» » «Русская литература» (с русским языком обучения) 7 класс. Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

«Русская литература» (с русским языком обучения) 7 класс. Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету

02 май 2018, Среда
1 193
0

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
7 класс
Содержание
1. Цель суммативного оценивания за четверть .......................................................................... 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ................. 3
3. Ожидаемые результаты:............................................................................................................ 3
4. Уровни мыслительных навыков.............................................................................................. 3
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей ........................................................................................................................................ 4
6. Правила проведения суммативного оценивания ................................................................... 4
7. Модерация и выставление баллов .......................................................................................... 4
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ...................... 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ .................... 11
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................... 18
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .................... 24
2
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Русская литература» для 5-9
классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по
обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты:
- понимает термины: былина, баллада, притча, легенда, тема, идея, композиция, пролог,
завязка, кульминация, развязка, эпилог
- понимает содержание произведения в деталях
- уместно использует цитаты
- дает развернутые ответы на вопросы
- определяет тему и идею произведения
- делит текст на части в соответствии с элементами композиции
- анализирует эпизоды, определяет роль эпизода в произведении, находит элементы его
композиции, характеризует персонажей этого эпизода
- выражает собственное мнение о героях и событиях, приводит аргументы
4. Уровни мыслительных навыков
Раздел Описание Рекомендуемый
тип заданий
Понимание и
ответы на
вопросы
Знать и воспроизводить термины,
конкретные факты, основные понятия,
определения, содержание
художественных текстов, согласно
описанию в учебной программе.
Демонстрировать понимание через
правильное воспроизведение,
прогнозирование, объяснение,
интерпретацию текста/информации,
согласно описанию в учебной
программе.
МВО
КО
Анализ и
интерпретация
Использовать и применять
знания/навыки в новых или незнакомых
контекстах и ситуациях, согласно
описанию в учебной программе.
Демонстрировать умение вычленять
части целого, выявлять взаимосвязи
между ними, определять принципы
организации целого, видеть ошибки в
логике рассуждения, определять
различие между фактами и следствиями,
оценивать значимость данных, согласно
описанию в учебной программе.
Демонстрировать умение комбинировать
элементы, чтобы получить целое,
РО
3
обладающее новизной, согласно
описанию в учебной программе.
Оценка и
сравнительный
анализ
Принимать решения о ценности идей или
материалов в рамках определенного критерия,
согласно описанию в учебной программе.
РО
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Понимание и
ответы по тексту
Анализ и
интерпретация
текста
Оценка и
сравнительный
анализ
Итого
I 5 15 10 30
II 5 15 10 30
III 5 15 10 30
IV 5 15 10 30
6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные
материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые
могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что
им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите
давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли, и спросите, есть ли у них
вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у
них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного
оценивания у учащихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые
могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев,
когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте учащимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию,
которая может предоставить преимущество отдельным учащимся.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
учащихся прекратить работу и положить свои ручки / карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того,
чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
4
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа
Обучающиеся будут отвечать на 3 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа
Обучающиеся будут отвечать на 1 обязательный вопрос. Им
необходимо дать краткий ответ.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять анализ
предложенного отрывка или небольшого по объему
произведения. Необходимо
проанализировать жанр, тему, персонажей, языковые средства.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое
задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение
ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических
способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к
прочитанному.
5
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Тема Раздел Проверяемая цель Кол.
заданий*

задания
*
Тип
задания*
Описание Время на
выполнение
, мин*
Балл*
Притчи и
легенды в
литературе
Понимание и
ответы на
вопросы
1 группа
навыков
7.ПО 1.Понимать термины:
притча, легенда, баллада,
басня, литературное
направление, классицизм,
фантастичес-кий рассказ,
комедия, фэнтези, сатира,
юмор, гротеск, сарказм,
ирония, художествен-ная
деталь, лирический герой,
ритм и рифма, аллитерация,
ассонанс, аллегория, инверсия,
анафора
4 1
МВО
КО
Выполняет
задания с МВО
Анализирует
стихотворение
А.С.Пушкина
«Арион»
5 мин. 5
7.ПО 2 Понимать
художественное произведение
в деталях, включая известную
и неизвестную информацию
7.ПО 6. Давать аргументиро-
ванный ответ на проблемный
вопрос
Анализ и
интерпретация
2 группа
навыков
7.АИ 2. Определять тему и
идею произведения, выражая
своё мнение о поступках
героев
1 2 РО
Анализирует
отрывок из
произведения,
определяет,
роль эпизода в
раскрытии
идейного
содержания
7.АИ 4. Анализировать в 20 мин. 15
прозаическом, драматическом
и лирическом произведениях
эпизоды, важные для
характеристики главных и
второстепенных героев
6
7. ОС 1.Участвовать в
обсуждении произведения,
выражая мнение о героях и
событиях
повести
Оценка и
сравнительный
анализ
1 3 РО
Дает
аргументиро-
ванный ответ
на одну из
предложенных
тем.
