» » СОР И СОЧ Всемирная История 10 класса (общественно-гуманитарное направление)

СОР И СОЧ Всемирная История 10 класса (общественно-гуманитарное направление)

13 сентябрь 2019, Пятница
344
0

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Всемирная История»
10 класса
(общественно-гуманитарное направление)
Нур-Султан, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................ 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть .................. 3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 10 класс ................................. 3
4. Уровни мыслительных навыков ................................................................................................ 5
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей ............................................................................................................................................. 7
6. Правила проведения суммативного оценивания ..................................................................... 7
7. Модерация и выставление баллов ............................................................................................. 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА І ЧЕТВЕРТЬ ....................... 8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІІ ЧЕТВЕРТЬ .................... 15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ ................... 22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ................... 30
3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей
обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 10-11
классов общественно-гуманитарного направления уровня общего среднего образования по
обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 10 класс
Знать:
- исторические типы цивилизаций и места их локализации;
- исторические формы государства, этапы становления и развития государственно-правовых институтов;
- военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории;
- мировые открытия и достижения, повлиявшие на мировой культурно-исторический
прогресс; историю и современное состояние мировой культуры;
- основные научные теории, касающиеся происхождения и развития человека,
общества, народов мира и цивилизаций;
- исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие мировой
общественной мысли; основные обобщающие научные труды по всемирной истории.
Понимать:
- культурно-исторический процесс в его единстве и многообразии;
- характерные особенности цивилизаций, исторических форм и видов государства;
значение государственно-правовых институтов; влияние природно-географического
фактора на формирование и развитие мировых цивилизаций;
- влияние военно-политических событий на ход истории;
- значение великих открытий и достижений человечества для мирового культурно-исторического прогресса;
- влияние внешних и внутренних факторов на политические, социально-экономические,
культурные изменения в мире в различные исторические периоды;
- исторические аспекты развития мировой общественной мысли; влияние личности на
развитие истории; значение общечеловеческих ценностей для сохранения мира и
стабильности в глобальном мире.
Применять:
- навыки исторического мышления
- при определении государственных образований и культурно-цивилизационных
центров мира во времени и пространстве;
- при определении характерных особенностей цивилизаций, исторических форм и
видов государства;
- при определении особенностей политического, социально-экономического и
культурного развития народов мира в различные исторические периоды;
- при определении роли исторической личности в мировой истории;
- при определении собственной позиции по отношению к событиям и явлениям
прошлого и настоящего.
4
Анализировать:
- историческое развитие народов мира, определяя общие черты и особенности;
- влияние различных факторов (географических, демографических, миграционных,
политических, социально-экономических, культурных и др.) на формирование и
развитие общества в разные исторические периоды;
- исторические события, явления, процессы мировой истории с целью определения
причинно-следственных связей;
- мотивы и результаты деятельности исторических личностей; исторические источники;
- основные научные теории, касающиеся процесса этногенеза, политогенеза и
культурогенеза;
- тенденции и перспективы развития современного общества в условиях глобализации.
Синтезировать:
- работы творческого, познавательного, исследовательского, проектировочного
характера с использованием методов исторического анализа;
- сравнительные исторические характеристики с целью определения общих
закономерностей и особенностей исторического развития народов мира;
- выводы и гипотезы для формирования исторического понимания и целостного
представления о всемирном культурно-историческом процессе.
Оценивать:
- степень влияния различных факторов (географических, демографических,
миграционных, политических, социально-экономических, культурных и др.) на
развитие общества в разные исторические периоды;
- деятельность исторических личностей в контексте их влияния на мировую историю;
- вклад культуры различных народов мира в формирование и развитие мировой
цивилизации; достоверность исторических сведений;
- степень аргументированности различных научных теорий по проблемам этнической,
политической, культурной и социально-экономической истории мира.
5
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый
тип заданий
Знание и
понимание
знает исторические типы цивилизаций и места их
локализации; исторические формы государства и
этапы становления и развития государственно-правовых институтов; военно-политические
события, повлиявшие на ход мировой истории;
мировые открытия и достижения, повлиявшие на
мировой культурно-исторический прогресс;
историю и современное состояние мировой
культуры; основные научные теории, касающиеся
происхождения и развития человека, общества,
народов мира и цивилизаций; исторических
деятелей, внесших существенный вклад в развитие
мировой общественной мысли; основные
обобщающие научные труды по всемирной
истории; понимает культурно-исторический
процесс в его единстве и многообразии;
характерные особенности цивилизаций,
исторических форм и видов государства; значение
государственно-правовых институтов; влияние
природно-географического фактора на
формирование и развитие мировых цивилизаций;
влияние военно-политических событий на ход
истории; значение великих открытий и достижений
человечества для мирового культурно-исторического прогресса; влияние внешних и
внутренних факторов на политические, социально-экономические, культурные изменения в мире в
различные исторические периоды; исторические
аспекты развития мировой общественной мысли;
влияние личности на развитие истории; значение
общечеловеческих ценностей для сохранения мира
и стабильности в глобальном мире.
Для проверки
уровня
рекомендуется
использовать
задания с
множественным
выбором ответов
(МВО) и/или
задания,
требующие
краткого ответа
(КО).
Применение применяет навыки исторического мышления при
определении государственных образований и
культурно-цивилизационных центров мира во
времени и пространстве; определении характерных
особенностей цивилизаций, исторических форм и
видов государства; определении особенностей
политического, социально-экономического и
культурного развития народов мира в различные
исторические периоды; определении роли
исторической личности в мировой истории;
определении собственной позиции по отношению к
событиям и явлениям прошлого и настоящего.
