Всемирная история 5 класс. Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Всемирная история
5 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для
обучающихся в 5 классах.
Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9
классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего
образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для
суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень
достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях
предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике
описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с
дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и
региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных
лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» .... 4
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин» ....................................................... 8
Суммативное оценивание за раздел « Древний Египт» ........................................................................ 11
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ............................... 15
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи» .............................................................. 15
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма» ........ 19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 22
Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай» .......................................................................... 22
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция» ......................................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 32
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи» ........................................................ 32
Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох» ................................................................... 36
3
Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции» ....................................................... 29
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и
скотоводов»
Тема Как появился первый человек
Почему люди начали заниматься земледелием и
скотоводством
Цели обучения 5.4.1.2 Объяснять понятие «неолитическая революция»,
раскрывая ее значение
5.4.2.1 Сравнивать присваивающий и производящий типы
хозяйства для понимания экономического прогресса
5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности
(собирательство, охота, рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение металлов, меновая торговля)
Критерий оценивания Обучающийся
• Указывает изменения в жизне людей в эпоху
неолита
• Сравнивает присваивающий и производящий типы
хозяйства для понимания экономического прогресса
• Описывает виды хозяйственной деятельности
(собирательство, охота, рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение металлов, меновая торговля)
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Укажите изменения произошедшие в эпоху неолита.
4
2. Сравнивните присваивающий и производящий типы хозяйства.
Типы хозяйства
присваивающий производящий
различия 1
2
1
2
сходство
№ Виды хозяйственной
деятельности
Характеристика
1 Собирательство и охота
2 Рыболовство
3 Земледелие
4 Скотоводство
5 Освоение металлов
Ремесла Жилище
Общество
Неолитиче
ская
революция
Население
Орудия
труда
1
5
2
3
4
5
3.Опишите виды хозяйственной деятельности.
Критерии
оценивания
№
задание
Дескриптор Балл
Обучающийся
Указывает
изменения в жизне
людей в эпоху
неолита
1 1.указывает как изменилась общество
людей в эпоху неолита;
1
2.указывает как изменилась население в
эпоху неолита;
1
3.указывает как изменилась жилище людей
в эпоху неолита;
1
4.указывает как изменилась орудия труда в
эпоху неолита;
1
5.указывает как изменилась ремесла в
эпоху неолита;
1
Сравнивает
присваивающий и
производящий типы
хозяйства для
понимания
экономического
прогресса
2 определяет сходство присваивающего и
производящего типа хозяйства;
1
определяет различие присваивающего от
производящего типа хозяйства;
1
указывает различие присваивающего от
производящего типа хозяйства;
1
указывает различие присваивающего от
производящего типа хозяйства;
1
указывает различие присваивающего от
производящего типа хозяйства;
1
Определяет виды
хозяйственной
деятельности
(собирательство,
охота, рыболовство,
земледелие,
скотоводство,
освоение металлов,
меновая торговля)
3 дает характеристику для вида:
собирательство и охота;
1
дает характеристику для вида рыболовство; 1
дает характеристику для вида освоение
металлов;
1
дает характеристику для вида земледелие; 1
дает характеристику для вида скотоводство. 1
Всего баллов 15
6
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за
раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»
ФИО обучающегося ____________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Затрудняется указать
изменения в жизне людей в
эпоху неолита. Указание как
общество людей/население
/жилище/орудие труда/ремесло
в эпоху неолита
Допускает ошибки при указании
изменения в жизни людей в
эпоху неолита, общества людей/
населения /жилища / орудия
труда/ремесла в эпоху неолита
Указывает изменения
в жизне людей в эпоху
неолита указание как
изменилась общество
людей/население
/жилище/орудие
труда/ремесло в эпоху
неолита
Сравнивает
присваивающий и
производящий типы
хозяйства для понимания
экономического прогресса
Затрудняется сравнивать
присваивающий и
производящий типы хозяйства
Допускает ошибки при
сравнивнении присваивающего
и производящих типов хозяйства
Сравнивает присваивающий
и производящий типы
хозяйства
Определяет виды
хозяйственной
деятельности
(собирательство, охота,
рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение
металлов)
Затрудняется определить виды
хозяйственной деятельности
(собирательство, охота,
рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение
металлов)
Допускает ошибки при
определении видов
хозяйственной деятельности
(собирательство, охота,
рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение
металлов)
Определяет виды
хозяйственной деятельности
(собирательство, охота,
рыболовство, земледелие,
скотоводство, освоение
металлов)
7
Указывает изменения в
жизне людей в эпоху
неолита
Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин»
Тема Почему древние цивилизации развивались в долинах рек
Как мы можем узнать о цивилизациях речных долин
Цели обучения 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних
цивилизаций
5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет основные черты системы хозяйства
древних цивилизаций
• Определяет искусство Древнего мира
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Заполните таблицу.
