» » Познание мира 2 класс. Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Познание мира 2 класс. Методические рекомендации по суммативному оцениванию

22 апрель 2018, Воскресенье
23 932
0

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Познание мира
2 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Познание мира» для
обучающихся 2 класса. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел / сквозную тему позволят учителю
определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.
Для проведения суммативного оценивания за раздел / сквозную тему в методических
рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами.
Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики).
Задания и рубрики носят рекомендательный характер.
Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация с
образцами заданий и схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и
обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.
Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов,
администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,
фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на
официальных интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ .................................4
Суммативное оценивание за сквозную тему «Всё обо мне» ...................................................4
Суммативное оценивание за сквозную тему «Моя семья и друзья».......................................7
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть .......................................................10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...............................15
Суммативное оценивание за сквозную тему «Моя школа»...................................................15
Суммативное оценивание за сквозную тему «Мой родной край» ........................................18
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть .......................................................21
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...............................27
Суммативное оценивание за сквозную тему «В здоровом теле – здоровый дух»...............27
Суммативное оценивание за сквозную тему «Традиции и фольклор».................................30
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть .......................................................33
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...............................39
Суммативное оценивание за сквозную тему «Окружающая среда».....................................39
Суммативное оценивание за сквозную тему «Путешествия» ...............................................42
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть .......................................................45
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за сквозную тему «Всё обо мне»
Подраздел 1.1 Моя семья
Цель обучения 2.1.1.2 Объяснять этические нормы своей семьи на основе
примеров
2.1.1.3 Определять общественные этические нормы на
основе изучения различных источников
2.1.1.4 Определять структуру семейных потребностей в
предметах потребления и источники их
поступления на основе наблюдений и опроса
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет общественные и семейные этические
нормы
• Приводит примеры семейных потребностей
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Рассмотри рисунки. Какие правила поведения изображены? Напиши.
2. Приведи примеры потребностей твоей семьи.
1) _________________________________
2) _________________________________
3) _________________________________
4
Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет общественные
и семейные этические
нормы
1 приводит пример поведения в
общественных местах;
1
определяет общественные этические
нормы;
1
приводит пример поведения в семье; 1
Приводит примеры
семейных потребностей
2 записывает первый пример семейных
потребностей;
1
записывает второй пример семейных
потребностей;
1
записывает третий пример семейных
потребностей.
1
Всего баллов 6
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за сквозную тему «Всё обо мне»
ФИО обучающегося ______________________________________________________
Критерий оценивания №
задания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет общественные
и семейные этические
нормы
1 Затрудняется в определении
общественных и семейных
этических норм
Допускает ошибки в
определении общественных/
семейных этических норм
Верно определяет
общественные и семейные
этические нормы
Приводит примеры
семейных потребностей
2 Затрудняется в определении
потребностей своей семьи
Допускает ошибки в
определении потребностей
своей семьи
Верно определяет
потребности своей семьи
6
Суммативное оценивание за сквозную тему «Моя семья и друзья»
Подраздел 1.5 Права и обязанности
3.5 История Казахстана: независимость, государственность
и патриотизм
Цель обучения 2.1.5.1.На основе примеров из своей жизни различать
права, обязанности и ответственность
2.1.5.2. Объяснять значимость служения обществу
2.3.5.3. Объяснять значение дружбы народов Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает права, обязанности и ответственность на
основе личных примеров
• Определяет примеры служения обществу
• Определяет значение дружбы народов Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Соотнеси предложения с понятиями.
Заботиться о младших.
Получать знания.
Выражать свои мысли.
Уважать старших.
2. Отметь предложение (), где описывается ответственность.
1) Я выполнил все задания учителя.
2) Я забыл купить в магазине хлеб.
3) Я должен бережно относиться к природе.
3. Рассмотри рисунки. Отметь () рисунки о служении обществу.
Права
Обязанности
7
4. Рассмотри фотографию и подчеркни 2 подходящие пословицы.
1) Где нет дружбы, там нет успеха.
2) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3) В единстве – наша сила.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Различает права,
обязанности и
ответственность на
основе личных примеров
1 определяет права; 1
определяет обязанности; 1
2 определяет ответственность; 1
Определяет примеры
служения обществу
3 отмечает первый рисунок служения
обществу;
1
отмечает второй рисунок служения
обществу;
1
Определяет значение
дружбы народов
Казахстана
4 определяет первую пословицу,
соответствующую рисунку;
1
определяет вторую пословицу,
соответствующую рисунку.
1
Всего баллов 7
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за сквозную тему «Моя семья и друзья»
ФИО обучающегося __________________________________________________
Критерий
оценивания

задания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает права,
обязанности и
ответственность на
основе личных
примеров
1, 2 Затрудняется в определении
прав, обязанностей и
ответственности
Допускает ошибки при
определении прав /
обязанностей / ответственности
Правильно определяет права,
обязанность и ответственность
на основе личных примеров
Определяет
примеры
служения обществу
3 Затрудняется в определении
примеров служения обществу
Допускает ошибки в
определении примеров
служения обществу
Верно определяет примеры
служения обществу
Определяет
значение дружбы
народов Казахстана
4 Затрудняется в определить
значения пословиц и соотнести
их с иллюстрацией
Допускает ошибки в
определении значения пословиц
и соотнести их с иллюстрацией
Верно определяет значения
пословиц и соотносит их с
иллюстрацией
9
Спецификация суммативного оценивания за 1 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Познание мира» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Познание мира» (в рамках обновления содержания
среднего образования) Начальная школа (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
3.1. Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развёрнутого
ответов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа и с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде
численного значения, слова или короткого предложения.
10
№ Раздел Тема Цель обучения Описание/
тип заданий
Количество
заданий
Общий
балл
1
1. Всё обо мне 1.1 Моя семья 2.1.1.1 Составлять словесный
портрет членов семьи на основе
материалов семейного архива
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 2
2.1.1.3 Определять
общественные этические нормы
на основе изучения различных
источников
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 2
2.1.1.2 Объяснять этические
нормы своей семьи на основе
примеров
Обучающийся выполняет
задание закрытого типа с
множественным выбором
ответа
1 3
2
2. Моя семья и
друзья
1.5 Права и
обязанности
2.1.5.1 На основе примеров из
своей жизни различать права,
обязанности и ответственность
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 3
2.1.5.2 Объяснять значимость
служения обществу
Обучающийся выполняет
задание закрытого типа с
множественным выбором
ответа
1 2
3.5 История
Казахстана:
независимость,
государственность
и патриотизм
2.3.5.3 Объяснять значение
дружбы народов Казахстана
Обучающийся выполняет 1
задание открытого типа с
кратким ответом
1 3
11
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть
1. Составь словесный портрет одного из членов твоей семьи.
Внешность __________________________________________________
Характер ___________________________________________________
[2]
2. Рассмотри рисунки. Какие правила поведения изображены? Напиши.
[2]
3. Рассмотри рисунок. Подчеркни 3 слова, подходящих к рисунку.
УВАЖЕНИЕ ПЕЧАЛЬ СЧАСТЬЕ ГРУСТЬ ЗАБОТА
[3]
12
4. Продолжи предложения.
[3]
5. Соедини действия с их последствиями.
[2]
6. Какие народы проживают в Казахстане. Приведи 3 примера.
1) _________________________
2) _________________________
3) _________________________
[3]
Схема выставления баллов

задания
Ответ Балл Дополнительные
рекомендации
1 Примерный ответ обучающегося:
Длинные волосы/высокий рост/ черные
глаза
1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
Примерный ответ обучающегося:
Добрый / заботливый / веселый
1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
2 Уступать место / уступать место взрослым
/ уступать
1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
Помогать переходить дорогу / помогать
пожилым людям / помогать
1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
3 УВАЖЕНИЕ 1
СЧАСТЬЕ 1
ЗАБОТА 1
4 жизь 1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
отдых 1
защиту 1
5 2 По 1 баллу за каждый
верный ответ.
6 Казахи 1 Принимаются любые
верные альтернативные
ответы.
Русские 1
Узбеки 1
Всего баллов 15
Посадить цветы.
В стране будет мир.
Во дворе будет красиво.
Защищать Родину. В школе будет скучно.
