» » СОР И СОЧ Всемирная История 10 класс (естественно-математическое направление)

СОР И СОЧ Всемирная История 10 класс (естественно-математическое направление)

13 сентябрь 2019, Пятница
181
0

Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Всемирная История»
10 класс
(естественно-математическое направление)
Нур-Султан, 2019
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................ 3
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть .................. 3
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 10 класс ................................. 3
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «Всемирная история», 10 класс ................... 4
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей ............................................................................................................................................. 6
6. Правила проведения суммативного оценивания ..................................................................... 6
7. Модерация и выставление баллов ............................................................................................. 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА І ЧЕТВЕРТЬ ....................... 8
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІI ЧЕТВЕРТЬ .................... 17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ ................... 25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІV ЧЕТВЕРТЬ................... 33
3
1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание (СО) нацелено на выявление уровня знаний, умений и
навыков, приобретенных учащимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей
обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «Всемирная история» для 10-11
классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования в
рамках обновленного содержания
3. Ожидаемые результаты по предмету «Всемирная история», 10 класс
Знает:
- исторические типы цивилизаций и места их локализации;
- исторические формы государства и этапы становления и развития государственно-правовых институтов;
- военно-политические события, повлиявшие на ход мировой истории;
- мировые открытия и достижения, повлиявшие на мировой культурно-исторический
прогресс;
- историю и современное состояние мировой культуры;
- основные научные теории, касающиеся происхождения и развития человека,
общества, народов мира и цивилизаций;
- исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие мировой
общественной мысли;
- основные обобщающие научные труды по всемирной истории.
Понимает:
- культурно-исторический процесс в его единстве и многообразии;
- характерные особенности цивилизаций, исторических форм и видов государства;
- значение государственно-правовых институтов;
- влияние природно-географического фактора на формирование и развитие мировых
цивилизаций;
- влияние военно-политических событий на ход истории;
- значение великих открытий и достижений человечества для мирового культурно-исторического прогресса;
- влияние внешних и внутренних факторов на политические, социально-экономические,
культурные изменения в мире в различные исторические периоды;
- исторические аспекты развития мировой общественной мысли; влияние личности на
развитие истории; значение общечеловеческих ценностей для сохранения мира и
стабильности в глобальном мире.
Применяет:
- навыки исторического мышления
- при определении государственных образований и культурно-цивилизационных
центров мира во времени и пространстве;
- определении характерных особенностей цивилизаций, исторических форм и видов
4
государства;
- определении особенностей политического, социально-экономического и культурного
развития народов мира в различные исторические периоды;
- определении роли исторической личности в мировой истории;
- определении собственной позиции по отношению к событиям и явлениям прошлого и
настоящего.
Анализирует:
- историческое развитие народов мира, определяя общие черты и особенности;
- влияние различных факторов (географических, демографических, миграционных,
политических, социально-экономических, культурных и др.) на формирование и
развитие общества в разные исторические периоды;
- исторические события, явления, процессы мировой истории с целью определения
причинно-следственных связей;
- мотивы и результаты деятельности исторических личностей; исторические источники;
- основные научные теории, касающиеся процесса этногенеза, политогенеза и
культурогенеза;
- тенденции и перспективы развития современного общества в условиях глобализации.
Синтезирует:
- работы творческого, познавательного, исследовательского, проектировочного
характера с использованием методов исторического анализа;
- сравнительные исторические характеристики с целью определения общих
закономерностей и особенностей исторического развития народов мира;
- выводы и гипотезы для формирования исторического понимания и целостного
представления о всемирном культурно-историческом процессе.
Оценивает:
- степень влияния различных факторов (географических, демографических,
миграционных, политических, социально-экономических, культурных и др.) на
развитие общества в разные исторические периоды;
- деятельность исторических личностей в контексте их влияния на мировую историю;
- вклад культуры различных народов мира в формирование и развитие мировой
цивилизации;
- достоверность исторических сведений;
- степень аргументированности различных научных теорий по проблемам этнической,
политической, культурной и социально-экономической истории мира.
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «всемирная история», 10 класс
Уровень
мыслительных
навыков
Описание Рекомендуемый тип
заданий
Знание и
понимание
Знает исторические типы цивилизаций и места
их локализации; исторические формы
государства и этапы становления и развития
государственно-правовых институтов; военно-Для проверки уровня
рекомендуется
использовать задания
с множественным
5
политические события, повлиявшие на ход
мировой истории; мировые открытия и
достижения, повлиявшие на мировой
культурно-исторический прогресс; историю и
современное состояние мировой культуры;
основные научные теории, касающиеся
происхождения и развития человека, общества,
народов мира и цивилизаций; исторических
деятелей, внесших существенный вклад в
развитие мировой общественной мысли;
основные обобщающие научные труды по
всемирной истории; понимает культурно-исторический процесс в его единстве и
многообразии; характерные особенности
цивилизаций, исторических форм и видов
государства; значение государственно-правовых институтов; влияние природно-географического фактора на формирование и
развитие мировых цивилизаций; влияние
военно-политических событий на ход истории;
значение великих открытий и достижений
человечества для мирового культурно-исторического прогресса; влияние внешних и
внутренних факторов на политические,
социально-экономические, культурные
изменения в мире в различные исторические
периоды; исторические аспекты развития
мировой общественной мысли; влияние
личности на развитие истории; значение
общечеловеческих ценностей для сохранения
мира и стабильности в глобальном мире.
выбором ответов
(МВО) и/или
задания, требующие
краткого ответа (КО).
Применение Применяет навыки исторического мышления
при определении государственных
образований и культурно-цивилизационных
центров мира во времени и пространстве;
определении характерных особенностей
цивилизаций, исторических форм и видов
государства; определении особенностей
политического, социально-экономического и
культурного развития народов мира в
различные исторические периоды;
определении роли исторической личности в
мировой истории; определении собственной
позиции по отношению к событиям и явлениям
прошлого и настоящего.
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО)
и/или задания,
требующие
развернутого ответа
(РО).