Речные цивилизации
1 2 3 4
Основные занятия жителей речных долин:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2.Соотнесите термины и ответы напишите в таблице.
№ Термины
1 Цивилизация
2 Ирригация
3 Клинопись
4 Культура
№ Описание
A ими подтверждали право собственности на предметы
B рисунки на глиняной табличке специальной палочкой
C сложные водные сооружения
D определенный уровень развития общества, когда
появляются государства, письменность, деньги и
первые технические изобретения.
5 Речные цивилизации E от лат. возделывание, позднее — воспитание,
образование, развитие, почитание) — понятие,
имеющее огромное количество значений в различных
областях человеческой жизнедеятельности.
8
6 Цилиндрические
печати
F одно из старейших сохранившихся литературных
произведений в мире, самое крупное произведение,
написанное клинописью, одно из величайших
произведений литературы Древнего Востока.
7 Поэма о Гильгамеше G все они возникли в долинах крупных рек в связи с
исключительной важностью для тогдашних людей
сельского хозяйства.
Таблица ответов
1- 2- 3- 4- 5- 6- 7-
Критерии оценивания №
задание
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет основные
черты системы
хозяйства древних
цивилизаций
1 указывает цивилизацию древнего Египта; 1
указывает Месопотамию; 1
указывает цивилизацию Древней Индии; 1
указывает цивилизацию Древнего Китая; 1
описывает занятие охотой; 1
описывает занятие рыбной ловлей; 1
описывает систему хозяйства древних
цивилизаций –земледелие;
1
описывает занятие – садоводство; 1
Определяет искусство
Древнего мира
2
1. соотносит термин цивилизация 1
2. 1
3. 1
4. 1
5. 1
6. 1
7. 1
Всего баллов 15
9
соотносит термин ирригация
соотносит термин клинопись
соотносит термин культура
соотносит термин речные цивилизации
соотносит термин целиндрические печати
соотносит термин поэма о Гильгамеше
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Цивилизации речных долин»
ФИО обучающегося ____________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет основные черты
системы хозяйства древних
цивилизаций
Затрудняется определить
основные черты системы
хозяйства древних цивилизаций
Допускает ошибки в
определении основных черт
системы системы хозяйства
древних цивилизаций
Определяет основные черты
системы хозяйства древних
цивилизаций
Определяет искусство Древнего
мира
Затрудняется определить
искусство Древнего мира
Допускает ошибки при
определении искусство Древнего
мира
Определяет искусство Древнего
мира
10
Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта»
Тема Почему Египет называли «Черная земля»
Как были построены пирамиды Древнего Египта
Какие тайны о жизни древних египтян хранит гробница
Тутанхамона
Цели обучения 5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и
социальных изменений на появление и развитие наук
(арифметика, геометрия, астрономия, медицина)
5.2.2.2 Описывать храмы и пирамиды Древнего Египта
5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего
общества
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет влияние хозяйственной деятельности и
социальных изменений на появление и развитие
наук
• Объясняет как и для чего были построены храмы и
пирамиды Древнего Египта
• Раскрывает социальную организацию древнего
общества
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и
развитие наук.
№ Виды наук Влияние хозяйственной деятельности и
социальных изменений
1 Математика
2 Геометрия
3 Письменность
4 Астрономия
5 Медицина
11
2. Объясните как и для чего были построены храмы и пирамиды Древнего Египта.
Храмы и пирамиды Как и для чего были построены?
1. Заполните таблицу. Раскройте положение тружеников в Древнем Египте.
