» » Химия 7 класс. Сборник заданий формативного оценивания

Химия 7 класс. Сборник заданий формативного оценивания

02 май 2018, Среда
1 511
0

Сборник заданий формативного оценивания
Химия
7 класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам
адаптировать, дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и
потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
2
Содержание
1 четверть............................................................................................................................................4
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси..............................................4
Раздел: 7.1В Изменения состояния веществ..............................................................................12
2 четверть..........................................................................................................................................19
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества......................................................................19
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения..............................................................................29
3 четверть..........................................................................................................................................37
Раздел/Тема: 7.3А Химические реакции...................................................................................37
Раздел/Тема 7.3B Периодическая таблица химических элементов........................................47
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы..............................49
4 четверть..........................................................................................................................................54
Раздел/Тема 7.4A Химические элементы и соединения в организме человека .....................54
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения ......................................................61
3
1 четверть
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.1.1.1 Знать, что изучает наука химия
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует определение химии как науки
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя предложенный набор слов, сформулируйте определение химии как науки:
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение химии как науки, располагая
предложенный набор слов в правильной последовательности.
химия
веществах
наука
свойствах
превращениях
о строении
их и
4
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.1.1.2 Знать и понимать правила техники безопасности
при работе в химической лаборатории и кабинете
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует правила техники безопасности при
работе в химической лаборатории и кабинете
• Объясняет необходимость соблюдения правил техники
безопасности при работе в химической лаборатории и
кабинете
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На рисунках изображены правила техники безопасности при работе в химической
лаборатории и кабинете.
А В С
Сформулируйте правила техники безопасности и возможные последствия их нарушений для
каждого рисунка:
А) Запрещается ______________________________________________________ потому
что, если ______________________________________________________, то
__________________________________________________________________.
В) Запрещается ______________________________________________________ потому
что, если ______________________________________________________, то
__________________________________________________________________.
С) Запрещается ______________________________________________________ потому
что, если ______________________________________________________, то
__________________________________________________________________.
Дескриптор Обучающийся
− формулирует правила техники безопасности при работе в
химической лаборатории и кабинете;
− прогнозирует последствия нарушения правил техники
безопасности при работе в химической лаборатории и кабинете.
5
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.4.1.1 Понимать элемент (простое вещество) как
совокупность одинаковых атомов
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает элемент как простое вещество, состоящее
из одинаковых атомов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. На рисунках А, В, С, D изображены различные вещества:
(а) Определите, на каких рисунках изображен элемент________________________
(b) Объясните свой выбор _______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет химический элемент;
− объясняет свой выбор с точки зрения теории частиц.
2. Укажите предложения, в которых речь идёт о химическом элементе:
______________________________________________________________________________
A) Медь входит в состав малахита.
B) Пластинка изготовлена из меди.
C) Азот содержится в белке куриного яйца.
D) Азот содержится в воздухе.
E) Сера легко плавится.
F) Сера входит в состав сульфида железа.
Поясните, как вы это установили?
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− правильно указывает предложения, в которых речь идёт о
химическом элементе;
− обосновывает свой выбор.
6
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.4.1.2 Знать, что чистое вещество состоит из одинаковых
атомов или молекул
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует чистое вещество
• Приводит примеры чистых веществ
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
В природе очень редко можно встретить чистые вещества.
(a) Выберите из перечня характеристики чистого вещества:
a) может быть элементом или соединением;
b) структура и состав могут меняться со временем;
c) может быть только элементом;
d) состоит из частиц одного вида;
e) может быть элементом, соединением и смесью;
f) обладает переменными свойствами;
g) имеет определенный постоянный состав или структуру;
h) состоит из частиц разного вида;
i) обладает комплексом постоянных свойств.
(b) Приведите примеры чистых веществ ____________________________________
_______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает характеристики чистого вещества;
− приводит примеры не менее трёх чистых веществ.
7
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.4.1.3 Различать понятия: элемент (простое вещество), смесь и
соединение
Критерий оценивания Обучающийся
• Распознает элементы, смеси и соединения
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Классифицируйте предложенные изображения на элементы, соединения и смеси,
используя условные обозначения:
Э – элемент; С – соединение; СМ - смесь
Дескриптор Обучающийся
− распознает элементы;
− распознает соединения;
− распознает смеси.
2. Распределите вещества на элементы (простые вещества), соединения и смеси:
железо, молоко, сульфид железа, вода, кислород, поваренная соль, водород, бронза,
алюминий, воздух.
Элемент Соединение Смесь
Дескриптор Обучающийся
− распознает элементы (простые вещества);
− распознает соединения;
− распознает смеси.
8
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Элементы, соединения и смеси
Цель обучения 7.4.1.4 Использовать знания о физических свойствах
элементов, и соединений для распознавания незнакомых
веществ в составе смеси
Критерий оценивания Обучающийся
• Применяет знания свойств веществ для определения
незнакомого вещества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Осуществите соответствие свойств и незнакомых веществ.
1. Легко разделить на отдельные составляющие.
2. Содержит определенный вид атома.
3. Образовался объединением нескольких атомов в
результате химической реакции.
4. Сложно разделить на отдельные составляющие.
5. Измеряется масса и количество.
Химический
элемент
Соединение
Смесь
Дескриптор Обучающийся
- соотносит свойства элемента;
- соотносит свойства соединения;
- соотносит свойства смеси.
9
Раздел/Тема 7.1А Введение в химию. Чистые вещества и смеси
Цель обучения 7.4.1.5 Знать виды смесей и способы их разделения
7.4.1.6 Уметь планировать и проводить эксперимент по
разделению смесей
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет виды смесей и способы их разделения
• Планирует и проводит эксперимент по разделению
смеси
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Задание
1. Заполните схему, разделив смеси на два вида.