Каждый ребенок имеет право на
13
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные
материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые
могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите,
есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного
оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения
суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным
ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме
тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы
не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
14
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за сквозную тему «Моя школа»
Подраздел 1.2 Школа и школьное сообщество
Цель обучения 2.1.2.1. Объяснять виды и функции учебной и внеучебной
деятельности в школе
2.1.2.3. Объяснять коллективные, групповые и
межличностные нормы поведения в школьном
сообществе
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет виды учебной и внеучебной
деятельности в школе
• Называет функции учебной деятельности
• Указывает нормы поведения в школьном
сообществе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задание
1. Для чего дети посещают спортивные секции? Напиши 2 причины.
1) ____________________
2) ____________________
2. Прочитай примеры. Чем еще дети занимаются на уроках? Напиши.
15
3. Отметь () правила работы в группе.
1) Выслушать мнение каждого.
2) Перебивать друг друга.
3) Работать дружно.
4) Уважать мнение другого.
5) Не участвовать в работе.
6) Найти общее решение.
Критериий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет вид учебной
и внеучебной
деятельности в школе
1 указывает первую причину посещения
спортивной секции;
1
указывает вторую причину посещения
спортивной секции;
1
Называет функции
учебной деятельности
2 записывает первый пример учебной
деятельности;
1
записывает второй пример учебной
деятельности;
1
Указывает нормы
поведения в школьном
сообществе
3 отмечает правило работы в группе (1); 1
отмечает правило работы в группе (3); 1
отмечает правило работы в группе (4); 1
отмечает правило работы в группе (6). 1
Всего баллов 8
16
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за сквозную тему «Моя школа»
ФИО обучающегося_____________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень мыслительных навыков
Низкий Средний Высокий
Определяет вид учебной
и внеучебной
деятельности в школе
Затрудняется в указании причин
внеучебной деятельности в
школе
Допускает ошибки в указании
причин внеучебной деятельности
в школе
Верно определяет причины
внеучебной деятельности
в школе
Называет функции
учебной деятельности
Затрудняется в определении
видов учебной деятельности на
уроке
Допускает ошибки в определении
видов учебной деятельности на
уроке
Верно определяет виды
учебной деятельности на
уроке
Указывает нормы
поведения в школьном
сообществе
Затрудняется в определении
правил работы в группе
Допускает ошибки в определении
правил работы в группе
Верно определяет правила
работы в группе
17
Суммативное оценивание за сквозную тему «Мой родной край»
Подраздел 1.3. Моя малая Родина
3.5. История Казахстана: независимость, государственность
и патриотизм
Цель обучения 2.1.3.2. Показывать на карте Казахстана крупные реки и
озера, города, дороги, свою область
2.3.5.1. Объяснять значение государственных символов
Республики Казахстан
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет на карте Казахстана крупные реки и озёра,
города, свою область
• Определяет государственные символы Республики
Казахстан и их значение
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Работа по карте.
1) Найди и отметь () свою область на карте Казахстана.
2) Запиши город - центр вашей области.
Город: _____________________________
18
2. Дополни предложения.
Государственными символами Республики Казахстан являются __________,
__________ и _____________. Они символизируют _______________ страны.
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет на карте
Казахстана крупные реки и
озёра, города, свою область
1 определяет область, в которой живет; 1
записывает город - центр области; 1
Определяет государственные
символы Республики
Казахстан и их значение
2 указывает Гимн; 1
указывает Герб; 1
указывает Флаг; 1
определяет значение государственных
символов Республики Казахстан.
1
Всего баллов 6
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за сквозную тему «Мой родной край»
ФИО обучающегося_________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет на карте
Казахстана крупные реки и
озёра, города, свою область
Затрудняется определить свою
область на карте Казахстана и
город (центр области)
Допускает ошибки при
определении своей области /
города (центр области)
Верно определяет свою
область на карте Казахстана
и город (центр области)
Определяет
государственные символы
Республики Казахстан и их
значение
Затрудняется определить
государственные символы
Республики Казахстан
Допускает ошибки в
определении / значении
государственных символов
Республики Казахстан
Верно определяет
государственные символы
Республики Казахстан и их
значение
20
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Познание мира» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Познание мира» (в рамках обновления содержания
среднего образования) для начальной школы (1-4 классы) Начальная школа (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1. Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развёрнутого
ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответов и вопросы с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
21
№ Сквозная тема Тема Цель обучения Описание/
тип заданий
Количество
заданий
Общий
балл
1
Моя школа 1.2 Школа и школьное
сообщество
2.1.2.1 Объяснять виды и
функции учебной и
внеучебной деятельности в
школе
Обучающийся выполняет
задание закрытого типа с
множественным выбором
ответа.
