СОР И СОЧ Основы права (с русским языком обучения) 9 класс
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Основы права»
(с русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан 2019
2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Основы права» для
обучающихся в 9 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе Типовой
учебной программы по учебному предмету «Основы права» для 9 класса уровня основного
среднего образования по обновленному содержанию. Задания для суммативного оценивания
за раздел позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения,
запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с
дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Понятие права, права и свободы человека и
гражданина, понятие трудового права» ....................................................................................... 4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 2 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 8
Суммативное оценивание за раздел «Конституционная система государственных органов,
условия труда, пути заключения и расторжения брака» ............................................................ 8
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 12
Суммативное оценивание за раздел «Охрана труда, права и обязанности членов семьи,
административная ответственность» ......................................................................................... 12
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 16
Суммативное оценивание за раздел «Правовое государство и гражданское общество,
защита прав потребителя, важность семьи в обществе» .......................................................... 16
4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Понятие права, права и свободы человека и
гражданина, понятие трудового права»
Тема Что такое право, и как оно влияет на общественные
отношения?
Какие права и обязанности у человека и гражданина
Республики Казахстан?
Что провозглашает 24 статья Конституции РК?
Цели обучения 9.1.1.1 Объяснять понятие и роль права в системе
социальных норм
9.2.1.2 Определять конституционные права, свободы и
обязанности человека и гражданина на основе анализа
Конституции РК
9.4.1.1 Объяснять понятие трудового права
Критерий оценивания Обучающийся
Демонстрирует знание терминов, связанных с
отраслью права
Различает и определяет конституционные права и
обязанности человека и гражданина на основе
Конституции РК
Демонстрирует знание терминов, связанных с
отраслью трудового права
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Соотнесите термины и их определения.
Термины Определение
1 Мораль А унаследованный стереотипный способ поведения, который
воспроизводится в определённом обществе или социальной
группе и является привычным для их членов
2 Право B политическая форма организации общества на определённой
территории, политико-территориальная суверенная организация
публичной власти, обладающая аппаратом управления и
принуждения, которому подчиняется всё население страны
3 Обычай C система правил и норм поведения, которые люди используют
по отношению друг к другу и к обществу.
4 Государство D общеобязательное, формально определенное правило
поведения, установленное или санкционированное
государством, обеспечиваемое возможностью государственного
принуждения и являющееся регулятором общественных
отношений
1 2 3 4
5
2. Заполните таблицу. Назовите не менее 3-х прав и 3-х обязанностей гражданина в
соответствии с Конституцией РК.
Права Обязанности
1.
2.
3.
1.
2.
3.
3. Объясните понятия.
А. Принудительный труд – это ________________________________________________
___________________________________________________________________________
В. Условия труда – это _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
С. Дискриминация труда – это ________________________________________________
___________________________________________________________________________
D. Безработица – это _________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Е. Трудовой отпуск – это _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
6
Критерий
оценивания
Задание
№
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет понятие и
роль права в системе
социальных норм
1
соотносит понятие «мораль» с
определением;
1
соотносит понятие «право» с
определением;
1
соотносит понятие «обычай» с
определением;
1
соотносит понятие «государство» с
определением;
1
Определяет
конституционные
права и обязанности
человека и гражданина
на основе Конституции
РК
2
определяет первое право человека и
гражданина;
1
определяет второе право человека и
гражданина;
1
определяет третье право человека и
гражданина;
1
определяет первую обязанность
человека и гражданина;
1
определяет вторую обязанность
человека и гражданина;
1
определяет третью обязанность
человека и гражданина;
1
Демонстрирует знание
терминов, связанных с
отраслью трудового
права
3
объясняет понятие «принудительный
труд»;
1
объясняет понятие «условия труда»; 1
объясняет понятие «дискриминация
труда»;
1
объясняет понятие «безработица»; 1
объясняет понятие «трудовой отпуск». 1
Всего баллов 15
7
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Понятие права, права и свободы человека и гражданина, понятие трудового права»
Ф.И.О. учащегося__________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Демонстрирует знание
терминов, связанных с
отраслью права
Затрудняется в соотнесении
терминов с определением.
