» » История Казахстана 7 класс. Методические рекомендации по суммативному оцениванию

История Казахстана 7 класс. Методические рекомендации по суммативному оцениванию

01 май 2018, Вторник
2 199
0

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
История Казахстана
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «История Казахстана»
для обучающихся в 7 классах. Методические рекомендации подготовлены на основе
интегрированной учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить
уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для
проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с
дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей общеобразовательных
школ, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX вв» ...................................................... 4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ .................................... 8
Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – XІІІ вв»............ ........................................ 8
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел«Казахстан в XIII – первой
половине XV вв».............................................................................................................................. 12
Задания по суммативному оцениванию за раздел «Формирование казахского народа» .......... 16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ .................................. 25
Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства» ........... 20
Суммативное оценивание за раздел 6.4B Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках .. 25
Суммативное оценивание за раздел«Экономика и культура XVI – XVII веков» ...................... 30
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Казахстан в VI – IX вв.»
Задания
1. Установите соответствие между первых государственных сообществ и
Тюркского каганата с их правителями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами
1 2 3
Подраздел Раннесредневековые государства на территории
Казахстана
Письменность древних тюрков
Цель обучения
Критерий оценивания
6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских
государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
6.3.1.3 Использовать понятие «Великой степь» для
описания преемственности исторических событий и
процессов
6.2.3.1 Объяснять историческую важность
древнетюркской письменности
Обучающийся:
• Осуществляет соответствие между первых
государственных сообществ и Тюркского
каганата с их правителями
• Выявляет сходства и различия тюркских государств
(Тюрский, Западно-тюркский, Кимакский,
Огузский)
• Определяет историческую важность
древнетюркской письменности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Первые государственные сообщества,
Тюркский каганат
Правители
1 Cакское государство А) Бумын
2 Гунское государство В) Томирис
3 Тюркский каганат С) Моде
4
2. Заполните диаграмму Венна. Найдите не менее одного признака сходства и различия, общих
для тюрских государств (Тюрский, Западно-тюркский, Кимакский, Огузский).
3.Внимательно прочитайте данный текст, проведите анализ письменности
Культегин, использую собственные знания.
Письменность Культегин —древнетюркский письменный памятник.Он был установлен в
40к илометрах к северу от руин города Карабаласаган в Монголии, рядом с монастырем
Эрдени Цзу на берегу реки Орхон(VIII век). Высота памятника 3,15 м., ширина 1,34 м,
толщина 0,41м . Каменный столб напоминает пятиугольный щит, по бокам изображены
дракон и символ кагана. Первые упоминания о памятнике Культегин начали публиковаться
в работах западных исследователей XIX века. На протяжении долгого времени тюрковеды
не могли прочитать тайные надписи на двух памятниках. Среди ученых были утверждения,
что неизвестные надписи на памятниках принадлежали древним кельтам, готам, грекам,
славянам, Скандинавским финнам, и даже монголам или калмакам. 25 ноября 1893 года на
конференции научной академии Дании В.Томсен заявил, что он нашел ключ к прочтению
Орхонских письменных памятников и они написаны на древнетюркском языке, первыми
словами, которые он прочитал были «тәңірі» (господь) и «түрік»(тюрк). После этого
академик В.В.Радлов перевел текст. После данного исследования стало известно, что
надписи повествуют о героических подвигах батыра Культегина. Радлов, С.Е.Малов,
казахские ученые С.Аманжолов, Г.Айдаров, К.Умералиев и другие тюрковеды прочли
тюркский текст и исследовали его с языковой, литературной и исторической точки зрения.
И.В.Стеблева впервые рассмотрела Орхонскую письменность в качестве литературного
произведения, а М.Жолдасбеков обосновал влияние на казахскую литературу с научной
точки зрения.
Тюркский каганат
Кимакский каганат Огузский каганат
Западно-тюркский каганат
5
1. Что означает понятие «рунная письменность»?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Какую информацию о политике Бильге кагана и Культегина по укреплению государства
предоставляют «Орхонские письмена»?
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Почему тюркская письменность привлекает исследователей?