Для проверки
уровня
рекомендуется
использовать
задания,
требующие
краткого ответа
(КО) и/или
задания,
требующие
развернутого
ответа (РО).
6
Навыки
высокого
порядка
анализирует историческое развитие народов
мира, определяя общие черты и особенности;
влияние различных факторов (географических,
демографических, миграционных,
политических, социально-экономических,
культурных и др.) на формирование и развитие
общества в разные исторические периоды;
исторические события, явления, процессы
мировой истории с целью определения
причинно-следственных связей; мотивы и
результаты деятельности исторических
личностей; исторические источники; основные
научные теории, касающиеся процесса
этногенеза, политогенеза и культурогенеза;
тенденции и перспективы развития
современного общества в условиях
глобализации;
синтезирует работы творческого,
познавательного, исследовательского,
проектировочного характера с использованием
методов исторического анализа; сравнительные
исторические характеристики с целью
определения общих закономерностей и
особенностей исторического развития народов
мира; выводы и гипотезы для формирования
исторического понимания и целостного
представления о всемирном культурно-историческом процессе;
оценивает степень влияния различных
факторов (географических, демографических,
миграционных, политических, социально-экономических, культурных и др.) на развитие
общества в разные исторические периоды;
деятельность исторических личностей в
контексте их влияния на мировую историю;
вклад культуры различных народов мира в
формирование и развитие мировой
цивилизации; достоверность исторических
сведений; степень аргументированности
различных научных теорий по проблемам
этнической, политической, культурной и
социально-экономической истории мира
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать задания,
требующие краткого
ответа (КО) и/или
задания, требующие
развернутого ответа
(РО).
7
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
I 20% 20% 60%
II - 80% 20%
III 16% 16% 68%
IV - 40% 60%
Итого 9% 39% 52%
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся запрещено
разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право
задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачеркивать карандашом неправильные ответы вместо
того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся
должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА І ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за І четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
9
Характеристика заданий суммативного оценивания за І четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительны
х навыков
Кол-во
заданий
*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнени
е, мин.*
Балл* Балл
за
раздел
Цивилизация:
особенности
развития
10.1.1.2 Объяснять основные
подходы к изучению понятия
«цивилизация»
Знание и
понимание
1 1 МВО 5 4
30
10.1.2.2 Анализировать взаимосвязь
хозяйственной деятельности и
цивилизационного развития
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 5 4
10.1.3.1 Выявлять особенности
древних цивилизаций на основе
сравнительного анализа их
характерных признаков
Навыки
высокого
порядка
1 3 КО 10 10
10.1.3.10 Оценивать влияние на
общество современных
деструктивных религиозных
организаций и течений
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 12 8
10.1.4.5 Объяснять причины
завоевательных походов в древности
и в средние века
Знание и
понимание
1 5 КО 8 4
ИТОГО 5 5 - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
10
Задания суммативного оценивания за I четверть по предмету «Всемирная история»
1. Соотнесите имена основоположников цивилизационного и формационного подходов и их
теории.
Характеристики Авторы
1 В историческом развитии человечества данная теория выделяет
цивилизации как ветви «единого дерева истории», проходящие фазы
от рождения до гибели. Под цивилизацией понимается замкнутое
общество, различающееся в основном в зависимости от религии и
формы её организации, а также от территориальных особенностей.
A. Белл
2 Данная теория выделяет двадцать одну цивилизацию, «неродившиеся»
и «задержанные» цивилизации. Смысл цивилизации осознается
посредством сопоставимых единиц (монад) истории, проходящих
сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации
проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.
B. Маркс
3 Единственная в современной истории человечества, идея, которую на
практике реализовывали многие страны и народы, объединившись в
социалистическую систему, строя социализм. Социализм в обозримом
будущем должен был перерасти в коммунизм.
C. Морган
4 Данная теория связывала развитие общества через призму технологий
и знаний. Основой развития общества считается смена различных
технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное
разделение труда.
D. Тойнби
Место для ответа:
1 2 3 4
[4]
2. Прочитайте высказывание А.Тоффлера и выполните задание.
«Цивилизации «первой волны» (то есть аграрные) получали энергию от «живых
аккумуляторов» – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды…
товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на
заказ…».
«Доиндустриальное общество также принято называть традиционной или аграрной
цивилизацией. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности —
земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство
населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного
общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это
наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет».
А.Тоффлер.
2.1 Влияет ли хозяйственная деятельность на цивилизационное развитие человечества?
Выберите один из ответов и объясните свою позицию.
А. да
В. нет
__________________________________________________________________________
2.2 Приведите не менее 2-х аргументов подтверждающих ваше мнение
1) ________________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________________
[4]
11
3. На основе предложенных вопросов, проведите сравнительный анализ западной и
восточной цивилизаций.
Западные цивилизации Вопросы для сравнения Восточные цивилизации
Форма собственности
Форма политической власти
Отношение к религии
Отношение к прогрессу
Вывод:
[10]
4. Прочитайте текст. Проведите SWOT – анализ оценки деятельности религиозных
организаций на территории Республики Казахстан, приведя не менее двух примеров на
каждую предложенную позицию.
В 2009 году была проведена перепись, в ходе которой респондентам задавался вопрос
об отношении к религии. Результаты переписи показали, что подавляющее большинство
жителей Казахстана отнесли себя к той или иной религии (около 97 % населения). Религия
играет важную роль в жизни общества и выполняет ряд значимых функций: регулирует
поведение людей и социальных групп; побуждает человека к достойному поведению;
снимает социальное и душевное напряжение, объединяет верующих.