1 4
2.1.2.4 Давать
характеристику своему
классу
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом.
1 2
2
Мой родной
край
1.3 Моя малая Родина 2.1.3.1 Описывать и
изображать
достопримечательности
своей местности на основе
собственных исследований
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом.
1 3
1.4 Здоровье и
безопасность
2.1.4.3 Различать виды
транспорта и знать об их
назначении
Обучающийся выполняет
задание закрытого типа с
множественным выбором
ответа.
1 3
3.5 История
Казахстана:
независимость,
государственность и
патриотизм
2.3.5.1 Объяснять значение
государственных символов
Республики Казахстан
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом.
1 3
22
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть
1. Соотнеси рисунки с названиями видов деятельности.
Отдых на перемене
Участие в конкурсе
Обед в столовой
Разминка в спортзале
[4]
2. Опиши свой класс.
Наш класс____________________________________________________________.
У нас в классе учатся _________________________________________________.
[2]
3. Рассмотри рисунки. Напиши, где находятся достопримечательности, которые
изображены на рисунках?
[3]
4. Пронумеруй рисунки в соответствии с видом транспорта.
[3]
5. Напиши элементы Государственного герба Республики Казахстан.
[3]
1. 2. 3.
2.
1.
3.
24
Схема выставления баллов

задания
Ответ Балл Дополнительные
рекомендации
1 4 За каждый верный
ответ ставится 1
балл.
2 Большой / светлый / красивый / дружный. 1 Принимаются
альтернативные
Девочки и мальчики. 1 варианты ответов.
3 1. Боровое / Кокшетау 1 Ошибки в написании
слов не учитываются
при выставлении
баллов.
2. Астана 1
3. Алматы 1
4 1
1
1
5 1. Звезда 1 При выставлении
баллов, ошибки в
написании слов не
учитываются.
2. Шанырак 1
3. Тулпар / тулпары 1
Всего баллов 15
25
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные
материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые
могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите,
есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного
оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения
суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным
ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме
тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы
не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
26
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за сквозную тему «В здоровом теле – здоровый дух»
Подраздел 1.4 Здоровье и безопасность
Цель обучения 2.1.4.1. Определять различия между здоровой и нездоровой
пищей на основе различных источников
2.1.4.2. Объяснять правила безопасного поведения в
повседневных ситуациях в общественных местах
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает здоровую и нездоровую пищу
• Определяет правила безопасного поведения в
общественных местах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Рассмотри картинки. Что относится к здоровому питанию? Отметь ().
2. Напиши 2 совета другу о том, как правильно питаться.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3. Прочитай предложения. Отметь () правила поведения, которые нужно соблюдать.
1) Переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора.
2) Не играть на дороге.
3) Бегать по коридорам во время перемены.
4) Купаться только в чистой воде.
5) Разговаривать с незнакомцами во дворе.
27
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Различает здоровую и
нездоровую пищу
1 определяет здоровую пищу; 1
записывает первый совет для
правильного питания;
1
записывает второй совет для
правильного питания;
1
Определяет правила
безопасного поведения в
общественных местах
2 отмечает правило безопасного
поведения (1);
1
отмечает правило безопасного
поведения (2);
1
отмечает правило безопасного
поведения (4).