К каждому виду смесей приведите три примера смесей.
Назовите способы разделения данных смесей.
Дескриптор Обучающийся
− классифицирует смеси на виды;
− приводит не менее трёх примеров для каждого вида смесей;
− называет способы разделения смесей.
2. Спланируйте и выполните эксперимент по очистке загрязненной поваренной соли.
Сделайте соответствующие выводы.
Лабораторный опыт «Очистка загрязнённой поваренной соли»
Цель: Планировать и проводить простой эксперимент по разделению смеси.
Оборудование и реактивы: штатив, спиртовка, щипцы, воронка, фарфоровая чашка,
фильтровальная бумага, стеклянная палочка, химические стаканы, дистиллированная вода,
поваренная соль, песок.
Ход работы:
1. Разработайте план действий по очистке смеси поваренной соли и песка.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
смеси
10
2. Выполните эксперимент согласно разработанному плану действий.
3. Заполните таблицу результатов.
Состав смеси Вид смеси Метод
разделения
Принцип разделения
4. Сформулируйте вывод по практической работе:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− составляет план действий по очистке загрязнённой поваренной
соли;
− реализует план действий, соблюдая технику безопасности;
− заполняет таблицу результатов;
− формулирует вывод по практической работе.
11
Раздел: 7.1В Изменения состояния веществ
Цель обучения 7.1.1.3 Различать физические и химические явления
Критерий оценивания Обучающийся
• Отличает физические и химические явления
• Устанавливает признаки физических и химических
явлений
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. (a) Определите, к каким явлениям - физическим или химическим - следует отнести
процессы, изображённые на картинках. Ответы поясните.
Образование инея на деревьях – это _______________ явление, потому
что __________________________________________________________
Выделение газа при «гашении» пищевой соды раствором уксусной
кислоты – это ___________________ явление, потому
что__________________________________________________________
Помутнение известковой воды при пропускании через неё углекислого
газа - это __________________ явление, потому
что__________________________________________________________
Ржавление железа – это ________________ явление, потому что
_____________________________________________________________
Образование зелёного налёта на медных предметах – это
_______________ явление, потому что ___________________________
_____________________________________________________________
Выделение газа из газированной воды – это _______________ явление,
потому что ___________________________________________________
12
(b) Приведите собственные примеры физического и химического явлений.
_____________________________________________________________
________________________ – это физическое явление,
потому что __________________________________________________
_____________________________________________________________
________________________ – это химическое явление,
потому что __________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− правильно устанавливает физические явления;
− называет признаки физических явлений;
− правильно устанавливает химические явления;
− называет признаки химических явлений;
− приводит пример физического явления;
− приводит пример химического явления.
2. Выполните эксперимент по изучению признаков химических явлений.
Сделайте соответствующие выводы.
Лабораторный опыт «Изучение признаков химических явлений»
Оборудование и реактивы: спиртовка, стеклянная палочка, фарфоровые чашки,
держатели, ступка, пробирки, раствор уксусной кислоты, сырой картофель, йод, кусочки
мела и белого хлеба.
Ход работы:
1. Проведите лабораторные опыты по изучению признаков химической реакции
согласно предложенному плану действий.
2. Запишите наблюдения.
3. Сформулируйте вывод о признаках химических явлений.
План действий Наблюдение Вывод
1. На свежий срез картофеля капнуть капельку
раствора йода.
2. В пробирку налить немного уксусной кислоты,
затем опустить в неё кусочек мела.
3. Подержать над огнём кусочек белого хлеба.
Вывод:
Дескриптор Обучающийся
− проводит лабораторные опыты по изучению признаков
химической реакции согласно предложенному плану действий;
− записывает наблюдения;
− формулирует вывод о признаках химических явлений.
13
Раздел/Тема 7.1В Изменения состояния веществ
Цель обучения 7.1.1.4 Знать различные агрегатные состояния веществ и
уметь объяснять структуру твердых, жидких и газообразных
веществ согласно кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
• На основе кинетической теории частиц объясняет
структуру твердых, жидких и газообразных веществ
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Разные агрегатные состояния веществ (газообразное, жидкое, твёрдое)
характеризуются определёнными свойствами.
Объясните причину проявления определенных свойств веществами в разных
агрегатных состояниях с точки зрения кинетической теории частиц.
Ответ дополните графическим изображением структуры вещества, соответствующей
его агрегатному состоянию.
АВС
Состояние
вещества Основные свойства Причина Графическое изображение
структуры
газообразное не имеет постоянного
объема, стремится
заполнить весь
доступный объем;
не имеет собственной
формы;
жидкое сохраняет объем;
легко меняет форму;
твёрдое сохраняет объем;
сохраняет форму;
Дескриптор Обучающийся
− объясняет особенности движения и взаимодействия между
частицами вещества в газообразном состоянии;
− отображает графически особенности расположения и расстояние
между частицами вещества в газообразном состоянии;
− объясняет особенности движения и взаимодействия между
частицами вещества в жидком состоянии;
− отображает графически особенности расположения и расстояние
между частицами вещества в жидком состоянии;
− объясняет особенности движения и взаимодействия между
частицами вещества в твёрдом состоянии;
− отображает графически особенности расположения и расстояние
между частицами вещества в твёрдом состоянии.
14
Раздел/Тема 7.1В Изменения состояния веществ
Цель обучения 7.1.1.5 Изучить процесс охлаждения, построить кривую
охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои
наблюдения, согласно кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
• Строит кривую охлаждения на основе
экспериментальных данных
• Анализирует участки кривой охлаждения
• Объясняет процесс охлаждения и кристаллизации
согласно кинетической теории частиц
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Лабораторный опыт «Изучение процесса охлаждения парафина»
Оборудование и реактивы: спиртовка (электрическая плитка), пробирки внутренняя
и наружная, пробка внутренней пробирки, термометр с ценой деления 0,1оС, мешалка для
изучаемого вещества, крышка, стеклянный сосуд с охладительной смесью, мешалка
охладительной смеси, парафин
Ход работы:
1. Соберите прибор как показано на рисунке:
1 – внутренняя пробирка для раствора;
2 – пробка внутренней пробирки;
3 – термометр;
4 – крышка;
5 – наружная пробирка;
6 – стеклянный сосуд с охладительной смесью
Рис. Прибор для
криоскопических
измерений
2. Подготовьте и залейте в прибор расплавленный парафин. Охлаждая парафин,
записывайте температуру через каждую минуту. Данные измерений зафиксируйте в
таблице 1.
Таблица 1
Время, мин …
Температура, 0С …
3. Постройте кривую охлаждения по результатам измерений, принимая за ось Y
температуру, за ось X время:
15
4. Рассмотрите кривую охлаждения. Отметьте и обозначьте буквенными
обозначениями на кривой участки, соответствующие процессам охлаждения
расплавленного парафина, затвердевания и охлаждения твёрдого парафина.
5. Объясните процессы, происходящие в ходе охлаждения расплавленного парафина
с точки зрения кинетической теории частиц.
6. Заполните итоговую таблицу 2.
Таблица 2
№ Процесс Участок кривой Вывод
Вывод: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− проводит эксперимент и записывает изменение температуры в
процессе охлаждения;
− правильно строит кривую охлаждения на основе
экспериментальных данных;
− определяет участок процесса охлаждения расплавленного
парафина;
− определяет участок процесса затвердевания расплавленного
парафина;
− определяет участок процесса охлаждения твёрдого парафина;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами
парафина в процессе охлаждения расплавленного парафина с