№ Вопросы Фараон Земледелец Ремесленник Раб
1 Какие работы
выполнял…
2 Какие права
имел…
12
Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет влияние
хозяйственной
деятельности и
социальных изменений
на появление и
развитие наук
1 определяет влияние хозяйственной
деятельности и социальных изменений
на появление и развитие математики;
1
определяет влияние хозяйственной
деятельности и социальных изменений
на появление и развитие геометрии;
1
определяет влияние хозяйственной
деятельности и социальных изменений
на появление и развитие письменности,
иероглифов;
1
определяет влияние хозяйственной
деятельности и социальных изменений
на появление и развитие астрономии;
1
определяет влияние хозяйственной
деятельности и социальных изменений
на появление и развитие медицины;
1
Объясняет как и для
чего были построены
пирамиды Древнего
Египта
2 объясняет как и для чего были построен
пирамида Хеопса;
1
объясняет как и для чего были построен
Сфинкс;
1
Раскрывает
социальную
организацию древнего
общества
3 определяет какие работы выполнял
фараон;
1
определяет какие права были у фараона; 1
определяет какие работы
выполнял земледелец;
1
определяет какие права были у земледелца; 1
определяет какие работы
выполнял ремесленник;
1
определяет какие права
были у ремеслинника;
1
определяет какие работы выполнял раб; 1
определяет какие права были у раба. 1
Итого 15
13
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «История Древнего Египта»
ФИО обучающегося ________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет влияние
хозяйственной
деятельности и социальных
изменений на появление и
развитие наук
Затрудняется определить влияния
хозяйственной деятельности и
социальных изменений на
появление и развитие наук
Допускает ошибки в
определении влиянии
хозяйственной деятельности и
социальных изменений на
появление и развитие наук
Определяет влияние
хозяйственной деятельности
и социальных изменений на
появление и развитие наук
Объясняет как и для чего
были построены храмы и
пирамиды Древнего Египта
Затрудняется объяснить как и для
чего были построены храмы и
пирамиды Древнего Египта
Допускает ошибки в объяснении
как и для чего были построены
храмы и пирамиды Древнего
Египта
Объясняет как и для чего
были построены храмы и
пирамиды Древнего Египта
Раскрывает социальную
организацию древнего
общества
Затрудняется раскрить социальную
организацию древнего общества
Допускает ошибки в раскрытии
социальную организацию
древнего общества
Раскрывает социальную
организацию древнего
общества
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи»
Тема Как появление колесницы изменило мир
Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в
могущественную империю
Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке
были могущественными
Насколько были могущественными древние империи
Средней Азии
Цели обучения 5.3.2.1 Знать и использовать понятие «империя» для
объяснения взаимоотношений государств в древности
5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и
возникновение империй изменили границы государств
5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних
цивилизаций
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет понятие «империя» для объяснения
взаимоотношений государств в древности
• Определяет границы государств Ближнего,
Среднего Востока и Средней Азии
• Описывает систему хозяйства древних
цивилизаций
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Дайте определния терминов и ответьте на вопросы.
колесница империя
1 2
Для чего использовали колесницы? Хетская империя Егиетская империя
Как создавались империи?
3 4 5
15
2. На контуной карте обозначьте границы государств Ближнего, Среднего Востока и Средней
Азии.
Ассирийская империя, Нововавилонская империя, Персидская империя, Греко-
Бактийское царство, Парфянское царство, Кушанская держава.
3.Опишите систему хозяйства древних цивилизаций.
Вопрос Ассирия Персидская
империя
Вавилон Парфянско
е царство
Земледелие
Скотоводство
Торговля
16
Критерии
Оценивания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет понятие
«империя» для
объяснения
взаимоотношений
государств в древности
определяет термин «колесница»; 1
определяет термин «империя»; 1
определяет для чего были использовани
колесницы;
1
объясняет как создавались империи; 1
объясняет как создавались империи; 1
Определяет границы
государств Ближнего,
Среднего Востока и
Средней Азии
показывает границу Ассирии; 1
показывает границу Нововавилонской империи; 1
показывает границу Персидской империи; 1
показывает границу Греко-Бактийского царства; 1
показывает границу Парфянского царства; 1
показывает границу Кушанской империи; 1
Описывает систему
хозяйства древних
империи на Ближнем и
Среднем Востоке
описывает систему хозяйства Ассирии; 1
описывает систему хозяйства Персидской
империи;
1
описывает систему хозяйства Вавилона; 1
описывает систему хозяйства Парфянского
царства.