В 90-ые гг. ХХ века религиозная ситуация в Казахстане характеризовалась
ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно-духовного вакуума, имевшего место в советский период истории Казахстана. Неслучайно за
короткий срок в Казахстане появились протестантские церкви новой волны. Их в
республике насчитывалось более 500. Наиболее крупные церкви, на которые приходилось
более 70% верующих, расположены в крупных городах страны, таких как Алматы,
Караганда, Шымкент. Особенно показательным является процесс усиления влияния среди
казахстанской молодежи различных деструктивных около - и псевдорелигиозных
организаций – сект и культов. Опасность этого процесса состоит, прежде всего, в том,
что для молодежи религиозная сфера жизни все больше становится ценностной
ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения, философию
отношения к жизни. По решению суда на территории РК запрещена 21 зарубежная
религиозная организация, поскольку их деятельность направлена на подрыв безопасности
государства.
S- сильные стороны W – слабые стороны
O – возможности T- угрозы
[8]
12
5. Определите верные/неверные утверждения, характеризующие причины завоевательных
походов в древности и в средние века
№ Причины завоевательных походов в древности и в средние века Верно / неверно
1 Экономической причиной крестовых походов стало то, что
европейская земля была не в состоянии прокормить растущее
население Европы
2 Причиной арабских завоеваний было желание захватить новые
территории для расселения и распространения ислама.
3 Основной причиной наполеоновских войн было
распространение христианства в Европе
4 Одной из причин походов А. Македонского было стремление
расправиться с главным противником Греции - Персией
[4]
13
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительн
ая
информация
1 1 2 3 4
4
По 1 баллу за
каждый
правильный
ответ
D C B A
2
ДА - Цивилизация напрямую связана с хозяйственной
деятельностью.
Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории
человечества на пути его развития.
Казахское кочевое общество в системе мирового
кочевничества создало высокие образцы хозяйственной,
общественно-политической и культурно-бытовой
этнической жизни.
Традиционная цивилизация характеризуется культом
предков, патриархальными/реже матриархальными
взглядами на семейный уклад, ксенофобией, очень
низкими темпами интеграции, причем как общественной,
так и экономической, очень низкими темпами развития.
Индустриальная цивилизация, основным преимуществом
которой являлось техническое развитие, быстрое развитие
городов.
4
Принимаются
верные
альтернативны
е ответы
3 Западные цивилизации Вопросы для
сравнения
Восточные
цивилизации
10
За каждый
верный ответ 1
балл, за
аргументирова
нный вывод 2
балла.
Принимаются
верные
альтернативны
е ответы
Развитый рынок, частная
собственность,
предпринимательство
конкуренция в
экономике.
Форма
собственнос
ти
Зависимость
собственности
от власти,
господство
государственной
собственности
над частной.
Правовое государство,
демократические формы
правления, сословно -представительная
структура,
парламентаризм
Форма
политическо
й власти
Вера в мудрого
правителя, его
обожествление,
неразвитость
права, бесправие
подданных.
Восточная
деспотия
Стремление подчинить
себе природу
Отношение
к природе
Стремление
быть в гармонии
с природой
Преобладание науки,
главная цель человека –
получение новых знаний,
для улучшения комфорта
Отношение
к религии
Преобладание
религии, главная
цель человека –
нравственное
совершенствова
ние
Стремление к прогрессу, Отношение Стремление к
14
постоянное изменение
форм деятельности.
Развитие общества носит
поступательный характер
к прогрессу воспроизводству
самих себя,
поддерживание
традиционного
образа жизни.
Развитие
общества носит
цикличный
характер.
Пишет аргументированный вывод.
4 1. Сильные стороны:
Регулирование поведения людей и социальных групп
на основе нравственного опыта многих поколений.
Религия побуждает человека к достойному поведению,
снимает социальное и душевное напряжение
Объединение верующих, сохранение религиозной
толерантности, межконфессионального и межэтнического
согласия;
2. Слабые стороны:
сохраняющаяся тенденция увеличения количества
приверженцев радикальной религиозной идеологии;
недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы;
несовершенство системы противодействия
распространению материалов экстремистского и
террористического содержания, в том числе в сети
Интернет;
низкий уровень профессиональной подготовки
священнослужителей
низкий уровень жизни части населения,
преимущественно среди неустроенной молодежи
отсутствие опыта в сфере противодействия
экстремизму и профессиональных кадров
3. Возможности:
применение международного опыта
антитеррористических структур;
усиление профилактической работы по
противодействию религиозному экстремизму;
4.Угрозы:
Усиление роли деструктивных организаций в обществе
Подрыв безопасности государства
8
Принимаются
верные
альтернативны
е ответы
5 1. Верно
2. Верно
3. Неверно
4. Верно
4
Всего баллов 30
15
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІІ ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за ІІ четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
16
Характеристика заданий суммативного оценивания за ІІ четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол-во
заданий
*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнени
е, мин.*
Балл* Балл
за
раздел
Этнические и
социальные
процессы
10.2.1.1 Систематизировать и
обобщать различные теории
антропогенеза
Применение 1 1 КО 10 9
30
10.2.1.4 Исследовать особенности
научных взглядов Л.Н. Гумилева о
происхождении и развитии этносов
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 10 5
10.2.1.6 Определять причины
ассимиляции и исчезновения малых
этносов на современном этапе
Применение 1 3 КО 6 5
10.2.3.1 Использовать понятия
«социогенез», «формационный
подход», «цивилизационный подход»
для объяснения исторических
процессов
Применение 1 4 МВО 4 3
10.2.2.1 Использовать термины
«национализм», «шовинизм»,
«расовая дискриминация», «нацизм»
для объяснения исторических
событий, процессов и явлений
Применение 1 5 КО 10 8
ИТОГО: 5 - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
17
Задания суммативного оценивания за ІІ четверть по предмету «Всемирная история»
1. Определите, к какой теории антропогенеза относятся изображения приведенные ниже.