1
Всего баллов 6
28
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за сквозную тему
«В здоровом теле – здоровый дух»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерий
оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает здоровую и
нездоровую пищу
Затрудняется определить
полезные продукты и написать
рекомендации по правильному
питанию
Допускает ошибки в определении
полезных продуктов /
рекомендаций правильного
питания
Верно определяет полезные
продукты и пишет
рекомендации по правильному
питанию
Определяет правила
безопасного поведения в
общественных местах
Затрудняется определить
правила безопасного поведения в
общественных местах
Допускает ошибки в определении
правил безопасного поведения в
общественных местах
Верно определяет правила
безопасного поведения в
общественных местах
29
Суммативное оценивание за сквозную тему «Традиции и фольклор»
Подразделы 1.6 Праздники
3.2 Исторические корни Казахстана
3.4 Выдающиеся исторические личности и деятели
культуры
Цель обучения 2.1.6.1.Объяснять значение национальных и
государственных праздников Республики
Казахстан по выбору
2.3.2.1. На основе изучения наглядных материалов
описывать образ жизни гуннов
2.3.4.1.Рассказывать о вкладе Аль-Фараби в развитие науки
Критерий оценивания Обучающийся
• Распознает и определяет значение праздников в
Казахстане
• Описывает образ жизни гуннов
• Определяет вклад Аль-Фараби в развитие науки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Прочитай стихотворение.
С весною вся природа оживает,
С Наурызом все друг друга поздравляют,
За праздничным столом ждёт теплота,
И в «Новый день» приблизится мечта!
1) Какая картинка подходит содержанию стихотворения? Отметь ().
2) Что означает праздник Наурыз? Напиши.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
30
2. Соедини части, чтобы получилось верное предложение.
1. Аттила – … а) называли Едилем.
2. Гунны вели … b) предводитель гуннов.
3. В казахских легендах Аттилу … c) кочевой образ жизни.
3. Прочитай и дополни схему об Аль-Фараби.
Критерий
оценивания

задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Распознает и
определяет
значение
праздников в
Казахстане
1 отмечает картинку, соответствующую
содержанию стихотворения;
1
записывает значение праздника Наурыз; 1
Описывает образ
жизни гуннов
2 соотносит слова из первого столбика со
словами второго столбика (1-b);
1
соотносит слова из первого столбика со
словами второго столбика (2-c);
1
соотносит слова из первого столбика со
словами второго столбика (3-a);
1
Определяет вклад
Аль-Фараби в
развитие науки
3 записывает первую сферу наук, которую
изучал Аль-Фараби;
1
записывает вторую сферу наук, которую
изучал Аль-Фараби.
1
Всего баллов 7
Великий
учёный
Великий
мыслитель
Аль-Фараби внёс вклад в развитие наук:
1.………………………………………………
……………………………………………….
Аль-Фараби – великий мыслитель, который
размышлял над вопросами жизни.
31
Аль- Фараби
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за сквозную тему
«Традиции и фольклор»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Распознает и определяет
значение праздников в
Казахстане
Затрудняется соотнести картинки
с содержанием стихотворения и
описать значение праздника
Наурыз
Допускает ошибки в выборе
картинки к стихотворению и в
описании значения праздника
Наурыз
Верно соотносит картинку с
содержанием стихотворения
и описывает значение
праздника Наурыз
Описывает образ жизни
гуннов
Затрудняется в составлении
предложений, описывающих
образ жизни гуннов
Допускает ошибки в составлении
предложений, описывающих образ
жизни гуннов
Верно составляет
предложения об образе
жизни гуннов
Определяет вклад аль-
Фараби в развитие науки
Затрудняется в определении
наук, в развитие которых внес
вклад Аль-Фараби
Допускает ошибки в определении
наук, в развитие которых Аль-
Фараби внес вклад
Верно определяет науки, в
развитие которых Аль-
Фараби внес вклад
32
Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 3 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Познание мира» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Познание мира» (в рамках обновления содержания
среднего образования) для начальной школы (1-4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
3.1 Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого
ответов.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с кратким ответом.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
33
№ Сквозная
тема
Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество
заданий
Общий
балл
1 В здоровом
теле –
здоровый дух
1.2 Школа и
школьное
сообщество
2.1.2.1.Объяснять виды и функции
учебной и внеучебной деятельности в
школе
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 2
1.4 Здоровье и
безопасность
2.1.4.1.Определять различия между
здоровой и нездоровой пищей на основе
различных источников
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 2
2.1.4.2.Объяснять правила безопасного
поведения в повседневных ситуациях в
общественных местах
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 4
2 Традиции и
фольклор 1.6 Праздники
2.1.6.1.Объяснять значение
национальных и государственных
праздников Республики Казахстан по
выбору
Обучающийся выполняет
задание открытого типа с
кратким ответом
1 2
3.1 Древние
культуры и
цивилизации
2.3.1.1 Определять разницу между
присваивающим и производящим
хозяйством на основе наглядного
материала
Обучающийся выполняет два
задания открытого типа с
кратким ответом
1 2
3.3 Важные
события в
истории
Казахстана
2.3.3.1.Описывать особенности
Ботайской культуры
1 3
34
4. Образцы заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть
1. Продолжи предложения. Напиши, что делают дети.