_______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Осуществляет
соответствие между
первых государственных
сообществ и Тюркского
каганата с их правителями
1 определяет правителя сакского
государства;
1
определяет правителя гунского
государства;
1
определяет правителя Тюрского
каганата;
1
Выявляет сходства и
различия тюркских
государств (Тюрский,
Западно-тюркский,
Кимакский, Огузский)
2 указывает не менее одного признака,
общих для тюрских государств
(Тюркский и Западно-тюркский) ;
1
укаазывает не менее одного признака,
общих для тюрских государств
(Тюркский и Кимакский);
1
указывает не менее одного признака,
общих для тюрских государств
(Тюркский и Огузский) ;
1
указывает не менее одного признака,
общих для всех тюрских государств ;
1
указывает не менее одного признака,
по которым они отличаются друг от
друга (Тюркский);
1
указывает не менее одного признака,
по которым они отличаются друг от
друга (Огузский);
1
указывает не менее одного признака,
по которым они отличаются друг от
друга (Западно-тюркский);
1
указывает не менее одного признака,
по которым они отличаются друг от
друга (Кимакский);
1
Определяет
историческую важность
древнетюркской
письменности
3 Пишет что представляет собой
«рунная письменность»;
1
анализирует политику Бильге кагана
по укреплению тюрского государства;
1
анализирует политику Культегина по
укреплению тюрского государства;
1
объясняет интерес исследователей к
тюркской письменности.
1
Всего баллов: 15
6
Рубрика для предоставления информации
родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел 6.1 A «Казахстан в VI – IX вв»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Осуществляет соответствие
между первых
государственных сообществ
и Тюркского
каганата с их правителями
Затрудняется осуществлять
соответствие между первых
государственных сообществ и
Тюркского
каганата с их правителями
Допускает ошибки при
осуществлении соответствие
между первых государственных
сообществ и Тюркского
каганата с их правителями
Осуществляет соответствие
между первых государственных
сообществ и Тюркского
каганата с их правителями
Выявляет сходства и различия
тюркских государств
(Тюрский, Западно-тюркский,
Кимакский, Огузский)
Затрудняется в определении
сходства и различия тюркских
государств
Допускает ошибки при
выявлении сходства и
различия тюркских государств
Выявляет сходства и различия
тюркских государств (Тюрский,
Западно-тюркский, Кимакский,
Огузский)
Определяет историческую
важность древнетюркской
письменности
Затрудняется при определении
исторической важности
древнетюркской письменности
Допускает ошибки при
определении исторической
важности древнетюркской
письменности
Определяет историческую
важность древнетюркской
письменности
7
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивания за раздел «Казахстан в X – нач. XІІІ вв.»
Подраздел Политические процессы на территории Казахстана в X –
нач. XІІІ вв.
Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и
культурное развитие средневекового Казахстана
Материальная и духовная культура тюрков
Цель обучения
Критерий оценивания
6.3.1.3. Объяснять ценности трудов М Кашгари,
Ж.Баласағуни и А.Яссауи в описании общества тюркского
периода
6.2.2.4 Объяснять особенности развития тюркских
государств в Х – нач. ХІІІ вв., выявляя их сходства и
различия;
6.4.2.1. Определять роль Великого Шелкового пути в
развитии городской курьтуры
Обучающийся
• Описывает историческую ценность работ М
Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи в описании
тюркского общества
• Выявляет сходства и различия развития тюрских
государств в Х – нач. ХІІІ вв.
• Определяет влияние Великого Шелкового пути на
развитие средневековых городов на территории
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Заполните таблицу.
Ученные Труды Ценнность и значимость
Махмуд Кашгари
Жүсип Баласагуни
Ходжа Ахмет Яссауи
8
2.Заполните диаграмму Венна.
Найдите не менее трех признаков сходства и различия общих тюркских государств в Х – нач.
ХІІІ вв.
Х век нач. ХІІІ вв.
3. Работа с рисунками. Охарактеризуйте влияние Великого Шелкового пути в развитии
городской культуры Казахстана.
Влияние на развитие ремесел:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Влияние на развитие торговли:
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Влияние на развитие строительства:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
9
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает историческую
ценность работ М.
Кашгари, Ж. Баласагуни и
А.Яссауи в описании
тюркского общества
1
называет произведение М. Кашгари; 1
определяет значимость труда М.
Кашгари;
1
называет произведение Ж.
Баласагуни; 1
определяет значимость труда Ж.
Баласагуни;
1
называет произведение А.Яссауи;
1
определяет значимость труда
А.Яссауи;
1
Выявляет сходства и
различия развития
тюрских государств в Х –
нач. ХІІІ вв.
2
указывает на первый признак, общих
для тюрских государств в Х – нач.
ХІІІ вв.;
1
указывает на второй признак, общих
для тюрских государств в Х – нач.