Подпишите их. К каждой теории приведите не менее 2-х характерных признаков.
Характерные признаки
1
2
1
2
1
2
[9]
2. Прочитайте выдержки из теории Л.Н. Гумилева и выполните задания.
«В отличие от большинства млекопитающих Homo sapiens нельзя назвать ни
стадным, ни индивидуальным животным. Человек существует в коллективе, который, в
зависимости от угла зрения, рассматривается то, как общество, то, как народность.
Вернее сказать, каждый человек является одновременно и членом общества и
представителем народности, но оба эти понятия несоизмеримы и лежат в разных
плоскостях, как, например, длина и вес или степень нагрева и энергетический заряд»
«Л.Н.Гумилев считает, что социальная история отражает прошлое человечества
весьма односторонне и рядом с прямой дорогой эволюции существует множество зигзагов,
дискретных процессов, которые не имеют касательства к прогрессу, а всецело связаны с
биосферой. Таким образом, социальная и этническая история не подменяют друг друга, а
дополняют представления о процессах, происходящих на Земле, и связанных с образованием
этноса, нации. По Л. Гумилеву, человек есть часть биосферы. Человечество находится, по
его концепции, под воздействием трех видов энергии; солнца, распада внутри земли
(вызывающей тектонические и прочие явления), космической энергии. Воздействие этой
энергии на человека является причиной этногенеза, т. е. происхождения, развития и
исчезновения этносов. Благодаря энергетическому импульсу — пассионарному толчку —
идет абсолютная ломка, когда старые этносы исчезают и появляются новые. Например,
мы только из истории знаем, кто такие халдеи, шумеры, вятичи; что не было раньше
англичан, шведов и т. п. Но они не исчезли и не возникли в один миг. Каждый новый вид
этноса возникает как следствие мутации — изменения генофонда живых существ под
воздействием внешних условий в определенное время и в определенном месте».
18
Что, по мнению Л.Н. Гумилева, представляет собой этнос?
[1]
Определите не менее 2-х особенностей «Пассионарной теории».
[2]
Приведите пример из истории, который подтверждает «Пассионарную теорию»,
Л.Н. Гумилева. Свой ответ обоснуйте.
[2]
3. Прочитайте отрывок из статьи «Ассимиляция и этническое поглощение».
Заполните таблицу: «Ассимиляции и исчезновения малых этносов на современном
этапе».
Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка —
пример мирного пути, а древние империи, завоевывавшие соседние народы, например,
Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в
себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии
более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни,
прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой
информации.
https://books.google.kz/books
Укажите не менее 2-х примеров ассимиляции и
исчезновения малочисленных этносов на современном
этапе
1
2
Укажите не менее 2-х причин ассимиляции и
исчезновения малочисленных этносов на современном
этапе
1
2
Напишите последствия процесса ассимиляции для малых
народов
[5]
4.Соотнесите понятия с определениями, ответы занесите в таблицу:
Понятия Определение
«Социогенез» 1.Анализ общественного развития, когда история народа
рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других
народов, цивилизаций.
«Формационный
подход»
2.Исторически сложившаяся общность людей (племя, народность,
нация), имеющая социальную целостность и своеобразно-индивидуальный стереотип поведения.
«Цивилизационный
подход»
3.Согласно этому подходу, представителями которого были К.
Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии
проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы –
общественно-экономические формации.
4.Одна из основных единиц исторического времени, обозначающая
19
[3]
5. Определите, название идеологии по ее описанию. Приведите пример распространения этой
идеологии из истории.
Описание Идеология
1. Официальная политическая идеология одной из
европейских стран в 30-40-ые гг. ХХ века, являющаяся
формой фашизма с элементами расизма и антисемитизма.
2. Идеология и направление политики, основополагающим
принципом которой является тезис о ценности нации как
высшей формы общественного единства.
3. Любое различие, исключение, ограничение или
предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи,
родового, национального или этнического
происхождения.
4.Идеология, суть которой заключается в проповеди
национального превосходства с целью обоснования права
на дискриминацию и угнетение других народов.
Примеры
1.________________________________________________________________________
2.________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________
4.________________________________________________________________________
[8]
длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и
народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными
причинами.
5.Происхождение и развитие сознания, личности, межличностных
отношений, обусловленные особенностями социализации в разных
культурах и общественно экономических формациях.
«Социогенез» «Формационный подход» «Цивилизационный подход»
20
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнитель
ная
информация
1 1. Космическая теория происхождения человека:
цивилизации с планетной системы Сириуса, из
созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или
производители землян. Данная теория считает что люди
являются прямыми потомками инопланетян,
высадившихся на Землю в доисторическое время.
2. Теория Ч. Дарвина: теория развития животного мира,
основанная на определяющей роли естественного
отбора как движущей силы эволюционного процесса.
3. Теория творения (креационизм):
человек сотворен Богом, богами или божественной
силой из ничего или из какого-либо небиологического
материала. Наиболее известна библейская версия,
согласно которой первые люди - Адам и Ева - были
сотворены из глины. Разновидностью теории творения
можно считать также мифы о превращении животных в
людей и о рождении первых людей богами.