1) Дети на уроках ___________________________________________________.
2) Дети на спортивной секции _________________________________________ .
[2]
2. Соотнеси значения с примерами. Ответь на вопрос.
Почему нельзя употреблять вредные напитки?
[2]
3. Ответь на вопросы.
1) Какие правила поведения необходимо соблюдать в школе? Напиши 2 примера.
____________________________________
____________________________________
2) Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на улице? Напиши 2
примера.
____________________________________
____________________________________
[4]
4. Ответь на вопросы
1) Когда мы отмечаем праздник Наурыз?
__________________________________________________________
2) Как люди отмечают праздник Наурыз?
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
[2]
Полезные напитки
Вредные напитки
35
5. Чем занимаются люди на картинках? Соедини картинки с нужными словами.
[2]
6. Рассмотри внимательно рисунок. Допиши предложения, используя рисунок и
опорные слова.
Опорные слова: жилища, Ботай, рыболовством.
В Акмолинской области нашли около 20 поселений вдоль степных рек. Эти жилища
названы по селу _____________________. Свои _____________________ ботайцы делали
из камня и глины. Древние ботайцы занимались коневодством, охотой и
_____________________ .
[3]
скотоводство земледелие охота
36
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительные
рекомендации
1 Решают задачи/примеры/отвечают на
вопросы/пишут/читают/ рассказывают/рисуют.
1 Принимаются
альтернативные
примеры из учебной
и внеучебной
деятельности.
Играют в футбол/ занимаются каратэ/ танцами. 1
2 1
Потому что в их составе есть газы, различные
красители и добавки, которые наносят вред нашему
организму.
1
Принимаются
альтернативные
ответы.
3 1) Не бегать по коридорам во время перемены.
Нужно соблюдать чистоту.
2 Принимаются
альтернативные
ответы,
соответствующие
вопросу.
2) Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
Не играть возле дороги.
2
4 1) 22 марта/ весной 1 Принимаются
альтернативные
варианты ответов,
соответствующие
заданию.
собираются вместе/ готовят наурызкоже/накрывают
стол/поют/дарят друг другу подарки/приглашают
гостей/красиво одеваются
1
5 2 За каждое верное
соответствие
ставится 1 балл.
6 Ботай 1 За каждое
правильно
подобранное слово,
ставится 1 балл.
жилища 1
рыболовством 1
Всего баллов 15
37
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные
материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые
могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и
спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного
оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения
суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным
ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе
(кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию,
которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того,
чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
38
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за сквозную тему «Окружающая среда»
Подразделы 2.1 Ориентирование на местности
2.2 Климат и погода
2.3 Природные условия и их влияние
Цель обучения 2.2.1.1.Определять стороны горизонта по компасу
2.2.2.1. Анализировать положительные и отрицательные
характеристики погоды для жизни и хозяйственной
деятельности людей
2.2.3.3. Классифицировать неблагоприятные и опасные
явления природы
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет стороны горизонта по компасу
• Сравнивает положительные и отрицательные
характеристики погоды для жизни людей
• Определяет опасные явления природы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Рассмотри рисунок. Запиши, в каком направлении расположены объекты.
Опорные слова: север, юг, запад, восток.
1) колодец 3) гора
2) лес 4) дом
2. Рассмотри картинки. Как погода влияет на жизнь людей? Приведи примеры.
1)_________________________ 2)___________________________
3. Прочитай. Какие явления природы являются опасными? Подчеркни.