ХІІІ вв.;
1
указывает на третий признак, общих
для тюрских государств в Х – нач.
ХІІІ вв.;
1
указывает на первый признак, по
которым тюрские государства
отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;
1
указывает на второй признак, по
которым тюрские государства
отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;
1
указывает на третий признак, по
которым тюрские государства
отличаются в Х – нач. ХІІІ вв.;
1
Определяет влияние
Великого Шелкового пути
на развитие
средневековых городов на
территории Казахстана
3
определяет влияние Великого
Шелкового пути на развитие ремесел;
1
определяет влияние Великого
Шелкового пути на развитие
торговли;
1
определяет влияние Великого
Шелкового пути на развитие
строительства.
1
Всего баллов: 15
10
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценниваия за раздел «Казахстан в X – XІІІ вв»
ФИО Обучающийся ________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает
историческую ценность
работ М. Кашгари, Ж.
Баласагуни и А.Яссауи в
описании тюркского
общества
Затрудняется описывать
исторические ценности работ М.
Кашгари, Ж. Баласагуни и
А.Яссауи в описании тюркского
общества
Допускает ошибки при описывании
значимости и ценности работ М.
Кашгари, Ж. Баласагуни и А.Яссауи
в описании тюркского общества
Описывает историческую ценность
работ М. Кашгари, Ж. Баласагуни и
А.Яссауи в описании тюркского
общества
Выявляет сходства и
различия развития
тюрских государств в Х –
нач. ХІІІ вв.
Затрудняется в определении
сходства и различия тюркских
государств в Х – нач. ХІІІ вв.
Допускает ошибки при выявлении
сходства и различия тюркских
государств в Х – нач. ХІІІ вв.
Выявляет сходства и различия
развития тюрских государств в Х –
нач. ХІІІ вв.
Определяет влияние
Великого Шелкового
пути на развитие
средневековых городов
на территории
Казахстана
Затрудняется определить
влияние Великого Шелкового
пути на развитие городской
курьтуры
Допускает ошибки при определении
влияние Великого Шелкового пути
на развитие городской курьтуры
Определяет влияние Великого
Шелкового пути на развитие
средневековых городов на
территории Казахстана
11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Задания по суммативному оцениванию за раздел
«Казахстан в XIII - первой половине XV вв.»
Задания
1. Соотнесите термины и определения.
1 Руководил десятком A г. Каракорум
2 Руководил армией B баскак
3 Управлял диваном C визир
4 Избирал хана D десятник
5 Собирал налоги E Ясы
6 Законы Чингисхана F курултай
7 Столица империи с 1260г G хан
Тема Образование монгольской империи
Последствия монгольского завоевания
Могулистан. Ханство Абулхаир хана
Цель обучения 6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном
искусстве;
6.3.1.6 Объяснять политические процессы в государствах
XIII-XV вв., используя карту
6.3.1.8 Определять особенности системы управления
государств на территории Казахстана
6.3.2.5 Объяснять внешнюю политику государств,
образованных в XIII – XV веках на территории Казахстана,
определяя взаимосвязи между историческими событиями
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет достижения кочевников в военном
искусстве
• Объясняет политические процессы в государствах
XIII-XV вв., используя карту
• Сравнивает особенности системы управления и
внешнюю политику государств на территории
Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
12
2. Работа с картой.
Объясните политические процессы в государствах.
Ак Орда-
Ханство Абулхаир хана-
Могулистан-
3. Сравните особенности системы управления и внешнюю политику государств Ак Орды и
Могулистан.