15 мин. 10
ИТОГО: 3 40
минут
30
баллов
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
7
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 1 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы
Задание
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. На вопрос 4
дайте краткий ответ.
1. Укажите точное определение слова «блудный»
A) «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.
B) потерявшийся в пути, не нашедший дорогу.
C) аморальный, не соблюдающий правила.
D) неграмотный, необразованный.
[1]
2. Основная мысль стихотворения «Анчар»
A) Ядовитые деревья опасны
B) Самовластие опирается на смерть и гибель
C) Правители жестоки и грубы
D) Отношения раба и правителя
[1]
3. Центральный образ стихотворения А. С. Пушкина «Арион»
A) Кормщик
B) Океан
C) Поэт
D) Пловцы
[1]
4. Что же такое "Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого
мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя
мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти
цели?
[2]
Схема выставления баллов.

вопроса
Ответы Дополнительная
информация
для учителя
Балл
1 А 1
2 В 1
3 С 1
4 "Арион” - лирическое стихотворение. Это не
пересказ легенды, а самобытное
произведение, форма которого помогла А.С.
Пушкину выразить одно из самых главных и
дорогих для него убеждений: свою верность
идеалам декабристов.
1 балл – тезис; 1
балл – аргумент.
Баллы
присуждаются за
приближенный к
правильному
ответ.
2
Общий балл 5
8
Применение, анализ, синтез и оценка.
Задание
Проанализируйте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Определите, какую роль в раскрытии идейного содержания повести играет этот эпизод.
Используйте цитаты из произведений для подтверждения своих аргументов.
15 баллов
Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением
картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю
блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного
юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой
яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом,
окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша,
в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице
изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу;
добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит
на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг
о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё
это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином и кровать с
пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.
Общая схема выставления баллов
Балл Описание
13-15 Показывает отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее
характерные особенности. Представляет подробный анализ
использованных автором языковых средств, комментирует их с
использованием цитат.
10-12 Показывает достаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
основные особенности.
Анализирует используемые языковые средства, комментирует их.
7-9 Показывает недостаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ
используемых языковых средств.
4-6 Показывает незначительное понимание темы, идеи и жанра, выделяет
небольшое количество признаков. Мало анализирует используемые
языковые средства.
1-3 Показывает очень слабое понимание темы, идеи и жанра. Пытается
анализировать некоторые аспекты.
9
Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная
информация для
учителя
Общий
балл
Особую роль в произведении играет символика.
Символика — это одно из основных средств
выражения авторской позиции, которое отражено в
текстовых элементах, не влияющих на основное
развитие сюжета, а, может быть, только
предугадывающих его. Так, по картинкам, висевшим
на стене в комнате Самсона Вырина, которые долго
рассматривал рассказчик, мы можем судить о
дальнейшем ходе событий. Картинки “изображали
историю блудного сына”. На первый взгляд может
показаться, что эти картинки рассказывают о
жизненном пути Дуни. Но на самом деле образ
блудного сына — это образ самого главного героя.
Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин
“уходит” от своей дочери. Ведь он совсем не верит в
ее счастье, он даже не способен представить, что
молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре
с Минским в Петербурге Вырин сказал: “Отдайте
мне... бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не
губите ее понапрасну”. В этих словах проявляются
как отцовские чувства, так и непонимание своей
дочери, отсутствие веры в любовь.
Балл присуждается
за ответ,
приближенный к
правильному.
Количество баллов
за ответ
определяется по
общей схеме
выставления
баллов. Для
объективного
оценивания
рекомендуется
провести
модерацию и
стандартизацию
подходов к
оцениванию.
15
Задание
Дайте аргументированный ответ на одну из предложенных тем.
[10]
1. Автобиографические мотивы в стихотворении А. С. Пушкина «Арион».
2. Горе «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель.