1
Всего баллов 15
17
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Колесницы и империи»
ФИО обучающегося________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет понятие
«империя» для объяснения
взаимоотношений
государств в древности
Затрудняется определить
понятие «империя» для
объяснения взаимоотношений
государств в древности
Допускает ошибки при
определении понятия
«империя» для объяснения
взаимоотношений государств в
древности
Определяет понятие «империя»
для объяснения
взаимоотношений государств в
древности
Определяет границы
государств Ближнего,
Среднего Востока и
Средней Азии
Затрудняется определить
границы государств Ближнего,
Среднего Востока и Средней
Азии
Допускает ошибки при
определении границ государств
Ближнего, Среднего Востока и
Средней Азии
Определяет границы государств
Ближнего, Среднего Востока и
Средней Азии
Описывает систему
хозяйства древних
цивилизаций
Затрудняется описать систему
хозяйства древних цивилизаций
Допускает ошибки при описании
системы хозяйства древних
цивилизаций
Описывает систему
хозяйства древних
цивилизаций
18
Суммативное оценивание за раздел
«Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма»
Тема Как исчез древний город Мохенджо-Даро
Почему в Древней Индии индуизм доминировал над
буддизмом;
Цели обучения 5.1.2.3 Использовать понятие «кастовая система» для
объяснения социальной структуры общества;
5.2.1.3 Описывать влияние религии на развитие древнего
общества
5.2.2.3 Описывать культуру древнего мира
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет права и обязанности каждой касты
• Определяет влияние религии на развитие древнего
общества
• Описывает культурные достижения Древней Индии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Перечислите права и обязанности касты в таблице.
Группа Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры
Обязанности
Права
2. Заполните таблицу: Каким образом религии повлияли на развитие древнего общества.
Брахманизм Индуизм Буддизм
3. Заполните таблицу «Культурные достижения Древней Индии»
Письмо Наука Изобретения Искусство
19
Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Перечисляет права и
обязанности касты
перечисляет права брахманов; 1
перечисляет права кшатриев; 1
перечисляет права вайшьев; 1
перечисляет права шудр; 1
перечисляет обязанности брахманов; 1
перечисляет обязанности кшатриев; 1
перечисляет обязанности вайшьев; 1
перечисляет обязанности шудр; 1
Определяет влияние религии
на развитие древнего
общества
определяет влияние брахманизма; 1
определяет влияние индуизма; 1
определяет влияние буддизма; 1
Описывает культурные
достижения Древней Индии
описывает письменность; 1
описывает науку; 1
описывает культуру; 1
описывает искусство. 1
Всего баллов 15
20
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма»
ФИО обучающегося ________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Перечисляет права и
обязанности касты
Затрудняется перечислять права
и обязанности касты
Допускает ошибки при
перечислении прав/ обязанностей
касты
Перечисляет права и обязанности
касты
Определяет влияние
религии на развитие
древнего общества
Затрудняется определить
влияния религии на развитие
древнего общества
Допускает ошибки в определении
влияния религии на развитие
древнего общества
Определяет влияние религии на
развитие древнего общества
Описывает культурные
достижения Древней
Индии
Затрудняется описывать
культурные достижения
Древней Индии
Допускает ошибки при
описании культурных
достижений Древней Индии
Описывает культурные
достижения Древней Индии
21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай»
Тема Чему учили мыслители Древнего Китая
Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая
армия
Какие научные открытия Древнего Китая дошли до
наших дней
Цели обучения 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического
устройства древних государств
5.2.4.2 Описывать влияние хозяйственной деятельности и
социальных изменений на появление и развитие наук
(арифметика, геометрия, астрономия, медицина)
5.2.3.1 Давать простое объяснение взглядов философов
древности
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет особенности политического устройства
Древнего Китая
• Определяет влияние хозяйственной деятельности
и социальных изменений на появление и развитие
наук
• Дает простое объяснение взглядов философов
древности
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Определите верные и неверные утверждения.