Допускает ошибки в
соотнесении терминов мораль/
право/обычай/государство
с определением.
Демонстрирует знание
терминов, связанных с
отраслью права.
Определяет конституционные
права и обязанности человека
и гражданина на основе
Конституции РК
Затрудняется в определении
конституционных прав, и
обязанностей человека и
гражданина на основе
Конституции РК.
Допускает ошибки в
определении конституционных
прав и обязанностей человека и
гражданина на основе
Конституции РК.
Определяет конституцион-ные права и обязанности
человека и гражданина на
основе Конституции РК.
Демонстрирует знание
терминов, связанных с
отраслью трудового права
Затрудняется при объяснении
понятий, связанных с
отраслью трудового права.
Допускает ошибки при
объяснении понятий
принудительный труд/ условия
труда / дискриминация труда /
безработица / трудовой отпуск,
связанных с отраслью трудового
права.
Демонстрирует знание
терминов, связанных с
отраслью трудового права.
8
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Конституционная система государственных
органов, условия труда, пути заключения и расторжения брака»
Тема Какова роль и значение выборов в формировании
государственных органов?
Как законодательством регулируются условия труда?
При каких обстоятельствах заключается и расторгается брак?
Цели обучения 9.2.2.2 Определять важность и роль выборов в формировании
государственных органов
9.4.2.1 Определять условия труда, руководствуясь
положениями Трудового кодекса РК
9.5.2.1 Определять условия заключения и расторжения брака
Критерий оценивания Обучающийся
Определяет важность выборов в формировании
государственных органов
Определяет условия труда несовершеннолетних,
руководствуясь положениями Трудового кодекса РК
Определяет условия заключения и расторжения брака
на основе анализа приведенных ситуаций
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите особенности правового регулирования труда несовершеннолетних
работников. Дополните предложения, используя данные, приведенные в таблице.
Традиционно трудовым законодательством для несовершеннолетних
предусматривается____________, недопущение их к работе в ночное время, к выполнению
сверхурочных работ, особые условия охраны труда. Запрещается применение труда
работников, ___________, на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и
(или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить
вред их здоровью и нравственному развитию.
Так, ст. 69 ТК РК закрепляет, что для работников, не достигших восемнадцатилетнего
возраста, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:
1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет -_________________;
2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет -_________________.
1 2 3 4
не более 36
часов в неделю
сокращенная
продолжительность
рабочего времени
не достигших
восемнадцатилетнего
возраста
не более 24 часов
в неделю
2. Приведите пять аргументов, подтверждающих важность проведения выборов для
формирования госудрственных органов в стране.
1) _________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________________
9
4) _________________________________________________________________________
5) _________________________________________________________________________
3. Прочитав ситуации по семейному праву, ответье на вопросы.
a) Супруги Идрисовы обратились в орган ЗАГСа с заявлением о расторжении брака.
Заведующий органами ЗАГСа отказался удовлетворить их требование и предложил
обратиться в суд, так как Идрисов имел усыновленного ребенка в возрасте 8 лет.
Однако судья также отказал в приеме заявления и предложил Идрисову вновь
обратиться в отдел ЗАГСа.
Кто прав в вышеописанной ситуации: орган ЗАГСа или суд?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Какие основания установлены в законе «Семьи и брака» для расторжения брака в органе
ЗАГСа по заявлению обоих супругов? ______________________________________________
_______________________________________________________________________________
b) Органом ЗАГСа был назначен день государственной регистрации заключения брака
Тулкибаева и Коянбаевой, которые подали в установленном порядке заявление о
вступлении в брак. Через неделю в этот же орган ЗАГСа поступило заявление без
подписи о том, что Тулкибаев женат, брак между ним и гражданкой Никитиной в
1992 г. был зарегистрирован в другом городе и до сих пор не расторгнут. В ходе
проверки выяснилось, что он действительно состоял в браке с Никитиной, однако,
затем этот брак был расторгнут решением суда, копия решения которого у него
имеется. Посчитав дальнейшее оформление регистрации расторжения брака
необязательным, Тулкибаев не обращался по этому поводу в орган ЗАГСа. Не сделала
этого и его бывшая жена.