3. О чём « телеграфирует» нам К. Г. Паустовский своим произведением?
Схема выставления баллов
Баллы Описание
9-10 Результативно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, верное
развитие идей в логической последовательности.
Применяет широкий спектр лексики и синтаксических конструкций.
7-8 Достаточно хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию, с ясно
выраженными идеями в логической последовательности.
Хорошее применение широкого спектра лексики и синтаксических
конструкций.
4-6 Недостаточно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую заданию, но не
последовательную.
Малое применение спектра лексики и синтаксических конструкций.
1-3 Незначительно выражает мысли, идеи.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Очень малое применения диапазона лексики и синтаксических конструкций.
10
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 3 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 1 обязательный вопрос. Им
необходимо дать краткий ответ.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять анализ предложенного отрывка
или небольшого по объему произведения. Необходимо
проанализировать жанр, тему, персонажей, языковые средства.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое
задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение
ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических
способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к
прочитанному
11
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Тема Раздел Проверяемая цель Кол.
заданий*

задания
*
Тип
задания
*
Описание Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Человек и
природа
Понимание и
ответы на
вопросы
1 группа
навыков
7 ПО 3.Самостоятельно находить
в тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты
произведения, связанные с
характеристикой лирического
героя и/или образа персонажа 4 1 МВО
КО
Выполняет
задания с МВО,
соотносит тропы
с примерами,
передает
идейный смысл
произведения
5 мин. 5
Анализ и
интерпретаци
я
2 группа
навыков
7. АИ 2.Определять тему и идею
произведения, выражая своё
мнение о поступках героев
1
1
РО
Анализирует
эпизод,
определяет роль
лексического
повтора,
объясняет мысль
передаваемую
повтором слова.
Дает развернутый
ответ объемом
50-70 слов.
Пишет
сочинение-
рассуждение
(100-150) на одну
из предложенных
20 мин. 15 мин.
7.АИ 5.Характеризовать героев
произведения на основе деталей и
цитат из текста
7.АИ 8.Анализировать
изобразительные средства и
фигуры поэтического синтаксиса
в художественном тексте
(аллитерации, ассонансы,
аллегории, инверсии, анафоры),
основные приемы комического
(сатира, юмор, гротеск, ирония,
сарказм и др.)
7.АИ 9.Писать творческие работы
(сочинения, притча, отзыв,
репортаж, интервью с
литературным героем и др.),
выражая своё отношение к
12
прочитанному, используя
изобразительные средства языка
тем
Оценка и
сравнитель-
ный анализ
2 группа
навыков
7.ОС 3Сопоставлять произведе-
ния (или фрагменты) русской,
казахской и мировой литературы,
близкие по тематике/
проблематике/ жанру
1 1 РО 15 мин. 10
ИТОГО: 3 40
минут
30
баллов
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
13
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 2 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы
Задание
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. На четвертый
вопрос следует ответить кратко.
1. Жанр стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
A) Любовная лирика
B) Пейзажная лирика
C) Философская лирика
D) Гражданская лирика
2. Соотнесите строки из стихотворения А. Фета «Печальная берёза» и изобразительные
средства.
Троп Соотнесение Пример
1.Эпитет A. как гроздья винограда
2.Олицетворение B. траурный наряд,
игра денницы
3.Метафора C.прихотью мороза разубрана
она,
ветвей концы висят,
люблю игру денницы я
замечать.
4.Сравнение D. прихотью мороза разубрана
5.Инверсия E. печальная, траурный
3. Укажите тип текста, использованный А. Фетом и С. Есениным для создания образа берёзы
в стихотворениях
A) Повествование
B) Описание
C) Рассуждение
D) Все типы текстов присутствуют
4. Каков идейный смысл стихотворения О. Сулейменова «Волчата»?
14
Схема выставления баллов

вопроса
Ответы Дополнительная
информация
для учителя
Балл
1 В 1
2 1-E, 2-D, 3-B, 4-A,5-C Балл
выставляется за
полный ответ
1
3 В 1
4 Человек – вершина природы, но природа – ее
подножье. Уничтожая природу, человек
неизбежно уничтожает самого себя. Дети
природы в борьбе за выживание не жалеют
друг друга. Живите с чувством любви к
природе, к людям, к родным местам.
1 балл – тезис; 1
балл – аргумент.
Баллы
присуждаются за
приближенный к
правильному
ответ
2
Общий балл 5
Применение, анализ, синтез и оценка.