Навыки
высокого
порядка
Анализирует историческое развитие народов
мира, определяя общие черты и особенности;
влияние различных факторов (географических,
демографических, миграционных,
политических, социально-экономических,
культурных и др.) на формирование и развитие
общества в разные исторические периоды;
Для проверки уровня
рекомендуется
использовать
задания, требующие
краткого ответа (КО)
и/или задания,
требующие
6
исторические события, явления, процессы
мировой истории с целью определения
причинно-следственных связей; мотивы и
результаты деятельности исторических
личностей; исторические источники; основные
научные теории, касающиеся процесса
этногенеза, политогенеза и культурогенеза;
тенденции и перспективы развития
современного общества в условиях
глобализации;
Синтезирует работы творческого,
познавательного, исследовательского,
проектировочного характера с использованием
методов исторического анализа; сравнительные
исторические характеристики с целью
определения общих закономерностей и
особенностей исторического развития народов
мира; выводы и гипотезы для формирования
исторического понимания и целостного
представления о всемирном культурно-историческом процессе;
Оценивает степень влияния различных
факторов (географических, демографических,
миграционных, политических, социально-экономических, культурных и др.) на развитие
общества в разные исторические периоды;
деятельность исторических личностей в
контексте их влияния на мировую историю;
вклад культуры различных народов мира в
формирование и развитие мировой
цивилизации; достоверность исторических
сведений; степень аргументированности
различных научных теорий по проблемам
этнической, политической, культурной и
социально-экономической истории мира
развернутого ответа
(РО).
5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть Знание и понимание Применение Навыки высокого уровня
I 20% 20% 60%
II - 60% 40%
III - 80% 20%
IV - 40% 60%
Итого 5% 50% 45%
6. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые
наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
7
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся
запрещается разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют
право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют права помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к
дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной
литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо
того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся
должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА І ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за І четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 6 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами.
В вопросах с множественным выбором ответа обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько структурных
частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
9
Характеристика заданий суммативного оценивания за І четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительных
навыков
Кол.
задан
ий*

задани
я*
Тип
задани
я*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Балл за
раздел
Цивилизация:
особенности
развития
10.1.1.2 Объяснять основные подходы к
изучению понятия «цивилизация»
Знание и
понимание
1 1 МВО 7 5
30
10.1.2.2 Анализировать взаимосвязь
хозяйственной деятельности и
цивилизационного развития
Навыки
высокого
порядка
1 2 КО 15 10
10.1.4.2 Определять роль международных
организаций в развитии мировой экономики
Применение 2 3-4 КО 3 2
10.1.4.7 Выявлять особенности и
последствия военных конфликтов в
контексте развития современной
цивилизации
Навыки
высокого
порядка
1 5 КО 9 7
10.1.4.8 описывать взаимодействие и
взаимовлияние культур, исследуя
достижения различных цивилизаций
Навыки
высокого
порядка
1 6 РО 6 6
Итого 6 - - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
10
Задания суммативного оценивания за I четверть по предмету «Всемирная история»
1. Соотнесите подходы к изучению понятия «цивилизация» и их описания.
1.Этнопсихологический A.Подход исходит из того, что культура включает в себя то, что
создано людьми и характеризует их жизнь в определенных
исторических условиях. В понятие культуры входят различные
частные научные представления на основе изучения
эмпирического материала.
2.Географический B.Этот подход использует понятие культуры для выражения
особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь
и поведение представителей разных народов. Его
представители связывают понятие цивилизации с
особенностями этнической истории, а цивилизационный
критерий усматривают в специфике психологии или
национального характера того или иного народа
3.Социологический C.Представители данного подхода полагают, что решающее
воздействие на характер цивилизации оказывает
географическая среда, которая влияет прежде всего на формы
кооперации людей, постепенно изменяющие природу
4.Культурологический D.Подход – видящий культуру как фактор интеграции общества
и система средств, с помощью которых организуется и
регулируется совместная жизнь людей. Его представители
понимают цивилизацию в качестве синонима социального
образования, имеющего общий ареал, кристаллизующийся
вблизи городов, благодаря действию механизмов их связей, в
первую очередь социально-политических
5.Антропологический E.Его представители понимают цивилизацию как историческое
социокультурное образование, основу которого составляет
уникальная однородная культура
Место для ответа:
1 2 3 4 5
[5]
2.Опираясь на предложенные тексты, заполните сравнительную таблицу и сделайте вывод. В
выводе выделите черты сходства и различия в типах цивилизаций.
А. Археологическими исследованиями, проведенными в слоях, относящихся к эпохе раннего
железа, установлено, что на нашей земле в это время существовала кочевая цивилизация.
Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные
ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей.
Продолжающееся имущественное расслоение общества требовало появления силы,
способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой
стало государство. Первые государственные структуры на территории Казахстана стали
появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и
водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся
социальная структура - к формированию вертикальных структур власти. Исследования
курганов на территории Казахстана показывают, что сакские племена имели высокий
уровень цивилизации.
11
В. Основой экономики речных цивилизаций было сельское хозяйство. Строительство
каналов, возделывание земли и выращивание культур являлись залогом процветания городов
и поселений. Для построения ирригационной системы требовались согласованные усилия
нескольких или многих общин, даже нескольких племён. В качестве организующей силы
выступает зарождающаяся надобщинная власть. Усилению государств способствовал
рост достатка. Урожаи с орошаемых каналами земель возросли многократно. Глава
раннего государства, располагавший постоянной вооружённой силой своей дружины,
становится естественной защитой обогатившихся общинников от более отсталых и
бедных соседей. Таким образом, возникновение ирригации ускорило концентрацию жителей
в крупных посёлках и ранних городах.
Вопросы для
сравнения
Цивилизация номадов Оседлая (речная) цивилизация
1. Народы, страны,
регионы
2. Характер
взаимоотношений
с природой
3. Особенности
хозяйственного
развития
4.Особенности
общественного
развития
Вывод:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[6]
3. Рассмотрите предложенные источники и ответьте на вопросы.
Объем официальной помощи развитию развивающихся стран, $млн.
База данных ОЭСР.
«Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в
том, чтобы банк, прежде всего, был инициатором и организатором частных
инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и
«климата». Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции
исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые
неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко
12
вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков, оказывал давление на правительства,
навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и
развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых
придатков индустриальных держав, к развитию сельского хозяйства и увеличению
добычи полезных ископаемых для их вывоза в США и ряд других индустриальных
капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 году экономику
Ирана и в 1954 году экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран
сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта.
Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное
строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и
рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения средств в промышленность и
сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта.
Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило
турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии
банка.
https://whatismoney.ru/mbrr/
1) Какова роль международных организаций в развитии мировой экономики?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2) Оцените деятельность МБРР в Иране, Сирии и Турции. Приведите 1 аргумент и 2
примера в поддержку своей позиции.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[4]
4. Определите цели и задачи международных экономических организаций и сделайте вывод
о роли международных организаций в развитии мировой экономики
Международная
организация
Цели и задачи
A. Международный
Валютный фонд
B. Всемирная торговая
организация (ВТО)
C. Европейский банк
реконструкции и развития
(ЕБРР)
D. Организация экспортеров
нефти (ОПЕК)
E. Азиатский банк развития
(АзБР)
Вывод:
5. Прочитайте текст и выполните задания.
Н.А. Баранов. «Динамика современных геополитических конфликтов»
«Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология:
«враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и
пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за
многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального,
идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера.
Определение международного конфликта как одной из форм проявления
межгосударственных противоречий на стадии их значительного обострения, когда
стороны предпринимают открытые действия друг против друга с целью реализации своих
интересов, используя при этом все доступные средства, которые могут быть применены в
13
данной международной обстановке. Иными словами, международный конфликт — это
прямое столкновение государств».
Причинами международных конфликтов ученые называют:
 Конкуренцию государств;
 Несовпадение национальных интересов;
 Территориальные притязания;
 Социальную несправедливость в глобальном масштабе;
 Неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
 Негативное восприятие сторонами друг друга;
 Личную несовместимость руководителей и пр.
5.1 Согласны ли вы с характеристикой международного конфликта, данной автором
статьи? (Приведите 3 аргумента)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.2 Проанализируйте один из известных вам международных конфликтов
современности, используя схему:
Международный конфликт, дата.
Причина конфликта
Участники
Итоги
[7]
6. Заполните таблицу «Диалог культур Востока и Запада», сделайте вывод. В выводе оцените
значение взаимодействия культур на современном этапе (приведите не менее 2-х
аргументов).
Диалог культур
Что привнесла восточная цивилизация в
культуру Запада
Что привнесла западная цивилизация в
культуру Востока
Вывод:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[6]
14
Схема выставления баллов

зада
ния
Ответы Балл Дополнитель
ная
информация
1 1B, 2C, 3-D, 4E, 5-A 5
2
Вопросы для
сравнения
Цивилизация номадов Оседлая (речная)
цивилизация
10
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
1. Народы,
страны,
регионы
Центральная Азия,
государство кангюев
Африка, Египет
2. Характер
взаимоотноше
ний с природой
Кочевники в
соответствии с
годовым циклом
перемещаются по степи
и ведут свое хозяйство
в гармонии с природой
Строительство
ирригационных
сооружений (каналы,
дамбы), использование
приливов и отливов
Нила
3.Особенности
хозяйственног
о развития
Кочевое скотоводство
(разведение лошадей,
овец)
Земледелие, зерновые
культуры: пшеница и
ячмень
технические: лён и
папирус.
4.Особенности
общественного
развития
Военная демократия Централизованное
государство, деспотия.
3 1)На основе анализа данных диаграммы из базы данных
ОЭСР можно сделать вывод о том, что международные
организации оказывают содействие ускорению
экономического и социального развития стран.
2)Фактически деятельность МБРР направлена на
сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав.
Аргумент: МБРР препятствует развитию передовых
отраслей экономики и рекомендует сосредоточиться на
таких отраслях, которые будут способствовать
превращению развивающихся стран в аграрно-сырьевые
придатки индустриальных держав.
Пример: Сирия, Турция
4
Международная
организация
Цели и задачи
2
A. Международный
Валютный фонд
1.Cодействие развитию экономики и
внешней торговли развивающихся стран
Азии, стимулирование регионального
сотрудничества, оказание технического
содействия в координации их
экономической политики.
B. Всемирная торговая
организация (ВТО)
2.Создание валютных резервов, из
которых правительства стран – членов
организации могут заимствовать средства
для преодоления временных нарушений
платежного баланса и предотвращения
диспропорций в мировой экономике.
C. Европейский банк
реконструкции и
развития (ЕБРР)
3.Содействие переходу к открытой
экономике, ориентированной на рынок, а
также развитию частной и
предпринимательской инициативы в
странах Центральной и Восточной
Европы.
15
D. Организация
экспортеров нефти
(ОПЕК)
4. Преодоление таможенных барьеров и
распространение принципов свободной
конкуренции по всему миру;
обеспечением выполнения всех
положений организации странами-участниками.
E. Азиатский банк
развития (АзБР)
5. Контроль над уровнем мировой добычи
нефти для сохранения цен в пределах,
удовлетворяющих членов объединения.
Вывод: Международные экономические организации - элементы
системы международных экономических отношений. Их
деятельность ориентирована на оказание практической помощи
деловым кругам и правительствам в совершенствовании и развитии
международного торгового и делового сотрудничества
5 Согласен (а):
1. Может перерасти в военные столкновения
2. Страдает мирное население
3. Приводит к экономическим и социальным
кризисам
Гражданская война в Сирии — многосторонний,
многоуровневый вооружённый конфликт на территории
Сирии, начавшийся весной 2011 года как локальное
гражданское противостояние и постепенно переросший в
восстание против режима Башара Асада, в которое с
течением времени оказались вовлечены не только
основные государства
Причины: борьба сирийского народа за свободу и
демократию, гражданская война на религиозной почве,
застарелый региональный конфликт, в Сирии
столкнулись интересы мировых держав и нефтяных
компаний.
Итоги за 2018 г.: Сирийская армия при
непосредственной поддержке России за 2018 год
уничтожила 23 тысячи боевиков различных
террористических группировок, в том числе ИГИЛ и
«Джебхат ан-Нусра». Удалось освободить от незаконных
вооруженных формирований зоны деэскалации
«Восточная Гута», «Хомс» и «Южная» и перевести их
под контроль сирийского правительства. Совместными
усилиями российских военных и армии САР за
прошедший год было освобождено 1411 населенных
пунктов на территории провинций Дамаск, Алеппо,
Хомс, Идлиб, Даръа, Хама, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда.