№ Утверждения Верно/неверно
1 Первого правителя единого Китая звали Цинь
Шихуанди
2 Цинь Шихуанди, по древней китайской традиции,
планировал после смерти похоронить вместе с
собой своих 4 тысячи стражников
3 Цинь Шихуанди разделил страну на 30 првинций
во главе с его верными наместниками
4 При императоре Цинь Шихуанди было построено
6000 дворцов
5 Цинь Шихуанди удерживал народ в повиновении
благодаря своей жестокости
6 Число терракотовых воинов воинов состовляло
8055 фигур
22
2 . Определите: о чем идет речь? О каком открытии Китайцев?
№ Вопросы Ответы
1 Путеводитель, который применяют в туризме, геологии,
путешествиях, морских походах, в самолетах и т.д
2 Это любят все, используют каждый день, называется
"Тцай-е”
3 натуральный, гладкий, тонкий, легкий, приятный,
применяется в быту, в медицине, аэрофлоте, одежде и т.д
4 Изобретение необходимое ученикам, студентам,
политикам-всем образованным людям для передачи и
хранения знаний
5 Нетрадиционный метод лечения. Акупунктура или…
6 Эта игра изобретена в Китае и считается
интеллектуальной игрой, в нее играли даже императоры
3. Дайте простое объяснение взглядов философов.
Великий человек все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы. (Лао Цзы)
Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, поданный-поданным, отец-
отцом, а сын-сыном. (Конфуций)
В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. (Конфуций)
23
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Объединение Древнего Китая»
ФИО обучающегося ________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет
особенности
политического
устройства Древнего
Китая
Затрудняется определить
особенности политического
устройства Древнего Китая
Допускает ошибки в определении
особенностей политического
устройства государства Древнего
Китая
Определяет особенности
политического устройства
Древнего Китая
Определяет влияние
хозяйственной
деятельности и
социальных изменений
на появление и развитие
наук
Затрудняется определить
влияние хозяйственной
деятельности и социальных
изменений на появление и
развитие наук
Допускает ошибки в определении
хозяйственной деятельности и
социальных изменений на
появление и развитие наук
Определяет влияние
хозяйственной деятельности и
социальных изменений на
появление и развитие наук
Дает простое
объяснение взглядов
философов древности
Затрудняется давать простое
объяснение взглядов философов
древности
Допускает ошибки при описании
объяснение взглядов философов
древности
Дает простое объяснение
взглядов философов
древности
24
Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция»
Тема
С чего начинается древнегреческая цивилизация
Почему Древнюю Грецию называют родиной демократии
Чем Древняя Спарта отличалась от Афин
Цели обучения 5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего
общества
5.3.1.1 Характеризовать особенности политического
устройства древних государств
5.3.1.2 Объяснять возникновение демократии в Афинском
государстве
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет социальную организацию древнего
общества
• Определяет особенности политического устройства
древних государств
• Определяет возникновение демократии в
Афинском государстве
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
Определите, о каких занятиях древних греков говорится в отрывках. (По древнегреческим
поэмам “Илиада” и “Одиссея” Гомера.)
1. ...Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше,
Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило.
Ценного золота и серебра. Наковальню большую
Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку
Молот огромнейший взял, в левую – крепкие клещи.
2. ...Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню,
Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев
Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно;
Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших
И походило на пашню – такое он диво представил.
3. Дальше царский участок представил художник искусный;
Острыми жали серпами поденщики спелую ниву.
Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь,
Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали.
25
Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади,
Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.
На полосе между ними, держа в руке своей посох,
Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.
4. ...И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил:
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись.
Из серебра были колья повсюду натыканы густо;
Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой
Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой
Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.
5. ...Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих;
Были одни золотые, из олова были другие;
С громким мычаньем они из загона на луг выходили
К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким.
Вместе с коровами этими шли пастухи золотые,
Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними...
6....“Также один пусть прикажет к Лаэрту прийти поскорее
Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил
В золото. Все остальные останьтесь. Скажите тем в доме,
Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный,
Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы”.
7....Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса,
Черным вином нагруженных...
Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого,
А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев
Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью,
Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками
26
2. Определите особенности политического устройства двух полисов.
Афины Спарта
демократия, илоты, аристократ, периэки, архонт, олигархия.
3. Ответьте на вопросы.
Как афиняне называли управление в своём государстве?
Кто считался афинским гражданином?
