт.
Для дискуссии подготовьте ответы на вопросы:
- Причины преступности несовершеннолетних: как решить проблему?
- Как положительный пример родителей/взрослых способствует становлению личности
ребенка?
32
Критерий оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Раскрывает содержание текста для
определения основной мысли
- выделяет отрицательных героев; 3
- определяет основную мысль
текста;
1
Высказывает точку зрения, формулируя
пути решения проблемы
- дает развернутые ответы на
вопросы;
2
- приводит убедительные
аргументы;
1
- предлагает пути решения
проблемы;
1
- демонстрирует грамотную речь. 1
Всего 9
33
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Я и закон»
Ф.И.О. обучающегося __________________________________________
Критерий
оценивания
Уровни учебных достижений обучающихся
Низкий Средний Высокий
Раскрывает
содержание
текста для
определения
основной мысли
Затрудняется в определении
основной мысли текста,
затрудняется ответить на
вопросы
Допускает ошибки в
определении основной мысли
текста, дает неполные ответы
Правильно отвечает на
вопросы, определяет основную
мысль текста
Высказывает
точку зрения,
формулируя
пути решения
проблемы
Затрудняется ответить на
вопросы, не приводит
аргументы, задает вопрос
низкого порядка, допускает
грубые речевые ошибки
Допускает ошибки в ответе на
вопросы, приводит слабые
аргументы, затрудняется
сформулировать пути решения
проблемы, допускает негрубые
ошибки
Грамотно отвечает на вопросы,
приводит убедительные
аргументы, предлагает пути
решения проблемы,
демонстрирует грамотную речь

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021