7
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
6 Диалог культур
6
Принимаются
верные
альтернативн
ые ответы
Что привнесла восточная
цивилизация в культуру Запада
Что привнесла западная
цивилизация в культуру
Востока
Понимание ценности
сохранения связи с природой.
Восточная философия считала,
что народы и государства
должны развиваться
естественным образом, беря
пример с растений и животных,
в жизни которых нет ничего
Наука и ее результаты в
технике изменили мир,
положив начало глобальной
истории человечества;
16
лишнего, случайного.
Культурные достижения,
изобретения и открытия в
области естественных наук,
медицины, гигиены.
Идея политической
свободы и ее реализация
Современные ученые считают, что современное
индустриальное общество Запада едва ли сможет осуществить
перестройку своих цивилизационных оснований без
обращения к сохранившимся в восточных культурах
ценностям и жизненным смыслам: бережному, нравственно
окрашенному отношению к природе, обществу и человеку,
ограничению техногенного давления на природную и
культурную среду, без восстановления ценности разумной
достаточности. И от того, в какой мере человечество сумеет
достичь гармоничного синтеза ценностей Востока и Запада,
во многом зависит его будущее.
Всего баллов: 30
17
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІI ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за ІI четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
18
Характеристика заданий суммативного оценивания за II четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительны
х навыков
Кол.
задани
й*

задани
я*
Тип
задани
я*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Балл за
раздел
Этнические и
социальные
процессы
10.2.1.1 - систематизировать и обобщать
различные теории антропогенеза
Применение 1 1 МВО 5 4
30
10.2.2.2 - определять причинно-следственные связи возникновения
межнациональных конфликтов;
Применение 1 2 КО 7 6
10.2.2.4 - анализировать роль
международных организаций в
регулировании межнациональных
отношений;
Навыки
высокого
порядка
1 3 РО 8 4
10.2.2.6 - доказывать возможность мирного
взаимодействия этносов на примере
казахстанской модели межнационального
согласия;
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 10 6
10.2.3.3 объяснять исторические формы
социальной организации общества,
выявляя их характерные признаки
Применение 1 5 РО 10 10
Итого 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить
изменения
19
Задания суммативного оценивания за II четверть по предмету «Всемирная история»
Задания
1.Соотнесите теорию антропогенеза и ее название
1.Теория творения
(креационизм)
A.Человек произошел от высших приматов -человекообразных обезьян путем постепенного
видоизменения под влиянием внешних факторов и
естественного отбора
2.Эволюционная теория B.Появление людей на Земле так или иначе связано с
деятельностью иных цивилизаций. Сторонники данной
теории считают людей прямыми потомками
инопланетян, высадившихся на Землю в
доисторическое время
3.Теория внешнего
вмешательства
C.Последователи данной теории трактуют
антропогенез, как элемент развития устойчивой
пространственной аномалии - гуманоидной триады, под
которой принято понимать субстанции, слияние и
взаимодействие которых привело к возникновению
человечества.
4.Теория пространственных
аномалий
D.Человек сотворен Богом, богами или божественной
силой из ничего или из какого-либо небиологического
материала. Наиболее известна библейская версия,
согласно которой Бог создал мир за семь дней, а первые
люди - Адам и Ева - были сотворены из глины.
Ответ:
1 2 3 4
[4]
2. Прочитайте отрывки из статьи «Этнические общности» и выполните задания.
2.1 Определите не менее 3-х наиболее типичных причин межнациональных конфликтов
В.«В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные
ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических
проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в
антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает
подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование
национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение
национальными чувствами. Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям
психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого
пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут
поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное
равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается».
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2.2 Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание
собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее
кровавое вооруженное противостояние. Что является причиной межнациональных
конфликтов в этих странах?
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[6]
20
3. Прочитайте текст, выполните задания:
«Двадцатое столетие как никакой иной период всемирной истории было насыщено
международными конфликтами. С распадом колониальной системы между новыми
суверенными государствами начали возникать военные противоборства на этно-конфессиональной и социально-экономической основе, из-за территориальной разделенности
этносов, принадлежности элиты и населения к разным этносам. К таким конфликтам можно
отнести арабо-израильское, индо-пакистанское противостояние, военный конфликт между
КНДР и Республикой Кореей и т.д. Организации ЛАГ (Лига арабских государств), ОИС
(Организация исламского сотрудничества), Совет безопасности ООН и ОБСЕ прилагают
серьезные усилия для решения данных конфликтов».
3.1. Назовите 2 наиболее продолжительных конфликта ХХ века?
_________________________________________________________________________
3.2. К возникновению, каких международных организаций (приведите один пример)
привели данные конфликты? Какую роль они выполняют в современном мире?
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[4]
4. Прочитайте цитату Н.А. Назарбаева и выдержки из статей Конституции РК. Выполните
задания:
«Никакой национальной исключительности. Национальностей много, а земля одна.
Отсюда – уважение к правам другого, закрепленное в законе, и самые широкие возможности
для полноценного развития всех».
Ст. 14.2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам
происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы,
национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым
иным обстоятельствам.
Ст. 19.1. Каждый вправе определить и указывать или не указывать свою национальность,
партийную и религиозную принадлежность.
Ст. 19.2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный
выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
4.1 Назовите не менее 3-х обязанностей граждан РК согласно Конституции?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.2 Приведите факторы, определяющие экономическую, политическую и социальную
стабильность страны?
Экономические факторы Политические факторы Социальные факторы
[6]
5. Определите социальную структуру общества в разные исторические этапы. Заполните
схему.
21
Опишите характерные признаки капиталистического общества.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
[10]



Рабовладельческое
общество



Феодальное общество



Капиталистическое
общество
22
Схема выставления баллов
№ Ответ Баллы Дополните
льная
информац
ия
1 1 2 3 4
4
D A B C
2
1. Экономические проблемы
2. Антидемократические законы
3. Ущемление прав по национальному признаку
6
Сикхи: стремление сикхов создать независимое государство
на территории штата Пенджаб, в связи с обеспокоенностью
из-за желания Мусульманской лиги создать своё
государство с преимущественно мусульманским
населением.
Тамилы: стремление тамильского меньшинства в Шри -Ланке к образованию независимого государства на северо-востоке острова.
Баски: вооружённый и политический конфликт между
Испанией и баскскими сепаратистами, за независимость
Баскии от Франции и Испании.