точки зрения теории частиц;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами
парафина в процессе затвердевания расплавленного парафина с
точки зрения теории частиц;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами
парафина в процессе охлаждения твёрдого парафина с точки
зрения теории частиц.
16
Раздел/Тема 7.1В Изменения состояния веществ
Цель обучения 7.1.1.6 Изучить процесс кипения воды, построить кривую
нагревания и проанализировать ее, объяснить свои
наблюдения, согласно кинетической теории частиц
Критерий оценивания Обучающийся
• Строит кривую нагревания на основе
экспериментальных данных
• Анализирует участки кривой нагревания
• Согласно теории частиц объясняет процесс нагревания,
кипения и испарения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Лабораторный опыт «Изучение процесса кипения воды»
Оборудование и реактивы: спиртовка (электрическая плитка), колба, лабораторный
штатив, термометр, вода.
Ход работы:
1. Соберите прибор как показано на рисунке.
2. Приступите к нагреванию воды, измеряя её температуру каждую минуту. Данные
измерений зафиксируйте в таблице 1.
Таблица 1
Время, мин …
Температура, 0С …
3. Постройте кривую нагревания по результатам измерений, принимая за ось Y
температуру, за ось X время:
17
4. Рассмотрите полученную кривую нагревания. Отметьте на кривой нагревания
участки, соответствующие процессам нагревания, кипения и испарения воды.
5. Объясните процессы нагревания, кипения и испарения воды с точки зрения
кинетической теории частиц.
6. Заполните итоговую таблицу 2.
Таблица 2
№ Процесс Участок кривой Вывод
Вывод: _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
ВС
Дескриптор Обучающийся
− проводит эксперимент и записывает изменение температуры в
процессе нагревания воды;
− строит кривую нагревания в соответствии с полученными
экспериментальными данными;
− определяет участок процесса нагревания воды до температуры
кипения;
− определяет участок процесса кипения (парообразования) воды;
− определяет участок процесса нагревания паров воды;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами воды в
процессе нагревания воды до температуры кипения с точки
зрения теории частиц;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами воды в
процессе кипения (парообразования) воды с точки зрения
теории частиц;
− формулирует вывод о том, что происходит с молекулами воды в
процессе нагревания пара с точки зрения теории частиц.
18
2 четверть
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества.
Цель обучения 7.1.2.1 Знать различие атомов и молекул
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет различие атомов и молекул
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. В чем заключается сходство и различие между атомом и молекулой?
Ответ оформите в виде диаграммы Венна, указав в области пересечения
сходство между атомом и молекулой, а в отдельных областях различия:
Дескриптор Обучающийся
− отмечает особенности атома как частицы вещества;
− отмечает особенности молекулы как частицы вещества;
− отмечает общее между атомом и молекулой как частицами
вещества.
2. На основе представлений об атомах и молекулах, объясните, на чём основан процесс
разложения воды.
Схема процесса разложения воды
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает строение молекулы воды;
− отмечает, какие частицы образуются в промежуточной и
конечной стадии разложения;
− формулирует вывод о том, на чём основан процесс разложения
воды.
атом молекула
19
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества.
Цель обучения 7.1.2.2 Знать, что каждый химический элемент обозначается
символом и является определенным видом атомов
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет название атома химического элемента и
его символ
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Каждый химический элемент имеет своё название и символ.
Назовите химические элементы по символам, укажите символы химических элементов по
их названиям.
Al - ______________________; Калий -
C - _______________________; Сера -
Fe - ______________________; Литий -
Na - ______________________; Кремний -
Ca - ______________________. Медь -
Дескриптор Обучающийся
− называет химические элементы по их символам;
− указывает символы химических элементов по их названиям.
20
2. Соедините линиями последовательно:
«латинское название элемента»«русское название элемента» «химический символ
элемента», как показано на примере:
латинское
название
русское
название
знак
химического
элемента
aurum алюминий H
hydrargyrum водород Fe
ferrum вольфрам O
hydrogenium железо Cu
aluminium золото Pb
plumbum кислород C
sulfur медь Al
wolfram ртуть S
carboneum свинец W
cuprum углерод Au
Дескриптор Обучающийся
− соединяет все три столбца в правильной последовательности не
менее чем для 8 элементов.
3. Определите, какая информация об атоме химического элемента содержится в
периодической таблице, используя рисунок.
Дескриптор Обучающийся
− записывает информацию об атоме химического элемента по
периодической таблице.
21
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества
Цель обучения 7.1.2.3 Классифицировать элементы на металлы и неметаллы
Критерий оценивания Обучающийся
• Классифицирует химические элементы на металлы и
неметаллы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (а) Подпишите под каждым рисунком символ химического элемента и его
принадлежность к металлам или неметаллам, как указано на примере.
Например: Fe
металл ______________ ______________ ______________
______________ ______________ ______________ ______________
______________ ______________ ______________ ______________
(b) Приведите примеры известных вам металлов и неметаллов.
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− указывает металлы и их символы;
− указывает неметаллы и их символы;
− приводит примеры химических элементов группы «металлы»;
− приводит примеры химических элементов группы «неметаллы».
22
Цель обучения 7.1.2.4 Классифицировать вещества на простые и сложные
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет простые и сложные вещества по их составу
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
По элементному составу различают простые вещества, состоящие из атомов одного
элемента, и сложные вещества, состоящие из атомов разных элементов.
1. Из предложенного списка веществ выпишите отдельно простые и сложные вещества:
NaCl, H2SO4, K, S8, CO2, O3, H3PO4, N2, Fe.
2. В каком случае идёт речь о кислороде как о простом веществе?
A) Кислород — это газ, поддерживает дыхание и горение;
B) Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде;
C) Атом кислород входит в состав молекулы воды;
D) Кислород входит в состав воздуха.
Дескриптор Обучающийся
− определяет простые вещества;
− определяет сложные вещества;
− определяет кислород как простое вещество.
23
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества
Цель обучения 7.1.2.5 Знать протон, электрон, нейтрон и их расположение в
атоме, массу, заряд
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает строение атома
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (a) Планетарная модель строения атома, выдвинутая в 1911 году Эрнестом
Резерфордом, отражает очевидную аналогию атома с Солнечной системой как
показано на рисунке.
Модель Солнечной системы Планетарная модель атома
Используя аналогию моделей, впишите в текст соответствующие названия
структурных частиц атома.
«В Солнечной системе планеты движутся по определённым орбитам вокруг
массивного центра – Солнца. По аналогии согласно планетарной модели в центре атома
располагается ________________, вокруг которого по некоторым орбитам движутся
________________».
(b) Впишите в схему соответствующие названия структурных частиц атома:
Дескриптор Обучающийся
− описывает строение атома;
− указывает частицы, входящие в состав атом.
24
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества
Цель обучения 7.1.2.6 Знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра
первых 20 элементов
Критерий оценивания Обучающийся
• Устанавливает состав атомного ядра первых 20
элементов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Пользуясь периодической таблицей, определите состав атомного ядра:
(а) нуклидов кислорода: (b) нуклидов калия и аргона:
Нуклид
Состав ядра
Количество
протонов
Количество
нейтронов
16