Ак Орда Сходства Могулистан
Система
управления
Внешняя
политика
Система
управления
Внешняя
политика
13
Критерий
оценивания
Задания

Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяяет достижения
кочевников в военном
искусстве
1 1
2 1
3 1
4 1
5 1
6 1
7 1
Объясняет политические
процессы в государствах XIIIXV
вв., используя карту
2
определяет политические процессы
Ак Орды;
1
определяет политические
процессы ханство Абулхаир хана;
1
определяет политические процессы
Могулистана;
1
Сравнивает особенности
системы управления и
внешнюю политику
государств на территории
Казахстана
3
показывает систему управления Ак
Орды;
1
показывает внешнюю политику Ак
Орды;
1
показывает внешнюю политику
Могулистана;
1
показывает систему управления
Могулистана;
1
определяетсходства системы
управления и внешнюю политику
государств;
1
Всего баллов 15
14
1
определяет руководителя десятка;
определяет руководителя армии;
определяет управляющего диваном;
определяет место избрания ханов;
определяет людей собирающих налоги;
определяет Законы Чингизхана;
определяет столицу империи;
Рубрика для предоставления родителям информации о результате
суммативного оценивания по теме «Казахстан в XIII - первой
половине XV вв.»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяяет достижения
кочевников в военном
искусстве
Затрудняется в определении
достижений кочевников в
военном искусстве
Допускает ошибки в определении
достижений кочевников в военном
искусстве
Определяяет достижения
кочевников в военном искусстве
Объясняет политические
процессы в государствах
XIII-XV вв., используя
карту
Затрудняется объяснить
политические процессы в
государствах XIII-XV вв.,
используя карту
Допускает ошибки при объяснении
политических процессов в
государствах XIII-XV вв.,
используя карту
Объясняет политические
процессы в государствах XIIIXV
вв., используя карту
Сравнивает особенности
системы управления и
внешнюю политику
государств на
территории Казахстана
Затрудняется сравнить
особенности системы управления
и внешнюю политику государств
на территории Казахстана
Допускает ошибки в сравнении
особенностей системы управления
и внешнюю политику государств
на территории Казахстана
Сравнивает особенности
системы управления и внешнюю
политику государств на
территории Казахстана
15
Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Формирование казахского народа»
Тема Завершение процесса формирования казахского народа
Цели обучения 6.1.1.4 Объяснять значение этнонима «казах»
6.1.1.3Определять основные периоды формирования
казахского народа, устанавливая связи между
историческими событиями древности и средневековья
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет исторические события в
формиравании казахского народа
• Определяет источники об этнониме «казах»
• Показывает расположение казахских племен.
• Определяет факторы, повлиявшие на
формирование казахского народа
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения
Задания
1. Объясните, что означают термины.
1 Этнос
2 Этноним
3 Этногенез
2. Перед вами подборка источников и аналитических материалов. Изучив их, вам
необходимо сделать 2 вывода, ответив на следующие вопросы.
1. Какой исторический процесс отразился в тексте?
2. Какое предположение основное об этнониме «казах»?
Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». В
тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание
«казгакуглым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших
16
на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки».
Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.
В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях
имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По
мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов,
которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра.
Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных
источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в
мамлюкском Египте кыпчаками. Здесь слово казах имеет значение «свободный».
Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли
группы людей. По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и
Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые
связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением
слов "каз”, "хас”.
В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи
прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение
слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за
причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана которые
отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.
3. Обозначьте на контурной карте территории расселения племен старшего, среднего,
младшего джузов.
4. Дополните данные разделы в таблице фактами (например: уровень развития
культуры кочевых племен Казахстана, сформированности единой территории,
общественно-этническая структура, сформированность языка, внешний облик,
присущий большинству этнических представителей и.т.д).
В формировании казахского народа повлияли следующие факторы.
Главные этнополитические
признаки этноса
Историко-географические признаки
этноса
1.
2.
1.
2.
Вывод:
17
Критерий
оценивания
Задания

Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет
исторические события
в формиравании
казахского народа
1 определяет термин этнос; 1
определяет термин этноним; 1
определяет термин этногенез; 1
Определяет источники
об этнониме «казах»
2 определяет главный исторический
процесс, отраженный в источнике;
1
обосновывает свой ответ, ссылаясь на
текст исторического источника;
1
делает вывод о появлении этнонима
«казах»;
1
аргуменьтирует свой ответ, ссылаясь на
текст исторического источника;
1
Показывает
расположение
казахских племен
3
указывает расположение племен
старшего джуза;
1
указывает расположение племен
среднего джуза;
1
указывает расположение племен
младшего джуза;
1
Определяет факторы,
повлиявшие на
формирование
казахского народа
4 пишет первый этнополитический
признак этноса;
1
пишет второй этнополитический признак
этноса;
1
пишет первый историко-географический
признак этноса;
1
пишет второй историко-географический
признак этноса;
1
делает вывод в таблице. 1
Всего баллов 15
18
Рубрика для предоставления родителям информации о
результате суммативного оценивания по теме
«Формирование казахского народа»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет
исторические события в
формиравании
казахского народа
Затрудняется в определении
исторических событий в
формиравании казахского
народа
Доопускает ошибки в определении
исторических событий в
формиравании казахского народа
Определяет исторические
события в формиравании
казахского народа
Определяет источники
об этнониме «казах»
Затрудняется в определении
источников об этнониме
«казах»
Допускает ошибки в определении
источников об этнониме «казах»
Определяет источники об
этнониме «казах»
Показывает
расположение
казахских племен
Затрудняется в указании
расположение казахских
племен
Допускает ошибки в указании
расположение казахских племен
Показывает расположение
казахских племен
Определяет факторы,
повлиявшие на
формирование
казахского народа
Затрудняется в определении
факторов, повлиявшие на
формирование казахского
народа
Допускает ошибки в определении
факторов, повлиявшие на
формирование казахского народа
Определяет факторы,
повлиявшие на формирование
казахского народа
19
Суммативное оценивание за раздел «Образование единого Казахского государства»
Задания
Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с
одним правильным ответом.