3
Арабо-израильский, (Ближневосточный конфликт) самый
длительный из всех неурегулированных конфликтов в мире.
Его начало связано с проблемой создания в Палестине
еврейского и арабского государств.
Индо-пакистанский конфликт — противостояние между
Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента
получения ими независимости в 1947 году. В его основе
лежат религиозные противоречия и спор о территориальной
принадлежности в княжестве Джамму и Кашмир
4
ООН (Организация объединенных наций), ОИС
(Организация исламского сотрудничества)
Организация Объединенных Наций играет важную роль в
предотвращении конфликтов, используя дипломатию,
институт добрых услуг и посредничество. Также в
распоряжении Организации находятся такие инструменты
установления мира, как специальные посланники и
политические миссии на местах.
Деятельность ОИС направлена на урегулирование кризиса в
Сирии и Ливии, вопросы преодоления гуманитарной
катастрофы в Сомали, борьба с исламофобией и
предотвращение межрелигиозных столкновений.
4
Обязанность соблюдать Конституцию и
законодательство РК, уважать права, свободы, честь и
достоинство других лиц. Обязанность уважать
государственные символы Республики. Обязанность и долг
каждого уплачивать законно установленные налоги, сборы и
иные обязательные платежи.
Экономически
факторы
Политически
факторы
Социальные
факторы
6
23
В целом
экономическая
ситуация и
тенденции
Тенденции
изменения ВBП
Динамика ставки
рефинансирован
ия
Кредитные
ставки
Инфляция
Уровень доходов
Уровень
безработицы
Стабильность
валюты
Сбережения
населения и
кредитная
нагрузка
Сбалансированн
ость бюджета
Экономическая
ситуация в
зарубежных
странах
Структура
доходов
Региональные
особенности
экономического
развития
Общий
налоговый
климат и
налогообложени
и
Платежеспособн
ый спрос
Обменные курсы
валют и др.
Стабильность
правительства
Текущие и
будущие
изменения в
законодательс
тве
Европейское/
международн
ое
законодательс
тво
Государствен
ное
регулировани
е,
Правительств
енная
политика,
международн
ые
отношения,
выборы
Изменение
численности
населения и др.
демографическ
ие изменения
(рождаемость и
смертность,
характеристика
семей,
возрастная
структура и
др.)
Изменение в
законодательст
ве,
затрагивающие
социальные
факторы
Структура
доходов и
расходов
населения
Изменения в
стиле жизни,
мода
Базовые
ценности
Образовательн
ая структура и
уровень
образования
Национальная
структура и
культурные
различия,
религиозный
фактор
Миграция и
мобильность
Этические
нормы
Социальные
программы
Отношение к
работе и
свободному
времени
(отдыху)
24
5 Рабовладельческое общество: патриции, плебеи, рабы
Феодальное общество: монарх, феодалы (светские,
церковные), зависимые крестьяне
Капиталистическое общество: Буржуазия (крупная, средняя,
мелкая), интеллигенция, госслужащие, наемные работники.
Буржуазия (промышленная, торговая, сельская) включает в
себя разные группы частных собственников, владеющих
средствами производства и эксплуатирующих благодаря
этому труд наемных рабочих.
Наемные работники непосредственно заняты производством
материальных благ (предметов и услуг материального
характера).
Большую роль в жизни капиталистического общества
играют различные слои работников умственного труда —
интеллигенция и служащие.
10
Принимаю
тся другие
альтернати
вные
варианты
ответа
Итого: 30
25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за III четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы
с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором
ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько структурных
частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
26
Характеристика заданий суммативного оценивания за III четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*

задания
*
Тип
задания
*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Балл за
раздел
Из истории
государства,
войн и
революций
10.3.1.1 - использовать термины
«государство», «власть», «институт
управления» для объяснения исторических
событий и процессов;
Применение 1 1 МВО 5 6
30
10.3.2.6 - определять причины арабских
завоеваний и крестовых походов, делая
аргументированные выводы;
Применение 1 2 КО 5 4
10.3.2.10 - устанавливать причинно-следственные связи между
наполеоновскими войнами и ускорением
капиталистического развития в европейских
странах;
Применение 1 3 КО 10 5
10.3.2.12 - объяснять причины и
последствия Первой и Второй мировых
войн на основе анализа исторических
документов;
Навыки
высокого
порядка
1 4 РО 10 7
10.3.3.6 - объяснять изменения социальной
структуры общества в результате
социалистических революций
Применение 1 5 КО 10 8
Итого 5 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить
изменения
27
Задания суммативного оценивания за III четверть по предмету «Всемирная история»
1.Выполните тестовые задания.
1.1. Основные признаки государства:
A) национальная валюта, армия, полиция;
B) власть, народ, обычай;
C) государственный суверенитет, распространяющийся на определенную
территорию с помощью общеобязательных правил и специального аппарата
власти и управления, сбор налогов;
D) столица, флаг, герб, гимн;
E) обязательное наличие различных политических партий, тюрем, банков,
общественных организаций.
1.2. Представитель классовой теории происхождения государства и права:
A) Макиавелли, Гамильтон;
B) Маркс, Энгельс, Ленин;
C) Михайловский, Бакунин;
D) Аристотель, Фильмер;
E) Фома Аквинский, Маритэн.
1.3. Признаки абсолютной монархии:
A) существование единоличного носителя верховной власти – монарха;
B) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно, существует
наследственный порядок преемственности верховной власти;
C) монарх представляет государство по собственному праву, которое не
производно от власти народа;
D) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства;
E) все перечисленные.
1.4. Деление государственных органов на виды по принципу разделения властей:
A) на законодательные, исполнительные и судебные;
B) на постоянные и временные;
C) на высшие и местные;
D) на федеральные органы и органы субъектов федерации;
E) на коллегиальные и единоначальные.
1.5. Форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его
власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей:
A) демократия;
B) монархия;
C) тирания;
D) республика;
E) аристократия
1.6. Разновидность власти, которая оказывает влияние на большие группы людей, использует
в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным
элементом политической власти государства и системы государственных органов является:
A) политическая;
B) исполнительная;
C) партийная;
D) судебная;
E) представительная.
[6]
28
2. Ответьте на вопросы, используя исторические карты.
