» » СОР И СОЧ География 10-класс (общественно-гуманитарное направление)

СОР И СОЧ География 10-класс (общественно-гуманитарное направление)

03 сентябрь 2019, Вторник
411
0

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «География»
10-класс
(общественно-гуманитарное направление)
Нур-Султан, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного задания за четверть .................................................................................. 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценирвания за четверть ................ 3
3. Ожидаемые результаты по предмету ........................................................................................ 3
4. Уровни мыслительных навыков ................................................................................................ 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей ............................................................................................................................................. 6
6. Правила проведения суммативного оценивания ..................................................................... 6
7. Модерация и проставление баллов ........................................................................................... 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 30
3
1. Цель суммативного задания за четверть
Целью суммативного оценивания за четверть является оценка знаний, умений,
навыков, полученных в течение четверти. Суммативное оценивание направлено на проверку
и определение достижений обучаемыми учебных целей и ожидаемых результатов.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценирвания за четверть
Учебная программа для 10-11 классов уровня общего среднего образования
общественно-гуманитарного направления в рамках обновления содержания среднего
образования.
3. Ожидаемые результаты по предмету
Знает:
место и роль геоэкологии, геоинформатики, геополитики, геоэкономики, страноведения
в системе географических наук; базовые научные понятия в сфере природопользования, эк о-номической, социальной, политической географии и геополитики; факторы, источники и по-следствия антропогенного воздействия на геосферы; экологические риски; признаки эколо-гического кризиса; экологическую классификацию территорий; систему и основные напра в-ления природозащитных мероприятий; специфику региональных систем природопользова-ния; основные административные, экономические и правовые механизмы управления приро-допользованием; направления современной экологической политики; показатели качества
окружающей среды; показатели качества жизни; модели экономических систем; ключевые
показатели развития мирового хозяйства и стран мира; совокупность международных отно-шений между странами мира; процесс глобализации; участие Казахстана в региональных и
международных организациях; современные глобальные проблемы человечества и их прояв-ления на локальном, региональном уровнях; направления геополитической активности Рес-публики Казахстан в свете национальных интересов; историко-культурные регионы мира.
Понимает:
пространственное многообразие современного мира, его общие и региональные
особенности; закономерности развития природы, населения и хозяйства; проблемы
взаимодействия общества и природы; особенности природных, социальных, экономических
и политических процессов; личную ответственность за состояние окружающей среды;
динамику глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических
процессов; пути оптимизации взаимодействия общества и природы, стабилизации
антропогенного давления на природную среду; роль научно-технического прогресса в
защите окружающей среды; степень зависимости социально-экономического и
политического развития территории от географических факторов; зависимость качества
жизни от качества окружающей природной среды, истоки современных социально-экономических и экологических проблем и пути их разрешения; роль и сферы влияния,
характер взаимодействия субъектов геополитики.
Применяет:
методы геоэкологических, экономико-географических, социально-географических,
политико-географических и геополитических исследований и их комбинации; источники
геопространственных данных; навыки поиска, обработки, систематизации, интерпретации,
преобразования, хранения, передачи и представления геопространственных данных в
требуемом контексте; приемы картометрии.
4
Анализирует:
количественные и качественные геопространственные данные; признаки классифика-ции географических объектов, процессов и явлений; причинно-следственные связи между
процессами и явлениями, происходящими в географической оболочке и географической сре-де; особенности размещения, связей и иных пространственных отношений географических
объектов, процессов и явлений; влияние факторов среды на жизнь и деятельность людей;
естественные, социально-экономические основы общественного производства; влияние пла-нируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населе-ния; признаки экологического кризиса; организационные и правовые основы охраны окру-жающей природной среды и рационального природопользования; современные факторы
размещения отраслей хозяйства; геоэкологические, геополитические и экономические про-цессы; международные политические, экономические, социально-культурные, экологические
связи и отношения; территориально-политические системы; структуру государственной тер-ритории; государственные границы, их типы и динамику; систему национальных интересов
страны; геополитическую активность субъектов геополитики; мировое геополитическое про-странство; географическое и геополитическое положение, особенности и факторы политиче-ского, экономического и социального развития, роль и место Казахстана в мире.
Синтезирует:
модели, исследовательские и творческие проекты, информационные материалы; разра-ботки путей решения проблем функционирования и развития географических объектов; зн а-ния и навыки для классификации, систематизации, обобщения и дифференциации изучаемых
объектов, процессов и явлений; знания и навыки для объяснения процессов и явлений, со-ставления прогнозов, определения характера изменений и перспектив развития географиче-ских объектов, процессов и явлений.