Критерий
оценивания

задания
Дескрипторы Балл
Обучающийся
Определяет стороны
горизонта по компасу
1 определяет западную сторону горизонта; 1
определяет северную сторону горизонта; 1
определяет восточную сторону горизонта; 1
определяет южную сторону горизонта; 1
Сравнивает
положительные и
отрицательные
характеристики
погоды для жизни
людей
2 записывает положительное влияние погоды на
жизнь людей;
1
записывает отрицательное влияние погоды на
жизнь людей;
1
Определяет опасные
явления природы
3 записывает слова, которые относятся к
стихийным бедствиям
1
Всего баллов 7
наводнение дождь гололёд
засуха ветер снег
40
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за сквозную тему
«Окружающая среда»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет стороны
горизонта по компасу
Затрудняется определить стороны
горизонта
Допускает ошибки в определении
сторон горизонта: запад / север /
восток / юг
Верно определяет стороны
горизонта по компасу
Сравнивает
положительные и
отрицательные
характеристики погоды
для жизни людей
Затрудняется приводить примеры
положительных и отрицательных
влияний погоды на жизнь людей
Допускает ошибки при
приведении примеров о влиянии
погоды на жизнь
Приводит примеры о влянии
погоды на жизнь людей
Определяет опасные
явления природы
Испытывает затруднения
определить опасные явления
природы
Допускает ошибки в
определении опасных явлений
природы
Верно определяет опасные
явления природы
41
Суммативное оценивание за сквозную тему «Путешествия»
Подразделы 2.4. Туризм
3.1. Древние культуры и цивилизации
Цель обучения 2.2.4.1.Различать основные виды туризма по целям
2.3.1.2. Описывать древние города и памятники на основе
изучения различных источников
Критерий оценивания Обучающийся
• Распознает основные виды туризма
• Описывает древние памятники Казахстана на основе
источников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Прочитай. К какому виду туризма относятся виды деятельности? Соотнеси.
Оздоровительный туризм
Спортивный туризм
Познавательный туризм
2. Рассмотри изделия, найденные при раскопках древнего города Отрар. Напиши, кто из
мастеров изготовил их? Используй слова-подсказки.
_________________ __________________ ______________________________
Слова-подсказки: ювелир, гончар, кузнец.
Знакомство с
архитектурным
памятником
Грязелечение
Горные лыжи
3. Напиши, что ты знаешь про древний Отрар (2-3 предложения).
Опорные слова: прекрасный, древний город, мастера, изделия, археологи, клад,
монеты, восточный базар.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Критерий оценивания №
задания
Дескриптор Балл
Обучающийся
Распознает основные
виды туризма
1 соотносит деятельность с видом
оздоровительного туризма;
1
соотносит деятельность с видом
познавательного туризма;
1
соотносит деятельность с видом
спортивного туризма;
1
Описывает древние
памятники Казахстана
на основе источников
2 определяет мастера изделий (гончар); 1
определяет мастера изделий (ювелир); 1
определяет мастера изделий (кузнец); 1
3 пишет о древнем городе Отрар,
используя опорные слова;
1
записывает 2-3 предложений. 1
Всего баллов 8
43
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за сквозную тему
«Путешествия»
ФИО обучающегося ______________________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Распознает основные виды
туризма
Затрудняется в определении
видов туризма
Допускает ошибки в соотнесении
деятельности с видом
медицинского / культурно-
познавательного / спортивного
туризма
Верно определяет виды туризма
Описывает древние
памятники Казахстана на
основе источников
Затрудняется в определении
источников и описании древнего
города Отрар
Допускает ошибки в определении
источников / описании древнего
города Отрар
Верно определяет источники и
описывает древний город Отрар
44
Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть
1. Цель суммативного оценивания за 4 четверть
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей
обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение
четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного
оценивания за четверть по предмету «Познание мира» во 2 классе.
2. Документ, определяющий содержание оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Познание мира» (в рамках обновления содержания
среднего образования) для начальной школы (1- 4 классы).
3. Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
3.1 Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 15 баллов
3.2. Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого или развёрнутого
ответов.