27
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Древняя Греция»
ФИО обучающегося________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет социальную
организацию древнего
общества
Затрудняется определить
социальную организацию
древнего общества
Допускает ошибки в
определении социальной
организации древнего
общества
Определяет социальную
организацию древнего
общества
Определяет особенности
политического устройства
древних государств
Затрудняется определить
особенности политического
устройства древних государств
Допускает ошибки при
определении особенности
политического устройства
древних государств
Определяет особенности
политического устройства
древних государств
Определяет возникновение
демократии в Афинском
государстве
Затрудняется определить
возникновение демократии в
Афинском государстве
Допускает ошибки при
определении возникновения
демократии в Афинском
государстве
Определяет возникновение
демократии в Афинском
государстве
28
Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции»
Тема
Как философы Древней Греции представляли идеальное
общество
Каким было искусство Древней Греции
Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней
Греции
Цели обучения 5.2.3.1 Давать простое объяснение взглядов философов
древности
5.2.2.3 Описывать искусство древнего мира
Критерий оценивания Обучающийся
• Дает простое объяснение взглядов философов
древности
• Описывает искусство Древней Греции
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Заполните таблицу.
О ком идет речь?
«Беседуя с людьми на
улицах Афин,
призывал стремиться
к добру,
справедливости и
знаниям. Философ
обладал особым
талантом: задавая
вопросы, он помогоал
людям прийти к
истине»
«За в клад в разных областях
знаний его называли «первым
учителем» и «отцом наук».
Лучшей формой правления
философ считал «политию». В
ней большинство правит для
благ всех»
«Философ делил общество на
три группы, в зависимости от
качеств человека: правители,
стражи, Считал, что правитель
должен быть философом,
мудрецом. Тогда он будет
стремиться к справидливому
правлению земледельзы и
ремеслинники»
Дайте простое объяснение взглядов философов
«Я знаю, что я ничего
не знаю»
«В чем смысл жизни?
Служить другим и делать
добро»
Он считал, что правитель должен
быть философом, мудрецом,
тогда он будет стремиться к
справидливому правлению и
жизнь людей улучшится
1 2 3
29
2. Дополните предложения.
1. Первые Олимпийские игры прошли в ------- году.
2. Самый знаменитый храм Древней Греции был ------.
3. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога ---------.
4. Театры ( от греческого) --------------
5. Орхестра- это-----------------
6. Актёрами были ----------------.
7. Скене- это------------.
8. Статуя Зевса была создана в Y веке д.н.э. великим мастером древности---------------.
9. Греки верили, что на горе Олимп живут -------.
30
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Культура Древней Греции»
ФИО обучающегося ________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Дает простое объяснение
взглядов философов древности
Затрудняется в раскрытий взглядов
философов древности (Сократа,
Аристотеля, Платона)
Допускает ошибки в
раскрытий взглядов философов
древности (Сократа, Аристотеля,
Платона)
Раскрывает взгляды
философов древности
(Сократа, Аристотеля,
Платона)
Описывает искусство Древней
Греции
Затрудняется описать искусство
Древней Греции
Допускает ошибки в описании
искусство Древней Греции
Описывает искусство
Древней Греции
31
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи»
Тема Как Рим стал самой могущественной империей
древности
Как культура отражает развитие древнеримского
общества
Как восстание Спартака характеризует рабство в
Древнем Риме
Цели обучения 5.3.1.1 Характеризовать особенности политического
устройства древних государств
5.1.2.1 Описывать социальную организацию древнего
общества
5.3.2.3 Описывать восстание Спартака в Древнем
Риме, выявляя его причины
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает особенности политического строя в
Древнем Риме
• Определяет социальную организацию древнего
общества
• Определяет восстание Спартака в Древнем Риме,
выявляя его причины
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
Задания
1.Напишите названия.