Оценивает:
параметры и экологическое состояние геосфер; антропогенную нагрузку на геосферы и
их последствия; географическое и геополитическое положение, природно-ресурсный потен-циал территорий любого ранга; качество природной среды; экологические риски; степень
экологического кризиса; эффективность природозащитных мероприятий; уровень научно -технического прогресса в защите окружающей природной среды и природопользовании; ка-чество окружающей среды; качество жизни; показатели и место различных государств в
международных сравнениях; преимущества и недостатки различных моделей развития миро-вого хозяйства; положительное и отрицательное влияние глобализации на страны мира;
морфологические особенности государственной территории; эффективность геополитиче-ской активности субъектов геополитики; результаты деятельности международных орган и-заций.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни
мысли-тельных
навыков
Описание
Рекомендуемый тип
заданий
Знание по-нимание
Знает и понимает основные категории
географии, и сопредельных наук, особен-ности тематических карт; географические
особенности и современные проблемы и
общие принципы рационального природо-пользования; степень зависимости качества
жизни от качества окружающей природной
МВО – задания с
множественным выбором
ответов
КО – задания, требующие
краткого ответа
5
среды; географическую специфику круп-ных регионов и стран мира в условиях гло-бализации; значение и сущность современ-ных интеграционных и геополитических
процессов
Примене-ние
Применяет сравнительные, количественные
методы согласно теме исследования, по
результатам анализа статистических данных
составляет картограммы и картодиаграммы,
объясняет необходимость
природопользования, определять ее виды
(по типам хозяйствования) и представляет в
графической форме, представляет в
графической форме сущность, содержание и
направления геоэкологических
исследований, районирует территорию мира
по уровню загрязнения и нарушенности,
классифицирует и представляет в
графической форме антропогенные
факторы, воздействующие на природу;
определять роль научно-технического
прогресса в решении экологических
проблем, определяет роль географического
пространства в экономическом развитии
стран и регионов, классифицирует страны
мира по хозяйственной структуре;
определяет основные объекты и субъекты
геополитики, представляет в творческой
форме историко-географические регионы
мира, их состав и особенности,
географическую характеристику,
графически представляет рейтинг стран
мира по одному из показателей;
характеризует индексы и рейтинги стран
мира, определяемые по совокупности
показателей (показатели расчета/оценки,
субъект оценки, области применения
результатов
КО – задания, требующие
краткого ответа
РО –задания, требующие
развернутого ответа
Навыки
высокого
порядка
Определяет и оценивает воздействие типов
природопользования на окружающую
среду, предлагать пути минимизации
негативного воздействия типов
природопользования на окружающую среду
исследует уровень, причины и следствия
загрязнения геосфер, предлагает пути
минимизации антропогенных факторов,
оказывающие воздействие на природу,
исследует мировой опыт в решении
глобальных экологических проблем
предлагает пути решения экологических
проблем на основе экологического
районирования территории Казахстана
РО - задания, требующие
развернутого ответа
6
анализирует совокупность факторов и
условий размещения предприятий
различных отраслей хозяйства,
территориальные модели мирового
хозяйства; определяет выгодные для
Республики Казахстан структуру хозяйства,
соотношение отраслей хозяйства,
территориальную структуру хозяйства и
эффективные показатели экономического
развития, оценивает роль в геополитике
физико-географических, экономических,
социальных, демографических,
политических, военных, технологических
факторов, объясняет методику расчета
одного из показателей, применяемых в
сопоставлении, в том числе на душу
населения, паритет покупательской
способности, гендерное равениство;
графически представлять рейтинг стран
мира, определяемые по совокупности
показателей, классифицирует проблемы в
развитии человечества, определяет и
группирует причины и последствия
глобальных проблем
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знания и понимания Применение Навыки высокого
порядка
I - 66% 34%
II 50% 50%
III 10% 38% 50%
IV 43% 57%
Итого 3% 49,25% 47,75%
6. Правила проведения суммативного оценивания
Во время проведения Суммативного оценивания за четверть в кабинете не должно
быть визуального доступа к демонстрационному материалу (диаграммы, таблицы, постеры,
плакаты, карты), который может быть использован в виде помощи.
Перед началом суммативного оценивания за четверть необходимо ознакомить
учащихся с инструкцией на первой странице и объявить продолжительность суммативной
работы, необходимо удостовериться в наличии принадлежностей у всех учащихся и
напомнить о том, что запрещается разговаривать, списывать, оказывать помощь друг другу.
После завершения чтения дежурным инструкции учащиеся могут задать вопросы по
непонятным пунктам.
Дежурный должен собрать все запрещенные предметы (учащимся запрещается
пользоваться словарями, книгами, мобильным телефоном, калькулятором, компьютером, фо-тографическим оборудованием, записывающим устройством, бумагами для заметок и т.д.,
7
кроме оборудования и принадлежностей, необходимых для проведения суммативного оце-нивания, указанных в инструкции).
Дежурный может напомнить учащимся о том, что в процессе выполнения
суммативного оценивания за четверть ответы можно записывать карандашом и
использовать ластик для исправления, но окончательный ответ записывать шариковой
ручкой синего цвета.
Дежурному можно отвечать на вопросы учащихся касающихся инструкции
проведения и о продолжительности суммативного оценивания . Запрещается оказывать
помощь, давать, показывать различную информацию согласно контента суммативного
оценивания.
Необходимо объявлять о времени за 5 минут до окончания суммативного оценивания.
Постоянно находиться в аудитории, строго следить за исполнением инструкции для
учащихся, но при этом создать максимально комфортную психологическую обстановку во
время суммативного оценивания, т.к. результаты его очень важны для учащихся.
По истечении времени суммативного оценивания за четверть необходимо проследить,
чтобы все учащиеся прекратили работу, положили ручки и карандаши на парту, собрать
бланки ответов и задания, убедиться в том, что все учащиеся сдали материалы.