1. Одной из предпосылок создания Казахского ханства стали кризисные события во
внутреннем и внешнем положении существовавших тогда государств:
A) ханства Абулхаира и Мавераннахра
B) Мавераннахра и Могулистана
C) ханства Абулхаира и Могулистана
D) Белой и Ногайской Орд
Е) Золотой и Ак Орды
2. Первоначально Казахское ханство было образовано на территории:
A) Южного Казахстана
В) Центрального Казахстана
С) Средней Азии
D) Западного Жетысу
Е) Сарыарка
Тема Образование Казахского ханства
Цель обучения 6.3.1.9 Определять историческое значение образования
Казахского ханства
6.2.3.4 Объяснять значение труда М.Х. Дулати «Тарихи
Рашиди»
6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает исторические событий образования
Казахского ханства
• Обозначает на карте территорию и города
Казахского ханства
• Определяет роль Керея и Жанибек в укреплении
государства
• Определяет хронологические последовательности
исторических событий
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
20
3.Укажите ханов, основавших Казахское ханство:
А) Абулхаир, Барак
В) Есенбуга, Махмуд
С) Касым, Бурундук
D) Абылай, Тауке
Е) Керей, Джанибек
4. Укажите средневековый источник, содержащий сведения об образовании Казахского
ханства:
А) «Кутатгу билиг» Ю. Баласагуни
В) «Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дуглат
С) «Дивани лугатат тюрк» М. Кашгари
D) «Дивани хикмат» Ахмет Яссауи
Е) «Философские, математические трактаты» Аль-Фараби
5. Укажите годы образования Казахского ханства:
А) 1567-1568 гг.
В) 1398-1400 гг.
С) 1468 –1469 гг.
D) 1465 –1466 гг.
Е) 1455-1456 гг
6. Работа с картой.
- обозначьте на карте место, где было провозглашено Казахское ханство;
- обозначьте на карте столицу государства Абулхаира;
- обозначьте на карте город Туркестан
21
7. Заполните таблицу.
Исторические
личности
События и факты, связанные с личностью
Керей
Жанибек
М.Х. Дулати
8. Работа с рисунками. Расставьте картины в хронологической последовательности
событий, изображённых на картинах. Сделайте вывод, устанавливая связь между
историческими событиями.
Вывод: Объясните, каковы были политические последствия событий, которому
посвящена картина.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Первым ханом нового
ханства становится
Керей
Борьба за Дешти-Кыпчак
казахских ханов с
потомками Абулхаира
Керей и Жанибек, возглавив
одну из частей племен
Узбекского ханства (так
называемое "Государство
кочевых узбеков"),
перекочевали в Могулистан
А В С.
22
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает исторические
событий образования
Казахского ханства
1 указывает предпосылку образования
казахского ханства;
1
указывает территорию образования
казахского ханства;
1
указывает основателей казахского
ханства;
1
называет средневековый источник,
содержащий сведения об
образовании Казахского ханства;
1
называет годы образования
Казахского ханства;
1
Обозначает на карте
территорию и города
Казахского ханства
6
определяет место провозглашения
Казахского ханства; 1
обозначает на карте столицу
государства Абулхаира; 1
обозначает на карте город Туркестан; 1
Определяет роль Керея и
Жанибек в укреплении
государства
7
описывает деятельность Керея; 1
описывает деятельность Жанибека; 1
описывает деятельность М. Х.