1____________________ 2____________________ 3_____________________
4___________________________________ 5 ___________________________________
32
2. Заполните таблицу
Социальная группа Рима
1 2 3
Обязанности и права
3. На контурной карте выделите:
Место начала восстания;
Походы восставших;
Укрепление римлян;
Основная причина восстания
33
Критерии оценивания №
задание
Дескриптор Балл
Обучающийся
Описывает
особенности
политического строя в
Древнем Риме
1 1. 1
2. 1
3. 1
4. 1
5. 1
Определяет
социальную
организацию древнего
общества
2 определяет социальную группу Рима; 1
пишет права и обязанности патрициев; 1
определяет социальную группу Рима;; 1
пишет права и обязанности плебеев; 1
определяет социальную группу Рима;; 1
пишет права и обязанности раб; 1
Определяет восстание
Спартака в Древнем
Риме, выявляя его
причины
3 выделяет место начала восстания; 1
отмечает походы восставших; 1
отмечает укрепления римлян; 1
пишет основную причину восстания 1
Итого 15
34
определяет название первого рисунка;
определяет название второго рисунка;
определяет название третьегорисунка;
определяет название четвертого рисунка;
определяет название пятого рисунка;
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Расцвет Римской империи»
ФИО обучающегося ________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Описывает особенности
политического строя в
Древнем Риме
Затрудняется описать особенности
политического строя в Древнем
Риме
Допускает ошибки в описании
особенностей политического строя
в Древнем Риме
Описывает особенности
политического строя в
Древнем Риме
Определяет социальную
организацию древнего
общества
Затрудняется определить
социальную организацию
древнего общества
Допускает ошибки в определении
социальной организацию древнего
общества
Определяет социальную
организацию древнего
общества
Определяет восстание
Спартака в Древнем Риме,
выявляя его причины
Затрудняется определить
восстание Спартака в Древнем
Риме, выявляя его причины
Допускает ошибки в определении
восстания Спартака в Древнем
Риме, выявляя его причины
Определяет восстание
Спартака в Древнем Риме,
выявляя его причины
35
Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох»
Тема Как развивалась Римская империя в І-ІІІ вв.
Как изменилась Римская империя в IV-V вв.
Каково культурное наследие древнего мира
Цели обучения 5.2.1.1 Объяснять основные религиозные понятия (Бог,
храм, священные писания, идол)
5.2.1.3 Описывать влияние религии на развитие древнего
общества
5.2.2.3 Описывать искусство Древнего мира
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет основные религиозные понятия (Бог,
храм, священные писания, идол)
• Определяет влияние христианства на общество
• Определяет искусство Древнего мира
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 20 минут
1. Дайте определения терминов.
Бог
Храм
Священные писания
Идол
Христиа́нство
2. Закончите предложение.
Христианство распространилось по всей территории Римской империи, так как
среди римлян стало ослабевать доверие к......
Христианская церковь считала, что власть правителей не может быть...
Диоклетиан считал, что не могут сосуществовать вместе религии ..., ... .
Идея божественности власти была направлена на укрепление власти ...
36
3. Что изображено на картинках?
1___________________ 2 ______________ 3_________________ 4__________________
5_______________________________ 6 _______________________________
Критерии оценивания №
задание
Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет основные
религиозные понятия
(Бог, храм, священные
писания, идол)
1 дает определение термина Бог; 1
1
1
1
1
Определяет влияние
христианства на
общество
2 дополняет 1-ое утверждение; 1
дополняет 2-ое утверждение; 1
дополняет 3-ое утверждение; 1
дополняет 4-ое утверждение; 1
Определяет искусство
Древнего мира
3 1. 1
2. 1
3. 1
4. 1
5. 1
6. 1
Всего 15
37
дает определение термина храм;
дает определение термина священные
писания;
дает определение термина идол;
дает определение термина Христианство;
определяет название первого рисунка;
определяет название второго рисунка;
определяет название третьего рисунка;
определяет название четвертого рисунка;
определяет название пятого рисунка;
определяет название шестого рисунка;
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Рим на рубеже эпох»
ФИО обучающегося: ________________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет основные
религиозные понятия (Бог, храм,
священные писания, идол)
Затрудняется объяснить
основные религиозные
понятия (Бог, храм, священные
писания, идол)
Допускает ошибки в объяснении
основных религиозных понятий
(Бог, храм, священные писания,
идол)
Объясняет основные
религиозные понятия (Бог,
храм, священные писания,
идол)
Определяет влияние
христианства на общество
Затрудняется определить
влияние христианства на
общество
Допускает ошибки в определении
влияния христианства на общество
Определяет влияние
христианства на общество
Определяет искусство Древнего
мира
Затрудняется определить
искусство Древнего мира
Допускает ошибки в определении
искусства Древнего мира
Определяет искусство
Древнего мира
38