7. Модерация и проставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допус-кать отклонения от единой схемы выставления баллов.
8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить,
пустые места на схемах, картосхемах словами, элементами дополнительной характеристики
тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся
дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося
оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания.
9
Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительны
х навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задан
ия*
Время на
выполне
ние,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Методы
географических
исследований
10.1.1.1 Применять сравнительные
методы согласно теме исследования
Применение 2 1,5
МВО
КО
6 4
8
10.1.1.2 Применять количественные
методы согласно теме исследования
Применение 1 6 РО 7 4
Картография и
геоинформатика
10.2.2.2 По результатам анализа
статистических данных составлять
картограммы и картодиаграммы
Применение 1 7 РО 10 3 3
Природопользование
и геоэкология
10.3.1.1 Объяснять необходимость
природопользования, определять ее
виды (по типам хозяйствования) и
представлять в графической форме
Применение 2 2,3
МВО
КО
6 4
14
10.3.1.2 Определять и оценивать
воздействие типов
природопользования на окружающую
среду (на основе
местного/регионального компонента);
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 5 6
10.3.1.3 Предлагать пути минимизации
негативного воздействия типов
природопользования на окружающую
среду (на основе местного /
регионального компонента)
Навыки
высокого
порядка
1 8 РО 6 4
Итого 8 40 25 25
Примечание : * разрешается вводить изменения
10
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «География»
1. Найдите сходство в характеристике плана и карты
А) в обоих случаях учитывается шарообразность земли
В) в обоих случаях наносятся все объекты местности
С) в обоих случаях есть наличие градусной сетки
D) в обоих случаях изображения схематичны
Е) в обоих случаях стороны горизонта определяют меридианы и параллели
[1]
2. Определите какая из схем составлена правильно.
А) a
В) b
С) c
D) d
Е) e
[1]
11
3. В структуре выработки электроэнергии доля ТЭС 64%, ГЭС 18 %, АЭС 12 % и 6% прочие
источники энергии.
a. Составьте круговую диаграмму использования энергетических ресурсов.
[3]
b. Определите другие источники энергии
[1]
4. Запасы водных ресурсов Земли составляют 1,386 млрд. км³ и только 2,5% — пресная.
Использование воды отраслями хозяйства: сельское хозяйство 68%, промышленность 26%,
коммунально-бытовое хозяйство 6%.
a. Назовите главный источник пресной воды. [1]
b. Укажите проблему, связанную с источником пресной воды . [1]
с. Приведите примеры проблем водных ресурсов Казахстана, связанных с
использованием их в промышленности. [2]
d. Объясните, почему на долю сельского хозяйства приходится основная доля
использованияводных ресурсов. [1]
е.Укажите проблемы водных ресурсов, связаных с использованием в сельском
хозяйстве. [1]
5.Сравните 9-ю и 10-ю по территории страны мира. Найдите 1 отличие и 2 сходства.
12
Население 18 157 078 чел.
президент Н.А.Назарбаев
ВВП 128,109 млрд.USD
Экспорт: ферросплавы, нефтепродукты,
электровозы, тепловозы, медь, металло-прокат, пропан и бутан, цинк, раститель-ное масло, мед, мясо
Импорт: Машины, оборудование и
механизмы, средства транспорта,
электротехническое оборудование
Население 39578828 чел.
президент Омар Аль Башир
ВВП 91 млрд.USD
Экспорт: нефть и нефтепродукты; хлопок,
скот, арахис, гуммиарабик, сахар
Импорт: продовольствие, промышленные
товары, транспортные средства,
медикаменты и химпродукция.
Отличия Сходства
1)______________________________ 1)____________________________________
___________________________________
2)____________________________________
______________________________________
[3]
6. Рассмотрите страны-лидеры по запасам и добыче нефти.
Страны Запасы (млр т) Добыча (млн т/год)
Венесуэла 46,58 124,1
Саудовская Аравия 36,52 585,7
Канада 28,09 218,2
Иран 21,57 216,4
Ирак 20,24 218,9
Кувейт 13,98 152,7
Россия 12,74 554,3
Китай 2,47 199,7
Ливия 6,31 20,0
a. Назовите 3 страны-лидера по запасам и добыче нефти
по запасам
[1]
по добыче
[1]
b. Объясните причины соотношения между запасами и добычей нефти в России и
Китае.
[1]
7. Рассмотрите таблицу ведущих стран по выращиванию пшеницы, запасам угля и улова
рыбы.
Страны Пшеница млн.т. Уголь млн.т Улов рыбы в т.
КНР 131,7 114500 70 368 028
Индия 96,5 60600 9 076 778
Россия 56,2 157010 4 484 450
США 54,4 237295 5 557 882
Франция 38,0 - 672 894
Саудовская Аравия - - 90960
Иран 11,1 - 838 953
13
Составьте картосхему с условными знаками, выделив 3 страны по всем позициям.
[3]
8. Каспийское море – уникальный водоѐм, его углеводородные ресурсы и биологические
богатства не имеют аналогов в мире. Каспий — старейший в мире нефтедобывающий
бассейн. Он является важнейшим источником осетровых, лососевых, карповых и других
видов рыб. С началом развития международных отношений Каспий стал основным морским
транспортным полотном для грузоперевозок. Глобальные экологические проблемы – это
загрязнение воды.
a. Назовите основные источники загрязнения Каспийского моря.