Дулати;
1
Определяет
хронологические
последовательности
исторических событий
8 указывает первое событие в
хронологической
последовательности;
1
указывает второе событие в
хронологической
последовательности;
1
указывает третье событие в
хронологической
последовательности;
1
делает вывод. 1
Всего баллов 15
23
5
4
2
3
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел
«Образование единого Казахского государства»
ФИО обучающегося________________________________________
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает
исторические события
образования
Казахского ханства
Затрудняется описать
исторические события
образования Казахского ханства
Допускает ошибки в описании
исторических событии
образования Казахского ханства
Описывает исторические события
образования Казахского ханства
Обозначает на карте
территорию и города
Казахского ханства
Затрудняется обозначать на
карте территорию и города
Казахского ханства
Допускает ошибки в обозначении
на карте территорию и города
Казахского ханства
Обозначает на карте территорию и
города Казахского ханства
Определяет роль
Керея и Жанибек в
укреплении
государства
Затрудняется определить
историческую ценность
деятельности
Керея и Жанибек, М.Х.Дулати
Допускает ошибки в определение
исторической ценности
деятельности Керея и Жанибек,
М.Х.Дулати
Определяет роль Керея и Жанибек
в укреплении государства
Определяет
хронологические
последовательности
исторических
событии
Затрудняется определить
хронологические
последовательности
исторических событий и
делать вывод, устанавливая связи
между историческими
событиями
Допускает ошибки в определении
хронологических
последовательности исторических
событий
Определяет хронологические
последовательности исторических
событий и делает вывод,
устанавливая связи между
историческими событиями
24
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание
за раздел «Развитие Казахского ханства в XVI – XVII веках»
Задания
Тестовое задание с двумя утверждениями. Вопросы с несколькими вариантами и с одним
правильным ответом.
1. Длительную борьбу казахских ханов за оседло - земледельческие районы Южного
Казахстана и при сырдарьинские города завершил:
А) Тауке
В) Есим
С) Жангир
D) Хакназар
Е) Касым
2. Хан Хакназар был убит по приказу:
А) Абдаллаха II
Б) Мухаммеда Шайбани
В) Баба-султана
D) Есим хан
Е) Тауекел хан
Тема Усиление Казахского ханства при Касым хане
Укрепление единства Казахского ханства при Есим хане
Общественно-правовая система казахов при Тауке хане
Цель обучения 6.3.1.10 Определять роль казахских ханов в укреплении
государства
6.3.2.6 Анализировать внешнюю политику казахских
ханов
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся:
• Указывает значительные события в казахском
ханстве в XVI – XVII веках
• Соотносит роль социальных групп в Казахском
ханстве
• Анализирует особенности внешней политики
казахских ханов
• Определяет роль казахских ханов в укреплении
государства
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
25
3. После смерти Шигая ханом стал:
А) Жаныбек
Б) Тауке
В) Тауекел
D) Есим
Е) Хакназар
4. После смерти хана Касыма Казахское государство:
A) достигло наибольшего могущества
B) распалось на жузы.
C) переживало политический кризис
D) расширило свои границы
E) вело войну с Русским княжеством
5.Тауекель называл себя ханом:
A) казахов и башкир
B) казахов и мангытов
С) казахов и киргизов
D) казахов и калмыков
Е) казахов и ногаев
6. Соотнесите названия с определениями.
1 Султаны A это звание присваивалось своему
национальному герою только народом. В знак
особенного предпочтения, некоторые
казахские роды называются именами своих
предков.
2 Батыры B Представитель определенного жанра
казахского исторического поэтического
творчества.
3 Бий C Это звание знати в Казахском ханстве, чаще
всего были правителями отдельного рода или
племени.
4 Жырау D Они обладали знаниями истории народа, его
быта, обычаев и традиций, отличались
мудростью и красноречием.
7. Напишите особенности внешней политики правителей Казахского ханства.
1 Касым хан 1.
2.
2 Хакназар хан 1.
2.
3 Тауекель хан 1.
2.
4 Есим хан 1.
2.
26
8. Прочитайте текст. Определите роль Тауке хана в укреплении внутренней и внешней
политики Казахского ханства.