9
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
2 1. Этнос - коллектив особей, противопоставляющий
себя всем прочим коллективам. Этнос более или
менее устойчив, хотя возникает и исчезает в
историческом времени.
2. «Пассионарная теория» описывает исторический
процесс как взаимодействие развивающихся
этносов с вмещающим ландшафтом и другими
этносами. Нахождение территории на линии
пассионарного толчка или мощный генетический
дрейф пассионарности вместо начала этногенеза.
3. Египтяне (Верхний Египет). Крушение Древнего
царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в.
Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена
религии. Культ Озириса. Прекращение
строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию.
Римляне (центральная Италия). Появление на месте
разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска.
Последующее расселение на территории средней
Италии, завоевание Италии, закончившееся
образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена
культа, организации войска и политической
системы. Появление латинского алфавита.
5
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
3 1. Алеуты, манси, энцы, ижора и др
2. Межнациональные браки, самоубийства,
алкоголизм, отсутствия медицинской и социальной
помощи, предпочтение при рождении отдается
мальчикам.
3. Угроза исчезновения этноса, а также их быта, языка,
особенностей культуры.
5
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
21
4 «Социогенез» «Формационный
подход»
«Цивилизацион
ный подход» 3
5 3 1
5 Шовинизм: Ку-клукс-клан ультраправая организация в
США, отстаивавшая такие идеи, как превосходство
белых, белый национализм.
Рассовая дискриминация: официальная политика
расовой сегрегации, проводившаяся правившей в
Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года —
ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.
Национализм – Индийский национализм — одна из
многих движущих сил, которые сформировали
индийское движение за независимость и продолжают
оказывать влияние на политику Индии, а также лежат в
основе идеологий, вызвавших этнические и религиозные
конфликты в стране.
Нацизм – официальная политическая идеология
фашистской Германии с 1933 г.
8
Один балл за
определение,
один балл за
пример из
истории.
Всего баллов 30
22
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІІІ ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за ІІІ четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
23
Характеристика заданий суммативного оценивания за ІІІ четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл
за
раздел
Из истории
государства,
войн и
революций
10.3.1.5 Сопоставлять типы
политических режимов на
основе анализа источников,
выявляя их сильные и слабые
стороны
Навыки
высокого
порядка
1 1 РО 10 8
30
10.3.2.6 Определять причины
арабских завоеваний и
крестовых походов, делая
аргументированные выводы
Применение
1 2 РО 5 8
10.3.2.10 Устанавливать
причинно-следственные связи
между наполеоновскими
войнами и ускорением
капиталистического развития в
европейских странах
Навыки
высокого
порядка
1 3 РО 10 5
10.3.2.13 Оценивать
эффективность Версальско-Вашингтонской и Ялтинско-Потсдамской систем и их
влияние на современный мир
Навыки
высокого
порядка
1 4 КО 7 5
10.3.3.7 Анализировать
содержание и итоги
«бархатных» революций в
Восточной Европе
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 8 4
ИТОГО: 5 - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
24
Задания суммативного оценивания за ІІІ четверть по предмету «Всемирная история»
1. Прочитайте текст, выполните задания.
В государстве Н. вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного
человека (вождя, монарха, диктатора, популистского лидера и т. п.) или правящей
группировки. Политическая власть широко использует принуждение, многие средства
массовой информации финансируются из государственного бюджета, большими
полномочиями наделена армия, граждане должны поддерживать государственную
идеологию, утверждаемую правящей партией.
1.1. Какой тип политического режима существует в этом государстве?
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.2. Определите сильные и слабые стороны данного политического режима, укажите не
менее 2-х на каждую позицию.
Сильные стороны Слабые стороны
1.3. Какие реформы необходимо провести в данном государстве для установления
демократического политического режима? (укажите не менее 3-х)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
[8]
2. Заполните сравнительную таблицу:
Арабские завоевания Линия сравнения Крестовые походы
Экономические причины
Политические причины
Территориальные последствия
походов
Культурные последствия походов
[8]
3. Используя текст, карту и знания, полученные при изучении темы, выполните задания.
21 ноября 1806 г. Наполеон I издал декрет, извещавший все европейские дворы об
установлении блокады Британских островов, запрете любых контактов с Великобританией
(включая торговые и почтовые); товары, принадлежавшие британским подданным,
подлежали конфискации, а англичане, обнаруженные на территории, контролируемой
французской армией, становились военнопленными. Декрет запрещал принимать в портах
европейских стран суда под любым флагом, если они прибыли из Великобритании и ее
колоний или побывали там транзитом.
В ответ на континентальную блокаду английское правительство в январе и ноябре 1807 г.
приняло решения, облегчавшие доступ иностранных судов в британские порты и
предупредило нейтральные страны о запрете вести морскую торговлю с враждебными
Великобритании странами. Суда нейтральных государств обязаны были заходить в
британские порты для уплаты пошлин, проверки груза и выяснения пункта следования.
25
3.1. Назовите причину континентальной блокады Наполеона?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[1]
3.2. Как повлияла континентальная блокада на экономику Европы?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[1]
3.3. Охарактеризуйте последствия континентальной блокады для развития
капиталистических отношений? Свое мнение подтвердите 3 аргументами.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[3]
4. «Послевоенные мирные системы были эффективны /не эффективны для поддержания
мира и безопасности». Насколько вы согласны с этим утверждением? Свое мнение
подтвердите 4 аргументами. Используйте текст таблицы и свои знания для ответа.