[1]
b. Укажите последствия загрязнения Каспийского моря.
[1]
c. Предложите два пути решения проблем, связанных с загрязнением Каспийского
моря.
[2]
Условные обозначения:
14
Схема вытавления баллов
№ Ответы
Балл
Дополнительная
информация
1 D) в обоих случаях изображения схематичны 1
2 B) b 1
3 a. за правильное составление диаграммы с
использованием условных обозначений: ТЭС 230°,
ГЭС 64,8°, АЭС13,2 °, прочие 21,6°
b. прочие- альтернативные источники энергия солнца,
ветра, энергии волн
3
1
4 a. ледники;
b. таяние в результате глобального потепления;
с. Иртыш-загрязнение промышленными отходами
ВКО и Павлодара
d. экстенсивное сельское хозяйство в развивающихся
странах, отсутствие новых технологий мелиорации и
орошения;
е. эвтрофикация
1
1
2
1
1
Загрязнение пе-стицидами и гер-бицидами
5 a. Форма правления президентская республика
b. Развивающаяся экономика: в экспорте преобладают
сырье, в импорте высокотехнологичные готовые
товары
c. Казахстан не имеет выхода к морю
1
1
1
6 a. По запасам:
Венесуэла,Саудовская Аравия,Канада:
По добыче: Саудовская Аравия, Россия, Ирак
b. При больших запасах(12,74т) Россия преобладает по
добыче нефти (554,3т) т.к. нефть является основной
статьѐй экспорта еѐ экономики
КНР экспортирует электронику, средства транспорта и
др.продукты обрабатывающей промышленности
1
1
1
7 по своему усмотрению используя условные знаки
составят картограмму
из таблицы правильно выбрали ведущие страны (КНР,
Индия, Россия)
1
1
1
8
a. отходы нефтяной промышленности и сельского хо-зяйства, нитраты и фосфаты, попадающие с речным
стоком
b. нарушение целостности экосистемы Мирового океа-на
c. использование безотходных высоких технологий
добычи минерального сырья, перевозки танкерами
нефти, очистительных сооружений и применение
вторичного цикла водопользования
1
1
2
за 1 пример 1 балл
Бытовые отходы,
аварии при пере-возке, радиоактив-ные отходы
Итого баллов 25
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами.
При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся дает полный
ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося оценивается его
умение излагать свою точку зрения, географические знания.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслитель
ных
навыков
Кол.
заданий
*
№ задания*
Тип
задания*
Время на
выполне
ние,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Природопользование
и геоэкология
10.3.2.1 Представлять в графической
форме сущность, содержание и
направления геоэкологических
исследований
Применение
1
1
КО
5
2
25
10.3.2.3 Районировать территорию мира
по уровню загрязнения и нарушенности
Применение 1 3 КО 6 3
10.3.2.4 Классифицировать и
представлять в графической форме
антропогенные факторы,
воздействующие на природу
Применение 1 2 КО 5 2
10.3.2.5 Предлагать пути минимизации
антропогенных факторов, оказывающие
воздействие на природу
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 5 4
10.3.2.7 Исследовать мировой опыт в
решении глобальных экологических
проблем
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 6 4
10.3.2.8 Определять роль научно-технического прогресса в решении
экологических проблем
Применение 1 6 КО 3 1
10.3.2.9 Предлагать пути решения
экологических проблем на основе
экологического районирования
территории Казахстана
Навыки
высокого
порядка
1 7,8 РО 10 9
Итого 8 40 25 25
Примечание : * разрешается вводить изменения
17
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету « География»
1. Дополните схему.
[2]
2. Приведите пример «Классификации антропогенных воздействий по форме проявления».
Прямое воздействие Косвенное воздействие
[2]
3. Экологическая организация Air Quality Index China выпустила интерактивную карту
«Загрязнение воздуха в мире в режиме реального времени». Карта обновляется каждые 15
минут. Степень загрязнения делится на 6 уровней. От «Хороший» («Good») – зеленого цвета
до «Опасный» («Hazardous») – темно-красного цвета.
Картосхема №1
18
a. Укажите регионы мира, относящиеся к «опасной» зоне.
[1]
b. Укажите регионы мира, относящиеся к «хорошей» зоне.
[1]
с. Укажите регионы мира, относящиеся к «умеренной» «Moderate» зоне.
[1]
4. Прочитайте статью с описанием мирового опыта по обеспечению населения питьевой
водой.
Германия рано вошла в стадию индустриализации и стала плотно заселенной
страной. Водоснабжение и отведение сточных вод в Германии – это задача населенных
пунктов. Они самостоятельно и свободно выбирают необходимые организационные и
технические решения. В государстве с высоко развитой промышленностью требования к
надежности водоснабжения и охране окружающей среды безусловно также высоки. Для
этого приняты нормативные документы -законы и постановления, которые подлежат
выполнению требованиям Европейского Союза.
Закон о водном балансе (1986 г.) регулирует хозяйственное использование поверх-ностных, подземных вод. Закон о налоге за сброс сточных вод (1976 г.) Федеральный за-кон о защите окружающей среды от вредных воздействий (1974 г.)