Задание
Проанализируйте эпизод из рассказа Р. Бредбери «Зеленое утро». Определите роль
лексического повтора в речи автора. Объясните, какая мысль передается повтором слова
«дождь». Свои наблюдения дайте в виде развернутого ответа объемом 50-70 слов.
Что-то легонько ударило по лбу, и он проснулся.
Струйка влаги сбежала п о н осу и с мочила г убы. Еще о дна к апля п опала п рямо в г лаз и н а
миг ослепила, другая ударила по подбородку.
Дождь.
Прохладный, ласковый, неторопливый, он падал с неба, как живительный эликсир,
пахнущий колдовством и звездами, свежим воздухом и пряным ароматом прибитой дождем
пыли, легкий на вкус, как доброе вино.
Дождь.
Он сел. Одеяло сползло с плеч, и синяя холщовая рубаха мигом потемнела на спине. А
дождь набирал силу, капли становились все тяжелее. По костру будто кто-то заплясал, да так
лихо, что вскоре от него осталась лишь сердито шипящая струйка дыма. Шел дождь.
Огромный купол небосвода треснул и раскололся на шесть темно-голубых осколков,
посыпавшихся вниз, будто разбили прекрасную, покрытую глазурью вазу. При вспышке
молнии он увидел мириады дождевых капель, кристаллами застывших в воздухе, словно
ждущих, что их запечатлеет невидимый фотограф. А потом темнота и шум дождя.
Он промок до нитки, но продолжал сидеть, подставив лицо дождю, и смеялся,
наслаждаясь тем, как капли бьют по его сомкнутым векам. Наконец, довольный, он хлопнул
в ладоши, вскочил и обошел свой маленький лагерь. Был час ночи.
Дождь шел без малого два часа, а потом прекратился. Высыпали звезды, чистые,
умытые и такие яркие, каких еще не бывало.
Переодевшись во все сухое, Бенджамин Дрисколл снова улегся и, счастливый, уснул.
15
Схема выставления баллов
Балл Описание
13-15 Показывает подробные знания и понимание эпизода из художественного
произведения.
Представляет подробный анализ использованных автором языковых
средств и приёмов для передачи смысла.
10-12 Показывает достаточные знания и понимание эпизода.
Представляет хороший анализ использованных автором языковых
структур для передачи смысла.
Соответствующее употребление изобразительных средств языка.
7-9 Показывает недостаточные знания и понимание эпизода.
Представляет соответствующий анализ использованных автором
языковых структур для передачи смысла.
Изобразительные средства употребляются сообразным образом.
4-6 Показывает незначительные знания и понимание эпизода.
Слабо анализирует используемые автором языковые структуры для
передачи смысла.
Небольшое употребление изобразительных средств языка.
1-3 Показывает очень слабые знания и понимание эпизода.
Использует несущественные попытки проанализировать используемые
автором приемы для передачи смысла.
Мало или совсем не употребляет изобразительные средства языка.
Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная
информация для учителя
Общий
балл
Хотя рассказ Рея Бредбери "Зелёное утро"
написан на тему, посвящённую космосу, в
частности, Марсу, по духу он очень
земной. И не случайно: ведь главным
действующим лицом является землянин.
Он мыслит и действует по понятным
земным меркам, перенося их так далеко от
дома. Причём, гуманистическим меркам.
Он поставил перед собой цель, достижение
которой будет во благо не только ему.
Очень хорошо подходит фраза: "Делай
добро и бросай его в море: оно добром к
тебе вернётся". Бенджамен так и действует,
рассаживая семена деревьев по пустыням
Марса. В данном случае именно добро он
сеет, не надеясь получить мгновенный
ответ, но все, прибывшие вслед за
первопоселенцами, смогут ощутить его,
дыша полной грудью.
Лексический повтор «дождь»
подчеркивает, что герой достиг своей цели,
не случайно в конце отрывка он
переодевается и ложится спать: совесть
чиста, цель достигнута.
Балл присуждается за
ответ, приближенный к
правильному.
Количество баллов за
ответ определяется по
общей схеме выставления
баллов. Для объективного
оценивания рекомендуется
провести модерацию и
стандартизацию подходов
к оцениванию.
15
16
Задание
Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (объем 100-150 слов).
Выразите своё отношение к прочитанному, воспользуйтесь изобразительными средствами
языка.
1. «Природа… будит в нас потребность любви» И.С. Тургенев. (По прочитанным
поэтическим произведениям).