Имеют ли право органы ЗАГСа заключить брак Тулкибаева и
Коянбаевой?____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Какие основания установлены в законе «О браке и семьи» для заключения брака?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
c) В суд с иском обратился Д.Б. Сайхуджинов о расторжении брака с Г.В.Мансуровой
Одновременно Сайхуджинов просил передать ему на воспитание двоих детей 8 и 6 лет,
поскольку Мансурова уже больше года не занимается их воспитанием.
В судебном заседании Мансурова просила детей передать ей, пояснив, что ушла из
семьи и не воспитывала все это время детей из-за неприязненных отношений с мужем.
Мансурова просила суд оставить ей после расторжения брака фамилию мужа, против
чего он категорически возражал.
Как должен быть разрешен спор между супругами?
___________________________________________________________________________
Имеет ли юридическое значение возражение Ковалева против оставления ответчице его
фамилии? Кто будет рассматривать этот вопрос?
___________________________________________________________________________
10
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет условия
труда
несовершеннолетних,
руководствуясь
положениями Трудового
кодекса РК
1
определяет право труда для
несовершеннолетних;
1
указывает условия запрещения работы
для несовершеннолетних;
1
указывает рабочее время за неделю для
работников в возрасте от четырнадцати
до шестнадцати лет;
1
указывает рабочее время за неделю для
работников в возрасте от шестнадцати
до восемнадцати лет;
1
Определяет важность и
роль выборов в
формировании
государственных органов
2
приводит первый аргумент важности
выборов;
1
приводит второй аргумент важности
выборов;
1
приводит третий аргумент важности
выборов;
1
приводит четвертый аргумент
важности выборов;
;
1
приводит пятый аргумент важности
выборов;
1
Определяет условия
заключения и
расторжения брака на
основе анализа
приведенных ситуаций
3
отвечает на первый вопрос по
семейному праву по первой ситуации;
1
отвечает на второй вопрос по
семейному праву по первой ситуации;
1
отвечает на первый вопрос по
семейному праву по второй ситуации;
1
отвечает на второй вопрос по
семейному праву по второй ситуации;
1
отвечает на первый вопрос по
семейному праву по третьей ситуации;
1
отвечает на второй вопрос по
семейному праву по третьей ситуации.
1
Всего 15
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Конституционная система государственных органов, условия труда, пути заключения и расторжения брака»
Ф.И.О. учащегося ___________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определять важность и роль
выборов в формировании
государственных органов
Затрудняется при
определении важности и
роли выборов в
формировании
государственных органов.
Допускает незначительное
количество ошибок (не более 3-х)
при определении важности и роли
выборов в формировании
государственных органов.
Определяет и различает
важность и роль выборов в
формировании
государственных органов.
Определяет условия труда
несовершеннолетних,
руководствуясь
положениями Трудового
кодекса РК
Затрудняется при
определении условии труда
несовершеннолетних,
руководствуясь
положениями Трудового
кодекса РК.
Допускает ошибки (не более 2-х)
при определении условий труда,
запрещения труда и рабочего
времени несовершеннолетних.
Определяет условия труда
несовершеннолетних,
руководствуясь положениями
Трудового кодекса РК.
Определяет условия
заключения и расторжения
брака на основе анализа
приведенных ситуаций
Затрудняется при
определении условий
заключения и расторжения
брака на основе анализа
приведенных ситуаций.
Допускает ошибки при решении
задач при определении условии
заключения и расторжения брака
на основе анализа приведенных
ситуаций.
Определяет условия
заключения и расторжения
брака на основе анализа
приведенных ситуаций.
12
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Охрана труда, права и обязанности членов семьи,
административная ответственность»
Тема Как защищается законодательством труд
несовершеннолетних?
Как защищаются права ребенка?
В каких случаях возникает административная
ответственность?