Данный вариант состоит из 7 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответов и вопросы с кратким ответом.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В вопросах, требующих развёрнутый ответ, обучающийся показывает познавательные
возможности и творческое использование приобретенных знаний, умений и навыков.
Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
45
№ Сквозная
тема
Подраздел Цель обучения Описание заданий Количество
заданий
Общий
балл
1
7.
Окружающая
среда
2.1 Ориентирование
на местности.
2.2.1.1. Определять стороны горизонта
по компасу
Обучающийся выполняет задание
закрытого типа с множественным выбором
ответов. Необходимо выбрать один
правильный ответ.
1 1
Обучающийся выполняет задание
открытого типа с кратким ответом.
Используя рисунок, определяет стороны
горизонта.
1 2
2.2 Климат и погода. 2.2.2.1.Анализировать положительные
и отрицательные характеристики
погоды для жизни и хозяйственной
деятельности людей
Обучающийся выполняет два задания с
кратким ответом
1 2
2.3 Природные
условия и их
влияние.
2.2.3.3 Классифицировать
неблагоприятные и опасные явления
природы
1 3
2 8.
Путешествия
1.3 Моя малая
Родина
2.1.3.1 Описывать и изображать
достопримечательности своей
местности на основе собственных
исследований
Обучающийся выполняет задание
открытого типа с кратким ответом.
1 2
2.4 Туризм 2.2.4.2 На основе исследования
определять объекты для развития
различных видов туризма в
Казахстане
Обучающийся выполняет задание
открытого типа с кратким ответом.
1 3
3.1 Древние
культуры и
цивилизации
2.3.1.2.Описывать древние города и
памятники на основе изучения
различных источников
Обучающийся выполняет задание с
кратким ответом
1 2
46
4. Образцы заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 4 четверть
1. С помощью какого прибора можно определить стороны горизонта.
А) термометр
В) секундомер
С) часы
D) компас
[1]
2. Посмотри внимательно на рисунок и ответь на вопросы.
1) Какие объекты расположены на западной стороне школы? Запиши.
______________________________________________________
2) Какие объекты расположены на восточной стороне школы? Запиши.
______________________________________________________
[2]
3. Верны ли утверждения? Заполни таблицу.
Верно ли, что … Да / Нет
1) гололёд, многоснежье, засуха опасны для
животных.
2) солнце необходимо для жизни человека,
животных и растений.
[2]
47
4. Найди соответствия. Соотнеси.
[3]
5. Как влияют реки на жизнь людей? Приведи примеры. [2]
Положительное
влияние рек
Отрицательное
влияние рек
6. Напиши, какие места для туризма изображены на картинках.
1___________________________
____________________________
2________________________
________________________
3________________________
_________________________
[3]
Неблагоприятные явления
природы
Стихийные бедствия
Землетрясение
Загрязнение
окружающей среды
Наводнение
48
7. Соедини картинки с названиями.
[2]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительные
рекомендации
1 D) 1
2 1) кафе, поликлиника. 1
2) торговый центр, цирк. 1
3 2 1 балл за каждый
верный ответ.
4 3 1 балл за каждый
верный ответ.
5 Вода из рек идет на полив полей. Люди в реке ловят
рыбу, отдыхают, купаются, катаются на лодках и
катамаранах./ Если бы не было рек, то всё бы
высохло и не было бы урожая.
1 Принимаются
альтернативные
варианты ответов,
соответствующие
заданию.
Весной, когда наступает таяние снега и ледников,
наступает наводнение, которые приводят к
быстрому затоплению городов, деревень. Гибнут
люди, животные, разрушаются или повреждаются
жилые дома, заводы, дороги, мосты, гибнет урожай.
1
6 Медеу / каток Медеу 1 Ошибки в словах
не учитываются
при выставлении
баллов.
Тамгалы / Петроглифы Тамгалы 1
Бурабай / озеро Бурабай / курорт Бурабай 1
Мавзолей Ходжи Ахмета
Яссави
Великий Шёлковый путь
49
7
2
1 балл за каждый
верный ответ.
Всего баллов 15
5. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные
материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые
могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и
спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного
оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения
суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным
ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе
(кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию,
которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного
оценивания.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе
модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того,
чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021