2. История гордого и непокорного плененного животного - символ свободы (на основе
рассказа А. Новоселова «Санькин марал»).
3. Уроки природы в произведениях писателей мира. (На примерах произведений,
прочитанных во 2-ой четверти).
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Показывает высокий уровень восприятия произведения.
Использует необходимую и возможную информацию о предмете
рассуждения.
Результативно вводит в текст рассуждения материал из произведения.
Верно употребляет изобразительные средства языка.
7-8 Показывает достаточные знания и понимание произведения.
Использует необходимую информацию о предмете рассуждения. Вводит
в текст сочинения материал из произведения. Соответствующее
употребление изобразительных средств языка.
5-6 Показывает достаточные знания и понимание произведения.
Использует возможную информацию о предмете рассуждения.
Вводит в текст сочинения материал из произведения.
Незначительно употребляет изобразительные средства.
3-4 Показывает недостаточные знания и понимание произведения.
Мало использует информацию о предмете рассуждения.
Незначительно вводит в текст рассуждения материал из произведения.
Мало употребляет изобразительные средства языка.
1-2 Незначительно понимает тему.
Использует несущественную попытку использовать возможную
информацию о предмете рассуждения.
Мало или совсем не вводит в текст рассуждения материал из
произведения.
Не употребляет изобразительные средства языка.
17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 3 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 1 обязательный вопрос. Им
необходимо дать краткий ответ.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять анализ
предложенного отрывка или небольшого по объему
произведения. Необходимо проанализировать жанр, тему,
персонажей, языковые средства.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов Первое
задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение
ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических
способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к
прочитанному.
18
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Тема Раздел Проверяемая цель Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Описание Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Сатира и
юмор в
литературе
Понимание и
ответы на
вопросы
1 группа навыков
7.ПО 2Понимать художественное
произведение в деталях, включая
известную и неизвестную
информацию
4 1 МВО
РО
Выполняет
задания с МВО 7.ПО 3.Самостоятельно находить в 5 мин. 5
тексте и выразительно читать
наизусть цитаты, фрагменты
произведения, связанные с
характеристикой лирического героя
и/или образа персонажа
Анализ и
интерпретация
2 группа навыков
7.АИ 7.Определять отношение
автора к главным и второстепенным
героям, аргументируя свою позицию
1 1 РО
Анализирует
отрывок из
произведения,
использует
цитаты из
произведений
для
подтверждения
своих
аргументов
20 мин. 15
7.АИ 8Анализировать
изобразительные средства и фигуры
поэтического синтаксиса в
художественном тексте
(аллитерации, ассонансы, аллегории,
инверсии, анафоры), основные
приемы комического (сатира, юмор,
гротеск, ирония, сарказм и др.)
7. АИ9. Творческое письмо
Оценка и
сравнительный
анализ
2 группа навыков
7. ОС 2.Сравнивать художественное
произведение с произведениями
других видов искусства,
характеризуя сходства и различия в
средствах создания образов
1 1 РО
Пишет
сочинение-эссе
(100-150 слов)
на одну из
предложенных
тем
15 мин. 10
ИТОГО: 3 40 минут 30
баллов
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
19
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 3 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы
Задание
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. На 5 вопрос
дайте краткий ответ.
1. Основной художественный приём в изображении зверей – персонажей басен И.А.
Крылова?
A) аллегория
B) гипербола
C) метафора
D) оксюморон
2. В рамках какого литературного направления создана комедия Д. И. Фонвизина
«Недоросль»?
A) романтизм
B) классицизм
C) реализм
D) сентиментализм
3. Авторская позиция в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
A) Скрыта
B) Отсутствует
C) Четко сформулирована
D) Выражается одним из героев
4. Кто же он - Михаил Зощенко - человек, который писал для забавы, или серьёзный
«большой и популярный писатель»?
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответы Дополнительная
информация для
учителя.
Балл
1 А 1
2 В 1
3 С 1
4 Зощенко - серьёзный писатель, так как он
продолжал традиции, внося что-то своё.
Его произведения маленькие по объёму,
интересные по сюжету. Он использует
простой язык, сказовую форму, выбирая
героя-полуинтеллигента. В своём
творчестве он показывает острые
социальные проблемы и пытается с ними
бороться.
1 балл –
утверждение
1 балл –
аргументация.
Балл присуждается
за ответ,
приближенный к
правильному.