Цели обучения 9.4.3.1 Анализировать правовые нормы в отношении труда
несовершеннолетних
9.5.3.2 Анализировать права детей в обществе и семье,
ссылаясь на правовые акты
9.6.2.2 Объяснять виды административной ответственности
и порядок их применения, анализируя правовые
ситуации
Критерий оценивания Обучающийся
Определяет правовые нормы в отношении труда
несовершеннолетних на основе анализа ситуации
Определяет права детей в семье, на основе решения
ситуации
Определяет виды административной
ответственности на примере ситуации
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Решите правовую ситуацию.
14-летние подростки Митин и Чепилев купили бутылку вина, и выпили ее в подъезде
дома. Опьянев, они начали драться и нечаянно разбили стекло на лестничной площадке. При
составлении протокола Митин и Чепилев указали, что вино купили в магазине № 7.
Продавец этого магазина Окулова, не отрицая факт продажи вина, заявила, что ребята
выглядели старше своих лет, и она считала их совершеннолетними.
Административная комиссия оштрафовала родителей Митина и Чепилева на 1 МРП
каждого. На продавца Окулову наложила предупреждение и штраф в размере 1 МРП.
Какое административное правонарушение допустили подростки____________________
___________________________________________________________________________
Какое административное правонарушение допустил продавец магазина _____________
___________________________________________________________________________
Законно ли решение, принятое административной комиссией? Обоснуйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Решите ситуационные задачи по защите труда несовершеннолетних
а) 14-летний Мамаев обучается без отрыва от производства в 9-м выпускном классе
общеобразовательной школы. Администрация не предоставила ему сокращенный
рабочий день в связи с учебой, ссылаясь на то, что для него как несовершеннолетнего
13
уже установлен сокращенный рабочий день.
Права ли администрация? Найдите нарушения трудового законодательства в данном
случае. Аргументируйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
b). В трудовой договор семнадцатилетнего Е. был внесен пункт, обязывающий его
выходить на работу в выходные и праздничные дни, если администрация сочтет это
необходимым.
Будет ли обладать юридической силой рассматриваемое условие трудового договора? В
чем особенность привлечения несовершеннолетних к работе в выходные и
праздничные дни? Аргументируйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Рассмотрите правовую ситуацию. Используя статью 60 из Кодекса РК «О браке
(супружестве) и семье», выполните задания.
«Статья 60. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих
родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением
случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов,
всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства...
В отдел социальной защиты одного из районов г. Кокшетау обратились жильцы дома,
которые просили принять меры в отношении своих соседей, устраивающих дома постоянные
скандалы. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют
алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь,
отбирают родители. Дети испытывают физическое и психическое насилие со стороны отца.
1) Определите, какие права ребенка нарушают родители?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2) Назовите государственнй орган, который защищает права детей?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3) Укажите не менее 3 правовых документов, защищающих права ребенка
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
14
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет виды
административной
ответственности на
примере ситуации
1
определяет вид
административного
правонарушения подростков;
1
определяет вид
административного
правонарушения продавца
магазина;
1
определяет законность действий
административной комиссии;
1
дает обоснование законности
действия административной
комиссии;
1
Определяет правовые
нормы в отношении труда
несовершеннолетних на
основе анализа ситуации
2
определяет законность действий
администрации;
1
анализирует нарушение
Трудового кодекса РК;
1
аргументирует ответ; 1
определяет соответствие условий
трудового договора с ТК РК;
1
определяет возраст привлечения
несовершеннолетних к работе в
выходные и праздничные дни;
1
аргументирует ответ; 1
Определяет права детей в
семье, на основе решения
ситуации 3
определяет права ребенка; 1
определяет орган, занимающийся
защитой прав ребенка;
1
называет 3 документа,
защищающие права ребенка.
3
Всего 15
баллов
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Охрана труда, права и обязанности членов семьи, административная ответственность»
Ф.И.О. учащегося_______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет виды
административной
ответственности на
примере ситуации
Затрудняется в объяснении
административной
ответственности на примере
ситуации.
Допускает ошибки в определении
административной ответственности
подростков, продавца и
административной комиссии на
примере ситуации.
Определяет административную
ответственность на примере
ситуации.
Определяет законность
действий администрации
по отношению к
несовершеннолетним
работникам
Затрудняется в определении
законности действий
администрации по отношению к
несовершеннолетним
работникам.