17

17

Нуклид
Состав ядра
Количество
протонов
Количество
нейтронов
40
19K
40
18Ar
Дескриптор Обучающийся
− определяет количество протонов и нейтронов в составе атомного
ядра кислорода;
− определяет количество протонов и нейтронов в составе атомного
ядра калия;
− определяет количество протонов и нейтронов в составе атомного
ядра аргона.
25
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества.
Цель обучения 7.1.2.6 Знать строение атома (p+, n0, e-) и состав атомного ядра
первых 20 элементов
Критерий оценивания Обучающийся
• Устанавливает элемент и дает его полное описание по
названию и по количеству фундаментальных частиц
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Определите химические элементы по количеству частиц, входящих в состав его атома:
Количество протонов Нейтронов электронов Элемент
4 5 4
14 14 14
15 16 15
2. Укажите состав атома элементов:
Элемент Количество
протонов нейтронов электронов
литий
фтор
кальций
ААА
Дескриптор Обучающийся
− определяет 3 элемента по количеству фундаментальных частиц,
входящих в состав его атома;
− указывает количественный состав атомов элементов лития, фтора
и кальция.
26
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества.
Цель обучения 7.1.2.7 Знать понятие «изотоп»
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует определение понятия изотоп
• Приводит примеры изотопного состава элементов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. На рисунке изображены изотопы водорода: протий, дейтерий и тритий.
Протий Дейтерий Тритий
(а) Установите, в чём заключается сходство между изотопами одного элемента.
_____________________________________________________________________
(b) Установите, в чём заключается различие между изотопами одного элемента.
_____________________________________________________________________
(с) Сформулируйте определение понятия «изотопы».
Изотопы – это ____________________________________________, у которых
______________________________________________________, но
_____________________________________________________________ .
Дескриптор Обучающийся
− определяет сходство между изотопами одного и того же
химического элемента;
− определяет различия между изотопами одного и того же
химического элемента;
− формулирует определение понятия «изотопы».
2. (а) Укажите состав и атомную массу изотопов водорода.
Изотоп водорода Протий дейтерий тритий
число протонов
число нейтронов
число электронов
атомная масса
27
Раздел/Тема 7.2А Атомы. Молекулы. Вещества.
(b) Укажите состав и атомную массу изотопов кислорода.
Изотоп кислорода 16О 17О 18 8 8 8О
число протонов
число нейтронов
число электронов
атомная масса
Дескриптор Обучающийся
− указывает состав и атомную массу изотопов водорода;
− указывает состав и атомную массу изотопов кислорода.
28
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цель обучения 7.3.1.1 Знать состав воздуха
Критерий оценивания Обучающийся
• Указывает качественный и количественный состав
воздуха
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (а) Используя рисунок, перечислите газы, входящие в состав
воздуха.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(b) Назовите процентное содержание перечисленных газов в
составе воздуха.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Рис. Состав воздуха
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает качественный состав воздуха;
− устанавливает количественный состав воздуха.
29
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цель обучения 7.3.1.2 Знать, что при горении веществ расходуется кислород,
входящий в состав воздуха
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет расход кислорода воздуха при горении
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Ученик выполнял эксперимент, измеряя время горения свечи под стаканами разного
объема. Данные он записал в таблицу:
Объем стакана, (см3) Время, (сек)
50 3
100 7
200 14
250 21
500 27
1. (a) Постройте график зависимости времени горения свечи от объема стакана.
(b) По графику определите время горения свечи под стаканом объемом 300 см3.
(c) Сформулируйте правило зависимости времени горения свечи от объема воздуха в
стакане______________________________________________________________________.
Дескриптор Обучающийся
- строит график зависимости времени горения свечи от объема
воздуха;
- определяет время горения свечи под стаканом объемом 300см3;
- формулирует правило зависимости времени горения свечи от
объема воздуха.
30
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения.
Цель обучения 7.3.1.3 Понимать значение охраны атмосферного воздуха от
загрязнения
Критерий оценивания Обучающийся
• Делает вывод о значении охраны атмосферного
воздуха от загрязнения
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. (a) Воспользовавшись диаграммой Исикавы (диаграмма «рыбья кость»), установите
причинно-следственную связь между причинами и последствиями загрязнения
атмосферного воздуха:
последствия загрязнения атмосферного
воздуха
Охрана
атмосферного
воздуха от
загрязнения
причины загрязнения атмосферного воздуха
(b) Сформулируйте вывод о значении охраны атмосферного воздуха от загрязнения
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− перечисляет причины загрязнения атмосферного воздуха;
− определяет последствия загрязнения атмосферного воздуха;
− устанавливает причинно-следственную связь между причинами и
последствиями загрязнения атмосферного воздуха;
− формулирует вывод о значении охраны атмосферного воздуха от
загрязнения.
31
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цель обучения 7.3.1.4 Знать условия горения вещества и продукты реакции
горения
Критерий оценивания Обучающийся
• Указывает условия горения веществ и продукты
реакции горения
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задания
1. Лабораторный опыт «Сравнение реакций горения серы, фосфора, железа в
воздухе и кислороде» (Демонстрация/видео демонстрация)
Оборудование и реактивы: ложки для сжигания веществ, шпатель, спиртовка, спички,
колбы, объёмом 1 литр, пробки для колб, песок на дне колбы для сжигания железа,
кислород, сера, фосфор, железо
Ход работы:
Опыт 1. Горение серы:
- насыпьте в железную ложечку немного серы с
помощью шпателя;
- подожгите серу над пламенем спиртовки и
запишите наблюдения;
- опустите ложечку с горящей серой в кислород
как показано на рисунке, закройте пробкой
колбу;
- запишите наблюдения, словесное уравнение
реакции в таблицу результатов.
А В С
Рис. Горение в кислороде
серы (А), фосфора (В), железа (С)
Опыт 2. Горение фосфора:
- насыпьте в железную ложечку немного красного фосфора с помощью шпателя;
- подожгите фосфор над пламенем спиртовки и запишите наблюдения;
- опустите ложечку с горящим фосфором в кислород как показано на рисунке, закройте
колбу пробкой;
- запишите наблюдения и словесное уравнение реакции в таблицу результатов.
Опыт 3. Горение железа:
- поднесите к пламени спиртовки спираль из железной проволоки на продолжительное
время;
- запишите наблюдения;
- опустите нагретую спираль из железной проволоки в кислород как показано на
рисунке, закройте колбу пробкой;
- запишите наблюдения и словесное уравнение реакции в таблицу результатов.
32
Таблица результатов:
№ Опыт Наблюдения
(на воздухе)
Наблюдения (в
кислороде)
Уравнение
реакции
1 Горение серы
2 Горение фосфора
3 Горение железа
Вывод (Сделайте вывод об условиях горения неметаллов и металлов и продуктах их
горения):
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− проводит эксперимент и записывает наблюдения;
− записывает уравнения реакции горения серы, фосфора и железа;
− указывает условия горения веществ неметаллов и металлов;
− указывает продукты реакции горения.
2. Распределите нижеприведенные вещества на реагенты и продукты реакции:
вода, оксид серы, диоксид углерода (углекислый газ), парафин, сера, кислород.
Реагенты Продукты
Дескриптор Обучающийся
− определяет реагенты;
− определяет продукты реакции.
33
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цель обучения 7.3.1.5 Приводить примеры легковоспламеняющихся,
горючих и негорючих веществ
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет легковоспламеняющиеся, горючие и
негорючие вещества
• Приводит примеры
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Разделите предложенные вещества по отношению их к горению на три группы - легко
воспламеняющиеся, горючие и не горючие:
лучина, этиловый спирт, медная проволока, мрамор, жидкость антистатическая,
картон.
Дополните список своими примерами по два в каждую колонку
легко
воспламеняющиеся
вещества
горючие вещества не горючие вещества
Дескриптор Обучающийся
- приводит два примера легко воспламеняющихся веществ;
- приводит два примера примеры горючих веществ;
- приводит два примера негорючих веществ.
34
Раздел\ Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цели обучения 7.3.1.6 Понимать, что вещества лучше горят в чистом
кислороде, чем на воздухе
Критерии оценивания Обучающийся
• Устанавливает, что вещества лучше горят в чистом
кислороде, чем в воздухе
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (a) Сравните нижеприведенные процессы горения.
На каком из рисунков процесс идет на воздухе, а на каком в чистом кислороде?
(b) Сравните процесы горения:
Сходство Различие
Горение в кислороде
Горение на воздухе
Дескриптор Обучающийся
− определяет по рисунку процесс горения в чистом кислороде и на
воздухе;
− определяет сходство в горении на воздухе и в чистом кислороде;
− определяет различие в горении на воздухе и в чистом кислороде.
35
Раздел/Тема 7.2В Воздух. Реакция горения
Цель обучения 7.3.1.7 Знать, что при горении металлов и неметаллов
образуются оксиды
Критерий оценивания Обучающийся
• Записывает словесные уравнения реакций горения
металлов и неметаллов
• Классифицирует оксиды неметаллов и металлов на
кислотные и основные
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Продолжите словесные уравнения реакций:
Магний + кислород →
Углерод + кислород →
Сера + кислород →
Алюминий + кислород →
Водород + кислород →
Дескриптор Обучающийся
− правильно завершает 4-5 уравнений горения металлов и
неметаллов.
2. Ниже приведены названия и химические формулы некоторых оксидов, применяемых в
промышленности:
A) «веселящий» газ – N2O;
B) бурый газ – NO2;
C) гематит – Fe2O3;
D) глинозём – Al2O3;
E) кварц, или кремнезём – SiO2;
F) негашёная известь – CaO;
G) угарный газ – СО;
H) углекислый газ – СО2.
Распределите предложенные оксиды:
на оксиды металлов (основные)
оксиды неметаллов (кислотные)
Дескриптор Обучающийся
− определяет кислотные оксиды;
− определяет основные оксиды.
ОКСИДЫ
Кислотные основные
36
3 четверть
Раздел/Тема: 7.3А Химические реакции.
Цель обучения 7.3.4.1 Знать, что свойства «кислотность» и «мылкость» могут
быть признаками некоторых природных кислот и щелочей
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет природные кислоты и щелочи
• Характеризует свойства природных кислот и щелочей
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (а) Какими общими свойствами обладают вещества, изображённые на рисунке 1?
Какие ещё вещества обладают подобными свойствами? Приведите собственный
пример!
Общие свойства -
Рисунок 1
(b) Какими общими свойствами обладают вещества, изображённые на рисунке 2?
Какие ещё вещества обладают подобными свойствами? Приведите собственный
пример.
?
37
Общие свойства -
Рисунок 2
Дескриптор Обучающийся
− характеризует свойства природных кислот;
− приводит пример природной кислоты;
− характеризует свойства природных щелочей;
− приводит пример природной щелочи.
?
38
Раздел\ Тема 7.3А Химические реакции.
Цели обучения 7.3.4.2 Знать химические индикаторы – метиловый оранжевый,
лакмус, фенолфталеин и изменение их окраски в различных
средах
Критерии оценивания Обучающийся
• Определяет кислую и щелочную среду с помощью
индикаторов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Лабораторная работа «Испытание химических индикаторов»
Ход работы:
Кислоты Щелочи
В 3 пробирки налейте небольшое
количество одной из
рекомендованных кислот.
В 3 пробирки налейте небольшое
количество одной из
рекомендованных щелочей.
В первую добавьте 1-2 капли
метилоранжа,
во вторую столько же
фенолфталейна
и в третью лакмус.
В первую добавьте 1-2 капли
метилоранжа,
во вторую столько же
фенолфталейна
и в третью лакмус.
Отметьте изменение окраски индикаторов.
Результаты занесите в таблицу
Сделайте выводы о проделанной работе.
Кислоты Индикаторы Вывод
лакмус метилоранж фенофталеин
Щелочи Индикаторы Вывод
лакмус метилоранж фенофталеин
Дескриптор Обучающийся
- определяет различную среду фенолфталейном;
- определяет различную среду лакмусом;
- определяет различную среду метилоранжем;
- делает вывод.
39
Раздел/Тема 7.3А Химические реакции
Цель обучения 7.3.4.3 Уметь определять кислоты и щелочи с использованием
универсального индикатора, на основе рН шкалы
Критерий оценивания Обучающийся
• Умеет работать с индикаторами
• Определяет кислоты и щёлочи при помощи
универсального индикатора
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Лабораторный опыт «Определение среды раствора»
Оборудование и реактивы: пронумерованные пробирки с растворами кислот и
щелочей, универсальный индикатор
Ход работы:
1. Определите рН среды растворов, содержащихся в пронумерованных
пробирках, при помощи универсального индикатора.
2. Определите, в какой пробирке находится кислота, а в какой – щелочь.
3. Заполните таблицу результатов.
Таблица результатов:

пробирки
Цвет универсального
индикатора рН среды Реакция среды
(кислая/ щелочная )
Сделайте вывод о содержании каждой пробирки:
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− выполняет эксперимент и отмечает изменение цвета
универсального индикатора;
− определяет рН растворов;
− определяет среду реакции растворов (кислая/ щелочная);
− делает вывод о содержании каждой пронумерованной пробирки.
40
Раздел/ Тема 7.3 А Химические реакции
Цель обучения 7.3.4.4 Понять нейтрализацию кислот на примере применения
антацидных средств
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет нейтрализующее действие кислот и
щелочей друг на друга
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Повышенная кислотность - одно из самых распространённых заболеваний желудка.
Для снижения уровня кислотности желудка используются «антацидные средства»,
некоторые из которых представлены на рисунке.
Антацидные средства
1. (а) Объясни, на чём основано действие «антацидных средств», используемых для
снижения повышенного уровня кислотности желудка?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(b) Как называет тип реакции, происходящей между антацидным средством и желудочным
соком.
(c) Запишите словесное уравнение реакции между щелочью и кислотой.
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет действие антацидных средств на кислоту;
− называет тип реакции, происходящей между антацидным
средством и желудочным соком;
− записывает словесное уравнение реакции между щелочью и
кислотой.
41
Раздел/Тема 7.3А Химические реакции
Цель обучения 7.2.2.1 Называть области применения и правила обращения с
разбавленными кислотами
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет области применения и правила обращения с
разбавленными кислотами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Назовите области применения кислот, изображённых на рисунке.
Приведите примеры кислот, запишите их в пустые ячейки и назовите области их
применения.
2. Представьте себе, что вы - учитель химии. Какие правила обращения с разбавленными
кислотами в химической лаборатории вы предложили бы своим ученикам?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− называет области применения кислот, изображённых на рисунке;
− приводит примеры кислот и области их применения;
− формулирует правила обращения с разбавленными кислотами.
42
Раздел/Тема 7.3А Химические реакции
Цель обучения 7.2.2.2 Исследовать реакции разбавленных кислот с
различными металлами и осуществлять на практике
качественную реакцию на водород
Критерий оценивания Обучающийся
• Устанавливает возможность взаимодействия
разбавленных кислот с различными металлами
• Определяет качественную реакцию водорода
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Лабораторный опыт «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой»
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, пробирка, пробка с газоотводной
трубкой, мерный цилиндр, кристаллизатор, гранулы цинка, раствор соляной кислоты,
дистиллированная вода
Ход работы:
1) Соберите прибор, как показано на рисунке.
2) Поместите в пробирку 5 гранул цинка.
3) Прилейте к цинку разбавленную соляную кислоту.
4) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в
перевернутый мерный цилиндр, заполненный водой.
5) Запишите наблюдение и словесное уравнение протекающей реакции в таблицу
результатов.
Таблица результатов:
Опыт Наблюдения Уравнение реакции
Взаимодействие цинка с
разбавленной соляной
кислотой
6) Протестируйте полученный газ горящей лучиной. Если вы услышите глухой хлопок,
43
значит, вам удалось собрать чистый водород. Если хлопок будет с визгом, значит, водород
смешался с кислородом воздуха.
7) Сформулируйте вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с
металлами и образующихся при этом продуктах.
Вывод: ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− выполняет эксперимент и записывает наблюдения в таблицу
результатов;
− записывает словесное уравнение реакции взаимодействия цинка с
разбавленной соляной кислотой;
− формулирует вывод о способности разбавленных кислот
взаимодействовать с металлами и образующихся при этом
продуктах.
44
Раздел/Тема 7.3А Химические реакции
Цель обучения 7.2.2.3 Исследовать реакции разбавленных кислот с
некоторыми карбонатами и осуществлять на практике
качественную реакцию на углекислый газ
Критерий оценивания Обучающийся
• Исследует реакции разбавленных кислот с некоторыми
карбонатами
• Устанавливает продукты реакции разбавленных
кислот с карбонатами
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Практическая работа «Взаимодействие карбонатов с разбавленными кислотами»
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив, пробирки, пробка с газоотводной
трубкой, раствор соляной кислоты, мел, карбонат кальция, известковая вода
Ход работы:
1. Соберите прибор как показано на рисунке.
2. В пробирку поместите несколько кусочков мела и
порошок карбоната кальция.
3. Прилейте в пробирку разбавленную соляную кислоту.
4. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой,
конец которой поместите в пробирку с известковой водой.
5. Запишите наблюдения и словесные уравнения
протекающих реакций в таблицу результатов.
Таблица результатов:
Опыт Наблюдения Уравнение реакции
Взаимодействие карбоната
кальция с разбавленной
соляной кислотой
Взаимодействие
углекислого газа с
известковой водой
6. Сформулируйте вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с
некоторыми карбонатами и образующихся при этом продуктах.
Вывод: _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
р-р кислоты
карбонат
известковая
вода
45
Дескриптор Обучающийся
− выполняет эксперимент и записывает наблюдения в таблицу
результатов;
− записывает словесное уравнение реакции взаимодействия
карбоната кальция с разбавленной соляной кислотой;
− записывает словесное уравнение реакции взаимодействия
углекислого газа с известковой водой;
− формулирует вывод о том, какое вещество образуется при
действии растворов кислот на некоторые карбонаты.
46
Раздел/Тема 7.3B Периодическая таблица химических элементов
Цель обучения 7.2.1.1 Знать и сравнивать классификации элементов на
примере работ И. Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Д.И.
Менделеева
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает классификации элементов И.Дёберейнера,
Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева
• Сравнивает преимущества и недостатки каждой
теории
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите сходства и различия в работах учёных И.Дёберейнера, Дж. Ньюлендса,
Д.И. Менделеева.
Установите, какой вклад последовательно внёс каждый из них в создание
современной периодической таблицы химических элементов.
Вывод:
Вклад И. Дёберейнера _____________________________________________
Вклад Дж.Ньюлендса ______________________________________________
Вклад Д.И. Менделеева ____________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− описывает сущность теории триад И.Дёберейнера;
− описывает сущность теории октав Дж.Ньюлендса;
− описывает сущность периодической теории Д.И.Менделеева;
− устанавливает сходство между теориями И. Дёберейнера,
Дж. Ньюлендса, Д.И. Менделеева;
− устанавливает вклад И.Дёберейнера в создание современной
периодической таблицы химических элементов;
− устанавливает вклад Дж.Ньюлендса в создание современной
периодической таблицы химических элементов;
− устанавливает вклад Д.И.Менделеева в создание современной
периодической таблицы химических элементов.
1829 год 1865 год 1869 год
Триады
И.Дёберейнера
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Периодическая таблица
Д.И. Менделеева
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
Октавы
Дж.Ньюлендса,
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
________________________
47
Раздел/Тема 7.3В Периодическая таблица химических элементов
Цель обучения 7.2.1.2 Знать и описывать структуру периодической таблицы:
группы и периоды
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет принцип построения Периодической
таблицы химических элементов
• Объясняет структуру Периодической таблицы
химических элементов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На рисунке представлен отрезок периодической таблицы химических элементов, которая
была построена на основании периодического закона Д.И. Менделеева.
Формулировка периодического закона Д. И. Менделеева в 1869 году была следующей:
«Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а
потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в
периодической зависимости от их атомного веса»
В настоящее время Периодический закон Д. И. Менделеева имеет формулировку:
«Свойства химических элементов, а также формы и свойства образуемых ими
простых веществ и соединений находятся в периодической зависимости от
величины зарядов ядер их атомов»
(a) Используя предложенный выше отрезок периодической таблицы, объясните, почему
изначальный принцип построения периодической таблицы в порядке возрастания
атомных масс элементов был заменен на принцип возрастания зарядов ядер их атомов
(порядковых номеров).
___________________________________________________________________________
(b) Объясните принцип построения периодической таблицы на примере одной группы и
периода.
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет принцип построения периодической таблицы;
− объясняет принцип построения группы и периода.
48
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы
Цель обучения 7.1.2.8 Понимать, что большинство элементов на Земле
встречаются в виде смеси изотопов, образовавшихся при
формировании планет
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет структуру природных изотопов
химических элементов
• Приводит примеры природных изотопов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Окружающий нас мир (в том числе живое вещество, животные организмы, человек)
состоит из природной смеси разнообразных ядер – изотопов. Например, в костной и
живой материи имеется три природных изотопа углерода 12C; 13C; 14C.
Ученые считают, что внутри организмов белки, жиры, углеводы различаются
(по соотношению 12C : 13C : 14C) по изотопному составу.
1. (а) Установите структуру изотопов углерода:
Изотоп Количество
протонов
Количество
нейтронов
Количество
электронов Масса атома
12