Версальско-Вашигтонская система Ялтинско-Потсдамская система
1. Она выражала интересы держав, победивших
в Первой мировой войне, и игнорировала
интересы проигравших, к которым
международное сообщество относило и
Советскую Россию. В Германии тяжелые
условия Версальского мира воспринимались как
национальное унижение, что порождало
реваншистские настроения, на волне которых к
власти позднее придут национал-социалисты.
Схожее положение Германии и России, бывших
государствами-изгоями в этой системе, стало
толчком к подписанию ими Рапалльского
договора и началу тесного сотрудничества.
2. Подарив национальную независимость
многим европейским народам, эта система
поддерживала колониальную политику в
отношении Африки, Азии и Тихоокеанского
региона.
3. Несмотря на то, что США, не вошедшие в
1. Ялтинско-потсдамский порядок отличался
правовой размытостью, связанной, в частности,
с отсутствием жестких юридических оснований.
Реально отношения регулировались при помощи
экономической и военно-политической силы.
2. Ялтинско-потсдамский порядок складывался в
условиях биполярной системы, которая
характеризовалась резким отрывом
возможностей США и СССР от остальных
государств мира. Взаимоотношениям СССР и
США в этот период была присуща
конфронтационность (стороны систематически
противопоставляли свои действия друг другу).
Политико-идеологическая конфронтация:
борьба идеалов равенства и уравнительной
справедливости со свободой, конкурентностью
и демократией.
3. Важнейшей особенностью порядка стало
наличие у сверхдержав ядерного оружия,
26
состав Лиги Наций, отчасти продолжали
дистанцироваться от европейской политики, их
международный престиж укрепился, и США
становятся новым центром силы.
4. В целом в том, что касалось обеспечения
выполнения основной задачи этой системы –
поддержания мира, система оказалась
малоэффективной. Отсутствие детальных
механизмов урегулирования конфликтов и
реального единства участников Лиги Наций не
позволяли ей разрешать миром возникавшие
международные конфликты.
которое добавляло конфликтность в отношения
между странами, но одновременно
способствовало стабилизации международных
отношений.
4. Управляемость биполярной системы
опиралась на жесткую блоковую дисциплину и
относительную простоту принятия решений,
требовавших согласования только двух
субъектов - США и СССР.
5. Период с 1945 по 1991 г., – «холодная война»
– балансирование на грани войны в отдельные
периоды конфронтации.
[5]
5. Ознакомьтесь с фрагментом статьи «Бархатные революции: сущность, формы выражения
и их продвижения» профессор Ашрафи Мортеза и дайте развернутый ответ на вопрос.
Термин «бархатная революция» был введен в оборот осенью 1989 года, для того чтобы
подчеркнуть особый характер смены режима, достигнутой путем договоренностей и
представлявшей собой настоящее действо с участием мирных масс, которая произошла в
маленьком центрально-европейском государстве, ныне уже не существующем. Результатом
бархатных революций стало свержение коммунистических режимов, окончательное
завершение холодной войны, децентрализация и демократизация хозяйственной жизни.
Произошел демонтаж командно-административной системы. Однако наряду с
интеграционными процессами (вхождение ряда стран восточной Европы в Евросоюз),
начали происходить процессы дезинтеграции. Произошел распад Чехословакии, Югославии.
Начался ряд вооруженных конфликтов».
Какие изменения произошли в странах Восточной Европы в конце ХХ – ХХI вв.?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
Укажите 1 положительное и 1 отрицательное последствие описываемых событий и сделайте
общий вывод о значении этих событий.
Положительные Отрицательные
1. 1.
Вывод:
[2]
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительна
я информация
1 Авторитарный политический режим
Слабые стороны: непредсказуемость политики, её
Принимаются
верные
27
зависимость от личных амбиций главы государства
или других высших руководителей, а также отсутствие
у граждан легальных каналов воздействия на власть, с
помощью которых они могли бы отстаивать свои
интересы, предотвращать проявления произвола и
политического авантюризма.
Сильные стороны: власть оказывается способна в
течение длительного времени обеспечивать
политическую стабильность и порядок в обществе,
преодолевать сопротивление политических
противников и эффективно мобилизовывать
общественные ресурсы на решение стоящих перед
страной задач.
Реформы: народный суверенитет, т. е. первичным
носителем власти выступает народ; всякая власть
исходит от народа и делегируется им;
свободные выборы представителей в органы власти на
oграниченный срок;
политический плюрализм;
гарантированный доступ всех социальных групп к
политическим институтам;
контроль представительных институтов за работой
правительства;
устранение политических привилегий для отдельных
общественных групп и категорий граждан,
учреждений и органов управления.
8
альтернативные
ответы
2 Арабские завоевания:
Экономические причины: Бедная природными
ресурсами Аравия не могла более уже удовлетворять
жизненным потребностям арабов, которые, под
угрозой нищеты и голода, должны были сделать
отчаянную попытку спастись «из горячей темницы
пустыни»
Политические причины: смерть Юстиниана привела к
тому что провинции были готовы отделиться от
Византии и предпочитали очутиться под
владычеством арабов, которые отличались
религиозной терпимостью, при завоевании
византийских провинций арабы нередко встречали
помощь со стороны местного населения. Это
объясняется как высокими налогами, взимаемыми
византийской администрацией, так и мудрой
политикой арабов, благодаря которой было выгодно
жить в государстве арабов и даже принимать ислам.
Территориальные последствия походов: образовалось
обширное арабское государство — Халифат. Владения
арабского халифата тянулись от берегов Инда на
востоке до Атлантического океана на западе, от
порогов Нила на юге до Сырдарьи на севере.