2
Общий балл 5
20
Применение, анализ, синтез и оценка
Задание
Проанализируйте отрывок из произведения М. Зощенко «Аристократка». Определите,
какую роль в раскрытии характеров героев играет этот эпизод. Используйте цитаты из
произведений для подтверждения своих аргументов.
И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один билет я получил,
а другой мне Васька-слесарь пожертвовал. На билеты я не посмотрел, а они разные. Который
мой — внизу сидеть, а который Васькин — аж на самой галерке.
Вот м ы и п ошли. С ели в т еатр. О на с ела н а м ой б илет, я — на Васькин. Сижу на
верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то её вижу. Хотя плохо.
Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А она в антракте ходит.
— Здравствуйте,— говорю.
— Здравствуйте.
— Интересно,— говорю,— действует ли тут водопровод?
— Не знаю,— говорит.
И с ама в б уфет. Я з а н ей. Х одит о на п о б уфету и н а с тойку смотрит. А н а с тойке
блюдо. На блюде пирожные.
А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и предлагаю:
— Ежели,— говорю,— вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу.
— Мерси,— говорит.
И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом, и жрёт.
А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных. Она кушает, а
я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег. А денег — с
гулькин нос.
Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня этакая
буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.
Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты напрашивается.
Я говорю:
— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.
А она говорит:
— Нет.
И берёт третье.
Я говорю:
— Натощак — не много ли? Может вытошнить.
А она:
— Нет,— говорит,— мы привыкшие.
И берёт четвёртое.
Тут ударила мне кровь в голову.
— Ложи,— говорю,— взад!
А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.
А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней не гулять.
— Ложи,— говорю,— к чёртовой матери!
Положила она назад. А я говорю хозяину:
— Сколько с нас за скушанные три пирожные?
А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.
— С вас,— говорит,— за скушанные четыре штуки столько-то.
— Как,— говорю,— за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.
— Нету,— отвечает,— хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём сделан и пальцем
смято.
— Как,— говорю,— надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.
21
А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.
Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.
Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.
А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол вывалилось,— народ хохочет. А
мне не смешно. Я деньги считаю.
Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.
Заплатил. Обращаюсь к даме:
— Докушайте,— говорю,— гражданка. Заплачено.
А дама не двигается. И конфузится докушивать.
А тут какой-то дядя ввязался.
— Давай,— говорит,— я докушаю.
И докушал, сволочь. За мои-то деньги.
Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.
Схема выставления баллов
Балл Описание
13-15 Показывает отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее
характерные особенности. Представляет подробный анализ
использованных автором языковых средств, комментирует их с
использованием цитат.
10-12 Показывает достаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
основные особенности.
Анализирует используемые языковые средства, комментирует их.
7-9 Показывает недостаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ
используемых языковых средств.
4-6 Показывает незначительное понимание темы, идеи и жанра, выделяет
малое количество признаков. Мало анализирует используемые языковые
средства.
1-3 Показывает очень слабое понимание темы, идеи и жанра. Пытается
анализировать некоторые аспекты.
Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная
информация для учителя
Общий
балл
Не случайно действие эпизода рассказа
происходит в театре. Театр считается
символом духовной культуры, которой так не
хватало в обществе. Поэтому театр здесь
выступает как фон, на котором бескультурье,
невежественность, невоспитанность людей
выступает наиболее ярко.
Григорий Иванович отнюдь не винит себя в
случившейся истории, он списывает свою
неудачу в делах любовных на разницу в
социальном происхождении со своим
предметом увлечения. Он винит во всем
«аристократку», с ее «аристократическим»
Балл присуждается за
приближенный к
правильному ответ.
Количество баллов за ответ
определяется по общей схеме
выставления баллов. Для
объективного оценивания
рекомендуется провести
модерацию и стандартизацию
подходов к оцениванию.
15
22
поведением в театре. Он не признает того, что
пытался быть культурным человеком, герой
считает, что пытался вести себя в отношении с
дамой как «буржуй нерезаный», а на самом
деле он «пролетариат».
Задание
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы -
100-150 слов.
1. В рассказе «Аристократка» М. Зощенко представил героя нового исторического
времени. Вспомните признаки этого времени и составьте обобщенный социальный и
психологический портрет героя новой послеоктябрьской эпохи. Свои суждения
подкрепите цитатами из текста.