2.1. В каких частях света располагался Арабский халифат, и что препятствовало его
дальнейшему расширению?
___________________________________________________________________________
2.2. Как завоевания арабов повлияли на организацию Крестовых походов?
_________________________________________________________________________
2.3. Каковы были последствия 4 –го Крестового похода, назовите не менее 2х.
_________________________________________________________________________
[4]
3. Прочитайте учебный текст. Ответьте на вопросы.
В странах, включенных в состав Франции, произошли глубокие перемены, там вводились
законы, означавшие ликвидацию старого порядка. Утверждалось равенство граждан,
отменялись феодальные повинности и сословные привилегии. Как и во Франции,
уничтожалась крупная земельная собственность церкви. На этих территориях вводился
Кодекс Наполеона — самое передовое по тем временам гражданское законодательство.
Изменения произошли и в странах, зависимых от Франции. Многочисленные германские
государства были объединены Наполеоном в Рейнский союз. В них были введены начала
народного представительства и приняты конституции.
Перемены затронули и те страны, которые противостояли Франции. Их правители стали
понимать, что одна из причин побед Наполеона — привлекательность для народов Европы
идеи уничтожения старого порядка и утверждения равенства граждан. Они были вынуждены
провести реформы.
В Пруссии отменялась крепостная зависимость крестьян, которые получили право
покупать землю; вводилось городское самоуправление, ликвидировалась цеховая система и
устанавливалось равное для всех, а не сословное, налогообложение. Введение всеобщей
воинской обязанности означало признание принципа равенства граждан в их участии в
защите государства.
Перемены коснулись и Англии. Однако они оказались направленными скорее на
сохранение остатков старого порядка. Английская аристократия была противницей идеи
равенства, провозглашенной французской революцией. Борьба с Наполеоном означала для
нее борьбу за сохранение и упрочение своего привилегированного положения. Бремя резко
возросших военных расходов было переложено на плечи других слоев населения. Росли
налоги. Континентальная блокада нанесла серьезный ущерб торговле Англии.
3.1. Каковы были цели Франции в войнах 1792—1799 гг.? Как они повлияли на
Европу?
29
_________________________________________________________________________
3.2. Можно ли говорить о прогрессивном характере перемен в Европе? Обоснуйте свой
ответ.
_________________________________________________________________________
[5]
4. Ответьте на вопросы, используя фрагменты исторических источников и собственные
знания.
«Немало давнишних войн было, если докопаться до сути вещей, войнами за соль, перец или
селедку... Несомненно, ... что именно проблемами полезных ископаемых, горючего, сырья,
рынков сбыта и промышленных кредитов определялись действия людей и стран,
вступивших в войну в 1914г…»
Французский историк Люсьен Февр
4.1. Сформулируйте главные причины войны (не менее двух причин).
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[2]
«События лета 1914 года показывают, что за редким исключением все политические
лидеры были настроены чрезвычайно решительно. Многие жаждали войны. ...
Империалистические устремления Франции и Великобритании сыграли свою роль в
развертывании войны. Никто из них не хотел иметь в лице Германии мощного
политического и экономического конкурента ... нельзя не учитывать стремлений держав к
господству и наживе...»
из интервью специалистов по истории Первой мировой войны профессоров
В. Дайеста (Германия) и П. Лиддла (Великобритания)
4.2. Как вы считаете, можно ли было предотвратить Первую мировую войну?
Обоснуйте свою позицию (приведите не менее трех аргументов).
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[3]
«Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития крови… Не может быть
вопроса о том, чтобы упустить Польшу, и нам оставлен один выход: атаковать ее при
первой возможности…Если же будет создан союз Франции, Англии и России против
Германии, Италии и Японии, я буду вынужден нанести Англии и Франции несколько
уничтожающих ударов…Война с Англией и Францией будет не на жизнь, а на смерть. Мы
должны сжечь свои корабли и ставить вопрос не о том, кто прав, а кто виноват, но
вопрос: быть или не быть 80-миллионному народу».
из выступления А. Гитлера 23 мая 1939 г. на совещании
4.3. Какие последствия Первой Мировой войны стали причинами начала Второй
Мировой войны? (приведите не менее двух последствий)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
[2]
5. Прочитайте тексты. Ответьте на вопросы
А) Инициатором, идеологом и главным действующим лицом Октябрьской революции была
партия большевиков РСДРП (б) (Российская социал-демократическая партия большевиков),
в результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства, страну
возглавило пролетарское правительство.
Б) Социальная структура общества до революции 1917 года была разнообразной. В нее
входили такие классы: личные и потомственные дворяне, помещики, духовенство, купцы,
30
мещане, крестьяне. Большевики же, в свою очередь, объединили и назвали их
«эксплуататорским» классом или буржуазией.
В) Первым законопроектом стал Декрет «О земле», отменявший частную собственность
и, следовательно, формально уничтожавший класс помещиков и дворян. Установление
рабочего контроля, национализация промышленных предприятий и транспорта в ноябре
1917 года - январе 1918 года отбирали у «эксплуататоров» предприятия, частные банки и
транспорт. Этот шаг проводился для формального уничтожения класса буржуазии
(мещан, купцов).
5.1. На какие два лагеря разделила мир Великая Октябрьская Социалистическая
революция?
_____________________________________________________________________
5.2. Лозунги революции: «Власть — Советам», «Мир — народам», «Земля —
крестьянам», «Фабрики — рабочим». Какие изменения произошли в социальной
структуре бывшей Российской империи? (3 изменения)
________________________________________________________________________
5.3. Можно ли утверждать, что, социалистическая революция 1917 г. в России является
единственным способом реализации идеи социального равенства? (3 аргумента)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[8]
31
Схема выставления баллов
№ Ответ Балл Дополнительная
информация
1 1-в, 2-б. 3-д, 4-а. 5-б 6
2 В течение всего нескольких лет они захватили
Сирию, Палестину и Египет, а позже и всё
средиземноморское побережье Африки.
Одновременно был покорён Иран. В 711 — 714
годах они подчинили почти всю Испанию,
перешли Пиренеи.
В 732 году были остановлены франками при
Пуатье. На востоке они вышли к реке Инд,
захватили Среднюю Азию и в 751 году.