Допускает ошибки в определении
законности действии администрации,
возраста работников в соответствии с
ТК РК.
Определяет законность действий
администрации по отношению к
несовершеннолетним работникам.
Определяет права детей
в семье, на основе
решения ситуации
Затрудняется в анализе прав
детей в семье, на основе
решения ситуации.
Допускает ошибки в анализе прав
детей в семье, на основе решения
ситуации.
Определяет права детей в семье,
на основе решения ситуации.
16
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Правовое государство и гражданское общество,
защита прав потребителя, важность семьи в обществе»
Тема В чем значение формирования гражданского общества?
Знаем ли мы свои права как потребители?
В чем социальная роль семьи?
Цели обучения 9.1.2.2 Определять роль и важность институтов гражданского
общества
9.3.4.1 Предлагать пути защиты прав потребителей
9.5.4.1 Оценивать значимость семьи в обществе
Критерий оценивания Обучающийся
Оценивает роль и важность институтов гражданского
общества
Аргументирует пути защиты прав потребителей
Дает оценку значимости семьи в воспитании детей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Прочитайте текст и выполните задание.
Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими
стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого
потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества.
Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом
происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой
потребностей, интересов и ценностей. Политическим фундаментом гражданского общества
служат правовое государство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав
и свобод личности, развития общества.
Объясните значимость институтов гражданского общества в становлении и развитии
Казахстана как правового государства. Подтвердите свой ответ двумя аргументами и одним
примером.
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Решите ситуацию
Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при
гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из -за отсутствия
запчастей ремонтировали 7 месяцев. Они потребовали оплату ремонта под предлогом, что
гарантийный срок холодильника закончился. Покупательница согласилась с их требованием
и оплатила ремонт холодильника.
Какую ошибку допустил потребитель?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Как в таком случае потребитель может защитить свои права?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
17
Напишите не менее 3-х прав потребителя
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Используя ПОПС-формулу напишите эссе на тему «Роль семьи в воспитании детей» (70-80 слов)
Позиция «Я согласен/не согласен с…»
Обоснование «Потому что…» (не менее 2-х аргументов)
Примеры «Я могу доказать это на примере…» (не менее 2-х примеров)
Следствие (вывод) «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…»
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
18
Критерий
оценивания
Задание
№
Дескриптор Балл
Обучающийся
Оценивает роль и важность
институтов гражданского
общества 1
объясните значимость институтов
гражданского общества;
1
приводит первый аргумент; 1
приводит второй аргумент; 1
приводит один пример; 1
Аргументирует пути защиты
прав потребителей
2
выявляет нарушение прав
потребителя;
1
описывает пути защиты прав
потребителя;
1
определяет 1 право потребителя; 1
определяет 2 право потребителя; 1
определяет 3 право потребителя; 1
Дает оценку значимости
семьи в воспитании детей
3 определяет собственную позицию
по заданной теме;
1
приводит не менее 2-х аргументов в
поддержку своей позиции;
2
приводит не менее двух примеров,
подтверждающих позицию;
2
делает обоснованный вывод по теме
эссе.
1
Всего 15 балл
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Правовое государство и гражданское общество, защита прав потребителя, важность семьи в обществе»
Ф.И.О. учащегося_____________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Оценивает роль и
важность институтов
гражданского общества
Затрудняется в оценке роли и
важности институтов
гражданского общества.
Допускает ошибки при
оценивании роли и важности
институтов гражданского
общества: 1/2/ аргумент/ пример.
Оценивает роль и важность
институтов гражданского
общества.
Аргументирует пути
защиты прав
потребителей
Затрудняется в
аргументировании путей
защиты прав потребителей.
Допускает ошибки при
определении ошибок
потребителей и путей защиты их
прав: 1/2/3 аргумент.
Аргументирует пути защиты
прав потребителей.
Дает оценку значимости
семьи в воспитании
детей
Затрудняется в оценке
значимости семьи в
воспитании детей.
Допускает ошибки в элементах
ПОПС-формулы:
аргумент/пример/следствие.
Дает оценку значимости
семьи в воспитании детей.