13

14

(b) В чём заключается различие и сходство изотопов?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(с) Приведите пример применения изотопов химического элемента.
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает структуру природных изотопов углерода;
− определяет различие и сходство в строении изотопов;
− приводит пример применения природных изотопов.
49
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы
Цель обучения 7.1.2.9 Понимать, что атомные массы химических элементов,
имеющие природные изотопы, являются дробными числами
Критерий оценивания Обучающийся
• Рассчитывает относительные атомные массы
химических элементов по их изотопному составу
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
В ходе экспериментальных исследований было установлено, что в природном
кремнии, кроме атомов с массой 28, имеются также атомы с массой 29 и 30.
Их соотношение таково:
Рассчитайте относительную атомную массу кремния с учетом его изотопного состава.
28Si : 29 Si : 30 14 14 14 Si = 92,23% : 4,67% : 3,10%
Дескриптор Обучающийся
− рассчитывает относительную атомную массу кремния как
среднее арифметическое от массовых чисел его изотопов, взятых
с учетом их распространенности в природе.
50
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие
формулы.
Цель обучения 7.1.2.10 Знать определение относительной атомной массы
химических элементов
Критерий оценивания Обучающийся
• Формулирует определение относительной атомной
массы химических элементов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (a) Дополните определение, используя слова в рамочке
Относительной атомной массой (Аг) называется …, ….. .
Относительная атомная масса Аг показывает, во сколько раз атом данного элемента
тяжелее атомной единицы массы (1,67 • 10-27кг).
(b) Объясните, что показывает данное значение: Аr (Na) = 23 а. е. м.
Дескриптор Обучающийся
− формулирует определение относительной атомной массы
химических элементов;
− объясняет значение абсолютной массы атома натрия.
А
масса атома атомных массы
в выраженная (а. е. одного единицах
51
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие
формулы.
Цель обучения 7.1.2.11 Уметь правильно составлять формулы биэлементных
химических соединений, используя названия элементов,
валентность и их атомные соотношения в соединениях
Критерий оценивания Обучающийся
• Составляет формулы биэлементных химических
соединений, используя названия элементов,
валентность и их атомные соотношения в соединениях
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте формулы химических соединений и заполните таблицу:

п/п Элементарный состав Атомное соотношение Химическая
формула
1 Кальций : Углерод 1,56 : 3,12 CaC2
2 Марганец : Кислород 1: 2
3 Калий : Хлор 1,34 : 1,34
№ Элементарный состав Валентность Химическая
формула
4 Водород : Хлор I и I НCl
5 Натрий : Сера I и : II
6 Углерод : Водород IV и I
ААА
Дескриптор Обучающийся
− составляет формулы химических соединений по атомным
соотношениям;
− составляет формулы химических соединений по валентности.
52
Раздел/Тема 7.3С Относительная атомная масса. Простейшие формулы
Цель обучения 7.1.2.12 Рассчитывать относительную
молекулярную/формульную массу по формуле химического
соединения
Критерий оценивания Обучающийся
• Рассчитывает относительную молекулярную массу по
формуле вещества
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассчитайте относительную молекулярную массу по формуле вещества.
Приведите расчёты.

п/п Название вещества Модель молекулы Химическая
формула
Относительная
молекулярная
масса
1 водород H2
2 кислород O2
3 вода H2O
4 гидроксид кальция
(гашеная известь)
Са(ОН)2
5 серная кислота H2SO4
6 глюкоза C6H12O6
Дескриптор Обучающийся
− определяет значения относительных атомных масс химических
элементов по периодической таблице;
− рассчитывает относительную молекулярную массу по формуле
вещества.
53
4 четверть
Раздел/Тема 7.4A Химические элементы и соединения в организме человека
Цель обучения 7.5.1.1 Понимать продукты питания как совокупность
химических веществ
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает продукты питания, богатые белками,
жирами и углеводами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Из химических веществ, которые поступают в организм человека с пищей,
наибольшее значение для нормальной жизнедеятельности организма имеют белки, жиры и
углеводы.
Впишите в таблицу продукты питания, которые являются «поставщиками» данных
веществ:
Питательные
вещества Продукты питания
Белки
Жиры
Углеводы


54
Как вы думаете, в чём заключается опасность различных диет, ограничений в приёме
отдельных продуктов питания для организма человека? Ответ поясните!
______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
ААА
Дескриптор Обучающийся
− перечисляет продукты питания, богатые белками, жирами и
углеводами;
− прогнозирует последствия ограничений поступления в организм
отдельных групп химических веществ.
55
АА
Раздел/Тема 7.4A Химические элементы и соединения в организме
человека.
Цель обучения 7.5.1.2 Знать и уметь определять некоторые питательные
вещества: углеводы (крахмал), белки, жиры
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет наличие питательных веществ в продуктах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Практическая работа «Определение питательных веществ в составе пищи»
Оборудование и реактивы: продукты питания (раствор сахара, раствор меда, картофель,
банан, раствор яичного белка, молоко, подсолнечное и сливочное масло), раствор
Бенедикта, раствор йода, раствор NaOH, раствор CuSO4, лист белой бумаги, штатив для
пробирок, пробирки, пипетки, химический стакан, тренога, асбестовая сетка, спиртовка,
спички, защитные очки и перчатки.
Ход работы:
Опыт 1: Определение содержания простых углеводов в продуктах питания.
Поместить в штатив две пробирки. В первую пробирку прилить 2 мл раствора сахара, во
вторую – 2 мл раствора мёда. В обе пробирки добавить раствор Бенедикта и нагреть на
водяной бане. Записать наблюдения и вывод в таблицу результатов.
Опыт 2: Определение содержания сложных углеводов (крахмала) в продуктах питания.
На кусочек картофеля и банана капнуть раствором йода. Записать наблюдения и вывод в
таблицу результатов.
Опыт 3: Определение содержания белков в продуктах питания.
Поместить в штатив две пробирки. В первую пробирку прилить 2 мл раствора яичного
белка, во вторую – 2 мл молока. В обе пробирки последовательно добавить несколько
капель раствор гидроксида натрия и раствор сульфата меди. Записать наблюдения и вывод
в таблицу результатов.
Опыт 4: Определение содержания жиров в продуктах питания.
Поместить на лист бумаги подсолнечное и сливочное масло и посмотреть на свет.
Записать наблюдения и вывод в таблицу результатов.
56
Таблица результатов:
Опыт Определяющий
реагент Наблюдения Вывод
1. Тест на простые углеводы:
А) расвор сахарозы
В) раствор мёда
Раствор Бенедикта
2. Тест на сложные углеводы
(крахмал) с раствором йода:
А) картофель
В) банан
Спиртовый раствор
йода
3. Тест на белки
А) раствор яичного белка
В) молоко
Раствор биурета
(раствор
гидроксида натрия
и медного
купороса)
4. Тест на жиры:
А) подсолнечное масло
В) сливочное масло
Бумага
Сформулируйте вывод о способах качественного определения содержания питательных
веществ в продуктах.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− проводит эксперименты по определению содержания
питательных веществ в продуктах питания;
− записывает наблюдения;
− делает выводы по каждому опыту;
− делает общий вывод о способах определения содержания
питательных веществ в продуктах питания.
57
Раздел/Тема 7.4A Химические элементы и соединения в организме
человека
Цель обучения 7.5.1.3 Знать элементы, входящие в состав организма человека
(О, С, Н, N, Ca, P, K)
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет элементы, входящие в состав организма
человека
• Классифицирует элементы, входящие в состав
организма человека, на макроэлементы и
микроэлементы
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. На рисунке представлены сведения о веществах, из которых состоит организм человека
и их содержании в долевом соотношении.
вода 60-65 % →
Н2О
← жиры 19 %,
н-р: трипальмитин,
С51Н98О6
белки 15-20 % →
н-р: гемоглобин,
С3032Н4816О872N780S8Fе4
← соли 5,8 %,
н-р: гидроксилапатит,
Са10(РО4)6(ОН)2
и внутриклеточные
ионы К+, Na+
углеводы, 0,6 % →
н-р: гликоген, (C6H10O5)n
Рассмотрите формулы предложенных веществ и определите химические элементы,
входящие в состав организма человека.
_____________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
- определяет элементы, входящие в состав организма человека.
58
2. Химические элементы, входящие в организм человека, делятся на макроэлементы
(до 0,01 %) и микроэлементы (от 0,00001% до 0,01 %).
Используя данную информацию и нижеприведенную таблицу, распределите
химические элементы организма человека на макро- и микроэлементы.
Химический элемент Символ Содержание в организме человека, %
Кислород О 65
Углерод C 18,5
Водород H 9,5
Азот N 3,2
Кальций Ca 1,5
Фосфор P 1.0
Калий K 0,4
Сера S 0.3
Натрий Na 0.2
Хлор Cl 0.2
Магний Mg 0.1
Железо Fe 0,006
Фтор F 0,0037
Цинк Zn 0,0032
Кремний Si 0,002
Медь Cu 0,0001
Макроэлементы - ______________________________________________________
Микроэлементы - ______________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− определяет и называет макроэлементы в организме человека;
− определяет и называет микроэлементы в организме человека.
59
Раздел/Тема 7.4A Химические элементы и соединения в организме
человека.
Цель обучения 7.5.1.4 Объяснять процесс дыхания
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет химизм процесса дыхания
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
На рисунке схематично изображен химизм процессов фотосинтеза и дыхания.
Заполните схему изменения веществ, происходящих в ходе процесса дыхания:
ДЫХАНИЕ
→ →
исходные вещества место протекания
изменений, их
сущность
продукты дыхания
Дескриптор Обучающийся
− схематично изображает сущность процесса дыхания.
60
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения
Цель обучения 7.4.2.1 Понимать, что земная кора содержит много полезных
химических соединений
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет ценность руд для человека
• Называет руды и указывает полезное вещество данной
руды
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Человечество занимается добычей руд, из древне и по сей день. Объёмы добычи
руды постоянно растут. Об этом свидетельствуют фотографии, представленные на
рисунке.
1. (а) Объясните, в чём заключается ценность руд для человека и почему добыча руд
увеличивается со временем.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(b) Приведите примеры известных вам добываемых руд и укажите полезный компонент
руд, ради которого ведётся их добыча.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Добыча руды на
горном предприятии
в Германии,
XVI век
Первоуральск.
Крестьяне на
вспомогательных
работах в руднике, XIX
век
Кустанайская
область, карьер
Сарбайского
рудника,
XX век
Стойленский
рудник. Старый
Оскол
Белгородской
области, XXI
век
Рисунок. Добыча руд в разные периоды развития человечества
Дескриптор Обучающийся
− объясняет ценность руд для человека;
− объясняет причину увеличения добычи руд со временем;
− приводит пример(ы) добываемых руд;
− называет полезный компонент руды.
61
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения
Цель обучения 7.4.2.2 Понимать, что некоторые минералы и полезные
природные соединения относятся к рудам
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет, что руда – это минералы, состоящие из
металлов и их соединений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Ознакомься с информацией.
Богатые золотокварцевые
руды. Бестобе, Казахстан
Магнетит Fe3O4.
Магнитогорск, Россия
Анортит Ca[Al2Si2O8]
(полевой шпат)
Золото содержится в
самородном состоянии.
Золотоносные руды —
природные минеральные
образования с содержанием
золота в таких количествах,
которые делают
экономически
целесообразным
извлечение золота.
Железо также
встречается в самородном
состоянии, но крайне редко.
В промышленности железо
извлекают из руд, в
которых оно находится в
виде химических
соединений с другими
элементами.
Кальций из-за
высокой химической
активности в свободном
виде в природе не
встречается. Большая часть
кальция содержится в
составе силикатов и
алюмосиликатов различных
горных пород.
(а) Объясните, почему некоторые металлы встречаются в природе в самородном виде, а
некоторые только в виде соединений.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(b) Сформулируйте определение понятия «руда».
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
− объясняет, почему некоторые металлы встречаются в природе в
самородном виде, а некоторые только в виде соединений;
− формулирует определение понятия «руда».
62
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения
Цель обучения 7.4.2.3 Описывать процесс переработки руды для получения
металла
Критерий оценивания Обучающийся
• Устанавливает правильную последовательность
получения металла из руды
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Установите правильную последовательность металлургических процессов
получения металла из руды, соединив прямыми линиями соответствующие элементы
первого и второго столбцов
Процессы получения металла из руды
РУДА