В IX—X веках Арабский халифат переживал
упадок. Спустя некоторое время началась
серия Крестовых походов за возвращение
влияния христиан на Ближнем Востоке. Казалось,
что Европа снова обрела силу. Но Крестовые
походы завершились изгнанием европейцев с
Ближнего Востока.
Четвёртый крестовый поход, приведший к
разграблению Константинополя латинянами,
обозначил глубокий кризис крестоносного
движения. Итогом этого похода стал
окончательный раскол западного и византийского
христианства.
4
3 Заслуга Наполеона перед Европой именно в
том и состоит, что он за годы своего правления
окончательно разрушил старые порядки и вывел
страны Европы на новый этап исторического
развития, который в будущем привел ее народы к
процветанию.
Наполеон одерживал блистательные победы
над своими противниками в значительной мере
потому, что Франция была более прогрессивным
по сравнению с остальными государством. Она
имела прогрессивный общественный строй и
прогрессивную военную организацию. Это было
буржуазное государство, которое сражалось про-тив феодально-абсолютистских, погрязших в
средневековых предрассудках, монархий.
5
4 Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914
г., была порождена острыми противоречиями
между основными европейскими
капиталистическими государствами в ходе
борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы
приложения капитала, а также за передел уже
поделенного мира.
Первопричиной подготовки и развязывания
7
32
мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление
Германской империи силой оружия установить
свое господствующее положение в Европе и мире
и, с другой стороны, решимость сторон
Тройственного согласия (Антанты) не допустить
подобного исхода.
Проблемы, спровоцированные итогами Первой
мировой войны (территориальные споры) и
дисбаланс сил в мире стали причиной Второй
мировой войны
5 Разделила мир на два лагеря - капиталистический
и социалистический.
Национализация и передача в государственную
собственность средств производства и земли
Искоренение частной собственности
Физическое устранение политической оппозиции
Сосредоточение власти в руках одной партии
Атеизм вместо религиозности
Марксизм-ленинизм вместо православия
Октябрьская революция выполнила следующие,
повлиявшие на все дальнейшее развитие мира
задачи:
– объединила в единое государство разрушенную
в феврале 1917 года страну;
– создала новый социалистический общественно-политический строй, что имело огромное
историческое значение.
Два указанных события позволили провести
индустриализацию и выиграть смертельный бой с
Западом в 1941–1945 годах, вывести СССР в
сверхдержавы мира и уберечь страну от ядерных
ударов противников.
Учащийся может высказать собственное
утверждение
8
Допускается
собственная
интерпретация
ответа
Всего баллов 30
33
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ІV ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за ІV четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов – 30
Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:
вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого, развернутого
ответа.
Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным
выбором ответа, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова
или короткого предложения.
В заданиях, требующих развернутого ответа могут содержаться несколько
структурных частей. Обучающийся записывает ответ в виде предложения.
34
Характеристика заданий суммативного оценивания за ІV четверть
Раздел Проверяемая цель Уровень
мыслительн
ых навыков
Кол.
заданий*

задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнен
ие, мин*
Балл* Балл
за
раздел
Развитие
культуры
10.4.1.4 объяснять роль музеев в
исследовании и сохранении историко-культурного наследия народов мира;
Навыки
высокого
порядка
1 1 МВО 5 5
30
10.4.2.1 - использовать термины
«абстракционизм», «модернизм»,
«постмодернизм», «авангардизм»,
«футуризм», «кубизм», «сюрреализм»,
«экспрессионизм», «гиперреализм», «хайтек»
для понимания изменений в обществе;
Применение 2 2 КО 5 8
10.4.2.3 - анализировать произведения
известных представителей мировой
культуры, выявляя особенности их
творчества
Навыки
высокого
порядка
1 3 РО 10 6
10.4.3.3 - определять особенности
исторических событий ХХ века, повлиявших
на переоценку нравственных ценностей
общества
Применение 1 4 РО 10 6
10.4.3.5 - анализировать влияние
глобализации на национально-культурное
развитие;
Навыки
высокого
порядка
1 5 РО 10 5
Итого 5 - - 40 30 30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить
изменения
35
Задания суммативного оценивания за IV четверть по предмету «Всемирная история»
1. Выполните тестовые задания
1.1. Название этого музея в переводе с французского языка означает: место уединения,
келья, приют отшельника:
А) Лувр
Б) Эрмитаж
В) Мальмезон
Г) Оранжери
Д) Фрагонар
1.2. Изначально это был королевский музей, который вскоре был переименован в
Национальный музей живописи и скульптуры; с 19 ноября 1819 он носит своё нынешнее
название:
А) Музей Прадо
Б) Музей д Орсе
В) Галерея Спада
Г) Базилика Святого Петра
Д) Центр искусств королевы Софии
1.3. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена сотрудником этого музея Винченцо
Перуджио, считавшего, что картина принадлежит Италии. Через 2 года «Мона Лиза»
вернулась в музей:
А) Лувр
Б) Галерея Уффици
В) Сикстинская капелла
Г) Эрмитаж
Д) Прадо
1.4. В 1929 году картина «Чёрный квадрат» Малевича была приобретена у Музея
живописной культуры этим музеем:
А) Лувр
Б) Эрмитаж
В) Третьяковская галерея
Г) Метрополитен
Д) Прадо
1.5. Строительство этого музея, одного из старейших в мире, было начато в 1560 году по
приказу правителя Флоренции Козимо I:
А) Музей Ашмола
Б) Галерея Уффици
В) Капитолийские музеи
Г) Ватиканские музеи
Д) Дворец дожей
[5]
36
2. Установите соответствие терминов и определений стилей искусства.
1 Абстракционизм А. модернистское направление в живописи начала ХХ века, которое
выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования
объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства.
2 Модернизм Б. новый художественный стиль, отличающийся от модернизма
возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности,
обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм.
3 Постмодернизм В. совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто
необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
4 Авангардизм Г. «современное течение»— общее название направлений искусства
и литературы конца 19-20 века:
5 Кубизм Д. направление искусства, отказавшееся от приближенного к
действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
1 2 3 4 5
2.1. Определите, каковы причины смены стилей и направлений в искусстве. Приведите не
менее 3-х аргументов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[8]
3. Рассмотрите предложенные произведения искусства, определите их жанр
Полярники. Братья Смолины. 1961 Энди Уорхол
37
3.1. Что, на ваш взгляд, интересует автора каждого из представленных произведений?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3.2. Чем, по-вашему, отличается картина мира, представленная художниками? Какая из них
относится к массовой культуре? Свой ответ аргументируйте.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
[6]
4. Прочитайте учебные тексты. Сравните модели послевоенного развития экономики в США
и СССР. Выполните задания:
«Государство всеобщего благосостояния» в западных странах достигло своего
расцвета после Второй мировой войны. Суть теории состоит в том, что государство
стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает бла-годенствие всех.
Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в
основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том,
что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права
человека»
Восстановление СССР после войны называют «сталинским экономическим чудом".
Заново отстраивались города, цены ежегодно снижались, рабочие имели возможность
заработать и взять квартиру в ипотеку под 1% годовых при нулевой инфляции. Все это
происходило в обстановке всеобщего эмоционального подъема, но при сохранении прежних
методов управления общих пропорций экономики. Развитие оборонной и тяжелой
промышленности оставалось приоритетным, здесь накапливался потенциал передовых
технологий, концентрировались ресурсы».
4.1. Определите события, повлиявшие на переоценку нравственных ценностей во
второй половине 20 века.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.2. Назовите недостатки западной и советской модели послевоенного восстановления.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4.3. Сделайте вывод о схожих факторах, повлиявших на переоценку нравственных
ценностей общества
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[6]
5. Прочитайте фрагмент статьи «Глобализация и национальные культуры» Кулиджанишвили
А.Э. и выполните задания, расположенные ниже.
«Дело в том, что представители самобытных культур, осознанно или нет,
чувствуют, что за экономической, политической, правовой и технологический унификацией
последуют и побочные эффекты. Они вызовут изменения их традиций, культуры и
жизненного уклада. Одной из существенных потребностей человека является собственная
принадлежность к чему-либо, будь то социальная группа, конфессия, политическая или
сексуальная ориентация, географический ареал и др.; среди этих форм идентичности
культурная идентичность является главной и всеобъемлющей; она в значительной мере
определяет человеческую ментальность, психологию и жизненный уклад в целом. Надо
быть апологетом «теории заговора», чтобы обвинить США в том, что они разработали
такую идеологию, которая намерена уничтожить разнообразие культур и языков, сделать
мир культурно однородным. Хотя необходимо отметить, что те явления, которые
38
сопутствуют составным частям глобализации, непрямым путем вызывают изменения
национальных культур. В первую очередь это относится к национальному языку, к умалению
его значения. Успешная экономическая деятельность требует осуществления
своевременного информационного обмена на одном языке; и таким языком является
английский. Конкретный индивид, общество, этнос, первым делом самоидентифицируется
с языком, поэтому пренебрежение им, даже уменьшение ареала его распространения
воспринимается болезненно. С ценностной позиции язык не только является средством
коммуникации, но и мировоззрением и мироощущением народа-носителя этого языка, в нем
зафиксирована биография нации, на нем говорили предки и он является моделью мира. Язык
суть неотъемлемый признак нации: нет национальности без языка».
5.1. Чего опасаются люди, противящиеся глобализации? (не менее 2-х аргументов)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5.2. Ведь глобализация, в ее идеальном варианте — это искоренение нищеты,
всемирный порядок, вечный мир и материальное благополучие. Какая сила заставляет
человека, народы и страны отказываться от вышеуказанных благ? (не менее 3-х
аргументов).
___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
[5]
39
Схема выставления баллов
№ Правильный ответ Балл Дополнител
ьная
информаци
я
1 1-б,2-а, 3-а, 4-в, 5-б
5
1 балл за
тест
2 1-д, 2-г, 3-б, 4-в, 5-а
8
Причинами могли быть изменения материального базиса и
государственного строя. Также сам человек, его проблемы,
быт, дух и душа.
Собственная
интерпретац
ия ответа
3 Соцреализм (суровый стиль) и поп-арт
6
Братья Смолины принадлежат к художникам "сурового
стиля". Художники этого направления воспевали судьбы
современников, их энергию и волю, героику трудовых
будней. Их картины обобщены и лаконичны. Основой
выразительности служат большие плоскости цвета и
линейные контуры фигур. Полотна приобретают сходство с
плакатом.
Его работы стали своеобразным символом триумфа и
коммерческого успеха американского поп-арта. Творчество
Уорхола оказало огромное влияние на направление
развития современного искусства.
Самый яркий и выразительный стиль, завоевавший сердца
многих людей – поп-арт. Он подойдет тем, кто испытывает
потребность в самовыражении и хочет заявить о себе. Кредо
стиля – использовать все, что противоречит стандартам.
Обычно за основу берется один нейтральный цвет, а дальше
уже работает фантазия.
Определение «суровый стиль» намекает на «суровые
будни» и «правду жизни», которую шестидесятники
противопоставили вечному празднику соцреализма. Кроме
обращения к будничной тематике правдивость и
убедительность «суровому стилю» придавало обнажение
живописных приемов, плоскостная огрубленная трактовка
образов.
4 2 мировая война, ВОВ
Ее недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее
благоденствие» нередко достигается посредством
перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и
развивающиеся страны, где уровень жизни населения ис-ключительно низок, значительная его часть живет ниже
уровня нищеты, голодает.
В сельском хозяйстве были увеличены налоги на личные
подсобные хозяйства колхозников, они по-прежнему не
имели паспортов, не могли получать пенсий.
Легкая и пищевая промышленность, социально-культурная
сфера получали ресурсы по остаточному принципу.
6
Допускается
собственная
интерпретац
ия
40
5 Боятся потери национального языка, ведь он является
наиважнейшим феноменом культуры. Нет культуры без
языка; языком пронизаны все феномены культуры, для
культуры он — всеобъемлющ. Это означает, что язык
является определяющим не только для какой-либо
конкретной, отдельно существующей культурной среды, но,
если что-либо существует в культуре, то это имеет свое
оформление в языке. Иными словами, культура существует
в языке, а язык является способом существования культуры
5 Допускается
собственная
интерпретац
ия
Сила национального самосознания, т.к. отказ от культуры
означает разрыв памяти и, следовательно, аннулирование
собственной самобытности. Культура предлагает своему
носителю приемлемые требования к порядку поведения,
ценностям и нормам, которые являются основой
психического равновесия индивида.
Всего: 30

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2019-2020