Культурные последствия походов: Результатом
Арабских завоеваний была арабизация ряда
завоёванных стран. Язык, религия, многие элементы
8
Принимаются
верные
альтернативные
ответы
28
материальной и духовной культуры арабов оказали
большое влияние на народы завоёванных стран. В
свою очередь арабы восприняли многие элементы
культуры завоёванных народов. Сложилась
своеобразная арабская культура. В дальнейшем на
значительной части завоёванных территорий возник
ряд арабских государств.
Крестовые походы:
Экономическая причина: европейская земля не в
состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения
христианского населения необходимо завоевание
богатых земель на Востоке.
Политические причины: завоевания новых земель,
распространения власти Папы Римского.
Территориальные последствия походов: На
завоеванных крестоносцами территориях, иногда на
месте прежних поселений, возникали новые города и
укрепления: Рига, Любек, Ревель, Выборг и др.
Культурные последствия походов: положение
католической церкви в обществе значительно
пошатнулось, так как народ потерял в нее веру и
увидел, что папство интересовали только собственные
кошельки.
3 1.Причиной континентальной блокады стало желание
Наполеона сломить сопротивление Великобритании
(главного вдохновителя антифранцузских коалиций) и
принудить к признанию французской гегемонии в
Европе.
2. Установление континентальной блокады больно
ударило по интересам большинства европейских
государств, связанных с Великобританией давними
торговыми узами. Участие России в континентальной
блокаде имело пагубные последствия для ее
экономики. Обострение русско-французских
противоречий из-за континентальной блокады стало
одной из причин войны между Россией и Францией,
начавшейся летом 1812 г.
3. Англия относительно спокойно пережила эпоху
континентальной блокады. Социального взрыва не
произошло, правительство действовало, опираясь на
поддержку в обществе (кроме социальных низов), а
борьба с последствиями блокады была достаточно
эффективной. Так, англичанам удалось вывести из
блокады Португалию, через которую шли большие
поставки как экспорта, так и импорта. В 1809 году был
заключен договор с Османской империй, и английские
товары полились на обширные рынки Востока, а через
Балканы – и в Центральную Европу, с конца 1810 года
начался постепенный отход от политики блокады в
России.
5
Принимаются
альтернативные
ответы.
Оценивается
правильность
ответа.
4 Объясняет свою точку зрения эффективности/не
эффективности послевоенных систем.
5
29
Приводит аргументы относительно деятельности Лиги
наций и ООН, развития международных отношений во
время Второй мировой войны и холодной войны,
формирования военных блоков и биполярного мира,
передел мира и деление стан на сферы влияния и т.п.
5 Называет изменения: отказ СССР от роли
геополитического лидера, переход под эгиду другого
геополитического центра, распад ОВД, вывод
советских войск со своих территорий
Указывает 1 положительное и 1 отрицательное
последствие (падение «железного занавеса»,
объединение Германии, вывод войск СССР, отказ от
социализма).
Пишет вывод о значении данных событий для
человечества
4
Принимаются
альтернативные
варианты
ответов.
Оценивается
правильность
ответа.
Всего баллов 30
30
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за IV четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого и развернутого
ответов.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько структурных
частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
31
Характеристика заданий суммативного оценивания за IV четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительны
х навыков
Кол.
заданий
*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнени
е, мин*
Балл* Балл
за
раздел
Развитие
культуры
10.4.1.1 Объяснять пути сохранения
историко-культурного наследия на
примере деятельности ЮНЕСКО
Применение 1 1 КО 5 5
30
10.4.3.1 Выявлять истоки
формирования духовно-нравственных
ценностей человечества на основе
анализа источников
Навыки
высокого
порядка
1 2 РО 10 6
10.4.2.4 Определять тенденции
развития современного искусства,
выявляя изменения и преемственность
Применение 1 3 КО 10 9
10.4.2.5 Объяснять особенности
массовой культуры, анализируя ее
влияние на современное общество
Навыки
высокого
порядка
1 4 КО 5 4
10.4.1.4 Объяснять роль музеев в
исследовании и сохранении историко-культурного наследия народов мира
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 10 6
ИТОГО: 5 - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
32
Задания суммативного оценивания за IV четверть по предмету «Всемирная история»
1. Рассмотрите изображение Храма Бэла в городе Пальмира в Сирии. Продолжите
предложения:
2010 год 2017 год
1.1. Храма Бэла в городе Пальмира в Сирии в разные годы выглядит по-разному т.к.
__________________________________________________________________________
1.2. ЮНЕСКО должно применить следующие меры (не менее 2-х)
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
1.3. Судьба Храма Бэла в городе Пальмира в Сирии заставляет нас задуматься о
1.4.Чтобы сохранить данное историческое наследие для будущего поколения
необходимо
__________________________________________________________________________
[5]
2. Изучите основные заповеди мировых религий, определите их влияние (не менее 2-х) на
формирование духовно-нравственных ценностей человечества. Выполните задания:
Христианские заповеди:
1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
2. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день
отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
3. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
4. Не убий.
5. Не укради
6. Не лжесвидетельствуй.
Мусульманские заповеди:
1. Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.
2. Почитайте отца и мать.
3. Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.
4. Честно соблюдайте вес и меру.
5. Будьте справедливы на суде.
6. Крепко держитесь союза с Богом вашим.
Заповеди Будды:
1. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь.
2. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть.
33
3. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность.
4. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения.
5. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды.
6. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум.
2.1. Помогает ли религия правильно следовать общественным нормам? Свой ответ
аргументируйте.