Казахское ханство сумело окрепнуть при хане Тауке, который на исходе семнадцатого
и в начале восемнадцатого веков, удачно объединив свои силы с силами кыргыз и
каракалпаков, поставил довольно надежный заслон злобному натиску калмаков. Известен
факт: когда в 1680 году джунгары бесчинствовали на юге Казахстана, лишь один Туркестан,
защищаемый Тауке-ханом, остался нетронутым. Но целиком пресечь агрессию ойратов он
был не в силах. Это и явилось причиной омертвления южных районов Казахстана,
подпавших под джунгарское иго. Остановить вражеское нашествие в условиях
непрекращающих междоусобиц чингизидов в самом Казахстане, сложных отношений со
среднеазиатскими государствами было и невозможно. И Тауке-хан железной рукой принялся
наводить порядок в собственном владении. При Тауке увидел свет свод норм обычного права
«Жеты Жаргы», который заложил основы наиболее целесообразного в ту пору
государственного устройства и правопорядка.Тауке сумел преодолеть распри аристократов,
объединить народ, значительно подняв удельный вес ханской власти. Тауке привел в норму
политическую и экономическую обстановку в своем государстве, наладил добрососедские
отношения - с соседними. Одного он не мог преодолеть-продолжавшейся, все обострявшейся
джунгарской агрессии.
Внутреняя политика
Внешняя политика
27
Критерий
оценивания
Задания

Дескриптор Балл
Обучающийся
Указывает значительные
события в казахском
ханстве в XVI – XVII
веках
1 называет годы правления ханов; 1
называет роль казахских ханов в
укреплении государства;
1
называет территорию казахского
ханства в XVI веке; 1
называет предшественников
ханов;
1
называет взаимосвязи с соседними
странами.
1
Соотносит роль
социальных групп в
Казахском ханстве
6 определяет роль батыров в
казахской обществе;
1
определяет роль биев в казахской
обществе;
1
определяет роль султанов в
казахской обществе;
1
определяет роль жырау в
казахской обществе.
1
Анализирует особенности
внешней политики
казахских ханов
7
определяет особенности внешней
политики Касым хана;
1
определяет особенности внешней
политики Хакназар хана;
1
определяет особенности внешней
политики Тауекель;
1
определяет особенности внешней
политики Есим хана.
1
Определяет роль
казахских ханов в
укреплении государства
8 определяет роль Тауке хана в
укреплении внешней политики
1
определяет роль Тауке хана в
укреплении внутренней политики
1
Всего баллов 15
28
5
4
3
2
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам
суммативного оцениванияза раздел «Развитие Казахского
ханства в XVI – XVII веках»
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Указывает
значительные события
в Казахском ханстве в
XVI – XVII веках
Затрудняется указать значительные
события в Казахском ханстве в XVI
– XVII веках
Допускает ошибки в указании
значительных событии в
Казахском ханстве в XVI – XVII
веках
Указывает значительные
события в Казахском ханстве в
XVI – XVII веках
Соотносит роль
социальных групп в
Казахском ханстве
Затрудняется соотносить роль
социальных групп в Казахском
ханстве
Допускает ошибки в соотносение
ролей социальных групп в
Казахском ханстве
Соотносит роль социальных
групп в Казахском ханстве
Анализирует
особенности внешней
политики казахских
ханов
Затрудняется анализировать
особенности внешней политики
казахских ханов
Допускает ошибки при анализе
особенности внешней политики
казахских ханов
Анализирует особенности
внешней политики казахских
ханов
Определяет роль
казахских ханов в
укреплении
государства
Затрудняется определить роль
казахских ханов в укреплении
государства
Допускает ошибки при
определении роли казахских
ханов в укреплении государства
Определяет роль казахских
ханов в укреплении
государства
29
Суммативное оценивание за раздел
«Экономика и культура XVI – XVII веков»
1. Соотнесите произведения с жанрами.
1.Героический эпос А.Тарих-и Рашиди, Сборник летописей
2.Кюй В. «Поход Жошы хана», «Аксак кулан»
«Сагыныш», «Ел айырылган»
3.Исторические произведения С. Едиге, Орак-Мамай, Шора, Кобыланды
батыр
4.Легенды D. Как Асан-Кайгы искал Жер-Уюк, «Книга
деда Коркыта»
1- 2- 3- 4-
2. Классифицируйте традиционные предметы материальной культуры XVI – XVII вв
казахов.
Юрта, тускииз, алаша, кебеже, найза, коржын, камзол, жаргак тон, шапан, кебис, маси,
шарке, курке, шатыр, айбалта
Жилища Предметы
домашнего обихода
Оружия Одежда Обувь
Тема Духовная культура казахов в XVI – XVII веках
Материальная культура казахов в XVI – XVII веках
Традиционное хозяйство казахов
Цель обучения
Критерий оценивания
6.2.2.1 Определять значимость кюев, легенд, шежире и
эпосов, как исторических источников
6.2.2.5 Описывать достижения прикладного искусства
кочевников.