1 Агломерация (изготовление кусочков породы определённого
размера)
↓2
Восстановление (извлечение) металлов из руды
↓3
Измельчение руды
↓4
Механическая обработка (прокатка, ковка, штамповка металла)
↓5
Обогащение руды (удаление пустой породы)
↓6
Очистка металла
↓7
Термическая обработка (закалка металла)

МЕТАЛЛ
Дескриптор Обучающийся
− указывает правильную последовательность металлургических
процессов получения металла из руды.
63
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения
Цель обучения 7.4.2.4 Знать, какими минеральными и природными ресурсами
богат Казахстан и их месторождения
Критерий оценивания Обучающийся
• Называет минеральные ресурсы Казахстана
• Отмечает месторождения минеральных ресурсов на
контурной карте Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. (а) Распределите предложенные ресурсы на топливные, рудные и нерудные.
Топливные ресурсы Рудные ресурсы Нерудные ресурсы
(b) Используя условные обозначения, укажите на контурной карте месторождения
минеральных и природных ресурсов Казахстана
64
Дескриптор Обучающийся
− определяет топливные ресурсы;
− определяет рудные ресурсы;
− определяет нерудные ресурсы;
− отмечает на контурной карте месторождения топливных ресурсов
Казахстана;
− отмечает на карте месторождения рудных ресурсов Казахстана;
− отмечает на карте месторождения нерудных ресурсов Казахстана.
65
Раздел/Тема 7.4B Геологические химические соединения
Цель обучения 7.4.2.5 Изучить влияние добычи природных ресурсов на
окружающую среду
Критерий оценивания Обучающийся
• Устанавливает и прогнозирует последствия влияния
добычи природных ресурсов на окружающую среду
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Добыча полезных ископаемых приводит к изменениям рельефа местности. Иногда
изменения значительны, что хорошо видно на фото.
Ответьте на вопросы:
1. К каким негативным последствиям на живую и неживую природу приводят
действия человека, связанные с добычей полезных ископаемых?
______________________________________________________________________________
2. Какие меры можно предпринять для уменьшения негативного воздействия добычи
минеральных ресурсов на окружающую среду ?
______________________________________________________________________________
Последствия прорыва
грунтовых вод в
рудник
Соликамского
калийного рудного
управления, Россия
Карьер «Мир» –
заброшенный открытый
алмазный карьер возле
города Мирный, Россия
Отвал
Краснооктябрьского
бокситового рудника,
город Павлодар,
Казахстан
Террикон –
обычный спутник
металлургического
или
горнодобывающего
предприятия. Усть-
Каменогорск,
Казахстан
Дескриптор Обучающийся
− устанавливает негативные последствия влияния добычи
природных ресурсов на объекты живой природы;
− устанавливает негативные последствия влияния добычи
природных ресурсов на объекты неживой природы;
− предлагает меры предотвращения негативного последствия
влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.

Комментарии:
Сабақ жоспарлары барлық пәннен ҚМЖ, ОМЖ, ҰМЖ | Планы КСП ССП ДСП
Электронная почта: [email protected] Ватсап: 8(707) 403-01-01 © 2020-2021