2. Дайте аргументированный ответ на проблемный вопрос: «Во что верит автор комедии
«Недоросль» как писатель эпохи просвещения?» Выражая своё отношение к
прочитанному, воспользуйтесь изобразительными средствами языка.
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Полностью раскрывает тему задания, четко выражает свои мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию.
Развивает свои идеи в логической последовательности.
Применяет широкий спектр лексики и синтаксических конструкций.
7-8 Достаточно раскрывает тему задания, выражает последовательно свои мысли,
идеи.
Ответ имеет связную структуру, соответствующую заданию.
Применяет достаточный диапозон лексики и синтаксических конструкций.
4-6 Недостаточно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Недостаточное применение спектра лексики и синтаксических конструкций.
1-3 Незначительно раскрывает тему задания. Использована попытка
сосредоточиться на некоторых идеях.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Малое применение спектра лексики и синтаксических конструкций.
23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
Тип вопроса Распределение баллов
Вопросы с
множественным
выбором ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 3 обязательных вопроса. За
каждый правильный ответ получат по 1 баллу. Вопросы будут
представлены в виде тестов закрытого типа (с множественным
выбором). К каждому вопросу будут предложены 4 варианта
ответа,
из которых обучающийся выбирает один вариант ответа.
Вопросы,
требующие
краткого ответа.
Обучающиеся будут отвечать на 1 обязательный вопрос. Им
необходимо дать краткий ответ.
Вопросы,
требующие
развернутого ответа.
Обучающиеся будут выполнять анализ
предложенного отрывка или небольшого по объему
произведения. Необходимо
проанализировать жанр, тему, персонажей, языковые средства.
Обучающиеся будут выполнять творческое задание на одну из
предложенных тем.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий, требующих развернутого и краткого ответов. Первое
задание направлено на проверку понимания художественного произведения и умение
ответить на вопросы, второе задание направлено на формирование аналитических
способностей и третье задание способствует развитию критического подхода к
прочитанному.
24
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Тема Раздел Проверяемая цель Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Описание Время на
выполнен
ие, мин*
Балл*
Мораль,
этика,
ценности
Понимание и
ответы на
вопросы
1 группа навыков
7.ПО 5.Пересказывать (кратко,
подробно, выборочно)
содержание произведения или
отрывка, выражая своё мнение о
героях и событиях
1 1 МВО
РО
Выполняет задание
с МВО,указывает
идею произведения
5 5
Анализ и
интерпретация
2 группа навыков
7. АИ 1.Определять жанр и его
признаки (притча, баллада, басня,
легенда, комедия, лирическое
стихотворение, фэнтези,
фантастический рассказ)
1 1
РО
Анализирует
отрывок из
произведения,
использует цитаты
для подтверждения
своих аргументов 20 15 мин.
7. АИ 4.Анализировать в
прозаическом, драматическом и
лирическом произведениях
эпизоды, важные для
характеристики главных и
второстепенных героев
7. АИ 5.Характеризовать героев
произведения на основе деталей
и цитат из текста
7. АИ 7.Определять отношение
автора к главным и
второстепенным героям,
аргументируя свою позицию
7.АИ 9.Писать творческие работы
(сочинения, притча, отзыв,
репортаж, интервью с
литературным героем и др.),
выражая своё отношение к
прочитанному, используя
изобразительные средства языка
25
Оценка и
сравнительный
анализ
2 группа навыков
7.ОС 4.Оценивать устные и
письменные высказывания (свои,
одноклассников и другие) с точки
зрения полноты и глубины
раскрытия темы, уместности
цитирования, композиционного
единства.
1 1 РО
Пишет эссе
(100-150 слов) на
одну из
предложенных тем
15 10
ИТОГО: 3 40
минут
30
баллов
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
26
Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания
за 4 четверть по предмету «Русская литература»
Понимание и ответы на вопросы
Задание
Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. На 4 вопрос
дайте краткий ответ.
1. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли
воплощение в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?
A) романтизм
B) реализм
C) сентиментализм
D) классицизм
2. Назовите главную тему рассказа В. В. Набокова «Рождество».
A) Тема отцов и детей
B) Тема жизни и смерти
C) Тема прошлого и настоящего
D) Тема праздников и буден
3. Проблематика рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» не включает в себя
рассмотрение следующего вопроса
A) Голод как нравственная проблема.
B) Изображение периода коллективизации в жизни нашей страны
C) Роскоши, разъедающей душу человека
D) Бесчеловечное отношение к ссыльным
4. Какова идея произведения Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно»?