6.4.1.2 Определять особенности традиционного хозяйства
кочевников
Обучающийся
• Характерезует исторические произведения казахов
в XVI – XVII вв
• Классифицирует виды материальной культуры
кочевников
• Объясняет суть обычаев кочевников
• Определяет источники при определении
особенности традиционного хозяйства кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
30
3. Объясните суть обычаев кочевников:
Тасаттык---------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Суйнши----------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Асар--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Определите особенности традиционного хозяйства кочевников согласно источникам.
Плано Карпини Рубрук Марко Поло
"Иные жилища скоро
разбираются и опять
складываются и
навьючиваются на скотину
(юрта), другие же разбирать
нельзя, а ставят их на повозки.
Куда бы они не ходили на
войну или с места на место,
всегда берут их с собой". В
такую повозку в зависимости
от величины впрягали от двух
и более быков, а иногда и
верблюда. Устроена она была
по аналогии с юртой, но не
разбиралась. Повозки,
составленные вокруг,
образовывали защитное
сооружение.
«Дом, в котором они спят, —
писал Рубрук, — они ставят на
колеса… И они делают
подобные жилища настолько
большими, что те имеют
иногда тридцать футов в
ширину… Я насчитал у одной
повозки 22 быка, тянущих
дом… Ось повозки была
величиной с мачту
корабля…».
"кыпчаки покрывали юрты
белым войлоком, чаще же
пропитывают войлок
известкой, белой землей и
порошком из костей, чтобы он
сверкал ярче, а иногда они
берут черный войлок. Именно
они (кыпчаки) сшивают
цветной войлок или другой,
составляя виноградные лозы и
деревья, птиц и зверей". Из
войлока сшивались чулки
внутрь сапог, колпаки, а также
потники для лошадей.
в книге Марко Поло
отражен момент перед
военными действиями,
когда воины, сидя на
лошадях, играют на
двуструнных
инструментах и поют
песни. Также описаны и
другие эпизоды, в том
числе и тот факт, что
народ, живущий в этой
местности, пьет кобылье
молоко"
31
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Характерезует
исторические
произведения казахов в
XVI – XVII вв
1
описыает героические эпосы в XVI-XVII
вв;
1
описывает кюй в XVI – XVII вв; 1
описывает исторические произведения в
XVI – XVII вв; 1
описывает легенды в XVI – XVII вв. 1
Классифицирует виды
материальной культуры
кочевников
2
классифицирует национальные одежды
казахов;
1
классифицирует национальную обувь
казахов
1
классифицирует жилища казахов; 1
классифицирует предметы домашнего
обихода у кочевников;
1
классифицирует оружия казахских
батыров.
1
Объясняет суть обычаев
кочевников 3
объясняет суть обычая «тасаттык»; 1
объясняет обычая «суйнши»; 1
объясняет обычая «асар»; 1
Определяет источники
при определении
особенности
традиционного
хозяйства кочевников
4
определяет особенности традиционного
хозяйства кочевников согласно
источникам европейских
путешественников;
1
определяет особенности традиционного
жилища кочевников, анализируя
источниковевропейских
путешественников;
1
определяет особенности прикладного
исскуства кочевниковсогласно источникам
европейских путешественников.
1
Всего баллов 15
32
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оцениванияза раздел Экономика и культура XVI – XVII веков
ФИО обучающегося ______________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характерезует
исторические
произведения казахов в
XVI – XVII вв
Затрудняется характерезовать
исторические произведения казахов
в XVI – XVII вв
Допускает ошибки при
определении исторических
произведении казахов в XVI –
XVII вв
Характерезует исторические
произведения казахов в XVI –
XVII вв
Классифицирует виды
материальной культуры
кочевников
Затрудняется классифицировать
виды материальной культуры
кочевников
Допускает ошибки при
классифицировании видов
материальной культуры
кочевников
Классифицирует виды
материальной культуры
кочевников
Объясняет суть обычаев
кочевников
Затрудняется объяснить суть
обычаев кочевников
Допускает ошибки при
объяснении сути обычая
кочевников
Объясняет суть обычаев
кочевников
Определяет источники
при определении
особенности
традиционного
хозяйства кочевников
Затрудняется определить
источники при определении
особенности традиционного
хозяйства кочевников
Допускает ошибки при
определении источников при
определении особенности
традиционного хозяйства
кочевников
Определяет источники при
определении особенности
традиционного хозяйства
кочевников

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2021-2022