Федеральный закон об охране природы (1987 г.) предусматривает взимание налога за
прямой сброс очищенных стоков в водоем. Уплата налога ни в коем случае не освобожда-ет от обязанности очищать сточные воды. Федеральное правительство отвечает за основ-ное законодательство и национальные задачи в области водного хозяйства, например, на
министерство окружающей среды возложена охрана водоемов, на Федеральное министер-ство образования, науки, научных исследований и технологий - разработка новых техно-логий по очистке вод, на Федеральное министерство здравохранения - определение и кон-троль качества питьевой воды. 1 куб.метр воды стоит около 6 евро. Средняя семья за год
платит 1000 евро. Цены на воду в каждом районе немного отличаются. Водообеспечением
и отведением занимаются не крупные концерны, а большое число преимущественно сред-них специализированных и коммунальных частных предприятий. Важную роль в укрепле-нии экологических понятий в сознании населения и в осуществлении экологических целей
в защиту окружающей среды от краткосрочных частных интересов сыграли инициативные
группы граждан, которые контролируют экономное обращение с водой, использование
дождевой воды и повторное водоснабжение. Благодаря строительству более 8000 станций
биологической очистки в коммунальной сфере внутри промышленных предприятий зна-чительно сократился сброс в водоемы уничтожающих кислород органических и вредных
веществ.
Заполните таблицу примерами и доказательствами из текста.
Сферы, регулирующие обеспечение качества воды
правовая общественная научная экономическая
[4]
19
5. Главным природным богатством Украины являются месторождения каменного угля. Его
запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. тонн. Предприятия региона вы-брасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Жители
промышленных центров дышат не только пылью, но и тяжелыми металлами, фенолом, фто-ристым водородом, бензопиреном, диоксидом азота и другими соединениями. Возле шахт
находятся терриконы. Некоторые из них самовозгорают и дымятся.
a. Назовите причину критического состояния воздушного бассейна Украины.
[1]
b. Опишите последствия состояния окружающей среды промышленных центров
Украины на социальную сферу.
[1]
с. Опишите последствия состояния окружающей среды промышленных центров
Украины демографию.
[1]
d. Предложите пути уменьшения отрицательного антропогенного воздействия человека
на окружающую среду.
[1]
6. Рассматрите карту суммарной радиации Казахстана.
Укажите в каких регионах, целесообразно использовать гелиостанции.
[1]
7. Укажите последствия экологической обстановки в зонах с высоким уровнем
экологической опасности:
а. здоровье человека (два примера)
[2]
b. подземные воды
[1]
c. биосфера
[1]
d. литосфера
[1]
20
8. Экологическими проблемами Кызылординской области являются техногенное
опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов в следствие
нарушения норм ведения сельского хозяйства.
Предложите 4 пути решения рационального использования природных ресурсов и проблем
данного региона.
[4]
21
Схема выставления баллов
№ Ответы
Балл
Дополнительная
информация
1 Сущность геоэкологии – изучение взаимодействия
человека с природой
Напрвления – географические/экологические
1
1
2 Прямое воздействие (вырубка леса, распашка лугов,
осушение болот
Косвенное воздействие: вырубка леса ведет к
пересыханию ручьев, снижению уровня грунтовых
вод
1
1
3 a. Восточная часть Китая, Индия, Украина,
Малайзия
b. Норвегия, С-В и Ю-З, западная части Австралии,
Восточная и центральная части США
с. Западная Европа, западное побережье Южной
Америки
1
1
1
4 Правовая: законы, выполнение соответствует
требованиям ЕС- Закон о водном балансе ит.д.
Общественная: инициативные группы граждан, ко-торые контролируют экономное обращение с водой,
использование дождевой воды и повторное водо-снабжение
Научная: разработкой новых технологий занимается
министерство образования, науки, научных иссле-дований и технологий, построено более 8000 стан-ций биологической очистки
Экономическая: высокие цены за воду средняя се-мья за год платит 1000 евро, что способствует фор-мированию экологической культуры населения и
экономии водных ресурсов
1
1
1
1
Водообеспечением
и отведением
занимаются
частные
коммунальные
предприятия
5 a. Недостаточное оснащение источников выделения
загрязняющих веществ высокоэффективным га-зопылеулавливающим оборудованием
b. В последние десятилетия катастрофически
уменьшается количество здоровых детей. Их число
в настоящее время едва достигает 4-6%, а
количество больных растет с раннего возраста.
c. Численность населения Украины уменьшилась на
30%, а уровень смертности увеличился на 36%, при
этом показатели рождаемости резко упали.
d. оснащение предприятий промышленности высо-коэффективным газопылеулавливающим оборудо-ванием, утилизация терриконов
1
1
1
1
Скопление
терриконов
6 Туркестанская, Жамбылская, Кызылординская,
Алматинская, Мангистауская, ЗКО
1 За один указанный
ответ 1 балл
7 a.Негативные изменения окружающей среды
приводят к росту заболеваемости органов дыхания
и кожи, онкологические заболевания, негативное
влияние на репродуктивную систему, детская
2
1
1
1
На здоровье
человека внешнее
и внутренние
органы 2 балла
22
смертность ССС и ЖКТ смертности, сокращение
продолжительности жизни населения
b.опасность заражения подземных вод, через
инфильтрацию кислотных дождей
с. сокращение запасов и популяции морских орга-низмов
d. эрозия и снижение плодородия почв
8 Пути решения
1. Применение технологии капельного орошения;
2. использование штаммов и органического удоб-рения
3. выведение новых сортов культурных растений;
4. сотрудничество с ведущими странами с целью
обмена опытом, например, с Израилем, по ведению
сельского хозяйства
1
1
1
1
Итого баллов 25
23
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания.