__________________________________________________________________________
2.2. Что общего между заповедями данных религий? (не менее 2-х схожих черт)
__________________________________________________________________________
2.3. Сделайте вывод о значимости следования нравственным предписаниям для каждой
религии по отдельности и всех религий в целом.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[6]
3. Определите изменения и преемственность в нижеприведенных тенденциях развития
искусства. Поставьте знак √ в соответствующую графу.
№ Тенденции развития искусства Изменения Преемственность
1. Появление полифонических и синтетических
жанров;
2. Технизация искусства. Развитие науки и
техники позволило создать новые виды
искусства, ранее недоступные.
3. Сохранение в арсенале изобразительно-выразительных средств искусства исторически
накопленного богатства художественного языка
4. Чувственное восприятие окружающего мира.
5. Красота часто отходит на второй план. Место
прекрасного занимают другие ценности:
новизна, интенсивность, необычность.
6. Рост влияния массовой культуры
7. Сохранение всех богатств художественных
достижений человечества,
8. Искусство приобрело массовый характер,
перестает быть уделом избранных.
9. Сохранение высших художественных
достижений прошлого.
[9]
4. Заполните схему «Массовая культура».
Основные аспекты массовой культуры
34
Положительные черты влияния на современное
общество
Отрицательные черты влияния на современное
общество
[4]
5. На основе предложенной информации напишите текст рекламы для привлечения
посетителей в одну из коллекций музея- галереи Уффици:
«Галерея Уффици во Флоренции – это один из величайших музеев мира, где
выставлены работы знаменитейших европейских художников. Но, помимо картин, музей
располагает и значительной коллекцией копий и подлинников античных скульптур,
предметов интерьера эпохи Возрождения, графических работ.
Всего в галерее 45 залов, некоторые из них посвящены творчеству отдельных
художников. Предпочтение отдано, разумеется, творцам Возрождения: Джотто, Боттичелли,
Тициану, Караваджо. В собрании музея есть и работы немецких, французских и
фламандских художников, а также богатейшая коллекция автопортретов».
Критерии оценивания:
- Рекламный слоган;
- Три примера привлекательности музея для туристов;
- Аргументированный вывод о необходимости сохранения наследия и привлечения
внимания общественности.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[6]
35
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная
информация
1 1. Памятник разрушен в результате деятельности
террористов.
2. Предлагаем возможные варианты восстановления
утраченного наследия, например: координация
мер по защите культурного наследия в
разрушенном Старом городе Алеппо и поддержка
постоянных контактов с представителями
Департамента древностей и музеев Сирии и всеми
своими партнёрами для сохранения наследия
страны, документирование нанесённого ущерба,
чтобы данные преступления не остались
безнаказанными. Подключение к решению
проблемы других международных организаций.
3. …уязвимости современных историко-культурных
памятников находящихся в зонах боевых
действий, угрозе окончательной утраты
исторического достояния.
4. Необходима активная работа международных
организаций, защита ООН, создание
современного сооружения защищающего даный
памятник от воздействия природных факторов.
5
Принимаются
верные
альтернативные
ответы
2 Объясняет значение релгии в формировании
общественных норм, приводит примеры.
Все религии определяют человеческую жизнь
наивысшей ценностью, а убийство одного человека
приравнивают к убийству целого человечества. Все
религии проповедуют уважение родителей, стариков,
взаимопомощь, поддержку друг другу, сохранение
моральных, этических и семейных ценностей.
В христианстве: Не делай ближнему того, что
неприятно тебе.
В исламе: Человеку необходимы добрососедские
отношения.
В буддизме: Не навреди всему живому на земле.
Общее: мир, человеку необходимы добрососедские
отношения, для поддердания внутреннего и внешнего
мира
6
Принимаются
верные
альтернативные
ответы
3 Изменения: 1,2,5,6,8
Преемственность: 3,4,7,9 9
4 1. Массовость – исходя из самого названия,
массовая культура присуща широким слоям
населения. Как правило, в XXI веке, массовая
культура наиболее широко распространена среди
среднего класса и городской молодёжи.
Простота – массовая культура должна быть лёгкой
для восприятия всеми слоями населения. Деятели
4
Принимаются
верные
альтернативные
ответы
36
культуры и искусства редко прибегают к сложным
формам творчества для воздействия на аудиторию.
2. +Средства массовой информации смогли появится
только благодаря сдвигам в обществе, которые
сделали общедоступным образование. Благодаря
СМИ мы сегодня остаемся в курсе общемировых
событий, что дает нам возможность строить планы на
будущее и принимать важные решения.
- Недостатком массовой культуры является ее
коммерческая направленность. То есть большинство
современной музыки, литературных произведений,
кинофильмов направлены не на то, чтобы донести
слушателю, читателю или зрителю определенную
мысль, а на то, чтобы получить прибыль. Из-за этого
слушатель/читатель/зритель превращается в
потребителя — источник дохода крупных
корпораций.
5 - Рекламный слоган
Пример: «Красота. Гармония. Возрождение»
- приводит три примера привлекательности музея
для туристов
 Неповторимая архитектура музея
 Уникальные полотна самых выдающихся
художников мира
 Устройство Уффици отвечает современной
концепции музейного дела
- Аргументированный вывод о необходимости
сохранения наследия и привлечения внимания
общественности.
Вывод: Сохранение культурного достояния в
современном мире является одной из наиболее
актуальных задач. Эта проблема требует
постоянного внимания. Без преувеличения можно
сказать, что об уровне развития культуры того или
иного народа следует судить по тому, как он
относится к своему культурному наследию.
6
Всего баллов 30

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020