Схема выставления баллов
№ вопроса Ответы Комментарий для учителя Балл
1 А 1
2 В 1
3 С 1
4 Добро побеждает зло, как бы
тяжела ни была борьба, и
какой бы ценой она ни
доставалась/
Баллы присуждаются за ответ,
приближенный к верному
2
Общий балл 5
27
Применение, анализ, синтез и оценка
Задание
Проанализируйте отрывок из произведения В. В.Набокова «Рождество». Определите, какую
роль в раскрытии идейного содержания рассказа играет этот эпизод. Используйте цитаты из
произведения для подтверждения своих аргументов.
И в т о ж е м гновение щ елкнуло ч то-то - тонкий звук - как будто лопнула натянутая
резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а
по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь.
Оно остановилось, вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало
странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес
жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк
кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот
теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые
лоскутки, бархатные бахромки; крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало
крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья -
еще слабые, еще влажные - все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до
предела, положенного им Богом,- и на стене уже была - вместо комочка, вместо черной
мыши,- громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке,
вокруг фонарей Бомбея.
И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными
оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья.
Схема выставления баллов
Балл Описание
13-15 Показывает отличное понимание темы, идеи, жанра, выделяет наиболее
характерные особенности. Представляет подробный анализ
использованных автором языковых средств, комментирует их с
использованием цитат.
10-12 Показывает достаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
основные особенности.
Анализирует используемые языковые средства, комментирует их.
7-9 Показывает недостаточное понимание темы, идеи, жанра, выделяет
некоторые отличительные особенности. Соответствующий анализ
используемых языковых средств.
4-6 Показывает незначительное понимание темы, идеи и жанра, выделяет
небольшое количество признаков.Слабый анализ используемых языковых
средств.
1-3 Показывает очень слабое понимание темы, идеи и жанра. Использует
попытки анализировать некоторые аспекты.
28
Конкретная схема выставления баллов
Ответ Дополнительная
информация для
учителя
Общий
балл
Главная тема рассказа Набокова
«Рождество» - тема жизни и смерти.
Через смерть сына отец осознает два
вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет
сделать выбор в пользу последнего. Однако
его сомнения разрешились благодаря
природе, напоминающей о “вечном
примирении и о жизни бесконечной”.
Финальный эпизод можно назвать
развязкой произведения.
Финал рассказа оптимистичен. И хоть
автор прямо не говорит о действиях
Слепцова, все же понятно, что происходит
некое прозрение: Слепцов увидел
прекрасного индийского шелкопряда и
понял, что вновь может видеть красоту.
Это очень важно, потому что красота
облегчает страдания, отвлекает душу
человека от смертельной тоски, дает
возможность умершей душе возродиться.
Идея, возможно, и выражается в этой
бабочке, в частичке природы. Природа, Бог
– это истины, которые помогают человеку
жить, преодолевать трудности, дают
сигналы, показывают знаки. Человеку
необходимо лишь повнимательней
присмотреться к ним.
Балл присуждается за
приближенный к
правильному.
Количество баллов за
ответ определяется по
общей схеме
выставления баллов. Для
объективного оценивания
рекомендуется провести
модерацию и
стандартизацию
подходов к оцениванию.
5
Задание
Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы - 100-150 слов.
1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Чудеса в нашей жизни»(по мотивам
рассказа В.В. Набокова «Рождество»).
2. Ответьте на вопрос одного из персонажей рассказа В. Тендрякова «Что же вырастет из
таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?..»
3. Как бы вы использовали с пользой для себя и других волшебное кольцо? (по
произведению Р. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно».
Схема выставления баллов
Балл Описание
9-10 Результативно выражает мысли, идеи.
Ответ имеет полностью связную структуру, соответствующую заданию,
развивает идеи в логической последовательности.
Применяет широкий спектр лексики и синтаксических конструкций.
7-8 Достаточно хорошо выражает мысли, идеи.
Ответ имеет связную структуру, соответствующую заданию, с выраженными
29
идеями в логической последовательности.
Достаточное применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
4-6 Недостаточно выражает мысли и идеи.
Ответ в основном имеет связную структуру, соответствующую
заданию, но недостаточно последовательную.
Слабое применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.
1-3 Незначительно выражает мысли и идеи.
Структура ответа слабая, бессвязные переходы и отклонения.
Малое применение спектра лексики и синтаксических
конструкций.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021