24
Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
задани
й*

задан
ия*
Тип
задан
ия*
Время на
выполне
ние,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Геоэкономика
10.4.1.1 Объяснять цели и задачи, основные
категории геоэкономики
Знание понимание
1 1 КО 1 1
17
10.4.1.2 Определять роль географического
пространства в экономическом развитии
стран и регионов (с дополнительным охватом
казахстанского компонента)
Применение 1 2 КО 4 2
10.4.1.3 Анализировать совокупность
факторов и условий размещения предприятий
различных отраслей хозяйства
Навыки высокого
порядка
1 3 КО 4 3
10.4.1.5 Классифицировать страны мира по
хозяйственной структуре
Применение 1 5 КО 3 2
10.4.1.6 Анализировать территориальные
модели мирового хозяйства
Навыки высокого
порядка
1 6 РО 8 4
10.4.1.10 Определять выгодные для
Республики Казахстан структуру хозяйства,
соотношение отраслей хозяйства,
территориальную структуру хозяйства и
эффективные показатели экономического
развития
Навыки высокого
порядка
1 7 РО 5 5
Геополитика
10.5.1.2 Определять основные объекты и
субъекты геополитики
Применение 1 4 КО 2 2
8
10.5.1.5 Оценивать роль в геополитике
физико-географических, экономических,
социальных, демографических,
политических, военных, технологических
факторов
Навыки высокого
порядка
1 8 РО 10 6
Итого 8 40 25 25
Примечание : * разрешается вводить изменения
25
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «География»
1. Дайте определение понятию «Геоэкономика».
[2]
2. Казахстан в силу своей континентальной замкнутости, но при богатых запасах нефти и
газа всегда искал возможность выхода на мировые рынки. Главным маршрутом
транспортировки казахстанской нефти был и остается до сих пор Каспийский
трубопроводный консорциум. На сегодня существуют 4 направления экспорта нефти.
Рассмотрите картосхему. Укажите два известных магистральных трубопровода и подпишите
названия.
[2]
3. Запишите по одному основному фактору размещения предприятий различных отраслей
хозяйства.
Сельское хозяйство Добывающая
промышленность
Сфера услуг
[3]
26
4. Заполните схему.
[2]
5. На основе данных таблицы соотнесите страны и буквенные обозначения, а также
определите уровни экономического развития стран.
Развитые Развивающиеся С переходной экономикой
[2]
6. Мировое хозяйство состоит из исторически сложившейся совокупности национальных
хозяйств всех мировых государств, которые связаны всемирными экономическими
отношениями.
a. Установите соотвествие.
Периоды развития МХ Модели экономического
развития
1. Доиндустриальный А. Центр
2. Индустриальный В. Периферия
3. Постиндустриальный С. Полупериферия
[2]
b. Определите страны относящиеся к периодам развития МХ (Япония, Южная Корея,
Лаос, Камбоджа, Германия, Бразилия).
Периоды развития МХ Страны
1. Доиндустриальный
2. Индустриальный
3. Постиндустриальный
[2]
Структура хозяйств стран мира и доля в ВВП
А) Аграрный сектор
В) Индустриальный
С) Сфера услуг
.............. ............... ..................
Китай
Россия
Афганистан
Беларусь
Сомали
США
Германия
Франция
27
7. Прочитайте текст.
Государства Центральной Азии (ЦА) объединяют характеристики, связан-ные с транзитивностью социально-экономического базиса, географическим по-ложением (отсутствие выхода к морю), а также отчасти с монокультурностью
структуры экспорта, отражающей их прошлую систему хозяйствования.
Экономика государств ЦА сильно различается по объѐмам производства.
Так, на Казахстан в 2016 г. приходилось 67% общерегионального ВВП, на Узбе-кистан – 16,4%, на Туркменистан – 11,8%. Доли Кыргызстана и Таджикистана
существенно меньше – 2,2% и 2,6%.
В структуре ВВП многих стран ЦА преобладает сельское хозяйство и/или
добывающая промышленность.
Определите преимущества Казахстана по следующим позициям, сделайте вывод.
Территория и
природные
ресурсы
Инвестиционный
климат
Государственные
программы и
стратегии
Структура
хозяйства
Вывод:
[4]
8. Прочитайте текст.
Геополитические построения сегодня являются необходимым звеном разра-ботки внешнеполитического курса и определения долгосрочной политической стра-тегии государства.
Геополитика (от греч. Ge – земля + politike – политика) это учение, которое
изучает зависимость государственной политики и международных отношений от си-стемы политических, военно-стратегических, экономических и иных взаимосвязей,
обусловленных влиянием географических факторов.
a. Опишите, что подразумевает в себе геофизический фактор в геополитике.
[1]
b. Дайте оценку морфологическим особенностям государственной территории
Казахстана.
[2]
c. Укажите мероприятия, обеспечивающие национальную безопасность Республики Ка-захстан.
[1]
d. Укажите, какие действия были проведены для обозначения государственных границ
Казахстана с сопредельными территориями.
[2]
28
Схема выставления баллов
№ Ответы
Балл Примечание
1 Концептуальные воззрения, отражающие
интерпретацию глобального мира через систему
экономических атрибутов
2
2 Тенгиз-Астрахань-Новороссийск-российское
направление;
Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан- средиземноморское 1
1
Жанажол-Кумколь-Чарджоу-иранское; Кызы-лжар-Достык-китайское
3 Сельское хозяйство –агроклиматический
Добывающая промышленность -сырьевой
Сфера услуг-потребительский
1
1
1
территориальный
транспортный
социальной
инфраструктуры
4 Объект геополитики- это планетарное простраство;
Субъект – государство или блок государств, осу-ществляющие деятельность, направленную на из-менение геополитического пространства.
1
1
5 А- 3.сфера услуг
В- 2.промышленность
С- 1.аграрный
Развитые: Германия, Франция, США
Развивающиеся: Афганистан, Сомали, Китай
С переходной экономикой: Россия, Беларусь
1
1
Промышленность
Сельское
хозяйство
6 1-В: Лаос, Камбоджа
2-С: Южная Корея, Бразилия
3-А: Япония , Германия
4
Правильное
соотношения
периодов и
моделей МХ-2
балла
Правильтное
соотношение
стран -2 балла
7 Территория и природные ресурсы. Самая большая
территория в ЦА S 2724,9 млн.кв.км,
По объѐму запасов полезных ископаемых Казах-стан занимает первое место среди стран СНГ по
хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам
нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и
фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту
и олову.
Инвестиционный климат . Эксперты Всемирного
банка признали Казахстан страной с наиболее
успешными реформами по улучшению условий
ведения бизнеса. В мировом рейтинге стран с
наиболее благоприятным бизнес-климатом
Казахстан занимает 59-е место среди 183-х стран
мира.
Государственные программы и стратегии.
Стратегия 2050, Государственная программа
1
1
1
1
Государственная
программа
развития
образования
Республики
Казахстан
Государственная
программа
индустриально-инновационного
29
инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015
- 2019 годы, Стратегический план развития
Республики Казахстан до 2025 года
Структура хозяйства. Преобладание сферы услуг,
развитие обрабатывающей промышленности и
науки;
Вывод: РК является экономическим лидером в
центральноазиатском регионе.
развития
8 a. климат, характеристика природных, водных
ресурсов;
b. положительное: обширность территории, протя-женность коммуникаций, расположение столицы в
центре государства, столица назначенная, которая
установлена на основе принятых решений
законодательной власти в новое время, граничит
по суше с РФ , КНР и странами ЦА по
Каспийскому озеру с Азердбайжан и Иран;
отрицательное: нет выхода к открытому морю
с. делимитация и демаркация границ;
d. рабочая группа в составе представителей мини-стерств, акиматов, специалистов различных учре-ждений, геодезистов, картографов, землеустроите-лей, гидрологов изучили правовую базу, работали
принципы и методику ведения переговоров с каж-дым государством, встречались с местным населе-нием, общественностью, осуществлялись полевые
выезды на местность, аэро и космофотосъемка
приграничной полосы и другие мероприятия.
1
1
1
1
2
обеспечение тер-риториальной це-лостности и
неприкосновенно-сти границ
С целью инфор-мирования насе-ления о состоянии
и ходе переговор-ного процесса
проводились
пресс-конференции, да-вались интервью
для средств мас-совой информа-ции.
За правильный
пример 1 балл
Итого баллов 25
30
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «География»
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 25
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 8 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа должен заполнить
пустые места словами или предложениями. При ответе на вопросы требующие развернутого
ответа обучающийся дает полный ответ и показывают логический порядок действии. В
работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения, географические
знания.
31
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
Раздел Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания
*
Время на
выполне
ние,
мин*
Балл
*
Балл за
раздел
Страноведение
10.6.1.2 Представлять в творческой
форме историко-географические
регионы мира, их состав и
особенности, географическую
характеристику
Применение 1 1 РО 2 2
13
10.6.2.2 Объяснять методику расчета
одного из показателей, применяемых
в сопоставлении (по выбору: валовый
внутрений продукт (ВВП), валовый
национальный продукт (ВНП), в том
числе на душу населения, паритет
покупательской способности (ППС),
гендерное равениство и т.п.)
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 3 3
10.6.2.3 Графически представлять
рейтинг стран мира по одному из
показателей;
Применение 1 3 КО 5 2
10.6.2.4 Характеризовать индексы и
рейтинги стран мира, определяемые
по совокупности показателей
(показатели расчета/оценки, субъект
оценки, области применения
результатов
Применение 1 4 РО 3 2
10.6.2.5 Графически представлять
рейтинг стран мира, определяемые
по совокупности показателей
Применение
2 5-6 РО 10 4
32
Глобальные
проблемы
человечества
10.7.1.1 Классифицировать
проблемы в развитии человечества
Применение 1 7 РО 6 4
12
10.7.1.3 Определять и группировать
причины и последствия глобальных
проблем
Навыки
высокого
порядка
1 8 РО 11 8
Всего 8 40 25 25
Примечание : * разрешается вводить изменения
33
Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 4 четверть по предмету «География»
1. Определите на карте регион Центральной Азии.
а. Укажите страны, входящие в состав ЦА.
[1]
b. Опишите, в чѐм территориальная особенность и сходство стран этого региона.
[1]
2. Одним из основных показателей экономического развития страны является валовой
внутренний продукт.
a. Как часто государство измеряет ВВП? _____________________________________ [1]
b. Что относится к потребительским расходам?________________________________ [1]
с. Назовите составную ВВП –вложения в различные ценные бумаги, недвижимость и
прочее, что в дальнейшем может принести прибыль. ___________________________ [1]
3. Постройте график по показателям ВВП отдельных стран.
Страна ВВП в
млрд.долларов
США
США 19284.99
Китай 12263.43
Япония 4513.75
Казахстан 135.13
Узбекистан 61.53
[2]
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
34
4. Рассматрите таблицу «Положение стран в рейтинге по показателям».
Страны Экономика Инновация и пред-принимательство
Ожидаемая про-должительность
жизни
Социальный
капитал
Норвегия 2 4 4 1
Швеция 5 2 14 9
Австралия 10 8 17 3
Канада 8 16 15 8
Мексика 34 69 52 63
Ямайка 116 57 65 48
Индонезия 43 85 95 27
a. Укажите причину возглавления Норвегией множества рейтингов.
[1]
b. Опишите связь между социальным капиталом и ожидаемой продолжительностей
жизни
[1]
5. Нанесите на контурную карту страны мира по уровню глобальной конкурентноспособно-сти с указанием условных обозначений.
Рейтинг Страна Индекс
1 Швейцария 5.9
12 Дания 5.4
26 Япония 5.3
57 Казахстан 4.3
94 Камбоджа 3.9
137 Йемен 2.9
[1]
Условные обозначения:
35
6. Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности – исследование и
сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической
конкурентоспособности. Рейтинг рассчитывается по методике ведущего европейского
Института менеджмента.
a. Укажите, что подразумевает Институт под конкурентоспособностью страны.
[1]
b. Перечислите основные ключевые аспекты, по которым ведутся исследования.
[1]
c. Укажите сильные аспекты Казахстана, повлиявшие на его рейтинг.
[1]
7. Заполните таблицу «Классификация глобальных проблем человечества»
[4]
8. Демографический взрыв — это резкое увеличение численности населения в результате
устойчивого и значительного превышения рождаемости над смертностью.
a. Укажте регионы мира, где наблюдается быстрый рост населения
[1]
b. Назовите две причины роста численности населения в этих регионах
[2]
c. Укажите последствия перенаселения.
экологическая сфера
[1]
экономическас сфера
[1]
политическая сфера
[1]
d. предложите два пути решения проблемы
[2]
Глобальные проблемы человече-ства
экологические
человечества
экономические про-лемы человечества
социальные политические
36
Схема выставления оценок
№ Ответы
Баллы Примечание
1 a. 5: Казахстан, Кыргызстан,Туркменистан,
Таджикистан, Узбекистан
b. Внутриконтинентальные страны, не имеющие
выхода к открытому морю
1
1
2 a. Чаще всего ВВП измеряется поквартально или
за год
b. Покупки еды, оплата лечения, закупка
инструментов и игр
c. инвестиции
1
1
1
3 3. За построение столбчатой диаграммы:
a. масштаб
b. условные знаки
1
1
4 a. При составлении рейтингов учитываются такие
показатели благополучия: наличие гражданских
свобод, чувство безопасности и уверенности в
завтрашнем дне, ожидаемая продолжительность
жизни, состояние окружающей среды. Норвегия
лидирует по этим показателям, за счет
обрабатываемой нефтепродукции и наличием
перерабатывающих центров.
b. эти факторы тесно связаны между собой. Чем
болбше социального капитала тем больше
показатель продолжительности жизни.
1
1
5 a. правильно рассположил страны на карте
и использовал условные обозначения
1
6 a. способность национальной экономики
создавать и поддерживать среду, в которой
возникает конкурентоспособный бизнес.
b. состояние экономики, эффективность
правительства, состояние деловой среды,
состояние инфраструктуры.
c. эффективность правительства в области
создания благоприятного инвестиционного
климата, создание инфраструктуры
1
1
1
Рост показателей
экономики:
снижение
безработицы,
инфляции,
повышение ВВП
7 Экологические: загрязнение Мирового океана,;
Экономические: Голод и продовольственная
проблема, истощение ресурсов;
Политические: терроризм, угроза ядерной войны,
локальные конфликты;
Социальные: демографический взрыв, детская
смертность, незаконная миграция
1
1
1
1
8 a. Азия, Африка, Латинская Америка.
b. сокращение смертности, в результате развития
медицины, религиозные предубеждения,
1
2
Запрет
планирования
семьи в исламе,
37
безграмотность в сфере контрацепции
с. экология: загрязнение внутренних вод,
атмосферы, эрозия почв
экономика: нехватка ресурсов, рост бедности
политика: локальные конфликты, связанные с
массовой миграцией
d. повышение грамотности населения
обеспечение работой населения
1
1
1
1
1
иудаизме,
индуизме
Итого баллов 25

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020